Автор Тема: Эвритмия и психология движения  (Прочитано 94425 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Оффлайн Галина

  • Ветеран
  • Сообщений: 3 155
  • Karma: +0/-0
Re: Эвритмия и психология движения
« Ответ #20 : 29 Дек. 2013, 02:04:44 »

Искусство современного художественного движения Эвритмия


1.

Об эвритмии

Эвритмия — искусство особого гармоничного движения, название которого восходит к древнегреческому искусству танца.

В переводе с греческого языка eurythmia — стройность, благозвучие, равномерность ритма в музыке, танцах и речи. Ритм понимается как качество живого организма, необходимая составляющая жизни человека. Эвритмия появляется в 1912 в Европе (в Швейцарии, Германии). Это один из способов выражения музыкального и поэтического в движении и пространстве, основы которого были разработаны Рудольфом Штейнером, философом и мыслителем, положившим начало духовной науке “антропософия”. Отмечая пограничное положение эвритмического движения между пантомимой и танцем, Р. Штейнер указывал на дидактический, эстетический и гигиенический аспекты.

Говоря о дидактическом аспекте, он подчеркивает, что душа человека раскрывается в движениях в силу своей связанности с телом. Эстетический элемент выражает художественность движения. Терапевтическое воздействие эвритмии заключено в оздоровлении психосоматической организации человека: «Поскольку физическое тело приведено в соответствие с миром движения и здоровая подвижность обращена на дидактику, становится возможным оздоровляющее воздействие на физический организм и на душевную организацию человека».

Так в современной эвритмии определилось три направления:

Художественная (сценическая)

Педагогическая (для детей и взрослых)

Терапевтическая (гигиеническая и лечебная)


Русская эвритмия
Вы, вероятно, все знаете, что русский язык, как ни один другой язык в мире, обладает удивительной способностью играть с согласными. Почти каждый из них изменчив настолько, что может приобретать либо ярко выраженную мягкость, либо твёрдость. Лишь два согласных русского алфавита всегда мягкие (Ч, Щ) и три – всегда твёрдые (Ж, Ш, Ц).

Почему я так подробно на этом останавливаюсь? Дело в том, что во время получения эвритмического образования (1996 – 2000 годах) наряду с немецкой и английской нам давалась и русская эвритмия, в отличие от немецких или английских звуков, формирующихся симметрично обеими руками, тут нужно быть всегда начеку, дабы не ошибиться в выборе правого или левого пространства. В русской эвритмии мягкие согласные делались только левой рукой, а твёрдые – только правой. На первый взгляд здесь нет ничего сложного. Но на самом деле выполнить это необычайно трудно. На сцене порой можно видеть, как твёрдые звуки эвритмист вдруг делает не справа, а слева, и наоборот, или вообще по привычке делает их по-немецки. (Гласные я сегодня не затрагиваю. С ними всё-таки легче, поскольку здесь обе стороны тела достаточно равноправно участвуют в формообразовании звуков). " http://www.mirwomne.ru/deti-starsche-3/articles/razvitie/evritmiya/

Оффлайн Галина

  • Ветеран
  • Сообщений: 3 155
  • Karma: +0/-0
Re: Эвритмия и психология движения
« Ответ #21 : 30 Дек. 2013, 04:06:12 »




Оффлайн Галина

  • Ветеран
  • Сообщений: 3 155
  • Karma: +0/-0
Re: Эвритмия и психология движения
« Ответ #22 : 03 Янв. 2014, 04:42:11 »

2.

Эвритмия в педагогике
        Эвритмия была включена в программу вальдорфских школ, когда они появились в 1919 году, прежде всего как художественный элемент, как новое искусство, которое пришло из жизни и, следовательно, должно присутствовать и в школе. А также как противовес внешним движениям, которые присутствуют в гимнастике. С помощью внешних гимнастических упражнений учащийся вводится в пространство, а посредством эвритмии ему предоставляется возможность внешним образом выполнять соответствующие его природе движения так, как этого требует сам организм.

         Таким образом, сущностью эвритмии является внутреннее выражение себя во внешнем движении, а гимнастики – заполнение собой внешнего и связывание себя с внешним миром.Задача эвритмии в школе и в детском саду заключается в том, чтобы помочь нормальному развитию ребенка в соответствии с его жизненными и возрастными этапами.

          Эвритмия охватывает тело ребенка через одушевленное движение и, таким образом, включает духовное начало в гармоническое отношение с физическим. Р.Штейнер разработал специальные педагогические формы и упражнения, в том числе с медными палочками и медными или деревянными шариками и дал рекомендации, как эти упражнения определенным образом благотворно действуют на детей и молодых людей. Им были даны советы учителям о том, как должен быть оформлен эвритмический класс. В отличие от спортивного зала, где должны быть представлены мотивы, связанные с чувством равновесия и отношением движений человека к миру, эвритмический класс должен быть украшен живописными изображениями душевной динамики человека, выраженной художественно.

