Антропософский форум > Храм

Западный портал

(1/1)

Sergei:

--- Цитировать ---Порта?л (англ. Portal — ворота, вход):
Портал (архитектура) — главный вход большого архитектурного сооружения, обычно имеющий масштабное архитектурное обрамление с богатой орнаментацией. Понятие также применяется для обозначения «П»-образной рамы камина.
Портал (фантастика) — разрыв в пространстве-времени, искусственного или естественного происхождения, позволяющий материи мгновенно перемещаться между двумяточками пространства или времени
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BB
--- Конец цитаты ---


--- Цитировать ---В книге "Как достигнуть познания высших миров?" непосредственно перед описанием этого трехступенчатого процесса стоят слова: "Приведенные указания (имеются в виду указания к его осуществлению) суть отображения великих законов мирового развития". Именно таким "отображением великих законов мирового развития" - видимым также и для внешнего физического глаза человека - был первый Гетеанум.
--- Конец цитаты ---

--- Цитата: Sergei от 22 Янв. 2012, 18:11:01 ---

--- Цитировать ---Этот трехступенчатый путь, как бы в его более "мыслительном" аспекте, уже показан во всех его деталях на центральной части большого красного витража в западном портале. На нем мы видим взирающее в духовные миры человеческое лицо с ясно выраженной формой двухлепесткового цветка лотоса на лбу, между глаз; 16-лепестковый - в области гортани; и образ Михаэля, побеждающего дракона и очищающего эфирную область сердца для последующего действия в ней Существа Христа - в области 12-ти лепесткового лотоса. К этому образу Михаэля, как он изображен в нижней части красного витража, быть может, наилучшим пояснением являются следующие слова Рудольфа Штайнера: "И тогда в этой человеческой голове стала бы видна действующая по направлению вниз, к сердцу, сила Михаэля, сокрушающая дракона так, что его кровь стекает вниз от сердца в конечности человека". GA 223 Ибо, как говорит Рудольф Штайнер в более поздней лекции: "Более, чем какая-либо другая битва, эта битва (Михаэля с драконом) перенесена в человеческое сердце. Она происходит там начиная с последней трети XIX столетия". GA 240 Причина же, почему образ Михаэля занимает так мало места по сравнению с общей изобразительной площадью витража, заключается в том, что на нем изображен не сам Михаэль, а лишь его эфирное отображение в человеке: "В человеке живет эфирное отображение Михаэля, которое и ведет, собственно, в нем битву (с драконом), благодаря чему человек в битве Михаэля постепенно может стать свободным. Ибо не (сам) Михаэль, но человеческая преданность (Михаэлю) и вызванное ею отображение Михаэля ведет эту битву".
--- Конец цитаты ---

--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---Таким образом, уже в самом "трехчленном" композиционном построении красного витража мы имеем своего рода идеально-художественное предвосхищение всего духовного значения дальнейшего реального продвижения по Гетеануму как перехода от 2-х к 16-ти и 12-лепестковому лотосу. При этом, поскольку красный витраж расположен в помещении западного портала, доминирующей во всем изображении остается область двухлепесткового лотоса, то есть само человеческое лицо, занимающее почти две трети его изобразительного поля. (Это отчетливо видно в особенности на оригинальной фотографии витража первого Гетеанума).
С. О. Прокофьев "Двенадцать священных ночей и духовные иерархии"
--- Конец цитаты ---

Sergei:


--- Цитировать ---Некогда Архангел Михаил был Ликом Ягве. Ныне он — Лик Господень. Старая звезда Соломона выражала состояние астрального тела человека с  групповым сознанием. Ныне она выражает характер ауры немецкого народа  или даже всей Средней Европы, где астральное тело отдельного человека силой низшего "я", апеллирующего к Я  высшему, претворяется в Самодух. Совместно с индивидуальным стремлением  к развитию идет действие также и ауры  народа, народов Средней Европы (тут   еще необходимо учитывать богатые нюансы), поэтому немец (а в более широком смысле и австриец, и швейцарец, а  может быть, и все народы северной Европы) стремится одновременно и обрабатывать землю и "искать в облаках", быть  всегда в "становлении". Дух народа, как бы "пульсируя", то приближается к земле, то удаляется от нее, благодаря чему восходящие к духу устремления немца то  оформляются народным характером, то освобождаются от него. При этом само  народное действует не как групповое начало, а инспирируя в "я", поскольку, нисходя к  земле, астральный вихрь не простирается по ней, а фиксируется на индивидуальных центрах самосознания.

