Форум Библиотеки духовной науки

Антропософский форум => Антропософия => Тема начата: К.Д.А. от 31 Янв. 2011, 18:21:25

Название: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: К.Д.А. от 31 Янв. 2011, 18:21:25
Как это назревшим образом уже продолжительно присутствует в моей душе, насущнейшей необходимостью современности, особенно среди последователей духовных учений, претендующих на реальное эзотерическое знание, является то, что нет тех людей, которые бы могли выступить в качестве реальных сознательных связующих звеньев между мiром физическим и высшими мiрами. В этом же проблемы, как я вижу, и того же Антропософского движения, о которых так много говорят. Я имею в виду отсутствие сегодня в среде последователей той же антропософии настоящих посвящённых. После ухода в мiр иной Рудольфа Штайнера остались его последователи на Земле, сменялись годы и десятилетия, уходили с Земли и инкарнировались на Землю всё новые души, в той или иной мере соприкасавшиеся с антропософией и находившие в ней духовную пищу. Но были ли среди таких из них те, кто в осознании высокой необходимости и ответственности достиг посвящения и обрёл тот же непосредственный источник и в том же (или хотя бы приблизительном) качестве, из которого черпал Рудольф Штайнер? Наверное, нет. (Ничуть не имею целью осуждать кого-либо, но просто желаю расставить акценты.) Или же они, вероятно, не заявляли о себе, либо же о них умалчивали. Поэтому я хочу поднять тему с этим вопросом, что озвученная проблема - отсутствие подлинных посвящённых, ставших таковыми путём строгой и безупречной эзотерической подготовки, могущих являться действительными связующими звеньями земного плана с высшими мiрами - основополагающая духовная и гносеологическая проблема современности.

Вероятно, во все времена все духовные учения на Земле поддерживались в чистоте и незамутнённости лишь до того момента, когда на Земле ещё был воплощён и действовал проводник того или иного учения, посланник высших сфер, то есть духовный учитель. Как только он покидал Землю, то среди его последователей начинались разброд-шатание, и учение искажалось, и все те, кто соприкасался с общинами, существующими на основе этого отчасти или полностью искажённого учения, вместо того, чтобы в них иметь возможность лучше духовно прогрессировать, только закабаливали себя догматами и уставами общин, уже не стоящих на изначальной духовной основе учения. И так повторялось, пожалуй, всегда, со всеми духовными учениями, дававшимися на Землю из высших сфер. Разумеется, последователи учения после земной смерти первоначального учителя в той или иной мере могли инспирироваться им из потустороннего мiра. Но стоит согласиться, что этого недостаточно, ибо в этом всегда возможны заблуждения и ошибки, так как для отделения в своих сверхчувственных восприятиях зёрен от плевел, то есть истины ото лжи, последователь учения должен пройти основательнейшую эзотерическую подготовку, кульминацией которой должно стать эзотерическое посвящение. Только пройдя это посвящение как таковое, можно по-настоящему быть и руководителем общины, возникшей на основе изначального учения, и импульсным вдохновителем последователей этого учения, и вождём, ведущим в возвышенное грядущее, опираясь на это учение и источник мудрости, с которым восстановил связь через посвящение. То есть новое оплодотворение и одухотворение жизни, связанной с учением, возможно лишь при наличии таких мощных связующих проводников, посвящённых. Все прочие потуги последователей, не желающих изменяться и работать в направлении обретения истинной духовной мудрости, скорее идут во вред изначальному учению, нежели на пользу.

Я хочу вынести этот вопрос на обсуждение, уважаемые дамы и господа. Нам, желающим постичь Истину и посодействовать духовной эволюции в Творении, необходимо существенную часть индивидуальных и совместных усилий направить на достижение посвящения, на осознанное пробуждение и раскрытие в себе духовного начала и на деятельное утверждение результатов действительного эзотерического познания во внешнем мiре, чтобы и он мог измениться в лучшую сторону как следствие изменения нас самих. Одного изучения книг недостаточно, мало и простых диспутов и обсуждений, нужно именно духовное пробуждение. К тому же ведь эта работа есть безусловная составная часть духовной эволюции всего человечества.

Считаю, что эта тема весьма актуальна. Прошу высказываться по этому вопросы, выносить здравые идеи и предложения, высказывать свои размышления и т.п.
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: urga от 01 Фев. 2011, 17:06:23
Я сторонник теории о разделении Пути на три стадии: стадия испытаний, стадия ученичества и стадия посвящения.
В общих чертах, в послепотопном человечестве институт или орган ученичества и посвящения не может выступать и существовать в обществе открыто. Однако все человечество целиком уже находится в фазе испытаний.
Поэтому любая школа, ИМХО в основном кладет фундамент развития таких свойств и методик, которые в первую очередь позволят любому человеку пройти испытательно-очистительный процесс. Это и есть по сути работа с личным Стражем Порога. Другие стадии Пути - ученичество, подразумевающее приход к посвященности - указывается лишь пунктирно, чтобы только ищущий и стучащий мог найти дверь и чтобы люди не создали еще больше препон (будущему) развитию, узнав некоторые тайны будущего и прореагировав на них личностно, эгоистически, эмоционально, совершая лишние движения или возмущаясь и требуя закрыть дорогу будущему из страха перед ним.
ИМХО астрологическая карта Штейнера показывает Луну в ее эзотерической обители (в Деве) в таком Поле карты, которое указывает именно на стадию испытаний. И эта Луна замыкает свое влияние через свой узел в Поле учеников. Следовательно, штейнеровская антропософия поможет своим последователям пройти испытания в первую очередь лунной сферы.
Но предназначение Штейнера, его миссия лежала в следующем Поле, - эзотерического ученичества. И было видимо успешно осуществлено им через развитие эфирного видения на космических уровнях (Уран с Альдебараном).
Общение и взаимодействие Штейнера с учениками ИМХО было его проблемной зоной. Впрочем, человек не может действовать в совершенстве. И как сказал сам Штейнер, незаконченность великих дел идет на пользу другим людям, живущим после начинателя - им есть что развивать и совершенствовать.
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: К.Д.А. от 01 Фев. 2011, 17:37:41
Очень интересная и весьма обоснованная точка зрения, Урга. Спасибо. Есть над чем поразмышлять.

Подключаемся и другие к теме.
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: urga от 02 Фев. 2011, 06:55:37
Достижение им статуса посвященного доказывает только карта смерти, в которой Солнце "закатилось" в Рыбах - на месте прирожденного Меркурия, управителя в его карте рождения Поля посвящения.

Этот фрагмент отредактирован (удален), поскольку я допкстил неточность: Меркурий был не показателем посвященности, а показателем различения Иерархий.

