Автор Тема: Бау  (Прочитано 57175 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Бау
« : 20 Май 2009, 19:13:53 »
"20 сентября 1913 года в Москве было открыто Русское антропософское общество. Обществу присвоили имя Владимира Соловьева. Был канун Рождества Богородицы, во всех церквах шла всенощная, и под сводами маленького подвального помещения у церкви Успения в Могилицах звучала поэма В. Соловьева «Три свидания», возвещавшая Рождество Софии - Девы Премудрости.
    По удивительному совпадению в этот самый час в швейцарском местечке Дорнах при сильном ветре и проливном дожде состоялась закладка Гетеанума. Присутствовали лишь ближайшие ученики Штейнера, и тревожный свет факелов озарял Дорнахский холм. Антропософы называли Гетеанум «Bau» - «Здание»: от его первоначального имени Johannesbau - Иоанново здание. Оно было задумано как своеобразный храм антропософии, храм искусства, науки, культа добра и прекрасного. «Здание» должно было вмещать в себя лекционные, выставочные залы, огромный зал для постановки мистерий, древнюю традицию которых пытался возродить Штейнер, библиотеки, классы для занятий эвритмией, научные лаборатории. Штейнер сам разработал проект «Здания» и руководил всеми работами. На строительство собрались архитекторы, скульпторы, художники, просто приверженцы антропософии около 20 национальностей - мировая история не знала подобной стройки."

Ирина Репина Беатриче Серебряного века

Во время такого важного события ждешь хорошую погоду, а  все оказывается проходило под покровом темноты, "тревожный свет факелов" и только ближайшие ученики. Время определяет все, и не только время.
В нашем храме уже есть библиотека, за день в ней просматриваются свыше тысячи страниц, за месяц более 2 тыс посещений и 6 тыс визитов, есть видео и концертные залы, музеи и инициативы.
И это все надо достойно оформить. Задача этой Темы будить наше спяшее.

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Re: Бау
« Ответ #1 : 21 Май 2009, 20:17:59 »
"Если бы удалось закончить все это архитектурно-пластическое целое (Гетеанум), то в будущем в нем должно бы было состояться во время Пасхи живое драматическое представление, род мистериального представления внутри этой пластики, этой архитектоники. Главными действующими лицами этой Мистерии были бы человек и Рафаэль с жезлом Меркурия, со всем тем, что связано с жезлом Меркурия. "На Пасху эта архитектура, эта пластика способствовали бы мистериальному представлению: человек, поучаемый Рафаэлем, поскольку ариманические и люциферические силы делают человека больным и поскольку через власть Рафаэля может быть введен исцеляющий принцип, большая мировая терапия, которая живет в Принципе Христа; и это может быть проведено и познано. И если бы могло быть сделано все это в целом — чему и предназначен Гетеанум, — тогда, напр., среди многого другого в людей могло бы течь то, что как тайна исходит от ариманического и люциферического, и это определенным образом венчало бы праздник Пасхи". Рафаэль — это Меркурий в христианской терминологии. 223 (12)"
"Энциклопедия духовной науки" Бондарев

"Пожар случился в новогоднюю ночь. Ночной сторож почувствовал запах гари и, войдя в зал, увидел струйки дыма, идущие изо всех щелей. Горело уже давно. Собственных сил для борьбы с пожаром оказалось недостаточно и были вызваны пожарные из Базеля. Когда они приехали, было уже поздно. Под новогодний бой часов пламя вырвалось между куполами и далеко осветило всю местность.
    «Все члены общества работали на пожаре. Спасали модели. Здание огненными линиями являло всю свою архитектуру, свою пластику. Орган звучал, а различные металлы, применявшиеся в Здании, плавились, сияя каждый особым цветом. Мощное, никакими словами не описуемое звучание исходило от всего этого, всеми красками пылающего огненного моря. Колонны горели, как факелы. Цветные стекла окон плавились. Под конец две колонны вместе с соединяющим их архитравом еще стояли, образуя огненные ворота.»

Ирина Репина "Беатриче Серебряного века"
От нас зависит будет ли жить Бау и не только. Реально ли восстановить в виртуальном пространстве эти формы? По вере Вашей будет дано Вам...

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Re: Бау
« Ответ #2 : 23 Май 2009, 20:31:18 »
... "Рудольф Штайнер говорил: "Для воспитания кармического созерцания должен служить Гетеанум. И если противники истинного развития человечества сожгли первый Гетеанум, на его месте должен возникнуть второй, с формами, пробуждающими созерцание кармы" (GA 236, 27.04.1924). Но что мы имеем теперь? Что теперь открывается нашему созерцанию на Дорнахском холме? - Старозаветное: "правят злы..."?

