Я действительно слушаю лекции Сулико Авжандадзе, читаю Р.Штайнера. С.Авжандадзе много внимания уделяет проблеме свободы. Хочу предложить вам выдержку из его 1000 лекции.
«Да, наш образ жизни все еще ветхозаветный. Что это означает? Что же должно было в корне измениться с приходом Христа? Что даровал Бог людям такого, что окончательно должно было спасти скатывающееся к духовному упадку человечество? Свобода и любовь - вот те два драгоценнейших дара, которые принес Бог человечеству, находящемуся под гнетом первородного греха. С усилением материализма и интеллектуализма эти дорогие для всех понятия давно потеряли свою христианскую сущность. Образно говоря, они безжалостно ограблены, обесценены, пришли в упадок и то, что сегодня сохранилось от этих понятий, мы можем сравнить с безжизненным скелетом, сохранившимся от совершенного тела. Человеку кажется, что он свободен, когда под влиянием собственных мыслей и эмоций он действует, не ограничивая себя, тем более, если он обладает соответствующей властью. Чувства и мысли, возникшие в собственном существе, человек оценивает как реальные, само собой разумеющиеся и эту непосредственную интимную данность доверяет наивной реальности. Наивная же реальность не в силах избавиться от этих земных иллюзий. Земля, вселенная своим грубым воздействием ежесекундно ошеломляюще воздействует на человеческое сознание, внушает и навязывает мысль, что реальностью является только то, что вещественно-материально. И это является причиной того, что человек не воспринимает внешний мир, как откровение Божественного творения. Единственное, с помощью чего человек может противостоять и преодолеть наивную реальность и наивное сознание - это духовная наука, которая ориентирована на сознательное постижение и познание единственной реальности - божественно-духовного мира. Поэтому необходимо постоянно глубоко исследовать, критически осмысливать, насколько моральны наши мысли и чувства, насколько нравственна наша воля, которая в основном импульсирована этой наивной реальностью. Когда у человека в голове промелькнет недобрая мысль, или он совершает злой поступок, он этим показывает, что он несвободен, так как свободный человек, у которого есть поистине возможность выбора, обязательно выберет моральное, справедливое и доброе. Безнравственный человек не может быть свободным, он раб своих неосознанных инстинктов и подсознательно заключен в клещи люциферически-ариманических существ. Истинная же природа человека - божественная. Первоисточником его сущности является Бог. Иоанн Богослов говорит: «Вы Боги, и сыны Всевышнего» (Псалом 81:6,Ин.10:34). И разве возможно, чтобы подобный Богу, образ Бога(Быт 1:27), если его сознание и воля поистине свободны, выбрал бы несправедливость и зло?! Человек свободен, если в мыслях он владеет истиной, в чувствах - добродетелью, в волении справедливостью и добротой, и таким путем от наивного, инстинктивного сознания возвышается до достоинства самопознающего «Я». В переживаниях добра, благородства, морали, хотя бы на мгновение, человек освобождается от уз искусителя. Человек свободен настолько, насколько он морален. Свобода и мораль, по сути, идентичны. Из вышесказанного вытекает, что свобода - это душевно-духовное состояние человека, в котором внешне проявляется его от начала дарованная ему Богом его добрая сущность - бессмертное «Я». Такая свобода может быть достигнута только путем познания. Это та свобода, к которой должен стремиться человек. Без Антропософии люди не смогут возвыситься над наивным сознанием и порабощенные низменными инстинктами, широко откроют дорогу хаосу и приносящим разрушение анти-социальным импульсам. Необходимо знать, что описанные Иоанном Богословом в «Апокалипсисе» страшные, потрясающие картины «Судного дня» являются итогом наших неправильных мыслей, чувств, волении, неправильной ориентации и компромиссов. Прискорбно, что мы нашими действиями устремляемся к этому событию и тем больше его ускоряем, чем больше отдаляемся от христианских истин. И что многие, очень многие станут жертвами этого, об этом нам сообщает Иоанн Богослов, который непосредственно от Бога принял это откровение!
Таким образом, только люди, сформированные как свободные, высоконравственные личности, в состоянии создать среду необходимую для гармоничного сосуществования и социально упрочить христианскую мораль. Только это спасет человека от апокалипсического будущего! Ясно, что вечная сущность человека - бессмертное «Я» - не может быть познана одной земной жизнью и закреплена в сознании человека. Только пройдя множество инкарнаций бессмертное «Я» обретет свое полное проявление и для божественно-совершенного проявления оно должно пройти большой путь познания, прежде чем познание приведет человека к свободе (Ин.8:32), а свобода к вечности (Ин. 10:34). Свободы не достичь без мудрости, любви - без свободы! Человек своим мышлением, волением, своим индивидуальным развитием должен войти в лоно истины и морали, мудрости и любви и в ее бесконечной стихии, овладев творческими законами эволюции вселенной, на этот раз уже как сотворец (Ин. 14:12) тех индивидуальностей, духовных сверхсуществ, под водительством которых находится человечество, всесторонне осуществить высоконравственные, благородные замыслы. Мудрость (золото), свобода (ладан), бессмертие (мирра) - вот те три одеяния христианской любви, в которые должен облачиться каждый человек доброй воли.»