МЕня также интересует судьба тех антропософов, которые получали у Штейнера уроки эзотерического обучения. Какую роль они сыграли в Обществе после ухода наставника?
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: К.Д.А. от 04 Фев. 2011, 15:23:34
Дочитал GA 258 "История развития антропософского движения. Стимул к самоанализу" (http://aenigma.ru/php/content.php?razdel=books&file1=43). Там, особенно в последних лекциях, Рудольф Штайнер говорит об очень важных и актуальных вещах, а именно: что для того, чтобы быть настоящим антропософом, то бишь носителем мудрости, необходимо действовать из духа, из ядра самой антропософии и одновременно ощущать веяния времени, согласуя с ними свою деятельность. Очень глубокое замечание и оно всецело подходит к затронутой мной теме. В этих лекциях Рудольф Штайнер делает упор на то, что необходимо именно живое, то есть эзотерическое, внутреннее осознание антропософии, причём не абстрактно, а как реального духа, как действительного живого существа, и исходя из этого глубинного переживания действовать во внешнем мiре. Не просто посещать лекции, не просто изучать книги, не просто быть сопричастным чему-то чисто внешне, а именно в недрах своей души быть носителем эзотерического импульса познания и творчества. Это бесконечно важно и это применимо вообще ко всем подлинно эзотерическим знаниям, которые давали духовные учителя человечества, которыми ныне одарено человечество для духовной эволюции. Там же Рудольф Штайнер говорит о том, что без такого оживления антропософское общество будет разрушено, распадётся. Я бы это спроецировал вообще на духовную жизнь всего человечества. Нам бесконечно важно найти внутри себя глубинное духовное ядро и связать с его импульсами все свои побуждения, действия, устремления, всю жизнь, как в личном плане, так и в общественном. Без этого эзотерического преображения невозможно будет идти в ногу с эволюцией Мiроздания.
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: EWC от 05 Фев. 2011, 13:16:23
Как это назревшим образом уже продолжительно присутствует в моей душе, насущнейшей необходимостью современности, особенно среди последователей духовных учений, претендующих на реальное эзотерическое знание, является то, что нет тех людей, которые бы могли выступить в качестве реальных сознательных связующих звеньев между мiром физическим и высшими мiрами. В этом же проблемы, как я вижу, и того же Антропософского движения, о которых так много говорят. Я имею в виду отсутствие сегодня в среде последователей той же антропософии настоящих посвящённых. После ухода в мiр иной Рудольфа Штайнера остались его последователи на Земле, сменялись годы и десятилетия, уходили с Земли и инкарнировались на Землю всё новые души, в той или иной мере соприкасавшиеся с антропософией и находившие в ней духовную пищу. Но были ли среди таких из них те, кто в осознании высокой необходимости и ответственности достиг посвящения и обрёл тот же непосредственный источник и в том же (или хотя бы приблизительном) качестве, из которого черпал Рудольф Штайнер? Наверное, нет. (Ничуть не имею целью осуждать кого-либо, но просто желаю расставить акценты.) Или же они, вероятно, не заявляли о себе, либо же о них умалчивали. Поэтому я хочу поднять тему с этим вопросом, что озвученная проблема - отсутствие подлинных посвящённых, ставших таковыми путём строгой и безупречной эзотерической подготовки, могущих являться действительными связующими звеньями земного плана с высшими мiрами - основополагающая духовная и гносеологическая проблема современности.
         На самом деле, ИМХО, проблема не в количестве и качестве  Посвященных, а в отсутствии разработки методологии Антропософии, включая гетеанизм. Последний должен был стать для цивилизации тем самым мостиком к Духовному миру, который можно пройти без помощи Посвященных.
Именно в этом и есть, как вы говорите, "основополагающая духовная и гносеологическая проблема современности". Почему  так случилось, вопрос уже другой. То, что мы имеем сейчас, это господствующий материализм и  оккультно-политические  манипуляции западных лож.
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: michael от 06 Фев. 2011, 10:28:01
На самом деле, ИМХО, проблема не в количестве и качестве  Посвященных, а в отсутствии разработки методологии Антропософии, включая гетеанизм. Последний должен был стать для цивилизации тем самым мостиком к Духовному миру, который можно пройти без помощи Посвященных.
EWC, очень интересно узнать Ваше мнение о разработке методологии духовной науки Рудольфа Штайнера Г.А. Бондаревым и о методологии интегрального подхода Кена Уилбера. На мой взгляд, деятельность Уилбера тоже созвучна гётеанизму. Например, я нахожу определённое сходство между тем, что Бондарев называет "имагинативная логика" и тем, что Уилбер называет "визуальная логика":

Цитата: Г. А. Бондарев, Триединый человек тела, души и духа, Глава I. Эволюционизм и логика имагинативного мышления, 3. Гетеанизм и логика
Имагинативная (назовём её так) логика возводит нас от рефлексии к созерцанию, и чтобы обосновать её, необходимо опереться на результаты сверхчувственного опыта, как для создания формальной логики необходимо было иметь в наличии мышление. И как первая, так и последняя необходимо стремятся восходить до безусловного и только из него черпать основания для всего последующего, только возможности у них разные.

Цитата: Кен Уилбер, Визуальная логика (отрывок из книги «Пол, экология, духовность»)
Способность  проникать вглубь рациональности и смотреть на неё приводит к выходу за границы    рациональности, и первой стадией подобного выхода является визуальная логика   [англ. vision-logic, в переводах АСТ используется термин «зрительная логика»,   тогда как в немецкой литературе термин переводится как «визионерская логика»].  Если вы осознаёте свою рациональность,какова природа этого сознавания — ведь оно теперь больше, чем сама рациональность? Если вы сознаёте рациональность, то     вы более не ограничены одной лишь рациональностью, не так ли?

Цитата: Глоссарий
Визуально-логический (стадия визуальной логики)

