Личные кабинеты пользователей > Блог Г.В. Райниной
УСТАЛОСТЬ... ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПЕДАГОГАМ ВАЛЬДОРФСКИХ ШКОЛ 2016 год.
(1/1)
Галина:
От Райниной Галины Васильевны,
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
ПЕДАГОГАМ ВАЛЬДОРФСКИХ ШКОЛ. год 2016.
Уважаемые коллеги!
Друзья!Накануне важнейшего события года, события в годичном круге жизни знакового – МИСТЕРИИ ПАСХИ, предлагаю Вам, вновь, для размышления два вопроса. Вопросы, которые затрагивают каждого человека, но обострены у педагогов вальдорфских школ.
1. Вопрос усталости.
2. Вопрос нехватки времени.
Я сознательно коснусь только определенной части, одной из возможных сторон, предлагая Вам к самостоятельному размышлению другие аспекты.
ВОПРОС УСТАЛОСТИ.
Усталость педагогов в конце учебного года практически неизбежна. По многим причинам… Вы это осознаете. У Рудольфа Штейнера по-поводу усталости есть определенные духовно-научные исследования. Одна из сторон касается того, что человек хочет спать не потому, что устал. А устает, …потому, что хочет спать.
Итак, почему, тогда, учитель в конце года ХОЧЕТ СПАТЬ? Когда надо – просыпаться: весна! Что происходит во сне такого, чего нет в бодрственном состоянии? Как-же: Астральное тело и сущность Я во время сна отделяются от физического и эфирного тел и пребывают в духовном. Вот оно! То место, где находится отдохновение! От земных дел…
Так как мы живем в земном пространстве и привержены законам земли, социума, условностям и пр., то КАК БЫТЬ? Даже так – КАК ЖИТЬ? С усталостью, иногда непереносимой…
Помощь тут можно найти, например, вот в чем. Заниматься духовно-научными исследованиями. Это – первое! Т.е. каждый педагог мог бы составить себе определенную программу. Например, чтение книг.
ОСЕНЬ, 1 четверть: Рудольф Штейнер «Как достигнуть познания высших миров».
ЗИМА,. 2 четверть: Рудольф Штейнер «ОЧЕРК ТАЙНОВЕДЕНИЯ».
ВЕСНА, 3 четверть: Рудольф Штейнер «ДУХОВЕДЕНИЕ (ТЕОСОФИЯ)».
ЛЕТО, 4 четверть: Рудольф Штейнер «ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ».
(можно порекомендовать для педагогов начального звена –
эти же книги ежегодно …).
Второе. Наиважнейшее в вальдорфских школах.
Э В Р И Т М И Я.
Если у Вас была возможность заниматься эвритмией в течении года, например, раз в неделю, то в последней четверти, весной – ЕЖЕДНЕВНО! Пусть Ваш день начнется минут 15-20 с эвритмических упражнений! Через три занятия Вы ощутите не усталость, а ПРИЛИВ СИЛ! Эту рекомендацию можете прочитать у Рудольфа Штейнера и получить от ИНГО ЮНГЕ.
ВОПРОС НЕХВАТКИ ВРЕМЕНИ.
Мы – члены сообщества. И у нас, педагогов, есть и обязанности, и намерения… Времени не хватает. Первая часть нехватки времени уже открыта – это усталость (см. выше).
Вторая часть заключается вот в чем. ОЧЕНЬ МНОГО СОБЫТИЙ в самой школе, где педагог участвует. Кроме уроков. Или – занятий. Насыщенность внеклассной работой такова, что не то что нет времени почитать, подумать, нет времени медитировать, готовится к следующему дню.
Как разобраться? Вроде бы, ВСЕ НАДО.
Рассмотрим часть возможного.
1. Не везде, не во всем надо быть лидером педагогу. Не везде и не во всем стоит педагогу быть участником. Не всегда учитель должен организовывать то или иное. Как разобраться? Вот тут как раз – индивидуально. Кто-то по характеру холерик, кто-то флегматик… и т.д. Если и проходят мероприятия, то в них участвуют организаторами, инициаторами, исполнителями те, кто входят в ТВОРЧЕСКУЮ ГРУППУ! Остальные – по желанию… В школе есть разные сообщества: совет школы, финансовая группа, родительские активы по классам, которые и решают основные вопросы, не УЧИТЕЛЬСКАЯ КОЛЛЕГИЯ!
