Институт лечебной педагогики и социальной терапии
существует с 1995г и
является одним из первых в России образовательных учреждений в области лечебной педагогики и социальной терапии Р. Штайнера.
За это время было проведено 6 двухгодичных и 2 трехгодичных курсов. Начав свою работу, Институт опирался на зарубежный опыт в области лечебной педагогики. Ведущими преподавателями были лучшие специалисты Германии и Швейцарии. Однако все эти годы сотрудники не просто переносили западный опыт в Россию, но и пытались переработать и адаптировать его к условиям нашей страны.
Сегодня Институт проводит свою работу по нескольким направлениям:
1. Институт ежегодно объявляет набор на курс повышения квалификации в сфере лечебной педагогики и социальной терапии. Наша специализация - лечебно-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в обучении и детей с девиантным поведением (синдром дефицита внимания и гиперактивности, минимальная мозговая дисфункция, трудности обучения в школе, нарушения поведения и коммуникации).
2. Цикл художественно-практических курсов
3. Курс «Антропософская психиатрия»
4. Консультирование детей школьного и дошкольного возраста,проведение индивидуальных и групповых занятий для детей, имеющих различные виды нарушений.
Институт лечебной педагогики и социальной терапии
при поддержке Медицинской секции Высшей гуманитарной школы в Дорнахе (Швейцария)
Приглашаем на семинары
1. Новый курс по лечебной педагогике!!!
Первый блок состоится с 28-го октября по 1 ноября.
Начало 28.10 в 15.00.
2. Курс саморазвития!
В программе:
- общее учение о человеке,
- социальные упражнения и социальная эвритмия,
- феноменология,
- лепка,
- история искусств,
- живопись.
- ремесла и др.
Приглашаем всех желающих. Занятия 1 раз в неделю. Начало в октябре по мере комплектования группы. Будет интересно!
В течение обучения продолжается новое направление «Методы арт-терапии в практике социальных профессий»
Санкт-Петербург, ст. метро "Чкаловская" ул. Большая Зеленина 30. Ждем вас!
Запись и справки по тел.:
8-921-970-36-03 Ирина Виноградова
8-921-775-62-71 Ольга Голубева
E-mail irvin06@inbox.ru
ihp_spb@mail.ru
http://vkontakte.ru/club21662477
Институт лечебной педагогики и социальной терапии(Санкт-Петербург)
при поддержке Медицинской секции Высшей гуманитарной школы в Дорнахе
(Швейцария)
приглашает на семинары 2011-2014 уч.гг.
1 год «Основы общего учения о человеке Р. Штайнера»
- обретение новых знаний о мире и человеке, его связях с природой и космосом на основе феноменологического подхода,
- создание условий для саморазвития, раскрытия творческого потенциала личности.
2 год «Понятие нарушения в лечебной педагогике. Диагностика»
- изучение различных типов конституции человека,
- рассмотрение типов личности с точки зрения антропософского учения о человеке.
3 год
«Основные принципы терапевтической работы»
- расширение собственных возможностей: развитие способности к самостоятельному действию, умение оказывать помощь себе и другим.
Теоретические занятия сочетаются с рассмотрением конкретных жизненных ситуаций и различными видами искусств (живопись, лепка, эвритмия, ботмеровкская гимнастика и др.), освоением традиционных ремесел.
В течение обучения открывается новое направление
«Методы арт-терапии в лечебно-педагогической практике»
(Набор в группу ограничен).
Начало занятий в ноябре(школьные каникулы). Точные даты устанавливаются.
Ждем Вас!
Контакты:
тел.: (812) 314-91-878-(921)775-62-71 Ольга Голубева
тел.: (812) 701-30-30, 8-(921) 970-36-03 Ирина Виноградова
e-mail: irvin06@inbox.ru, ihp_spb@mail.ru[/center]
[/quote]
К семинару, который будет в Санкт - Петербурге с 28 октября (см. выше) решила просмотреть те метериалы, что есть у нас в библиотеке bdn-steiner.ru Материалов по лечебной педагогике - достаточно!
(_writer)
К. Кёниг
Что такое лечебная педагогика?
http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=5001
Гюггенбюль (в 1841 году) пытается заложить методы лечебно-педагогической терапии. Он твердо убежден, что
- расположение на возвышенности,
- прекрасная питьевая вода
- и специальные установки для отопления послужат основанием для успешной терапии.