Когнитивная стадия, необходимая для поддержки интегрального сознания. Обычно подразделяется на раннюю, среднюю и позднюю зрительно-логическую стадию. Ранняя — разграничивает реальность на релятивистские системы, а средняя и поздняя — добавляют и объединяют эти перспективы в системы систем. Визуально-логическую часто называют первой «постформальной» стадией когнитивного развития, т.к. она следует за или «после» формального операционального познания. Однако она ещё не «трансрациональная», а скорее представляет предел рациональной мысли. В каком-то смысле визуальная логика — это мост между ментальным и трансментальным.
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: К.Д.А. от 06 Фев. 2011, 14:38:59
На самом деле, ИМХО, проблема не в количестве и качестве  Посвященных, а в отсутствии разработки методологии Антропософии, включая гетеанизм. Последний должен был стать для цивилизации тем самым мостиком к Духовному миру, который можно пройти без помощи Посвященных.
Именно в этом и есть, как вы говорите, "основополагающая духовная и гносеологическая проблема современности". Почему  так случилось, вопрос уже другой. То, что мы имеем сейчас, это господствующий материализм и  оккультно-политические  манипуляции западных лож.
EWC, Вы считаете, Рудольф Штайнер не дал уже разработанную методологию антропософии, то бишь методологию духовной науки посвящения?
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: EWC от 06 Фев. 2011, 15:05:56
EWC, очень интересно узнать Ваше мнение о разработке методологии духовной науки Рудольфа Штайнера Г.А. Бондаревым и о методологии интегрального подхода Кена Уилбера. На мой взгляд, деятельность Уилбера тоже созвучна гётеанизму. Например, я нахожу определённое сходство между тем, что Бондарев называет "имагинативная логика" и тем, что Уилбер называет "визуальная логика"
   Sorry, Уилбера не читал. Но обязательно познакомлюсь.
   В общем, ИМХО, к имагинативной логике человечество приходит с разных сторон. Она ведь не чьё-то изобретение, а духовная реальность, суть самого vision(вИдения). Геннадий Бондарев разрабатывает ее на философских началах, правильно делая упор на переход от триады к семичленной метаморфозе. В то же время любое растение в своем формообразовании также демонстрирует семичленную имагинативную логику.  Мифологическое сознание, в особенности древних греков, движется имагинативной логикой. Вплоть до Якоба Беме в Европе владели этим типом мышления-созерцания, и плодотворно использовали.  Сейчас просто надо всем довлеет Догмат абстрактного мышления, словно Ленин в мавзолее. Но ничего, в будущем эфирное постепенно будет выходить из физического, и имагинативная логика снова займет свое место. 
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: EWC от 06 Фев. 2011, 18:33:36
EWC, Вы считаете, Рудольф Штайнер не дал уже разработанную методологию антропософии, то бишь методологию духовной науки посвящения?
      В основном, я думаю,  он показал ее в действии. Разумеется, в общих принципах изложил в книгах, плюс много частностей можно найти в циклах лекций. Но для отдельных практических областей она должна быть развита последователями. Ведь между обычным человеком и Посвященным достаточно большая пропасть. Не все способны сразу достичь ясновидения, даже если идут путем упражнений, описанных в  "Как достигнуть..". Соответственно, между имагинацией и наиболее развитым обычным мышлением должно быть что-то промежуточное, и это гетеанизм, созерцающее суждение. Это должно восходить в общем культурном потоке цивилизации.
  Вообще, мне думается, Духовным водительством человечества предполагалось, что к моменту инкарнации Штейнера гетеанизм уже станет рабочей методологией европейской культуры. Но на этом месте оказались Бюхнер и Молешотт. Вакуум вместо почвы.
   Что означает этот вакуум? И что означает методология? В первую очередь, методология - это выработка новых понятий, новой ментальной среды,нового языка познания.  В каждой области своего. Огромная работа. Вместо этого Штейнер пришел в пустыню материализма, где не было никаких средств для работы с духовным. (Посмотрите, что творилось в конце XIX века в науке! )Их пришлось также создавать. И все это упало на одного. Гиганское отставание, дыра в культурном развитии. Штейнер сделал безумно много, чтобы навести мосты, но это скорее понтонные переправы и плацдармы. Основная армия человечества все еще далеко на подходе.
     А потом, ведь в таком деле речь идет о живом процессе, который не может быть сведен к одной схеме, как в случае с абстракциями. Например, он прочел естественно-научные курсы, где наметил новые подходы, начальные точки. Но, если это развивать, то будет совершенно иное естествознание. Надо переписать все учебники. И так практически во всем.
    Если говорить о том, что Штейнер дал в разработанном, "готовом" виде, то это скорее не методология, а практические инициативы (медицина, педагогика, эвритмия). Почитайте последние тома GA(лекции для рабочих) - там фермер задает вопрос - типа у него морковку жрет вредитель, что делать? Штейнер отвечает - берете такой-то цветок, высаживаете вдоль поля, все. Тут уже минимум объяснений. Конкретный вопрос - конкретный ответ. На методологию времени уже не было.
    Я и имел ввиду все это, то есть отсутствие всего этого, тьфу.  ???
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: urga от 07 Фев. 2011, 09:43:34
Но ничего, в будущем эфирное постепенно будет выходить из физического, и имагинативная логика снова займет свое место.
Выявление эфирного может иметь другие психологические последствия. Раньше через эфирное сумеречным, бессознательным способом входили астральные впечатления. Я думаю, что природа имагинаций все-таки астральная. Новое выявление эфирного ИМХО в первую очередь даст в первую дневное бодрственное осознание реалий самих эфиров. Техника дхараны может оказаться на пути к этому эффективнее штейнеровского ясновидения.
Можно ли вообще сводить духовную науку к одному только ясновидению? ИМХО нет; нужно заниматься разными духовными науками и поверять одну другой.
Хочу сказать, что для индивидуального развития, тренинга в духовных науках Штейнеровское наследие дает гигантски много. Однако по поводу его вклада в Духовный путь сегодняшней цивилизации я бы вынес гораздо меньшие оценки. Я понял, что в нашей дискуссии смешались два вопроса:
1. Методология личного развития к посвящению
2. Мтодология общая для подхода культуры к духовным мирам.
Так вот, второй пункт я оцениваю так: кажется, весьма информативен и откровенен Штейнер по этому поводу в ГА124 в 1909 году - еще в начале своего пути. Описывая разные этапы эпохи Рыб, Штейнер указывает на то, что в его время пришел черед внести в цивилизацию ВОСТОЧНЫЙ импульс. ИМХО это и делали Блаватская и Штейнер. Он назвал этот импульс БУДДИЙСКИМ. И еще один характерный штрих - ОПУБЛИКОВАНИЕ духовной науки как таковой, которую западные ложи стремились совсем изъять из общественного сознания. Это ИМХО и было выполнено Штейнером как духовная задача времени.
Последний этап Рыб начнется только в 2020 году. И только тогда придет время засеять в обществе НОВУЮ методологию, с которой все люди приблизятся в эпохе Водолея к Духовным мирам, как это было с христианством, засеяным на пороге эпохи Рыб. В наследии Штейнера мы имеем подытоживание прошлого опыта духовного пути человечества.
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: К.Д.А. от 07 Фев. 2011, 10:34:45
Цитата: EWC
Я и имел ввиду все это, то есть отсутствие всего этого

Кажется, мы рассматриваем явление с несколько разных углов зрения. Я полностью согласен с тем, что Вы говорите в отношении того, что необходима всесторонняя разработка методов познания действительности, основы которых даны в антропософии, но одновременно, очевидно, это можно наиболее чисто и неискажённо достичь, лишь глубоко осознанно практикуя и применяя в жизни все то, что изложено в "Как достигнуть познания высших миров?", то есть следуя путём, ведущим к посвящению. Потому что (думаю, Вы согласитесь) качество нашей духовно ориентированной деятельности будет на порядок выше, если каждый из нас будет соответствовать определённым критериям посвящения, нежели будет приступать к масштабной разработке методологии антропософии с нынешним, обыденным уровнем осознания. Вот на это я прежде всего обращал внимание. То есть без того, чтобы мы сначала принципиально изменились, о какой-либо адекватной разработке и внедрении в жизнь принципов антропософии говорить сложно. Особенно в масштабах всего общества. То есть сначала мы должны преобразиться внутренне, а затем менять общество и мiр. Хотя параллельно с собственным внутренним изменением можно и нужно, разумеется, делать шаги в общественном изменении, но имея в виду, что без собственного качественного изменения на этом поприще достичь полного успеха не получится.

Цитата: urga
Последний этап Рыб начнется только в 2020 году. И только тогда придет время засеять в обществе НОВУЮ методологию, с которой все люди приблизятся в эпохе Водолея к Духовным мирам, как это было с христианством, засеяным на пороге эпохи Рыб. В наследии Штейнера мы имеем подытоживание прошлого опыта духовного пути человечества.

Мне думается, здесь Вы немножечко поспешили с этим выводом. О подытоживании опыта духовного пути Рудольфом Штайнером, вероятно, корректнее будет говорить в отношении опыта мистерий, а не опыта всего человечества. Ибо ведь в подавляющем большинстве своём человечество не то что не освоило опыт мистерий предыдущих веков, но большинство даже и не пыталось это делать. Импульсы высокоразвитых сущностей, действующих в высших мiрах или же воплощавшихся в физическом мiре, конечно, оказывали и оказывают влияние на человечество, но без собственной работы каждого из нас в духовном познании и внутреннем изменении мы всё же не продвинемся в духовной эволюции.

