В статье А. Тыугу Сообщества третьего поколения прочитал:Дорогой Арлок!
"...Теперь мы используем семь искусств в лечебно-терапевтических целях для гармонизации семичленного человеческого существа:
музыки для гармонизации связи между астральным телом и Я человека;
живописи, - соответственно, - для гармонизации связи между эфирным и астральным телами;
скульптуру или массаж, - соответственно, - для эфирно-физического;
архитектуру - для физического с внешним миром;
поэзию или искусство речи - для Манаса с Я человека;
эвритмию - для Манаса с Буддхи;
и алхимию (в рамках пресуществления причастия в службе: см. статью о причастии) - для Буддхи с Атманом.
Причем формы всех искусств всегда находим конкретно для каждого терапевтического случая отдельно..."
Подскажите, пожалуйста, где найти подробнее о влиянии различных искусств на семичленного человека.
На ребенка, и на взрослого.
(http://content.foto.mail.ru/mail/ladolem/1/i-189.jpg) Freie Malschule Dornach (Школа свободного времени Dornach) | Цитировать «Цвет — это месть богов Люциферу», — сказал мне как-то д-р Штайнер в разговоре о целебной силе живописи, который состоялся у нас по поводу моей работы. Смысл его слов сделался мне понятен лишь впоследствии. Светоносец, который заключает свой свет в обособленном переживании человеческого сердца — в жаре страсти, в богатстве оттенков чувств, — оказывается просветленным через объективное переживание цвета и приносится в жертву миру. Когда Христов дух из космоса проникает в достигшее успокоения сердце, дух обособленного существования выбирается из своего плена в мир и становится чистым Святым Духом. . |
Поэтому цвет может оказывать целящее и освобождающее воздействие. (И потому также нередко мы видим, что сентиментальные, люциферические люди испытывают неприязнь к интенсивным цветам.)
«Если в наше время не будет культивироваться сущностное переживание цвета и механистические теории о природе цвета будут и дальше жить в человечестве, в мир явятся дети, у которых уже не будет органа для восприятия цвета. Через цвет дается откровение жизни. Человечество же окажется более не в состоянии видеть цвет, как оно уже не в состоянии видеть действующих в природе элементарных духов. Мир сделается серым», — сказал д-р Штайнер.Воспоминания о плодотворной работе прошлых лет Маргарита Волошина
(http://content.foto.mail.ru/mail/ladolem/1/i-190.jpg) Роза 1993 Герард Вагнер | Цитировать Когда-то на заре времен. Цитировать Из указаний Рудольфа Штейнера: |
Несколько раз пытался ответить на вопрос о социальном искусстве, наконец решил ограничиться кратким замечанием.Дорогой Даниил, у русских антропософов принято писать - Рудольф Штейнер, а не Штайнер. Такая транскипция возникла недавно, по произволу русскоязычных эмигрантов, и следовать ей - означает презирать сто лет русской антропософской традиции. Будучи очень хорошо знаком с Юрием Тебератом, знаю его уважение к русской культуре наряду с тем. что он "бродил на лыжах под Москвой 1941 году, как разведчик" - это он мне сам говорил! -, а потом около семи лет! провел в плену в Коростене на Украине, где я, кстати , служил солдатом в 1963-64 гг. Он был германцем, но вполне достойным человеком. Не знаю, жив ли он ещё... Мне не приходилось быть знакомым с Г.Йозефом Бойсом, фашистским летчиком, который был сбит и получил тяжелое ранение - ЕМУ ВСТАВИЛИ В МОЗГИ МЕТАЛЛИЧЕСКУЮ ПЛАСТИНУ - ТЕМ НЕ МЕНЕЕ МНЕ ИНТЕРЕСЕН ЕГО ПОДХОД - КАК АКЦИИ - БЕТОНИРОВАНИЕ МНОГИХ ГЕКТАРОВ ЗЕМЛИ.. а ПОТОМ дробление бетона на куски и посадка100000 дубов! - акт истинного мудреца! Социальная наука -- дело не только отдельных личностей - это дело тех, КТО руководит государством. Для них - понять, что без Германии Росия - БЕСПЛОДНА - самое гланое дело. Несмцка Душа, Немцкий Дух
Мне неизвестен прямой (из Штайнера) источник понятия социального искусства, мои источники - личные сообщения многих людей. Источник той схемы, которую я привел - Юрген Теберат, мне приходилось во вторичной литературе встречать другие, хотя и похожие интерпретации. Насколько помню, система Прокофьева примерно такая же (к сожалению, читал давно и не могу найти книгу).
