А непопулярен он еще и из-за своей прямолинейности, которую не прощают.
История души сомосознающей -гениальная вещь, многими не понятая и неоценённая. После века советсткой образованщины как могут понимать Белого? До него дорасти надо.
Dauphine 6.2.2014,
Слышал о недавно прошедшей конференции, посвященной Андрею Белому. Чем содержательным поделятся посещавшие ее антропософы и интересующиеся наследием Андрея Белого?
http://anthroposophy.tk/index.php?showtopic=7&st=20
Андрей Белый – философ: «История становления самосознающей души» и ее контексты
Andrej Belyj als Philosoph: "Die Geschichte des Werdens der Bewusstseinsseele" und ihre Kontexte
12.-14. November 2010
Ort: Katholische Akademie Trier
Veranstalter:
Prof. Dr. Henrieke Stahl, Slavistik der Universit?t Trier in Verbindung mit
Dr. Monika Spivak, Belyj-Hausmuseum, Moskau und
Katharina Zey-Wortmann, Katholische Akademie Trier
(http://talantam.predela.net/albums/userpics/10001/0_beril_hf1.jpg)
Презентация спецномера
Амстердамского журнала Russian Literature (LXX (2011) I/II.)
Андрей Белый – философ. История становления самосознающей души и ее контексты
1 марта 2012 г.,
Мемориальная квартира Андрея Белого на Арбате
(доклад о спецномере: Хенрике Шталь)
(http://talantam.predela.net/albums/userpics/10001/0_ab.JPG)
Благодарим за возможность представить новую публикацию о творчестве Андрея Белого. Номер журнала предлагает вниманию читателя исследования о достаточно незнакомом, даже, можно сказать, таинственном сочинении великого символиста: впервые изучались те части его «Истории становления самосознающей души» (далее: ИССД), которые до сих пор нигде не публиковались.
С 12-го по 14-ое ноября 2010 г. в Трире состоялась конференция Андрей Белый – философ: «История становления самосознающей души и ее контексты». Конференция была посвящена изучению этого крупного антропософско-философского сочинения. Фундаментальный труд не предназначался для печати в Советском Союзе, поскольку Антропософское общество стало запрещеным еще до начала работы Белого над книгой. Текст оставался неопубликованным и был знаком лишь узкому кругу людей, в руки которых попадались разбросанные части списков, сделанных второй женой писателя Клавдией Н. Бугаевой. Первые выдержки трактата стали появляться с 1980 г. в печати, а в 1999 г. увидела свет и вторая часть из целых трех. Однако это издание основывается не на оригинальной рукописи, а на копии Клавдии Н. Бугаевой и отличается множеством грубых ошибок. Автограф ИССД считался до последнего времени утраченным. Но недавно он был обнаружен нами в еще неописанной части фонда Белого в ОР Российской государственной библиотеки.
Всестороннее исследование, текстология и последующее комментированное издание автографа – задача российско-немецкого проекта, поддержанного фондами НИИС (DFG: 2006-2012) и РГНФ (2006-2010). Багодарим фонды за поддержку, а также РГБ за предоставление рукописи.
Научной среде проект был впервые представлен в 2010 г. на конференциях в Кракове[1] и в Москве[2]. Трирская конференция осенью того же года поставила задачей изучение текста Белого в литературоведческом, языковедческом, а также философском и антропософском направлениях.
Выражаем свою признательность всем участникам за осуществление столь сложной и трудоемкой задачи и за плодотворную совместную работу, результаты которой предлагаются в данном сборнике[3]. В двойной номер журнала вошли ровно 20 статьей. Благодарим профессора Виллема Вестстейна за любезное предоставление возможности опубликовать материалы конференции в его высокоценимом за научную доброкачественность журнале Russian Literature, а также за помощь на всех стадиях подготовки сборника к печати.
Но о чем идет речь в этом большом сочинении Андрея Белого, которое его жена Клавдия Николаевна Бугаева назвала «очерк<ом> по истории и философии культуры»[4]? В главке с названием «Тема моего исследования» сам Белый пишет следующее[5]:
«Тема моего исследования есть характеристика истории становления самосознающей души; в этом томе исследуется главным образом история ее утробного состояния; в следующем <томе> дается ее, так сказать, биография с момента рождения; дается ее детство и рисуется прохождение ей <sic! ее>, так сказать, классов, в результате которого самосознающая душа вступает, собственно говоря, впервые в жизнь; она – созрела; и это – 20-ый век.» А третья или, словами Белого, «теоретическая часть есть лишь краткая установка позиции разгляда приводимых исторических характеристик».
Сборник открывается статьями, которые знакомят публику с генезисом произведения и его главным героем, с понятием самосознающей души, история которой описывается в труде Белого.
