Последние сообщения

Страниц: [1] 2 3 ... 10
1
ИСТОКИ

95 лет первой вальдорфской школе.

Пять лет назад,на сайте школы Уландсхое появилась следующая запись:
В сентябре 1919 первые мальчики и девочки отправились в только что основанную вальдорфскую школу Уландсхое – тогда она называлась «Общая народная и высшая школа».

В юбилейный, 2009 год, мы решили воспользоваться поводом и показать новые архивные фотографии вальдорфской школы: невероятные и трогательные, смешные и грустные, они снабжены короткими, но исчерпывающими подписями, и отражают становление и повседневную жизнь этой школы. Приятного просмотра!

(Фотографии из школьного архива| Редакция Х. Хаас | Тексты Д. Эстерl)
Предлагаем и читателям сообщества присоединиться к этому интереснейшему занятию. Тем более, что  caeca, дедая перевод этих  материалов, вспоминала о своем давнишнем посещении этой школы и готова добавить пару слов от себя курсивом)))

1) Ресторан Уландсхое, открытка 1908 г.
Эта рисованная открытка изображает ресторан «Уландсхое» (сегодня – административное здание школы), одно из любимых мест жителей Штутгарта перед Первой мировой войной. Добраться до ресторана из города можно было пешком или на извозчике. Само здание находилось на территории тира, который снесли в 1899 г. Владелец ресторана Йозеф Мюллер планировал вдобавок оборудовать места для танцев и занятий спортом.

Даже глядя на столь схематичный фон, можно понять, что мы находимся за городом, а за «Красной стеной» (район города) на Уландсхое разбиты виноградники. Сегодня терассы спускаются вниз по всему склону.

Тогда, как и сейчас, в эту часть пригорода вели две лестницы с Хаусманнштрассе (Кстати, вплоть до 1946 года улица называлась «Kanonenweg», «путь пушек»). Они и сегодня на том же месте, как и на этой открытке типографии Готтлоба Исслера.

После войны здание оказалось в руках Эмиля Мольта. Он надстроил ещё один этаж, где разместили квартиры для учителей. Самая оригинальная деталь этого здания – арочный фасад «теремка», как его стали называть позднее: сейчас он находится под продлёнкой, справа от лестницы.
Текст на открытке:
Вольпертсхаузен день за днём -
Сколько сутолоки в нём!
В Уландсхое Штутгарт ждёт,
Здесь ни горя, ни забот.

Оригинальных деталей в Уландсхое предостаточно: когда в седьмом (или в восьмом??) классе приехали туда по обмену, первые дни просто с открытыми ртами ходили по территории школы. Немыслимые многоугольные строения, удивительные старые, нетронутые в бесчисленных перестройках деревья, безумные лавочки и не поддающиеся описанию места (никак иначе не назвать), где можно валяться, лазить, болтать, сидеть, ходить. А ещё можно и нужно зайти внутрь… Некоторые ребята уезжая, плакали, не хотели уезжать, им казалось, что здесь всё такое красивое и волшебное, что возвращаться в квадратные классы и серые дворы с куцыми площадками воспринималось, как возвращение в тюремную камеру.
Правда, у других засела мысль: чёрт, значит, можно сделать ТАК, если постараться.
Или даже ещё круче(:
2)Дежурные с Хаусманнштрассе 44
Первые штутгартские дежурные появились перед вальдорфской школой Уладнсхое в 1959 году. В награду школа получила «Штутгартского конька» с посвящением.

Что меня поразило: на перемене старшеклассники отправляются к малышам. Восьмиклассники весело здоровались с малышами из второго, третьего, четвёртого класса, расспрашивали об уроках, о доме, те без малейшего удивления принимали это внимание (почти немыслимое у нас!!! Часто ли можно увидеть десятиклассника, интересующегося начальной школой?!). Выяснилось, что у каждого (!) старшеклассника есть свой подопечный из малышей, за которого каждый лично отвечает – кто-то просто следит, чтобы на перемене мелкие вели себя нормально, кто-то помогает с домашними заданиями, а кто-то и водит в школу-домой. Я, как старшая сестра пятерых мелких, изнемогала от зависти, глядя как обязанности, которые тягостно отличали меня от многих одноклассников, вписаны в повседневную жизнь,воспринимаются каждым (!), с одной стороны, как обязанность вроде дежурства, с другой – как весёлая игра. «Дочки-матери. Левел двадцать пять».

Именно в нашей школе впервые школьники стали дежурить на улицах в 1959 году. За это спустя десять лет город наградил нас «Штутгартским коньком», который довольно долго простоял в так называемой «Красной комнате» в административном здании.
Оба десятых класса по очереди несли дежурство. Каждый раз четверо школьников за 30 минут до начала занятий должны были следить за переходом, то же самое – на перемене в 12 часов.

А перемена в 12 часов – это ЧАС, а то и больше, на обед. Половина школьников бодро несётся домой, успевает пообедать, поболтать с родителями, погулять с собакой, а то и сделать уроки, можете себе представить такую роскошь у нас?! И после этой «перемены» они как миленькие возвращаются обратно в школу, иногда всего на один урок, чаще, конечно, на два три.