          В дальнейшем, в результате развития вальдорфских школ, педагогическая эвритмия разрабатывалась эвритмистами-педагогами, работающими в этих школах. И, хотя в этих разработках и в работах Р.Штейнера есть очень определенные указания по проведению урока и подбору художественного материала в зависимости от возраста детей и программы школы, все же, основную роль в построении урока эвритмии играет личность педагога, его творческая фантазия и интуиция, основанные на глубоко прочувствованном понимании сущности эвритмии, знании этапов развития ребенка и обостренном чувстве особенностей конкретных детей, стоящих перед ним.

Искусство эвритмии как путь взаимопонимания
           В практике современного педагогического исследования широко применяется метод наблюдения. Внимательно и сердечно наблюдая за детьми, педагог может действовать правильным образом, чтобы помочь в обучении и разработать индивидуальный подход в рамках личностно–ориентированного образования. Такая комплексная педагогическая задача требует ясного представления о каждом ребенке и его особенностях. В основе ее решения лежит создание верного и объективного образа ребенка, который создается педагогом на основе наблюдения.

Все в мире претерпевает метаморфозу. Медленно меняют структуру минералы. Рост растения можно пронаблюдать, терпеливо фиксируя изменения, которые особенно ярко проявляются весной. День ото дня происходит рост животных. Меняется и ребенок. Если внешние изменения в облике растущего ребенка поддаются наблюдению, то душевная жизнь со всем ее богатством и мимолетностью впечатлений более сложна и скрыта. Вместе с тем именно в этой области лежат основы успешности обучения. Здесь находится и сфера интересов ребенка, и волевые усилия, которые он совершает, чтобы достигнуть желаемого.

          От наблюдения внешнего облика (одежда, телосложение, лицо, цвет волос и глаз, кожа, пропорции кисти рук и т.д.) перейдем к наблюдению за движением ребенка. Мы учимся описывать характер движений и походки, особенности перемещения ребенка в пространстве класса и в жизни в целом. В каждом движении, в каждом жесте лежит ключ к пониманию существа ребенка.

http://www.mirwomne.ru/deti-starsche-3/articles/razvitie/evritmiya/

Оффлайн Галина

  • Ветеран
  • Сообщений: 3 155
  • Karma: +0/-0
Re: Эвритмия и психология движения
« Ответ #23 : 05 Янв. 2014, 05:59:22 »

3.

Искусство движения – эвритмия – оказывает помощь ребенку в самовыражении. Посредством искусства на основе художественного образа дети учатся проявлять собственную индивидуальность, понимают, что каждый человек неповторим. На помощь ребенку приходит язык эвритмии – это язык жестов, ритмов, которые живут в музыкальном и поэтическом произведении. Жест в эвритмическом движении имеет творческую основу, но одновременно выражает закономерности речи или музыки. Поясним это на примере слов «да» и «нет».

          Когда мы соглашаемся, душа как бы раскрывается навстречу человеку или событию. Когда мы произносим «нет», то душевно выстраиваем невидимую стену перед собой, защищаясь от нежелательного воздействия. Это невидимое душевное действие можно сделать зримым благодаря жесту рук – в «а» мы чувствуем себя слитно с миром и распахиваем руки как лучи, идущие от сердца; в «е» мы выстраиваем преграду перед собой, скрещивая руки между собой. Вы помните как играли в «догонялки» в детстве? Когда мы чувствовали, что нас вот-вот запятнают, мы останавливались, быстро скрещивали руки на груди и кричали радостно: «Я в домике!». И весь облик выражал: «Нет! Нельзя пятнать!». В эвритмии физическое движение всегда имеет душевную окраску. Поэтому оно всегда упражнение для души, она трудится, чтобы понять саму себя и душевное существо других людей.

          В жизни нужно оба состояния: открытости и закрытости, умение сказать «да» и «нет», душевное переживание гласных «А» и «Э». Необычайно важно для учителя осознавать, что выражает его собственный жест, с которым он предстает перед детьми на уроке.

          Другой важный способ понимания другого человека средствами художественного движения – это совместное движение в пространстве.

          Это могут быть импровизации под музыку или стихи, создание картин природы, например движение листьев на ветру осенью. Разный характер движения поможет ребенку осознать собственный темперамент, его сильные стороны. Для этого возможно создать в совместном движении картины таких явлений как огонь, воздух, вода, минералы.
          Для понимания друг друга посредством движения в пространстве в эвритмии существует язык пространственных форм, в основе которых лежат прямые линии и дуги. Так, для царства минералов более подойдут короткие прямые. Царство воды имеет волнообразные формы, непрекращающееся движение лемнискаты. Подвижный воздух выражается посредством множества петель. Огонь можно представить через движение полуволны, с изменением направления и разной динамикой движения.
         Кроме этого существует множество специальных пространственных форм для особых педагогических и художественных задач, для группового и индивидуального движения. Однако, в их основе лежат самые простые и одновременно загадочные явления – прямая и кривая линии.
Что переживают дети в эвритмическом движении?
Свободу, радость движения, удовлетворение от совместного действия,
воодушевление и радость творчества,
счастье быть понятым и принятым другими.

