Спешу порадовать Вас, что и у нас пройдут незабываемые дни. Съезжается много гостей на празднование
20 -ти летия Самарской Вальдорфской школы.
Очень хочется в этом поучаствовать, хотя единственному ребёнку уже 19 лет...
Ещё очень хочется, чтобы в Самаре наконец-то сделали пристрой к нашей школе по органической архитектуре с эноргосберегающими технологиями, с кругооборотом дождевой воды и с травяной крышей, как это я видела в книге "Архитектура и антропософия"!
Так как здание средней и старшей школы очень маленькое и старенькое (бывший детсад типовой 70-80гг.) У нас уже есть искизный проект и земля под территорией школы. Нет только денег и сильных предпринимателей, кто смог бы это осуществить. ЕСТЬ ТОЛЬКО БОЛЬШОЕ ЖЕЛАНИЕ, интерес, а нужна ещё и ВОЛЯ, активность!
Татьяна (Самара)
ОТКРЫТОСТЬ – АКТУАЛЬНОСТЬ – ПРОФЕССИОНАЛИЗМ – САМОСОЗНАНИЕ
СИЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ – СИЛЬНАЯ ШКОЛА
Базовое 4–годичное модульное образование в Самаре
для педагогов вальдорфской школы
Приглашаем всех, кто хотел бы работать учителем вальдорфской школы,
а так же уже работающих учителей,
которые хотели бы больше знать и уметь в области вальдорфской педагогики.
Курс рассчитан на учителей любых предметов и классных учителей,
т.к. гибко сочетает общие вопросы вальдорфской школы
и подготовку по методике преподавания конкретных предметов.
Целью семинара является базовое образование в области вальдорфской педагогики, направленное на выработку «педагогического инстинкта», как образа жизни.
Основные направления работы:
Образ человека в вальдорфской педагогике
Биографические закономерности в развитии человека
Учение о чувствах
Методика и дидактика вальдорфской педагогики
Развитие и самосознание учителя
Социальные компетенции современного учителя
Художественно-практические компетенции учителя.
Наши преподаватели в 2011-2012 учебном году:
Яна Голохвастова (Никольск) Работа с чувством слова.
Елена Красоткина ( Дорнах), Вероника Шустова ( Самара) Работа с речью. Индивидуальная постановка речи.
Артём Ивашкин (Самара) Пластицирование.
УльрихЗольбах (Германия) Эвритмия.
Эдвин Кауфман (Дорнах) Методически-дидактические особенности вальдорфской школы.
Михаил Стародубцев (Москва) Музыкальное в работе учителя.
Сергей Ивашкин (Самара) Образ человека как основа повседневной деятельности учителя.
Мария Шаскольская (Москва) Рассказывание историй.
и другие.
Одно из главных свойств учителя вальдорфской школы – это творческая инициатива и активность, поэтому в расписании много места уделяется художественно- практическому содержанию, направленному на развитие профессиональных умений и навыков, нарабатыванию новых личностных качеств.
Время учебных модулей в 2011- 2012 учебном году:
1. 31 октября – 5 ноября 2011 г.
2. 26 – 31 марта 2012 г.
3. 1 – 6 мая 2012 г.
4. июль-август – выездной художественно-практический блок – точные сроки – по договорённости с группой
Между учебными модулями – практика у опытных учителей вальдорфских школ России и Европы и самостоятельная работа по материалам семинара.
О своём желании получить образование необходимо сообщить заранее, внимательно заполнив заявку-заявление и выслав её по электронному или почтовому адресу школы.
Только в этом случае возможно приготовить методическую часть семинара так,
чтобы это прошло максимально продуктивно для Вас.
Стоимость обучения на одном блоке – 4000 руб.
Питание (ежедневно: обед + ужин + 2 кофе-паузы) – 1300 руб.
Проживание возможно в школе при наличии своего спального мешка – бесплатно.
443041 Самара, ул.Буянова, д.105 МОУ СОШ «Самарская вальдорфская школа» г.о.Самара
Waldorf@samtel.ru
Вопросы по тел. (846) 3333 097 или 8 917 148 81 87 Елена Витальевна Ивашкина
ЗАЯВКА - ЗАЯВЛЕНИЕ
[/b]
Прошу зачислить меня на первый курс семинара
"Базовое образование для педагогов вальдорфской школы"
1. Ф.И.О.
2. Дата рождения
3. Образование (что и когда Вы окончили с указанием полученной специальности)
4. Место работы и должность
5. Стаж педагогической работы
6. Кто является инициатором получения Вами образования для вальдорфской школы?
7. Кто будет финансировать Ваше обучение?
8. Какая основная цель получения Вами образования учителя вальдорфской школы?
9. Особый предмет Вашего интереса в собственном профессиональном образовании.
10. Какие конкретные темы Вы хотели бы проработать на семинаре в первую очередь?
11. Нуждаетесь ли Вы в документе государственного образца о повышении квалификации или о переподготовке?
12. Ваш телефон контакта и адрес эл.почты
Праздник школы и международная конференция - это одна из важных вех в развитии школы.
(https://lh6.googleusercontent.com/_p1GcGcfS16E/TXJG9H5HMZI/AAAAAAAAAUI/THZv66wOmeE/s800/foto9.jpg)
Приглашаем на мероприятия, посвящённые 20-летию Самарской вальдорфской школы
14 октября в 18.00 во Дворце культуры Железнодорожников состоится праздничный вечер.
14-15 октября пройдет международная конференция "Здоровое образование-здоровое общество".
http://waldorf.samara.ru/
«Здоровое образование - здоровое общество»
Сразу прошу прощения, если перепутаю имена и будут некоторые неточности в изложении. Уточняю, что это описание - моё личное, частное наблюдение неравнодушного участника, мамы выпускника этой школы 2010г.
Инициировала международную научно-практическую конференцию в первую очередь Самарская Вальдорфская школа, приурочив её к празднованию своего существования 20-ти летию, кроме того «Центр развития образования», Департамент образования администрации г. Самара при поддержке Европейского Совета Вальдорфского образования и Ассоциации Вальдорфских Школ России.
Первый день конференции проходил в помещении клуба ТТУ, ныне клуб Медико-технологического лицея г. Самары. По моему представлению по указанной теме «Здоровое образование – здоровое общество» желающих разобраться по этому вопросу должно было быть еще больше, зал должен бы был просто ломиться от нашествия общественности. Однако, моё представление оказалось ошибочным. Может это связано с пятницей – рабочим днём… Зал на 450 человек оказался полностью незаполненным. Как выяснилось на следующий день «Центр развития образования», соучредитель этого мероприятия, выдвинул на эту конференцию десять методистов! Для сопоставления масштабности короткая справка, международная научно-практическая конференция проходила в городе, где проживает порядка 1400 000 коренных, прописанных жителей. Однако, в противовес моему мнению соучредители от Образования выражали своё удивление по поводу обилия приглашенных гостей из других Вальдорфских школ, и особенно, гостям из-за рубежа. Всего на конференцию «слетелись» представители 11 российских городов и 5-х зарубежных. Всего приняли участие 5 стран. С особым уважением и благодарностью хочу отметить представителей вальдорфского российского движения, если можно так выразиться, побратимов нашей школы: школа №1060 г., «Путь Зерна», «Росток» г. Москва; «Центр искусства образования», «Педагогический семинар в Санкт-Петербурге» СПб; начальная школа г. Казань, старинная российская школа г. Смоленск, г. Зеленоград, г. Воронеж; г. Жуковский; г. Владимир; г. Нижний-Новгород; г. Уфа, растущая начальная школа – д/сад «Солнечная река» г. Самара – это та география, которая запомнилась. Кроме того на докладах и в работе конференции приняли участие и представители других антропософских инициатив, самая яркая из которых и из г. Никольск Пензенской области, свободная инициатива «Горка» Елены Животовской и Яны Голохвастовой и др. Кроме того присутствовали представители медико-педагогического центра «Вербена» г. Самара, Халезина Нелли Владимировна (классный учитель 2-х выпусков нашей школы), Уварова Елена Анатольевна (дипломированный эвритмист) и др., большей частью состоящая из бывших учителей самарской Вальдорфской школы (одного действующего) и бывших родителей. Принимали участие и экоинициатива «Добрая земля» из Владимирской области.