2. Насыщение событиями, мероприятиями, собраниями, праздниками иногда таково, что нет времени ни родителям, ни учителям ни с семьей быть, ни принимать какие-либо поездки…
Разберемся. В вальдорфской школе, которая учебные программы выстраивает (в том числе) согласно годичному кругообороту, годичным мистериальным праздникам. А именно:
ДЕНЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА (осень),
РОЖДЕСТВО (зима),
ПАСХА (весна),
ДЕНЬ СВЯТОГО ИОАННА (лето).
Это ритмы жизни нашего духовно-душевного существа.
Вот они – четыре главных события, к которым Вы направляете потоки восхождения и нисхождения в душе у себя и ребенка.
ЧЕТЫРЕ!
Да, кроме этого, в русских школах есть традиционное событие на переходе от зимы к весне, которое проводится как …карнавал: МАСЛЕНИЦА.
И еще два события, без которых не обойтись: ПРАЗДНИК НАЧАЛА УЧЕБНОГО ГОДА и ПРАЗДНИК ЗАВЕРШЕНИЯ УЧЕБНОГО ГОДА.
СЕМЬ!
Есть ли какие-то основания проводить всеобщих, общешкольных праздников больше?
Духовно-душевное в человеке не подчиняется закону «хлеба и зрелищ…» Как можно достичь чего-то в постоянной суете? Скорее всего, суета происходит вопреки духовному становлению…
(Учительский всеобуч, родительский всеобуч, творческие проекты в старших классах и пр. события уже идут не основным планом…)
Литература:
Рудольф Штейнер:
ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ, GA 004, http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/004_1.doc
КАК ДОСТИГНУТЬ ПОЗНАНИЯ ВЫСШИХ МИРОВ, GA 010 http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/010.doc
ОЧЕРК ТАЙНОВЕДЕНИЯ, GA 013 http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/013_1.doc
ДУХОВЕДЕНИЕ (ТЕОСОФИЯ), GA 009 http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/009.doc
"АНТРОПОСОФСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ДУШИ" - http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/040f_1.doc
2 апреля 2015 года.
В этом году 2016, весной,
добавлю к этому тексту три аспекта:1. Фильм - размышление об усталости учителей вальдорфских школ от Сергея Ивашкина, Самарская вальдорфская школа.
https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DOa4Cu0XNXrw%26sns%3Dem&post=196995089_1454
2.
"...серьезные проблемы возникают вследствие того, что сегодняшняя пятидневная рабочая неделя нарушает оздоравливающую эндогенную ритмику. Ведь пятидневный ритм и двухдневный ритм – это нечто совсем иное, чем семидневный ритм. К сожалению, при международном переходе с шестидневной на пятидневную рабочую неделю в школьном образовании практически не исследовалось, к каким последствиям для здоровья детей и учителей это приведет. Одно из немногих пилотных исследований, которое, к сожалению, не было опубликовано, показало, что частота заболеваемости и частота отсутствия после выходных при пятидневной и шестидневной неделе значимым образом отличались.
До сих пор никто не стремился проводить подобные исследования, поскольку родители, учителя и ученики по большей части настроены на длинные выходные. Но подобные исследования чрезвычайно необходимы!
Однако тот, кто достаточно понимает необходимость заботы об эндогенных ритмах в период роста и развития (дающий в зрелой жизни необходимую физическую выносливость, которая обуславливается здоровой ритмической системой), может прибегнуть к следующему компромиссу: на протяжении пятидневной недели задавать как можно меньше домашних заданий, для того, чтобы у учеников было достаточно свободного времени. А в отношении утра субботы нужно заключить следующую договоренность: все ученики встают утром в то же время, что и обычно и затем у себя дома или же в небольших группах собираются вместе и делают домашние задания, выполнив которые они свободными вступают в седьмой день, на котором заканчивается семидневный ритм".
Михаэла Глёклер из сборника "Воспитание и здоровье"
http://bdn-steiner.ru/modules/Books/files/Gleckler.doc
3.
В 2014 году мы в нашей вальдорфской школе г. Сочи провели цикл лекций о 12 чувствах. http://predela.net/forums/index.php/topic,782.msg11275.html#msg11275
« …В антропософском освещении человеческим чувством может быть названо всё, побуждающее человека признать бытие предметов, существ или процессов таким, чтобы он был вправе отнести это бытие к физическому миру.
