ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА (1)
Учебный план.
Учебный план является не столько предписывающим, сколько устанавливающим элементом вальдорфской педагогики. Его сообразно возрасту применение укрепляет развитие детей и подростков через заложенное в него отражение этапов развития человека. Учебный план подвергается дальнейшим изменениям и развивается в зависимости от географического и культурного положения школы, политической ситуации, а также от общемировых путей развития.
Каждая школа помещена в своё культурное, географическое и политическое пространство. Это оказывает влияние на учебный план, например, тем, о чём Штайнер давал указания – форма классных комнат и школьная архитектура как способ создать специальное настроение для каждого класса. Каждый регион и каждая страна имеет свою историю, которая описывает мировую историю под своим своеобразным углом и это также оказывает влияние на учебный план.
Каждая школа в какой-то степени связывается с теми директивами, которые исходят от государственных органов, ответственных за образование. В какой степени государственные образовательные стандарты вписаны в учебный план вальдорфской школы/школы Рудольфа Штайнера будет зависеть от политических обстоятельств конкретной страны. В процессе следования указаниям Штайнера, данным учителям, которые больше приближены к западным культурным ценностям, нужно дополнять учебный план или менять содержательные блоки на равноценные, при условии сохранения педагогического эффекта. Преподавание иностранных языков в многонациональных странах может быть организовано подобающим образом. Указания, касающиеся обучающих методов, которые дал Рудольф Штайнер, устанавливают стандарты для преподавания иностранных языков, также как и характерные качества различных языков.
В странах, где сосуществуют несколько религий, школа будет освещать их на уроках религии, в своих традициях и праздниках. Уроки религии по другим конфессиям могут быть организованы при консультации с родителями.
Во многих странах государство выдвигает требования, которые оказывают влияние на учебный план и находятся в противоречии с вальдорфским пониманием развития ребёнка. Это распространяется от раннего возраста приёма в школу до различных форм преждевременного академического обучения. Каждая школа находит решения, пути и компромиссы, которые сохраняют дух вальдорфской педагогики и которые в то же время согласуются с установленными законом стандартами. Что необходимо в этой области напряжения – это плодотворный консенсус между возможностями и идеалом, чтобы можно было работать творческим продуктивным способом и содействовать развитию ребёнка посредством учебного плана.
Отношения между учителями и учениками и их отношения с миром.
Развитие ребёнка и всё, что изучается в школе, реализуется через отношения, в сущности которых - доверие ребёнка к учителям, доверие к своему окружению и осознание мира. Вальдорфские учителя несут особую ответственность за живые (трепещущие) формы этих отношений. В подростковом возрасте эти отношения меняются, так как это время, когда ученики формируют собственную силу суждения, эмпатии и умение самостоятельно действовать в жизненных ситуациях в своих попытках найти общий язык с миром в перспективе предметов. И здесь решающим является момент, могут ли учителя старшей школы, помимо своей квалификации в предмете, нести с собой способность встретиться с молодыми людьми таким образом, чтобы те открыли свой путь самовыражения и развили смелость соответственно ориентировать свои биографии.
Урок тогда удачен, когда он побуждает последующие вопросы в молодых людях, когда они не скучают, а наоборот развивают и выражают интерес к людям и миру. Школа находит решения и пути соблюдения баланса между давлением по подготовке к экзаменам и потребностями здорового процесса раскрытия души и тела.
Художественный подход.
Одна из целей вальдорфской педагогики/педагогики Рудольфа Штайнера – связать образование с жизнью, а не с накоплением абстрактного знания. Школа будет только тогда отдавать должное образованию, когда в последующей жизни у выпускника стремление к ?сущностной человечности? (не знаю, как перевести - basic humanity) будет жить в мышлении, чувстве и воле. От того, как эти способности действуют относительно друг друга, будет зависеть, сможет или нет человек идти по своему пути.
Происходит ли и каким образом интеграция этих способностей в «Я» человека, будет влиять на его независимость. Одним из самых важных инструментов этого являются уроки искусства. Есть 4 аспекта, которые нужно принимать во внимание:
1) Учителя сами воспитывают в себе связь с искусством в какой-либо форме; они сами становятся художественно активными.
2) Они используют художественный материал на своих уроках (живопись, рисунок, рецитацию, музыку и т.п.)
3) Сами уроки артистичны в смысле оригинальности, воображения, творчества и в смысле структурирования времени, основанном на проницательном наблюдении учеников и живом чередовании заданий между теми, которые держат напряжение и теми, что расслабляют. Этот художественный элемент того, как структурирован урок, - сущностный аспект вальдорфской педагогики.
4) Учителя стремятся к подходящей эстетической среде для своих школ и учебных комнат, так как это оказывает неосознаваемое влияние на настроения учеников.
В художественном структурировании урока путь – это цель, ибо путь – это жизнь, как и само искусство. Учитель стремится развить свои собственные методы и насколько возможно избегать готовых клише. Здесь важно, используется ли художественная деятельность ради себя самой, либо по педагогическим соображениям.
Формы. (продолжение следует)