Змееборец. Похоже, это самое меткая характеристика, если глядеть с человеческих позиций. Лик Божий, как его иначе величают, это, казалось бы, высоко. А Змееборец это в самый раз.
Архангелы вступили на арену во 2 круге; и в том же круге определилось первое поколение истинно отставших - ариманические существа, отставшие Архаи (Духи Тьмы). Михаил - символ всех архангелических сил, сама жизнь которых выстроена на противоборстве с Драконом - символом ариманических сил.
В третьем круге динамику мира задали Ангелы и отставшие Духи Огня (из Архангелов). Рискну предположить, что Зверь апокалипсиса - символ этих Духов Огня.
В нашем земном круге добиваются своего люди и отставшие Ангелы ("падшие" Духи Сумерек).
Михаил = Кто как бог (не вижу здесь интеллектуальности). А вот Митра...
Манн, услады друг, своим потомкам люб;
ведь пора придет всем и каждому,
и прикажет дрост по обычаю
бездыханную плоть сырой земле предать.
Англосаксонская рунная песнь.
Мадр – это муж, умножающий землю; у ястреба коготь остер.
Норвежская рунная песнь.
Руна Мадр представляет мужчину в качестве земледельца и воина (коготь ястреба). Она стоит в паре с руной Эхваз, связывая человека и животных. В древние времена эти руны олицетворяли живое одушевленное, но подразделяли живых на «двуногих» и «четвероногих». В круге сезонов мы разнесем эти руны в противоположные стороны, так что Манназ встает в начале лета, а Эхваз в начале зимы. С началом лета в природе начинают преобладать интеллектуальные силы. Но когда что-то максимально действует вовне, у человека пробуждается противоположный процесс. В цикличности года мышление противостоит питанию. Летом человек ест самую разнообразную пищу, в нем активна функция питания; в природе в это время активны серные процессы вместе с цветением и завязями (размножение – природный эквивалент мышления). Интеллект природы управляет бурным взаимодействием веществ, субстанций и царств природы.
Руна Эхваз ассоциируется с восьминогим конем Вотана по имени Слейпнир. Эта восьминогость намекает на двух коней, запряженных вместе! Коней тягловых и коней для верховой езды называли разными словами. Так вот, лошадей, тянущих повозки, называли «еку» (Эхваз), а верховых называли на букву эМ – марко, марч, мерр, мерин. Марья – молодой человек из культового общества, тот кто запрягает колесницы, владеет ими.
От названия «еку» произошло слово для цифры 8 («окто»), но еще раньше это слово обозначало «четверку», «ширину четырех пальцев», «четвероногость» (ср. кватро).
Известен мифологический сюжет, в котором бог Индра разбивает повозку богини Ушас. Этот сюжет характерен для всех индоевропейцев; благодаря Тациту, известен германский культ богини Нерхтус, которую вывозили на повозке для благословления земли и плодородия. Оружие бога грома у северян тоже на букву эМ – мьолнир (рус. молния). Можно с большой долей вероятности утверждать, что руны Эхваз и Манназ (весьма схожие в начертании), обе обозначали коней, но у руны Манназ был графический намек на всадника. Царский ритуал жертвоприношения коня дожил вплоть до времени Римской империи. Причем у римлян конь посвящался богу войны Марсу – Мартусу (ср. с названием коня). Можно даже предположить, что на прадревней стадии тотемистических представлений индоевропейцев именно конь считался предком людей.
Руной Манназ попытались передать различие между человеком и животным. В человеке есть нечто, оседлывающее животную натуру. Это выражается в способности активно обращаться к памяти мышлением. Древнее слово манн означало «измерять, размышлять». Русское слово «мысль» находит свою параллель в тюркском «мысалы», означающем «пример», т.е. имя, название. В библейском мифе бог приводит к человеку всех животных, и тот дает им имена! Автор рунной песни «Хавамаль» хвастается:
Знаю четырнадцатое (заклинание),
если народ будет богов имена называть:
асов и эльфов знаю я всех
– лишь глупец знает мало.
Бог – создатель человека
Создание людей связывалось с богом Луны. Наблюдения за Луной позволили освоить время, создать календарь, состоящий из недель и месяцев. Луна также воспринималась как душа природы, которую мы обозначили как «природный интеллект». Библия изображает Спасителя (в Книге Откровения) всадником на коне, на бедре всадника начертано Имя.
Мех-с, мех-н, мен – Луна, мерило
Мах, маса, мА, амис, меис, менезис, менуо, ми, мене - Луна, месяц
Арма – луна, ар – подниматься;
армахх – делать беременной; ирма – болезнь; ирманийя, ирмалийя – заболеть
Мех, мехи – созревать, собирать.
