ХАРАКТЕРИСТИКА и ПОСЛАНИЕ от РОДИТЕЛЕЙ (к ОТКРЫТОМУ ПИСЬМУ Райниной Галины Васильевны)
"ВОСПИТАНИЕ и ЗДОРОВЬЕ. Задача педагогов, медиков и родителей"
Михаэла Глёклер, Стефан Лангхаммер, Кристоф Вихерт
"....К чему следует стремиться, и что реально можно сделать за один учебный год?(стр. 61)
В конце учебного года характеристика успеваемости каждого школьника отражает для него самого и его родителей его успехи и недочеты. Происходит не выставление оценок за успехи, а описываются процессы развития. Это описание тем более точно и объективно, чем более ясным образом учитель перед началом данного учебного года или в конце предыдущего учебного года представил то, что данный ученик сможет достичь в этом году. Подобно тому, как терапия невозможна без диагноза и терапевтических целей, так не следует начинать учебный год, не имея определенных образовательных целей, учитывающих развитие учеников и требования нового учебного года. Если учитель скажет данному ученику: «Вот этому ты можешь научиться в этом году, и я буду делать все для того, чтобы ты смог достичь этой цели», тогда это высказывание станет мощнейшей мотивирующей силой, которая будет не только связывать учителя и ученика в их ежедневной работе, но и поможет пережить сложные периоды. Если же учитель заметит, что он ошибся, поставив недостижимую или слишком простую цель, ему следует оценить свою неудачу или неправильное планирование. Подобные ошибки лучше всего научат его необходимой точности. Основываясь на них, он сможет определить новую цель обучения. То же самое произойдет в том случае, если ученик будет развиваться намного быстрее или легче, чем он предполагал. При подобной заботе о личных отношениях неоценимую помощь могут оказать данные Рудольфом Штайнером медитации для учителей. Они помогают построить диалог от сердца к сердцу, который не становится поверхностным, звуча в повседневности, но происходит ночью, в тишине и молчании.
(стр. 279)
Рудольф Штайнер во время родительского собрания в 1923 году указывал на важность разговора особого рода. Речь идет о характеристике. Характеристика в вальдорфской школе предназначена не для того, чтобы осудить ребенка, оценить его усилия. Скорее, учителя пытаются описывать способности и сложности ребенка таким образом, чтобы в будущем с ними можно было конструктивно работать. К сожалению подобная характеристика является «дорогой с односторонним движением»: учитель описывает, родители и позже ученик знакомятся с ней с более или менее выраженным удовлетворением. По этому поводу Штайнер говорит следующее:
«(...) Во-вторых, учитель должен быть уверен, что подобная характеристика будет встречена с исполненным любви интересом в доме родителей, и я думаю, что если бы родители смогли написать краткий ответ на то, что учитель написал в характеристике, тогда это бы оказало огромную помощь. Если вводить это как правило, тогда в этом нет смысла; если же это случается из-за того, что у родителей возникла потребность, тогда с педагогической точки зрения это чрезвычайно важно. Подобные записки будут прочитаны в нашей вальдорфской школе с величайшим вниманием; они были бы для нас очень важны, даже если они написаны со множеством ошибок. При этом необходимо смотреть на суть того, что необходимо, если человек является учителем не из-за абстрактных идей, но из-за импульса эпохи. (...)
То, что родители заботливо сообщили учителю, способствовало бы глубокому познанию человека, и я совершенно не преувеличиваю, говоря, что эта ответная характеристика явилась бы для учителя едва ли не более важной, чем учительская характеристика для ребенка...». Рудольф Штайнер в вальдорфской школе, родительский вечер, GA 298.
Это нетрадиционное предложение еще раз проясняет следующее: родителей вальдорфской школы призывают к сотрудничеству! Родители не должны молча расписываться в получении монолога учителей, они могут подтвердить его, усилить или же поставить под вопрос и таким образом принять участие в формировании образа ребенка. Учителю ответ родителей поможет более непредвзятым и пробужденным образом воспринимать ребенка и развить в себе благодаря этому большую внутреннюю живость.[/size]