Читайте также:
Включаем не только голову,но и руки
 
Автор Меличева М.В.

 http://www.mirwomne.ru/deti-starsche-3/articles/razvitie/evritmiya/

Оффлайн Галина

  • Ветеран
  • Сообщений: 3 155
  • Karma: +0/-0
Re: Эвритмия и психология движения
« Ответ #24 : 10 Янв. 2014, 08:01:03 »


СЦЕНИЧЕСКАЯ или ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭВРИТМИЯ
 
« ... Видел я ЭВРИТМИСТКУ: танцовщицу звука;
Она выражает спирали сложенья миров;
Все они – мирозданья…
... Видал ЭВРИТМИЮ (такое искусство возникло);
В нем знание шифров природы;
Природа осела землею из ЗВУКА ... »

А.Белый «Глоссолалия»

 
 
Впервые попав на ЭВРИТМИЧЕСКОЕ представление, мы непременно отметим для себя, что движения ЭВРИТМИСТОВ явно отличаются от движений, например, в классическом балете, да и в танце вообще. Движения исполнителей необычны, они плавные и текучие, они как бы несомы неким потоком, парят…, зрелище, действительно, возносит наблюдающего в некую реальность, которую вот так просто не встретишь в нашей повседневной жизни.
 
Любое искусство приходит в культуру человечества, когда люди готовы принять новый импульс, когда возникает потребность найти новый язык выражения, некая духовная жажда томит и не дает покоя открытым творческим натурам, пока не рождается нечто еще не существующее.
        Как известно, на рубеже 19-20 веков в обществе и в мире искусства происходило много новаторских событий. Жизнь требовала изменений, новое прорывалось, искало форм своего воплощения. Можно проследить, как в истории развития танцевального искусства конца 19 века возникает целый ряд оригинальных школ и студий. В целом в танцевальном творчестве того времени ясно прочитываются потребность непосредственней передавать в движении музыкальные нюансы и свои переживания, стремление к независимости от традиционных балетных канонов, желание найти какие-то другие танцевальные средства, найти хореографию, отвечающую духовным поискам человека эпохи нового времени.
          ЭВРИТМИЯ в этом смысле вошла в подготовленное пространство и предложила свой путь развития искусства движения. Это самое юное искусство, первые основы для его становления были даны Рудольфом Штайнером в 1912 году. (R.Steiner «Die Entstehung und Entwickelung der Eurythmie»). Что же нового появилось в современной культуре с возникновением ЭВРИТМИИ?
 
          ЭВРИТМИЯ исходит из закономерностей образования речи и пения (или музыки). Это значит, что ЭВРИТМИЯ идет глубже в музыкальный или звучащий поэтический материал: в ней каждый звук речи, а так же каждый музыкальный тон или интервал имеют свой определенный образ и форму движения. Благодаря этому ЭВРИТМИЧЕСКОЕ движение стремится приблизиться к объективному, к тому, чтобы в чистоте своей отобразить в пространстве собственно звучащее произведение. ЭВРИТМИЯ дает возможность представить на сцене в движении непосредственно САМУ МУЗЫКУ или САМУ ПОЭТИЧЕСКУЮ РЕЧЬ. В этом ее новизна, ее существенное отличие от танца, в котором главную роль играет переживаемый танцовщиком художественный образ и наполняющая его субъективная эмоция. Поэтому ЭВРИТМИЮ называют ВИДИМЫМ ПЕНИЕМ или ВИДИМОЙ РЕЧЬЮ.
   
         В лекции от 26 августа 1923 года Доктор Штайнер говорит о происхождении ЭВРИТМИИ. В пра-времена языкам была свойственна подлинная художественность. Существовали такие языки, которые звучали подобно пению. Это сегодня мы используем язык по преимуществу для передачи информации, даже при общении со стихотворной речью для современного человека часто довольно большое значение имеет смысловая нагрузка. Но звук имеет собственную душевную наполненность и при достаточном внутреннем внимании и открытости само звучание вызывает в душе человека образы.
        Действительно, звуки «А», «У», «Л», «М»…т.д., - каждый звук исполнен своим содержанием, каждый - индивидуален, как живое существо. Ведические мантры, главные тексты древнейшей религии человечества - индуизма, основаны на силе звучащего слова, в них важен не смысл, но точное воспроизведение звуков.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть,
что начало быть …»
В христианской традиции СЛОВО – ЛОГОС – начало всех начал. СЛОВО творит мироздание. Ранние христианские мыслители подразумевали под ЛОГОСОМ закон общемирового развития или высшую силу, управляющую миром. Очевидно, что древним была ведома созидающая суть звука.
         Когда-то люди непосредственно воспринимали то, что сокрыто в слове, в речи. Причем в глубокой древности, на заре человечества, произносимые или пропеваемые звуки и слова сопровождались ЖЕСТАМИ, движениями рук и движениями ног. Одно сопровождало другое, и это было естественным этапом становления человеческой речи вообще. Культовой речи сопутствовал своего рода танец (храмовый танец). Мы можем сказать, что ЭВРИТМИЯ восходит к культуре храмового танца и в наше время являет собой его обновленную форму. Истоки искусства ЭВРИТМИИ - в тех древних пра-жестах, предвосхищавших появление речи. В ЭВРИТМИИ язык жестов обретает свою полноценную самостоятельную жизнь.
 