Из информационной сводки: «В конференции приняли участие около 100 учителей, методистов, психологов и руководителей школ г. Самара. Всего было около 300 человек». Теперь я узнала ситуацию по количеству школ в Самаре: действуют 165 школ, из которых 2 – вальдорфские, что составляет 1,2%.
Конференцию открыл Ивашкин Сергей Петрович, председатель Ассоциации вальдорфских школ России, действующий учитель самарской Вальдорфской школы, за плечами которого 2 выпуска и работа директором школы. С приветствием ко всему сообществу выступили Лапшова Татьяна Евгеньевна, начальник отд. начального, общего и среднего образования Департамента образования г.о. Самара и Розмари Блюдер (Австрия) член Европейского Совета Вальдорфского образования в г. Брюссель, одна из 26 представителей от каждой страны в этом совете.
Розмари Блюдер рассказала о работе совета, который собирается 3 раза в год на заседания в Европе, на которых озвучиваются все новости, успехи и неудачи, проблемы и идеи от каждого представителя всех стран имеющих Вальдорфские школы. Мне показалось, как важно, чтобы этот представитель мог освещать ситуацию по всем школам, взявших курс на продолжение развития Вальдорфского движения. Здесь действительно необходимо братство, взаимопомощь, понимание и честность представителей школ внутри российского пространства. Речь не должна идти о первенстве между собой, в получении материальных или иных выгод, впереди всегда должна сиять высокая цель, ради чего была задумана эта система образования, чтобы не дискредитировать её в корне. На этом посту может удержаться большинством уважаемый, честный человек, не только владеющий «подвешенным» языком /языками, но при этом высоко духовный представитель своей страны.
Олейникова Татьяна Ивановна
(https://lh4.googleusercontent.com/-BprNEZPc0CU/Tfyx170MeAI/AAAAAAAAAbk/AxLM_DCo_Xw/s912/1%252520%25252813%252529.JPG)
Олимпиада. Пятые классы.
https://picasaweb.google.com/111476990991190322692/502?authkey=Gv1sRgCM7mmofm86eWYg&feat=flashalbum#slideshow/5619561975199332354
«Здоровое образование-здоровое общество»
2 часть
***
Из докладов заполнилось следующее.
Мария Эммануиловна Шаскольская, ст. преподаватель Института филологии и истории РГГУ г. Москва рассказала, что про Вальдорфское образование она узнала первой из всего российского пространства. Она проводила мастер-класс «Детско-родительские отношения». После конференции за круглым итоговым столом по теме «Здоровая образовательная среда: что возможно?» она высказала мысль, мной понятой так, что выпускники Вальдорфских школ России могли / должны взвалить на свои неокрепшие несовершеннолетние плечи развитие этого педагогического опыта, испытанного на них же самих. Ярких личностей – новых учителей, нестандартно мыслящих с подвижным умом и фантазией (вот золотой фонд, которых и переучивать не надо) следует искать среди этих выпускников!
Надо сказать, что в нашу школу уже стали поступать такие кадры. Но, по моему мнению, педагогический костяк школы составляют те люди, которые имеют за собой солидный и жизненный, и преподавательский опыт, и опыт родительства. А самое главное, являются профессионалами по своим предметам, что гарантируется высокими показателями результатов ЕГЭ и как следствие этого ближайшее пятилетнее будущее выпускников. На это указывает и состав учителей – профессионалов: на 2-й день конференции одновременно проводили открытые уроки
Ильич Случ - «Учитель года 2010» урок геометрии, 9 класс;
Михаил Леонидович Стародубцев - «Учитель года 2008» продемонстрировавший урок музыки, 10 класс;
Петер Гуттенхофер – преподаватель вальдорфской школы в г. Кассель, Германия и Кассельских курсов повышения квалификации учителей, который блестяще провёл открытый урок истории архитектуры с 11 классом на котором и мне посчастливилось присутствовать.
В итоге колоссально повезло не только родителям, учителям, взрослой публике, но и нашим старшеклассникам! За что этим Учителям выражаем большое спасибо.
Мастер-классы проводили по физике 6-9 класс «От наблюдения к самостоятельному мышлению» Галина Валерьевна Щербатенко, учитель школы, Почётный работник образования (её работу в секции высоко оценил Михаил ИльичСлуч);
«Значение базовых телесных чувств в развитии малыша и ребёнка – дошкольника. Пути становления, средства укрепления, результаты помощи» Елена Александровна Абдулаева, вед. специалист Центра экспертизы игрушек МГППУ, г. Москва.
Так вот, все эти уважаемые люди, далеко оставили юношеский пылкий возраст и их пышные шевелюры уже убелены сединами. Хотя в рассуждениях М. И. Шаскольской есть созвучие с мнением юного поколения нашей школы. Так, например, есть мнение старшеклассников, что своих будущих детей, все в один голос заверяют, они бы хотели отдать только в эту же систему образования, но для этого нужны Учителя, а не экспериментаторы на человеческих душах. И просто из-за вакуума, безвыходного положения, сама жизнь заставляет задуматься о будущем – самим становиться такими Учителями. Кто как не мы должны спасать МИР, рассуждают они (девочки). Вот такие сознательные юные души…
В выступлении Харма Пашена, докт. пед. наук, проф. кафедры педагогики университета г. Билефельда, ФРГ по теме «Школа и здоровье» прозвучало, как колокол, предупреждение, что 20% учащихся уже к 8-му классу в Германии являются нездоровыми. Оратор представился, как хорошо поживший человек, следовательно, хороший эксперт в области здоровья. В своём выступлении он отметил, что дети очень много времени проводят в школе. Какое воздействие там на них оказывается? Для него было открытием (десятилетней давности), что стрессам подвержены не только взрослые, но и дети. Администрация школ готовит к глобальной конкуренции. Последние 10-20 лет в мире работают с новой системой оценивания знаний. До этого качество обучения гарантировалось тем, что вкладывали в этот процесс. Системы оценки знаний в виде тестирования с однозначным ответом, качество образования не продвинуло в лучшую сторону, впрочем, как и здоровье детей.
Лектор привёз в подарок книгу на немецком языке Томаса Здразила чешского педагога, доцента из Германии по вальдорфскому образованию, который написал диссертацию на тему сравнения учащихся обычных и вальдорфских школ. Дети в скором будущем не будут ассоциировать предметы обучения с собой, со своим дальнейшем будущем. Современные школьники ежедневно сталкиваются с графической информацией (иконической), что непозволяет развиваться воображению. В этой связи в школе возвращаются к старинному способу – рассказыванию историй из источников, которые имеют важное значение (Библия, легенды, сказания).
Вальдорфские школы не изолируют друг от друга разные области знаний. Искусство здесь имеет функцию продвижения идей социального и эмоционального образования. Здоровье ребёнка – это лучший индикатор качества школы. Был приведён пример, для тестироавания качества воды помещалась маленькая живая рыбка, и та вода, в которой она хорошо себя чувствовала и была самой лучшей.