Цитата: urga
Я думаю, что природа имагинаций все-таки астральная. Новое выявление эфирного ИМХО в первую очередь даст в первую дневное бодрственное осознание реалий самих эфиров. Техника дхараны может оказаться на пути к этому эффективнее штейнеровского ясновидения.

Как я понимаю, имагинация есть восприятие образов, через которые проявляются те или иные силы (существа) тонких планов. Рудольф Штайнер соотносит эту ступень с эфирным телом, осознавая себя в котором, человек оперирует оживлённым, нерассудочным, мышлением, не связанным с предметами физического мiра. Когда добавляется астральность, то в этих имагинативных, образных восприятиях, начинают проступать "духовные смыслы" и обретается способность изнутри себя ощущать ("слышать") свойства и качества тех или иных существ, выражающих себя в этих образах. Эта ступень соответствует начальной стадии инспирации и она присуща астральному телу. При таком восприятии, насколько я понимаю, имагинативность может сохраняться, однако она всецело пронизана инспиративностью. Но когда образы гаснут и остаётся лишь одна безмолвная тишина, тогда и открывается возможность постигать уже на чисто инспиративном, всецело астральном уровне. Там уже нет видения в привычном для эфирного тела варианте, а есть живое переживание в своей душе особенностей "внешних" явлений. Если же при восприятии, видении и т.д. нет ни начальной, ни тем более последующей стадии инспирации, то это есть чисто эфирное видение. Именно это видение, которое может быть наполнено самыми необычными и причудливыми образами, но не осознаваться по-настоящему изнутри, многие видящие и принимают за нечто несказанно высокое, при этом оставаясь лишь на эфирном уровне и не имея возможности вступить даже на чисто инспиративный план, чтобы воспринимать явления более реально. И уж тем более такое видение не будет иметь никакой сверхастральной природы. Согласны?
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: Alrock от 07 Фев. 2011, 13:00:40
...между имагинацией и наиболее развитым обычным мышлением должно быть что-то промежуточное, и это гетеанизм, созерцающее суждение. Это должно восходить в общем культурном потоке цивилизации.
"Основная цель" 5-й эпохи - индивидуальное развитие души сознательной в людях.
Из кн. И.Гордиенко:
Цитировать
Правильное развитие души сознательной в 5-ю эпоху, согласно Рудольфу Штейнеру, слагается из овладения человеком двумя способностями. Первая из них – «правильное наблюдение чувственной действительности.» - Эту задачу решает гетеанизм. Другую Рудольф Штейнер характеризует как способность к "свободным имагинациям" - таким, в которых человек движется так же свободно, как в своем рассудке.» К этому ведет Духовная наука (GA171; 17.09.1916)
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: urga от 08 Фев. 2011, 06:30:44
Как я понимаю, имагинация есть восприятие образов, через которые проявляются те или иные силы (существа) тонких планов. Рудольф Штайнер соотносит эту ступень с эфирным телом, осознавая себя в котором, человек оперирует оживлённым, нерассудочным, мышлением, не связанным с предметами физического мiра. Когда добавляется астральность, то в этих имагинативных, образных восприятиях, начинают проступать "духовные смыслы" и обретается способность изнутри себя ощущать ("слышать") свойства и качества тех или иных существ, выражающих себя в этих образах. Эта ступень соответствует начальной стадии инспирации и она присуща астральному телу. При таком восприятии, насколько я понимаю, имагинативность может сохраняться, однако она всецело пронизана инспиративностью. Но когда образы гаснут и остаётся лишь одна безмолвная тишина, тогда и открывается возможность постигать уже на чисто инспиративном, всецело астральном уровне. Там уже нет видения в привычном для эфирного тела варианте, а есть живое переживание в своей душе особенностей "внешних" явлений. Если же при восприятии, видении и т.д. нет ни начальной, ни тем более последующей стадии инспирации, то это есть чисто эфирное видение. Именно это видение, которое может быть наполнено самыми необычными и причудливыми образами, но не осознаваться по-настоящему изнутри, многие видящие и принимают за нечто несказанно высокое, при этом оставаясь лишь на эфирном уровне и не имея возможности вступить даже на чисто инспиративный план, чтобы воспринимать явления более реально. И уж тем более такое видение не будет иметь никакой сверхастральной природы. Согласны?
Инспирация может быть достигнута глубокой тишиной, что подразумевает погашение говорливого ума-мышления.
Однако меня смущает вопрос того, в чем сфокусирован медитирующий человек - в своих ощущениях или в своем мышлении. Отсюда будет разница понимания данного опыта и разница его описания. Я пока нахожусь под впечатлением, что Штейнер мыслил т.с. категориями астрального мировосприятия, особенно когда назвал тройственную душу по природе астральной, а не ментальной. Человек фокусированный ментально объяснялся бы гораздо отчетливее, человек с развитой "душой сознательной"...
Интуиция по вашей логике должна осуществиться за счет ментального (если имагинация эфирная, инспирация астральная), однако почитайте Штейнерана эту тему и найдете вместо ментальности волю. Где вообще в его трудах значимость ума? Хотя весь четвертый круг это история ума, история человека разумного. Механизм умного посвящения послепотопной эпохи так и остался запечатанным.
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: К.Д.А. от 08 Фев. 2011, 08:44:59
Инспирация может быть достигнута глубокой тишиной, что подразумевает погашение говорливого ума-мышления.
Однако меня смущает вопрос того, в чем сфокусирован медитирующий человек - в своих ощущениях или в своем мышлении. Отсюда будет разница понимания данного опыта и разница его описания. Я пока нахожусь под впечатлением, что Штейнер мыслил т.с. категориями астрального мировосприятия, особенно когда назвал тройственную душу по природе астральной, а не ментальной. Человек фокусированный ментально объяснялся бы гораздо отчетливее, человек с развитой "душой сознательной"...
Интуиция по вашей логике должна осуществиться за счет ментального (если имагинация эфирная, инспирация астральная), однако почитайте Штейнерана эту тему и найдете вместо ментальности волю. Где вообще в его трудах значимость ума? Хотя весь четвертый круг это история ума, история человека разумного. Механизм умного посвящения послепотопной эпохи так и остался запечатанным.
Здесь я полностью согласен со Штайнером, так как на собственном опыте подтвердил истинность его слов. Впрочем, это доступно каждому. Достаточно понаблюдать за своим внутренним мiром, за импульсами, идущими изнутри, как будет распознана иерархическая структура уровней собственного существа: самым низшим сознанием является рассудочное, оно возможно лишь при воплощённости в физическую телесность, затем идёт более тонкое, образное сознание, оно присуще эфирному телу. Первое - более конкретное, а стало быть, более материальное, второе - менее конкретное, более нежное, а стало быть, более утончённое. Затем идут чувства, эмоции, ощущения, они уже принадлежат астральному телу, осознание которого ещё менее конкретно и отчётливо, нежели образов эфирного и рассудочности физического тел. Наконец, за всей эмоционально-чувственной сферой скрывается воля, движущее ядро нашего существа или просто "Я". Оно ещё менее доступно дневному, бодрственному осознанию, нежели сфера мыслей и чувств. (О более высоких началах не говорю, они лишь в потенциальности, в зачатке, а потому простого наблюдения за собой для распознания их недостаточно.)

