Антропософский форум > Антропософские инициативы

Эвритмия и психология движения

<< < (6/6)

prvul:
Может ли кто мне помочь покупат книги:

/1/ Ханс Бродер фон Лауэ, Эльке Элизабет фон Лауэ.
"Материалы к физиологии лечебной эвритмии"

/2/ Кирхнер-Бокхольт М.
"Начала лечебной эвритмии"

Можно и е-формат и силка для скачать :)
Я живу в Сербии. Привет!

Галина:


ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ или ЛЕЧЕБНАЯ ЭВРИТМИЯ
 
«... Природа осела землею из ЗВУКА …»

А.Белый «Глоссолалия»
 
        Жизнь на Земле ткется неустанно и ЭВРИТМИЯ исходит из того, что каждая проявленная форма, которую мы находим в природе, есть пришедшее к покою движение. В ЭВРИТМИИ нам явлены формы движений сил, создающих окружающий нас земной мир, в том числе и венец творения - ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА.
 
«Человек, будучи прекраснейшим и совершеннейшим творением Бога, будучи его подобием и малым миром, обладает телом, устроенным более гармонично и совершенно, нежели у прочих созданий, и заключает в себе все числа, меры, веса, движения и элементы, короче, - все, что принадлежит к полноте его существа; и все в нем, как в превосходнейшем произведении, достигает того совершенства, до которого никогда не возвышаются другие вещественные тела».
Агриппа Неттесгеймский (1486-1535).[/i]
 
         Живой организм человека - постоянно находящийся в становлении объект творения и во множестве очень сложных динамических процессов, обеспечивающих формообразование и жизнедеятельность его, работают созидающие пластические силы, которые в антропософской медицине называют еще силами формирования и роста. В эмбриональный период и в период роста детского организма они занимаются главным образом построением человеческого тела. По мере взросления, метаморфизируясь, они становятся основой способности мышления. Но часть этих сил постоянно действует внутри организма, вызывая и стимулируя процессы восстановления, которые подпитывают наш жизненный потенциал во время сна, которые заживляют раны, которые, благодаря активности иммунной системы, делают организм способным противостоять болезни, излечиваться, порой даже чудесным образом с точки зрения академической медицины.
 
         В здоровом организме действие этих созидающих сил формирования и роста отображается в гармоничной пластичности тела и в слаженности взаимодействия внутренних процессов. Здоровое тело радует, здоровый человек чувствует себя, как говорят, «в тонусе». В больном организме необходимое созвучие образующих сил и телесности утеряно, движения (в широком понимании) искажены. Тело беспокоит. Внешне это выражается в различного рода неловкостях, зажимах: оно где-то излишне расслаблено, где-то излишне напряжено, движения могут быть несобранными, бесконтрольными или жесткими, судорожными... Внутренняя жизнь организма - состояние органов, динамика и ритмы протекания их функций - также нарушены у больного.
 
          Вновь погрузиться в поток здоровых образующих сил нам дает возможность терапия ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИЕЙ. ЛЕЧЕБНАЯ ЭВРИТМИЯ способствует организму на пути к обретению своего гармоничного равновесия, она может помочь мобилизовать и направить собственные целительные силы, привнести правильный импульс тому или иному органу или системе органов и противодействовать таким образом болезненным тенденциям. В ЭВРИТМИЧЕСКИХ движениях звуков речи находит свое выражение та богатая палитра пластических сил, что дифференцированно действует в целостной организации человека. Каждое ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКОЕ движение соответствует определенному физиологическому процессу в организме, определенному органу.
 
         12-17 апреля 1921 года можно считать днями рождения нового вида терапии, - Доктор Штайнер читает для врачей, ЭВРИТМИСТОВ и студентов-медиков курс лекций по ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ. В первой лекции (Р.Штайнер «Лечебная эвритмия», стр.9) мы читаем:
        «… я предполагаю очертить основы некой ЭВРИТМИИ, но ЭВРИТМИИ, я бы сказал, ЛЕЧЕБНОЙ… До сих пор под именем ЭВРИТМИИ существовала лишь эвритмия как искусство… Нам… предстоит рассмотреть некоторые исходные данные для развития на основе ЭВРИТМИИ гигиено-терапевтических методов. Мы увидим, как преобразуются многие художественные формы, чтобы стать тем, что можно назвать родом ЭВРИТМИИ ЛЕЧЕБНОЙ…»
 