         Подумайте о том, что искусство поэзии расцветает и открывает нам свои духовные глубины только благодаря тому, что существует язык. Звук, ритм, рифма... Все это только средства, в отдельности - только проявленные для нашего слуха знаки, с помощью которых, где-то «между» или «через», проникает в душу человека необъятный и неосязаемый мир, несомый тем или иным поэтическим произведением. Подобное и в музыке. Нет музыки без нот, а различные комбинации из одинаковых тонов, пауз, интервалов... дарит чуткому слушателю несравнимое разнообразие состояний, душевных волнений и переживаний. Так или иначе ритмично организованные и оформленные во времени и пространстве звуки заключают в себе миры, живые откровения космической мудрости.
          В искусстве ЭВРИТМИИ напечатленные в речи и музыке творящие космические силы «расколдовываются», они раскрываются в образе движений и пластике всего человеческого существа. В речи и в музыке, в произносимых или пропеваемых звуках живет ЭВРИТМИЯ, она представляет собой ОБЪЕДИНЕННОЕ ИСКУССТВО, которое выражает пластические, музыкальные и речевые закономерности устройства организма человека.
 
          «Для того,... кто занимается ЭВРИТМИЕЙ,… необходимо точно так же проникать в существо ее, как, скажем, музыканту или художнику, или скульптору необходимо проникать в суть своего дела. В ЭВРИТМИИ, если мы хотим проникнуть в ее существо, мы имеем дело с проникновением в человеческое существо вообще. Поскольку нет иного искусства, которое в такой выдающейся степени, как ЭВРИТМИЯ, пользовалось бы тем, что заключено в самом человеке. Возьмите все искусства, искусства, которые имеют свои средства выражения, искусства, для которых необходимы какие-либо орудия, - у них нет средств, нет орудий, которые подступали бы к человеку столь близко, как ЭВРИТМИЯ…» (Рудольф Штайнер, цикл лекций «ЭВРИТМИЯ как видимая речь», первая лекция от 24 июня1924, стр.10).
 
          Когда исполняется музыка или стихотворное произведение и одновременно мы видим на сцене движущуюся фигуру ЭВРИТМИСТА (или нескольких ЭВРИТМИСТОВ), в поющих жестах рук его и в формах движения в пространстве мы можем по-новому воспринимать красоту музыки и слова. Цвет и струящиеся линии ЭВРИТМИЧЕСКОГО костюма помогают сопереживать тонкие оттенки настроения выразительного динамического звукового потока. Сценическое освещение дополняет общее впечатление. Все в этом действе согласно, созвучно, соответственно… Человек предстает в эвритмии живым звучащим инструментом во всем богатстве своего существа, раскрываются все возможные тенденции движения его организации, каждый физический жест возвышен, он глубоко пронизан душевным светом и теплом и мы ощущаем гармонию творческого слияния в движении тела, души и духа. Можно почувствовать, что само художественное ЭВРИТМИЧЕСКОЕ движение целительно по своему характеру, как для исполнителя, так и для зрителя...

http://terapevticum.msk.ru/index.php/2009-12-16-15-09-22.html

Оффлайн prvul

  • Участник
  • Сообщений: 25
  • Karma: +0/-0
  • Пол: Женский
Re: Эвритмия и психология движения
« Ответ #25 : 10 Янв. 2014, 14:03:22 »
Может ли кто мне помочь покупат книги:

/1/ Ханс Бродер фон Лауэ, Эльке Элизабет фон Лауэ.
"Материалы к физиологии лечебной эвритмии"

/2/ Кирхнер-Бокхольт М.
"Начала лечебной эвритмии"

Можно и е-формат и силка для скачать :)
Я живу в Сербии. Привет!

Оффлайн Галина

  • Ветеран
  • Сообщений: 3 155
  • Karma: +0/-0
Re: Эвритмия и психология движения
« Ответ #26 : 12 Янв. 2014, 18:21:06 »


ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ или ЛЕЧЕБНАЯ ЭВРИТМИЯ
 
«... Природа осела землею из ЗВУКА …»

А.Белый «Глоссолалия»

 
        Жизнь на Земле ткется неустанно и ЭВРИТМИЯ исходит из того, что каждая проявленная форма, которую мы находим в природе, есть пришедшее к покою движение. В ЭВРИТМИИ нам явлены формы движений сил, создающих окружающий нас земной мир, в том числе и венец творения - ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА.
 
