Как в самом себе отличить Душу Сознательную от Самодуха? ... Только я бы попросил как-нибудь своими мыслями постараться высказать свое мнение, по возможности обходясь без цитат на труды Доктора.Наверное, лучше всего на Ваш, Вадим, вопрос смог бы ответить уважаемый Игорь (поскольку он как раз и занимается разработкой вопросов, связанных с культурой души сознательной в интенции к Самодуху и выработкой на этом основании живого мышления (http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,109.msg308.html#msg308)), однако, он сейчас занят в своём разделе "Методософия" гораздо более важным делом, чем ответы на посторонние (не относящиеся непосредственно к процессу Деловой Игры) вопросы. Поэтому, если позволите, начну отвечать я (как именно мне это видится "со своего шестка"), а Игорь, когда (если!) немного освободится - тоже примет участие (разумеется, что к обсуждению этого вопроса приглашены абсолютно все участники этого форума).
P.S. И позвольте, раз уж такое дело, один вопросик Вам: вот Вы, насколько я знаю, являетесь достаточно активным участником форума антропософи.ру. Скажите, а там Вы задавали этот же вопрос? И если "нет" - то почему? А если "да" - то что Вам там ответили, и чем Вас не удовлетворил тамошний ответ (почему Вы решили продублировать его ещё и здесь)? Вы хотите сравнить полученные и там, и здесь ответы и сделать на основании этого сравнения какие-то свои выводы? М-м-м?Я этот вопрос там еще не задавал. Никаких особых причин тому нету. Не исключено, что задам его и там, мне будут интересны все мнения.
Спасибо, Nobody, за определения. Но мне все-таки хотелось бы каких-нибудь конкретных примеров. Ведь в повседневной жизни мы должны сталкиваться с проявлением этих членов нашего существа. Может и редко, но все же. В какой ситуации можно сказать - вот здесь во мне действует душа сознательная, а вот здесь - уже Самодух?Прежде всего приношу Вам свои извинения за невыдержанность.
Еще один русский синдром, которым грешат и многие русские антропософы, когда от души ощущающей все норовят прыгнуть к самосознанию и к Манасу, минуя душу рассудочную. Наверно нам жителям восточной Европы, сначала нужно научиться видеть переход в себе от души ощущающей к душе рассудочной. Читать "Философию свободы" и "Загадки философии", укрепить себя в этой ипостаси, только потом рваться к вершинам Самодуха.Ну, во-первых, мы живем все-таки не во времена Льва Толстого. В Российской культуре произошло очень много изменений с тех времен. Современная культура и образование, мне кажется все-же у большой части населения вырабатывает душу рассудочную, хоть и во многом ариманизированную, но все же разница с теми временами, считаю, весьма существенная.
Спасибо, Nobody, за определения. Но мне все-таки хотелось бы каких-нибудь конкретных примеров. Ведь в повседневной жизни мы должны сталкиваться с проявлением этих членов нашего существа. Может и редко, но все же. В какой ситуации можно сказать - вот здесь во мне действует душа сознательная, а вот здесь - уже Самодух?Ну, так конкретные жизненные примеры прямо же вытекают из этих определений... (я специально постарался привести их не цитатами из GA, а своими словами, так сказать, опираясь на свой собственный жизненный опыт и понимание). Что ж, подключу теперь и цитирование из GA... (раз уж такое дело).
Нравственно-доброе имеет так же, как истина, свою ценность вечности в себе...Именно это интуитивное восприятие (при помощи Самодуха) нравственных законов (заповедей) и уберегает морально и нравственно здорового человека от опасности доказать (с помощью абсолютно безнравственной (по своей природе) абстрактной логики своей души сознательной) всё, что угодно (что "чёрное - это белое" (т.е. что "зло - это добро" и т.д.), и наоборот), и наделать из-за этого всяких непоправимых (точнее - очень долго и трудно (через мучительное искупление) исправимых) дел.
Позволяя ожить внутри себя независимой истине и добру, человек поднимается выше простой души ощущающей [или оректикона по Аристотелю]. Её начинает пронизывать светом вечный дух. [Какой дух? Как минимум - "Само-".] В ней восходит свет, который не преходящ. [Чей свет? ИМХО Самодуха.] Поскольку душа живёт в этом свете, она причастна вечному. Она соединяет своё собственное бытиё с вечным бытиём. То, что несёт в себе душа, как истину и добро, то в ней бессмертно. [Здесь речь идёт (имхо) именно о человеческом "я" с присовокуплённым к нему "Я" (т.е. Самодухом).]