        Чтобы стать терапевтическим средством, ЭВРИТМИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ претерпевает метаморфозу. Художественные жесты звуков речи, которые в СЦЕНИЧЕСКОЙ ЭВРИТМИИ обращены вовне, к зрителю и слушателю, в ЭВРИТМИИ ЛЕЧЕБНОЙ преобразовываются и направляются вовнутрь организма. Для ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКОЙ терапии избирается, как отдельное УПРАЖНЕНИЕ, движение одного или нескольких звуков, которые должны многократно повторяться. Движения, соответствующие звукам речи, являются ОСНОВОПОЛАГАЮЩИМИ элементами ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ...

Галина:


Упражнения лечебной эвритмии

         При ЭВРИТМИЧЕСКОМ исполнении звуков задействовано все человеческое существо, мы движением всего тела совершаем те воздушные жесты, которые возникают при произнесении того или иного звука. (Самыми выразительными при этом, конечно, являются руки человека.) Попробуйте произнести, например, звук «А», а затем «У». Заметьте, как по-разному мы формируем выдыхаемый воздушный поток при помощи различного расположения губ, языка, неба …. В первом случае образуется широкий открытый поток воздуха, во втором он формируется достаточно узко. Можно ясно увидеть тот же принцип формы и в ЭВРИТМИЧЕСКОМ движении: у ЭВРИТМИЧЕСКОГО движения звука «А» - раскрытые в форме угла руки, у ЭВРИТМИЧЕСКОГО «У» - руки сводятся в параллельное положение.
          А если произнести, например, «Р» или «Б» или «Л»…? Какое движение может соответствовать таким создаваемым воздушным формам? Внимательно понаблюдав процесс произнесения звуков речи, можно придти к правильным идеям. Таким образом, можно самостоятельно проследить, что ЭВРИТМИЧЕСКИЕ движения отнюдь не произвольны, за ними стоят определенные объективные закономерности, которые обнаруживаются, в частности, и в образовании речи, и, при более глубоком изучении, в строении человеческого организма.
 
ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКИЕ движения звуков речи по своему характеру исполнения столь же многообразны, как многообразны по своим задачам и функциям отдельные органы и системы органов.
          В процессах формообразования и в жизнедеятельности целостного организма человека действенны силы полярной направленности, от центростремительных до центробежных. Одни призваны уплотнять ткани, другие, соответственно, должны выполнять противоположную задачу. Тонкое мудрое взаимодействие тех и других создает жизнь.

           И в ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ мы видим, что весь спектр упражнений также многообразен и охватывает полярность. С одной стороны есть упражнения структуирующего плана, которые стимулируют в целом укрепляющие, формообразующие силы в организме, с другой стороны мы находим также упражнения, которые, наоборот, способствуют внутренней подвижности на всех уровнях, активизируют обменные процессы, растворяют застывшее и отвердевшее, противодействуют застоям в организме, возвращают органам их естественную пластичность.
            Выбирая определенную последовательность и количество упражнений, а так же внимательно выстраивая способ выполнения каждого отдельного упражнения, можно создать комплекс, который будет оказывать терапевтическое воздействие сообразно индивидуальному состоянию здоровья конкретного пациента.
 
Терапия лечебной эвритмией

          В ЭВРИТМИИ вообще и в ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ в частности мы работаем с движением звука, как с живой субстанцией высокого порядка.
          Когда мы упражняем тот или иной звук, нам открываются формы движения, лежащие в основе всей органической жизни природы, мы познаем их, сливаемся с ними. В определенном смысле мы пробуждаемся в собственном движении, которое произвольно и не осознается в повседневной жизни. Движение становится оформленным в согласии с космическими силами, создающими организм.
         Потому в процессе выполнения ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКОГО упражнения требуется хорошая внутренняя концентрация. Здесь должно быть активно все существо человека: и мысли, и чувства, и воля его. Исполняя движение, важно внутренне погрузиться как в телесные, так и в конкретные душевно-духовные переживания, связанные с ним. Благодаря этому мы на душевно-духовном уровне меняем, оздоравливаем свое отношение к собственному телу и к болезни, мы воздействуем глубоко на физический уровень, вплоть до деятельности отдельных органов и систем органов.
 
