"...Итак,
если хотят увидеть то, что готовится на Востоке, тогда, конечно, надо обращать внимание на то,
что весьма успешно скрывается от спящего человеческого рода. Скрывается гораздо сильнее, чем было оно скрыто некоторое время тому назад, когда о Востоке судили по его духовным творениям, в которых порой обнаруживалось нечто весьма правильное, то, что можно назвать: зачатками к действительному пониманию европейского Востока.
Этот европейский Восток будет постепенно, - во всяком случае, ещё не в очень близком будущем, - производить людей, которые будут способны обозревать повторные земные жизни, однако иначе, нежели так, как это было описано мною относительно Запада.
На Западе имеет место своего рода борьба против повторных земных жизней, она запущена в ход. На Востоке истина о повторных земных жизнях будет акцептирована, будет принята. На этом Востоке будет существовать томление, страстное стремление так воспитать человеческие души, чтобы они обращали внимание на то, что живёт в них не только между рождением и смертью, но то, что живёт от одной земной жизни к другой.
При воспитании будут указываться некоторые вещи, которые именно этим восточным человечеством будут переживаться исключительно сильно. Уже детям будут указывать на то, что в человеке есть нечто, что можно почувствовать, ощутить, то, что не исчерпывается жизнью тела. Молодому человеку со стороны старших на уровне воспитания будут уяснять следующее. Будут говорить ему:
почувствуй как-нибудь, что чувствуешь ты в своей душе? – Когда будут формулировать ему этот вопрос в самой разной форме, он придет вот к чему: я чувствую, как будто бы тут есть нечто; нечто входит в моё тело, это нечто уже было на Земле раньше, оно прошло через смерть и позднее придет снова; но для меня это очень смутное чувство. – Попытайся пробраться дальше:
какое отношение имеет это смутное чувство к твоей другой душевной жизни? – так будут пытаться воспитывать этого молодого человека дальше. И при различных формулировках вопроса, - тогда будут находить правильные, - он разберется и скажет: я чувствую, как то, что будет жить снова и снова, есть нечто, что разрушает моё мышление; оно не хочет дать мне мыслить, оно хочет убить мои мысли.
– Это будет очень важным чувством, которое будет возникать и подступать; однако к людям Востока оно будет подступать как нечто естественное, природное. У них будет возникать некое чувство, что в них нечто находится, то, что идёт от жизни к жизни. Однако оно у них, - когда они являются земными людьми, - отнимает мышление, похищает его, опустошает его, убивает: я не могу по настоящему думать, нечто помрачает моё мышление, когда я ощущаю глубины во мне, как в человеке. Эта глубина во мне как в человеке хоронит для меня моё мышление;
я ощущаю во мне нечто, что является моим вечным началом, но я чувствую это почти как внутреннего убийцу моих мыслей.
Таково будет это чувство. Среди иных чрезвычайно интересных психических проявлений, о которых ещё узнает мир благодаря Востоку, будет также и это. Мне кажется так: те, кто рассматривал Восток лишь относительно его искусства и литературы, будут находить, что такие вещи, в сущности, уже возвещали о себе.
В сочинениях Достоевского он недалек от таких возвещений, где человек стремится к лучшему, что есть в нём, к наиболее преимущественному; но если вы разбираетесь в этом, вы чувствуете нечто как внутреннего убийцу, внутреннего убийцу и грабителя ваших мыслей. Это происходит потому, что
там в совершенно особой форме должна изживать себя душа сознательная, а она из всех членов человеческой душевной жизни наибольшим образом связана с Землей, как я уже сообщал об этом.
В будущем, когда душа почувствует способность ощущать повторные земные жизни, она не будет ощущать их так, как ощущали их в дохристианские времена в древней Греции, где можно было увидеть душу ощущающую во всей её живости; нет, человек затем тоже постепенно почувствует также и душу рассудочную или характера, почувствует как нечто, лежащее далеко позади, как нечто непосредственно умерщвляющее мысли.
Воспитание затем будет идти дальше. Эти души будут казаться себя внутренней гробницей своего собственного существа, но такой гробницей, где будет дано место для откровений духовного мира, и это будет ближайшим чувством, которое я теперь хочу характеризовать следующим образом.
Души будут говорить себе: действительно, когда я по настоящему ощущаю своё вечное начало, идущее от жизни к жизни, то дело обстоит так, как если бы оно убивало мои мыслительные усилия;
моё мышление устраняется, но Божественное мышление втекает и распространяется над гробницей моих собственных мыслей. – Приходит Самодух; душа сознательная идет в гробницу, а Самодух таким образом выступает.
– Сейчас я описываю это не более чем схематически: тут находится душа сознательная, затем приходит Самодух, - однако я хотел бы ввести вас в человеческую душу, какой она будет, когда «я» постепенно будет ощущать переход о души сознательной к Самодуху.
Мне хотелось бы показать, что наступает на Востоке, и как там будут ощущать: вечное начало стало когда-то на Земле таким, - со времени греко-латинской эпохи оно находится здесь в упадке, - что обычное мышление, имеющее своим источником лишь человека, будет разрушено тем, что в человеке вечно; он будет пуст, но он окажется пустым не напрасно: в эту пустоту постепенно войдёт новое откровение, прежде всего в той форме, которая распространится в человеческой душе как Самодух..."
РУДОЛЬФ ШТЕЙНЕР
УМИРАНИЕ ЗЕМЛИ И ЖИЗНЬ МИРА
ЖИЗНЕННЫЕ ДАРЫ АНТРОПОСОФИИ
СОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТЕЙ ДЛЯ
СОВРЕМЕННОСТИ И ДЛЯ БУДУЩЕГО
ЛЕКЦИЯ СЕМНАДЦАТАЯ том 181
Берлин, 9 июля 1918г
Перевод А.Демидов
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,853.msg9329/topicseen.html#msg9329