Это развивало в них пунктуальность, внимательность, осторожность и ответственность. Дежурные носили опознавательные шапочки и куртки, и держали диски регулировщиков.
Это нововведение в высшей степени оправдало себя, хотя движение тогда было, конечно, значительно менее оживлённым, чем теперь. Опасные ситуации возникали и возникают в основном тогда, когда ученики хотят доказать свою самостоятельность, или когда родители останавливаются на зебре, высадить детей из машины, чтобы им не пришлось «далеко ходить».
В этих фотографиях присутствует и печальная нотка. Школьница Беттина Трайхлер, слева на верхней цветной фотографии, вечером того же дня, когда был сделан снимок, погибла между остановками Рубанк и Зилленбух.
«Штутгартский конёк», маленькая, около 12 см, бронзовая фигурка на узкой каменной подставке, долгое время простояла в «Красной комнате», а затем исчезла, пока господин Лехлер не спас её из мусорки, и взял под свою опеку, так что мы смогли сделать эти два снимка. Гравированное посвящение на подставке: «Свободной вальдорфской школе за организацию первого школьного уличного дежурства в Штутгарте».

3) Парты из позапрошлого века

Столы и стулья, подушки и многофункциональная мебель, которую легко превратить в спортивные снаряды? До 50-х лет это было немыслимо. В школе были только парты и школьные скамьи, как те, что на фотографии семиклассницы в вальдорфской школе 1948 года.
Этот необычный предмет на протяжении более ста лет был неотъемлемой частью школьного класса. Эту мебель невозможно было сдвинуть никак, разве что откинуть крышку чернильницы. Под крепкой, слегка наклонной поверхностью столешницы, за которой умещались двое, была специальная полка, ноги можно было поставить на поперечные планки. Скамейка была сплошной, так что при желании на ней могли бы уместиться и трое. Спинкой служила задняя парта. И уж конечно, за такой партой невозможно было вертеться, толкаться, или тем более, качаться, а положить голову на парту было просто немыслимо!
Единственное преимущество этих парт, которое приходит мне в голову (с 1945 до 1954 г. Ученик Уландсхое), это возможность незаметно поставить на скамейку шахматную доску: там учитель не мог проследить за ходом партии.


4) Питание в вальдорфской школе Уландсхое

С осени 1947 до лета 1950 главный урок заканчивался так: в 9:3- на школьный двор заезжал американский армейский грузовик, и выгружал огромные термосы или коробки. Дежурные десятиклассники разносили по классам «школьное питание» - его называли также «гуверовским питанием». Герберт С. Гувер, бывший американский президент был главой Комитета помощи мирному населению Европы и Азии. Вскоре после окончания кризиса он совершил путешествие по Германии, и после этого организовал поставки школьного питания.
Я тогда учился в 7, 8, 9 классах, и хорошо помню ежедневный животрепещущий вопрос: что сегодня на завтрак? Молочный суп (самый желанный!), овсянка со сладкими подливками, макароны, рис, Gries, или фасоль с солониной, а то и упаковка фиников и булочка. Каждому школьнику полагалось 300 калорий из армейских запасов. Для многих это была единственная возможность поесть досыта хоть раз в день, так как обычно из дома полдник и не брали. Если что-то оставалось, это можно было унести с собой домой в предусмотрительно захваченном котелке. После войны все продукты выдавались по карточкам, строго дозировано, например, 2000 грамм хлеба на человека в неделю, и при этом приходилось выстаивать длинные очереди.
Сегодня, 60 лет спустя, трудно представить, что кому-то приходится в школе голодать, и нет возможности съесть банан или шоколадку.

5) Первые ученики вальдорфской школы

     Первая вальдорфская школа была устроена (внимание!) для рабочих «Вальдорф Астория», сигаретной фабрики Гамбурга и Штутгарта, и основателем её стал шваб Эмиль Мольт. Здесь должны были проводиться курсы и лекции, целью которых было компенсировать пробелы в образовании рабочих.
Фотография выше была сделана, скорее всего, во дворе главного здания фирмы на Хакштрассе 9-13. Эмиль Мольт — в первом ряду, третий слева, с шляпой в руке. На двух фотографиях — рабочие в местных фабричных помещениях. Тогда табачные изделия производили ещё преимущественно вручную.
Большая часть занятий проводилась в рабочее время, как видно из расписания «Рабочей школы сигаретной фабрики Вальдорф-Астория». Руководителем этой школы Эмиль Мольт назначил доктора Герберта Хана. Наряду с общеобразовательными темами преподавались языки ( обратите внимание на присутствие предмета "русский язык" в расписании!!)) , практические и художественные курсы и лекции, помогающие разобраться со своими потребностями и целями.
     Со временем выяснилось, что взрослые перегружены дополнительной учёбой. В апреле 1919 года рабочие сами предложили открыть школу для своих детей. Мольт немедленно принял решение взяться за дело. Он попросил Рудольфа Штайнера взять на себя педагогическое руководство школой, и в сентябре 1919 школа начала работу. Кроме 191 ребёнка работников фирмы в школу пришли 65 «чужих» детей, и число таких «пришельцев» постоянно росло.

6) Ежемесячные праздники, карнавалы, балы

 В 1919 г. федеративный закон об образовании предусматривал один выходной в месяц. Этот абстрактный «разгрузочный» день был, прежде всего, обузой для хозяйства рабочих, а для детей — сбоем в ритме недели. Тогда по предложению Рудольфа Штайнера в этот день стали устраивать «ежемесячный праздник». В этот день каждый класс показывал перед всей школой, что они делали на разных предметах. Первый такой праздник состоялся уже 3 ноября 1919. Вплоть до закрытия школы в 1938 году этот день оставался для детей привычным ежемесячным мероприятием, которое пробуждало в детях сильное чувство включённости в школьный коллектив. Начиная с 1945 года ежемесячные праздники стали реже, превращаясь, скорее, в «четвертные», и на них приглашались и родители.
Празднование годовых праздников, от Адвента и Рождества до карнавала, выпускного бала, летних и зимних праздников, выступлений оркестра и хора, эвритмических представлений, постепенно сформировали определённый цикл праздников и мероприятий, который в немалой степени определял и определяет жизнь школьной общины.
Фотографии выше: Карнавальный ежемесячный праздник, дата неизвестна; «маски» из младшей школы в 1928 году, два выпускных бала — 1958 и 1971 годов.

