Если мы хотим характеризовать человека, мы можем в общем сказать: сегодня физический человек является в высшей степени застывшим; его эфирное тело ещё слегка подвижно. Эфирное тело ещё формируется в соответствие с тем, чем является человек внутренне. Большое значение и даже известную реальность имеет то, что если кто-то, например, злится, его лицо немного приобретает сходство с гиеной, тогда как его эфирное тело становится гиеноподобным. Эфирное тело ещё способно к метаморфозе, эфирное тело ещё обладает тем, что позволяет ему превращаться. Но оно тоже находится на пути к застыванию, как и физическое тело. Как физическое тело с атлантических времен до нашего пятого послеатлантического периода получило твердые формы, так при переходе от пятого послеатлантического периода в шестой послеатлантический период отвердевает эфирное тело, оно получит твердые формы. Следствием этого будет то, - на это я указывал в разных лекциях, - что это эфирное тело, которое снова со своими формами будет входить в физическое тело, будет проявлять сильную активность. Мы находимся в пятом периоде первой послеатлантической эпохи (от начала Земли она пятая, еще её называют пятой коренной расой – примеч. перев.) затем наступит шестой и седьмой периоды. Итак, в шестом и седьмом периодах эфирное тело вследствие своего затвердения будет оказывать большое влияние на физическое тело, оно будет делать физическое тело своим верным отображением.
Следствием отсюда будет нечто важное. Следствием будет то, что в этом шестом периоде нашей послеатлантической эволюции, люди будут всецело предопределены к тому, чтобы рождаться в телах, выражающих их внутренние моральные качества. Встречая людей, по виду того, как они выглядит, будут знать: что они представляют собой в моральном отношении. Моральная физиономия будет тогда отпечатляться очень сильно, тогда как то, что обусловливает физиономию сегодня, отступит на задний план. Сейчас физиономия человека определяется наследственностью: он выглядит похожим на своих родителей, предков, несет общенародные черты и так далее. Всё это не будет иметь никакого значения в шестом послеатлантическом периоде. Тогда отпечаток внешности человека будет определяться посредством ряда его инкарнаций. Люди будут очень отличаться друг от друга, причём они будут иметь четкое напечатление, явный отпечаток. Будут точно знать: ты сейчас встречаешься с доброжелательным или злонамеренным человеком. Как сегодня знают, встречаешься ли ты с итальянцем или французом, так тогда будут знать: ты сейчас встречаешься с человеком доброжелательным или злонамеренным в той или иной степени. – Всё больше и больше моральное будет выражаться на лице.
Также и внешняя физиономия, внешний вид окружающей среды во многом будет другим в этом шестом периоде. Вымрут те животные, которых человек сегодня особенно выбирает в качестве своей мясной пищи. Тогда люди будут петь хвалебную песню вегетарианскому рациону, ибо ещё сохранятся старые воспоминания о том, что отцы в древности ели даже мясо. Дело не обстоит так, что вымрут все животные, но лишь некоторые виды животных; особенно те, которые приняли наиболее застывшие формы, будут исчезать на Земле. Таким образом, внешняя физиономия Земли тоже изменится.
Видите ли, это внутреннее нахождение в одной столь затвердевшей моральной физиономии, которое наступит позднее, будет для человека неким роком, правомерным фатумом, судьбой, судьбой, выраженной во всём его существе. В себе он не сможет найти возможности как-либо противодействовать этому фатуму, этой судьбе. Вы только представьте себе этот трагизм! Человек фактически должен будет сказать себе: в пятый послеатлантический период имелись отдельные материалисты, которые верили, что если затылочные доли головного мозга располагаются не точно над мозжечком, такие люди должны становиться преступниками. Относительно этих людей тогда существовала такая теория, но сейчас дело в действительности обстоит так. Сейчас прочно сформировалось то, о чём тогда говорили, как о не имеющем формы, то есть об эфирном теле. Мы действительно идём навстречу тенденции к осуществлению теории материалистического мировоззрения. Сейчас она пока ещё не является действительностью, но мы идём навстречу этой тенденции. Тут мы находимся в своеобразном пункте мировоззренческой тайны. Те, кто категорически выступает против пророчеств, оказываются настоящими пророками. Это те, кто сегодня объясняет: человек становится преступником потому, что у него затылочные доли головного мозга не покрывают мозжечок. – Они окажутся предсказателями истины; ведь так и может быть! Материалисты сегодня – самые злейшие пророки, хоть они и не желают быть ими. Сегодня ещё имеется возможность, что такое своеобразное строение физического тела, при котором затылочные доли головного мозга слишком коротки, может быть компенсировано благодаря воспитанию, благодаря уравновешиванию. В шестой послеатлантической эпохе это будет невозможно, так как эфирное тело уже не будет способно к преобразованию. Тут для предотвращения потребуются более сильные средства, свершено другие более сильные средства.
Если в этом отношении не будет профилактики, наступит состояние, описываемое материалистами, которое существует в действительности: тогда наступит состояние, описание которого вы могли бы найти в стихах Марии Евгении дела Грации, стихах, написанных с болью и забытых сегодня. Эти стихи вы могли бы отнести к эпохе, которая уже предчувствует то, что действительно наступит в шестом послеатлантическом периоде. В стихах можно с легкостью почувствовать: это душа, которая из-за того, что она может достигнуть как современное познание, чувствует себя погруженной в ничто. Она хочет идти дальше, но ещё не имеет средств противодействия; тут к ней приходит картина того, как будет обстоять дело, если в ближайшее время материализм будет двигаться дальше! Ничто иное не будет в шестую послеатлантическую эпоху тревожить людей так, как то, что уже сегодня выразила делла Грация, если не будет создано никакого противодействующего средства по отношению к тому направлению развития, по которому пошел человек, следуя силам, которые он когда-то имел.
Все имевшие место доныне религиозные системы мира не могут воспрепятствовать тому, что человек в шестой послеатлантический период будет подвержен страшному року, такому року, что в его лице, во всём его телесном облике, будут выражаться его моральные качества. Он ничего не сможет поделать с этим, если допускает всё то, чего хочет от мира признаваемое сегодня мировоззрение.
Это очень серьёзная тема для рассмотрения, исключительно серьёзная тема. Это было бы хорошим средством, чтобы претворить мечты материалистов в реальность. Это средство состояло бы в мировоззренческой победе тех людей, кто говорит так: духовная наука, мол, мечтает о том, что человечество в будущем будет видеть эфирные облики, и, прежде всего, Христа в эфирной форме. Затем будут видеть ещё и другие эфирные облики; вот о чём грезит, мечтает духовная наука! Однако те, кто так считает – дураки, мы запрем их в сумасшедший дом. – Разумные люди – это те, кто считает нечто подобное галлюцинациями. – Если бы победило это (материалистическое) мировоззрение, то случилось бы то, что я описал. Но это мировоззрение не смеет победить, и это должно быть нашим непоколебимым убеждением. Мы должны знать: если наши эфирные тела будут настолько крепки, что смогут исправлять ошибки нашего физического тела, то крепость эта должна проистекать оттого, что люди научатся серьёзно воспринимать истину, выступающую им навстречу из эфирного мира. Тогда это будет действовать всё более целительно по отношению к будущему. Прежде всего, мы должны принимать духовную науку для подготовки к тому, чтобы увидеть эфирный облик Христа, когда Он подступит к нам, для того, чтобы мы сумели воспринять Его с подобающей серьёзностью.
Р.Штейнер том 254 лекция 13