«Человек, будучи прекраснейшим и совершеннейшим творением Бога, будучи его подобием и малым миром, обладает телом, устроенным более гармонично и совершенно, нежели у прочих созданий, и заключает в себе все числа, меры, веса, движения и элементы, короче, - все, что принадлежит к полноте его существа; и все в нем, как в превосходнейшем произведении, достигает того совершенства, до которого никогда не возвышаются другие вещественные тела».
Агриппа Неттесгеймский (1486-1535).
[/i]
 
         Живой организм человека - постоянно находящийся в становлении объект творения и во множестве очень сложных динамических процессов, обеспечивающих формообразование и жизнедеятельность его, работают созидающие пластические силы, которые в антропософской медицине называют еще силами формирования и роста. В эмбриональный период и в период роста детского организма они занимаются главным образом построением человеческого тела. По мере взросления, метаморфизируясь, они становятся основой способности мышления. Но часть этих сил постоянно действует внутри организма, вызывая и стимулируя процессы восстановления, которые подпитывают наш жизненный потенциал во время сна, которые заживляют раны, которые, благодаря активности иммунной системы, делают организм способным противостоять болезни, излечиваться, порой даже чудесным образом с точки зрения академической медицины.
 
         В здоровом организме действие этих созидающих сил формирования и роста отображается в гармоничной пластичности тела и в слаженности взаимодействия внутренних процессов. Здоровое тело радует, здоровый человек чувствует себя, как говорят, «в тонусе». В больном организме необходимое созвучие образующих сил и телесности утеряно, движения (в широком понимании) искажены. Тело беспокоит. Внешне это выражается в различного рода неловкостях, зажимах: оно где-то излишне расслаблено, где-то излишне напряжено, движения могут быть несобранными, бесконтрольными или жесткими, судорожными... Внутренняя жизнь организма - состояние органов, динамика и ритмы протекания их функций - также нарушены у больного.
 
          Вновь погрузиться в поток здоровых образующих сил нам дает возможность терапия ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИЕЙ. ЛЕЧЕБНАЯ ЭВРИТМИЯ способствует организму на пути к обретению своего гармоничного равновесия, она может помочь мобилизовать и направить собственные целительные силы, привнести правильный импульс тому или иному органу или системе органов и противодействовать таким образом болезненным тенденциям. В ЭВРИТМИЧЕСКИХ движениях звуков речи находит свое выражение та богатая палитра пластических сил, что дифференцированно действует в целостной организации человека. Каждое ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКОЕ движение соответствует определенному физиологическому процессу в организме, определенному органу.
 
         12-17 апреля 1921 года можно считать днями рождения нового вида терапии, - Доктор Штайнер читает для врачей, ЭВРИТМИСТОВ и студентов-медиков курс лекций по ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ. В первой лекции (Р.Штайнер «Лечебная эвритмия», стр.9) мы читаем:
        «… я предполагаю очертить основы некой ЭВРИТМИИ, но ЭВРИТМИИ, я бы сказал, ЛЕЧЕБНОЙ… До сих пор под именем ЭВРИТМИИ существовала лишь эвритмия как искусство… Нам… предстоит рассмотреть некоторые исходные данные для развития на основе ЭВРИТМИИ гигиено-терапевтических методов. Мы увидим, как преобразуются многие художественные формы, чтобы стать тем, что можно назвать родом ЭВРИТМИИ ЛЕЧЕБНОЙ…»
 
        Чтобы стать терапевтическим средством, ЭВРИТМИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ претерпевает метаморфозу. Художественные жесты звуков речи, которые в СЦЕНИЧЕСКОЙ ЭВРИТМИИ обращены вовне, к зрителю и слушателю, в ЭВРИТМИИ ЛЕЧЕБНОЙ преобразовываются и направляются вовнутрь организма. Для ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКОЙ терапии избирается, как отдельное УПРАЖНЕНИЕ, движение одного или нескольких звуков, которые должны многократно повторяться. Движения, соответствующие звукам речи, являются ОСНОВОПОЛАГАЮЩИМИ элементами ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ...

Оффлайн Галина

  • Ветеран
  • Сообщений: 3 155
  • Karma: +0/-0
Re: Эвритмия и психология движения
« Ответ #27 : 15 Янв. 2014, 15:10:10 »


Упражнения лечебной эвритмии

         При ЭВРИТМИЧЕСКОМ исполнении звуков задействовано все человеческое существо, мы движением всего тела совершаем те воздушные жесты, которые возникают при произнесении того или иного звука. (Самыми выразительными при этом, конечно, являются руки человека.) Попробуйте произнести, например, звук «А», а затем «У». Заметьте, как по-разному мы формируем выдыхаемый воздушный поток при помощи различного расположения губ, языка, неба …. В первом случае образуется широкий открытый поток воздуха, во втором он формируется достаточно узко. Можно ясно увидеть тот же принцип формы и в ЭВРИТМИЧЕСКОМ движении: у ЭВРИТМИЧЕСКОГО движения звука «А» - раскрытые в форме угла руки, у ЭВРИТМИЧЕСКОГО «У» - руки сводятся в параллельное положение.
          А если произнести, например, «Р» или «Б» или «Л»…? Какое движение может соответствовать таким создаваемым воздушным формам? Внимательно понаблюдав процесс произнесения звуков речи, можно придти к правильным идеям. Таким образом, можно самостоятельно проследить, что ЭВРИТМИЧЕСКИЕ движения отнюдь не произвольны, за ними стоят определенные объективные закономерности, которые обнаруживаются, в частности, и в образовании речи, и, при более глубоком изучении, в строении человеческого организма.
 
ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКИЕ движения звуков речи по своему характеру исполнения столь же многообразны, как многообразны по своим задачам и функциям отдельные органы и системы органов.
          В процессах формообразования и в жизнедеятельности целостного организма человека действенны силы полярной направленности, от центростремительных до центробежных. Одни призваны уплотнять ткани, другие, соответственно, должны выполнять противоположную задачу. Тонкое мудрое взаимодействие тех и других создает жизнь.

           И в ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ мы видим, что весь спектр упражнений также многообразен и охватывает полярность. С одной стороны есть упражнения структуирующего плана, которые стимулируют в целом укрепляющие, формообразующие силы в организме, с другой стороны мы находим также упражнения, которые, наоборот, способствуют внутренней подвижности на всех уровнях, активизируют обменные процессы, растворяют застывшее и отвердевшее, противодействуют застоям в организме, возвращают органам их естественную пластичность.
            Выбирая определенную последовательность и количество упражнений, а так же внимательно выстраивая способ выполнения каждого отдельного упражнения, можно создать комплекс, который будет оказывать терапевтическое воздействие сообразно индивидуальному состоянию здоровья конкретного пациента.
 
Терапия лечебной эвритмией

          В ЭВРИТМИИ вообще и в ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ в частности мы работаем с движением звука, как с живой субстанцией высокого порядка.
          Когда мы упражняем тот или иной звук, нам открываются формы движения, лежащие в основе всей органической жизни природы, мы познаем их, сливаемся с ними. В определенном смысле мы пробуждаемся в собственном движении, которое произвольно и не осознается в повседневной жизни. Движение становится оформленным в согласии с космическими силами, создающими организм.
         Потому в процессе выполнения ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКОГО упражнения требуется хорошая внутренняя концентрация. Здесь должно быть активно все существо человека: и мысли, и чувства, и воля его. Исполняя движение, важно внутренне погрузиться как в телесные, так и в конкретные душевно-духовные переживания, связанные с ним. Благодаря этому мы на душевно-духовном уровне меняем, оздоравливаем свое отношение к собственному телу и к болезни, мы воздействуем глубоко на физический уровень, вплоть до деятельности отдельных органов и систем органов.
 
        Движения выполняются всем телом, могут задействоваться прыжки, передвижения по определенным пространственным формам. Важным терапевтическим фактором является темп выполнения упражнений и его изменение. При соответствующих показаниях возможно исполнение упражнения отдельно, например, только руками, ладонями, пальцами, либо ступнями, ногами, плечами … В зависимости от состояния пациента занятие может проводиться в положении сидя или лежа. Помимо основных упражнений в ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ могут выполняться и другие характерные упражнения, а также подготовительные упражнения с медными шарами, медными палочками, различного рода ритмические упражнения.
 
         Одно терапевтическое занятие ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИЕЙ длится до 45 минут. По окончании необходимо сделать паузу, пациент отдыхает на кушетке 10-15 минут. Чтобы достичь стойкого желаемого воздействия, нужно научиться правильно делать упражнения и выполнять их регулярно в течение длительного времени. Курс составляет, как правило, 10 занятий. При необходимости курс может быть повторен. В отдельных случаях ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКАЯ практика может сопровождать пациента в течении более длительного времени, поддерживая и улучшая жизнедеятельность организма, а так же смягчая симптомы, если мы имеем дело с необратимыми болезненными процессами.
 
          Выбирать и назначать упражнения может только ДИПЛОМИРОВАННЫЙ ЭВРИТМИСТ-ТЕРАПЕВТ на основе диагноза и терапевтической цели ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА и собственной диагностики движения пациента.
(Получить образование ЭВРИТМИСТА-ТЕРАПЕВТА можно в специализированных образовательных учреждениях (1.5 года дополнительного очного обучения, включая обязательную практику) при наличии диплома художественного ЭВРИТМИСТА (4-5 лет обучения) или диплома врача (6 лет обучения).)
 
 __________________________________________________
 
Давая характеристику новой терапии, Доктор Штайнер отмечает, что в целом ЛЕЧЕБНАЯ ЭВРИТМИЯ: «… способна очень многого достичь в терапии тех или иных хронических да и острых состояний, но особенно рациональной и действенной будет в профилактике подступающих болезней, в борьбе с предрасположенностью к ним.» (Р.Штайнер «Лечебная эвритмия», стр.9)


Показаниями для терапии ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИЕЙ являются все как соматические, так и психиатрические заболевания, а так же нарушения, связанные с различными возрастными переходными периодами (например, пубертат, климакс…). Гипертермия и острые психозы являются противопоказаниями.
 
 
Составление текста:
Эвритмист-терапевт Ермолаева Т.Ф.
Редакция:
Антропософский врач Куликова Е.М.
 
http://terapevticum.msk.ru/index.php/2009-12-16-15-09-22.html

Оффлайн Галина

  • Ветеран
  • Сообщений: 3 155
  • Karma: +0/-0
Re: Эвритмия и психология движения
« Ответ #28 : 24 Янв. 2014, 04:18:47 »

"ЭВРИТМИЯ – любимое детище Рудольфа Штейнера.