7) Учимся работать руками
       Что значит «учиться»?
Во все времена, во всех культурах ребёнку помогали войти в жизнь, давая ему возможность переживать что-то вместе со взрослыми, помогать им, получать опыт и в процессе собственной деятельности развивать свои способности. Обучение включает в себя все «инструменты» человека: его конечности, с их возможностями движения, его восприятия, его эмоциональные и волевые силы, его творчество и, конечно, его интеллект — но не в коем случае, не только интеллект.
       «Любые занятия должны быть наукой о жизни», так гласит основной принцип Рудольфа Штайнера для вальдорфской школы. И именно поэтому ремесленные и художественные занятия являются неотъемлемой частью учебного плана — разумеется, равно и для девочек, и для мальчиков. Для воспитания важен не «конечный продукт», а качество рабочего процесса, например, при вязании, строгании, столярничании, чеканке, резьбе по камню, в гончарном и переплётном деле, ткачестве. При этом развивается умение двигаться, дисциплина силы, восприятие материалов и их законы.
В первое время набор предметов и объём художественно-ремесленных занятий в школе был значительно меньше, прежде всего, в старших классах. После 60-х удлинённые эпохи позволили прорабатывать темы более интенсивно, были введены профильные предметы и, наконец, предметы по выбору. Внешкольная практика в сельском хозяйстве, на производстве и в социальных учреждениях и сегодня дополняют эту сферу обучения.

А теперь представьте: мы, восьмиклассники, попадаем в класс, полный удивительных вещей. Вот висят костюмы для спектакля — их сшила двенадцатиклассница для спектакля; вот скрипка, сделанная пареньком, ещё не окончившим школу, вот книга, написанная девочкой на пару лет старше нас. В двенадцатом классе, как выяснилось, каждый школьник делает свой индивидуальный проект, любой, по выбору, согласовывает его, разумеется, с учителями, кто-то их курирует, а в конце года они представляют его к защите. У нас в школе проект — это жалкие потуги восьми-девяти-десятиклассников, с трудом по двое-трое вымучивающих какое нибудь якобы исследование, или трогательно демонстрирующие какую-нибудь статую, вылепленную, по идее, за год, а по факту — в последнюю неделю, и не в две, а в шесть рук, которой умиляются учителя, счастливые, что детки хоть на что-то способны.
Нет, был у нас и журнал, и стенгазеты, и спектакли, но настоящего дела, которое каждый в одиночку выполняет в течение целого года, планирует, разрабатывает, доводит до конца и демонстрирует — что-то не помню. Максимум — игра в дело. А тут взрослые люди — двенадцатый класс, всё-таки — делают настоящие, взрослые дела, и за них отвечают так же, по-взрослому.
Хотя сравнительный анализ русских и немецких школьников по критерию взрослости — это отдельная непростая тема. По мне — так русские дети более зрелые. Что совсем не обязательно синонимично более опытным и умелым...

На фотографиях — ученики Уландсхое на уроках труда, в бывшей переплётной мастерской, на уроке рукоделия с Хеленой Роммель, и школьник, изготавливающий скрипку.

8) Как мы себя называем? 
Сперва школу окрестили в 1919 просто «вальдорфской школой».

В 1921 году в школьном дворе появляется табличка: «Вальдорфская единая начальная и старшая школа».

В мае 1920 в школе заявляется о самостоятельности и самоответственности коллегии, в качестве представителя основывается «Союз свободных вальдорфских школ НКО», который затем был переименован в «Союз независимых вальдорфских школ (СНВШ)»

Почему «свободная»?
На фотографии ворот можно разглядеть маленькую табличку с изменённым названием. Оно же используется для штампов Союза. Начиная с 1924 года на информационных бюллетенях школы появляется название «Свободная вальдорфская школа», которое затем использовалось и в качестве официального, например, на официальном штемпеле школы, с добавкой «Штутгарт»Только после юбилея школы в 1969 году на табличке появилось новое имя школы: «Свободная вальдорфская школа Уландсхое»

В 1998 году в ходе подготовки нового школьного проспекта проводили опрос среди школьников, родителей, выпускников и учителей. Их спрашивали, как они называют школу. В разговорах и мыслях большинство называет школу «вальдорфская школа Уландсхое». Понятие «свободная», в их представлении, включено в слово «вальдорфская». Согласно результатам опроса оформили и проспект, снабдив его и новым логотипом, повторяющимся также на конвертах и плакатах.
Что будет дальше?

9) Школьные часы

       Школа — это школьные часы, и неважно, сколько минут длится академический час, 45, 50 или 110 минут. Стоящая за этим руководящая сила — это часы, регулирующие звонки. Можно сказать, что школьные часы олицетворяют видимую упорядочивающую власть и для учеников, и для учителей.
      Фото вверху: В 1923 закончилось строительство главного здания, и часы закрепили на нём между вторым и третьим этажом, так, чтобы их было хорошо видно со всего двора. На фотографии справа ещё видно кусок большого сарая.
     Среднее фото: после 1945 года часы переехали на административное здание, на ту сторону, что выходит во двор, в одном из самых оживлённых уголков. Здесь они и сегодня не только отмеряют время, но и служат незаменимым местом встречи.
Нижнее фото: «Встретимся в 14:00 под часами?» И все понимают, о чём речь! На этом снимке — ещё и актуальный намёк на городскую историю Штутгарта.

