ЛЕКЦИЯ О ТРЕХЧЛЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОРГАНИЗМА.
Итак, вальдорфские школы в России. Возьмем ситуацию частной школы. Сколько заплатят, столько и …
Стоп.
Кто заплатит? А кто платит в частной школе? РОДИТЕЛИ детей, которых обучают ЭТИ учителя! Так в чем вопрос? Посчитали, сколько надо. Разделили на количество детей. Получилось, сколько надо платить родителям… Конечно! Надо учесть еще НАЛОГИ! Да, налоги. Хорошо, добавим налоги. Надо учесть еще плату за аренду помещения. Хорошо, добавим плату…
Нет!
Теперь получается ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ НАГРУЗКА на родителей.
Кстати, а как правильно определить нагрузку на родителей? Например, они могут платить… скажем, не более 15 тысяч рублей в месяц?
Так?
Хорошо, будем считать из этого.
У нас сколько получилось – 1 500 000 рублей надо для школы в месяц? Так и делим на 15 000 и получаем = 100 человек! Нам надо, что бы в школе было – 100 учеников! Сколько у нас классов. Пусть для удобства классов – 10. Т.е., в каждом классе должно быть …10 человек!? Всего?
Так в чем проблема?
Их две … проблемы.
1. НЕ все родители платят, у них нет денег.
Это невозможно, но … это есть! Родители имели один доход, определили ребенка в вальдорфскую школу. Доход – изменился, а забрать ребенка из ТАКОЙ ШКОЛЫ – это немыслимо! Ищут возможности, или – опускают руки и перекладывают свои проблемы на плечи… учителей. Потому, что это финансирование за ребенка в школу - идет на оплату учителя.
Или достаточно детей имееют льготную форму оплаты обучения. Тоже вопрос.
2. И … нет такого количества учеников!
Быть не может!
- Что бы в вальдорфскую школу! Единственную в городе вальдорфскую школу! Не было очереди на поступление?
- ЭТОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!!! По определению. ШКОЛ – мало! ИМДЖ – высок…
- Нет ИМИДЖА? В нашем городе у единственной вальдорфской школы нет детей достаточно потому…. Что … НЕТ ИМИДЖА?!
- А, собственно, КТО в школе занимается этим вопросом: ИМДЖ ВАЛЬДОРФСКОЙ ШКОЛЫ и ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКИ?
Все понемногу?
Как видим – результат налицо, т.к. его нет.
… И вот ТОГДА мы начнем ... с самого начала.
С
ТРЕХЧЛЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОРГАНИЗМА. У Рудольфа Штейнера написано достаточно на эту тему, что бы здравомыслящий человек, понял – в этом есть и КЛЮЧ решению многих вопросов; есть и методика.
Само выделение ТРЕХ ОБЛАСТЕЙ в развитии социальной структуры, какой бы она не была, уже является наиважнейшей. Итак –
области социального организма.ДУХОВНОСТЬ. Это пространство, где сущность человека – Я- самость. Не подвергается ни давлению, ни указке. Основные социальные пространства: ОБРАЗОВАНИЕ. МЕДИЦИНА. НАУКА. ИСКУССТВО. РЕЛИГИЯ. КУЛЬТУРА...
ПОЛИТИКА. Здесь идет разговор о том, что происходит между личностями. Между разными я. И где надо д о г о в а р и в а т ь с я. Основные социальные институты: ГОСУДАРСТВО. СУДОПРОИЗВОДСТВО. ЮРИСПРУДЕНЦИЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. СОЦЗАЩИТА И СОЦОБЕСПЕЧЕНИЕ…
ЭКОНОМИКА. А вот тут пространство , где разговор не о личном или межличностном взаимодействии. Это пространство, где действуют законы производительных сил. И области: ПРОИЗВОДСТВО. ПОТРЕБЛЕНИЕ. РАСПРОСТРАНЕНИЕ. СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА…
Так, от общего понимания соотношения трех областей в социальном пространстве:
духовности, политики и экономики, мы оказались в пространстве
конкретной вальдорфской школы. Да, и там должна быть уравновешенность в сочетании этих трех областей.