В 20 веке концепцию "социального искусства" развивал Йозеф Бойс (в его интерпретации - "социальная скульптура"). Материалы о Бойсе на русском языке скудны и неглубоки. Я пользуюсь в качестве первоисточника английским переводом одного из интервью Бойса (http://books.google.com/books?id=WeK2vm7X4MYC&hl=uk)
Основная мысль, как я ее понимаю: социальное искусство - это искусство сознательного построения собственной жизни в мире, произведение социального искусства - биография человека. Биография понимается как исполнение собственной жизненной задачи, социальное - потому что как правило это означает взаимодействие с другими людьми и обществом вообще, сознательное взаимодействие.
Кстати, "социальная скульптура" продолжает развиваться и после смерти Бойса, (см. например тут: http://www.social-sculpture.org/index.htm). Кстати, одно из (немногих?) направлений современной культурной жизни, действующих вне антропософских институций, но открыто признающих Штайнера как свой источник, причем один из важнейших.
Насколько я понял одну лекцию Штейнера, он соотносил живопись с душой чувствительной (т.е. с эфирным началом), музыку с душой характера (с астральным началом) и архитектуру с душой сознательной (т.е. с Я-ментальностью). Я бы от себя заметил, что архитектура и скульптура скорее отражает минеральное, плотское, тогда как к феномену "Я" больше подходит театр.Вы, дорогой Урга, поддались очередному псевдоантропосфскому комментаторскому, вздору: нет такой "души чувствительной", есть "душа ощущающая." которая связана с нашим астральным телом, или, телом ощущений как его иманация, иманация воздуха! и воздухообена у живых существ, факторы обмена , носителем СОЗНАНИЯ, она же прообраз русского САМОДУХА, в период с 3573гг по 750 до Р.Х.; ЕЁ в нашу эпоху преставляет Италия; затем следует культура Франциия, как повторение гречества и римства как ДУША РАССУДОЧНАЯ или характера ,то есть эманиция ЭФИРНОГО ТЕЛА; вслед за ними следует материалистическая английская душа созхнательная, купцы хреновы....
Вы, дорогой Урга, поддались очередному псевдоантропосфскому комментаторскому, вздору: нет такой "души чувствительной"Этому термину "чувствительная" я обязан официальным изданиям Штейнера.
"душа ощущающая." которая связана с нашим астральным телом, или, телом ощущений как его иманация, иманация воздуха! и воздухообена у живых существ, факторы обмена , носителем СОЗНАНИЯ,С точки зрения астрологии я бы согласился с такой интерпритацией с поправкой на то, что душа сознательная это выражение кратковременного Я, внешнее, ПРЕДМЕТНОЕ самосознание.
ДУША РАССУДОЧНАЯ или характера ,то есть эманиция ЭФИРНОГО ТЕЛА;
вслед за ними следует материалистическая английская душа созхнательная,
Что Вы называете "официальными изданиями"? Есть материалы Русского Антропософского Общества, переводы Трапезникова, Григорова и др. Желательно, ИМХО, пользоваться выработанной лучшими антропософами того времени терминологией и не менять её без необходимости.Вы, дорогой Урга, поддались очередному псевдоантропосфскому комментаторскому, вздору: нет такой "души чувствительной"Этому термину "чувствительная" я обязан официальным изданиям Штейнера."душа ощущающая." которая связана с нашим астральным телом, или, телом ощущений как его иманация, иманация воздуха! и воздухообена у живых существ, факторы обмена , носителем СОЗНАНИЯ,С точки зрения астрологии я бы согласился с такой интерпритацией с поправкой на то, что душа сознательная это выражение кратковременного Я, внешнее, ПРЕДМЕТНОЕ самосознание.