- То, что в душе вспыхивает, как вечное, мы назовём здесь душой сознательной. [Я бы перефразировал это так: "- То, что в душе вспыхивает, как вечное, является Самодухом, а та часть души (душа), в которой это вспыхивание происходит, является (называется) душой сознательной."]
Я этот вопрос там [(на антропософи.ру)] еще не задавал. Никаких особых причин тому нету. Не исключено, что задам его и там, мне будут интересны все мнения.И всё ж таки (всё никак не отцеплюсь от Вас): почему же Вы предпочли именно этот форум для постановки этого своего вопроса? Разве Вас не удовлетворили бы обсуждение и ответы, полученные на антропософи.ру от тамошних "зубров" "антропософии"? Вы ведь знаете, наверное, что на этом форуме собрались и выступают (в основном) "изгнанцы и отщепенцы" (а также прочие просто "неучастники") с того форума ("первого антропософского в России")? Вам не кажется, что Вы подставили тем самым репутацию того уважаемого (возможно кем-то) форума под удар? (типа, перебежали к изгнанным с позором отщепенцам, и якшаетесь тут с ними, вместо того, чтобы прежде всего поставить свои возникшие у Вас вопросы именно им, "корифеям" "антропософии", и выслушать именно ихние авторитетные мнения и ответы). Как Вы считаете?
Ну, вот я уже конкретизировал в этом посте свой ответ на Ваш, Вадим, вопрос дальше (имхо) - некуда. Ещё более конкретно (ещё более с позиций души рассудочной, если Вы ещё попросите), я уже, пожалуй, не смогу.По поводу размышлений и логики понятно. Конкретней мне хотелось бы узнать, как, скажем, душа сознательная проявляется в человеческих поступках. Очень интересно, мне кажется, было бы рассмотреть какую-нибудь жизненную ситуацию и показать, как в одной и той же ситуации проявляет себя человек, действуя из души рассудочной, а как - из души сознательной, например.
И всё ж таки (всё никак не отцеплюсь от Вас): почему же Вы предпочли именно этот форум для постановки этого своего вопроса? Разве Вас не удовлетворили бы обсуждение и ответы, полученные на антропософи.ру от тамошних "зубров" "антропософии"? Вы ведь знаете, наверное, что на этом форуме собрались и выступают (в основном) "изгнанцы и отщепенцы" (а также прочие просто "неучастники") с того форума ("первого антропософского в России")? Вам не кажется, что Вы подставили тем самым репутацию того уважаемого (возможно кем-то) форума под удар? (типа, перебежали к изгнанным с позором отщепенцам, и якшаетесь тут с ними, вместо того, чтобы прежде всего поставить свои возникшие у Вас вопросы именно им, "корифеям" "антропософии", и выслушать именно ихние авторитетные мнения и ответы). Как Вы считаете?Этот вопрос, кстати, на антропософии.ру я уже задал. Что ж я могу поделать, если антропософы предпочитают обсуждать антропософские вопросы врозь? Раз уж этот форум называется антропософским, и на нем возможно обсуждение антропософских вопросов, я не могу оставаться в стороне. Мне будет интересно выслушать любое мнение, независимо от того, является этот человек авторитетом для кого-то или нет. Я знаю участников форума антропософии.ру как достаточно мудрых людей, чтобы не видеть в этом "удар" по чьей-то репутации. Я глубоко уважаю тот форум, его создателей и участников, несмотря на все попытки его очернить. Этот форум я расцениваю как еще одну возможность обсудить интересующие темы, почему бы ей не воспользоваться?
Вот Вам конкретный пример - Лев Толстой. Из сообщений Доктора мы знаем, что в нем как раз Самодух и проявлялся. Но это было в редкие моменты его творческих озарений и т.д. В повседневной жизни это был сложный и противоречивый человек, который обижал свою жену, тиранил детей, а в молодости оприходовал почти всех крепостных девиц из Ясной поляны, пьянствовал и гусарил. И вообще бывал очень желчный, язвительный, суеверный как баба с рынка. Но была и другая сторона, бывал такой настрой мыслей, что он был сродни 6-ой культурной эпохе, т.е. он уже мог совершенно определенно подниматься выше души самосознающей. В разных ситуациях в нем действовало разное. Через мыследеятельность и творчество Самодух как раз в нем и проявлялся. Когда он писал "Исповедь", "О жизни", "Царство Божие внутри нас". А потом он доставал свой костыль и все норовил кого-нибудь ударить прямо в глаз...Жаль, что граф Л.Н.Толстой не был при всём при этом ещё и духовным учеником... Тогда бы он не просто бил костылём по головам своих домочадцев, а мог бы вбивать им в ихние головы какие-нибудь глубочайшие оккультные истины... (http://i.smiles2k.net/aiwan_smiles/huh.gif) (http://smiles2k.net/aiwan_smiles/7/index.html) Или, на худой конец, хотя бы выбивать оттуда всех ихних глубоко засевших там разноообразнейших "демонов" и "скелетиков". (http://i.smiles2k.net/aiwan_smiles/glare.gif) (http://smiles2k.net/aiwan_smiles/7/index.html)
По поводу размышлений и логики понятно. Конкретней мне хотелось бы узнать, как, скажем, душа сознательная проявляется в человеческих поступках. Очень интересно, мне кажется, было бы рассмотреть какую-нибудь жизненную ситуацию и показать, как в одной и той же ситуации проявляет себя человек, действуя из души рассудочной, а как - из души сознательной, например.Ну, хорошо. Вот Вам мой свежайший конкретный жизненный пример.