        Движения выполняются всем телом, могут задействоваться прыжки, передвижения по определенным пространственным формам. Важным терапевтическим фактором является темп выполнения упражнений и его изменение. При соответствующих показаниях возможно исполнение упражнения отдельно, например, только руками, ладонями, пальцами, либо ступнями, ногами, плечами … В зависимости от состояния пациента занятие может проводиться в положении сидя или лежа. Помимо основных упражнений в ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ могут выполняться и другие характерные упражнения, а также подготовительные упражнения с медными шарами, медными палочками, различного рода ритмические упражнения.
 
         Одно терапевтическое занятие ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИЕЙ длится до 45 минут. По окончании необходимо сделать паузу, пациент отдыхает на кушетке 10-15 минут. Чтобы достичь стойкого желаемого воздействия, нужно научиться правильно делать упражнения и выполнять их регулярно в течение длительного времени. Курс составляет, как правило, 10 занятий. При необходимости курс может быть повторен. В отдельных случаях ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКАЯ практика может сопровождать пациента в течении более длительного времени, поддерживая и улучшая жизнедеятельность организма, а так же смягчая симптомы, если мы имеем дело с необратимыми болезненными процессами.
 
          Выбирать и назначать упражнения может только ДИПЛОМИРОВАННЫЙ ЭВРИТМИСТ-ТЕРАПЕВТ на основе диагноза и терапевтической цели ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА и собственной диагностики движения пациента.
(Получить образование ЭВРИТМИСТА-ТЕРАПЕВТА можно в специализированных образовательных учреждениях (1.5 года дополнительного очного обучения, включая обязательную практику) при наличии диплома художественного ЭВРИТМИСТА (4-5 лет обучения) или диплома врача (6 лет обучения).)
 
 __________________________________________________
 
Давая характеристику новой терапии, Доктор Штайнер отмечает, что в целом ЛЕЧЕБНАЯ ЭВРИТМИЯ: «… способна очень многого достичь в терапии тех или иных хронических да и острых состояний, но особенно рациональной и действенной будет в профилактике подступающих болезней, в борьбе с предрасположенностью к ним.» (Р.Штайнер «Лечебная эвритмия», стр.9)


Показаниями для терапии ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИЕЙ являются все как соматические, так и психиатрические заболевания, а так же нарушения, связанные с различными возрастными переходными периодами (например, пубертат, климакс…). Гипертермия и острые психозы являются противопоказаниями.
 
 
Составление текста:
Эвритмист-терапевт Ермолаева Т.Ф.
Редакция:
Антропософский врач Куликова Е.М.
 
http://terapevticum.msk.ru/index.php/2009-12-16-15-09-22.html

Галина:

"ЭВРИТМИЯ – любимое детище Рудольфа Штейнера.

«Вначале было слово, и слово было от Бога»         Философы считают, что знают о звуках нечто большее, чем фонетическая значимость.

 Антропософ Р. Штейнер (антропос — человек, софия — мудрость) считает, что мы в отношении языка стали сморщенными, как высохшие сливы. Он использует работу со звуками, чтобы вернуть человеку духовное понимание мира, вернуть речи ее живую сущность, одухотворить интеллект. Им создана методика эвритмии, духовного целительства, основанная на работе со звуками языка немецкой речи. Сам термин эвритмии обозначает «движение, направленное душевным импульсом». Смысл звука обнажается и становится ясен в пластическом действии — движении. Эвритмия — это видимая речь, где жест и звук слиты воедино с душой человека.
           Я работала уже несколько лет по своей методике, когда меня познакомили с эвритмией. Знакомство произвело на меня необыкновенное впечатление. Предлагаю читателю читателю некоторые сведения о удивительнейшей философией и практической методикой эвритмии. Это — комплекс духовно ориентированных, медитативных, процессуальных упражнений. В эвритмии благодаря пластике и жесту мы глубоко ощущаем смысл и существо каждого слова и звука.

«При помощи эвритмии мы можем проделать с телом такие вещи, которые воздействовали бы на душу и продвигали ее вперед в моральном, познавательном отношении и в отношении чувства».

