Доброго Вам дня, уважаемые коллеги!https://vk.com/doc152236963_379228419?hash=15b5fe1632edef689d&dl=fea3a46a3eb064bd5e В Ярославле родилось уникальное Благотворительное Сообщество
«Вальдорфское творчество», целью которого является увековечить уникальные произведения, рожденные учениками Вальдорфских школ, а также всех, кто неравнодушен к Антропософии и педагогике Рудольфа Штейнера и хотел бы увидеть свои произведения на страницах Ежегодного сборника «Вальдорфское творчество».
Приглашаем всех присоединиться к нашему сообществу и сделать свой вклад в развитие Вальдорфского движения, в повышение интереса учеников к поэзии, искусству и творчеству. Это позволит еще шире рассказать о педагогике Р. Штейнера, дать возможность всем интересующимся людям увидеть широту души и восприятия мира учащимися Вальдорфских школ.
Мы предлагаем использовать один из инструментов, вдохновляющих учащихся на выражение своих мыслей и чувств, через урок «Французская мастерская» (см. ниже и во вложении). Его можно проводить к большим праздникам, тем самым увеличивая интерес учащихся к данному событию и его значимость, а также на любую свободную тему.
Первый сборник планируется к выпуску в декабре 2015 г. – январе 2016г. Если материала к выпуску сборника будет больше, чем ожидается, то возможно увидеть первый сборник уже к 1 сентября 2015 г. Поэтому мы вас просим присылать сканированные варианты или фотографии имеющихся в школе или в личном пользовании произведений, а также лучшие рисунки и рукодельные работы, достойные того, чтоб их опубликовали в сборнике, на нашу почту:
valdorf_sbornik@mail.ru В письмах просим Вас указывать: школу, ФИО и возраст автора (по возможности, фото), по какой теме произведение и подписанный лично или группой договор о передаче авторских прав (см. во вложении).
Примерные темы: «Рождество», «Пасха», «Как я провел каникулы», «Праздник Михаила», и другие.
Мастерская творческого письма
«Самое главное слово» Для успешного результата работы требуется соблюдение некоторых условий.
• Ученики выполняют задания на двух листах формата А-4. (Для записей крайне нежелательно использовать страни¬цы из школьных тетрадей в линеечку: необычный формат листов помогает раскрепостить творческое воображение.)
• Должно быть оговорено ориентировочное время выполне¬ния заданий, т. е. исключен вопрос: «Сколько слов мне надо написать?» Это условие ориентирует участников на свободный выбор объема записей. В зависимости от тем¬па работы учеников время на каждое задание может быть увеличено или сокращено.
• Для проведения мастерской необходимо иметь репродук¬ции произведений изобразительного искусства, фотографии пейзажей (в 1,5—2 раза больше количества учеников).
Вариант творческой мастерской, предложенный далее, подобен кажущемуся безжизненным саженцу плодоносной яб¬лони: маленький и сухой. Но приди весна, окажись его корни в земле... Настанет время, и какой урожай мы взрастим!
Последовательность выполнения заданий в мастерской «Самое главное слово»
Учитель. Перед вами два белых листа. Один — для черновика, положите его перед собой. Другой лист, будущий чистовик, отложите пока в сторону. Черновик можно оставить себе. Главное — вы должны честно выполнить задание, «не стараясь угодить». То, что вы напишете на чистовике, сдадите, Сегодня вы пришли не на урок, а в мастерскую, где каждый из вас может создать свое небольшое произведение.
Будьте готовы к тому, что задания, которые вас ожидают, возможно, покажутся вам необычными.
Задание первое (3—5 минут). Обведите руку. (Дети удивлены. Возникает оживленно-веселый шумок. Все думали, что будет проверка знаний, а оказывается — надо просто обвести руку. Ученики, недоумевая, спрашивают: «Какую: правую или левую? — А можно — ногу? — Вот так?»)
Учитель проходит по классу, наблюдая, все ли справились с этим «трудным» делом. Следует похвалить тех, кто подошел к выполнению задания нестандартно: ребята должны понять, что нестандартные решения будут поощряться.
- Но почему никто из вас не поставил ладонь ребром или не обвел кулак? Ученики, понимая, что их ждет что-то интересное, готовы внимательно слушать дальше.
Задание второе (3—4 минуты). Теперь напишите любые, какие вам захочется, слова на ладони, на пальцах, вокруг них — где хотите. Количество слов не ограничено.
- Выберите из всех написанных самое главное для вас слово (можно словосочетание), подчеркните его и выпишите. (Дети охотно выписывают: каждому нравится свое слово.)
Задание третье (3 минуты). Запишите с избранным вами словом свои ассоциации. Можно по смыслу, по ощущениям: звуку, цвету, запаху, вкусу, осязанию...