Что открывает нам
духовность? Сам образовательный процесс, конечно. И поэтому нет в этом пространстве ни контроля, ни критики. Там – личная ответственность! И СВОБОДА в принятии решений. У учителя – методики и технологии. У ученика – в качество и темп постижения предлагаемого материала… Учительская коллегия является местом свободного волеизъявления. Членами коллегии являются, в основном, учителя и воспитатели.
Что стоит в области
политики? Общие законы для школы. Согласование взаимодействия между учителями и родителями. Взаимоотношение школы и внешних структур… Мы тут можем говорить о РАВЕНСТВЕ! Учеников в классе. Учителей на учительской коллегии. Родителей на родительском собрании… Орган, который в этом пространстве регулирует взаимоотношения и устанавливает общие, уже договоренные ранее, правила – это СОВЕТ ШКОЛЫ. Входят в совет школы и учителя, и родители.От Учительской коллегии школы. От Родительского комитета школы.
Когда вопрос касается
экономики, стоит понять, что тут нет личностных позиций или межличностных договоренностей. Тут действуют законы, скорее, логические. Основанные на знании экономических статусов. Ни равенство, ни свобода не требуются в постижении происходящих тут процессов. Тут действует духовное качество БРАТСТВА! Которое и дает возможность принимать правильные решения при грамотно экономически выстроенных ситуациях. Орган может называться финансовый совет, или финансовая группа. В которую, несомненно приглашаются профессионалы в области экономических процессов из числа родителей, учителей и, возможно, приглашенных специалистов…
Что может происходить,
представим …гипотетически, если в школе нет уравновешенности всех трех аспектов: духовности, экономики и политики.
- К примеру,
не проработана экономическая сторона. Конечно, это отзывается на учебном процессе напрямую. К слову – мало получают учителя, должны искать дополнительную нагрузку, не успевают восстанавливать свои силы, приходит напряжение, болезни… Ученикам ставят учителя на замену – напряжение в классе… и т.д. На учительских коллегиях встают «организационные» вопросы, которым в этой области не найти решения. А у нас и аренда, и налоги, и ремонт школы, и праздники, и обеспечение учебного процесса, представительские расходы, усовершенствование мастерства педагогов и … особые обстоятельства у родителей, непредвиденные траты. Совет школы экономические вопросы не имеет возможности ни решить, ни исправить положение дел одним только принятием закона: исправить положение дел. А экономические вопросы с самого начала были поставлены и решены непрофессионально…
- К примеру, при сильном учительском коллективе и стабильности в экономическом пространстве, в школе
нет доброго отношения, нет непредвзятости. Законы, если и принимаются, не договорными способами. А «сверху». Нет стимула быть открытым и ответственным, потому, что это и не приветствуется… Обстановка осложняется, возникают «кулуары», группки и снова – напряжение. Далее – смотри выше. Учителя есть. Обеспечение есть. Жизни – нет. очень опасно для воспитания детей!
- К примеру, и экономический вопрос снят (такая вот удача!) И с позиции отношений в коллективе и между учителями и родителями – нет вопросов.
…Духовность. А, собственно, в этой области и отследить невозможно, как дела обстоят. Только начинает назревать… верно! Напряжение! В духовном плане каждый участник Ш К О Л Ы, будь то учитель, родитель, привлеченный специалист – САМ выстраивает свей процесс самообразование! ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ – это процесс непрерывный и творческий! Как сдклать, что бы появилась ПОТРЕБНОСТЬ? Если говорить о вальдорфской школе, мы не можем не говорить о том, что в основе находится такое отношение к миру и человеку, которое приносит нам АНТРОПОСОФИЯ Рудольфа Штейнера. Т.е., независимо от своего места в коллективе, КАЖДЫЙ сам ищет путь и метод постижения антропософии. ДРУГОГО варианта нет. Можно лишь позаботиться о С О З Д А Н И И У С Л О В И Й! Как-то,
антропософские группы, чтения, клубы и встречи по интересам, семинары и курсы… Родительские всеобучи…
Дети, взрастая в общем поле правильного отношения к миру, равновесной социальной трехчленности – эти дети вынесут в мир и уверенность, и способность к братству и неущемленность личностную…
АРХИТЕКТУРА.
РЕМЕСЛО.
ВАЛЕРИЙ БОРИСОВИЧ
провел нас от первичных строений, жилищ, прижимающихся к земле, к шпилям храмов, возносящихся вверх...