Эфирно-физический план и есть в действительности "ментальный" план, так как здесь и завершается мышление и предметное восприятие и наблюдение. Хотя уже на чисто эфирном уровне имагинации это постепенно начинает сходить на нет. На астральном плане же всё "внешнее" глаголет уже изнутри, из собственной души, потому восприятие на этом уровне и называется инспирацией, "вдохновением", и здесь познающий субъект и познаваемый объект необычайно тесно соединены друг с другом. А выше уже идёт деваханический план, где "внешнее" не просто гласит из собственной души, но где открывается способность самому изнутри переживать внутренний мiр того или иного существа или саму суть того или иного явления. Здесь разделение субъекта и объекта в познании вообще практически не существует. Здесь ты сам есть то, что воспринимаешь, а оно есть ты. И это и есть интуитивное познание на уровне "Я", именно на уровне воли. Но, как Вы, наверное, помните, Рудольф Штайнер писал, что когда эта воля, это "Я" начинает обретать власть над низшей, астрально-эфирно-физической, природой и, в конце концов, обретает её, то эта низшая, астрально-эфирно-физическая, природа начинает уже вести себя по-другому, будучи в подчинённом положении по отношению к "Я". И в таком случае можно ПРИВНОСИТЬ эфирное мышление и астральное чувствование В ВОЛЮ. Но не то мышление и чувствование, коими привыкли быть пронизаны мы в обыденном состоянии сознания, но именно очищенные, облагороженные, уравновешенные, подконтрольные деваханической воле, то есть "Я". Привнося трансформированное путём эзотерической подготовки мышление в волю, мы способны по-новому познавать деваханический план. Вероятно, неполное понимание сути этого процесса и повлекло среди тех или иных эзотериков возникновение представления о том, будто деваханический план есть уровень мысли. Но в действительности это не так, поскольку сознание в Девахане намного многомернее, насыщеннее и богаче в своих качествах, чем просто мышление. Можно сказать и так, что в Девахане облагороженное, очищенное, возвышенное мышление представляет собой лишь ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ деваханического сознания. Непонимание этого в эзотерической, а особенно экзотерической среде привело к тому, что примитивное, ограниченное рамками эфирно-физического плана образно-рассудочное мышление, а чаще всего вообще лишь одно физическое мышление стали использовать для понимания и постижения высших мiров, игнорируя необходимость принципиальной трансформы мыслительного аппарата и раскрытия других, более утончённых аспектов сознания, что присутствуют на более высоких, чем физически-эфирный план, уровнях. В результате этого, применяя это примитивное мышление для оценки и классификации (что само по себе уже есть серьёзное заблуждение) явлений высших мiров, различные видящие, слышащие, воспринимающие породили столько ложных интерпретаций и иллюзий в восприятии, что сегодня на Земле учений, построенных на этой превратной основе, очень много. И вместо того, чтобы действительно эзотерически постигать высшие мiры, развивая и совершенствуя в себе новые, просветлённые качества, большинство предпочитает барахтаться в эфирно-рассудочных мысле-конструкциях, принимая их за нечто возвышенное и отражающее реальность. Однако, увы, в большинстве случаев всё это лишь фантазии.
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: К.Д.А. от 08 Фев. 2011, 10:24:08
Добавлю.

Возникновение интеллекта у человека в четвёртом воплощении Земли, с моей точки зрения, есть как раз результат внедрения волевого начала "Я" в астрально-эфирно-физическую телесность. У животных, как мы знаем из сообщений Р.Шт., развито лишь физическое, эфирное и астральное тела, но отсутствует "Я", поэтому они, хоть и имеют эфирно-физический базис для возникновения мышления, тем не менее не обладают возможностью мыслить, которая и определяется присутствием в астрально-эфирно-физической телесности волевого Я-начала. То есть без воли конструировать, анализировать и синтезировать представления не удастся; потому животные, в отличие от человека, и не мыслят, как он, но мышление у них находится в примитивной, зачаточной стадии.

Эпоху же Земли Рудольф Штайнер называл "Космосом любви". А истинная любовь, как Вы знаете, начинается со ступени интуиции, когда внутренний мiр другого существа ты способен ощущать, как свой собственный. Именно научиться любить мы и должны, инкарнируясь на Земле в нынешнюю эпоху. Любовью Бога является и Христос Иисус, который воплощался на физическую Землю ради привнесения человечеству этого импульса Любви Бога.

"Космосом мудрости" же Рудольф Штайнер называл эпоху Древней Луны, а не Земли, как Вы помните.
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: urga от 09 Фев. 2011, 09:48:41

Интересно, а вы читали "Материалы эзотерической школы" Штейнера? В них четко разделены воля, чувствование, мышление и Я ЕСМЬ, также четко указана и локализация их органов. Бритва Окама, закон экономики, все-таки за более простые схемы. Есть еще лекции, где объясняется появление полусознательной чувствительности из взаимодействия двух ПОЛЮСОВ - ясного бодрствующего мышления и совсем бессознательной воли. Там поясняется, что воля днем то же самое что глубокий сон ночью; эмоция днем то же самое что сновидения ночью. А глубокий сон это сознание эфирного тела/растения. Воля имеет обитель, по Штейнеру, в обмене веществ и в движении конечностей. Собственно, сущность волевых процессов - двигаться, использовать энергию действия.
Безусловно, существует прямая связь/взаимодействие между волей и мышлением, но об этой связи Штейнером сказано очень мало. Возможно, даже не между волей и МЫШЛЕНИЕМ, а между волей и Я ЕСМЬ.
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: К.Д.А. от 09 Фев. 2011, 11:28:58
Интересно, а вы читали "Материалы эзотерической школы" Штейнера? В них четко разделены воля, чувствование, мышление и Я ЕСМЬ, также четко указана и локализация их органов. Бритва Окама, закон экономики, все-таки за более простые схемы. Есть еще лекции, где объясняется появление полусознательной чувствительности из взаимодействия двух ПОЛЮСОВ - ясного бодрствующего мышления и совсем бессознательной воли. Там поясняется, что воля днем то же самое что глубокий сон ночью; эмоция днем то же самое что сновидения ночью. А глубокий сон это сознание эфирного тела/растения. Воля имеет обитель, по Штейнеру, в обмене веществ и в движении конечностей. Собственно, сущность волевых процессов - двигаться, использовать энергию действия.
Безусловно, существует прямая связь/взаимодействие между волей и мышлением, но об этой связи Штейнером сказано очень мало. Возможно, даже не между волей и МЫШЛЕНИЕМ, а между волей и Я ЕСМЬ.
Есть замечательная брошюра, изданная издательством "Лонгин", называется "Теория и практика медитации" (http://longin.ru/index.php?go=Content&id=18), основана на GA 84. Там как раз Штайнером говорится, что воля днём подобна сну без сновидений ночью, эмоции днём - сну со сновидениями ночью, в то время как в бодрственном состоянии работает рассудочное мышление. Там же Штайнер описал и все соотношения: мышление присуще эфирному телу, чувства - астральному, а воля - "Я". Там же он соотносит имагинативную ступень познания с эфирным планом, инспиративную - с астральным, интуитивную - с деваханическим. Там же он говорит, что воля, исходящая из "Я", проникающая и задерживающаяся в астральности, выражается в виде эмоционально-чувственных переживаний, а воля, проявляющаяся в эфирности, выражается в намерении (намерением он называл мыслительные представления, пронизанные волением). Всё очень чётко и по делу. Но, собственно, я бы и не стал ссылаться в данном случае на Штайнера, если бы только теоретизировал и ничего сам не имел в том, что говорю. Поэтому могу уверенно сказать, что то, что описал Штайнер, может проверить на собственном опыте каждый. Но это нужно действительно проверять, причём беспристрастно. А если быть убеждённым, что мышление относится к менталу, который выше астрала, как об этом пишут в других источниках, то данное Рудольфом Штайнером проверить не получится, так как будет барьер в восприятии. Однако уже то, что эмоции и чувства превосходно манипулируют мыслями, полностью захватывая их, в то время как мыслями можно много тужиться контролировать эмоции, но естественного самообладания никогда не получится, уже это подтверждает правильность сказанного. Понаблюдать же за собой способен каждый. Естественный же и непринуждённый контроль эмоций осуществляется именно тем, что обладает большей силой, а именно волением, исходящим из "Я", которое действительно более внутреннее и более сильное, нежели астральные эмоции, ибо принадлежит более высокому уровню - Девахану. Мысли же - часть эфирного уровня, потому они и неспособны полноценно управлять астральными переживаниями. Можно, конечно, пытаться рассудком свои эмоции подавлять, что рассудок умеет, но подавление не является контролем и самообладанием. При этом, если к физически-эфирному мышлению приложить деваханическую волю, то астральность всегда подчиняется и становится легко управляемой и благосклонной.
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: urga от 09 Фев. 2011, 15:49:15

