Личные кабинеты пользователей > Блог Г.В. Райниной
100 ЛЕТ ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ: ПУТЬ В БУДУЩЕЕ!
Галина:
Самарская Вальдорфская Школа
К 100 ЛЕТИЮ ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
Документальный фильм "Вальдорфская школа: всегда есть место чуду"
Для нас, вальдорфских родителей сродни чуду - возможность снять такой фильм и поучаствовать во всемирном движении Waldorf100 по случаю 100-летия вальдорфской педагогики.
Мы предлагаем всем использовать этот уникальный шанс - создать всем миром кинематографическое произведение, чтобы согреть душевным теплом педагогов, которые в нашей стране уже более четверти века развивают уникальное явление под названием "Вальдорфское образование".
Мы надеемся, что фильм поможет ещё теснее сплотиться всему вальдорфскому сообществу и придаст ему новый импульс развития.
Пожалуйста, поддержите нас! https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fyasobe.ru%2Fna%2Ffilm_Waldorf100Russia&post=-59008461_13430&el=snippet
В строке с суммой можно вставить любое значение.
https://yasobe.ru/na/film_Waldorf100Russia
http://www.waldorf-russia.ru/activity/news/114/
Галина:
Дорогие ученицы и ученики,
коллеги и родители!
Более чем 1.100 вальдорфских школ по всему миру призвана объединить
одна всеобъемлющая идея – Waldorf 100 (Вальдорф 100).
В 2019 году мы празднуем столетнюю годовщину с начала нашего, ставшего в итоге глобальным, педагогического движения.
К этой дате мы стремимся создать сообщество, целью которого станет
объединять и вдохновлять нас в ближайшем будущем; сообщество, которое поможет нам с радостью и энтузиазмом, уверенно браться за решение больших педагогических задач, которые ставит перед нами современность.
Мы все, преподаватели, родители и дети, участвуем в этом процессе. Только совместными усилиями нам удастся воплотить в жизнь то, что стало особенно насущным в наше время - педагогику, ориентирующуюся на детей, перед которыми встанет задача определить ориентиры развития будущих поколений.
Waldorf100 является важным событием для каждого из нас. И это торжество, которое мы хотим отметить вместе с вами в каждой школе и детском саду, праздник, которым мы хотим разделить с нашими близкими, где бы они не жили. Самые разнообразные идеи по проведению этого праздника будут безусловно учитывать региональные особенности. На сайте waldorf-100.org мы предоставляем вам возможность рассказать всем о проходящих у вас событиях и ознакомиться с идеями наших коллег из других мест.
Обмен почтовыми открытками:
Каждая вальдорфская школа посылает всем вальдорфским школам мира почтовую открытку и получает в свою очередь почти 1.200 открыток,
индивидуально оформленных учениками других школ. Каждая открытка рассказывает о стране, о школе и о жизни отдельных учеников. Таким образом из всего многообразия открыток, пришедших из самых разных
уголков мира, каждая школа собирает большую карту мира. И на это карте постепенно складывается картина, показывающая количество и расположение вальдорфских школ по всему земному шару.
Для оказания помощи в подготовке мы вышлем каждой школе чистые почтовые открытки по количеству вальдорфских школ в мире на текущий момент.
Адреса всех школ будут уже напечатаны на открытках (текущий статус – апрель, 2017). Мы предусмотрели некоторый резерв в количестве на случай, если в оформление нужно будет внести поправки.
Как это выглядит практически?
Для того, чтобы максимально возможное число учеников и учениц смогли участвовать в оформлении открыток, мы предлагаем распределить открытки по классам в течение одного дня. Мы рекомендуем организовать участие каждого класса в распределении, сборе и наклеивании почтовых марок на открытки как в особенно важном задании (по крайней мере, в больших школах). Таким образом открытки можно будет быстро оформить, собрать и отправить...
Мы с нетерпением ждем предстоящего глобального обмена открытками и будем рады разнообразным идеям, которые, мы уверены, возникнут в связи с праздником Waldorf100!
Хэннинг Куллак-Ублик,
Гамбург, Весна, 2017
подробнее:
в БУКЛЕТе ПРОЕКТА
см. прикреплённый файл
на русском языке: стр. 11
Все 1200 (более 1100) школ по всему миру должны бы получить пакет из 1200 (более 1100) открыток, и, конечно, все уже заняты живописью, графикой, иллюстрациями, склейкой, резкой, шитьём, чеканкой или чем-то еще, чтобы "Global Art Exchange" получился в превосходной степени.
А как это происходит у вас?
Вы уже отправили свои открытки?
Пришлите несколько фотографий готовых открыток, которые затем можно было их распространять через наши каналы социальных сетей, чтобы вдохновить других...
источник:
САЙТ ПРОЕКТА
см. по ссылке
http://www.waldorf-100.org/project/kartentausch/
БУКЛЕТ ПРОЕКТА:
см. по ссылке
http://www.waldorf-100.org/fileadmin/redakteure/bilde..
ФОТО в Фейсбуке:
https://www.facebook.com/pg/waldorf100/photos/?ref=pa..
Галина:
http://prowaldorf.ru/address/?tab=2&geo=cis
Адреса вальдорфских детских садов, школ, инициатив, студий
СТО ПЯТЬ (по СНГ))
Друзья! Надо учесть, что ежегодно инкарнируются НОВЫЕ ИНИЦИАТИВЫ!