(продолжение следует)
«Здоровое образование-здоровое общество»
3 часть (заключительная)
Следующий доклад «Архитектоника школы и её влияние на человеческое здоровье» принадлежал Луиджи Фъюмару, архитектору, члену швейцарского общества архитекторов и инженеров (SIA), секретарю международного форума «Человек и архитектура» (IFMA), почётному профессору Киевского национального университета строительства и архитектуры, Италия. Который уже несколько лет является желанным другом самарской Вальдорфской школы. В своём красочном докладе (с множеством примеров органической архитектуры) он заявил, что без архитектуры не может состояться изменения в воспитании. В своих проектах и эскизах он использует основной принцип органической архитектуры – метаморфозу. Он отметил, что в зданиях детсадов, школ, высших учебных заведений отсутствует жест любви, ощущения тепла, уюта. Вот некоторые цитаты из доклада. Архитектура имеет масштаб значительно больше человека. Сначала мы строим здание, потом здание строит нас. Органическая архитектура использует принцип разнообразия – изменения состояния во времени. Разнообразие пространства: форм, цвета. Человек должен чувствовать вокруг себя любовь, понимание; ощущение целостности – каждая часть должна находиться там, где она находится. Как выяснилось в проводимых в мире исследованиях, среди факторов, влияющих на здоровье - 60% относится к фактору духовности (идеальному), фактору внутренней невидимой жизни человека. Здоровое мышление – мышление абстрактное, которое работает не со связанными понятиями. Через переживание форм человек переживает изменение в мышлении. В архитектуре присутствие качества индивидуальности очень важно для ребёнка. Человек спонтанно ассоциируется с самим зданием. Округлые формы дают ощущение заботы и любви, в отличие от острых углов. Необходимо место в центре, которое связывает всех вместе. Это поддерживает духовные силы ребёнка. Цвет – является реакцией мозга. Цвет стимулирует различные функции в организме. В органической архитектуре используется принцип целостности с ландшафтом. В этой связи проекты всегда носят индивидуальный характер, с неповторимыми элементами. Здесь присутствует ощущение движения вокруг здания, с элементами метаморфозы (видоизменения, развития, превращения). Кроме того всегда используется принцип функциональности – назначения помещений в конкретной деятельности.
В продолжение этой темы я выбрала из предложенных шести секций/круглых столов секцию №5 «Влияние физического окружения на здоровье» с ведущим Луиджи Фьюмара и докладом Юрия Сыркова, архитектора и дизайнера, г. Москва. Было отмечено, что всё, что входит к человеку через глаза, то и в душе взращивается. Зло – является инструментом добра (это утверждение пока никак не уляжется в моей голове). Юрий рассказывал о принципах оформления детского пространсва. Они должны быть струящимися, просторными, светлыми, самодостаточными, не зависимо от объёма. Должно быть ощущение, когда ты входишь в пространство – Ах! Просторно! Сначала ищется жест, который должен быть в помещении. Все части детского пространства должны быть тёплыми и уютными.
Форма входа в помещение детского сада желательно, чтобы выглядела, как вход в церковь, что выражает стремление человека к росту, развитию.
(http://content.foto.mail.ru/mail/ladoandrei/_myphoto/i-363.jpg)
Вход с хорошими пропорциями, вызывает в душе чувство устойчивости и защищённости рис. 2.
Жест входа, должен иметь жест приглашения, это добивается с помощью округлых форм.
Когда мы видим такой жест Рис. 2, то возникает ощущение тяжести.
(http://content.foto.mail.ru/mail/ladoandrei/_myphoto/i-364.jpg)
рис. 2.
А перевернутый жест – ощущение лёгкости рис. 3.
(http://content.foto.mail.ru/mail/ladoandrei/_myphoto/i-365.jpg)
рис. 3.
Вертикальную симметрию душа воспринимает, как разговор земли с Богом. В то же время душа тяготеет к динамике, нарушенной симметрии. Хаос – это непростроенная динамика. В таком контексте добро – есть стремление к равновесию.
Каждому человеку необходимо вырабатывать внутренний взгляд, собственное впечатление для умения создания пространства. В этом поможет понимание композиции – соотношение частей с целым. Хороший вкус – сочетание частей и целого в гармонии, следует вырабатывать. Важно, как и каким цветом окрашены поверхности помещения. В Вальдорфских садах и школах применяют технику лассировки – послойного нанесения разбавленной краски на стены, создание дыхания, как в послойной живописи. И здесь благодаря сочетанию темного и светлого можно корректировать пространства. Так для тёмных узких коридоров более подходит сочетание светлый верх – тёмный низ. Для помощи в концентрации детей на уроке, создания закрытого пространства, следует низ оставлять более светлым, а верх – более тёмным.
Мы взрослые проделывали практическое упражнение в наблюдении за своими ощущениями в помещении 6 класса с голубовато-синими стенами. Сначала постарались войти в состояние эмпатии и уже после наблюдать, какое чувство рождается в душе при таком созерцании. И все переживания сводились к тому, что от более плотного низа мы парили вверх, растворяясь в нежных тонах, как в облаках и возвращаться назад практически никому не хотелось. А это переживание приводит к расконцентрации и не годится для учебного класса, где сознание не должно расплываться. Луиджи Фъюмара предложил такое решение для корректировки небольшого помещения, где одновременно должны находиться до 27 детей – подростков 12 лет, заканчивать нежно- голубой цвет не на границе с белым потолком, а несколько сместив цвет стен на потолок, чтобы возникало ощущения замкнутого пространства, либо первое, что ему пришло, изменить направление сгущения цвета на противоположное. Для итальянских детей, с другим темпераментом – южным, он бы для такого возраста не создавал учебное пространство в этих холодных тонах. Что еще раз подчёркивает весьма индивидуальный подход в оформлении детских пространств. Он обратил наше внимание, как хорошо, что деревянная рейка занимает только незначительную часть стен. По его мнению, те помещения, которые полностью выполнены в одном материале – даже в натуральном, экологичном дереве -утомляет, что сразу же выливается в поведение маленьких детей в таких классах (пример другой школы). Человек не может там свободно дышать. Для корректировки такого класса необходим контраст. Одинаковость ведёт к нервности. Корректирующим шагом могла бы послужить, например, цветная ткань, либо окрашенные в яркий цвет часть поверхности помещения. Была выделена еще такая особенность, как сглаживание углов в наших стандартных прямоугольных типовых пространствах школ и садов. Выделение каких-либо сильных вертикальных элементов стен. Однако при этом не должна нарушаться гармония. Цвет должен быть связан с формой. Нельзя забывать закономерности: у сильной формы должен быть и сильный цвет. В аудитории возник вопрос про красный цвет стен детских помещений. Луиджи сказал, что красный, как проявление личности. У ребёнка нет ещё внутри сильной личности, следовательно, нет и конфликта с этим цветом. В своём доме он выполнил гостиную, для проведения переговоров с заказчиками, в красном цвете, и в противовес общепринятому мнению, что красный возбуждает людей, делает их более агрессивными, он у себя этого не замечает, наоборот, красный очень торжественный. Он очень доволен этим.
В разговоре затронули тему чёрно-белого мира подростков, так оформила свою комнату на свой выбор молодая девушка, дочь, пришедшей на секцию мамы. ПК заменяет им реальные сильные переживания. Они испытывают их от игр с нереальными персонажами, ситуациями, пространствами. Безусловно, нужно как-то отвлекать их, нужна культурная программа для подростков. Однако у Луиджи появилось и дизайнерское решение, чтобы и самому не поглощаться миром иллюзий он под свой нотбук выбрал очень красивый по цвету и пластике линий массивный стол, на котором ПК уже не выглядит очень привлекательным…
Затронули тему двух ярусных кроватей. Для размещения детей посоветовали меланхоликов укладывать вниз, а сангвиников наверх, чтобы всем было комфортно спать.
В итоги оба дизайнера были убеждены, что масштабные проекты всё-таки должны выполнять специалисты, с опытным взглядом и и знаниями, и в этой связи нам оставили свои координаты, где можно посмотреть их архитектурно-дизайнерский решения и оставить заказ.
Юрий Сырков - www.syrkov.com
jurasyrkov@yandex.ru
тел. в Москве •+7 (962) 987-62-55
Луиджи Фьюмара – www.ORGANIC-ARCHITECTURE.ORG
E-mail – INFO@ORGANIC-ARCHITECTURE.ORG
Для получения удовлетворяющих меня знаний в области архитектуры на следующее утро меня ждал открытый урок Петера Гуттенхофера «История архитектуры» 11 класс.