... Рудольф Штайнер говорил, что в конце столетия "от нашего дорнахского строения не останется камня на камне" (GA 284, S. 168). И вот предсказание исполнилось: в год Зората (1998), с нашей помощью и не так, как мы ожидали. Мы-то всё думали о чувственно видимых формах, а разрушению подвергли сущностное Гетеанума - сверхчувственное." ...

Г.А.Бондарев  ОККУЛЬТНЫЙ  ПОГРОМ  ГЕТЕАНУМА

Вот почему важна тема Храм, чтобы не проходили молча, нам надо учиться защищаться и защищать тех, кто нам доверился.
 А пока стоит вопрос - "Старозаветное: "правят злы..."?

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Re: Бау
« Ответ #3 : 25 Май 2009, 17:51:16 »
"Таковы некоторые основания, в силу которых Рудольф Штайнер призывал антропософов хранить верность Гётеануму.  Тот факт, что Гётеанума больше нет на физическом плане, означает, что ученики Мистерий нового времени, михаэлиты, люди, верные духу истинной христианизации мира, обретающие в себе свободную духовность нравственных интуиций, вступают в Гётеанум на астральном плане.  Они несут его в своей душе  и в Я-духе.  Силу сохранять связь с Гётеанумом они обретают в работе с методологией  и согласно методологии Антропософии."
Г.А.Бондарев Первый Гётеанум и современная  цивилизация.

Камень Основы, заложенный в сентябре 1913 года

Для закладки Камня Основы здания Первого Гетеанума на Дорнахском холме была вырыта яма. 20 сентября в восемь часов вечера состоялось исполненное значения торжество, во время которого Камень Основы в форме сдвоенного пентагондодекаэдра, выполненного из меди, был погружен в «царство уплотненных элементов»; когда «Меркурий, как вечерняя звезда, находился в Весах». (Одновременно, в 22 часа по местному времени, происходило основание ветви Антропософского общества в Москве, получившей по предложению Рудольфа Штайнера имя Ломоносова).
http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=219
Герберт Зойферт. Михаил и железо

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Re: Бау
« Ответ #4 : 25 Май 2009, 17:57:34 »
 
Цитировать
"На вложенном в медный сосуд документе был следующий рисунок, снабженный текстом в соответствии с речью, произнесенной Штайнером: «Во имя Серафимов, Херувимов, Престолов, Духов Мудрости, Духов Движения, Духов Форм, Духов Личности, Архангелов, Ангелов: в макрокосмосе как микрокосмос да живет человек, Антропос, представленный здесь также как дважды двенадцатиричный образ духовного мира. И внутри него выражающее смысл нашего стремления изречение розенкрейцерства: Ex Deo Nascimur, In Christo Morimur, Per Spiritum Sanctum Reviviscimus».
"(В соответствии с немецким написанием:
S=Seraphim (Серафимы),
Ch=Cherubim (Херувимы),
T=Throne (Престолы),
W=Weisheiten (Духи Мудрости),
B=Beweger (Духи Движения),
F=Former (Духи Форм),
P=Personlichkeiten (Духи Личности),
A=Archangeloi (Архангелы),
A=Angeloi (Ангелы).
EDN= Ex Deo Nascimur
ICM= In Christo Morimur, но буква «С» выражения  «ICM» закрыта на расположенном рядом с «I» и «М» Пентагоне после прикрепления.
PSSR= Per Spiritum Sanctum Reviviscimus)".

http://anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=219
Герберт Зойферт. Михаил и железо
Цитировать
585. "Мы рождены из Божественного. Прорастающая, распускающаяся жизнь летней природы является свидетельством этого (E. D. N.). Мы живем со Христом, мы чувствуем это, когда вживаемся в зимнее время. Земля здесь бодрствует, и мы берем Импульс Христа с собой в жизнь отмирающей природы: J. Ch. M.".
     Но когда мы снова с Мистерией Голгофы идем навстречу лету, то мы вносим в жизнь настроение Пятидесятницы, чтобы в теплоте лета, прорастании и распускании, среди спящих духов Земли самим пробудиться в Духе: P. S. S. R.". 161 (13)

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Re: Бау
« Ответ #5 : 25 Май 2009, 18:09:15 »
 