Viva Mokykla Школа Vilnius, Gele?inio Vilko, 23 +370 52137041 info@vivamokykla.lt
Аленушка Сад Москва, ул. Кулакова, 3/2 +7 (495) 750-28-98
Арегназан Сад, школа Ереван, ул. Сарьяна, 23 +374 10 547343 info@waldorf.am
БОЛЬШИЕмаленькие Сад Раменское, ул. Красноармейская, 25А +7 (915) 360-41-89 bolmalru@gmail.com
Берегиня Студия Донецк, ул. Челюскинцев, 169 050-580-66-84
Большая черепаха (Вернадского) Сад Москва, проспект Вернадского, 33к1 +7 (916) 265-61-47 admin@big-turtle.ru
Большая черепаха (Косыгина) Сад Москва, ул. Косыгина, 5 +7 (916) 265-61-47 admin@big-turtle.ru
Большая черепаха (Сергиев Посад) Сад Сергиев Посад, ул. Новгородская, 8 +7 (905) 564-99-95 admin@big-turtle.ru
Борисфен Школа Киев, ул. Саратовская, 20
В гостях у Кота и Барбоса Сад МО, Красногорский район, Деревня Гаврилково, 44 +7 (925) 145-40-45 ukotaibarbosa@gmail.com
Вальдорфская средняя школа в Дачном № 658 Школа Санкт-Петербург, Трамвайный проспект, 22 +7 (812) 377-60-03 sc658@kirov.spb.ru
Вальдорфская школа имени Пинского (1060) Школа Москва, Стремянный переулок, 33/35 +7 (499) 236-52-14 sch1060@yandex.ru
Вальдорфская школа, сад Сад, школа Кривой Рог, ул. Отто Брозовского, 89Б +38 (0564) 71-21-39 waldorfshule@rambler.ru
Вальдорфский детский центр в Порошкино Школа, сад Санкт-Петербург, ул. Романтиков, 19 +7 (921) 904-14-56 waldorfhome@yandex.ru
Владимирская вальдорфская школа Школа Владимир, ул. Луначарского, 29А +7 (4922) 53-41-56 waldorf-vladimir@yandex.ru
Вместе с мамой Студия Пенза, ул. Суворова, 159 +7 (987) 518-91-05
Возрождение Студия Москва, 1-ая Миусская ул., 22 стр. 4 +7 (495) 755-70-20 club@vozrogdenie.ru
Волшебный садик Сад Чехов, деревня Солнышково, улица Новая, 17 +7 (916) 685-42-15 catzz@yandex.ru
Волшебный фонарик Сад, студия Балашиха, ул. Зеленая, 35 +7 (916) 672-16-06
ГБОУ СОШ №1206 Сад Москва, Новоясеневский проспект, 3к2
ГБОУ д/с №250 Сад Москва, ул. Профсоюзная, 152б +7 (495) 427-75-33 ds793@mail.ru
ГБОУ №514 Сад Москва, Коломенская набережная, 24к2
Гнездышко Сад Красноярск, Верхний Академгородок, 20 +7 (902) 929-51-68 paljonis@mail.ru
Группа «Родничок» при детском саде №1277 Сад Москва, ул. Дурова, 3/13
Группа «Садко» при детском саде №1277 Сад Москва, ул. Мещанская, 13 +7 (495) 681-95-81
Детский сад №108 (группа «Орешек») Сад Владимир, ул. Верхняя Дуброва, 32А +7 (4922) 54-53-31 108detsad@mail.ru
Детский сад №165 Сад Казань, ул. Коллективная, 25А +7 (843) 564-43-52 madou.165@tatar.ru
Детский сад №2434 (группа «Солнышко») Сад Москва, Бунинская аллея, 2к1 +7 (495) 714-74-81 dou2434@mail.ru
Детский сад №439 Сад Москва, ул. Дубнинская, 14к5 +7 (903) 569-83-61
Детский сад №554 (ясельная группа «Ягодное лукошко», группа от 4 до 6.5) Сад Москва, ул. Перекопская, 7к1 +7 (499) 121-80-10 554@edu.mos.ru
Детский сад №740 Сад Москва, ул. Чертановская, 62Б +7 (495) 386-79-09
Детский сад №859 при школе №1060 Сад Москва, Стремянный переулок, 10 +7 (499) 237–74-43
Детский сад №90 Сад Киров, Горбачёва, 48б +7 (8332) 67-39-34 waldorfvyatka@mail.ru
Днепропетровская вальдорфская школа, сад Сад, школа Дніпропетровськ, пр. Кірова, 133 +38 (056) 749-62-35 waldorf.dnepr@gmail.com
Добрая фея Сад Москва, ул. Люблинская, 9 стр. 3 +7 (903) 770-77-72
Добрый мир Сад Новосибирск, Горский м/р, 48 +7 (913) 479-14-93
Добрый путь Школа Сочи, ул. Земляничная, 28Б +7 (862) 234-14-83 sochiwald@mail.ru
Добрый садик Сад Киев, пгк Коцюбинское +380731515902 detsaddoma.info@gmail.com
Дом на Радужной Сад Воронеж, ул. Радужная, 34 +7 (904) 212-80-63
Домашняя группа «Ладушки» Сад Москва, ул. Твардовского, 18 +7 (903) 529-88-89
Домашняя группа «Чудо-сад» Сад Симферополь, пос. Молодежное, ул. Мира, 15 +7 (978) 838-07-59 rakinorev@gmail.com
Домик тыквы Сад Москва, Изюмская улица, 57 +7 (926) 134-16-28
Домовенок Сад Москва, Проспект Мира, 68 +7 (915) 110-53-93
ДомсЛадом Сад Москва, Свободный проспект, 37к2 +7 (903) 015-73-69
Дошкольное подразделение при СВШ Сад Самара, ул. Спортивная, 23 +7 (846) 336-56-21 waldorf@samtel.ru
Желтый Жаворонок Сад Ереван, ул. Наири Зарьяна, 10 +374 10252035 artutik@gmail.com
Живая школа, сад Заповедник детства Сад, школа МО, Истринский район, пос. Гринфилд, Зеленая Башня +7 (495) 961-04-04 kapiton@school-live.ru
Запорожская вальдорфская школа, сад Сад, школа Запоріжжя, Рекордна вулиця, 1 +38 (066) 989-10-19
Зернышко Сад Красноярск, ул. Навигационная, 5 +7 (913) 585-75-11
Иркутская вальдорфская школа Школа Иркутск, ул. Марата, 11 +7 (3952) 33-15-74
Искусство жизни Школа Москва, ул. Профсоюзная, 104 +7 (903) 615-33-04 shkola@iskusstvo-zhizni.ru
Источник Сад Санкт-Петербург, ул. Торжковская, 2к3 +7 (812) 492-01-22 waldorfsad@mail.ru
Капелька Студия Москва, ул. Ясногорская, 5к2 +7 (495) 426-08-67 kapelka.v.yasenevo@yandex.ru