Свою презентацию он начал издалека, с природных чудес: равновесное сложение многотонных глыб одна на другую по всему миру, в разных частях света. Он проводил практический эксперимент с колоннами из пластичной глины и свёрнутыми в рулон колоннами из бумажных листов, сверху накладывая тяжелые чемоданы. К сожалению, всё быстро разваливалось. А природные нагромождения стоят тысячелетия. Он выразил мысль, что давить можно на то, что сопротивляется. Раньше Земля была мягкая, и людей на ней не могло быть. В итоге выяснилось, что камни важнее чем растения, чем животные. Затем мы рассматривали старинные греческие храмы, соотношение высоты колонн и тяжести архитравов, плотности колонн, их форм, жесты в местах их соединения, размеры сооружений. И тут он сделал для меня маленькое чудо – открытие! Греческие храмы в фундаменте и архитраве имеют выпуклости, следовательно, и колонны в основании стёсывались под разным углом. Разница между краевыми частями фундамента и центральной точкой вдоль фасада составляет 2 см. (храм Афины). Во всём храме нет прямых линий, все линии изогнуты. Угловые колонны несколько смещены к центру, от вертикали. От всего этого создаётся впечатление лёгкости и парения. (Я сама видела эти храмы в г. Афины и была восхищена даже оставшимися руинами, но не знала за счёт чего создаётся такое волшебство). Петер произнёс, что математически точные прямые линии в здании создавали бы тяжесть, давление. Он привёл пример строения свода человеческой стопы. Чем больше человек вытягивается ввысь, тем более изгибается стопа. Греческие храмы - как пример взаимодействия между духовным – вертикаль (колонны) и физическим – приподнятое основание и перекрытие.
Римляне внесли в архитектуру прямые и арки, которые позволяют построить внутреннее пространство. В куполах внутри есть некая субстанция, которая распирает его изнутри. Прямая доминирует в современных зданиях. Из великих архитекторов Курьбюзье только к концу своей жизни обратился к пластической архитектуре (знаменитая церковь в Равшане). В противовес римской архитектуре, процветающей в мире, является органическая архитектура, ярчайшим представителем которой явился и сам Р. Штайнер и его последователи (старое и новое здание Гётеанума и его окружающие постройки). В Гётеануме не одной прямой линии. Единственная прямая – это горизонтальный фундамент. Петер задался вопросом: «Что ждёт нас в будущем, какая архитектура?» Так вот и первый урок в Вальдорфской школе посвящён рисованию прямой и кривой.
Так на одном дыхании прошёл этот незабываемый урок. Я спросила одну старшеклассницу: «У Вас всегда так проходят уроки?». Она ничего не ответила…
В это время в других аудиториях разыгрывались другие истории из области человеческих знаний, где «Учителя - жрецы» отдавали эти знания детям – будущему нашей Земли. А я подумала, как много произошло за эти два дня. Но как еще много осталось несказанным. И полемика, завершающая это мероприятие за общим круглым столом и прекрасный концерт с показом эвритмического спектакля, подарком от школы №1060 г. Москва, и выступления учителей на сцене и детские такие «взрослые» поздравления, и мощный сводный хор старшеклассников. Всё было просто ВЕЛИКОЛЕПНО! Остаётся только восхищаться организаторами такого яркого неповторимого праздника.
PS Фото с органической архитектурой и подборкой статей расположены в книге «Антропософия и архитектура, 2003г.
(14-15 октября 2011г.) Олейникова Татьяна
Кроме того появились фото органической архитектуры на форуме:
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,827.msg8295/topicseen.html#msg8295
Предлагается авторский материал Е. Абдулаевой по использованию детских игрушек в возрасте от 5-6 лет.
ИГРЫ И ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ
Пять лет – это удивительный возраст, когда малыш взрослеет как будто на глазах. Это возраст, когда ребенок уже может отдавать себе отчет в своих впечатлениях, может осознавать, что он хочет, планировать свои действия, управлять собой. Несмотря на все перечисленные достижения, пятилетний возраст – это по-прежнему возраст игры. Более того, именно в этом возрасте игра достигает своего расцвета.
Елена Абдулаева,
Педагог-психолог высшей категории, методист учебно-методического Центра игры и игрушки
Московского государственного психолого-педагогического университета
Игра – дело серьезное
Играть для ребенка не значит развлекаться. Это важное средство познания, освоения окружающего мира и осознание, утверждение себя в мире. В старшем дошкольном возрасте игра остается той деятельностью, которая ведет за собой все развитие ребенка. Главный признак настоящей игры – самостоятельный выбор и развитие сюжета, свободный переход от одного сюжета к другому. Направлять игру могут идеи из жизни, книг, видео и ненавязчивые подсказки взрослых. Детская свободная игра может быть невероятно разнообразной, но при этом ее можно привести к трем видам: ролевая, режиссерская и игра-драматизация. Ролевая игра предполагает, что главную действующую роль берет на себя ребенок (или дети). Ребенок действует как будто бы он взрослый. В игре могут принимать участие и куклы, но как «вспомогательные» персонажи. Играя, ребенок познает себя как индивидуальность, пробуя себя в разном качестве, в разных ролях, принимая разные позиции и взгляды, но при этом оставаясь собой. Совсем другой вид - режиссерские игры, т.е. игры на ковре или на столе с маленькими куколками, животными и машинками, и тут ребенок уже не участник, а режиссер событий. После четырех лет у многих детей подобные игры на время уходят на второй план, уступая место ролевым. Но около шести лет снова возвращаются с удивительными подробностями. Дети с увлечением разыгрывают собственные сочиненные истории. Появляются и вариации на тему сказок или сюжетов фильмов. Особый вид сюжетной игры – это игры-драматизации. В этом случае сюжет заимствован из сказок, историй, и теле- и видеосценариев. На первый план выступает стремление воспроизводить известный сюжет в точности, не отступая от него и не допуская вариаций. У 6-летних детей драматизации часто становятся спектаклем, который показывается для зрителей. Итак – это период наивысшего расцвета сюжетных игр, для которых, естественно, нужны определенные игрушки.