«Вначале было слово, и слово было от Бога»
         Философы считают, что знают о звуках нечто большее, чем фонетическая значимость.

 Антропософ Р. Штейнер (антропос — человек, софия — мудрость) считает, что мы в отношении языка стали сморщенными, как высохшие сливы. Он использует работу со звуками, чтобы вернуть человеку духовное понимание мира, вернуть речи ее живую сущность, одухотворить интеллект. Им создана методика эвритмии, духовного целительства, основанная на работе со звуками языка немецкой речи. Сам термин эвритмии обозначает «движение, направленное душевным импульсом». Смысл звука обнажается и становится ясен в пластическом действии — движении. Эвритмия — это видимая речь, где жест и звук слиты воедино с душой человека.
           Я работала уже несколько лет по своей методике, когда меня познакомили с эвритмией. Знакомство произвело на меня необыкновенное впечатление. Предлагаю читателю читателю некоторые сведения о удивительнейшей философией и практической методикой эвритмии. Это — комплекс духовно ориентированных, медитативных, процессуальных упражнений. В эвритмии благодаря пластике и жесту мы глубоко ощущаем смысл и существо каждого слова и звука.

«При помощи эвритмии мы можем проделать с телом такие вещи, которые воздействовали бы на душу и продвигали ее вперед в моральном, познавательном отношении и в отношении чувства».

Боги эвритмизировали, создавая мир.
            Каждое их движение рождало и отражало определенный принцип мира.
                         Этот принцип приобрел концентрированную форму в звуках. Эвритмизируя, душа учится жить в теле.
Внутреннее понимание звука позволяет сделать видимой пластичную сущность звуков. Вибрируя телом, можно попадать в звук. Выговаривая алфавит, вы погружаетесь в форму эфирного тела и сообщаете, формируете ее в воздухе. Эвритмическое вытекает из чувства нашей души.
Звукоречь — процесс, пронизанный чувством, позволяет войти реально в наполненность чувством, отдаться непосредственному ощущению.
Жесты выражают чувства и настрой души. Они естественны, если наполнены художественным содержанием.
           Изображение в эвритмии является несовершенным, если человек еще борется с чем-то, что продолжает оставаться его «телом» и не становится душой. Если руки не движутся, а бросаются и представляются для души чем-то тяжелым — эвритмический процесс не освоен. Процесс познания включает активность души.

        Откровение главных душевных состояний, мышления, чувствования и воли, позволяет сопоставлять их с природными стихиями.
         
В эвритмической системе выявляется психологическая сущность сущность звука, выраженная в жесте и движении.
Гласные звуки исходят изнутри, в соответствии с чувствами, отражают внутреннее переживание. Ими мы высказываем себя. А, О-спокойны, И, Э, У-полны огня. А — жест приятия, удивления, человек в высшем совершенстве, О — исполненная понимания позиция.
Согласные копируют образ того, что вне нас. Они всегда отражение образа внешних форм. Выталкиваемые звуки Д Т Б П Г К М Н -проявления человеческой сущности, которую хотят сохранить во внешнем мире. Поток воздуха внутренне связан, выражая симпатию к себе. В выдуваемых звуках Х Ч Й Ш С Ф В мы бежим вслед за движением, проявляя симпатию к внешнему миру, будучи вовлечены в ток, идущий от внешнего мира, сопровождая его. У этих звуков нет очертаний. Р и Л -движение в самом себе, а не отдача себя. Р — воспроизводится легко, с раскачиванием. Л — волнующийся звук — тело движется само по себе, ритмически раскачиваясь, с колебаниями.
Пройдя алфавит, мы в звуках высказываем тайну человека. Каждый звук несет что — то свое.

Эвритмия — искусство исцеления.

http://ru.wn.com/%D0%AD%D0%B2%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC%D0%B8%D1%8F

Мы идем назад, к Божественным формам. Душевная атмосфера должна быть в преподавании.
«Все тело должно стать душой. Состояния души мы выражаем в движении», — учит Р. Штейнер..."

Оффлайн Галина

  • Ветеран
  • Сообщений: 3 155
  • Karma: +0/-0
Re: Эвритмия и психология движения
« Ответ #29 : 28 Янв. 2014, 06:38:27 »

Рассмотрим теперь жесты и чувства звуков в эвритмии.

         Звук А в эвритмии соответствует жесту приятия, удивления, «человек в высшем совершенстве».
Жест А — также жест приятия. Охватываете кистями рук пространство, как 2 различными направлениями, ощущая это в мускулах. Силы, струясь через твои руки, сливаются в твоей груди. Этот жест — центростремительный, охватывание идущего навстречу. Звук А психологически означает также удивление, изумление. Удивляющийся человек и есть человек в своем идеальнейшем развитии, высшем совершенстве. Если слово содержит А, в нем всегда слышится удивление. Сложно достичь познания человека, во всей полноте, духовно — душевно — телесного.
.......................
                        .........................
                                             ......................................

Е(Э) означает: он мне что-то сделал, но я отражаю, держусь стойко.
Жест выражает устойчивость при прикосновении. Это жест скрещивания рук, противостояния происшедшему.