Лечебная педагогика - это импульс, направленный на то, чтобы вернуть человеку подобие Божие,
которое он потерял в силу обстоятельств, внутренней нужды или заблуждения; то есть, в каждом человеке определенными действиями или обучением можно пробудить способность ходить, говорить и мыслить, поскольку все это является выражением истинного человеческого.
В год смерти доктора Барнардо, который как и Гюгенбюль умер из за болезни сердца, писатель Яков Вассерман неутомимо трудится над своей книгой, бросая и начиная сначала до тех пор, пока ему не удается найти верный стиль и подходящее название: "Каспар Хаузер или леность сердца". Пролог к этой книге звучит так:
"То же Солнце
Улыбается той же Земле;
Из той же слизи и крови
Созданы Бог, Человек и Дитя.
Ничто не осталось, ничто не исчезло,
Всё молодо и старо,
Смерть связана с жизнью".
В Троицын понедельник 1828 года в Нюрнберге неожиданно, словно из под земли, появляется один молодой человек. Он едва ли владеет речью, выглядит как нищий; его ноги, стиснутые тяжелыми сапогами, все в крови. Никто, в том числе и он сам, не знает, откуда он. Он просто здесь. Поначалу его запихивают в полицейскую тюрьму, но затем его передают для воспитания педагогу Фридриху Даумеру.
Благородный и знаменитый Ансельм Риттер фон Фойербах принимает его и пишет о нем книгу: "Каспар Хаузер, пример преступления против душевной жизни человека". В ней он описывает необычайную судьбу и особые свойства Каспара Хаузера, прослеживая корни его происхождения, ведущие к королевскому двору, и, тем самым, к окружению Наполеона.
Несколько раз необычного человека пытаются убить и, наконец, 14- го декабря 1833 года неизвестный преступник пронзает ножом его сердце в дворцовом саду Ансбаха. Через три дня он умирает. На его надгробном камне высечены следующие слова:
HIC JACET ЗДЕСЬ ПОГРЕБЕН
CASPARCJS HAUSER КАСПАР ХАУЗЕР
AENIGMA ЗАГАДКА
SGI TEMPORIS СВОЕГО ВРЕМЕНИ
IGNOTA NATIVITATIS ПРОИСХОЖДЕНИЕ - НЕИЗВЕСТНО
OCCCILTA MORS СМЕРТЬ - ТАИНСТВЕННА
Молодой человек неизвестного происхождения, без надежды найти себя в обычной земной жизни, нищий, поначалу способный усваивать лишь хлеб и воду, но при этом в состоянии усмирять животных и пробуждать в людях, которых он встречал на своем пути, добро, был воспитан, приспособлен к жизни и, в конце концов, убит.
"Смерть связана с жизнью,
Образ становится символом".
Не вступает ли в жизнь, подобно Каспару Хаузеру, каждый так называемый трудновоспитуемый, отсталый ребенок? Бедный, неизвестный, загадочный, и в то же время дарящий благословение всюду, где ему встречаются открытые сердца. Это "дитя Европы", как назвали вскоре Каспара Хаузера, наравне с "дикарем из Аверона" стоит у истоков лечебной педагогики.
(Рудольф Штайнер) с 25 июня по 7 июля проводит там "Лечебно - педагогический курс". В двенадцати докладах он дает духовно - научные основания лечебной педагогики. В них, на примере поразительных, потрясающих познаний относительно конкретных детей, он описывает основные детские типы, нуждающихся в душевном уходе. Он знакомит с их телесно - душевно - духовной структурой u дает множество конкретных указаний для терапии и практической лечебно-педагогической работы.
Но этот курс содержит намного большее; почти в каждом докладе он касается внутренней позиции лечебного педагога по отношению к ребенку и, таким образом, дает возможность в дальнейшем руководствоваться не "мертвой буквой", а самому развить непрерывное лечебно-педагогическое действо из осмысленной, духовно конкретной лечебно-педагогической ситуации.
Лечебный педагог должен стать человеком искусства, действующим исходя из духовного знания. Поэтому в своем 10-ом докладе Рудольф Штайнер призывает: "Станьте же танцорами!" - в смысле Заратустры: "Живите с внутренней радостью истины. Ведь, нет ничего более восхитительного, чем переживание истины".