Штутгарт 21 — это проект перестройки городского вокзала, против которого жители активно протестуют. Выходили на улицы, спали в палатках — причём, причин несколько: во-первых, разумеется, рачительные немцы решили, что строительная фирма мухлюет, и проект выйдет в два раза дороже, чем обещают, что не может не сказаться на других проектах. Во-вторых, бытует версия, щекочущая самолюбие политизированных немцев, что они разозлились, что с их мнением не считаются, и решили всё без них, и они демонстрируют недовольство. По версии же моей знакомой немки, чуть ли не все её знакомые хотели сберечь древние деревья, которые пришлось бы вырубить. Их чуть ли не охраняли местные жители, залезали на деревья, ставили под ними палатки, и т. п. Проект будут выполнять!

10) Разрушения во время войны

Во время бомбардировок 1943-1944 годов были разрушены все здания на территории школы, кроме большого барака и старого ресторана (административного здания), здесь удалось потушить пожар на стропилах. В последние годы войны в обоих уцелевших зданиях расположилась армейская школа. Они задокументировали бомбёжку между обоими подъездами к школе, со стороны Хаусманштрассе и со стороны спортивного поля ночью с 23 на 24 июля 1944г: 1 воздушная мина (уничтожившая детский сад), две взрывающиеся бомбы, 26 фосфорных бомб (разрушившие маленький сарай во дворе), 5 зажигательных бомб, 2 осветительных. Главное здание и здания на севере участка сгорели ещё в апреле 1943г.
Фото вверху: пожар в главном здании при бомбардировке Штутгарта 12.3.1943, вид с места, где сейчас корт.
Фото посередине: Фойе главного здания, вход справа.
Так в октябре 1945 года, когда школу снова открыли, среди руин было так же мало пригодных для занятий помещений, как при открытии школы в 1919 г. Выпускники и школьники в первые послевоенные годы активно помогали разгребать развалины и обеспечивать провизию для всей школы. Вокруг главного здания, которое удалось восстановить только к 1953 году, вырос ансамбль из 10 бараков, в шутку названный «Союз хижин»

11) Актовый зал

На примере истории актового зала видно, как постепенно развивалась обстановка внутри школы. Согласно учебной программе и учебным требованиям школы необходимость в этом центральном месте сбора всего коллектива была очевидна.
До 1923 года приходилось обходиться временными сооружениями. В то время чаще всего альтернативой актовому залу служил зал для занятий эвритмией, в самом центре большого барака. По планам в главном здании был предусмотрен только большой «спортзал». Но затем этот «спортзал» получил сцену и был соединён с расположенным прямо за ним залом для занятий эвритмией, а также в нём оборудовали галерею для зрителей. Обычно в зал помещалось примерно полшколы, если же нужно было собраться всем вместе, можно было поместиться только стоя.
В 1943 году главное здание вместе с залом сгорело, на третьем снимке видны остатки знаменательных столпов, поддерживающих галерею. В качестве временного прибежища пришлось вновь использовать зал в большом бараке и «колонный зал» на первом этаже бывшего ресторана (административного здания). Только в 1953 году был восстановлен «старый актовый зал» с опоясывающей его галереей.
Очередное переоборудование этого зала, в той форме, какую мы видим сегодня, последовало после завершения «большого актового зала». Галерею убрали, чтобы превратить помещение во второй спортзал.
Сегодня мы уже привыкли к освящённому в 1977 году «большому залу», и уже почти невозможно представить, в какой тесноте и духоте, но в тоже время, в атмосфере тепла и смирения протекала жизнь школьной общины. Об этом может изредка напомнить «старый зал», когда в нём проводятся небольшие мероприятия.

12) Эмиль Мольт

         Напоследок — фотографии с 90-летнего юбилея вальдорфской школы, напоминающие об основателе школы, Эмиле Мольте. О его жизни и деятельности почти нечего неизвестно.
Его автобиография была написана в последние месяцы его жизни. Её опубликовали в 1937-1938 гг в трёх частях, и завершается она основанием вальдорфской школы: он считал этот момент кульминацией своей жизни. На фотографии времён первых лет школы Мольт стоит в центре класса, между учителями Графом фон Ботмер и Кристофом Боем, и излучает уверенность и удовлетворение. Портрет сделан в 1934 году, примерно за два года до его смерти.
              Он родился в швабском городе Гмюнд в 1876 году в семье кондитера, и в 13 лет остался круглой сиротой. Но благодаря усердию, неиссякаемой энергии и деловой смекалке, Мольт быстро поднялся до поста руководителя в ведущей промышленной отрасли Штутгарта. Его сигаретная фабрика «Вальдор-Астория» давала работу более тысячи людей, эта марка получила известность по всей Европе и пользовалась неизменным успехом. Он один из первых понял значение рекламы для успешности фирмы, и привлекал для этих целей ведущих художников своего времени.
В 1918/19 гг., когда Германия проиграла Первую Мировую войну, его политическая и социальная заинтересованность в идеях Рудольфа Штайнера привела к полной реорганизациии общественного строя на его фабрике: сперва была основана школа для рабочих при предприятии, затем он основал «Единую начальную и среднюю школу» в Уландсхое, которая финансировалась из его частных средств. Для Мольта прежде всего имело значение соблюдение прав каждого ребёнка на развитие его способностей. В качестве методиста и главного педагога он пригласил Рудольфа Штайнера, который и разработал воспитательную методику для вальдорфской школы.
Школа быстро росла и стала моделью для школ по всей Германии и далеко за её пределами, судьба же самого Эмиля Мольта складывалась более трагично: в 1922 году он потерял независимость предприятия. С одобрения Штайнера он выпустил акции «Вальдорф»: так фирма «День грядущий», основанная по инициативе Мольта, чтобы финансировать вальдорфскую школу и другие антропософские инициативы, напрасно пыталась преодолеть трудности с ликвидностью. Мольт модернизировал фирму, но ему не удалось предотвратить переход её в 1929 к держателю большинства акций. Здоровье Мольта было подорвано, финансовое положение становилось всё более стеснённым. Для вальдорфской школы, однако, он до самой смерти оставался внимательным «протектором» и «отцом-основателем».
              Его борьба против любого компромисса с национал-социализмом нe могла помешать государству запретить школу. Такого конца он пережить не смог. Но именно он создал предпосылки для того, что после Второй Мировой войны в Германии вновь стали открываться вальдорфские школы, а движение распространилось по всему миру..
(Фотографии из школьного архива | Редакция Г. Хаас | Текст Д. Эстерл)
2 часть:

