Регистрационное соглашение

    Моральная техника антропософского форума "Библиотека духовной науки"

    I. Социальная гигиена виртуального общения

    С распространением Интернета свободная духовная жизнь, всюду притесняемая и отовсюду изгоняемая, внезапно получает удивительный шанс все же вырваться из оков. Это безусловный факт; только возникает вопрос, как этим шансом воспользоваться, чтобы коварные подмены в совершенно чуждой для духовной свободы подфизической виртуальной реальности, не ликвидировали свободу окончательно? Внешняя видимость свободного общения, изложения мнений и взглядов, может затушевать те подмены, которые происходят с человеческим сознанием, когда оно интенсивно погружается в виртуальный мир. А это значит, реализация свободы требует здесь особой моральной техники. И поскольку своего высшего развития свободная духовная жизнь достигает благодаря Антропософии и, прежде всего в антропософской работе, то было бы важным более пристально рассмотреть эти новые открывшиеся возможности именно для антропософского форума.
    Конечно, вряд ли антропософу угрожает компьютерная зависимость, однако, переутомление, сбой нормального режима сна и бодрствования могут вызвать незаметные изменения сознания. А если есть желание организовать серьезную антропософскую работу через форум, то коварные подмены могут и вовсе ее отравить. Конечно, каждый антропософ прекрасно чувствует эту опасность и имеет свой арсенал средств защиты от нее. Но многочисленные проблемы требуют активного поиска в этом направлении. И здесь небезынтересен опыт Методософии, который может быть преломлен в этой специфической сфере – сфере Интернет-пространства.

                                                                                                        * * *

    Оттолкнемся от одного важного положения Доктора, об отношении к содержанию Антропософии. Словно в развитие древней заповеди не упоминать Имя Бога всуе, того же отношения требуется и к Антропософии: ее содержание не может быть предметом праздных разговоров. Ибо даже обсуждая какие-то повседневные вещи с антропософской точки зрения, мы касаемся их духовной сути; тем более, мы входим в соприкосновение с духовным миром, если мы затрагиваем человеческое или другие существа. Не нужно большой проницательности, чтобы ощутить нелепость и пагубность пустых разглагольствований с использованием антропософской терминологии.
    С другой стороны есть насущное требование времени: вся наша повседневная жизнь должна становится священнодействием: наполняться духовным смыслом, пронизываться силами нашего Высшего Я и Высших иерархий. Но это не означает вышеуказанной суетности. Наоборот: не сакральное становится мирским, а мирское сакрализуется.
    Это значит, что, прежде всего, обсуждение чисто антропософского содержания должно быть сакральным. Тогда затем оно обретает такую плотность и духовное присутствие, что может быть без ущерба для себя вынесено в мир. Там оно становится беседой, что в смысле гетевской Зеленой Змеи является самым большим сокровищем в мире.

                                                                                                        * * *

    Построить беседу – великое искусство. Тем более это становится сложным, когда она не является непосредственным контактом нескольких хорошо знакомых и «притершихся» друг к другу людей, а в качестве добровольного помощника объявился некий джин по имени Интернет – добрый и услужливый, но что-то никак не допускающий той задушевности и духовности, которая имеет место на настоящих антропософских встречах. Кто имел счастье переживать их неповторимую атмосферу, непосредственное духовное Присутствие, тот понимает о чем здесь речь.
    Как же достигается это духовное Присутствие на эзотерических занятиях?
    Прежде всего, имеет место культовое обрамление встречи. Да, здесь происходит не только встреча людей между собой, но и с существом Антропософии, проводящим их в духовный мир. Видимо в этом был глубинный смысл страшной жертвы – огненной смерти Гетеанума, – чтобы храм Антропософии мог возникнуть не только на дорнахском холме, но и в любом месте, где двое или трое соберутся во Имя… Перед встречей люди внутренне собираются с духом, как в перед входом в любой храм, стряхивают с себя пыль обыденности и рутины, и настраиваются на самое сокровенное в их жизни. Суетные мысли участников постепенно отступают и выступают их высшие Я. В крайнем случае, Высшее Я участвует из Духовного мира (тогда здесь человек внешне видимым образом засыпает; это, конфуз, но не более того). Далее звучат медитации, например, Камень Основы, да еще с рецитативным прочтением на немецком – и мы уже ощущаем, как само физическое пространство стало другим. То же касается введения в космические ритмы – Календарь души, медитативное прочтение медитаций Витценмана по месяцам – все это обеспечивает высшее качество групповой работы.
    Ну и конечно, само содержание – книги или тексты лекций Доктора – непосредственно способствует тому, что мы пребываем в духе…

    Но вот заканчивается основное занятие и в конце группе нужно решить кое-какие технические вопросы, в особенности (не дай Бог!) финансовые: и вся эта чудесная атмосфера мгновенно куда-то улетучивается. Откуда-то вдруг появляется нетерпение, даже нетерпимость и раздражение; возникают обиды; в следующий раз, наверное, кто-то не придет; и вернется нескоро, если вообще вернется в группу…

    Дух ушел… Группа, которая уже 10 – 15 лет благополучно изучала Антропософию, и, казалось, уже давно вышла из пеленок, не смогла решить элементарных вопросов. Прекрасно работая со Словом, она спасовала перед Делом: оказалась совершенно не готовой прикасаться к «радиоактивному» содержанию, выходящими за рамки непосредственного изучения. Куда-то вдруг уходят Высшие Я, вступают личности, двойники и чудесная мелодия разрушается. Словно инородное вторжение, инфекция инфернальных сил разрушает храм.

