"Страстная пятница....Мать Иисуса Мария и Понтий Пилат в этот день являются людьми, о которых упоминается. Понтий Пилат царствовал в то время и когда к нему привели Иисуса, он понял, что вины в нем нет, а дело в зависти; что люди его любят. И жена Пилата просила, чтобы он ничего не делал Иисусу, и он стремился отпустить его. Но толпа кричала, что если он опустит Иисуса, то он больше не друг цезаря. Тогда он пугается и выполняет волю толпы.
…На Голгофе, « Месте черепов» устанавливают крест и распинают Христа. И семь раз он говорит перед смертью: «Отче прости им, ибо не ведают что творят».
Христос молится за людей и включается в их судьбу. Он не пассивная жертва, а активно действует - молится. Когда происходит несправедливость, то важно как ведет себя жертва, он может обозлиться и наполнится чувством отмщения. Но может внутри себя смягчить остроту напирающего на него зла и обезвредить его, для этого нужно внутреннее причастие к Божественной силе любви. Все происходящее может означать различный дальнейший ход судьбы и для преступника. Просьба о прощении направлена в будущее.
-В момент смерти может наступить момент ясновидения. И один из разбойников говорит «Вспомни обо мне, когда придешь в свое царство». На что Христос говорит: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в Раю». Второе слово связано с настоящим. Это говорит, что Христос будет с разбойником после смерти. Он позволяет злодею, несмотря на обвинения, найти ключ к чистому непорочному началу всего существа человека...
- «Женщина, вот сын твой! - Вот твоя мать». Умирающий основывает новое сообщество между матерью и учеником, которого он любит. Иоанн, с того момента, принимает Марию «в себя». Духопознание видело Марию «душу, которую пронзил меч» глубочайшего страдания, в особой связи с Божественной мудростью, с «Софией». При зачатии Иисуса, она была озарена Святым Духом, в день Троицы она пережила схождения Святого духа. Боль, которую выносила она, готовила душу к пронизанию «мудростью свыше».
…Три первых слова произнесенные Христом обращены к людям и были произнесены при свете Солнца. Следующие слова были произнесены, когда произошло затмение. И они говорят о Большом деле Христа.
-«Боже мой, Боже мой, зачем ты меня покинул?» Это переживания безграничного одиночества и покинутости, которые должны быть пройдены на пути к божественному величию. Полная покинутость является в этом смысле переживанием, особенно свойственным земному человеку, который в обители материального тела переживает себя будто в изоляции. Он хотел стать одним из нас и поэтому принял на себя этот процесс умирания. Но именно поэтому он смог преобразовать небесное свое существо таким образом, что отныне земной человек мог стать причастным Ему. Он находит земную смерть, исходя из свободного решения любви. Так как Он безгрешен, ОН должен был принять это одиночество и покинутость, чтобы потом человек смог преодолеть это смертное одиночество. Пройти через одиночество, чтобы передать людям свое изначальное переживание: « Я не один, но Отец со Мной». С тех пор у людей открыта возможность «умирать во Христе». Христос не смог бы за нас заступиться, если бы сам не прошел такую смерть через страдания на Голгофе.
-«ЖАЖДУ». Это тоска, которая живет в человеческой душе, желание быть счастливым, надежда на исполнение заветных желаний. Эти слова Христа должны быть услышаны именно в связи со смирением, самоотречением Будды. Мы чаще всего не знаем, что жаждем действительно, это иллюзии. Но если желания поднимаются в их собственной истинной глубине, тогда происходит их исполнение, которое несет им навстречу Христос. Христос приносит воду жизни, утоляет жажду на века.
-«Свершилось» Христос сознательно умирает и сознательно завершает жизнь. День смерти Христа это пятница, шестой день недели, он соответствует шестому дню творения. На шестой день появился человек - по образу и подобию своего творца. И вот Христос дал заново засверкать богоподобной образности. Которая была заглушена грехопадением. В страстную пятницу звучит «Вот человек». Так Христос завершает свой труд земной и погружает его как будущие семена в погост великого покоя - положение во гроб. Началась страстная суббота - «тихая суббота», в покое зарождается день Пасхи, что, как «первый день недели», откроет новые божественные свершения.
- между этим завершением своего земного труда и наступлением смерти имеет место еще одна молитва - седьмое и последнее слово на кресте: «Отец, в Твои руки вверяю дух мой». Это новое творение. С обращения к отцу начинаются первые слова на кресте и с обращения к отцу последние слова на кресте. Умирающий указывает путь своему духу - к Отцу. Поэтому важно перед засыпанием направлять свою душу к Отцу, это важно, так же как и перед смертью. То, в каком направлении, с какой определенностью душа совершит шаг в иной мир, повлечет за собой далеко идущие последствия. Такие мгновения приобретают в час смерти особую ценность в отношении судьбы, они могут возместить собой целые десятилетия прожитой жизни. В высшем смысле видим мы Христа приводящем в действие эту тайну последней воли. Когда Он вверяет свой дух в руки Отца.
Пятница - день, когда можно рассмотреть весь свой земной труд и направить свою душу взглядом в руки Отца.
Можно читать псалом 22 и медитировать на крест..."