О первой вальдорфской школе
К 150-летию Штайнера продолжается тема истории вальдорфского движения.

        Первая вальдорфская школа была открыта 7 сентября 1919 года.
     Эмиль Мольт, владелец табачной фабрики «Вальдорф-Астория» был к тому времени более пятнадцати лет знаком с Штайнером, и идеи духовного обновления общества были ему очень близки и интересны. Как состоятельный человек он много помогал окружающим его людям и в практическом плане. После курсов для рабочих, Мольт поставил себе цель построить школу для детей «своих» рабочих, понимая, что именно работа с детьми – работа с будущим))). Его поддержали рабочие фабрики, в отличи от наблюдательного совета и владельцев акций. Для них школа была по сути «мерзостью»

      Но, добившись согласия Штайнера взять на себя руководство школой, он купил здание бывшего ресторана с участком земли, а расходы по обустройству взял на себя. Присутствовал он и во время переговоров Штайнера с министром культуры, где было получено официальное согласие на создание школы.!

     Всегда интересна судьба отношений «инициатора» и его «детища»: если поначалу, фактически,  Мольт был владельцем школы, то позже, с развитием структур школьного самоуправления и ростом школы, с её отделением от фабрики, он очень достойно принял роль почетного и основного , бескорыстного и неустанного жертвователя и равноправного члена коллегии…

А вот немного цифр.

В момент основания школы в ней было: 8 классов, 12 учителей, 256 учеников.
Из них – 191 ребенок «Вальдорф-Астории», 65 «посторонних « детей. И уже спустя год число «посторонних» стало неуклонно расти.

Вот еще цифры: 2-ой год: 11 классов, 19 учителей, 420 учеников.
3- й год: приблизительно: 15 классов, 30 учителей, 540 учеников.
К 6-му году существования школы в ней было уже 23 класса, 47 учителей и 784 ученика.

   Нетрудно посчитать среднее число учащихся в классе)))

Как любое новое дело, строительство (и не только физическое)) школы было полно и трудностей, и драматизма. Постепенно формировался коллектив школы, корректировались программы,  проводились занятия для учителей и педагогические курсы
И все это - в достаточное сложное время реформ образования как таковых, на фоне ранней социализации детей, перегруженности интелектуальным содержанием школьных программ и социальным неравенством в образовании.

     Но помимо того, что классы были зачастую переполнены, существовала еще одна сложность – родители, работавшие на фабрике, особенно охотно записывали в школу детей, с которыми не могла справится обычная школа. Поэтому в классах зачастую можно было встретить 4-6 «трудных», а иногда и очень трудных детей. Были и дети с психопатиями. Для них были созданы вспомогательные классы, которые действовали на всем протяжении работы школы. При этом «трудные» дети имели возможность во время занятий в этих классах более основательно прорабатывать те же темы, что и дети на основных уроках.
  К сожалению, этот принцип (фактически инклюзивного обучения))  во многих вальдорфских школах нынче не соблюдается.

     Через полгода работы школы при ней был открыт и первый детский сад, который организовала уже многим известная по книге «Вальдорфский детский сад: воспитание детей младшего возраста» Элизабет фон Грюнелиус. Но через несколько месяцев по объективным причинам (сложности с финансированием) сад был закрыт и возобновил свою работу только после смерти Штайнера, в 1925 году.

Для этого поста я пользовалась текстами из первого тома трехтомника «Педагогические советы в Свободной вальдорфской школе 1919-1924 » - это запись происходящего тогда на школьных конференциях, при жизни Штайнера. Умер он 30 марта – в последний день учебного года 1925 года…
2
АВГУСТ: ВСТРЕЧИ, СЕМИНАРЫ, КОНФЕРЕНЦИИ…

МОНИНО: Построить дом! https://planeta.ru/campaigns/monino_dom/

Российский фильм, посвященный 100-летию вальдорфской педагогики
                                       https://yasobe.ru/na/film_Waldorf100Russia

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НЕОТДЕЛИМАЯ ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОГО МИРА... Отчет о конференции родителей Европейских стран (Италия) http://predela.net/forums/index.php/topic,958.msg12310.html#msg12310

РАДОНЕЖ: творческое лето для детей в Песочном!  https://vk.com/club2952039



САМАРА ЛУИДЖИ ФЬЮМОРА, "Что такое медитация в антропософском смысле?" 17-19 августа

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: АСТРОКАНИКУЛЫ - С 18 августа

ФЕСТИВАЛЬ ЭКОТЕХНОЛОГИЙ 2018  16-19 АВГУСТА 2018 ГОДА, КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

СОЧИ: 22 августа в 17.00 - СОБРАНИЕ родителей будущих ПЕРВОКЛАССНИКОВ!