Игрушки для сюжетных игр
Игрушки для ролевых игр
В ролевой игре ребенок осваивает смыслы человеческой жизни и отношения между людьми. А значит главные игрушки дошкольника – человеческие образы, т.е. куклы и соответствующие им атрибуты. Принято считать, что играть в куклы подобает только девочкам. Но это совсем не так! У мальчика, так же, как и у девочки, должны быть куклы, потому что любой ребенок – это, прежде всего, человек. Кукла помогает малышу в определении себя, познании и понимании, в преодолении своих страхов. Мальчику нужна кукла-мальчик, а девочке – девочка, и конечно хорошо, если у ребенка есть и куклы противоположного пола. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: усваивая мир человеческих отношений и представлений, он отражает свой опыт, строит и осознает самого себя. В этом возрасте игра выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, проигрывают сюжеты известных сказок. В таких играх участвуют не только сверстники-партнеры, но и куклы. Для таких игр требуется не одна, а несколько кукол, причем, не только девочек, но и мальчиков. Выбор «хорошей» куклы – задача довольно сложная. Лучше, если это куклы с обликом ребенка дошкольного возраста, а не взрослого или подростка. Такие куклы в игре могут быть детьми в семье, пассажирами, пациентами, учениками, играть, путешествовать, проказничать. Кукла может быть изготовлена из резины или различного качества пластмассы, тогда ее можно купать. Мягкая тряпичная кукла (лучше, если они набиты овечьей шерстью) тоже может купаться, только дольше обсыхает. Она очень приятна на ощупь - малыш будет прижимать к себе теплое, «живое» тельце. Большой монстр или трансформер – это тоже кукла. Только вопрос, возможно ли о нем заботиться, учить его, кормить, лечить? А ведь именно это и есть содержание повседневной жизни, воплощаемое в ролевой игре. Для кукол необходимо свое кукольное хозяйство – такое по количеству, размеру и ассортименту, с которым ваш ребенок в состоянии справиться. Кровать, уютная удобная коляска и удобное в использовании постельное белье для каждой куклы. Обязательно нужна кукольная одежда по сезону, чтобы игрушечный ребенок не замерз на улице, и его можно было взять на прогулку или к врачу. Застежки помогают развитию мелкой моторики, но при этом по степени сложности для ребенка они не должны быть слишком трудны. Хороши в этом возрасте молнии и пуговицы среднего и малого размера. Необходима также посуда: тарелки, чашки, ложки, кастрюльки и сковородки. Но вовсе не обязательно эти игрушки должны быть реалистическими. В пять лет тарелками-кастрюльками дети делают песочные формочки, ореховые скорлупки и маленькие корзиночки, а ложками-поварешками – палочки и карандаши. После шести лет дети нуждаются для игры в более реалистичной, разнообразной и специализированной посуде – как у взрослых. Но это не значит, что необходимо покупать настоящий электрический миксер. Не лишайте малыша возможности самому вообразить, как включается мотор и переключаются скорости, озвучить замешивание густого теста для пирога или жидкого – для омлета. Кроме кукол для ролевых игр пригодятся наборы «Доктор», «Парикмахер» и тому подобные. Атрибуты костюмов (накидки, головные уборы и пр.) помогают ребенку обозначить роль. Не увлекайтесь излишними подробностями – пусть останется место для детских придумок и сотворения недостающего. В игре возникает необходимость в домиках и других сооружениях – больница, автомобиль или самолет. Большой популярностью пользуются готовые покупные домики или палатки. Поначалу дети с удовольствием сидят в таком домике, а потом зачастую из-за невозможности преобразовать его под конкретные нужды домик превращается в заброшенную, ненужную мебель, которая, между прочим, занимает немало места. В качестве строительного материала для разных сооружений лучше приобрести 1-2 ширмы, прочный деревянный детский стол, пару стульев и пару длинных, хорошо отшлифованных досок (шириной 9-12 см) для строительства мостов и перекрытий. Пригодятся также покрывала и диванные подушки. Пусть ребенок имеет возможность сам представить и сделать себе такой дом, машину или корабль, какой ему в этот раз нужен. В другой раз будет другой, не менее подходящий. Чем не пространственная геометрия в действии? А в повторении такого трудоемкого строительства упражняется воля ребенка. Несколько слов о транспорте. Конечно, машинки необходимы для игры как средства перевозки. Но не всякая машинка годится для игры. Сейчас очень популярны большие электромобили. Эта вещь не для игры, это развлечение. Ребенок получает взрослую «игрушку», от которой он зависит. Не от его действия зависит ее «жизнь», а наоборот, от ее действия зависит его настроение. Ведь все уже готово, нажал на кнопку и поехал, не прикладывая никаких усилий к передвижению.
Игрушки для режиссерских игр
Для режиссерской игры нужно 5-6 маленьких кукол (высотой 8–15 см) - мужские, женские и детские образы. Хорошо, если они составляют семью. Они должны быть достаточно устойчивы, пропорциональны и не слишком детализированы, чтобы у ребенка осталось больше возможностей для развития фантазии Можно приобрести прочный кукольный дом с семьей, набором мебели и посуды. Пригодятся также домашние и дикие животные - медведь, волк, лиса, зайчик, лошадка, собака и др. Желательно, чтобы они были соразмерны между собой и с человеческими персонажами. Очень важно, чтобы фигуры животных отражали их реальный облик, а не очеловеченный (на задних лапах, в штанах и рубахах). Дошкольник нуждается в формировании достоверной картины мира. Сатирические, утрированные и юмористические образы, которые так забавляют взрослых, будут более уместны и понятны позже, в школьном возрасте. Будучи реалистичными, игрушки не должны быть слишком подробными, детализированными. Для развития воображения необходимо и достаточно, если выделены характерные признаки того или иного персонажа: у ребенка - детские пропорции и прическа, у бабушки – цвет волос и костюма, у зайца - уши, у медведя – большое косматое неуклюжее тело и маленькая голова. Условность дает простор для воображения. Идеалом транспорта тоже является простота и незавершенность. Нужны 2-3 простые машины (подъемный кран, большегрузный самосвал и пр.), большие и прочные. Хорошо, если они могли бы достраиваться и приобретать черты той или иной модели. Важная деталь – это такая кабина, куда можно было бы поместить игрушечного водителя, чтобы он мог входить и выходить – словом, быть действующим персонажем игры. Поезд (паровоз с открытыми вагонами) тоже должен быть приспособлен для размещения пассажиров и груза. Не стоит покупать маленькие коллекционные копии, они непрочны и нефункциональны в игре. Изобилие узкоспециализированных механизмов нежелательно не только из соображений экономии места. Не стоит лишать возможности проявлять и развивать практическую смекалку - из простого автомобиля конструировать всякий раз такую машину, которая бы полностью отвечала замыслу. Такое конструирование по собственному замыслу из некой условной основы на колесах с использованием разных подручных средств – это очень важный мыслительный и волевой процесс. Для начала нужно вспомнить или представить конечное изделие. Затем придумать, из чего будут изготовлены те и другие детали (например, ковш – шкатулка с крышкой, стрела крана – палка-рогатина со шнуром, рекламный щит – мозаика и т.д.). Далее решить техническую задачу - как детали будут крепиться и, что самое главное, как сделать так, чтобы все было прочным и надежно работало. В отличие от любого конструктора, где все детали заданы и способ крепления известен, здесь требуются и одновременно развиваются гибкость ума, моторные навыки, образное мышление. Те же задачи решаются и при крупномасштабном строительстве самолета, дома или поезда. Конструированием является и сооружение места действия персонажей. Дети очень охотно сооружают целые города. Для изготовления домов и дворцов, мостов и тоннелей, бензозаправок и кафе хорошо подходят крупноблочные деревянные конструкторы. При выборе конструктора обратите внимание, чтобы в комплект наряду с кубиками входили длинные блоки, тонкие и длинные дощечки-перекрытия, колонны и шпили. Лучше, если детали будут неокрашенными, естественного древесного цвета. Готовые сооружения, построенные из одноцветного конструктора, зрительно воспринимаются более цельными, нежели постройки, созданные из разноцветных деталей, тем более что цвет не является определяющим в строительстве, гораздо важнее функциональность и целостность. Для игры-драматизации используются, как правило, те же игрушки, что и в режиссерской и ролевой игре. Правда, бывает необходим какой-то специальный аксессуар, например, печка для сказки «Гуси-лебеди», нос и колпачок для Буратино или какого-то особого вида одежда. С этим ребенку можно помочь, используя подручные материалы или изготовив на скорую руку то, что необходимо, из лоскутов ткани, бумаги, пластилина или дав во временное пользование что-то из домашнего хозяйства.
Игрушки не для игры
Самым ценным качеством игрушек и игровых материалов для этого возраста можно считать открытость для превращений и разнообразного использования. Технически оснащенные, электронные и интерактивные игрушки, которые сами говорят, поют и двигаются, препятствуют тому, чтобы игра стала развивающей. Между тем в настоящее время прилавки детских магазинов буквально наводнили такие машины и поезда, целые роботизированные заводы и конвейеры, электронные младенцы и роботы. Им не нужен ребенок, его творческое воображение и деятельность. Своим сомнительным «совершенством» они вытесняют настоящую игру и подавляют детскую фантазию. В результате не развивается внутренний план действия, способность создавать несуществующее, страдает воображение, не формируется способность к организации своей деятельности. Превращение одних предметов в другие, одного образа в другой – важнейший этап развития не только воображения, но и мышления в дошкольном возрасте. Не пропустите это удивительное время! Если взрослые не мешают, то дети охотно и очень изобретательно используют все, что не является собственно игрушками, – палки, коряги, камни, лоскуты ткани и пр. Кубик может стать мылом при купании куклы, пирожным на ее дне рождения, телефоном, скамеечкой, и пр. Кусок ткани – халатом врача, травянистой лужайкой, дремучим лесом, заплечной сумкой, стеной дома, подгузником или одеялом. Столы, стулья и ширмы, покрывала, лоскутки, коряги и чурбачки дают необъятные возможности для конструирования в большом и малом объеме. В связи с этим посмотрите новым взглядом на то, во что играет ваш ребенок, что он может использовать в игре из подручных средств. Желательно, чтобы в его хозяйстве были лоскуты, подушки, коряги, шишки, каштаны, желуди, камушки. Все это может храниться в корзинах и коробочках. Несомненным достоинством этих материалов является то, что они оставляют простор для детского воображения и открыты для всевозможных превращений. И это самое главное. Игрушка не должна быть предметом обладания или гордости перед другими. Это, прежде всего, предмет игры, и свою ценность она приобретает в процессе действия с ней, в результате вложения фантазии и переживаний самого ребенка.