"Изготовитель медного Камня Основы Макс Бенцингер по указанию
 Рудольфа Штайнера подвесил в двойном додекаэдре два кристалла пирита
таким образом, что больший кристалл был прикреплен в малом пентагондодекаэдре,
а меньший - в большем. В своем выступлении Штайнер упомянул об этом
следующими словами: «Внутри этого Камня (Основы) находятся два камня,
выбранных из уплотненного царства элементов, которые лучше всего
выражают, как в уплотненном царстве стихий взаимодействуют силы макрокосмоса».
Медный двойной пентагондодекаэдр был заложен в основание здания так,
что его большой пентагондодекаэдр был направлен на восток к Малому
куполу будущего здания, а меньший пентагондодекаэдр - на запад
к Большому куполу, соответственно осуществился поворот от большого
 к малому: от кристалла пирита к Камню Основы и к зданию Гетеанума."


Герберт Зойферт. Михаил и железо

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Re: Бау
« Ответ #6 : 25 Май 2009, 18:23:40 »
Что хотел сказать Рудольф Штайнер, говоря о двух камнях (пиритах), которые «лучше всего выражают, как силы макрокосмоса взаимодействуют» с землей, когда именно пирит с его серно-железистой субстанцией, его золотисто-желтым блеском и его единственным среди минералов пяти - и двенадцатиричным обликом был не просто выбран для примера, но и должен был особым образом сообщить весть о «Духе, который никогда не бывает без материи, и о материи, которая никогда не бывает без Духа» (см. «Изречения» Рудольфа Штайнера).
Данная Штайнером медитация о пирите и Троице гласит:
В субстанции пирита - Бог-Отец
В кристаллической форме пиритоэдра - Бог-Сын
В блеске кристалла пирита - Бог-Дух
Троичное, пронизывающее весь мир, Землю и Космос присуще пириту, как правящий принцип. Действующему в нем и образующему его железу, как покорителю серы, отведена особая роль. Мы уже обращались к началу Имагинации Михаила. Но возможно, полный текст Имагинации позволит нам пережить «открывающуюся тайну» железа и его «высокую власть»:


О человек,
Ты формируешь его для службы себе,
Ты выявляешь ценность его материала
Во многих своих творениях.
Лишь тогда оно станет тебе благом,
Когда тебе откроется
Высокая власть его Духа.
Герберт Зойферт. Михаил и железо


Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Re: Бау
« Ответ #7 : 25 Май 2009, 18:31:44 »

Kupferne Grundstein-Dodekaeder. Im Innern zwei
schwebend aufgehangte Pyritkristalle;
im gro.eren Korper ein kleinerer, im kleinen der
gro.ere. Lange: 96cm.
Медный фундамент-додекаэдр. Внутри 2 пары
повешенных кристалла пирита; в большем теле
более маленький, в маленьком больший. Длина: 96 см.
Камень Основы 1924 года

"Большая оболочка вокруг двойного пентагон-додекаэдра Камня Основы - здание Первого Гетеанума, имевшее сдвоенный купол - сгорело. Его сущность из области пространственного претворилась во временное. За закладкой Камня Основы в виде физического сдвоенного пентагон-додекаэдра из меди с подвешенными внутри него двумя пиритами в 1913 году на Рождественском собрании 1923 года последовала закладка духовного Камня Основы; на этот раз додекаэдрический Камень Основы Любви был погружен в сердца людей.
Снова проявилась сущность пирита в преобразованном облике. В Медитации Камня Основы была явлена глубочайшая связь с Троицей. Так же, как это переживалось через субстанцию, кристаллическую форму и блеск пирита, так теперь духовный Камень Основы должен был стать носителем того, что должно трояко возникнуть, образоваться:
Его субстанция из Мировой любви человека, Его образ из Мировой Имагинации человека, Блеск его света из Мировых мыслей человека. Здесь замкнулось кольцо: великие, путеводные мгновения торжества 20 сентября 1913 года, Закладки Основы «субстанции в царстве уплотненных элементов» - Имагинация Михаила от 5 октября 1923 года, в которой выявленная нами высокая власть железа может стать благом, победой над сульфурическим драконом благодаря мечу метеоритного железа архангела Михаила.
Своей высшей точки это достигает в Закладке Камня Основы на Рождественском собрании 1923 года и в трехкратном призыве Медитации Камня Основы, в поставленной перед нами вечной задаче, из которой мы можем черпать силы, сопровождая субстанцию, облик и блеск природы."