На мой взгляд, то что вы называете эфирным мышлением, является эфирной памятью. У меня сохранился к вам прежний вопрос - на счет "Материалов эзотерической школы", и появился еще один - что же останется от человека в дэвакхане, когда рассеется эфирное и атсральное? Одна голая воля? Что есть эта воля в дэвакане?  На мой взгляд, вы отбрасываете самое что ни на есть прямое утверждение Штейнера о том, что наше Я есть мыслящая основа, которая была присоединена к физически-эфирно-астральному "лунному человеку".
Конечно, кроме этой матчасти есть и другая - связь каждого "нового" проводника с появлением одного из мировых эфиров. Так что давайте уточнять эти связи.
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: К.Д.А. от 09 Фев. 2011, 16:12:12
На мой взгляд, то что вы называете эфирным мышлением, является эфирной памятью. У меня сохранился к вам прежний вопрос - на счет "Материалов эзотерической школы", и появился еще один - что же останется от человека в дэвакхане, когда рассеется эфирное и астральное? Одна голая воля? Что есть эта воля в дэвакане?  На мой взгляд, вы отбрасываете самое что ни на есть прямое утверждение Штейнера о том, что наше Я есть мыслящая основа, которая была присоединена к физически-эфирно-астральному "лунному человеку".
Конечно, кроме этой матчасти есть и другая - связь каждого "нового" проводника с появлением одного из мировых эфиров. Так что давайте уточнять эти связи.
Давайте.

Если под "Материалами эзотерической школы" Вы имеете в виду эту книгу (http://aenigma.ru/php/content.php?razdel=books&file1=31), то она у меня есть, но я её ещё не читал. Насколько я помню из того, что просматривал, там собраны материалы переписки Р. Штайнера.

В Девахане от человека остаётся деваханическое тело, или то, что Рудольф Штайнер называет "Я" (на самом деле это не высшее сутьевое ядро человека, но пока об этом речь не ведём). Оно действительно сначала, когда только присоединялось к астрально-эфирно-физической структуре, было бессознательным, представляя собой субстанцию из, как Вы выразились, голой воли. Но за счёт действия и накопления эволюционного опыта в нижних мiрах (астральном, эфирном и физическом) "Я" постепенно концентрируется и обретает сознание. Поэтому тот, кто одухотворённо развил своё "Я" до определённой степени, способен между смертью и новым рождением осознавать себя в Девахане, участвуя там в творческой деятельности. Изначально "Я" было действительно лишь голой волей, но благодаря пребыванию в эфирном (мыслительном) и астральном (ощущающем) телах, в это "Я" от этих нижних тел привносится квинтэссенция от мышления и ощущений. В результате к изначальной голой воле добавляются определённые мысле-чувственные характеристики, обретённые за счёт воплощения и деятельности "Я" в нижних мiрах. Сама материя от физически-эфирного и астрального планов, разумеется, в Девахан не попадает, но духовно-направленная активность физически-эфирного и астрального тел по роду "Я" и под воздействием "Я" даёт этому "Я" ту особую концентрацию и структуризацию, которые приводят его к сознательности. Так слепая воля шаг за шагом превращается в волю самосознающую.

Касательно памяти, то, как я понимаю, память о чисто физических событиях в виде образов и их конгломератов скапливается в эфирном теле. В более тонких же телах скапливаются уже более утончённые рода памяти, в которых земная память расплавлена до энергий, не имеющих конкретных земных форм.

По поводу эфиров сказать ничего не могу, расскажите сами.
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: К.Д.А. от 09 Фев. 2011, 16:27:35
у меня вот вопрос напрашивается: а почему вы так своеобразно слово МИР пишете? ;)
Слово "Мiр" (в смысле Мiроздания, Вселенной, Космоса и т.д.) пишу так, потому что его всегда так писали, пока в русском языке не отменили букву "i". Слово "Мир" же, в отличие от "Мiра", означает благоприятное состояние Мiра, состояние Мiра без войны и т.д.

ну а по теме - не думаю, что проблема гносеологическая! гораздо вероятнее, что это "всего-навсего" "антропологическая" проблема - просто мелок человеческий материал (то есть все мы с вами), увы :( об этом и Христос не раз сокрушался, да и Штайнер тоже - где-то мне попадалось, как он вздыхал, что столько всего им написано и начитано, что кажется любой антропософ должен был бы уже мочь читать такие же доклады (или что-то в этом роде)
Ну раз сокрушались, то это как раз для нас есть лишь повод для интенсивной работы в этом направлении, в направлении усовершенствования, большего соответствования требованиям высших мiров.
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: К.Д.А. от 09 Фев. 2011, 16:44:19
значит пишете "умышленно безграмотно"? ;)
Пишу сознательно. Но давайте не соответствующие теме вопросы не будем обсуждать в этой ветке.