Итак, для сюжетной игры пятилетних детей нужны следующие игрушки:
- 1-2 куклы (мальчик /девочка) 30-40 см с сезонной одеждой
- кровать и коляска с бельем
- посуда
- прочный кукольный дом с куколками 8-15 см, мебелью и посудой
- 2-3 больших машины, поезд с открытыми вагонами
- маленькие фигурки домашних и диких животных
- конструктор блочный типа «Архитектор»
- ролевые наборы «Доктор», «Парикмахер» и т.п.
- 1-2 ширмы, лоскуты ткани для крупного строительства
- лоскуты однотонных тканей разных размеров и плотности
- подушки мягкие и диванные
- прочные деревянные столы и скамейки
- предметы-заместители природного происхождения для игры в магазин (шишки, каштаны, желуди, камушки, ракушки, косточки)
- корзины, коробочки и шкатулки с крышками и без них, шнуры и прищепки
Прикоснёмся сердцем к чуду
Помолчим, к чему слова?
Мир в душе и радость всюду
В предвкушенье Рождества
В воскресенье 18 декабря
с 11-00 до 16-00
[size=14pt]РОЖДЕСТВЕНСКИЕ МАСТЕРСКИЕ[/size]Игрушки из фетра;
Рождественские пихтовые венки;
Электрические гирлянды для рождественских венков;
Шерстяная акварель на телефонных чехольчиках
(мокрое валяние);
Ангелы (витражи из цветной бумаги);
Роспись рождественских пряников;
Роспись льняных салфеток;
Декупаж стаканов-подсвечников;
Мыло своими руками;
Роспись одежды (приносите свою одежду);
Куколки-обереги и зайчики-на-пальчики
Будет работать кафе.
[/size][/color][/b]
Самарская Вальдорфская школа (ул.Буянова, 105) тел.3333097
http://waldorf.samara.ru
ПРИГЛАШЕНИЕ НА ШКОЛЬНЫЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ ЭДМОНА РОСТАНА "ШАНТЕКЛЕР"
19 апреля 2012г. в ДК "Дзержинка", ул. СТЕПАНА РАЗИНА, д. 46.
«Да, знай, что я пою не для забавы эха,
«От песни я не жду ни славы, ни успеха.
Мне нужно, чтобы Свет торжествовал над тьмой,
И в пенье - вера вся, и труд и подвиг мой.
Я служу началу всех начал,
Великому, прекрасному Светилу»
(«Шантеклер» Эдмон Ростан)
Пришла весна… Земля всё ещё покрыта толстым слоем снега, однако солнце уже светит по-весеннему, и по-весеннему трезвонят синицы, ощущая своим птичьим сердцем начало нового жизненного витка в природе. Мы живём в ожидании Пасхи и не только…
Приближается к завершению большой театральный проект, задуманный инициативной группой родителей и учителей нашей школы, и в постановке которого в настоящее время принимают участие более 45 человек.
Благотворительный спектакль по пьесе Эдмона Ростана «Шантеклер» намечено пока-зать 19 апреля в четверг, в 19.00 в зрительном зале культурного центра им. Дзержинского.
Несколько строк о пьесе и её авторе. Эдмон Ростан - французский литератор конца 19 начала - 20 вв., автор бессмертного «Сирано де Бержерака» и глубоко религиозной «Самаритянки», поэт-романтик, создатель в литературе ярких, цельных и сильных характеров, утверждающих образом своей жизни идеальные человеческие ценности и безусловную христианскую мораль.
Петух «Шантеклер» - в переводе «звонкоголосый» - взят автором из средневекового французского «Романе о Лисе», воспетого сочинителями песен, странствующими трубадурами, про которых в те времена говори-ли, что «…слово, зарифмованное трубадурами остаётся в народной памяти навсегда, ибо пением и трубадур-ским художеством управляет Любовь».
Произведение Эдмона Ростана «Шантеклер» увидело свет во Франции в 1910 году. Вот некоторые высказывания о пьесе литературных критиков и исследователей творчества Ростана. ««Шантеклер» - это поэтичнейшая аллегория в духе средневековых поэм и народных сказок. Под видом птиц и зверей Э.Ростан, выводит представителей современного ему общества»* «Нет ничего человечней этой пьесы, где человек совсем не появляется на сцене, а все актёры – животные. Однажды автор как-то случайно забрёл на двор фермы. И этот маленький куриный мирок показался ему прообразом нашего мира. Перед делами и раздорами птиц ему вспомнились дела и раздоры людей».* « В последней пьесе «Шантеклер» Ростан иносказательно, используя образ птичьей фермы, воспевает силу и правду искусства, где различным типам художников и литераторов противостоит под-линный поэт-романтик».*
Шантеклер – «певец зари» - идеалист, верящий в добро и справедливость, стремящийся повсеместно утверждать её и оберегать. Он влюблён в окружающую его природу, наполнен подлинным культом Солнца, без которого погибло бы всё живое. Герой пьесы может петь лишь после того, как прикоснётся к родной Земле, ощущая себя проводником между Землёй и Небом.
Старая тема противостояния Света и тьмы, стинного и ложного, материального и Духовного. Пьеса Ростана «Шантеклер» в поэтических образах ещё раз даёт возможность пережить в сознании эти вечные вопросы.
Спектакль задуман как благотворительный. Нашей школе – 21 год. И наша работа, прежде всего – это дань уважения и признательности тем людям-идеалистам, по воле и мечте которых родилась, ыросла и укрепилась наша школа. Сегодня школа продолжает развиваться, исходя из идеальных воззрений на жизнь и существо человека, и является духовным прибежищем для сотен маленьких и взрослых жителей нашего города. И часть пожертво-ванных на просмотр спектакля средств решено передать в фонд развития школы. Другая же часть пожертвований будет передана в «Центр лечебной пе-дагогики и социальной терапии «СВеЧа»» г.Ростова-на=Дону, Некрасовская 68, (www svecha.ucoz.ru E-mail: lpc-svecha@rambler.ru, в котором врачи и педагоги со схожим жизненным мировоззрением ужественно и, вместе с тем, радостно, занимаются с детьми с ограниченными возможностями.
Спектакль будет показан только один раз!
Продолжительность спектакля, включая антракт – 2 часа 15 мин. детям дошкольного возраста смотреть не рекомендуется. За пригласительными билетами обращайтесь к организаторам и участникам проекта, например, к Курчугиной Оксане, Сафиной Светлане, Бражниковой Наталье В., и т.д. Впервые в школьном спектакле есть представители от каждого класса.