Таким, например, является самое неопределённое и самое общее чувство, которое можно назвать чувством жизни.Человек, собственно, только тогда по настоящему замечает бытие этого чувства, когда благодаря ему воспринимает в себе что-либо нарушающее порядок в телесности. Человек чувствует в себе слабость, усталость. Он не слышит слабость и усталость, он их не обоняет, однако воспринимает их в том же смысле, в каком воспринимает запах и звучание. Такое восприятие, касающееся собственной телесности, должно быть приписано чувству жизни. Оно, по сути говоря, всегда присутствует и у бодрого, здорового человека, хотя весьма ощутимым становится только при каком-либо нарушении.Благодаря чувству жизни человек ощущает себя как телесное «я», заполняющее пространство…
Итак – ЧУВСТВО ЖИЗНИ!
Искать истоки СВОЕЙ УСТАЛОСТИ надо и стоит именно здесь! В непроработке ЧУВСТВА ЖИЗНИ.
А это, скорее всего - раннее детство.
Затем годы 40-41-42, когда ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ осознанно подойти к этому своему наиважнейшему
ЧУВСТВУ ЖИЗНИ!
Следующий переломный момент для Этого чувства - годы перед 63-мя годами.
И - ДУХОВНОЕ НАПОЛНЕНИЕ! Или...
Галина:
Армен Тыугу предлагает обратиться к таким душевным проявлениям:
ЧУВСТВО ЖИЗНИ.
СМЫСЛ ЖИЗНИ.
РАДОСТЬ ЖИЗНИ.
http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=2311
Рассматривая каждое состояние он приходит к пониманию, что человек стремиться к РАДОСТИ в ЖИЗНИ!!!
И доказательно показывает, что РАДОСТЬ-то наступает от того, что выполняется СМЫСЛ жизни! От чего же зависит выполнение смысла жизни? И как же это определить каждому, в чем он, СМЫСЛ ЖИЗНИ?
Вводится понятие ЖИЗНЕННОГО ПЛАНА. если этот ЖИЗНЕННЫЙ ПЛАН выполняется , идет жизнь согласно, скажем, задуманному, то и РАДАСТЬ НАСТУПАЕТ! Причем, это касается не только работы, карьеры. Намного шире - проявление СЕБЯ в ЖИЗНИ...
...С душевной жизнью связаны три душевных процесса: мышление, чувствование и воление. Когда мы говорим о душевной жизни, тогда мы имеем в виду эти три проявления душевной жизни. Первое выражается в том, что мы думаем, у нас есть мысли. Второе выражается в том, что у нас есть эмоции, в том числе, уже названные чувства симпатии и антипатии. Третье - в том, что у нас есть волевые импульсы. Жизненный план, он погрузился в подсознание: мы же не можем сказать, что мы помним, как мы просматривали свой жизненный план, и что мы помним, что именно в нем заключалось. Но оно никуда не исчезает: каждый человек носит свой жизненный план в своем подсознании, и когда он углубится в себя, он может вновь обнаружить этот опыт...(4)
Так вот, самоуглубление, следование своему ЖИЗНЕННОМУ ПЛАНУ, выполнение СМЫСЛА ЖИЗНИ, а значит РАДОСТЬ ЖИЗНИ, как раз и зависит от того,
насколько гармонично, насколько полноценно развивается наше Ч У В С Т В О Ж И З Н И.
Задача взрослого - для ДЕТСТВА - создать условия для развития этого наиважнейшего чувства - ЧУВСТВА ЖИЗНИ!
Задача человека - перед собой - понимать, что многие неразрешимые задачи встают перед ним из-за непроявленного ЧУВСТВА ЖИЗНИ. Найти путь к восполнению, проработке и проявлению этого чувства - вот ПУТЬ к решению задач физического самочувствия и душевного состояния. Это и работа со своей биографией. БИОГРАФИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ http://biographicalcounselling.ru/ дает возможность грамотно расшифровывать поставленные жизнью задачи.