Санкт-Петербург, 4 - 11 августа XVI-й Международный Курспо Антропософской Медицине

МОСКВА: 22 августа  состоится лекция Инго Юнге о здоровье.

СЕРГЕЙ ИВАШКИН ""ЙОГА.ПРОДОЛЖЕНИЕ".https://vk.com/video38314833_456239048?list=cce239e1d6b064e6f7

3



Друзья! Информация от организаторов "Академии социального искусства"

22 августа в Москве состоится лекция Инго Юнге о здоровье.

Почему человек заболевает?

Есть люди, которые ведут очень нездоровый образ жизни, очень неосознанный, но при этом никогда не болеют.
Другие, напротив, живут очень осознанно, питаются здоровой пищей и, тем не менее, чаще заболевают.
Здоровые дети приходят в школу и начинают часто болеть.
Речь идет о более глубоких взаимосвязях между здоровьем и болезнью.
Отношение Тела к своему Духу.
Болезнь это состояние, которое мешает жизни в ее нормальном течении.
Как мы можем втречать болезнь или избегать ее.
Этот доклад призван показать более глубокие взаимосвязи и описать пути к выздоровлению.
22 августа с 19.00 - 21.00
Стоимость 500 рублей. Ул Марксистская дом 9. Лекция пройдет в банкетном зале ресторана Гогиели. Вход справа от магазина Рыбачьте с нами????



фотографии со встречи в Сочи, год 2016  https://vk.com/event114199607

IngoИнго Юнге, доктор медицины, хирург, антропософский врач,  руководитель Свободного института антропософских методов терапии города Ольденбурга в Германии. Более 30 лет он посвятил изучению взаимосвязи Человека и Космоса на основе работ Рудольфа Штайнера. Около 20 лет занимается космологией, успешно соединяя учение о взаимосвязи космических процессов с вопросами медицинской практики. В последние годы наряду с активной медицинской практикой занимается передачей своих знаний и опыта врачам, учителям, родителям, читает лекции по антропософской медицине, космологии, а также на многие другие темы.

Инго Юнге — автор специализированных книг: «Глазные заболевания в свете антропософской медицины», «Заболевания в период беременности и их лечение методами антропософской медицины», «Заболевания двигательного аппарата и их лечение», «Задержки в развитии детей и их лечение потенцированными органопрепаратами», «Заболевания дыхательных путей и их лечение» и других, а также популярной книги  «Медицина с точки зрения пациента».

info@socarta.ru


4

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! КОЛЛЕГИ!!!

Новый учебный год. 2018 - 2019...

Это каримические закономерности: учитывать надо не одну жизнь, а череду воплощений.
Так и ОБУЧЕНИЕ, как минимум, учитывать необходимо все 11 лет обучения в школе и ЧТО происходит в эти годы с ребенком! И, еще важнее, КАК это обучение происходит!
 
Мы выбрали - ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА! ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА!

Единственная образовательная система, которая имеет настоящую мировоззренческую основу:
АНТРОПОСОФИЮ. И 100 лет практики!

ГОД БУДЕТ ГАРМОНИЧНЫМ! ПЛАВНЫМ! ПРИРОДОСООБРАЗНЫМ!

ДУХОВНЫЙ МИР ПОМОГАЕТ ВАЛЬДОРФСКОЙ ШКОЛЕ!


Репортаж вела Райнина Галина Васильевна, социальный педагог.
5

Цитировать
Федор Федорович:
– Особенность вальдорфской педагогики состоит в том, что она рассматривает человека как целостность его физической, душевной и духовной сути. Наш учебный план составлен с учетом развития природных способностей каждого ребенка и укрепления его веры в собственные силы. Подача материала начинается с восприятия: увидеть, пережить, удивиться – и на основе этого делать выводы, строить теории. Многогранность мира помогает раскрыть ребенку и творчество – через предметы эстетического цикла: эвритмию, музыку, ритмику, театр, живопись, скульптуру, садоводство, а также иностранные языки.
Кстати, при оборудовании вальдорфских школ отдается предпочтение натуральным материалам и самодельным игрушкам и пособиям, которые развивают фантазию детей.