Капельки Сад Москва, Чечерский проезд, 56к2 +7 (495) 715-10-65 info@kapelki.ru
Киевская вальдорфская школа №195 Школа Киев, ул. Серафимовича, 17а
Ладошки Сад МО, Балашиха, ул. Еловая, 3 +7 (917) 582-57-14 elena@ladoshki.info
Лесной Сад Москва, Чуксин тупик, 3 +7 (926) 323-09-83
Лукошко Сад Видное, деревня Петрушино +7 (916) 589-00-39 lukoshko.vidnoe@gmail.com
Луч Солнца Школа, сад Ростов-на-Дону, Перовский переулок, 3а +7 (988) 259-54-12 luchsolntsaws@mail.ru
Мастерская детства Студия Химки, Юбилейный проспект, 77 +7 (905) 565-07-89 75sofya@gmail.com
Монино Инициатива Тверская область, деревня Монино
Нескучный садик Сад Москва, Ленинский проспект, 13 +7 (925) 462-12-54
Первые шаги Сад поселок Новые вешки, ул. Вешняя, 5 +7 (916) 190-90-11
Покрова Сад Иркутск, ул. Коммунаров, 17-3 +7 (3952) 56-02-72
Поляна Сад, Школа Красногорск, ул. Тихая, 4 +7 (916) 321-72-71 sadpolyana@mail.ru
Путь зерна Сад, школа Москва, ул. Миклухо-Маклая, 20А +7 (495) 336-68-66 grainway@mcn.ru
Радость Сад, школа Тольятти, бульвар Туполева, 19 +7 (8482) 62-63-64
Радуга Школа Воронежская область, село Бабяково, ул. Зазеркальная, 1 +7 (908) 133-58-97 raduga-waldorf@list.ru
Росток Сад, школа Москва, ул. Новодачная, 21 стр. 2 +7 (916) 972-94-07
Росточек Сад Харьков, ул. Сомовская, 20 (057) 759-81-14 sad.rostochek@gmail.com
Самарская вальдорфская школа Школа Самара, ул. Буянова, 105 +7 (846) 333-30-97 waldorf@samtel.ru
Светлячок Сад МО, пос. Алабушево, Солнечногорский район, Военный городок №45 +7 (926) 001-25-11
Свободная вальдорфская школа в Адажи Школа ?da?i, Pirm? iela, 26a +371 29-405-547 skola@abvs.lv
Свободная школа Школа МО, Жуковский, ул. Строительная, 10 +7 (498) 487-50-62 freeschool@mail.ru
Семейная Вальдорфская Инициатива «Солнечная река» Сад, школа Самара, Сухая Самарка, СДТ «Татьянка» +7 (927) 687-11-52 waldorf.solar.river@gmail.com
Семейная школа «Солнечный луч» Школа Нижний Новгород, ул. Горбатовская, 43 +7 (920) 250-74-70 89202507470@mail.ru
Семейный детский сад «Зёрнышко» Сад Самара, ул. Охотничья, 63 +7 (927) 748-24-12
Семейный лад Школа Москва, ул. Кулакова, 3/2 +7 (495) 750-28-98
Семь цветов Сад, школа Уфа, переулок Пархоменко, 7 +7 (347) 272-04-51 ufacvet@inbox.ru
Сказочное детство Сад Казань, ул. Габишева, 10 +7 (917) 881-06-84 skazochnoe@gmail.com
Со*творение Сад, школа Ярославль, ул. Республиканская, 51 +7 (902) 330-32-86 mail@so-tvorenie.org
Созвучие Школа Смоленск, ул. Неверовского, 11 +7 (4812) 31-98-97 waldorf-smolensk@narod.ru
Солнышко в лукошке Сад, студия Москва, ул. Профсоюзная, 92 +7 (915) 408-22-98 turicina@yandex.ru
Сонях (Подсолнух) Сад, школа Киев, Гатное, ул. Ивана Сирка +380 (96) 450-63-39 kievsonyah@gmail.com
София Сад, школа Киев, ул. Тампере, 17А +380 (44) 292-41-91
София Сад Екатеринбург, ул. 8 марта, 194 +7 (922) 107-12-68 sofia_elf@mail.ru
Соцветие Сад, Школа Саратов, ул. Радишева, 22 +7 (906) 310-00-04
Студия-сад «Апрель» Сад, студия Троицк, микрорайон В, 50 +7 (926) 222-61-26 info@aprelclub.ru
Ступени Сад, школа Одесса, ул. Ильфа и Петрова, 31А +380 48 747-05-42 waldorf.stupeni@gmail.com
Теплый дом Сад, студия Орел, д. Старая Некрасовка, ул. Строителей, 20А +7 (962) 483-10-46 vopros.ashmeleva@gmail.com
Фидонтек Сад МО, Красногорск, ул. Успенская, 12 +7 (495) 921-10-93
Центр Рудольфа Штайнера Сад Москва, Комсомольский пр-т, 38/16 +7 (499) 245-90-49 waldorfcentr@list.ru
Центр искусства воспитания Школа, сад Санкт-Петербург, пр. КИМа, 1 +7 (812) 350-90-86 ziw@list.ru
Чудо-Дерево Сад Алма-Ата, ул. Свежесть, 38 +7 (777) 680-98-67
Школа без классов Гунтера Гебхарта Инициатива Самурская, Краснодарский край
Школа на Воскресенcкой Школа Калуга, ул. Воскресенская, 15 +7 (4842) 57-01-66
Школа самоопределения (№734) Школа Москва, Сиреневый бульвар, 30а +7 (499) 463-17-69
Школа св. Георгия Школа Москва, ул. Ейская, 5/9 +7 (495) 350-38-01 svgeorgia@yandex.ru
Школа святого Георгия Победоносца Школа Москва, Большой Балканский пер., 13/47, корп. 4 +7 (903) 258-10-32 shkola@centr-svgeorgia.ru
Школа-сад «Согласие» Сад, школа МО, Солнечногорский р-н, поселок Голубое, 14 +7 (499) 703-04-01 contact@wsoglasie.ru
Школьная инициатива в Алабушево Школа МО, Солнечногорский район, пос. Алабушево +7 (916) 916-32-92 waldorfzelgrad@yandex.ru
Эврика-развитие Школа Томск, Юрточный переулок, 8 стр. 1 +7 (3822) 52-99-72 eurekatomsk@mail.ru
Яблоневый сад Сад Москва, ул. Коломенская, 21к3 +7 (495) 642-13-46 sad@ya-sad.ru
Ярославская вальдорфская школа Школа Ярославль, ул. Вольная, 10 +7 (4852) 30-57-45
Ясный сад Сад Нижний Новгород, ул. Цветочная, 7 корп. 1 +7 (910) 388-40-05 yasnysad@yandex.ru
Галина:
ИСТОКИ
95 лет первой вальдорфской школе.