Герберт Зойферт. Михаил и железо

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Re: Бау
« Ответ #8 : 22 Нояб. 2010, 11:09:06 »
 



Роспись малого купола первого Гетеанума.
http://wiki.anthroposophie.net/images/f/fc/Goetheanum1-Kuppel.jpg
 
Цитировать
Малый купол покоился на двенадцати колоннах. У каждой колонны стояло большое сиденье. С каждой стороны — по шесть разных, вырезанных из дерева сидений геометрической формы. Вверху в куполе, над каждой колонной, надо было написать некий образ, осеняемый гениями, возвышающийся на троне, похожем на сиденье внизу. Рядом с египетской композицией, соответствовавшей четвертой колонне, немного западнее, желтая Афина укрощала змею. Над нею находился Аполлон с лирой, над которым парил гений, еще дальше на запад — Смерть в виде скелета на красном фоне, над ней — синий Фауст. В руках он держал книгу, единственная запись в которой — слово «Я» — казалась необычной. Ангел подводил к нему ребенка, устремлявшегося к Фаусту из того угла, где сопрягаются малый купол сценического помещения и большой купол зрительного зала. К востоку от египтянина изображались две огромные крылатые фигуры, обращенные друг к другу, — красный Люцифер и мрачный Ариман (его цвет, как сказал д-р Штайнер, должен был создавать впечатление рогатости). Между ними Посвященный поднимал светящегося ребенка вверх. Еще дальше к востоку стоял славянин, сам светло-розовый по тону, с более темным двойником, отделявшимся от него, словно тень. Славянин смотрел вверх, в направлении являющегося ему креста с розами. (Поскольку писать его выпало мне, д-р Штайнер сказал мне: «Вы должны изображать его не сентиментальным, не страждущим, но радующимся будущему и сильным».) В просвете между Ариманом и синим гением, расположившемся над славянином, был виден необычный крылатый конь со множеством ног и человеческим лицом. В качестве центрального мотива на востоке был изображен большой светящийся образ Христа. Своей левой рукой он указывал вверх, и освобожденный Люцифер устремлялся из его сердца, подобно красному пламени, в зеленое пасхальное небо. Правая рука, указывавшая вниз, излучала силу, словно цепями приковывавшую Аримана к Земле. На заднем плане виднелись три креста. Воспоминания о плодотворной работе прошлых лет. Маргарита Волошина
.


Таково видение участника росписи купола. Вполне возможно Прокофьев опирался на этот источник - http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,183.msg6698.html#msg6698. Хотелось бы разобраться  с явными несоответствием имеющимся данным. 

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Re: Бау
« Ответ #9 : 02 Дек. 2010, 17:36:29 »

Это уже другая репродукция росписи малого купола (южная половина) первого Гетеанума.
Если приглядеться, можно увидеть разницу.
Цитировать
В другом месте Рудольф Штайнер говорит: "В живописи куполов (Гетеанума) выражено стремление совершенно по-особому обращаться с красками... Все то, во что вдается душа благодаря духовным исследованиям, должно быть здесь пережито внутренне... в цвете постигают действительность, а не благодаря цвету; человек постигает стоящую позади цвета действительность... что составляет жизнь и ткание в духовных фактах и духовных существах, человек обретает собственным усилием, работая с тем, что ткет в цвете...".
И еще: "...таким образом, косвенно, двигаясь путями цвета, человек вживается в творящее, в творческое начало мира".

Цитировать
Из этих слов нам становится ясно, что в росписи куполов Гетеанума решалась почти та же задача, что и в православном храме с его иконостасом и фресками, которыми, правда, был расписан не только купол, но и стены. Храм представлял собой как бы увеличенный человеческий череп, на поверхности которого отражались мировые имагинации. Искусство итальянского и немецкого возрождения было также религиоцентричным, но поскольку задача его была иная, чем на Востоке: способствовать овладению я-сознанием, - то оно и в своей религиозной сути могло быть секуляризованным за счет чисто художественных свойств (яркий пример тут - Тициан). Первый Гетеанум являл собою синтез Востока и Запада, данный чувственному созерцанию. В отличие от восточного храма, где можно было пережить творящий дух, в нем индивидуальному переживанию было дано "Kreative", "Schoprerische" (творческое). Оно, продолжая традицию Востока, отражалось как бы на двух состояниях человеческого эфирного мозга: эпохи становления, как это называют в биологии, Homo sapiens (большой купол) и эпохи становления я-сознания (малый купол). Но отношение к росписи Гетеанума следовало искать на путях реалистической школы Запада, плоды воспитания которой должен нести в себе человек, вступивший в Гетеанум: как плоды самосознания, эстетический, художественный вкус и т.д. Из взаимодействия человека и Гетеанума, как имагинативно-художественного целого рождалась способность, или возможность, исповедовать Бога "в духе и истине", т.е. не ждать откровений свыше, а активно восходить к Богу.Герард Вагнер – художник и антропософ Г.А. Бондарев