А правда, что Вы не признаете оценок? И как тогда понять, каких успехов достиг ученик?
– В начальной школе мы действительно не выставляем оценок. Такая безоценочная система обучения, отсутствие соревнования не вызывает у ребёнка, который действительно слабее других, чувства неполноценности. Единственной мерой его достижений является сравнение его собственных успехов сегодня с тем, что он мог вчера. Индивидуальный подход избавляет ребёнка от лишних стрессов, исключает обесценивание его личности. Что же касается оценки успехов, в конце учебного года учитель пишет детальный отчет-характеристику на каждого ученика и анализирует его вместе с родителями.
А вообще методики работы вальдорфских школ очень интересные и разнообразные, можно найти массу источников. Коротко, расскажу о некоторых. Например, принцип «неопережения» развития ребёнка и одновременно предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе. Учебный материал подается не темами, а большими учебными периодами – эпохами, каждая из которых длится 3-4 недели. Благодаря такому распределению материала ребёнок имеет возможность полностью вжиться в него. На всех этапах обучения день разделён на три части: духовную, где преобладает активное мышление, душевную – обучение музыке и эвритмическому танцу и креативно-практическую, во время которой дети учатся лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить.
Основу вальдорфской педагогики составляет метод «душевной экономии»: он заключается в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребёнок может освоить на каждом этапе развития без внутреннего сопротивления организма. Так, от периода смены зубов до полового созревания обязательно развивают память, работают с образным мышлением ребёнка, апеллируют к чувствам, а не к интеллекту. В младшей школе на уроках рукоделия и во время подвижных игр развиваются мелкая и общая моторика, индивидуальная и групповая координация, что очень важно для интеллектуального и социального развития. После полового созревания в учебный материал включают понятия, работают с абстрактным мышлением ребёнка.
Индивидуальность может развиваться свободно только в том случае, если ничто её не подавляет – думаю, с этим никто не поспорит. Но, положа руку на сердце, всегда ли в наших общеобразовательных школах вокруг детей создается здоровая социальная среда? Другое дело – вальдорфская школа, где особое внимание уделяется именно душевному комфорту ребёнка. Этому способствует и дружная атмосфера в классе. Наши дети объединяются на занятиях эвритмией. Хоровое чтение и пение вырабатывают способность слушать друг друга. Совместные спектакли учат действовать сообща, уважать друг друга, помогают в дальнейшем избежать неудачного социального опыта..."
Из интервью Нины Булычевой для журнала "ОГНИ СОЧИ в 2016 году" https://yadi.sk/i/n_ctuVAH3aLhVi

6

Цитировать
Федор Федорович, с чего Вы, известный строитель, успешный человек, решили податься в педагогику?
– С того, что и у строителей есть дети, а у меня их трое. Началось все с детского сада при московской школе «Семейный лад», куда ходила моя старшая дочь Настя, а следом подрастала Полина... Можно сказать, именно тогда вальдорфский «вирус» поразил нашу семью, и когда 7 лет назад мы переехали в Сочи, начали искать здесь единомышленников – вальдорфских педагогов, неравнодушных родителей.
Родители нашлись: как и мы с женой, они были не согласны с той методикой обучения, которую сегодня предлагают государственные школы. В первую очередь это касается самих программ, а также системы отчетности, в жесткие рамки которой загнаны и учителя, и дети.
Наконец, мы не можем согласиться с ЕГЭ, который приучает детей не познавать мир и самих себя в этом мире, а правильно нажимать нужные кнопки. И таких родителей, обеспокоенных будущим своих детей, огромное количество! Другое дело, что многие возмущаются, но выхода из этой ситуации не видят: поди поспорь с чиновниками нашего обязательного образования... Но некоторые все-таки берут на себя ответственность и переводят детей на семейную форму образования.
В помощь таким родителям и появились организации, подобные нашей. Мы понимали: если хотим чего-то добиться, одним родителям не справиться, да и дети не должны чувствовать себя обособленными. И 5 лет назад мы организовали такую школу, но с учетом того, что создана она по инициативе родителей и имеет статус частной, возникает проблема с получением лицензии.

Возможно, тех, кто ее выдает, настораживает не всем понятное название Вашей школы?
– На самом деле все гораздо прозаичнее: мы не могли купить в Сочи большой участок земли и на нем затеять глобальное строительство, а вынуждены были приобрести уже существующие помещения, достроить их и переоборудовать под классы, мастерские, обустроить территорию, сделать спортивную площадку, возвести спортивно-концертный зал. Осталось все это перевести из статуса жилых помещений в нежилые, что, поверьте, сделать в Сочи не проще, чем построить. Но мы над этим работаем: проект готов, бумаги на подписях, все предписания пожарных выполнены. Так что лицензию надеемся получить в ближайшее время. Следующий этап – аккредитация, но по закону мы имеем право подавать на нее только через четыре года после получения лицензии. Вот такой получается замкнутый круг.
Но пока движетесь по нему, школа Ваша все-таки работает?
– И еще как работает! Сегодня у нас уже 8 классов и 100 детей, которые находятся на семейной форме обучения. А мы помогаем им не ощущать себя в изоляции, вне школы. Дети ходят в школу, вместе с ними учатся и родители. Вот такой у нас симбиоз, который, я убежден, вообще должен стать приоритетом в нашей стране. Родители не должны сдавать ребенка в школу, как какую-то казенную вещь – они должны осознанно приводить его именно в эту школу, понимая, зачем сюда привели, что с ним здесь и как происходит. 
Активные и заинтересованные родители – существенная часть концепции вальдорфской педагогики. Наши родители обязательно участвуют в воспитательном и образовательном процессах: в праздниках, походах, поездках. Постоянный диалог с родителями делает нас не просто образовательным учреждением, но местом жизни и культурным пространством.

7

Михайлович Федор Федорович.
Сибиряк, затем – москвич, а с 2009 года – сочинец. Получив диплом инженера водного транспорта в Новосибирске, он сделал блестящую карьеру в Москве, создав в конце 80-х прошлого столетия Международную строительно-промышленную ассоциацию «МОССИБ», занимавшуюся строительством и реставрацией объектов более чем в 75 странах мира – в том числе дворцов, правительственных резиденций, Новосибирского театра оперы и балета, гостиницы «Националь» в Москве. В 2001 году он стал Президентом Ассоциации строительных компаний «Росзарубежстрой» и президентским указом был удостоен звания «Почетный строитель России». В 2006 году журнал «Политика» назвал его «Человеком года»  – «За большой вклад в возрождение России».
Казалось бы, о чем еще мечтать человеку, у которого есть и связи, и деньги, и солидная репутация в строительном бизнесе, причем не только в России? А он и не мечтал, а действовал, причем в разных сферах, порой весьма далеких от строительных: стал одним из основателей Международного клуба «Атлант», почетным профессором Европейского университета Международной академии наук о природе и обществе, а за свои научные труды по здоровому образу жизни был награжден Золотой Медалью имени Петра Первого.
И чем же, думаете, он занимается сегодня в Сочи – с его-то бесценным опытом строителя? Конечно, снова строит! Только на этот раз – собственную школу вальдорфской педагогики «Добрый путь», где, если
верить гимну школы, дети, родители и педагоги собрались, чтобы вместе учиться и при этом дарить друг другу радость.