Пять лет назад,на сайте школы Уландсхое появилась следующая запись:
В сентябре 1919 первые мальчики и девочки отправились в только что основанную вальдорфскую школу Уландсхое – тогда она называлась «Общая народная и высшая школа».
В юбилейный, 2009 год, мы решили воспользоваться поводом и показать новые архивные фотографии вальдорфской школы: невероятные и трогательные, смешные и грустные, они снабжены короткими, но исчерпывающими подписями, и отражают становление и повседневную жизнь этой школы. Приятного просмотра!
(Фотографии из школьного архива| Редакция Х. Хаас | Тексты Д. Эстерl)
Предлагаем и читателям сообщества присоединиться к этому интереснейшему занятию. Тем более, что caeca, дедая перевод этих материалов, вспоминала о своем давнишнем посещении этой школы и готова добавить пару слов от себя курсивом)))
1) Ресторан Уландсхое, открытка 1908 г.
Эта рисованная открытка изображает ресторан «Уландсхое» (сегодня – административное здание школы), одно из любимых мест жителей Штутгарта перед Первой мировой войной. Добраться до ресторана из города можно было пешком или на извозчике. Само здание находилось на территории тира, который снесли в 1899 г. Владелец ресторана Йозеф Мюллер планировал вдобавок оборудовать места для танцев и занятий спортом.
Даже глядя на столь схематичный фон, можно понять, что мы находимся за городом, а за «Красной стеной» (район города) на Уландсхое разбиты виноградники. Сегодня терассы спускаются вниз по всему склону.
Тогда, как и сейчас, в эту часть пригорода вели две лестницы с Хаусманнштрассе (Кстати, вплоть до 1946 года улица называлась «Kanonenweg», «путь пушек»). Они и сегодня на том же месте, как и на этой открытке типографии Готтлоба Исслера.
После войны здание оказалось в руках Эмиля Мольта. Он надстроил ещё один этаж, где разместили квартиры для учителей. Самая оригинальная деталь этого здания – арочный фасад «теремка», как его стали называть позднее: сейчас он находится под продлёнкой, справа от лестницы.
Текст на открытке:
Вольпертсхаузен день за днём -
Сколько сутолоки в нём!
В Уландсхое Штутгарт ждёт,
Здесь ни горя, ни забот.
Оригинальных деталей в Уландсхое предостаточно: когда в седьмом (или в восьмом??) классе приехали туда по обмену, первые дни просто с открытыми ртами ходили по территории школы. Немыслимые многоугольные строения, удивительные старые, нетронутые в бесчисленных перестройках деревья, безумные лавочки и не поддающиеся описанию места (никак иначе не назвать), где можно валяться, лазить, болтать, сидеть, ходить. А ещё можно и нужно зайти внутрь… Некоторые ребята уезжая, плакали, не хотели уезжать, им казалось, что здесь всё такое красивое и волшебное, что возвращаться в квадратные классы и серые дворы с куцыми площадками воспринималось, как возвращение в тюремную камеру.
Правда, у других засела мысль: чёрт, значит, можно сделать ТАК, если постараться.
Или даже ещё круче(:
2)Дежурные с Хаусманнштрассе 44
Первые штутгартские дежурные появились перед вальдорфской школой Уладнсхое в 1959 году. В награду школа получила «Штутгартского конька» с посвящением.
Что меня поразило: на перемене старшеклассники отправляются к малышам. Восьмиклассники весело здоровались с малышами из второго, третьего, четвёртого класса, расспрашивали об уроках, о доме, те без малейшего удивления принимали это внимание (почти немыслимое у нас!!! Часто ли можно увидеть десятиклассника, интересующегося начальной школой?!). Выяснилось, что у каждого (!) старшеклассника есть свой подопечный из малышей, за которого каждый лично отвечает – кто-то просто следит, чтобы на перемене мелкие вели себя нормально, кто-то помогает с домашними заданиями, а кто-то и водит в школу-домой. Я, как старшая сестра пятерых мелких, изнемогала от зависти, глядя как обязанности, которые тягостно отличали меня от многих одноклассников, вписаны в повседневную жизнь,воспринимаются каждым (!), с одной стороны, как обязанность вроде дежурства, с другой – как весёлая игра. «Дочки-матери. Левел двадцать пять».
Именно в нашей школе впервые школьники стали дежурить на улицах в 1959 году. За это спустя десять лет город наградил нас «Штутгартским коньком», который довольно долго простоял в так называемой «Красной комнате» в административном здании.
Оба десятых класса по очереди несли дежурство. Каждый раз четверо школьников за 30 минут до начала занятий должны были следить за переходом, то же самое – на перемене в 12 часов.
А перемена в 12 часов – это ЧАС, а то и больше, на обед. Половина школьников бодро несётся домой, успевает пообедать, поболтать с родителями, погулять с собакой, а то и сделать уроки, можете себе представить такую роскошь у нас?! И после этой «перемены» они как миленькие возвращаются обратно в школу, иногда всего на один урок, чаще, конечно, на два три.
Это развивало в них пунктуальность, внимательность, осторожность и ответственность. Дежурные носили опознавательные шапочки и куртки, и держали диски регулировщиков.
Это нововведение в высшей степени оправдало себя, хотя движение тогда было, конечно, значительно менее оживлённым, чем теперь. Опасные ситуации возникали и возникают в основном тогда, когда ученики хотят доказать свою самостоятельность, или когда родители останавливаются на зебре, высадить детей из машины, чтобы им не пришлось «далеко ходить».
В этих фотографиях присутствует и печальная нотка. Школьница Беттина Трайхлер, слева на верхней цветной фотографии, вечером того же дня, когда был сделан снимок, погибла между остановками Рубанк и Зилленбух.