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Re: Бау
« Ответ #10 : 12 Дек. 2010, 17:32:10 »
Цитировать
Что в православном храме нисходит на человека через посредство имагинативной живописи, в Гетеануме ведет к восхождению человеческого духа. "Обратный культ" мог совершать в нем человек. Поэтому первозданную икону можно только копировать. Она есть последний результат нисхождения духа в материю. Живопись куполов Гетеанума - это первая встреча человека с духом, врата в сверхчувственное, войдя в которые можно двигаться в бесконечной Вселенной, следуя путями живых метаморфоз мысле-цвето-существ. Поэтому их мотивы неисчерпаемы.
 
Герард Вагнер – художник и антропософ Г.А. Бондарев
 
      Рассматривая различные репродукции можно проследить творческий путь, и понять причины возникающих разногласий.
 

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Re: Бау
« Ответ #11 : 11 Сен. 2011, 18:26:46 »

http://sebastianvik.org/wp-content/uploads/2011/02/IMG_5141.jpg
А если говорить с позиции Мирового юмора, это наши веселые клоуны, роспись большого и малого купола первого Гетеанума.

Цитировать
Живопись благодаря творческой фантазии трансформирует пространственные образы в линии, цвета и формы на плоскости. Художник и исследователь с противоположных полюсов отражают действительность в образах. Наиболее глубокое проникновение в сущность искусства достигается лишь исследованием, открывающим новые источники творческой фантазии.
Каждая попытка Рудольфа Штайнера представить сверхчувственное в искусстве опирается на сформулированную им в 1888 году аксиому: "в искусстве имеет право на существование только то, что тем или иным образом исходит из природного". С этого утверждения начинает он свою попытку перешагнуть границы художественного познания, определяемые "переживаниями художника". В свободной Высшей школе духовной науки в Дорнахе в 1920 году он доложил результаты своих исследований по этой проблеме. Они снова привели его к необходимости дифференциации искусств, на этот раз, однако, в аспекте рождения и смерти, бодрствования и сна. Речь шла не только о сопоставлении особенностей сознания исследователя и художника, но о формах существования человеческой души перед рождением, после смерти и во время сна. Это знание открывало широкое поле для художественной деятельности.
Рудольф Штайнер исходил из того, что скульптура и архитектура связаны с внутренними переживаниями. Искусство поэзии воздействует в большей степени внешне, особенно когда слова организованы в ритмы и рифмы. "Они населяют более атмосферу, чем внутренний мир человека". То же относится и к звукам музыки.
Переживание динамики и механики постройки, следование за изгибом скульптурной формы подобно процессу воспоминания. Это воспоминание более возвышенно, нежели обыденное. Человек подсознательно испытывает необходимость создавать архитектуру и скульптуру. По-другому обстоит в поэзии. Ее содержание отсылает к реальным жизненным событиям. Принимая в себя ритмы, ассонансы, рифмы, она добавляет к своему прозаическому содержанию нечто, чего нет в обычной жизни. "Предвидение жизни после смерти заставляет говорить поэтически". То же и в музыке: речь идет о вживании в гармонию миров, которая традиционно определяется как "музыка сфер".
Скульптура и архитектура — воспоминания, свидетельства духовного мира, которому мы принадлежали до рождения. Музыка и поэзия — ожидания, обращенные в духовные сферы, в которое мы вступим после смерти. В качестве искусства, объединяющего в себе наше духовное состояние перед рождением и после смерти, Рудольф Штайнер называет созданное им искусство движения, эвритмию.
Определение связей отдельных видов искусства с жизнью человека до рождения и после смерти составляет вклад Рудольфа Штайнера в развитие спиритуальной эстетики. Стремление человека к художественной деятельности и дифференциация искусств объясняются, исходя из духовного участия человека в прошлом и будущем.