В этих докладах содержится целый "катехизис будущего лечебного педагога", в духовном познании которого, как в огромном здании грядущей лечебной педагогики, объединены лечебно-педагогическая практика и медицинское действие. [/size]
Рудольф Штайнер
СОВРЕМЕННАЯ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И ВОСПИТАНИЕ
[/size]
GA 307
"... ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА...
... А для этого педагогическое искусство должно быть здесь построено одновременно на убежденности, любви и жертвенности учителя.
Подлинное познание человека приводит к следующему утверждению. Когда говорят о духовных ненормальностях или болезнях, то говорят, собственно, бессмыслицу, хотя в обыденной жизни и обиходе могут допускаться такие выражения. По существу же дух и душа человека никогда не бывают больны. Больной может быть только телесная основа и то, что от тела передается в душу.
А так как для лечения человека в его земной жизни можно добираться к его духовно-душевному только через тело, то лечение так называемых ненормальных особенно затрудняется тем, что тело из-за своих аномалий не дает возможности подойти к душе и духу.
Нужно много изучать тонкие, интимные свойства и силы телесного, чтобы уметь обойти телесный или телесно-душевный дефект и добраться к собственно душевному и духовному.
Если мы видим, что ребенок ненормально мало понятлив, противится связыванию понятий и наблюдений, то это всегда означает, что что-то в нервной системе не в порядке, и наилучших результатов можно достигнуть индивидуальным лечением путем замедления обучения или особым стимулированием волевой деятельности, функции (willensfunktion) и т. п. При этом особое внимание необходимо уделять телесному воспитанию и уходу за телом.
Вот пример. Ребенок неумело связывает понятия, наблюдения. Нужно добиться исключительно многого, если предложить ему, например, такие упражнения, приводящие к связанным движениям тела и всей органической системы, идущей от души (von der Seele): достань третьим пальцем правой руки мочку левого уха! Это нужно быстро выполнять. Или: достань мизинцем левой руки верхнюю сторону головы! Можно эти два упражнения быстро чередовать. Когда организм приводится таким образом в движение, ребенок вынуждается быстро включить (einflieben) мысли в собственные движения. Нервная система делается более умелой и становится хорошей основой для способности соединения и разъединения понятий и наблюдений у ребенка.
Есть удивительные опыты, показывающие, каким образом через уход за телесным может быть поднято духовное. Вот пример: у ребенка имеется дефект, заключающийся в том, что он всегда возвращается к определенным вещам, повторяет одни и те же слова, не может отойти от некоторых определенных понятий, наблюдений, которые прочно засели в нем, и все время возвращается к ним. Наблюдаем за этим индивидуальным ребенком так, чтобы он при ходьбе ступал слабее передней частью ступни, а сильнее пяткой. По началу ребенок должен следить за своей походкой, а потом это становится привычкой. Если не слишком поздно, то такой метод дает исключительно хорошие результаты в отношении подобных душевных дефектов.
Как правило, наилучшие результаты достигаются от 7 до 12 лет. Нужно знать, что, например, движения пальцев правой руки влияют на организм речи, а движения пальцев левой руки - на то, что может от мышления придти на помощь организму речи. Нужно знать, как ступание ногой - на пальцы или на пятку - влияет на речь; на способность мышления, даже на волевые способности.
В это отношении очень поучительно применение в лечебных целях движений, заимствованных из эвритмии, которая, хотя и является для нормальных людей искусством, но движения ее обладают терапевтическим действием, ибо извлечены они из человеческого организма и способны в период роста человека возбуждать через телесное душевно-духовные способности.
В таком деле, как ведение вспомогательного, лечебного класса, кроме успехов должны быть и неудачи, разочарования.
Достигнуть можно, конечно, собственно только того, что можно соответствующим образом извлечь из человека. Если же восстановление ребенка до нормальных характеристик удается только на половину или четверть, то родители его уже не совсем довольны. Но это и является существенным для человеческой деятельности, исходящей и руководимой из духовного, чтобы независимо от внешнего признания ощущать движущую силу (die yragenole Kraft), как исходящую из внутренней ответственности.
Первое дело для учителя: видеть, воспринимать, уметь наблюдать человека вплоть до интимных частностей в единстве тела, души и духа и то, что он извлекает из такого наблюдения, непосредственно - инстинктивно и художественно переносить в практику обучения.
"
БЕРНАРД ЛИВЕХУД
«КРИЗИСЫ ЖИЗНИ - ШАНСЫ ЖИЗНИ.