Что ж я могу поделать, если антропософы предпочитают обсуждать антропософские вопросы врозь?Поделать, наверное, ничего, но попытаться понять и объяснить это как-то Вы, несомненно, можете. Или что же, лично Вас совсем нисколечко не смущает тот факт, что одни антропософы никак не могут ужиться на одном форуме с другими антропософами? Как бы Вы могли это объяснить?
Все вопросы и придирки личностного характера, я считаю нужно обсуждать лично, а не выносить их в общие темы обсуждения. Я считаю, что на форуме нужно обсуждать интересующие вопросы, а не личности участников. И когда участник вместо того, чтобы сказать "Считаю, что ты неправ, потому что это противоречит тому-то и тому-то" говорит "Ты неправ, потому что ты такой-то и сякой-то!" - это попросту недопустимо для любого уважающего себя форума, а уж тем более для Антропософского форума. Впрочем, это уже довольно большое отступление от обсуждаемой темы. Надеюсь, моя позиция в этом вопросе Вам ясна?Не совсем.
Этот вопрос, кстати, [(о Душе Сознательной и Самодухе)] на антропософии.ру я уже задал.И как же там продвигается его обсуждение? Надеюсь, Вы поделитесь здесь с нами интересными мыслями, которые там (а вдруг!) появятся?
Этот вопрос, кстати, [(о Душе Сознательной и Самодухе)] на антропософии.ру я уже задал.И как же там продвигается его обсуждение? Надеюсь, Вы поделитесь здесь с нами интересными мыслями, которые там (а вдруг!) появятся?
Ну, во-первых, мне неясно, где это Вы нашли (на этом форуме, что ли?) высказывания типа "Ты неправ, потому что ты такой-то и сякой-то!"? Если можно, ткните пальцем.
А во-вторых, хотелось бы, чтобы Вы прояснили свою позицию в отношении такой фразы: "Ты такой-то и сякой-то, потому что делаешь (ведёшь себя) так-то и сяк-то!". Такая постановка вопроса, по-Вашему, также недопустима, м-м-м?
Если, встречаясь с человеком, я осуждаю его слабости, то этим я похищаю у себя высшую силу познания: но если я стараюсь любовно углубиться в его достоинства, я накапливаю эту силу. Ученик тайноведения должен постоянно помнить о необходимости следовать этому указанию. Опытные тайноведы знают, какой силой они обязаны тому обстоятельству, что постоянно и во всем они обращают внимание на доброе и удерживают себя от порицающего суждения. Но это не должно оставаться только внешним жизненным правилом. Это должно овладеть глубинами нашей души.
А стоит ли так диффериенцировано подходить к этому вопросу? Вот Вам конкретный пример - Лев Толстой. Из сообщений Доктора мы знаем, что в нем как раз Самодух и проявлялся. Но это было в редкие моменты его творческих озарений и т.д. В повседневной жизни это был сложный и противоречивый человек, который обижал свою жену, тиранил детей, а в молодости оприходовал почти всех крепостных девиц из Ясной поляны, пьянствовал и гусарил. И вообще бывал очень желчный, язвительный, суеверный как баба с рынка. Но была и другая сторона, бывал такой настрой мыслей, что он был сродни 6-ой культурной эпохе, т.е. он уже мог совершенно определенно подниматься выше души самосознающей. В разных ситуациях в нем действовало разное. Через мыследеятельность и творчество Самодух как раз в нем и проявлялся. Когда он писал "Исповедь", "О жизни", "Царство Божие внутри нас". А потом он доставал свой костыль и все норовил кого-нибудь ударить прямо в глаз... Т.е. налицо было и перемена сознания и низвержение в пучину страстей.Хотелось бы узнать источники информации о Льве Толстом как представителе Самодуха. Насколько мне известно из сообщений Доктора, он был представителем зарождающегося Жизнедуха. Приведу Вам цитату:
Подобные же вещи наблюдались у великого духовидца (кто-бы что ни говорил) - Григория Новых (Распутина). Только это было еще в более гротескной форме.