Моника Спивак в своей статье «Андрей Белый в работе над трактатом История становления самосознающей души»[6] дает обзор этапов генезиса и последующего распространения в копиях этого самого значительного философского произведения Белого[7], которое символист в сложное время середины 20-ых годов писал «в письменный стол», как он сам выражался в письме 1927 года Всеволоду Э. Мейерхольду. Спивак выдвигает три главных тезиса о композиции ИССД: во-первых, «Белый считал книгу практически законченной, а тему исчерпанной»[8], во-вторых – книга дошла до точки, с которой надо перейти с позиции теоретика в самую жизненную практику. Последняя главка с названием «Духовное знание», согласно Спивак, Белый, наверное, по этой причине и не собирался написать: «Иными словами, не исключено, что дошедший до нас трактат ИССД – произведение <...> композиционно завершенное. Оно не доретушировано, не доправлено, но это уже вопрос не дописывания, а стилистической правки.»[9] В-третьих, ИССД находит свое продолжение в «Воспоминаниях о Штейнере», так как в «докторе» для Белого олицетворилось искомое духовное знание, идеал которого выдвигает ИССД: «В каком-то смысле ИССД, обрывающуюся на призыве к духовному знанию, и Воспоминания о Штейнере, пронизанные мыслью о непонятости Штейнера, можно вообще рассматривать как дилогию.»[10]
Хенрике Шталь в статье «Генезис понятия самосознающей души и История становления самосознающей души Андрея Белого»[11] показывает, что Белый во многом самостоятельно развивает идеи Р. Штейнера. Сам Белый назвал ИССД «студенческим семинарием над несколькими мыслями Рудольфа Штейнера, взятыми в разрезе» своих «собственных мыслей»[12]. Белый ставит акцент на самопознание я, в котором он видит функцию этой души, и на ее посредничество с духом, зародыш которого он со Штейнером считает заложенным в процессе самопознания человеческого Я. Собственно новизна концепции Белого в том, что он выработал модель для описания функций и деятельности этой души, применяя к ее определению своего так называемого плюро-дуо-монизма. Эта модель описывает посредничество души с духом с помощью подвижного мышления, характеризуемого Белым как «логический фигурализм», под котором подразумевается имагинативная деятельность, способная отразить живую идею или духовную сущность в подвижной форме или ритме как фигуративных соотношениях человеческих мыслей и образов. Эта установка на композицию в подвижной форме вариаций бросает как мост к художественному оформлению самой ИССД, так и к трактуемым в ней продуктам творчества и культуры. В своем труде Белый рассматривает разные формы этих соотношений, запечатленных в композиции произведений культур, в качестве симптомов, указывающих на состояние развития самосознающей души в определенный момент истории. Результат этого диагноза – кривая, большой отрезок которой наглядно показывает известный историософский рисунок-диаграмма Белого, хранящийся в Мемориальной квартире Андрея Белого.[13] Описанием этой же «кривой», т.е. симптомов развития самосознающей души, занимается Белый в ИССД, которое есть одновременно и философское, и художественное произведение.
Армянский философ Карен Свасьян в статье «История как материал к биографии. Андрей Белый и его opus magnum»[23] выбирает имманентный подход к анализу ИССД: как Белый в ИССД кладет в основу своего анализа истории биографическую модель, так Свасьян подвергает ИССД рассмотрению с точки зрения биографии самого автора. Исходя из антропософского «учения о Я» Свасьян предлагает буквально понять самоопределение Андрея Белого в известном письме Иванову-Разумнику 1927 года: «„Я ни Котик Летаев, ни Борис Бугаев, ни Белый; я – ‚История становления самосознающей души‘“»[24]. Получается прочтение ИССД как «уникальный самоанализ нескольких (антропософских) лет жизни <Белого> в гигантски увеличенной проекции последних пяти веков европейской истории»[25]. На примерах Свасьян документирует, что «можно наугад цитировать текст <ИССД> страницами, сопровождая их параллелями „интимного“ материала»[26] биографии ее автора. В «ИССД» Белый писал «не о себе, а себя, возникая, как сам, в письме и через письмо.»[27]
...
Статьи, собранные в номере Russian literature, лишь первые шаги к пониманию этого сложного, может, сложнейшего художественно-теоретического произведения Белого. Они открыли широкие перспективы для дальнейших исследований. Вот некоторые задачи, решение которых нам предстоит для будущей адекватной оценки ИССД:
- необходимо углубить изучение композиции текста и показать его художественную специфику на разных уровнях вплоть до ритмики;
- необходимо проследить генетические связи ИССД с предыдущими работами Белого, в особенности, с его статьями о Кризисе, но и с другими трудами с теоретико-философской установкой;
- необходимо исследовать связи ИССД с художественными произведениями Белого того же времени, особенно с драмой «Петербург» и трилогией романов о Москве, но и с его другими, в том числе теоретическими или публицистскими, текстами советского времени;
- необходимо установить ключевые идеи и концепты в творчестве Белого и рассмотреть их эволюцию, выделяя сходства, но и различия их употребления в ИССД по сравнению с их более ранним употреблением;
- необходимо выявить самостоятельное развитие антропософских и философских понятий и проблематик в ИССД;
- необходимо выкристаллизовать вклад ИССД в историю философии не только в контексте ее времени и пространства и определить ее философскую оригинальность.
На этом список задач далеко не заканчивается. Остается только снова поблагодарить всех и пригласить Вас к совместной работе над ИССД, текст которой, как мы надеемся, к концу года примет годную для печати форму.
Информация о журнале:
www.elsevier.com/locate/ruslit
Информация о спецномере и о проекте издания ИССД:
Хенрике Шталь, Трирский университет (Германия): stahl@uni-trier.de
http://www.uni-trier.de/index.php?id=43736
(http://talantam.predela.net/albums/userpics/10001/0_ad1.JPG)