«Штутгартский конёк», маленькая, около 12 см, бронзовая фигурка на узкой каменной подставке, долгое время простояла в «Красной комнате», а затем исчезла, пока господин Лехлер не спас её из мусорки, и взял под свою опеку, так что мы смогли сделать эти два снимка. Гравированное посвящение на подставке: «Свободной вальдорфской школе за организацию первого школьного уличного дежурства в Штутгарте».
3) Парты из позапрошлого века
Столы и стулья, подушки и многофункциональная мебель, которую легко превратить в спортивные снаряды? До 50-х лет это было немыслимо. В школе были только парты и школьные скамьи, как те, что на фотографии семиклассницы в вальдорфской школе 1948 года.
Этот необычный предмет на протяжении более ста лет был неотъемлемой частью школьного класса. Эту мебель невозможно было сдвинуть никак, разве что откинуть крышку чернильницы. Под крепкой, слегка наклонной поверхностью столешницы, за которой умещались двое, была специальная полка, ноги можно было поставить на поперечные планки. Скамейка была сплошной, так что при желании на ней могли бы уместиться и трое. Спинкой служила задняя парта. И уж конечно, за такой партой невозможно было вертеться, толкаться, или тем более, качаться, а положить голову на парту было просто немыслимо!
Единственное преимущество этих парт, которое приходит мне в голову (с 1945 до 1954 г. Ученик Уландсхое), это возможность незаметно поставить на скамейку шахматную доску: там учитель не мог проследить за ходом партии.
4) Питание в вальдорфской школе Уландсхое
С осени 1947 до лета 1950 главный урок заканчивался так: в 9:3- на школьный двор заезжал американский армейский грузовик, и выгружал огромные термосы или коробки. Дежурные десятиклассники разносили по классам «школьное питание» - его называли также «гуверовским питанием». Герберт С. Гувер, бывший американский президент был главой Комитета помощи мирному населению Европы и Азии. Вскоре после окончания кризиса он совершил путешествие по Германии, и после этого организовал поставки школьного питания.
Я тогда учился в 7, 8, 9 классах, и хорошо помню ежедневный животрепещущий вопрос: что сегодня на завтрак? Молочный суп (самый желанный!), овсянка со сладкими подливками, макароны, рис, Gries, или фасоль с солониной, а то и упаковка фиников и булочка. Каждому школьнику полагалось 300 калорий из армейских запасов. Для многих это была единственная возможность поесть досыта хоть раз в день, так как обычно из дома полдник и не брали. Если что-то оставалось, это можно было унести с собой домой в предусмотрительно захваченном котелке. После войны все продукты выдавались по карточкам, строго дозировано, например, 2000 грамм хлеба на человека в неделю, и при этом приходилось выстаивать длинные очереди.
Сегодня, 60 лет спустя, трудно представить, что кому-то приходится в школе голодать, и нет возможности съесть банан или шоколадку.
5) Первые ученики вальдорфской школы
Первая вальдорфская школа была устроена (внимание!) для рабочих «Вальдорф Астория», сигаретной фабрики Гамбурга и Штутгарта, и основателем её стал шваб Эмиль Мольт. Здесь должны были проводиться курсы и лекции, целью которых было компенсировать пробелы в образовании рабочих.
Фотография выше была сделана, скорее всего, во дворе главного здания фирмы на Хакштрассе 9-13. Эмиль Мольт — в первом ряду, третий слева, с шляпой в руке. На двух фотографиях — рабочие в местных фабричных помещениях. Тогда табачные изделия производили ещё преимущественно вручную.
Большая часть занятий проводилась в рабочее время, как видно из расписания «Рабочей школы сигаретной фабрики Вальдорф-Астория». Руководителем этой школы Эмиль Мольт назначил доктора Герберта Хана. Наряду с общеобразовательными темами преподавались языки ( обратите внимание на присутствие предмета "русский язык" в расписании!!)) , практические и художественные курсы и лекции, помогающие разобраться со своими потребностями и целями.
Со временем выяснилось, что взрослые перегружены дополнительной учёбой. В апреле 1919 года рабочие сами предложили открыть школу для своих детей. Мольт немедленно принял решение взяться за дело. Он попросил Рудольфа Штайнера взять на себя педагогическое руководство школой, и в сентябре 1919 школа начала работу. Кроме 191 ребёнка работников фирмы в школу пришли 65 «чужих» детей, и число таких «пришельцев» постоянно росло.
6) Ежемесячные праздники, карнавалы, балы
В 1919 г. федеративный закон об образовании предусматривал один выходной в месяц. Этот абстрактный «разгрузочный» день был, прежде всего, обузой для хозяйства рабочих, а для детей — сбоем в ритме недели. Тогда по предложению Рудольфа Штайнера в этот день стали устраивать «ежемесячный праздник». В этот день каждый класс показывал перед всей школой, что они делали на разных предметах. Первый такой праздник состоялся уже 3 ноября 1919. Вплоть до закрытия школы в 1938 году этот день оставался для детей привычным ежемесячным мероприятием, которое пробуждало в детях сильное чувство включённости в школьный коллектив. Начиная с 1945 года ежемесячные праздники стали реже, превращаясь, скорее, в «четвертные», и на них приглашались и родители.
Празднование годовых праздников, от Адвента и Рождества до карнавала, выпускного бала, летних и зимних праздников, выступлений оркестра и хора, эвритмических представлений, постепенно сформировали определённый цикл праздников и мероприятий, который в немалой степени определял и определяет жизнь школьной общины.
Фотографии выше: Карнавальный ежемесячный праздник, дата неизвестна; «маски» из младшей школы в 1928 году, два выпускных бала — 1958 и 1971 годов.
7) Учимся работать руками
Что значит «учиться»?
Во все времена, во всех культурах ребёнку помогали войти в жизнь, давая ему возможность переживать что-то вместе со взрослыми, помогать им, получать опыт и в процессе собственной деятельности развивать свои способности. Обучение включает в себя все «инструменты» человека: его конечности, с их возможностями движения, его восприятия, его эмоциональные и волевые силы, его творчество и, конечно, его интеллект — но не в коем случае, не только интеллект.