Боги эвритмизировали, создавая мир.
            Каждое их движение рождало и отражало определенный принцип мира.
                         Этот принцип приобрел концентрированную форму в звуках. Эвритмизируя, душа учится жить в теле.
Внутреннее понимание звука позволяет сделать видимой пластичную сущность звуков. Вибрируя телом, можно попадать в звук. Выговаривая алфавит, вы погружаетесь в форму эфирного тела и сообщаете, формируете ее в воздухе. Эвритмическое вытекает из чувства нашей души.
Звукоречь — процесс, пронизанный чувством, позволяет войти реально в наполненность чувством, отдаться непосредственному ощущению.
Жесты выражают чувства и настрой души. Они естественны, если наполнены художественным содержанием.
           Изображение в эвритмии является несовершенным, если человек еще борется с чем-то, что продолжает оставаться его «телом» и не становится душой. Если руки не движутся, а бросаются и представляются для души чем-то тяжелым — эвритмический процесс не освоен. Процесс познания включает активность души.

        Откровение главных душевных состояний, мышления, чувствования и воли, позволяет сопоставлять их с природными стихиями.
         
В эвритмической системе выявляется психологическая сущность сущность звука, выраженная в жесте и движении.
Гласные звуки исходят изнутри, в соответствии с чувствами, отражают внутреннее переживание. Ими мы высказываем себя. А, О-спокойны, И, Э, У-полны огня. А — жест приятия, удивления, человек в высшем совершенстве, О — исполненная понимания позиция.
Согласные копируют образ того, что вне нас. Они всегда отражение образа внешних форм. Выталкиваемые звуки Д Т Б П Г К М Н -проявления человеческой сущности, которую хотят сохранить во внешнем мире. Поток воздуха внутренне связан, выражая симпатию к себе. В выдуваемых звуках Х Ч Й Ш С Ф В мы бежим вслед за движением, проявляя симпатию к внешнему миру, будучи вовлечены в ток, идущий от внешнего мира, сопровождая его. У этих звуков нет очертаний. Р и Л -движение в самом себе, а не отдача себя. Р — воспроизводится легко, с раскачиванием. Л — волнующийся звук — тело движется само по себе, ритмически раскачиваясь, с колебаниями.
Пройдя алфавит, мы в звуках высказываем тайну человека. Каждый звук несет что — то свое.

Эвритмия — искусство исцеления.

http://ru.wn.com/%D0%AD%D0%B2%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC%D0%B8%D1%8F

Мы идем назад, к Божественным формам. Душевная атмосфера должна быть в преподавании.
«Все тело должно стать душой. Состояния души мы выражаем в движении», — учит Р. Штейнер..."

Галина:

Рассмотрим теперь жесты и чувства звуков в эвритмии.

         Звук А в эвритмии соответствует жесту приятия, удивления, «человек в высшем совершенстве».
Жест А — также жест приятия. Охватываете кистями рук пространство, как 2 различными направлениями, ощущая это в мускулах. Силы, струясь через твои руки, сливаются в твоей груди. Этот жест — центростремительный, охватывание идущего навстречу. Звук А психологически означает также удивление, изумление. Удивляющийся человек и есть человек в своем идеальнейшем развитии, высшем совершенстве. Если слово содержит А, в нем всегда слышится удивление. Сложно достичь познания человека, во всей полноте, духовно — душевно — телесного.
.......................
                        .........................
                                             ......................................

Е(Э) означает: он мне что-то сделал, но я отражаю, держусь стойко.
Жест выражает устойчивость при прикосновении. Это жест скрещивания рук, противостояния происшедшему.

          В спонтанном жесте мы подражаем душевному жесту.

Благоговение — это необычный настрой души. Выразим его так: предплечья опущены вниз, прижаты к телу, а руки от локтя обращены вверх.
Драматический жест: левая рука в бок, правое предплечие опущено, указательный палец поднят вверх.
А вот жест «проклятый умник»: левая рука сильно изогнута крючком, правая — показывает вверх («это я сделал бы умнее, чем ты»).
Жест веселости: руки вверху, раздвинув пальцы, жест насыщенности: руки к груди.
Жест резкого самоутверждения: стоя на левой ноге, вытянув вперед руки, несколько оттянуть кисти назад.
Жест сердечности: опираемся на переднюю часть стопы, большой палец касается указательного.
Жест любезности: слегка приподнимая пятку, поднять левую руку округло вверх над собой, а правую — несколько вниз.