ЭСТЕТИКА  РУДОЛЬФА  ШТЕЙНЕРА  Хаген Бизантц

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Re: Бау
« Ответ #12 : 31 Дек. 2011, 07:19:09 »

Рождение света. 1996  Роланд Тиллер
Цитировать
Чего же можем мы поволить, когда таким образом стараемся пронизать эти стены оконными проемами с витражами? Ведь эти стены сформированы так, что они хотят уничтожить сами себя, коль скоро мы ищем путь, ведущий через них, делая стены органами речи богов.
Тут мы не стремимся ни к чему иному, кроме того, чтобы показать, что человек, если он позволяет гласить к нему богам через их органы, пробивая эти стены, ищет путь к Духу. И когда мы будем видеть эти витражи, они должны будут явить нам в своей красочной светотени призыв: «О человек, так находишь ты путь к Духу!» 286 (3)

Цитировать
Тут нам будет показано, как душа человека, когда он спит ночью и она находится вне тела, оказывается во взаимоотношении с духовным миром. Тут нам будет показано также, в каком отношении к духовному миру находится душа, когда она развоплощена между смертью и новым рождением. Тут нам явится в образах, как человек ощущает «бездну», когда он подступает к порогу духовного мира; нам будут явлены так же и стадии пути вглубь духовного мира. Они возникнут перед нами в направлении с запада на восток как образы, созданные из самого света, являя тайны посвящения. Своеобразие стен, которые мы из своей воли пытаемся здесь создать, состоит в том, что они стремятся исчезнуть, сами уничтожают себя благодаря их формированиям. Тот способ, каким мы «пробиваем эти стены», должен будет явить в образах окон то, как можем мы найти путь к этим духовным мирам (или же будем брести им бессознательно), и должен будет показать, как следует нам держаться по отношению к духовным мирам. 286 (3)

Цитировать
Да будет это священное настроение править в этих помещениях, чтобы, так сказать, каждый штрих на стекле выполнялся с сознанием этого ощущения и чтобы исполнителю думалось: «Я призван здесь к исполнению образов, что поведут души, прислушивающиеся там, наверху (в Bau), через пространства в области духов. Действуя светотенью красок витражей благодаря создаваемым мною образам, я оживляю ощущения в душах этих людей, намечаю им путь туда, откуда гласят духовные миры через формы нашего здания, через его внутренние формы». Пусть возникающие затруднения еще велики, пусть кое-что из поволенного нами совсем не удастся, а кое-что удастся исполнить совсем несовершенно, все же великой помощью в том, чтобы это удалось, будет служить ощущение, о котором я только что сказал, если оно будет править здесь, в этих помещениях. 286 (3)

Цитировать
"Вполне естественно, что в нашем пятом послеатлантическом периоде, когда человек в известной мере должен найти самого себя, основываться на себе самом, близка опасность потерять чувство связи с духовным миром." Человек сейчас именно невнимателен к проявлениям этой связи. Поэтому очень хорошо, если в такие дни, как в Рождество, человек говорит себе: В развитие Земли вливаются духовные воздействия - и добрые и злые. Их надо уметь распознавать.
      "Сегодня создается впечатление, что человечество более подвластно злому, поставленному в соответствующую мировую констелляцию, чем тому, что в подлинном добром смысле должно быть включено в мировое развитие. Но, стоя внутри Антропософского движения, именно в связи с такими вещами, как Рождественские Мистерии, можно почувствовать то, что возвышается над голой внешней майей, и можно серьёзно войти в понимание того, что совершающееся на физическом плане - так как оно  - именно майя, одна майя, а не действительность в высшем смысле."
GA 173 GA 174

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Re: Бау
« Ответ #13 : 04 Фев. 2012, 13:13:52 »
Цитировать
22. Описанный тройной процесс восхождения: из царства Духов Формы в царство Духов Движения и, наконец, в царство Духов Мудрости в направлении с запада на восток — мы находим изображенным в восточной части большого купола в тройном мотиве, одновременно выражающем тайну «И-А-О», тайну солнечного человека. Этот тройной мотив имеет названия:
«И» — «Гнев Бога и печаль Бога», «А» — «Хоровод Семи», «О» — «Круг Двенадцати». (Hilde Raske, «Das Farbenwort*, Stuttgart, 1983).
В этих трех мотивах можно пережить: в первом — импульс из сферы Духов Формы, представленный обращенным к Земле всевидящим оком Ягве-Элогима; во втором мотиве — хоровод семи элементарных духов, отражающих в элементарном мире распределенные в семи планетарных сферах импульсы Духов Движения; и в третьем мотиве — отражение двенадцатеричной мудрости, лежащей в основе всего человеческого развития (здесь нет возможности коснуться этого подробнее).
Если к этому присоединить значение «И-А-О» как откровения «мыслящего, чувствующего, волящего Я» (там же), то мы получим три основные ступени современного посвящения. Эти три ступени состоят в том, чтобы, исходя из пронизанного импульсом Я мышления, сознательно пробудиться в чувстве и в воле. (В книге «Как достигнуть познания высших миров?» этому соответствуют ступени подготовления, просветления и посвящения). Тогда из сил духовно-познающего Я (И) перед нами откроется возможность постепенного сознательного восхождения в макрокосмос - через переживание в нашем «пробужденном чувстве» (А) семеричной закономерности планет, а в нашей «пробужденной воле» (О) двенадцатеричной закономерности неподвижных звезд (ср. с этим сказанное в лекции от 31.12.1922, Библ. 219).
  С. О. Прокофьев  "Двенадцать священных ночей и духовные иерархии"