«Любые занятия должны быть наукой о жизни», так гласит основной принцип Рудольфа Штайнера для вальдорфской школы. И именно поэтому ремесленные и художественные занятия являются неотъемлемой частью учебного плана — разумеется, равно и для девочек, и для мальчиков. Для воспитания важен не «конечный продукт», а качество рабочего процесса, например, при вязании, строгании, столярничании, чеканке, резьбе по камню, в гончарном и переплётном деле, ткачестве. При этом развивается умение двигаться, дисциплина силы, восприятие материалов и их законы.
В первое время набор предметов и объём художественно-ремесленных занятий в школе был значительно меньше, прежде всего, в старших классах. После 60-х удлинённые эпохи позволили прорабатывать темы более интенсивно, были введены профильные предметы и, наконец, предметы по выбору. Внешкольная практика в сельском хозяйстве, на производстве и в социальных учреждениях и сегодня дополняют эту сферу обучения.
А теперь представьте: мы, восьмиклассники, попадаем в класс, полный удивительных вещей. Вот висят костюмы для спектакля — их сшила двенадцатиклассница для спектакля; вот скрипка, сделанная пареньком, ещё не окончившим школу, вот книга, написанная девочкой на пару лет старше нас. В двенадцатом классе, как выяснилось, каждый школьник делает свой индивидуальный проект, любой, по выбору, согласовывает его, разумеется, с учителями, кто-то их курирует, а в конце года они представляют его к защите. У нас в школе проект — это жалкие потуги восьми-девяти-десятиклассников, с трудом по двое-трое вымучивающих какое нибудь якобы исследование, или трогательно демонстрирующие какую-нибудь статую, вылепленную, по идее, за год, а по факту — в последнюю неделю, и не в две, а в шесть рук, которой умиляются учителя, счастливые, что детки хоть на что-то способны.
Нет, был у нас и журнал, и стенгазеты, и спектакли, но настоящего дела, которое каждый в одиночку выполняет в течение целого года, планирует, разрабатывает, доводит до конца и демонстрирует — что-то не помню. Максимум — игра в дело. А тут взрослые люди — двенадцатый класс, всё-таки — делают настоящие, взрослые дела, и за них отвечают так же, по-взрослому.
Хотя сравнительный анализ русских и немецких школьников по критерию взрослости — это отдельная непростая тема. По мне — так русские дети более зрелые. Что совсем не обязательно синонимично более опытным и умелым...
На фотографиях — ученики Уландсхое на уроках труда, в бывшей переплётной мастерской, на уроке рукоделия с Хеленой Роммель, и школьник, изготавливающий скрипку.
8) Как мы себя называем?
Сперва школу окрестили в 1919 просто «вальдорфской школой».
В 1921 году в школьном дворе появляется табличка: «Вальдорфская единая начальная и старшая школа».
В мае 1920 в школе заявляется о самостоятельности и самоответственности коллегии, в качестве представителя основывается «Союз свободных вальдорфских школ НКО», который затем был переименован в «Союз независимых вальдорфских школ (СНВШ)»
Почему «свободная»?
На фотографии ворот можно разглядеть маленькую табличку с изменённым названием. Оно же используется для штампов Союза. Начиная с 1924 года на информационных бюллетенях школы появляется название «Свободная вальдорфская школа», которое затем использовалось и в качестве официального, например, на официальном штемпеле школы, с добавкой «Штутгарт»Только после юбилея школы в 1969 году на табличке появилось новое имя школы: «Свободная вальдорфская школа Уландсхое»
В 1998 году в ходе подготовки нового школьного проспекта проводили опрос среди школьников, родителей, выпускников и учителей. Их спрашивали, как они называют школу. В разговорах и мыслях большинство называет школу «вальдорфская школа Уландсхое». Понятие «свободная», в их представлении, включено в слово «вальдорфская». Согласно результатам опроса оформили и проспект, снабдив его и новым логотипом, повторяющимся также на конвертах и плакатах.
Что будет дальше?
9) Школьные часы
Школа — это школьные часы, и неважно, сколько минут длится академический час, 45, 50 или 110 минут. Стоящая за этим руководящая сила — это часы, регулирующие звонки. Можно сказать, что школьные часы олицетворяют видимую упорядочивающую власть и для учеников, и для учителей.
Фото вверху: В 1923 закончилось строительство главного здания, и часы закрепили на нём между вторым и третьим этажом, так, чтобы их было хорошо видно со всего двора. На фотографии справа ещё видно кусок большого сарая.
Среднее фото: после 1945 года часы переехали на административное здание, на ту сторону, что выходит во двор, в одном из самых оживлённых уголков. Здесь они и сегодня не только отмеряют время, но и служат незаменимым местом встречи.
Нижнее фото: «Встретимся в 14:00 под часами?» И все понимают, о чём речь! На этом снимке — ещё и актуальный намёк на городскую историю Штутгарта.
Штутгарт 21 — это проект перестройки городского вокзала, против которого жители активно протестуют. Выходили на улицы, спали в палатках — причём, причин несколько: во-первых, разумеется, рачительные немцы решили, что строительная фирма мухлюет, и проект выйдет в два раза дороже, чем обещают, что не может не сказаться на других проектах. Во-вторых, бытует версия, щекочущая самолюбие политизированных немцев, что они разозлились, что с их мнением не считаются, и решили всё без них, и они демонстрируют недовольство. По версии же моей знакомой немки, чуть ли не все её знакомые хотели сберечь древние деревья, которые пришлось бы вырубить. Их чуть ли не охраняли местные жители, залезали на деревья, ставили под ними палатки, и т. п. Проект будут выполнять!
10) Разрушения во время войны
Во время бомбардировок 1943-1944 годов были разрушены все здания на территории школы, кроме большого барака и старого ресторана (административного здания), здесь удалось потушить пожар на стропилах. В последние годы войны в обоих уцелевших зданиях расположилась армейская школа. Они задокументировали бомбёжку между обоими подъездами к школе, со стороны Хаусманштрассе и со стороны спортивного поля ночью с 23 на 24 июля 1944г: 1 воздушная мина (уничтожившая детский сад), две взрывающиеся бомбы, 26 фосфорных бомб (разрушившие маленький сарай во дворе), 5 зажигательных бомб, 2 осветительных. Главное здание и здания на севере участка сгорели ещё в апреле 1943г.
