СОЧИ
9 мая 2018 года.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Райниной Галины Васильевны, социального педагога.
ЧТО происходит в вальдорфских школах. Директорство – раз.
Экзамены – два.
Нарушение духовно-научного подхода в старших классах – три.
1.Директор.
Школа вальдорфская.
На пути моей жизни происходит феноменальное явление в вальдорфской школе: номинальный директор для представительства школы метаморфизируется в определенное о т в е т с т в е н н о е лицо и, затем, в создание управляющей структуры (с секретарями, администраторами, завучами, контролем …)
Ставим вопрос – ДЛЯ ЧЕГО ЭТО ПОИСХОДИТ?
Почему – и так ясно: учительская коллегия в современном мире не предназначена решать вопросы и задачи административного и управленческого плана; но, более важно увидеть, что учительская коллегия и вопросы САМОРАЗВИТИЯ – постижение кармических оснований развития детей, внутреннего стремления к духовно-научному пониманию мира – «отложила» на лучшие времена.
Тут получается парадокс: каждый учитель, поступая так, полагает, видимо, что как только… так сразу я присоединяюсь к движению морального своего развития! Научно духовному своему просветлению. Возьмем аналог в математике. Вот есть ЗАДАЧА. Следует – путь решения. Получается ответ. А, предствьте, учителя, подглядывающего в конец ученика, подсматривающего ответ! И вот: ответ(!!!) и - ТАК ДОЛЖНО БЫТЬ!
( мы знаем как, а вот нами управляют, зажимают, не дают развиваться, самовыражаться…) на самом деле - пропущен ц и к л пути…
Итак - ДЛЯ ЧЕГО ЭТО ПОИСХОДИТ?
Ответ приходит, по сути, сразу: для того, что бы
КАЖДЫЙ УЧИТЕЛЬ СМОГ НАЧАТЬ!!!
Самостоятельно. У себя, со своим душевным аппаратом: мышление, чувствование, воление определить свои вехи пути – моральный путь через моральную фантазию, моральную идею, моральный план, моральное решение, моральные действия. («Философия свободы» Рудольф Штейнер). Если касается учительской коллегии, то для того, что бы имело место быть таковое в коллективе необходима – моральная технология! Т.е. договориться и всем вместе принять некие приемы общения в кругу. Ну вот, что проще-то?!
2.Экзамены.
Школа вальдорфская.
Всегда мы читали у Рудольфа Штейнера о недопустимости такого акта в школе как экзамены. УЧИТЕЛЬ, который ведет класс 7-8 лет и ТАК ЗНАЕТ о возможностях и способностях всех учеников.
И, тут же, стоит обратить особое внимание о роли ежегодных ХАРАКТЕРИСТИК на каждого ученика. И обратной связи от родителей в виде ПОСЛАНИЯ для учителя на будущий год…
Начнем со второй части. ДЛЯ ЧЕГО нам необходимо увидеть, что родители не хотят (не могут?) написать ПОСЛАНИЕ? Что происходит? А вот что.
Если бы наше взаимодействие с родителями в течении всего учебного года строилось из посыла о написании итогового письма учителю;
если бы перед началом первого класса мы сподвигли бы написать родителей соображения о пути развития ребенка, которого они привели в школу, ТО!
Это действие наше создало бы перспективные отношения с родителями. И, соответственно, понимая и развивая такое взаимоотношение, написание ежегодных ХАРАКТЕРИСТИК стало бы, по сути, праздником! Удовлетворением!
Так как этого не происходит, а хоть какая-то отчетность нужна и учителям и родителям, то вот вам: экзамены. И фальшивая нота сразу выходит наружу…
Речь не об экзаменах. А о том, что не создано духовное пространство, отслеживающее движение развития ребенка…
А сами экзамены, их социальная необходимость, вообще-то, учениками вальдорфских школ переживается просто: как определенный творческий проект и они ЗНАЮТ, что они знают!
3.СТАРШИЕ КЛАССЫ.
Школа - вальдорфская.
Вот оно, наш учительский страх и наша неуверенность.
И родительские сомнения в том, насколько конкурентоспособна вальдорфская школа по сравнению с гимназиями, лицеями, репетиторством. Поступят ли дети?!
Если говорить о возрастном периоде с 13-14 лет и классах с 9 до 11, то это в развитии человека, в развитии Я-сущности человека – СТАРТ! И к 20-21 году Я-сущность будет рождена! Ну так вот устроен мир!!!
Почему так много времени уделяется вынашиванию и рождению ребенка? По сути, для того, чтобы через 20 лет произошло РОЖДЕНИЕ Я.
И вот в старших классах классической школы именно этот период западает. И чтобы как-то управлять «детьми» - вводится лавина интеллектуализируемого обучения! Компьютеризированного обучения. Тесто-образного выучивания…
Получается, в классических школах, не зная о Я-сущности, этапах его развития – ищут путь хоть как-то…
В вальдорфских школах – ЭТОТ ПУТЬ РАЗВИТИЯ Я-СУЩНОСТИ – ПРЕДУСМОТРЕН!!! Прописан Рудольфом Штейнером. Развит в вальдорфских школах за сто-то лет!!! Нам имеет место воспользоваться опытом, или наработать свой опыт именно с точки зрения духовной науки!!! Учитывая, что развивается и затем рождается Я-личность человека…
Предполагается, что профессионализм по предметам: физика, химия, математика, биология, обществознание, география, история, информатика… - эти знания у Учителя на самом высоком уровне! Предполагается и ожидается. Т.е. в вальдорфскую школу не придут учителя неподготовленные профессионально! НО!
В вальдорфскую школу не могут попасть и учителя, которые в своем духовном развитии не стремятся к совершенствованию! Не понимают особенностей развития старшеклассника – а именно развития его Я-сущности. А также развития ведущих качеств души (мышления, чувствования и воления) и этапов развития и становления жизненного и физического тела...
Вот ЧТО ПРОИСХОДИТ в вальдорфских школах и с чем сталкиваются Ученики, Родители, Учителя, Учредители, Меценаты, Единомышленники, Общество…
И предлагаю Вам мои размышления о том, ДЛЯ ЧЕГО ЭТО ПРОИСХОДИТ.
Галина Райнина.
9 мая 2018 года.
пс:
Основные подходы к развитию ЧЕЛОВЕКА предложены нам Рудольфом Штейнером. Основной экскурс по этапам развития ребенка представлен в небольшой программной брошюре «ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДУХОВНОЙ НАУКИ»
http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/034f_2.doc Материалы по педагогике, методике и технологии преподавания в книгах и циклах лекций Рудольфа Штейнера (электронный каталог антропософского сайта БДН.)
http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Ga_Rus и его учеников (авторский раздел сайта БДН)
http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books??????? Понимание и отслеживание этапов же развития ЧЕЛОВЕКА я написала в 2007 году в социально-педагогическом сочинении «Место старой груши».
http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=4901