Миф о славянской и российской культуре
[/size]
«ТРЕТИЙ ДОКЛАД Берлин, 8 июля 1904
САКРАМЕНТАЛИЗМ. ИКАР И ДЕДАЛ
Представляет ли теософское учение вообще какое-либо значение и важность для широких кругов, или теософия предназначена лишь для некоторых, проявляющих к ней особый интерес? Этот вопрос подводит к теме, о которой говорится очень редко, но, тем не менее, когда-то нужно к ней обратиться. Это так называемый сакраментализм и особая задача современной коренной расы. Вопрос таков: что такое сакраментализм и как связаны с ним наши чисто человеческие задачи? - Можно было бы спросить и так: имеет ли какое-либо значение для работающего весь день в столярной мастерской ремесленника знание о том, что Лоэнгрин когда-то был послан Святым Граалем, чтобы инспирировать важнейшее культурное движение средневековья? Имеют ли вообще какое-то значение для широкой массы все эти разговоры о великих духовных, идеальных целях? - На этот вопрос можно ответить, лишь поняв сущность сакраментализма.
Сегодня, обратившись к воззрению греков, мне хотелось бы рассказать о возникновении нашей современной коренной расы в связи с предшествующей, атлантической коренной расой, а в заключении сказать немного о значении сакраментализма. Вам известна легенда о Дедале и Икаре и легенда о Тесее. Хотелось бы слегка коснуться необычайно глубокого смысла легенды о Дедале и Икаре. Жил когда-то человек по имени Дедал, он мог создавать живые произведения искусства, статуи, которые видели и слышали, механизмы, которые двигались сами. Всё это Дедал постиг. Он повсюду пользовался уважением, но был очень честолюбив. У него был племянник Талос, которого он обучил и который вскоре превзошёл его в некотором отношении. Говорили, что Талос мог использовать гончарный круг и овладел некоторыми искусствами, которые были не по силам Дедалу. У Талоса, например, при изучении челюсти змеи, возникла идея пилы. Так он изобрёл пилу. Сравнив характерные черты Талоса и Дедала, мы увидим, что Дедал имеет дело с теми вещами, которые уже стали чужды нашей пятой коренной расе. Талос, напротив, изобретает вещи, принадлежащие к техническим достижениям пятой коренной расы. Обратившись к четвёртой коренной расе, атлантам, мы увидим, что они могли использовать силу вриля, как мы используем пар для движения локомотивов, машин и так далее. В послеатлантическую эпоху это искусство утеряно. Но зато в нашу эпоху могут конструировать из неорганического материала машины. На этот переход указывает нам легенда. Затем Дедал сделал даже нечто наподобие крыльев, с помощью которых смог взлететь. Его сын, Икар, хотел повторить это, но попытка не удалась, и он погиб. Это сравнение двух образов греческой мифологии показывает нам, что разные эпохи нашего развития имеют разные задачи. Если одна эпоха земного развития берёт задачу другой эпохи, то это кончается для неё неудачей. Всему своё место, всему своё время.
Но с легендой о Дедале связно ещё нечто другое. Убив Талоса, Дедал сбежал на Крит к Миносу. Там обитает чудовище, Минотавр. Минотавр - прямая противоположность Сфинксу. У Минотавра голова быка и тело человека - у сфинкса голова человека и тело животного. Разрушительную деятельность Минотавра следовало остановить. Дедал строит Лабиринт, куда заключают Минотавра. Каждые девять лет ему должны приносить в жертву семь юношей и семь девушек. С легендой о Минотавре связана легенда о Тесее. Он был сыном Эгея. Тесей, достигнув 16-ти лет, достаёт меч и сандалии, которые отец спрятал под большой скалой. Совершив в Афинах множество подвигов, он отправляется на Крит, чтобы одолеть Минотавра и избавить Афины от ужасной дани. На Крите греки всегда искали нечто особенное. На Крите обучался и Ликург, он получил там основные законы для некоего рода коммунистического сообщества и перенёс их на Спарту. Крит имел такое социальное устройство, которое было свойственно всем древним колониям жрецов; это были остатки древнего, атлантического жреческого коммунизма, который отрицал всякую личную собственность. С каждым изначальным основанием религии связан некий род коммунизма. Даже для Платона социальное устройство Крита было идеалом. Эти законы жрецов были остатком древней атлантической эпохи.
Дедал, знакомый с жизнью атлантов, мог бы избавить Крит от бедствий. В Минотавре нам следует видеть представителя чёрной магии. Она должна исчезнуть. Афины не должны больше посылать на Крит своих юношей и девушек. Корабль Тесея отправляется в плавание под чёрным парусом. После победы над Минотавром он хочет вместо черного поднять белый парус. Чёрная магия должна стать белой. С помощью нити Ариадны Тесей осуществляет задуманное и возвращается в Афины, но забывает поднять белый парус. Правда, греки были ещё недостаточно совершенны для белого пути. В нити Ариадны должна была править любовь. Но в то время этим уже указывалось на христианство, ибо принцип любви - Ариадна - был захвачен Бахусом, не развившим еще этот принцип, который должно было подготовить христианство. Тесей, как и Геракл, представляет солнечного героя, достигшего шестой степени инициации».
Что бросается в глаза, так это «Ариадна, захваченная Бахусом»! Можно указать на то, что принцип Нептуна исказился до алкогольного угара. Душа характера задавлена и находит раскрепощение только с помощью алкоголя. Обращает на себя внимание присутствие черных магов. Вероятно, это началось еще с Распутина, а затем увековечилось в культе Мавзолея. Кстати, образ Минотавра можно сравнить и с тем образом, который Штейнер описал как слияние над Россией ариманов и люциферов в облике медвежье-козлиного тела с головой человека.
«Но если они отворачивают от этого свой взгляд, то изнутри, душевно становятся всем этим одержимыми, одержимыми тем пылким браком, который в космическом смысле заключают между собой азиатские ариманические существа и европейские люциферические существа, которые со всем космическим вожделением стремятся к соединению и порождают ужасно душную астральную атмосферу, делают людей одержимыми собой. Так постепенно на восток и на запад от Урала и Волги возникла астральная область, поднимающаяся непосредственно от земной поверхности, которая является земной астральной областью для существ, которые суть метаморфизированные фавны и сатиры.
Когда мы сегодня смотрим на восток Европы, то видим не только людей, если хотим видеть всю действительность, но видим и то, что на протяжении средних веков и в новое время стало некоего рода раем для фавнов и сатиров, проделавших свое развитие, метаморфозу. ... нижняя часть их тела козлиная, совершенно по особому одичавшая, так что наружу она выступает, благодаря вожделениям как светящаяся, блестящая козлообразная форма, в то время как вверху она имеет необыкновенно интеллигентную голову, голову, обладающую некоторого рода блеском, но которая является отображением всевозможного люциферического, рационалистической рафинированности. Облик — средний между козлом и медведем, рафинированный в вожделениях, и к нему притянуто невероятно умное физиономически человеческое. Таковы эти существа, населяющие рай сатиров и фавнов».
И Алиса Бейли писала о том, что Иерархия обращает пристальное внимание на развитие форм черной магии в России. Обратите внимание на то, какие препятствия чинились и до сих пор чинятся в России научно-техническому прогрессу, оставляя только сферу вооружений. Так, например, угнетены были генетики, информатика, телевидение, т.е. все то, что стоит сейчас на переднем крае науки. Еще более заметны черты мифа о Дедале в нацистской Германии (вриль и прочие попытки создать машины атлантических времен).