Вот они, участники проекта:Гераськин Михаил (папа 1 кл.), Кравченко Алексей (папа 1 и 5 кл.), Корнеев Павел (папа 1 и 3 кл.),Сафина Светлана (мама 1 и 3 кл.), Сафин Валерий (папа 1 и 3 кл.), Синеокова Любовь (мама 1,9,10 кл.), Шкляревич Ксюша (ученица 1 кл.), Шкляревич Юлия А. (учитель СВШ, мама 1 и 9 кл.), Курчугина Оксана (ма-ма 2 и 9 кл), Курчугин Александр (папа 2 и 9 кл., учитель СВШ), Дьяков Алексей (папа 2 кл., музыкант, учитель СВШ), Зинков-ский Андрей (папа 2 кл.), Дрягалин Захар (ученик 2 кл.), Савен-кова Екатерина (мама 2кл.), Миллер Татьяна (мама 3 кл.), Кас-перская Марина В. (учитель СВШ, мама 10 кл.), Колесник Тать-яна (мама 3 кл.), Савенков Виталий (папа 3 кл.), Проданов За-хар (ученик 3 кл.), Хохлов Максим (папа 4 кл.), Михайлова На-талия (мама 6 кл.), Михайлов Лёша (ученик 6 кл.), Пяткин Рома (ученик 6 кл.), Пяткина Оксана (мама 6 кл.), Пяткин Игорь (па-па 6 кл.), Спирин Алексей (папа 7 и 9 кл.), Деев Тимофей (папа 5 и 7 кл, воспитатель д/сада), Давыдова Алёна В. (мама 8 и 11 кл., учитель СВШ), Давыдова Катя (ученица 8 кл.), Дарий Анна М. (мама 8 кл., музыкант), Дарий Наташа (ученица 8 кл.), Дарий Николай (выпускник СВШ), Спирина Даша, Курчугина Полина, Махаринская Настя, Ярыгина Ксения, Бондарева Софья (учени-цы 9 кл.), Грачёва Марина А.(мама 9 кл., учитель СВШ, эврит-мист), Щербатенко Галина В. (мама 11 кл., учитель СВШ), Юр-тайкин Андрей Н. ( учитель СВШ), Баландин Сергей В. (учитель СВШ), Ботнарь Анастасия В. (учитель СВШ), Олейникова Тать-яна (мама выпускника СВШ), Курчугин Егор (выпускник СВШ), Авраменко Эмиль (выпускник СВШ), Лялькина Ольга (хорео-граф), Бражникова Наталья В. (учитель СВШ).
(http://s019.radikal.ru/i613/1203/cd/9da0d45031c3.jpg)
Татьяна!
Однако, этот СПЕКТАКЛЬ явился не только проектом Вашего города, но и нашего сайта!
От фотографий идет очарование и ... доверие!
Твой текст открыл для меня то, что происходило - и на сцене и среди зрителей!
СПАСИБО!
Вот тебе букет - как АРТИСТУ!
И как родителю!
И как зрителю!
И участнику форума!
(http://content.foto.mail.ru/mail/mirna20061/1099/i-1129.jpg)
«Да, знай, что я пою не для забавы эха,
От песни я не жду ни славы, ни успеха.
Мне нужно, чтобы свет торжествовал над тьмой,
И в пенье - вера вся, и труд, и подвиг мой.
Я служу началу всех начал,
Великому, прекрасному светилу».
(«Шантеклер» Эдмон Ростан)
Весна… Земля ещё покрыта толстым снежным покровом, однако, Солнце уже светит по-весеннему. Утром синицы трезвонят, ощущая всем своим существом начало нового жизненного витка в природе. Мы живём в ожидании Пасхи и не только…..
Я хочу поделиться с вами радостью: мы живём в ожидании премьеры спектакля «Шантеклер» Эдмона Ростана поставленного учителями, родителями, учениками и друзьями Самарской Вальдорфской школы.
Литературный критик А. Михайлов так охарактеризовал это произведение, увидевшее свет во Франции в 1910 г.: ««Шантеклер» - это поэтичнейшая аллегория в духе средневековых поэм и народных сказок. Действие пьесы разворачивается на птичьей ферме. Под видом птиц и зверей Ростан, выводит представителей различных слоёв современного ему общества». Библиографы Ростана отмечают: «Нет ничего человечнее этой пьесы, где человек совсем не появляется на сцене, а все актёры – животные. Однажды автор как-то случайно забрёл на двор фермы. И этот маленький куриный мирок показался ему прообразом нашего мира. Перед делами и раздорами птиц ему вспомнились дела и раздоры людей». «Шантеклер» Ростана весь пронизан радостным восприятием жизни (хотя в пьесе и есть печальные нотки), одухотворённым восторженным любованием щедрой природой, наполнен подлинным культом солнца, без которого погибло бы всё живое. Ростан стремился вернуться к драматургии сильных характеров и больших чувств. Шантеклер – «певец зари» - идеалист, верящий в добро и справедливость, стремящийся повсеместно утверждать её и оберегать. Он влюблён в окружающую природу, подлинный источник его вдохновения. Герой пьесы может петь лишь после того, как прикоснётся к земле. Это достаточно прозрачная аллегория отражает и собственные творческие позиции Ростана, неизменно подчёркивавшего живительность обращения к национальным поэтическим традициям. Петух Шантеклер, в переводе – звонкоголосый, взят автором из средневекового французского «Романа о Лисе». В средние века на юге Франции процветало искусство провансальских трубадуров – сочинителей песен. Странствующие певцы исполняли их в городах и при дворах знатных сеньоров. Как сказано в поэтическом трактате XIII, «…нет такого слова, каковое, ежели оно зарифмовано трубадуром, не осталось бы в памяти навсегда, ибо пением и трубадурским художеством управляет Любовь». Исследователь творчества Ростана В.А. Луков пишет: «В последней пьесе «Шантеклер» Ростан создал поэтическую аллегорию о силе и правде искусства, о его назначении в обществе. Под видом обитателей птичьей фермы в пьесе показаны различные типы литераторов, которым противостоит подлинный поэт – романтик». А. Михайлов пишет: «Жизнь драматурга протекала на зависть удачно и спокойно. Ростаны были банкирами, мэрами, поэтами и музыкантами. Их фамильный девиз гласил: «Действовали и пели». А это необычайная поэма могла бы иметь подзаголовок «Исповедь поэта». Таков сюжет пьесы, наиболее личной, в которой писатель даёт нам возможность проникнуть в секрет его творческой работы».
Моё восприятие этой пьесы отличается от восприятия критиков творчества Ростана. Я уверена, что каждый найдёт в ней что-то своё. Я увидела в образах этой пьесы образы Евангелия*. И поняла, что автор глубоко религиозный и талантливый человек. Я нашла этому подтверждение в его творчестве. Ещё в 29 лет он написал по библейскому сюжету пьесу «Самаритянка»**. Из критической статьи: «Иисус Христос приходит в дисгармоничный мир, чтобы открыть тайну великой гармонии. Впервые эту тайну он открывает своим ученикам. Согласно словам Иисуса, уничтожить все противоречия в мире может не изменение мира, а изменение взгляда на него. …Иисусу открыта будущая победа его учения о всеобщей любви. Первой из людей тайну Иисуса суждено постичь обыкновенной женщине, самаритянке Фатиме. Осознание того, что даже в грешной любви есть частица любви богу, позволило Фатиме познать неразделённость земного и небесного, идеального и материального и возвестить учение Христа жителям Сихемы. Ростан обращается к эпизоду, в котором ярко выражено торжество христианской морали. Воспевание христианских добродетелей свидетельствует об абстрактности гуманистического взгляда на человека, стремление утвердить в литературе яркую индивидуальность, цельный характер, носителя безусловных моральных ценностей». Напомню, что Ростан является автором бессмертного «Сирано де Бержерака».
В последствие, в 42 года, им написана пьеса «Шантеклер», где в заключении главный герой, попав в дикий лес (аллегория внешнего мира) восклицает:
«Здесь спала с глаз моих последняя завеса.
Он научил меня премудрости своей:
Когда увидишь смерть мечты желанной,
Ты должен умереть, иль стать ещё сильней»
.
Автор библейской книги «Премудрости»*** говорит: «Премудрость… немногим открывается… сделавшись обладателем её, не покидай её, ибо наконец ты найдёшь в ней успокоение, и она обратится в радость тебе».
Так давайте радоваться вместе тому, что в наше время, в XXI веке, в период колоссального внешнего давления на Человека лжеучений с подменой истинных нравственных ценностей, в стенах нашей любимой школы рождается живая инициатива от родителей, учителей, друзей школы, учеников, которая ложится на другую чашу мировых весов – на восхождение Человека к высшим духовным идеалам. И пусть энтузиазм актёров, режиссёров, музыкантов, декораторов, костюмеров, постановщиков не пройдёт даром, а отзовётся эхом в Ваших душах и душах ваших детей и знакомых, приглашённых на это священнодействие 19 апреля 2012 года. Средства на постановку спектакля – пожертвования родителей – актёров. Как и любое большое дело – акция носит благотворительный характер. Собранные средства будут направлены на целевое использование в школьный фонд на развитие СВШ и в г. Ростов - в фонд развития детей с нарушениями (ДЦП). Школа, как взрослый человек 21 года рождает своего первенца. Это символичный экзамен на зрелость. Школа уже способна не только принимать, но и отдавать Миру. Актёры призывают всё школьное сообщество вместе со знакомыми, родственниками, друзьями принять участие в этом большом совместном празднике!