Ученица выписывает: свет — свеча, тепло, золото, яс¬ный, цветок, книга, солнце, человек, доброта, окно...
- Теперь обменяйтесь с соседом (мальчиком или девочкой) листочками и допишите к слову товарища свои ассоциации (2 минуты).
Возникает веселое оживление, и — странно — никто не от¬казывается поделиться сокровенным. К слову «свет» сосед девочки дописывает: лампа, светильник, факел, небо. Эти ряды слов — выведение своего «я» «на люди». Кроме того, участники мастерской увеличивают «поле видения» своего слова.
Задание четвертое (3 минуты). Верните листки их вла¬дельцам. Еще раз запишите это же слово. Затем мысленно произнесите его и внимательно вслушайтесь в звучание. Ка¬кие созвучия в нем особенно ярки для вас? Подберите и запи¬шите ассоциации к этим созвучиям.
Например, если ученик выписал слово «кошка», а значи¬мое звуковое сочетание для него оказалось «ош», возникают ассоциации «шоколад, ш-ш-ш, шуршать, кышш!, окошко...». Ребенок «погружается» в свое слово, «живет» в нем.
- Поменяйтесь опять листочками и допишите свои ассоциации к созвучиям (2 минуты).
Это задание детям уже знакомо. Они охотно и быстро его выполняют. Рядом мир другого человека, но это не отвлекает, не дает «замкнуться» в круге своих чувств.
- Теперь вы будете работать самостоятельно, не меняясь листочками.
Задание пятое (3 минуты). Запишите самое при ятное для вас впечатление раннего детства, сформулировав его в одном слове. Составьте ассоциативный ряд с этим слоном.
Девочка пишет: мама — родная, светлая, добрая, красивая. Мальчик: мотоцикл — покататься, ветер.
Задание шестое (3 минуты). Запишите слово, символизирующее для вас самые большие неприятности в детстве (это может быть какой-то запрет, страх) и связанные с ним ассоциации.
У одного из мальчиков на листке появляется: угол – ремень, душно, темно.
Пока школьники выполняют это задание, учитель раскладывает на столах, на полках, на полу репродукции картин и фотографии с изображениями деревенских и городских пейзажей, животных, архитектурных сооружений, графику. Количество изображений должно быть в полтора-два раза больше, чем число участников. Иногда какое-то изображение предпочитают выбрать сразу два ученика. Тогда мы предлагаем им сесть за одну парту на время выполнения задания. Учащиеся могут на короткое время прервать работу, рассмотреть другие репродукции, тем самым немного отдохнуть перед последними двумя заданиями.
Задание седьмое. Внимательно вглядитесь в картину, выбранную вами. Хочется ли вам «войти» в нее? Если — да, то представьте, что вы не только видите изображенное реально, слышите, но и чувствуете то, что происходит вокруг...
А теперь постарайтесь сформулировать в слове (можно в словосочетании) впечатление от выбранного вами изображения. Запишите свои ассоциации. Какие у вас рождаются мыс¬ли при его созерцании?
Время предоставляется в зависимости от темпа работы класса.
В процессе выполнения этого задания происходит переклю¬чение внимания, и главными становятся зрительное восприя¬тие, зрительная память. Человеку свойственно возвращаться в воспоминаниях к прошлому, не такому давнему, как раннее детство, но дорогому.
Задание восьмое, итоговое. Приготовьте второй чистый лист для выполнения итогового задания. Сосредоточьтесь и внимательно просмотрите все предшествующие ваши запи¬си и выберите самое для вас важное слово (это может быть и словосочетание). Запишите его как заглавие на чистом листе.
Теперь вам предстоит написать небольшое размышление об этом слове. Оно может быть любым по объему: от нескольких строк до страницы и больше. Можно написать стихотворение, рассуждение, поток мыслей. Если хотите — рассказ или сказку со своим сюжетом.
Наступают самые замечательные мгновенья урока — участники мастерской пишут...
Старшеклассникам и взрослым (которые также выполняли это задание) необходимо обычно не менее 10—20 минут, ученикам средних классов — 5—10 минут.
Если учитель сочтет нужным оценить работу, то выстав¬ляет только хорошие и отличные отметки. Оценка зависит от того, насколько убедительно участник мастерской сумеет передать свои мысли и чувства в прозаическом или поэтиче¬ском размышлении.
Когда в классе складывается доверительная атмосфера, авторам работ можно предложить прочитать свои сочинения вслух (или хотя бы некоторые из них — по желанию участ¬ников). Здесь нет и не должно быть соперничества, только ра¬дость за другого, радость узнавания своих открытий в других. Это завершающий и очень важный момент мастерской.