ну да, это как бы и без вопросов ясно - а мы, получается, вместо интенсивной работы тратим время на разговоры об интенсивной работе, не так ли? :)
Обсуждениями дел не заменить, это верно. Но обсуждения, если они направлены на лучшее понимание явлений и побуждают к действию, всегда полезны. Хуже было бы вообще ничего не обсуждать и не делать; ведь так проще. Ну а будет действовать человек помимо обсуждений или нет - от него самого зависит. Обсуждения по определённой тематике могут явиться лишь внешним побудительным импульсом к действию и осознанию, но не заменить его. Или же обсуждения могут быть снабжены изложением чьего-либо опыта, тогда этот опыт также может побудить к поиску и действиям других, кто с ним знакомится. Так что ничего бессмысленного нет, если всё правильно использовать.
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: К.Д.А. от 09 Фев. 2011, 17:19:07
Я ощущаю и понимаю, что Вы имеете в виду. Ваши замечания очень уместные и отражают одну из граней действительности. Благодарю. В какой-то мере о некоторых аспектах этого и я писал в первом сообщении.
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: urga от 11 Фев. 2011, 12:38:55
Насколько я понимаю, важнейшим шагом к человеку мыслящему послужило выделение Луны возле Земли. Только благодаря этому человек стал прямоходящим, у него развился купол черепа вместе с головным мозгом, освободились руки, развились легкие, дышащие кислородом и способные говорить. Разные органы формировали различные Духи Формы - Духи Речи, Духи Мышления.
Чтобы ментальное начало могло быть присоединено человеку, возник в эфирном теле еще один род эфира - т.н. жизненный. Как я это понимаю, главные органы жизненного эфира это руки, а также солнечное сплетение вместе со всей нервной системой. Поток мышления и впечатлений (Меркурий) оказался заякоренным в солнечном сплетении. Кроме того, эта система называется у китайцев "три обогревателя" и именно благодаря ей у человека постоянная температура тела.
Не совсем понятно, какой трансформации подверглось и астральное для того, чтобы стать приемником ментального.
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: michael от 30 Авг. 2011, 16:07:20
Sorry, Уилбера не читал. Но обязательно познакомлюсь.
EWC, познакомились?
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: К.Д.А. от 12 Сен. 2012, 15:58:25
Аудиокаст:

К.Д.А. - 2012-09-12-4 - Недетерминированность высших реальностей. Путь выхода из межконфессиональной борьбы (http://narod.ru/disk/60905421001.1138ed43253b31c0f0a7cfa258d72671/2012-09-12-4.mp3.html)
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: К.Д.А. от 19 Сен. 2012, 19:55:48
Собственно, и доктор, оказывается, говорил о том же самом...


"Затем он [Р.Шт.] продолжал:

Краеугольным для всякой по-настоящему правильной антропософской работы является следующее: вы можете говорить только о том, рассматривать только то, что из содержания Антропософии стало вашей подлинной внутренней жизнью. Что стало вашей радостью жизни, условиями жизни, что вы соединили с собой. Только это проникнет в других. Только это действительно передаст Антропософию.

То, что люди излагают из своих головных знаний, является абстрактным и действует на слушателей не иначе как и прочие абстракции. Не пробуждаются ни живое содержание, ни убежденность.

Мы продвинули бы Антропософию уже намного дальше в мир, если бы наши докладчики не говорили много только из головы. Нельзя сегодня усвоить что-либо духовно-научное умственно, а завтра или послезавтра, или же через пару недель или месяцев, передать это из головы. Это может быть совершенно верно по содержанию. Это может быть прекрасно и по воспроизведению. Но это не живёт. Сначала всё непременно должно быть проработано понятийно абстрактно. Но затем это должно преобразиться. Это должно стать жизнью, стать образом. И это должно стоять за понятиями лекции. Говориться должно из всего человека, из исполненных воли сердечных сил. Тогда это волнует глубинное существо слушателя, даже если он ещё не принимает сами вещи или даже чувствует себя противником.

Одно должны вы записать себе в душе: не то, что вы говорите, является решающим (конечно, оно должно быть верным), но то, как вы это говорите! Как сказанное живёт в вас, как вы с внутренней серьёзностью и правдивостью стоите за этим, какой является ваша внутренняя позиция, ваши взгляды, добросовестность. На этом останавливаются взоры духовного мира."