На ниже приведенных постах представлен материал с иной трактовкой тройного мотива в восточной части большого купола
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,435.msg4035.html#msg4035
с 70 по 79 пост, 114
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,435.msg4106.html#msg4106
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,435.msg4424.html#msg4424


Цитировать
Единственный способ постижения, который сообразен природе, это тот, основываясь на котором Гёте сказал: «Искусство – есть проявление скрытых законов природы – без которых они не были бы открыты».
Можно сказать, что в подобном здании глазам человека представлена своего рода квинтэссенция тайн вселенной. Поэтому, во время строительства совершенно естественно возникали многие художественные проблемы, в особенности проблема росписи.
С одной стороны, надо было дать выражение тем чувствам, которые ищут пути для передачи некоторых реальностей Вселенной. С другой стороны, надо было с полным вниманием отнестись к примененным для этого средствам. То, что вы видите изображенным в большом куполе, - не символ, не фантастический плод неких умозрений – как могли бы, однако, себе это представить многие из зрителей.
Если вы взглянете на фреску в западной стороне, вы увидите, что в композиции красок есть нечто, кажущееся странным.
Вы все знаете, что если прикрыть глаза, то перед глазом видна как бы некая таинственная тень этого глаза. Но если хорошо развито внутреннее созерцание, эта тень глаза может предстать перед душой в виде гораздо более определенной и гораздо более богатой картины. Конечно, она не так плотна, как те два теневых глаза, которые видят перед собой, когда закрывают глаза. Но она является тем, что может быть воспринято в одухотворенной форме, когда напряженное внутреннее внимание направляется на периферическую часть человека, расположенную вокруг глаз. И то, что возникает тогда перед исполненном души внутренним взором, хотелось бы назвать целой Вселенной. Тогда возникает чувство: если, закрыв глаза телесные, устремить внимание на свою собственную зрительную способность, на свое собственное зрительное пространство, то имеют перед собою как бы картину начала творения.
Это начало творения предстаёт перед нами в западной части большого купола. И вовсе не плод фантастической грезы это Райское дерево и нечто вроде Бога-Отца над ним, и затем эти две формы глаз. Всё это является перед очами души, когда углубляется внутреннее чувство.
Точно также то, что вы видите изображенным в восточной части большого купола, выражает своего рода ощущение своего собственного Я. Я является в каком-то смысле Троицей, и открывается внутреннему чувству в образе Я мыслящего в его прозрачности и светлом сиянии: в его другом полюсе, в Я волящее; и между ними Я ощущающее. Для начала можно обозначить его этой абстрактной формулой: Я мыслящее, Я ощущающее, Я волящее. Конкретно это дает человеческое существо, способное с любовью созерцать краски в природе, взирать на то, что дает чувствам природа, отдаваясь этому с любовью.
Вот что чувствуют, когда осознают свое Я, целиком объединяя его в то же время с природой.

Когда ты видишь растение с его зеленым цветом и с лепестками его цветка, этот образ растения, который ты хранишь  перед своей душой, поистине является по существу тем, что находишь тогда, когда, как говорится, ты погружаешь взор в самого себя. Этот ковер красок, который развертывает перед тобой природа, окрашивается сам собою, когда ты взираешь вглубь самого себя.
Если ты с любовью обращаешь свой взор к высотам, к обширным пространствам, освещенным светом сияющего дня и уходящим в бесконечность, ты чувствуешь себя единым в этой бесконечной Вселенной. Сливая с собою краски, звуки, все то, что дается тебе в далях пространства, ты ощущаешь нечто, что может быть передано разумом, в символических образах, но ты можешь непосредственно изобразить интуицией художника.
Если взор твой обнимает поверхность земли по горизонтали, проносясь над деревьями, покрывающими землю, над всем тем, что выражается этими деревьями, колеблемыми ветром, ты ощущаешь активность твоего чувствующего Я и испытываешь потребность не создавать абстрактное понятие о Я, но выразить его в красках.
Если ты обратишь свой взор вниз, соединяясь таким образом со всем, что плодоносит на земле, ты ощущаешь потребность выразить свое волящее Я краской, которая предстанет тебе.
Надо представить себе, что росписи этого плафона являются следствием такого опыта. Здесь была выражена та тайна что проявляется во взаимоотношении человека и вселенной; и поэтому, естественно, здесь написано много таких вещей, которые чувствуешь связанными с мировыми тайнами.
Вы найдете в них то, что открывается духовному познанию в человеческой эволюции. Эти образы, которые вы видите слева и справа, изображающие, как может показаться, мифологические персонажи, передают приблизительно состояние*, имевшее место до великой атлантической катастрофы.