Мимите – зачинается, созревает (в чреве).
Маийй – сила; маиве – молодой.
Мелк – выдавливать (отсюда молоко и указание на млекопитающих людей и животных)
Северные шаманы связывают происхождение людей с Хеймдалем (Ригом), лунным богом, охраняющим мост Бифрёст, ведущий в Асгард, мир богов-асов. Манназ имеет форму мужского и женского склонений: манн – мужчина, манд - женщина. Бог Туистон родился из земли и породил Манна (Луна родилась из Земли). У Манна было три сына, от имен которых живущие на берегу океана называются ингевонами (кормящее сословие), живущие в центре – гермионами (воюющее сословие), а остальные истевонами (ученое сословие). Ингевоны это современные англичане, гермионы – германцы, а истевоны, вероятно, восточные европейцы. Возможно, название эстонцы напрямую восходит к истевонам.
Согласно мифам, Вотан потерял глаз, но обрел ясновидение. Бог Тиу пожертвовал ради чести рукой. Хеймдаль же известен потерей одного уха и обретением острейшего слуха. Ясно, что Хеймдаль олицетворяет способности яснослышания, раскрытия сущности явлений через их духовные имена. Если Вотан имеет множество черт, сходных с индийским Рудрой/Шивой – олицетворением школы ясновидения, то Хеймдаль имеет черты способностей, характерных именно для северных европейцев. Хеймдаль в некотором смысле дополняет троицу главных богов – Тиу, Одина и Тора, также как человечество живет в среде трех царств природы.
В скандинавской мифологии Асам противостоит семейство злокозненного Локки. Так вот, в битве богов Хеймдалю в противники достается сам Локки. Человечество противостоит отсталым («павшим») ангелам. Хеймдаль должен оповестить всех о начале битвы, протрубив в рог Гьяллахорн. Это еще раз указывает нам на чувство слуха и имеет параллели с трубными гласами Апокалипсиса. В календаре сезонов мы поместили время Манназа сразу вслед за руной Локки – Берканан.
Проблема отождествления руны Манназ с виноградом
Обычно руну Манназ связывают с виноградом. Англосаксонская рунная песнь поет о том, что Манн это услада. В ней также идет речь о радости деторождения, о вечности людского рода в его потомках. Можно усмотреть в этом намек на вино, употребляемое как по случаю рождения ребенка, так и на тризне. Виноградник – великолепный символ связи поколений, виноградник очень живуч; отрезанные лозы ему не нужны, он даст новые от корня. К тому же виноград – культурное растение. Он великолепно гармонирует плющу в паре рун Манназ-Эхваз: оба растения – вьющиеся, но одно – спиральное и дикое, а второе – прямое и культурное (очеловеченное).
Однако, если связывать руну Манназ с виноградом, возникают некоторые затруднения. Во-первых, виноград растение солнечной силы и не зря вошло в «кровь» христианства. Во-вторых, у индоевропейцев именование винограда не связано со звуком эМ: вено, уино, вейнагардз, раза. На букву эМ начинаются названия ежевики и шелковицы (моро), а также мёда (мелит, меду). Причем медами называли изначально хмельные напитки из пчелиных сот, а сам мёд – мелит (сладость). Звукосочетания мл, мбл встречаются в названиях яблонь (махло), которым тоже приписывались молодильные свойства. В кельтской огаме буква «муин» обозначала некий «кустарник» (вероятно, медоносный, дрок-утесник; или, вполне возможно, малина).
В европейской мифологии известен Мананнан, сын Лера, носящий котелок с амритой – пищей богов, делающих их бессмертными. Луну тоже прочно отождествляли с сома – оживителем, любимым питьем Индры. Здесь мы сталкиваемся с проблемой хмельных напитков двоякого рода. Один вид напитка – сома, амрита – предназначен богам, тогда как люди пьют другие хмельные напитки, не способные одарить их бессмертием. Отсюда и множественность растений для руны Манназ.
Руна Манназ – человеческая, а не божественная. Поэтому варианты с сомой и амритой мы должны опустить. Луна как божество мышления носит имя Чандра (а не Сома). Название человека Ман (мэн, муж) имеет эпитет мартья – смертный. И мир, в котором живет человек, называется медиальным, срединным (Мидгард). Человек еще называется «манушья» - земной. Первый человек в индуизме носил имя Яма (Близнец) и стал распорядителем в царстве умерших. Поскольку все мы его потомки, то после смерти восходим к нему через поколения предков. Скандинавы называют человека, сотворенного Хеймдалем, именем Карл. Карл означает «старик» (къер, керонт, греч. Харон). Но вообще потусторонним миром правит бог Митра, олицетворяющий договор и человеческое единство.