                                                                                                          * * *

    Уже давно стало понятно, что если мы хотим работать за пределами чистого изучения Антропософии, необходима действенная защита от подобной инфекции. Это получило название социальной гигиены.

    Для Методософии это важнейший вопрос. Но она как целостная наука считает себя обязанной отдельные эмпирически найденные правила собрать воедино, чтобы иметь целостное и полное обоснование, почему нужны те или другие правила или принципы и является ли это необходимым и достаточным для успешной групповой работы. Подытожив накопленный опыт, можно констатировать:
    Групповая работа, содержанием котором являются те или иные объекты нашей практической жизни, связанные с нашими личными интересами, неизбежно включают в работу (помимо Духа) нашу природу: двойников, интересы, стимулы, мотивы, желания, эмоции и т.д., которые в духовном мире суть существа. К этому можно также добавить лунные кармические связи и многочисленных существ-паразитов, которые слетаются на групповую работу как на пиршество.
    Если для работы с чисто духовным содержанием атмосфера должна быть стерильной (иначе возникают нелепейшие споры), то здесь наличие этих существ и есть гомеопатическая доза внешнего мира, необходимая как инъекция для здорового дальнейшего соприкосновения с объектами внешнего мира и финансами. Поэтому здесь речь идет не об исключении этой «микрофлоры», а о ее пресуществлении.
     Но это не человеческое дело; тем не менее, это может стать возможным, если сознательно будет построена соответствующее пространство, в которое вступят духовные силы и помогут пресуществить нашу низшую природу людей и существ внешнего мира, «взывающих к нам о спасении».
     Это пространство может быть создано по образу и подобию богосотворенного космоса – так же, как это происходит на биодинамическом участке, куда в качестве препаратов вносятся инградиенты планетарного космоса. А именно, группа структурирует пространство через самоопределение по планетным позициям, которые описаны у Б. Левихуда (1) и в приведенных на данном сайте статьях по Методософии (2,3).
     Также четко намечается или специально вырабатывается процедура, по которой шаг за шагом будет вестись обсуждение.
Затем для продвижения по содержанию вводятся игровые роли. Это означает, что каждый участник фиксирует какую-то точку зрения и последовательно ее представляет и отстаивает в ходе продвижения по процедуре.
     Но и в ходе этого жесткого понятийного противостояния исключается переход на личности, более того, проводя свою игровую роль (точку зрения) участники общаются в Духе, что практические означает определенный характер речи и слушания.
     Речь как астральное деяние должна быть такой, чтобы не наносить ран. Нужно побороть в себе даже подсознательное стремление к противоборству и победы в споре. Донося свою мысль, нужно по возможности отталкиваться от сферы ближайшего понимания оппонента и провести рассуждение в противоположную сторону (т.е. в направлении своей точки зрения) так, чтобы он мог проследить логическую цепочку и таким непрерывном образом дойти до противоположной позиции.
     Слушание развертывается таким образом, чтобы остановить свой внутренний монолог, вторящий говорящему. Для этого нужно создать в своей душе пустое пространство и впустить туда речь как чистый феномен: без критики и комментариев. После нужно выдержать паузу, дать отзвучать глубинным смыслам. Нет нужды говорить, насколько разрушительным является привычка перебивать говорящего или начать говорить параллельно с ним.
     Если услышанное является явно спорным с точки зрения слушающего, то необходимо подавить в себе чувства: «но это же полная чушь!», а прежде всего убедиться, что все воспринято правильно. Для этого нужно переинтерпретировав сказанное со своей точки зрения, не возражать, но уточнить, правильно ли понято сказанное. Как правило, это дает возможность говорившему в значительной мере уточнить сказанное, и даже исправить ошибки, которые и ему станут очевидны, тем самым, избежать спора не по существу.
     В любом случае спор является убийственным для такого рода работы; в нем вовсе не Истина рождается, а происходит разрушение и смерть полотна беседы.
     Беседа должна в первую очередь вызывать чисто эстетическое чувство совместного творчества, социально-понятийной живописи. Тогда ценным становится не только процесс, но и результат, поскольку родившееся в ходе такой беседы содержание является духовно живым и не умирает вместе с беседой, а продолжает жить как произведение искусства, к котором можно еще не раз обращаться в будущем. Это цельное смысловое пространство не содержит раковин (пустот), которые подобно рекламным паузам убивают содержание. Тогда и становится возможен переход от Слова к Делу.