Вот Вадим Вы и высказали одно из качеств души сознательной одиночество, война всех против всех. Это нормально. Через это надо пройти, чтобы выйти на следущий этап. Там это все объясняется и объединяется, там достигается необходимое равновесие. Как в той притче о философах и мудреце, и ты тоже прав.Ох уж, не знаю, тянет ли наш ув. Ноубоди на Святогора, разве что на бодигварда. Громыхает порой, это верно, но как говорил В.С. Соловьёв устами одного своего героя "Не из тучи гром...". А разгонял он, главным образом, меня и в общем-то не по делу. Можно согласиться с ием, что одиночество свойственно душе сознательной, но "Война всех против всех", скорее характерна для недоразвитых эгоистических "я", это война самоутверждений, а не рефлексирующих сознаний.
А Nobody страж, Святогор сайта. Громыхает в форуме, нечисть разгоняет.
Возник такой вопрос. Как в самом себе отличить Душу Сознательную от Самодуха? Ведь в какой-то мере и то и другое в нас имеется, хоть насколько-то, но присутствуют. Как узнать в себе проявления того и другого. Только я бы попросил как-нибудь своими мыслями постараться высказать свое мнение, по возможности обходясь без цитат на труды Доктора.Есть интересные литературные образы, исторические личности, по которым можно судить. Так, например, для образа души рассудочной - хитроумный Одиссей - главный герой эпоса соответствующей культуры. По "Калевале" Вяйнемейнен-песнопевец - душа ощущающая, мастер Илмаринен - душа рассудочная, бабник и драчун Лямнискайнен - душа сознательная (так по Р.Штейнеру). В русской литературе - Онегин, Печорин - явная душа сознательная, или на переходе к ней, также и Ленский, только развиться не успел. В русском эпосе Илья Муромец - явная душа ощущающая (Как в раздор войду, всех прибью), обиделся на князя, напился и стал маковки на церквах сшибать. Добрыня - явно душа сознательная (дипломат, змееборец - нижний человек, шахматист, личность выдержанная и строгая): Алеша Попопвич - явно душа рассудочная (не силой возьмет, а хитростью). Пример Самодуха - Владимир Соловьев, отчасти Ф.Достоевский: Самодух - это как правило гений, ведь гений - существо того же уровня, ангелического. Лев Толстой больше представитель не Самодуха, а Жизнедуха, так его аттестует Доктор. Душа сознательная в русской истории, например, Владимир Мономах, душа рассудочная - св. Ольга. Для Самодуха характерно не замыкание в собственном сознании, а кольцеобразное сознание, то есть состояние, когда сознание одного человека пересекается с другими сознаниями как людей, так и духовных существ. Человек не только инспирируется другими существами или людьми, но и переживает их; отсюда - если больно другому, то больно и мне. Вообще для антропософов в России свойственно почему-то принижать уровень собственного сознания и сознания свои соотечественников.
Возник такой вопрос. Как в самом себе отличить Душу Сознательную от Самодуха? Ведь в какой-то мере и то и другое в нас имеется, хоть насколько-то, но присутствуют. Как узнать в себе проявления того и другого. Только я бы попросил как-нибудь своими мыслями постараться высказать свое мнение, по возможности обходясь без цитат на труды Доктора.Мне кажется, этот вопрос можно задать и так: что такое мудрость? - Вопрос нелегкий...
Здесь при рассмотрении переживания души сознательной и самодуха хочется затронуть и такую важную сторону, как хождение нехоженнными путями в духе Грааля.Надеюсь, что в ближайшие месяцы на сайте появится перевод книги У.Вельтмана, голландского антропософа "Храм и Грааль". В ней освещены вопросы истории Ордена тамплиеров и тема Грааля.
Во истину Воскрес
Книга появилась, и, судя по тому, что её за короткий срок прочли свыше 300 человек, она интересная.Здесь при рассмотрении переживания души сознательной и самодуха хочется затронуть и такую важную сторону, как хождение нехоженнными путями в духе Грааля.Надеюсь, что в ближайшие месяцы на сайте появится перевод книги У.Вельтмана, голландского антропософа "Храм и Грааль". В ней освещены вопросы истории Ордена тамплиеров и тема Грааля.
Во истину Воскрес