Фото вверху: пожар в главном здании при бомбардировке Штутгарта 12.3.1943, вид с места, где сейчас корт.
Фото посередине: Фойе главного здания, вход справа.
Так в октябре 1945 года, когда школу снова открыли, среди руин было так же мало пригодных для занятий помещений, как при открытии школы в 1919 г. Выпускники и школьники в первые послевоенные годы активно помогали разгребать развалины и обеспечивать провизию для всей школы. Вокруг главного здания, которое удалось восстановить только к 1953 году, вырос ансамбль из 10 бараков, в шутку названный «Союз хижин»
11) Актовый зал
На примере истории актового зала видно, как постепенно развивалась обстановка внутри школы. Согласно учебной программе и учебным требованиям школы необходимость в этом центральном месте сбора всего коллектива была очевидна.
До 1923 года приходилось обходиться временными сооружениями. В то время чаще всего альтернативой актовому залу служил зал для занятий эвритмией, в самом центре большого барака. По планам в главном здании был предусмотрен только большой «спортзал». Но затем этот «спортзал» получил сцену и был соединён с расположенным прямо за ним залом для занятий эвритмией, а также в нём оборудовали галерею для зрителей. Обычно в зал помещалось примерно полшколы, если же нужно было собраться всем вместе, можно было поместиться только стоя.
В 1943 году главное здание вместе с залом сгорело, на третьем снимке видны остатки знаменательных столпов, поддерживающих галерею. В качестве временного прибежища пришлось вновь использовать зал в большом бараке и «колонный зал» на первом этаже бывшего ресторана (административного здания). Только в 1953 году был восстановлен «старый актовый зал» с опоясывающей его галереей.
Очередное переоборудование этого зала, в той форме, какую мы видим сегодня, последовало после завершения «большого актового зала». Галерею убрали, чтобы превратить помещение во второй спортзал.
Сегодня мы уже привыкли к освящённому в 1977 году «большому залу», и уже почти невозможно представить, в какой тесноте и духоте, но в тоже время, в атмосфере тепла и смирения протекала жизнь школьной общины. Об этом может изредка напомнить «старый зал», когда в нём проводятся небольшие мероприятия.
12) Эмиль Мольт
Напоследок — фотографии с 90-летнего юбилея вальдорфской школы, напоминающие об основателе школы, Эмиле Мольте. О его жизни и деятельности почти нечего неизвестно.
Его автобиография была написана в последние месяцы его жизни. Её опубликовали в 1937-1938 гг в трёх частях, и завершается она основанием вальдорфской школы: он считал этот момент кульминацией своей жизни. На фотографии времён первых лет школы Мольт стоит в центре класса, между учителями Графом фон Ботмер и Кристофом Боем, и излучает уверенность и удовлетворение. Портрет сделан в 1934 году, примерно за два года до его смерти.
Он родился в швабском городе Гмюнд в 1876 году в семье кондитера, и в 13 лет остался круглой сиротой. Но благодаря усердию, неиссякаемой энергии и деловой смекалке, Мольт быстро поднялся до поста руководителя в ведущей промышленной отрасли Штутгарта. Его сигаретная фабрика «Вальдор-Астория» давала работу более тысячи людей, эта марка получила известность по всей Европе и пользовалась неизменным успехом. Он один из первых понял значение рекламы для успешности фирмы, и привлекал для этих целей ведущих художников своего времени.
В 1918/19 гг., когда Германия проиграла Первую Мировую войну, его политическая и социальная заинтересованность в идеях Рудольфа Штайнера привела к полной реорганизациии общественного строя на его фабрике: сперва была основана школа для рабочих при предприятии, затем он основал «Единую начальную и среднюю школу» в Уландсхое, которая финансировалась из его частных средств. Для Мольта прежде всего имело значение соблюдение прав каждого ребёнка на развитие его способностей. В качестве методиста и главного педагога он пригласил Рудольфа Штайнера, который и разработал воспитательную методику для вальдорфской школы.
Школа быстро росла и стала моделью для школ по всей Германии и далеко за её пределами, судьба же самого Эмиля Мольта складывалась более трагично: в 1922 году он потерял независимость предприятия. С одобрения Штайнера он выпустил акции «Вальдорф»: так фирма «День грядущий», основанная по инициативе Мольта, чтобы финансировать вальдорфскую школу и другие антропософские инициативы, напрасно пыталась преодолеть трудности с ликвидностью. Мольт модернизировал фирму, но ему не удалось предотвратить переход её в 1929 к держателю большинства акций. Здоровье Мольта было подорвано, финансовое положение становилось всё более стеснённым. Для вальдорфской школы, однако, он до самой смерти оставался внимательным «протектором» и «отцом-основателем».
Его борьба против любого компромисса с национал-социализмом нe могла помешать государству запретить школу. Такого конца он пережить не смог. Но именно он создал предпосылки для того, что после Второй Мировой войны в Германии вновь стали открываться вальдорфские школы, а движение распространилось по всему миру..
(Фотографии из школьного архива | Редакция Г. Хаас | Текст Д. Эстерл)
2 часть:
О первой вальдорфской школе
К 150-летию Штайнера продолжается тема истории вальдорфского движения.
Первая вальдорфская школа была открыта 7 сентября 1919 года.
Эмиль Мольт, владелец табачной фабрики «Вальдорф-Астория» был к тому времени более пятнадцати лет знаком с Штайнером, и идеи духовного обновления общества были ему очень близки и интересны. Как состоятельный человек он много помогал окружающим его людям и в практическом плане. После курсов для рабочих, Мольт поставил себе цель построить школу для детей «своих» рабочих, понимая, что именно работа с детьми – работа с будущим))). Его поддержали рабочие фабрики, в отличи от наблюдательного совета и владельцев акций. Для них школа была по сути «мерзостью»
Но, добившись согласия Штайнера взять на себя руководство школой, он купил здание бывшего ресторана с участком земли, а расходы по обустройству взял на себя. Присутствовал он и во время переговоров Штайнера с министром культуры, где было получено официальное согласие на создание школы.!
Всегда интересна судьба отношений «инициатора» и его «детища»: если поначалу, фактически, Мольт был владельцем школы, то позже, с развитием структур школьного самоуправления и ростом школы, с её отделением от фабрики, он очень достойно принял роль почетного и основного , бескорыстного и неустанного жертвователя и равноправного члена коллегии…
А вот немного цифр.