ДУША РАССУДОЧНАЯ или характера ,то есть эманиция ЭФИРНОГО ТЕЛА;
вслед за ними следует материалистическая английская душа созхнательная,
Однако читая Штейнера этот вопрос предстает крайне запутанным, и потому каждый интерпретатор избирает те цитаты, которые нравятся лично ему.
Возьмем, к примеру, спорное утверждение о связи астрального тела с воздухом. ГаЗообразное появляется на стадии "Солнца", одновременно с ЭФИРНЫМ телом! Но легкие как орган углубления и всасывания появляется именно на водной стадии. Таких нюансов очень много, контекстов и подтекстов.
Теперь вопрос об ощущениях и сознании: по Штейнеру ощущение - функция эфирного, а сознание астрального. А может быть так, что эфирное лишь носитель-проводник чувствительного астрального принципа, ТоГДА КАК АСТРАЛЬНОЕ _ НОСИТЕЛЬ МЕНТАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ.
Так что вопросов больше чем однозначных ответов.
(http://content.foto.mail.ru/mail/ladoandrei/_myphoto/i-2.jpg) Семь свободных искусств | Цитировать 769. «Духовная жизнь: социальное бодрствование. |
...если будут конкретные вопросы.
"Он был германцем, но вполне достойным человеком"неужели это мои слова? буду признателен, если подскажете, где я их написал.
Будем надеяться, что кто-нибудь еще внесет свежую струю в эту тему.
"Он был германцем, но вполне достойным человеком"неужели это мои слова? буду признателен, если подскажете, где я их написал.
Будем надеяться, что кто-нибудь еще внесет свежую струю в эту тему.
Можно ли дать через трехдневный семинар эффективный импульс к саморазвитию.(Люди никогда не занимавшиеся искусством)
В семинаре:
- Знакомство с глиной. Пластицирование.
- Живопись. Переживание сущности цвета.
Что подсказывает Ваш практический опыт в этой области.
Здесь важно понимать глубину и важность темы для нашего времени, и что значит быть свободным в искусстве? (это и значит социальным). Гетеанум - явление Духовной составляющей социальной трехчленности и включает в себя сферу религии, науки и искусства.
Социальное искусство...Очень интересный вопрос!
Какие у вас есть сведения?
А я уж думал, что в моем подсознании что-то такое непотребное живет... Слава Богу, это было недоразумение. Я думаю, что вы можете отредактировать ваше сообщение, просто удалив ту фразу в мой адрес. :)"Он был германцем, но вполне достойным человеком"неужели это мои слова? буду признателен, если подскажете, где я их написал.
Будем надеяться, что кто-нибудь еще внесет свежую струю в эту тему.
Оп-па! Вот это да! Надо же так ошибиться (_fool)
urga, простите великодушно!!! Разумеется, это не Ваши слова!!! Еще раз (и не один) прошу прощения!
Если Вы готовы принять мои извинения, то, думаю, вправе также и решить - удалить ли мне эти несправедливые обвинения в Ваш адрес вовсе (оставив, впрочем, извинения), или пусть лежит тут все как есть. (стоит ли мне перенаправлять обвинения истинному адресату - подумаю...)
Так все-таки, "Человечеству надлежит искать мест, к которым склоняются Существа из высших миров"
(http://content.foto.mail.ru/mail/ladoandrei/_myphoto/i-8.jpg) Цитировать 1042. «Сегодня нужно спасать то, что еще можно спасти, а именно то, что содержится в человеческих душах». 342, с. 202-206 | Цитировать 370. «Я бы сказал, нам не следует, собственно, испытывать никакой радости, никакого удовлетворения от строения (Гетеанума), если в то же время мы не можем все силы поставить на защиту антропософского дела. Ибо строение станет побуждением к разрушению нашего дела, если не найдется достаточно защитительных сил. Я бы сказал, если бы не было строения, то мы могли бы позволить себе роскошь принадлежать к Антропософии, т.к. тогда не было бы видимого знака, который видят и те люди, которые нуждаются в видимых знаках». 184 (7) К свободе надо бы прийти, а мы еще только в начале пути. И чтобы не заблудиться в этой свободе, требуется находить и удерживать ориентиры. Старые здесь не действуют. |