          В спонтанном жесте мы подражаем душевному жесту.

Благоговение — это необычный настрой души. Выразим его так: предплечья опущены вниз, прижаты к телу, а руки от локтя обращены вверх.
Драматический жест: левая рука в бок, правое предплечие опущено, указательный палец поднят вверх.
А вот жест «проклятый умник»: левая рука сильно изогнута крючком, правая — показывает вверх («это я сделал бы умнее, чем ты»).
Жест веселости: руки вверху, раздвинув пальцы, жест насыщенности: руки к груди.
Жест резкого самоутверждения: стоя на левой ноге, вытянув вперед руки, несколько оттянуть кисти назад.
Жест сердечности: опираемся на переднюю часть стопы, большой палец касается указательного.
Жест любезности: слегка приподнимая пятку, поднять левую руку округло вверх над собой, а правую — несколько вниз.

        Откровение душевных состояний выражено в мышлении, чувствовании, волеизъявлении.
Мышление -это прямая линия.
 Чувствование — прямые и кривые.линии.
Волеизъявление — кривая линия.
        Тайна в себе — это круг. То, что оказывают впечатление на органы чувств, выражается в угловых движениях, идущих назад. Духовно — созерцательное действие отражают округлое движение дугами вперед, духовно — сущностное действие — округлыми движениями с дугами назад.
Сострадание, благожелательность обозначаем волнистой линией...
Междометия — наклоном тела или грациозным прыжком, прыгая на носок, а потом на ступню. Выражая пассивное отношение — выступаем вперед, если активное — то назад.

        Итак, звуки выражают душевное состояние и природные стихии. Вибрируя телом, можно попадать в звук. Внутреннее понимание звука позволяет сделать видимой его пластическую сущность.

          Р Штейнер внутренне связывает звуки с планетами и знаками зодиака.
В эвритмии А-Венера, Б-Дева, В — Овен, Г-Стрелец, З-Скорпион, И — Меркурий, Л-Козерог, М-Водолей, Н — Рыба, О-Юпитер, Р-Телец , С — Весы, Т-Лев, У — Сатурн, АУ — Солнце, Ф — Рак, Х — Близнецы , Э — Марс, ЭЙ — Луна.

          Эвритмия открывает путь к духовности, выявлением пластики сущностных начал. Самопознание, самоосознание — единственный путь к спасению, по мнению Р. Штейнера. Интеллект должен открыть дорогу духу.

          Мне доставило глубокое удовольствие познакомится и воочию присутствовать на концерте художественной эвритмии, который был дан для гомеопатов в зале дома Ученых. Нежные туники, голубые, розовые и палевые, мегкая волнующая музыка и воздушные движения, наполненные мыслью очаровали присутствующих. Мне стало известно, что в Германии и у нас в России существуют Академии эвритмии. Это — школы духовного развития, напоминающие древние школы «посвященных».

          Отметим существенные отличия способа ЗДЭГС от главного аналога — метода эвритмии. Несмотря на смысловое единство между мысленным образом и его пластическим выражением, в эвритмии не существует вводного, интимно связующего физиологического мостика. Понятие пластического выражения звука в требует глубокого умственного осмысления. Дистанцию между звуком и движением можно восполнить дыхательной пластикой, на деталях которой обычно не фиксируется сознательное внимание. Для работы с тонкими сигналами нужна сверхчувственная творческая атмосфера, особая настроенность сознания. Полезным навыком для при эмоционально — энергетическом и пластическом воспроизведении звукообразов становится последовательное проведение звука по всем каналам чувственного и физиологического восприятия. Соединяется пластика движения и дыхания.
Отличие способа звуковой дыхательно — эвритмической гимнастики саморегуляции от способа классической эвритмии в том, что осязаемая через пластику движений речь дополняется произнесением звуков, с акцентами на всех их функциональных элементах речевого дыхательного процесса. Мы вводим элемент эвритмизирования дыханием, которое позволяет легче включаться в ритм выполнения задания по раскрытию сущности множественных эмоционально-энергетических образов, способствуя созданию медитативной, творческой, эмоциональной атмосферы. Дыхание является бессознательным актом, связывающим все системы жизнеобеспечения. Интеграция психического и физического действия путем организации пластического процесса будет более полной и обоснованной с использованием дыхательной эвритмии. Процессуальное пластическое дыхание позволяет создать более гибкую систему проводников от сознательной к бессознательной регуляции. В процессуальном дыхании — большой потенциал самооздоровления. По сравнению с другими дыхательными гимнастиками, процессуальное звуко-пластическое дыхание не требует произвольного сосредоточения на ритме или искусственно вводимых элементах.

           Данный метод имеет самостоятельное диагностическое значение. Во время воплощения разных функциональных состояний и образов, исполнения тонких элементов проявляются скрытые психологические и функциональные нарушения, которые можно идентифицировать по отношению к системам и органам и к индивидуальному способу адаптации, контролируя состояние в динамике".
http://www.oppl.ru/detskaya-kniga/evritmiya-lyubimoe-duhovnoe-detische-r-shteynera.html