Рудольф Штеинер ИСКУCСТВО – ПРОЯВЛЕНИЕ СОКРОВЕННЫХ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ 30-го декабря 1921г

Как имеем несколько разных репродукций росписи куполов первого Гетеанума, так видим несколько трактовок одних и тех же мотивов.
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,626.msg8676.html#msg8676
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,626.msg8694.html#msg8694
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,435.msg4590.html#msg4590

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Re: Бау
« Ответ #14 : 04 Апр. 2013, 03:26:21 »
Цитировать
ЗНАКИ И СОЗВЕЗДИЯ ЗОДИАКА – МИРОВОЙ ГОРОСКОП В «ДВЕНАДЦАТИ НАСТРОЕНИЯХ»

Первого января 1914 года Рудольф Штейнер произнес те значительные, процитированные во второй главе, слова, согласно которым может быть возрождена астрология третьей послеатлантической эпохи. 21 июня 1922 года Рудольф Штейнер сказал в связи со своим стихотворением «Двенадцать настроений»: «Эти «Двенадцать настроений»- построены так, что могут быть проверены астрологическими законами. Оно прямо космическое... Почти каждый слог стилизован в этом направлении. Вы можете почти повсюду найти в нем внутреннюю стилизацию. Если читать его строго объективно, из этого может многое получиться».
Что именно может получиться для астрологии при такой проверке, еще не стало достоянием нашего познания. Тем важнее могут оказаться попытки, предпринимаемые в этом направлении, задачей которых может быть проверка, не содержится ли здесь «пронизанное импульсом Христа возрождение астрологии третьей послеатлантической эпохи». Одновременно можно при этом попытаться ответить на вопрос, что означает для нас сегодня каталог звездных знаков, в том виде, в каком они сегодня применяются в традиционных обозначениях, и, с другой стороны, что означают реальные звездные образы, созвездия, которые мы в действительности наблюдаем на небе? Ибо границы традиционных знаков смещаются относительно границ воспринимаемых сегодня звездных образов, ведь со времени фиксации знаков точка весеннего равноденствия значительно сдвинулась.
Сам Рудольф Штейнер при закладке 20 сентября 1913 года Камня Основы первого Гетеанума отметил констелляцию Меркурия «в Весах» - здесь имеется в виду вошедший в знак Весов астрономический Меркурий. Это был факт, подтвержденный расчетами эфемерид, на небе же 20 сентября 1913 года Меркурий стоял в созвездии Девы. Смысл этой констелляции тотчас станет нам ясным, если мы космические жесты попытаемся расшифровать с помощью эвритмических звуков: Меркурий означает в звуковом языке эвритмии I, а образ Весов - СН, что представляет слово, состоящее из обоих божественных


Звездный мост, макрокосмический путь, поднимается от аллеи мудрецов.
Цитировать
«… Что значит «быть ясновидящим». Кто является ясновидящим?
Вы все ясновидящие! Все! Здесь нет никого, кто не был бы ясновидящим. Почему же человек не воспринимает ясновидчески? Потому что он не развил органы, чтобы пользоваться силами, заложенными в каждом человеке. Дело не в том, что у нас есть способности, а в том, чтобы мы умели ими пользоваться.
Допустим, что рассматривая Мистерию Голгофы, мы сидели бы в совете, но не как люди среди людей, а сидели бы в совете высших духовных Иерархий и рассматривали бы Мистерию Голгофы как существа высших Иерархий. В духовном отношении такая перемена точки зрения вполне возможна. Это можно сравнить приблизительно со следующим: если перед нами гора, на средней высоте которой расположена деревня, то на деревню можно смотреть снизу, но на нее можно смотреть и с вершины горы. Совершенно естественно, что на Мистерию Голгофы большей частью смотришь с человеческой точки зрения; но однажды можно перенестись в сферу высших Иерархий.
http://vk.com/topic-43607386_27922659
Вот куда ведет звездный мост. Чем и занимаемся на нашем форуме.