[А. Петерсен, "О лекционной деятельности и работе ветви" (http://bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=14601)]
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: urga от 20 Сен. 2012, 10:33:42
Я думаю, что здесь надо выделить даже три, а не две, ступени погруженности в антропософскую тематику:
1) повторение слов Штейнера,
2) понимание, о чем идет речь,
3) согласованность личности с понятым.
Без второго пункта не перейти к третьему: в науке слепое копирование не возможно.
Впрочем, личный опыт может существенно облегчить пункт 2.
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: Mari от 24 Сен. 2012, 15:03:53
Думаю, что главная гносеологическая проблема современности – это понять «Философию свободы» Р.Штайнера. Например, читаем словосочетание – «недетерминированность высших реальностей». Красиво звучит. Начинаем вникать в  смысл  и понимаем, недетерминированность – имеет отношение к свободе. Далее автор этого словосочетания ссылается на Доктора, Он, мол, говорил о том же самом. Действительно, Р.Штайнер – автор книги «Философия свободы», и если Он говорит о свободе, о недетерминированности, то в смысле этой книги, логично?  К.Д.А. , вы поняли «Философию свободы»? Вы употребляете это словосочетание в том же смысле, что и Доктор, или в ином? Это можно легко проверить. Для этого я задам вам один вопрос, ответ – в «Философии свободы», уточню – в ее первой половине. Вопрос – в чем заключается основной человеческий предрассудок в отношении понятия? Этот вопрос настолько важен, что отражение его мы находим в Евангелии. Если кто сможет помочь К.Д.А., это будет хорошо, хоть он и сам способен разобраться.
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: Mari от 29 Сен. 2012, 10:31:23
Поздравляю всех с праздником Святого Михаила, Правителя Космического Разума! В честь Праздника, ответим на поставленный вопрос, хотя из уважения к людям, которые стремятся самостоятельно постичь «Философию свободы», не собиралась этого делать, но надо же дело сдвинуть с мертвой точки.    Вопросов много, потому я оставлю в конце новые . Ответ на вопрос  – «в чем заключается основной человеческий предрассудок в отношении понятия?», мы находим в следующем отрывке «Философии свободы».  «Наше мышление не индивидуально, как наше ощущение и чувствование. Оно универсально. Оно получает индивидуальный отпечаток в каждом отдельном человеке только благодаря тому, что находится в связи с его индивидуальными чувствованием и ощущением. Этой особой окраской универсального мышления отличаются друг от друга отдельные люди. Треугольник имеет только одно-единственное понятие. Для содержания этого понятия безразлично, постиг ли его носитель человеческого сознания А или Б. Но каждым из обоих носителей сознания он будет постигнут индивидуально. Этой мысли противится один с трудом преодолеваемый человеческий предрассудок. Предубеждение мешает прийти к пониманию того, что понятие треугольника, постигнутое моей головой, то же самое, что и постигнутое головой моего соседа. Наивный человек считает себя творцом своих понятий. Он полагает поэтому, что каждая личность имеет свои собственные понятия. Основное требование философского мышления - преодолеть этот предрассудок. Единое и однородное понятие треугольника не становится множественным оттого лишь, что его мыслят многие. Ибо мышление многих само есть единство», 5 глава «Философия свободы». Итак, основной человеческий предрассудок в отношении понятий тот, что наивный человек считает себя творцом своих понятий. В действительности же существует единый мир понятий, просто каждый человек благодаря своим индивидуальным чувствам и ощущениям переживает их по-разному. Благодаря своим личным переживаниям и чувствам, мы можем вкладывать в понятие разные смыслы. Например, в понятие свободы, недетерминированности - одни люди вкладывают один смысл, а другие – другой.  Однако понятие – одно, и не обыкновенный, наивный  человек создает понятия, понятие – это существо, и у этого существа есть только один смысл, его собственный. Постичь собственный, истинный  смысл понятия, существа – значит, проявить к этому существу подлинную, неэгоистическую, чистую любовь. Переживая истинный смысл понятия, мы обогащаем понятие своими индивидуальными чувствами, которые только мы и можем ему дать, оно живет в нас своей истинной жизнью. Истинное познание – в инверсии – чистая любовь. Если же мы навязываем понятию наш собственный, личный смысл, продиктованный нашими эгоистическими чувствами, совершаем, можно сказать, насилие, убиваем истинное понятие, мы «присваиваем»  его. Это и есть то, что Евангелия называют грехом против Святого Духа. А вы ведь знаете, из Духовной Науки, что если Ангел присваивает какую-либо мысль, он тут же «падает», или выпадает из Божественного Мира, в низший – люциферически-ариманический.  В Евангелии есть знаменитые слова - «Пилат сказал Ему: что есть истина?» (ИН 18:38). Под этими словами Пилат разумел – у каждого человека есть своя истина, свои понятия. Христос отвечает – «Я есмь путь, истина и жизнь» (ИН 14:6), - есть одно понятие ( смысл) у истины, жизни, свободы, и пути к свободе.  Христос Один. Если мы будем проводить параллель с философией – то Пилат олицетворяет собой критический идеализм – «мир есть мое представление», у каждого свои понятия и представления, свой мир, своя истина, все одинаково правы.  «Философия свободы» доказывает с философской, научной  точки зрения – существует единый мир понятий, у понятия – только один истинный смысл.  Точные науки  осуществляют свое единство на этой основе, в узких рамках своих потребностей, потому, например,  лозунг – «математики всех стран – объединяйтесь!» - поистине  звучит довольно странно, ибо истинное объединение происходит не на основе призывов, а на деле – в познании Духа, естественно, свободно, в признании и проникновении в  истинный  единый смысл понятий.  Из этого положения следует, что при истинном ясновидении мы увидим единую духовную действительность, потому все Посвященные и говорят, в сущности, об одном, просто необходимо Их понимать. Обратимся к «Как достигнуть познания высших миров», о том же говорит и эта книга Доктора  - «Развитие происходит следующим образом. Человек должен обратить внимание и заботу на некоторые душевные процессы, совершаемые им обычно беспечно и невнимательно. Существует восемь таких процессов. Первый, это - каким образом человек усваивает себе представления. В этом отношении человек обычно представляет себя совершенно на произвол случайности. Он видит или слышит то или иное и сообразно этому слагает свои понятия. Пока он поступает таким образом, его шестнадцати-лепестковый цветок лотоса остается в совершенном бездействии. И только тогда, когда он берет в свои руки воспитание себя в этом направлении, цветок лотоса постепенно становится деятельным. С этой целью он должен обратить внимание на свои представления. Каждое представление должно получить для него значение. Он должен видеть в нем определенное сообщение, весть о вещах внешнего мира. И он не должен удовлетворяться представлениями, которые не имеют никакого значения. Всю жизнь своих понятий он должен направить так, чтобы она стала верным зеркалом внешнего мира. Его старание должно быть обращено на то, чтобы удалить из своей души неверные представления», глава, «О некоторых последствиях Посвящения».  Можно поставить вопрос – может ли человек иметь какое-либо отношение к вещи, к процессу, явлению, если в нем не сформированы  представления о них? «Философия свободы» отвечает и на этот вопрос. Вернемся к словосочетанию «недетерминированность высших реальностей». Что уважаемый автор словосочетания понимает под «реальностью»? Заменим  слово «реальность» на более точное  и емкое – действительность. Зададим следующий вопрос – каковы основные элементы действительности? И далее. Автор словосочетания говорит о высшей реальности. Значит, есть и низшая. Что мы назовем низшим с философской точки зрения, точки зрения «Философии свободы»? Как мыслит наивный реалист? Как мыслит наивный, т.е. критический, идеалист? Все ответы вы найдете в «Философии свободы», в первых семи главах. 
Название: Re: Гносеологическая проблема современности
Отправлено: Mari от 12 Окт. 2012, 18:35:12
Конечно, философские вопросы кажутся нам мало интересными, узко специальными. Так ли это на самом деле и не касаются ли нас философские проблемы самым непосредственным образом? Из Духовной Науки мы знаем, что есть правильное ясновидение, а есть неправильное, иначе говоря, галлюцинации. Что такое иллюзия, галлюцинации? Внешняя наука понимает иллюзию как неправильное опознание внешних предметов. Духовная Наука расширяет эту трактовку -  у кого неправильное, слабое мышление,  неправильное опознание понятий, тому гарантированы галлюцинации  при ясновидении, а мы знаем, что постепенно все люди получат ясновидение, как природную способность.  Потому можно сказать, что люди, которые не могут скорректировать свое мышление, имеют иллюзию мышления, имеют в мышлении галлюцинации, как предпосылку для будущего.  И как-то я приводила вам высказывание Доктора, что люди, которые отрицают Святой Дух, т.е. имеют неистинное мышление и не корректируют его, фактически больны, пусть наука пока и не считает таких людей больными. Потому философский вопрос: что такое мышление и какое мышление истинно, а какое нет,  и что такое познание, важен для каждого человека, который заботится о своем здоровье, это во-первых. А во вторых – если дело идет о познании мира, то необходимо выяснить  – а что такое познание?  Какое знание должно быть категорически подвержено сомнению? Если вы внимательно прочтете «Философию свободы», то узнаете, что под познанием понимают наивные реалисты, что – критические идеалисты, а что – Доктор.  Как человек образует свои представления, какие представления субъективные, а какие нет? Доктор в «Философии свободы» критикует то понимание субъективности, который ввел критический идеализм и наивный реализм.  «Одно дело - правильность критического идеализма, другое  - убедительность его доказательств», 5 глава. Как понимает субъективность Доктор?   Что такое восприятия, какие виды восприятий и представлений необходимо  различать, чтобы судить о субъективном? Ответы дает «Философия свободы». Эти ответы может и трудно найти, но только потому, что невнимательно читается «Философия свободы», и только. Например, как объяснить ситуацию – дикари и книга? Дикари держат в руках книгу, и все же не воспринимают ее. Ответ простой – не надо путать наблюдение и восприятие. Дикари наблюдают книгу, а для восприятия ее необходимо еще и понятие о книге. Это понятие дикари никогда не могут добыть из наблюдения книги, хоть что с ней делай и наблюдай ее какими угодно способами. «Вследствие зыбкости словоупотребления, мне представляется необходимым условиться с моим читателем об употреблении одного слова, которое мне придется применять в дальнейшем. Упомянутые мною выше непосредственные объекты ощущений, поскольку сознающий субъект получает знание о них посредством наблюдения, я буду называть восприятиями. Итак, не процесс наблюдения, а объект этого наблюдения называю я этим именем», 4 глава, «Философия свободы». «Понятие не может быть добыто из наблюдения. Это ясно уже из того обстоятельства, что подрастающий человек лишь медленно и постепенно образует понятия к окружающим его предметам. Понятия присоединяются к наблюдению», 4 глава. Как человек приобретает понятия? «Человек - ограниченное существо. Прежде всего он существо среди других существ. Его существование принадлежит к пространству и времени. Вследствие этого ему может быть дана только ограниченная часть Вселенной», 5 глава. Эти границы, обусловленные нашей организацией,  не абсолютны, их можно расширять – постижением «Философии свободы».