Если посмотреть на ауру немецкого народа
в плоскости, то она имеет форму двухлепесткового цветка лотоса,
каким он изображен на красном витраже Гетеанума.


В традиционном выражении этот лотос
имеет вид свастики, вращающейся  слева направо,
по часовой стрелке, с запада на восток.
--- Конец цитаты ---

--- Цитата: Sergei от 25 Март 2013, 18:56:16 ---
--- Цитировать ---[*Примеч. автора: Через развитие двухлепесткового лотоса человек своим низшим "я" приходит в связь с Я-высшим, космическим. Эту-то связь и выражает свастика. Она не имеет ничего общего с символом креста. Ее горизонтальная составляющая может быть изображена в виде крабовидной спирали— знак эволюции, в ходе которой человек вырабатывает индивидуальное "я". Эта спираль и дана на красном витраже в качестве символа 2-лепесткового лотоса. Высшее Я нисходит к человеку из духа. Поэтому линию Я на свастике можно иметь лишь мысленно, в воображении. Но если рисовать знак целиком, то он будет иметь следующий вид:
Эзотерически свастику изображают вращающейся справа налево, поскольку она тогда выражает процессы, совершающиеся в астральном мире. С таким ее изображением следует обращаться крайне осторожно.
В другом аспекте свастика является символом 4-лепесткового лотоса.]
Так приходим мы к глубинному пониманию того, почему столь ужасным образом этот издревле святой знак был скомпрометирован и запечатлен в сознании всего человечества как символ зла. (Подобная же работа ведется и с гексаграммой). В действительности знак свастики по праву принадлежит Германии и всей Центральной Европе, ибо Германия есть "третий глаз" мира, тот центр современной цивилизации, через который она сможет обрести сознательную сверхчувственную связь с миром духа. Высшее порождение среднеевропейского духа — Гетеанизм и Антропософия — должны оцениваться именно с точки зрения этой задачи, а Средняя Европа— как средоточие всех сил человечества, стремящихся эту задачу решать. Подавлять, разрушать Германию, Центральную Европу, искажать ее духовную суть — означает разрывать связь земной цивилизации с духом, погружать ее во тьму материализма. Искажать духовную суть России, разрывать ее связи с Центральной Европой, означает лишать мир будущего. Таковы те истины, которые необходимо понять в первую очередь, вне зависимости от того, каким образом и насколько искажается понимание истории, искажаются человеческие отношения в нашем веке.
Вслед за 2-лепестковым человеку надлежит развивать 16-лепестковый лотос, расположенный в области гортани. Его развитие, помимо индивидуального самоусовершенствования, требует гармонизации социальных отношений. Рудольф Штайнер говорит, что от состояния 16-лепесткового лотоса зависит характер всех социальных отношений человечества. Так называемая "восьмичленная тропа" Будды в нашу культурную эпоху должна стать повседневным социальным фактом, а 16-лепестковый лотос может теперь развиваться с помощью социальных и культурных отношений, а не в аскетическом уединении.
Приведенный выше образ рулевого колеса, с помощью которого был пояснен характер необходимого взаимодействия народов Европы, — это и есть образ 16-лепесткового лотоса, который прежде в виде так называемой "розетки", "розы" изображался над входом в романских и готических храмах (см. рис).
--- Конец цитаты ---


--- Цитировать ---В романских храмах "розетки" часто изображали с восемью лепестками. Они совершенно непосредственным образом раскрывали подходящему к дверям человеку тайну архитектурного замысла всего храма, который также был восьмичастным (см. рис).
--- Конец цитаты ---


--- Цитировать ---Так зримо нарождающемуся самосознанию Европы был явлен древний принцип восьмичленной тропы Будды, давшего людям за пять веков до вочеловечения Христа учение о любви и сострадании.
Не следует думать, будто бы речь теперь идет о возврате к Буддизму. Нет, сам Буддизм в метаморфизированной форме оживает в христианской культуре Европы, где отношения между людьми должны теперь строиться на основе добродетелей восьмичленной тропы в их новом, соответствующем христианскому пути посвящения, звучании, какими их описал Рудольф Штайнер, сказавший при этом, что от овладения ими зависит степень развития 16-лепесткового лотоса, чем , в свою очередь, обусловлена мера социальной гармонии по всей Земле.
--- Конец цитаты ---
http://bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=115

--- Конец цитаты ---

Sergei:


Красное окно на западе
--- Цитировать ---Витраж имеет Форму триптиха /вернее, таковой она была в первом Гетеануме./ Во втором Гетеануме содержание витражей повторено, но форма их иная. Окна узкие и высокие. На верхней половина изображен мотив средней части триптиха. Боковые темы даны в нижней половило окна, разделённой при этом пополам вдоль,
Посмотрим на среднюю часть окна. Мы видим изображенное на ней человеческое лицо. Ни один образ чувственного мира не переживается сверхчувственным сознанием с такой степенью подобия, как формы человеческой головы и его черт лица.
Те формообразующие силы, которые творят эти формы, имеют сферу своей деятельности в первой после чувственного мира духовной сфере. Мы называем эту сферу эфирным миром. Из этого мира формируются силы, которые мы в сфере физического переживает как пространство и время. Рядом с этим имеются ещё и другие формообразующие силы, которые обращены к человеческому облику и изображены на витраже в виде Льва и . Тельца. Силы Орла в ходе развития: мира и человека низошли до сил Скорпиона, до сил Дракона. Ранее она являлись наивысшими,
В расположении формообразующих сил, как мы их наблюдаем на небосводе в виде зодиакального круга, Льву противостоит Водолей, а Тельцу - Скорпион.



Рисунок 1
С этим имеют связь также символы четырёх Евангелистов.
Вверху над человеческим лицом изображен Сатурн, как указание на первоначальное возникновение человеческой формы. В антропософской Духовной Науке о Сатурне говорится как о первоначальных воплощениях земной планеты, между которыми она, пребывала в чисто духовном состоянии развития. Древнейшая форма воплощения названа, "старым Сатурном" (современная планета Сатурн обозначает современные граница прежних пределов древнего тела Сатурна).
Справа и слева над головой человека изображены два ангельских существа. Левый образ обращает к человеку излучающиеся от Солнца пространственные силы. Другой образ является посредником в действии сил времени, изображенных в виде концентрических окружностей. Полон значения тот факт, что пространственные силы изображены в виде прямых (лучащихся от Солнца) лучей, а деятельность во времени - в виде изогнутых окружностей.



Рисунок 2
В древние времена, когда человек ещё знал нечто о духовной сущности формы, он обозначал прямой линией то, что господствует над физически-пространственным, а кривой линией - то, что в ходе времени являет' собой действие духовных сил. Так в более поздние времена царь имел как символ своего господства над миром земного пространства, прямой жезл, скипетр, а архиепископ, как водитель душ закруглённый жезл.

 

Рисунок 3 Рисунок 4
В древнейшие времена божество Озирис изображался с обоими атрибутами. Рисунок 4
На лбу и в области гортани изображены два образования, которые духовному восприятию открываются как сверхчувственные органы познания. В Духовной Науке их называют "цветы лотоса". Орган на лбу - "двухлепестковый цветок лотоса".  Рисунок 5



Рисунок 6 Рисунок 5 Рисунок 7
С его помощью человек приходит к восприятию высших существ духовного мира. Этот орган имеет еще и другое изображение (например, в буддизме): Рисунок 6
Отсюда и возникла свастика. Этот знак также может обозначать "Стража Порога"» духовный мир. Рудольф Штайнер поставил этот знак на обложке драмы-мистерии "Страж Порога".(в форме печати): Рисунок 7

Необходимо подчеркнуть, что это образование, когда оно вступает в силу как орган восприятия духовной действительности, следует мыслить движущимся (вращающимся).
Орган в области гортани есть "шестнадцатилепестковый лотос". Благодаря ему приобретается прозрение в образы мыслей других душевных сущностей, а также в истинные законы явлений природы. Весьма значителен тот факт, что этот 16-ти лепестковый цветок лотоса изображен именно на западе (западном витраже).
Строители готических соборов, которые в формах храма выражали внутреннее взаимосвязи человека, изображали на западном фасаде "16-ти лепестковую розу". Он набиралась из цветного стекла и светилась внутри церкви:



Рисунок 8
В то время как с обеих сторон человеческой головы выявляемся действенные творящие формообразующие силы "Льва" и "Тельца", в области сердца стоит образ Архангела Михаила, побеждающего дракона-скорпиона.
Каждый человек на современной ступени сознания спит в своей, подсознательной душевной сфере. Это силы дракона, которые создают все его наклонности ко злу. И этим делает важное указание на тайну зла.
Михаил является управителей современной эпохи человеческого развития. Он не производит никакого внушения на людей. Он предоставляет им свободу. Человек же может свободным решением связать себя с силами Михаила, побеждающего Дракона.
Теперь обратимся к боковым створкам триптиха. Слева представлен человек в начале своего духовного пути. Он стоит на краю пропасти. Из пропасти появляются ужасные звероподобные существа. Они созданы самка человеком. Страх, ненависть и сомнения есть не только душевные чувства, которые сопровождают Волю, Чувство и Мысль человека, на действительные существа, которых нужно побороть.
Все серьёзные описания духовных переживаний на тропе высшего познания говорят об их "зверях". Вспомним Данте, у которого эти начальные переживания даны не в образе пропасти, а говорится о "заблудившихся в лесу", которым угрожают три зверя. Комментаторы Данте об этих зверях: льве, пантере к волчице, говорят, что под ними подразумеваются душевные пороки: жестокость, чувственное влечение, алчность или воплощения городов: Флоренции, Неаполя и Рима. Но Данте имел в виду действительных существ. Если в дальнейшем человек через соответствующие душевные упражнения, преодолеет в себе этих зверей - как это изображено на правой створке - красного окна - то он как бы на крыльях перенесётся через пропасть...Эти крылья представляют собой силы ангельских существ, которые, взявшись за руки образуют как бы лестницу Якова". А если человек переправился через пропасть, то он может созерцать духовное Солнце.
--- Конец цитаты ---
http://predela.net/modules/Books/files/Gartman_vitraji.pdf

Sergei:

--- Цитата: Sergei от 22 Фев. 2014, 10:43:50 ---
--- Цитировать ---Dauphine  18.2.2014, 22:45 Предназначение человека, смысл жизни
Цитата
В  Я мы спим. Говоря "я", мы лишь подражаем Ангелам, некогда так обратившимся к нам. Имагинация для пробуждения: "Алтарь, над ним Солнце. Мы приближаемся к алтарю и переживаем себя всецело как тень, бессущностно. Прежде мы говорили: Я есмь. Теперь говорим: Я не существую (Ich bin nicht). — Тогда над алтарем восходит Солнце Божества и оживляет тень. Мы подобны чаше, воспринимающей свет Божества, поднимающегося из Солнца. Как милость воспринимаем мы Божество, оно дарит себя нам. GA 265
--- Конец цитаты ---
http://anthroposophy.tk/index.php?showtopic=585&st=120

--- Конец цитаты ---

Так звучит словесная форма имагинации, а в мотивах красного витража видим ее же, но в художественном,  образном виде.


На левой створке мотива видим образ дневного сознания, эго (Я1) устало (пеживая тяжесть) бредушее по скалам, минерального человека. «В  Я мы спим. Говоря "я", мы лишь подражаем Ангелам, некогда так обратившимся к нам». Спим для духовного мира. Эти минеральные горы (минеральное сознание) спасают нас от встречи с монстрами нижнего мира, нашего подсознания. Таково сознание древнего Сатурна на Земле, пробуждающееся в нас в трехлетнем возрасте.

Засыпая, мы переносимся в центральный мотив витража. И видим спящее сознание,  левая половина витража, сновидческое (Я2), древнего Солнца, Лев – групповая душа. Правая половина – сон без сновидений (Я3), древняя Луна, Телец - групповая душа. И здесь видим солнце и алтарь.


«Алтарь, над ним Солнце. Мы приближаемся к алтарю и переживаем себя всецело как тень, бессущностно. Прежде мы говорили: Я есмь. Теперь говорим: Я не существую (Ich bin nicht).»
До засыпания мы говорили Я есмь, во сне у нас теневое сознание, подобное умершему, Я не существую. Старое Солнце видим в левой половине, алтарь – девять полукружий, девять ступеней конусовидной пирамиды справа.  (как пример, Фелсли, тоже 9 ступеней  -
http://predela.net/forums/index.php/topic,488.msg6933.html#msg6933

«Тогда над алтарем восходит Солнце Божества и оживляет тень. Мы подобны чаше, воспринимающей свет Божества, поднимающегося из Солнца. Как милость воспринимаем мы Божество, оно дарит себя нам». Это новое Солнце находим на правой створке. Туда, уже на духовные тверди, к нашему высшему Я (Я4) нас перенесли три пары ангелов.
Так вкратце поясняется увиденное на витраже в свете предложенной имагинации.
Еще будем возвращаться к этим мотивам, подробнее знакомиться с деталями.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

Перейти к полной версии