В момент основания школы в ней было: 8 классов, 12 учителей, 256 учеников.
Из них – 191 ребенок «Вальдорф-Астории», 65 «посторонних « детей. И уже спустя год число «посторонних» стало неуклонно расти.
Вот еще цифры: 2-ой год: 11 классов, 19 учителей, 420 учеников.
3- й год: приблизительно: 15 классов, 30 учителей, 540 учеников.
К 6-му году существования школы в ней было уже 23 класса, 47 учителей и 784 ученика.
Нетрудно посчитать среднее число учащихся в классе)))
Как любое новое дело, строительство (и не только физическое)) школы было полно и трудностей, и драматизма. Постепенно формировался коллектив школы, корректировались программы, проводились занятия для учителей и педагогические курсы
И все это - в достаточное сложное время реформ образования как таковых, на фоне ранней социализации детей, перегруженности интелектуальным содержанием школьных программ и социальным неравенством в образовании.
Но помимо того, что классы были зачастую переполнены, существовала еще одна сложность – родители, работавшие на фабрике, особенно охотно записывали в школу детей, с которыми не могла справится обычная школа. Поэтому в классах зачастую можно было встретить 4-6 «трудных», а иногда и очень трудных детей. Были и дети с психопатиями. Для них были созданы вспомогательные классы, которые действовали на всем протяжении работы школы. При этом «трудные» дети имели возможность во время занятий в этих классах более основательно прорабатывать те же темы, что и дети на основных уроках.
К сожалению, этот принцип (фактически инклюзивного обучения)) во многих вальдорфских школах нынче не соблюдается.
Через полгода работы школы при ней был открыт и первый детский сад, который организовала уже многим известная по книге «Вальдорфский детский сад: воспитание детей младшего возраста» Элизабет фон Грюнелиус. Но через несколько месяцев по объективным причинам (сложности с финансированием) сад был закрыт и возобновил свою работу только после смерти Штайнера, в 1925 году.
Для этого поста я пользовалась текстами из первого тома трехтомника «Педагогические советы в Свободной вальдорфской школе 1919-1924 » - это запись происходящего тогда на школьных конференциях, при жизни Штайнера. Умер он 30 марта – в последний день учебного года 1925 года…
=Педагогические советы в Свободной вальдорфской школе. Штутгарт, 1919-1924. Том I. Первый и второй годы существования школы http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/300a.doc
==Педагогические советы в Свободной вальдорфской школе. Штутгарт, 1919-1924. Том II. Третий и четвертый годы существования школы
http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/300b.pdf
==Педагогические советы в Свободной вальдорфской школе. Штутгарт, 1919-1924. Том III. Пятый и шестой годы существования школы http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/300c.pdf
Материал подобран тут: http://predela.net/forums/index.php/topic,956.msg1239..
Waldorfschule - R. Steiner Abschuss Stuttgart 24.9.1919
https://youtu.be/7AWQAEWbth8
Галина:
Семейное поселение «Ясная слобода»
???? Один из самых волнующих вопросов для родителей - кем становятся выпускники вальдорфских школ.
???? Спасибо Ольге Шендеровой за статистику по иркутской вальдорфской школе за 2009-2017гг.
???? В списке выпускников школы 41 человек. Почти все они получили или получают сейчас высшее образование в разных городах России (Иркутск, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Москва).
? Есть среди выпускников медики, ювелиры, бизнес-аналитики, хореографы, переводчики, художники, экономисты и не только.
????Очень интересный документ, рекомендуем![/size]
Выпускники
Иркутской Вальдорфской школы
2009 – 2017
Сборник интервью
Автор проекта
Ольга Шендерова
https://vk.com/doc343767_473724502?hash=0baf2e52bc0685577f&dl=6cbcc2ea0d0b47fcf5
Оглавление
Выпуск 2009 года...4
Первый учитель Людмила Геннадиевна Кузнецова Куратор в старшей школе Елена Николаевна Шолохова 8
выпускников...4
Алёна Горелова...4
Надежда Диденко (Марфицина)...7
Кристина Пугина...10
Анна Родионова...13
Марина Романова...14
Владимир Стексов...17
Юлия Чебала (Герасимова)...19
Анастасия Шолохова...21
Выпуск 2010 года...23
Первый учитель Светлана Вячеславовна Балаганова Куратор в старшей школе Инна Вячеславовна Куликова 5
выпускников...23
Роман Дмитриев...23
Андрей Копанев...24
Александра Муравьёва...26
Тимофей Рожанский...27
Денис Хабаров...28
Выпуск 2012 года...30
Первые учителя Марина Степановна Романова, Татьяна Анатольевна Михайлова Куратор в старшей школе Ольга
Леонидовна Булдакова 5 выпускников...30
Лиля Гурунтина (Кучкарова)...30
Анастасия Камынина...31
Кира Бевзюк (Копанева)...33
Алексей Романов...34
Алиса Теряхина (Журавлёва)...35
Выпуск 2014 года...37
Первый учитель Елена Анатольевна Однокурцева Куратор в старшей школе Марина Прокопьевна Лидина 5
человек...37
Арина Василевич...37
Александра Шестакова (Долженко)...39
Дарья Жихарева...41
Анастасия Князева (Равдоникас)...43
Егор Селиванов...45
Выпуск 2015 года...46
Первый учитель Светлана Вячеславовна Балаганова Куратор в старшей школе Ольга Борисовна Жихарева 8
выпускников...46
Зайтуна Аминова...46
Агния Билтуева...48
Евгения Голубь...49
Михаил Григорьев...51
Марина Клебанова...54
Юрий Марфицин...56
Иван Непомнящих...59
Александра Францева...60
Выпуск 2017 года...62
Первый учитель Наталья Борисовна Мордвинова Куратор в старшей школе Елена Николаевна Шолохова 10
выпускников...62
Анастасия Блинова...62
Святослав Большаков...64
Таисия Василевич...66
Фёдор Верес...68
Лука Доманин...69
Софья Закаблуковская...70
Мария Кренёва...72
Александр Пинчук...73
Валентина Синчурина...74
Валентина Соломеина...75
Навигация
Перейти к полной версии