Тем не менее, и человеку доступны напитки, которые исцеляют его недуги, укрепляют силу и здоровье и даже продлевают срок жизни (ср. «философский камень» алхимиков). К руне Манназ могут иметь отношение и средства, вызывающие состояние транса, действующие на слух. Мёд мы уже упоминали. В мифах пчела возвращает умершего мужа. Пчелы – образчик дружного сообщества! Кроме того, их мёд (сахар) является главной пищей мозга. «Мёд поэзии» - устойчивое выражение, означающее черпание поэтического вдохновения из «разума природы», дар тонкого слуха.
Один из двух праздников Диониса носил имя Мистерион (Время мухоморов!). Обратим внимание на слово мухо-мор, содержащее два слова на эМ.
Му, мусс – муха. Ми, мизг, муска, мусо, мучо - овод, комар.
Макс – пчела. Мадху – мед. Апис, апикула.
Мадху-марка, мелисса, мидибинз – медовая муха.
Мусс, меус – мох, болотная трава, плесень. Мор, мар, мармара – озеро, болото. Мор+ск=морской – стоячая вода, пруд, переходить в брод.
Мухомор содержит галлюциногены, их применение в шаманской практике широко известно. Не исключено, что некие комбинации медов и мухоморных настоек составляли средство для обретения экстрасенсорной восприимчивости. Болотные растения, вероятно, считались особенно лечебными (известна целебная сила грязей руны мокрой земли Уруз). Болота могли служить и местом захоронения; по крайней мере, болото – это местность, чреватая смертью, в болоте легко утонуть, приняв его зеленый покров за твердую почву!
Ряд слов с корнем «мет» имеет отношение к древней медицинской практике:
Масти – измерение, взвешивание. (Метан, меззан, мессен)
Мит – мысль, разум
Медомаи – думаю. Медитор, Мидиур (сужу)
Мьотудр/мьофудр – судьба
Ви-мад – исцелитель
Медейа – богиня-исцелительница (агамэдэ)
Медеор – врачую
Медикус – врач
Мен – мысль, разум, думать. (Мну, манах, меноинао, менс, ментис, менме, мунс, мунр, майнд)
Мрег – голова
Моно – затылок, шея. Манья, манаофри, муин, муинел, мон, мэйн, монисто (ожерелье)
Меу/му – сперма, семя
Мууа, муелос – спинной мозг
Мел – тереть, размалывать. Милет – пшено, просо
Мел – дробить, молоть, толочь. Малла, моло, мелим, малан, малюю, мельо
Мл, мул – мельница, жернова
Мука, крупа, помол – мемал, миелл, гимулли, мело, мелу, мьол, млево
Мемс-о это мясо просто как продукт. Миса, мамсам, мисс, мсои, мура, муриа, мембрум, мир, мимз, менса, миеса, месо
Мук – произносить молитвенные слова. Мугаи, муга, мугио (мычу)
Мелд – молиться совершая жертву
Мусс – мышь. (Мист, мукн, мауз)
Мышь использовалась в обрядах избавления от смерти. Слепые животные становились символом богов исцеления, в частности, крот связывался с Асклепием. Древнейшая медицина была неотделима от ритуально-магических действий. При заболевании одной из двенадцати частей тела необходимо было принести в жертву, с особыми молитвами, такую же часть тела какого-то животного. Впрочем, целительный эффект голоса и молитвы достигается и бескровным способом: монахи сохраняют бодрость многочасовыми распевками, молитвы за болящих ускоряют их выздоровление.
Приведем примеры слов, связывающих руну Манназ с понятиями коллективного начала человеческого общества:
Мето – жну. Маен, махен, маван, моу, - жать, убирать.
Меи(н) – мена, обмен. Майате, мит,
Ком-мунис – общий. Гамаинс (взаимный), гимеини, гемейн (Гименей – брачный дух)
Мунус – повинность, дар. Моин – ценность, сокровище
Меи(т) – взаимность и парность.
Митхати – меняется
Митха – взаимный
Мифвара – парный
Муто – меняю, мутуус – взаимный. Маидмс – дар.
Митра – бог договора. Миру – сообщность, договор.Мекх – большой. Мак, мекки – многочисленный.
Мхр/н(т) – власть, рука, править. Манииаххаи, манус, монтар/муинтер (законная жена), мунд, мундр, форамундо/вормунд (опекун), маару, марпто.
Звук эМ олицетворяет созвучие и разумное подражание. Его используют с повторением мантры ОМ – заставляя зазвучать всю мудрость (О) в уме и мозгу человека (эМ).