8
Дорогие родители!

ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
состоится 28 августа в 17.00
в концертно-спортивном зале вальдорфской школы г. Сочи.
г. Сочи, ул. Земляничная 28-Б
Приглашаем к участию всех наших родителей, а также тех, кто интересуется нашей школой!

Тел.: 8(862)234-14-83

9
Блог Г.В. Райниной / Re: БИОДИНАМИКА. Посевной календарь
« Последний ответ от Галина 17 Авг. 2018, 12:28:52 »
Биодинамическое движение в России есть!
Активные центры в Санкт – Петербурге (Ирина Белякова),
                         в Иркутске (Сергей Тужилин),
                                               Калужская обл., Савино (Анатолий Накаряков),
                                                                        создался центр в Казани,
семья из Германии осваивают биодиамическое ведение хозяйства в Монино (Тверская обл.)…

Вот по этой ссылочке посмотри последние посты, там найдете и контакты. http://predela.net/forums/index.php/topic,27.0.html

И препараты делают в Санкт Петербурге, и в Иркутске, в Савино, в Монино…

Вот еще и ссылочка на фильм об изготовлении препаратов.
https://vk.com/video196995089_456239075?list=c173d54af274425490

Посмотрите и тут о вопросах семинара  http://domnz.ru/node/5290

Конечно, есть КАЛЕНДАРЬ ПОСЕВНОЙ на 2018 год, это у Ирины Беляковой! https://vk.com/biodinamikaspb



Цитировать
У нас можно приобрести новый выпуск астрономического календаря Марии Тун и Маттиаса К.Туна на 18 год -
«Посевные дни 2018 год»
В календаре даны все рекомендации по дням посадки и обработки растений, времени сбора урожая, борьбе с насекомыми вредителями (колорадским жуком, например). Рекомендации основаны на точных научных данных, полученных на опытной станции Марии Тун.
В основе всех расчётов лежит наука Астрономия (не путать с Астрологией). Учитывается влияние на рост и развитие растений всего звёздного неба, включая Зодиак и 7 планет:
Луна, Венера, Меркурий, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн.
Таким образом календарь можно назвать более точным и подробным, чем просто лунный календарь.
Только после проведения семилетних опытов, т.е. наблюдая развитие растения во времени, М. Тун публикует результаты своих экспериментов.
Может сложиться впечатление, что он интересен только огородникам, но это не так:
• пчеловодам на его страницах указываются дни по уходу за пчёлами;
• водителям указываются дни «критичности движения» (в это время надо быть особенно осторожными на дорогах!);
• домохозяйкам указываются дни, когда заготовки овощных, плодовых и других видов консервов получаются более качественными;
• производителям и переработчикам молочной продукции рекомендованы дни, в которые она будет получаться наиболее вкусной и полезной, а также выход продукта будет максимальным!
• на страницах календаря указаны даты посадки различных видов деревьев и кустов;
• указаны дни особой «социальной активности».
Именно в этом заключается его отличие от других календарей
и кроется его уникальность.
Календарь переводится на 26 языков, включая, русский. Уже 20-й год календарь издаётся в Петербурге и количество его читателей постоянно растёт.
Чтобы приобрести календарь, свяжитесь с нами.
Цена...
Е-mail: biodinamika1@gmail.com
т.+79112926415

Как заказать календарь «Посевные дни 2018» М.Тун
1. Календари высылаются только от 5 штук. Стоимость 1экземпляра Календаря – 260 руб.
2. Прежде, чем мы вышлем Календарь, необходимо провести его оплату на реквизиты Карты виза. В сумму входит: стоимость самого календаря + стоимость пересыла + упаковка
3. Только после получения денег, мы высылаем Календарь. Для этого необходим Ваш адрес, с указанием почтового индекса.
4. Будет хорошо, если о получение бандероли вы сообщите нам на электронную почту Biodinamika1@ gmail.com
5. О перемещении бандероли можно узнать на сайте почты России https://pochta.ru/
10
Блог Г.В. Райниной / Re: БИОДИНАМИКА. Посевной календарь
« Последний ответ от Галина 17 Авг. 2018, 12:22:08 »


Биодинамическое земледелие в действии
https://youtu.be/8I8HZIp4poQ

Анатолий Накаряков (Савино) и Даниэль Юнгинг (Монино) о биодинамическом земледелии, препаратах и календаре. Практика, теория, советы для малых огородных участков и больших площадей.

Анатолий Накаряков - практик, энтузиаст биодинамического земледелия с 90-х годов, работал на знаменитой ферме Болотово (Тульская обл.). Сегодня исполнительный директор био-хозяйства "Савинская Нива" в Калужской области (около 3,5 тыс га земли и 1,5 тыс рогатого скота).

Даниэль Юнгинг - молодой фермер из Германии, окончил 4-х годичный семинар по биодинамическому земледелию у себя на родине, 5 лет работал на разных немецких фермах, в 2018 поселился в деревне Монино (Тверская обл.) со своей женой.

Май-июнь 2018
Съемка и монтаж Александра Матюшкин
Страниц: [1] 2 3 ... 10