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА МЕЖДУ ДЕТСТВОМ И СТАРОСТЬЮ
ТРИ УРОВНЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Чтобы иметь возможность ориентироваться в лабиринте психотерапевтических направлений и методов, мы должны вначале упорядочить их. Но основе своего опыта я хотел бы различить три уровня, на которых может быть оказана помощь человеку, испытывающему психические - или духовные трудности.
Первый уровень я хотел обозначить понятием взаимная помощь. Сюда относятся все индивидуальные речевые и групповые терапии, при которых совместно обсуждаются вызванные социальными причинами нарушения нормального течения жизни и неспособность некоторых людей найти свою собственную цель жизни, поддерживать контакты или утверждать себя каким-либо другим образом. Основное здесь во взаимной "братской" помощи, которую каждый человек может оказать другому человеку.
Второй уровень охватывает область настоящей психотерапии. Сюда относятся более серьезные нарушения хода жизни, которые появляются в уже описанные критические моменты жизни, или крайняя односторонность в темпераменте либо основной установке, делающая невозможной разумную оценку жизненных ситуаций. К этой области относятся также более тяжелые нарушения биографии, обусловленные непереработанными остатками прошлого или призрачными целями будущего. Здесь терапия концентрируется на том, чтобы дать человеку новые взгляды и новые цели благодаря занятиям искусством и личной встрече с терапевтом. Врач, имеющий психиатрическое образование, так руководит процессом выздоровления, что сам играет в нем важную роль как аганжированный ближний.
Третий уровень есть непосредственная область психиатрии. Здесь речь идет о психозах, что означает участие в процессе болезни всего человека с его соматическим, психическим и духовным существованием. Здесь врач должен решать, какая форма терапии возможна вначале, а какая лишь позже. Здесь нарушения объясняются соматическими причинами. Поэтому сосредотачиваются на медикаментозном лечения (что не равнозначно применению психофармацевтических средств!) и применяют все другие терапии в старого дозированной форме.
... (Первый уровень:)
1) Взаимная помощь.
...К такой помощи ближнего можно подойти углубленно, систематизированно и профессионально. Профессиональные помощники готовы создавать ситуации, которыми могут воспользоваться нуждающиеся в помощи. С этого начинается лабиринт помогающих инстанций, союзов, групп и индивидуумов.
2)... занятия по групповой терапии... семейной терапии...
...Имеются консультационные пункты для несовершеннолетних, бродяг, наркоманов и алкоголиков...
..... Несмотря на все благие намерения, у руководителей групп не всегда имеются эти специальные знания. Наконец, предпосылки для этой профессии еще не урегулированы законом, кто чувствует тягу к такой работе, может назвать себя "тренером" и работать по групповой динамике. Качество групповой работы поэтому самым непосредственным образом зависит от способностей руководителя группы, не считая, конечно, также применяемых методов...
....групповая терапия как систематизированная, взаимная помощь является новой областью психотерапевтического лечения, находящегося пока еще в стадии развития. Это еще не завершенное развитие приводит к тому, что каждый полагается на свой собственный метод. Общим для всех направлений является концентрация на "здесь и теперь", на актуализации проблем внутри одной (не свободно выбранной группы), и что проблемы биографического развития едва ли играют при этом какую-либо роль. ..
2) Психотерапия. На этом втором уровне, в противоположность первому, осуществляется лечение более серьезных нарушений биографии. Здесь речь идет о людях, чьей жизни угрожает крушение из-за нарушений в развитии. Общим признаком является отсутствие перспективы индивидуального будущего, тяжелое отчаяние или приверженность событиям и способу реагирования прошлого. Привычный ход жизни лишь тогда может быть изменен, когда к актуальному содержанию жизни добавляется новый аспект. Первичной проблемой является не непереработанное прошлое, а отсутствие перспективы будущего. Если будущее снова становится полным смысла, тогда и к прошлому можно будет подойти объективно, тогда оно станет менее важным, чем возможности развития в будущем.
Институт лечебной педагогики и социальной терапии
Санкт- Петербург
продолжает
семинар по
лечебной педагогике
и приглашает всех желающих присоединиться
с 4 по 8 января 2012 года.
Друзья у вас есть возможность узнать то, что важно каждому
родителю, учителю, педагогу, психотерапевту, психологу школы или детского сада.
В январе
можно присоединиться и пройти полный 3х годичный курс обучения.
конт.тел:(812) 314-91-87 Ольга Голубева
8-921-970-36-03 Ирина Виноградова.