...Человек все больше становится исследователем самого себя. Кто я? В чем смысл моей жизни? – это вопросы, которые каждый задает себе. Биографический метод, основанный на антропософии Рудольфа Штайнера, помогает человеку встретиться с этими вопросами и начать поиск ответов. Биографическое консультирование становится методом исследования своей жизненной истории, нахождения ее смысла и принятия ответственности за свою биографию...
Галина:
"Все живое заключается в кожу, что означает его включенность в физический мир. Также эфирное и астральные тела имеют кожу". Впечатления дня через восприятия воздействуют на кожу астрального тела. На ней образуются трещины, разрывы, вследствие чего возникает усталость. "При засыпании эта кожа разрывается и во время сна обновляется".
Этот процесс перед засыпанием следует осознать, подумать о том, что мы сейчас взойдем в миры гармонии и музыки сфер, где духовные существа обновят астральное тело. Нужно испытать к ним чувство благодарности. Любовь к мудрости. "Тогда вредные влияния не смогут подойти к нам".
Как человек в течение суток обновляет кожу своей души, так внешне действует змея. Поэтому созерцание жезла Меркурия помогает при медитации".
"Жезл Меркурия. Змея добра и зла, ведущая человека через познание (Меркурий) к преодолению зла собственной силой".
Рудольф Штайнер GA 266-1 (Собрание эзотерических уроков (конспекты). Тома I — III. нет в библиотеке)
предложено тут: https://vk.com/club71436152?w=wall-71436152_1564%2Fall
Галина:
Обратимся к усталости, которая возникает у детей.
Прочитала у Рудольфа Штейнера о том, что у детей НЕ МОЖЕТ БЫТЬ УСТАЛОСТИ!!!
Рудольф Штайнер "Педагогика, основанная на познании человека" GA 311, 7 лекция.
http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/311.doc
--- Цитировать ---...Это вообще золотое правило обучения: ребенок не должен уставать от занятий.
...Какова же особенность ритмических процессов? Представьте себе: когда мне приходится много думать, что-то изучать, я устаю, моя голова устает. Когда мне приходится много ходить, когда устают конечности, я также устаю. Организм головы, организм нервной системы—органов чувств, организм обмена веществ—конечностей могут уставать, а ритмический организм никогда не устает.
Подумайте, ведь днем и ночью вы должны непрестанно дышать. Сердце работает круглые сутки, оно никогда не останавливается от рождения до самой смерти. Оно должно непрестанно ритмически сокращаться. Оно не должно уставать и никогда не устает.
Воспитывая и обучая, вы должны опираться на ведущую систему организма. Значит, между началом смены зубов и наступлением половой зрелости образы детям вы должны давать ритмически. Занятие вы должны строить так, чтобы голова нагружалась как можно меньше, а главная роль отводилась сердцу, всему ритмическому, всему художественному. На таких занятиях ребенок вообще не будет уставать.
Завзятые умники с материалистическим образом мыслей открыли, что в промежутках между уроками детям надо давать как следует “побеситься”. В этом, конечно, нет ничего дурного — пусть дети порадуются. Но вот были проделаны эксперименты, и обнаружилось, что, если преподавание ведется правильно, дети после целого урока оказываются менее уставшими, чем после того, как они “побесились” на перемене. Двигательная активность конечностей вызывает усталость, а правильное преподавание не должно быть нисколько утомительным. И чем более образно вы ведете обучение, чем меньше вы напрягаете интеллект, чем больше жизни в ваших описаниях, тем в большей мере задействована ритмическая система, тем меньше устают дети. Что же, стало быть, исследовали психологи-экспериментаторы, определяя меру усталости детей? Они исследовали, насколько некачественно было преподавание.
Преподавание должно быть поставлено так, чтобы в младшей и средней школе нагрузка возлагалась только на ритмическую систему. А ритмическая система, которая никогда не утомляется, которая даже никогда не напрягается, если с нем правильно обращаются, нуждается не в интеллекте, а в создаваемых воображением образах. Поэтому воображение должно господствовать в школе. Это относится также к возрасту от 12 до 14 лет — мертвое нужно оживлять при помощи воображения, постоянно обращаться к жизни. Но воображение, конечно, необходимо иметь. Это необходимо...
--- Конец цитаты ---
При таком рассмотрении, можно выявить направление: ИСКУССТВО, ритмическое отношение к своему дню п о м о г а е т и взрослому при чувстве усталости.
Навигация
Перейти к полной версии