Задумка о совместном творчестве с большим количеством участников возникла в 2010г, когда своим детям – выпускникам родители подарили на Рождество спектакль «Святая ночь» под руководством Н.В. Бражниковой. Деятельный импульс на большую творческую работу был получен от Курчугиной О.В., которая предложила совместно взяться за этот проект. Тогда они ещё и не подозревала о трудности и масштабности этой «авантюры»... Хотя в этом незнании вся прелесть первопроходцев. Начиная с сентября, еженедельно проводились вечерние репетиции, а с главными героями, кроме того, проводились утренние читки текста в 8-00. Какова же была гордость и радость Наталии Вадимовны за родителей своих бывших учеников, когда по первому зову они «подставили своё плечо» в плане помощи оформления сцены. Очень интересно было наблюдать, как за это время менялись актёры. Сначала это были обособленные, весёлые, очень индивидуальные люди. Были пробы голоса, настроения, поиск характера героя, поиск движений. При этом были смех, кривляние, позы, дурачества. Было непроизвольное самоутверждение в новом обществе через стиль в одежде, аксессуары, в манере общения и пр. Но вместе с этим, сколько внутренней работы было проделано людьми, в первую очередь над собой, особенно у главных персонажей. И, конечно же, изобилие прекрасного стихотворного текста, который следует запомнить наизусть и вовремя вставлять по ходу действия! А к 30-40 годам это уже не так - то просто, с непривычки. И все участники рекомендуют: «Дети, воспитывайте и тренируйте память с младенчества!!!» Но, какого, же было наше удивление, гордость, уважение и радость за этих достойных людей, так как каждое их восхождение на одну ступеньку – одержание маленькой победы над собой. А сколько нужно иметь энтузиазма и моральной зрелости тем, у кого по тексту две строчки или вообще слов нет – приходить, не пропускать, соучаствовать. Как-то услышала взгляд со стороны: «Да, вы в школе сами как в инкубаторе». А что ж, это верно, если бы не Школа, где бы мы росли в духовном плане?
3.03.2012г. Олейникова Татьяна.
Использованные источники из интернета.
* «Евангельский Иисус – это Бог, воплотившийся в теле земного человека, дабы показать человеку, что он, будучи образом Божиим, следуя указанным путём, может также обрести подлинное умиротворение и чувство нескончаемой радости, возвыситься над печалями и страданиями обыденной жизни» из «Путеводителя по Библии».
** Шведский ученый Магнус Бьеркенхейм выявил около двухсот параллелей между текстами пьесы и Библии. См.: Bj?rkenheim M. Studier i Edmond Rostand Sk?despel. Helsingfors, 1927. S. 53–58
*** Премудрости – часть Библейских текстов, автор Иисус, сын Сирхов, живший в Иерусалиме в IV – III вв. до н.э. (6:23, 2529).
Э.Ростан «Самаритянка».
Э.Ростан «Шантеклер».
Э. Ростан «Сирано де Бержекрак».
А.Михайлов «Драматургия Эдмона Ростана».
В.А. Луков «Идеальный герой в европейской драме XIX века».
«Путеводитель по Библии».
Большая советская энциклопедия.
Литературный энциклопедический словарь.
Всемирный библиографический энциклопедический словарь.
(http://s019.radikal.ru/i624/1204/b0/9e97e971077f.jpg)
(http://s019.radikal.ru/i642/1204/51/f1e95f17a3e3.jpg)
(http://s017.radikal.ru/i428/1204/68/713d89503043.jpg)
(http://s019.radikal.ru/i635/1204/56/a288a1c2e39b.jpg)
(http://s019.radikal.ru/i621/1204/eb/d1a86c643b7b.jpg)
Летний отдых в речном круизе.
[/color][/i][/size]
Будучи уроженкой города Куйбышев с помпезной чёрной фигурой в военном френче и хромовыми сапогами размером под метр на центральной площади города, с удивлением и восторгом встретила и провела свой недельный озёрно-речной круиз на одноимённом теплоходе Валериан Куйбышев с любимым супругом.
(http://)
Город наш переименовали в 1992г в период перестройки, разрушений, довольно таки мирной революции... И даже при смене паспорта ошибочно вписали в графу место рождения - город Самара. Таким образом, мой муж одногодок родился в Куйбышеве, а я по паспорту в Самаре. Однако памятник не разрушили до сих пор, а оставили в назидание потомкам, уж больно он устрашающий, наверное. Да и стоит он на самой большой в Европе городской площади, вместе с прилегающими к нему скверами, вблизи самого прекрасного по внутреннему убранству культурному зданию современной Самары – нашей гордости, возле Театра Оперы и Балета, настоящего золочёного дворца с хрустальными люстрами и витражными окнами. А ведь еще в 30-х годах прошлого ХХ столетия на его фундаменте возвышался другой величественный и по описанию очевидцев прекраснейший Кафедральный Воскресенский Собор во имя Спасителя, меньшие копии которого сохранили в каталической стране прибалтики в городе Таллинне (Ревели) и в городе Новочеркасске. За 100 лет до моего рождения был положен краеугольный камень этого собора, в 1869году, а варварски уничтожен он был с 1930 по 1935гг.
Вот и осталась у меня мечта увидеть в жизни такие же прекрасные храмы, прочувствовать всю их энергетику и намоленность множеством людом русским. Побывав с мужем на Большом Соловецком архипелаге, решили обязательно попасть и в Карелию. В этом году нашей мечте суждено было исполниться. А помогла нам в этом компания «Водоходъ». С большим теплом вспоминаем мы прекрасную палубу, сверкающую на солнце ярко синей лазурью с белоснежным корпусом, подобном огромной царевне – лебедю. Каково же было моё удивление, что кроме десятка аниматоров и их помощников этот теплоход обслуживала команда порядка 100 человек. Как в сказке по утрам всё было вычищено, убрано, но при этом никого из работников не было видно!? А какая вкуснятина предлагалась нам из карельской кухни.
Радость создавали нам вечно деятельные и энергичные аниматоры: ведущий Андрей, певица с низким бархотным голосом Галина, гибкая и невесомая танцовщица Юлия, гитарист Алексей, баянист, и диск-жокей. Белыми ночами мы могли танцевать на корме и видеть за собой стаи чаек на бескрайних ладожских просторах. Всегда на экскурсии нас провожала с теплохода, ставшего на время путешествия родным домом, директор круиза Татьяна. А стоило мне заболеть, так я попала в руки настоящего доброго доктора Айболита с пилюлями и добрыми словами, ну как тут не выздороветь за 2 дня! Всю дорогу по радио нас сопровождал голос экскурсовода – кладезь краеведческих знаний. Всегда опрятные, подтянутые юноши и девушки с улыбкой принимали от нас ключи от уютных кают по утрам, когда толпы туристов спешили на берег, познакомиться воочию с природной красотой здешних мест, с землями по которым ступала нога Петра Великого – мастера, морехода, зачинателя многих государственных дел на благо процветания сильной и непобедимой Руси. Если живёт в вас интерес к родной истории, к сопричастности к этому мужественному и свободолюбивому, творящему русскому племени, дорога вам на Свирьград, Ладейное поле, Кижи, Валаам, Петрозаводск, Большие Мандроги и в Санкт-Петербург! Именно по такому маршруту пролегает этот круиз.
Позвольте пожелать Вам доброго пути по этим дорогим и святым местам!
С искренним уважением Олейникова Татьяна, 7-14.07.2012г.
Жаль, что не получается поместить хотя бы несколько фото!