        Откровение душевных состояний выражено в мышлении, чувствовании, волеизъявлении.
Мышление -это прямая линия.
 Чувствование — прямые и кривые.линии.
Волеизъявление — кривая линия.
        Тайна в себе — это круг. То, что оказывают впечатление на органы чувств, выражается в угловых движениях, идущих назад. Духовно — созерцательное действие отражают округлое движение дугами вперед, духовно — сущностное действие — округлыми движениями с дугами назад.
Сострадание, благожелательность обозначаем волнистой линией...
Междометия — наклоном тела или грациозным прыжком, прыгая на носок, а потом на ступню. Выражая пассивное отношение — выступаем вперед, если активное — то назад.

        Итак, звуки выражают душевное состояние и природные стихии. Вибрируя телом, можно попадать в звук. Внутреннее понимание звука позволяет сделать видимой его пластическую сущность.

          Р Штейнер внутренне связывает звуки с планетами и знаками зодиака.
В эвритмии А-Венера, Б-Дева, В — Овен, Г-Стрелец, З-Скорпион, И — Меркурий, Л-Козерог, М-Водолей, Н — Рыба, О-Юпитер, Р-Телец , С — Весы, Т-Лев, У — Сатурн, АУ — Солнце, Ф — Рак, Х — Близнецы , Э — Марс, ЭЙ — Луна.

          Эвритмия открывает путь к духовности, выявлением пластики сущностных начал. Самопознание, самоосознание — единственный путь к спасению, по мнению Р. Штейнера. Интеллект должен открыть дорогу духу.

          Мне доставило глубокое удовольствие познакомится и воочию присутствовать на концерте художественной эвритмии, который был дан для гомеопатов в зале дома Ученых. Нежные туники, голубые, розовые и палевые, мегкая волнующая музыка и воздушные движения, наполненные мыслью очаровали присутствующих. Мне стало известно, что в Германии и у нас в России существуют Академии эвритмии. Это — школы духовного развития, напоминающие древние школы «посвященных».

          Отметим существенные отличия способа ЗДЭГС от главного аналога — метода эвритмии. Несмотря на смысловое единство между мысленным образом и его пластическим выражением, в эвритмии не существует вводного, интимно связующего физиологического мостика. Понятие пластического выражения звука в требует глубокого умственного осмысления. Дистанцию между звуком и движением можно восполнить дыхательной пластикой, на деталях которой обычно не фиксируется сознательное внимание. Для работы с тонкими сигналами нужна сверхчувственная творческая атмосфера, особая настроенность сознания. Полезным навыком для при эмоционально — энергетическом и пластическом воспроизведении звукообразов становится последовательное проведение звука по всем каналам чувственного и физиологического восприятия. Соединяется пластика движения и дыхания.
Отличие способа звуковой дыхательно — эвритмической гимнастики саморегуляции от способа классической эвритмии в том, что осязаемая через пластику движений речь дополняется произнесением звуков, с акцентами на всех их функциональных элементах речевого дыхательного процесса. Мы вводим элемент эвритмизирования дыханием, которое позволяет легче включаться в ритм выполнения задания по раскрытию сущности множественных эмоционально-энергетических образов, способствуя созданию медитативной, творческой, эмоциональной атмосферы. Дыхание является бессознательным актом, связывающим все системы жизнеобеспечения. Интеграция психического и физического действия путем организации пластического процесса будет более полной и обоснованной с использованием дыхательной эвритмии. Процессуальное пластическое дыхание позволяет создать более гибкую систему проводников от сознательной к бессознательной регуляции. В процессуальном дыхании — большой потенциал самооздоровления. По сравнению с другими дыхательными гимнастиками, процессуальное звуко-пластическое дыхание не требует произвольного сосредоточения на ритме или искусственно вводимых элементах.

           Данный метод имеет самостоятельное диагностическое значение. Во время воплощения разных функциональных состояний и образов, исполнения тонких элементов проявляются скрытые психологические и функциональные нарушения, которые можно идентифицировать по отношению к системам и органам и к индивидуальному способу адаптации, контролируя состояние в динамике".
http://www.oppl.ru/detskaya-kniga/evritmiya-lyubimoe-duhovnoe-detische-r-shteynera.html

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии