Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
GA-онлайн
География лекций
Календарь души25 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Медиаархив
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Каталог авторов
Алфавитный каталог
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Книгоиздательство
Проекты портала
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Антропософская жизнь
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
Каталог ссылок
Печати планет
Г.А. Бондарев
Methodosophia
Die methodologie der anthroposophie
Философия cвободы
Священное писание
Anthropos
Книжное собрание

В.Н. Памфилов

Об индивидуализации мысли


«В пятой послеатлантической культуре нет
задачи важнее, чем понимание духовнонаучного
познания. <...> на Земле должны найтись люди,
которые рассудком, силой интеллекта поймут
духовную науку» (Р.Штайнер, GA183, л. от 19.08.1918).


– Мы знаем, что чувства и проявления воли – поступки – у человека индивидуальны, тогда как мысли универсальны и благодаря этому люди могут понимать друг друга. Это происходит, как мы знаем, оттого, что в Лемурийскую эпоху, чтоб защитить эфирное тело от люциферического влияния, человек был лишён возможности распоряжаться химическим и жизненным эфирами, теми, которые несут мысль и её содержание (например, GA 114, л. от 21.09.1909; GA 155, л. от 16.07. 1914).

– Воспринимая внешний мир в чувственном восприятии, человек одновременно воспринимает связанные с ним мысли, а это мысли существ иерархий, создавших этот мир, для нас эти мысли универсальны.

– Конституция человека позволяет ему в этом привязанном к внешнему миру мышлении быть свободным от существ, являющихся сверхчувственной основой внешнего мира, считать эти мысли своими и развивать самосознание. Но в своём мышлении человек не свободен от внешнего мира и должен следовать ему.

– Мысли эти пребывают в эфирном теле и вместе с ним растворяются за порогом смерти. Так что с нами остаются наши чувства и поступки, исходя из которых строится карма.

– Но ведь поступки, исходящие из кармы должны иметь своё содержание, а значит, им должны сопутствовать – так как карма индивидуальна – индивидуальные мысли.

– Они, разумеется, есть, но вне нашего сознания. Их формируют Херувимы, а владеет ими наш индивидуальный Ангел, наш самодух.

– Задачей земного эона, как мы знаем, является развитие самодуха, то есть способности владеть своими индивидуальными мыслями. А чтобы развивать эту способность, надо эти мысли иметь – ведь мысли кармы хоть и индивидуальные, но нашему сознанию пока не принадлежат.

– А как, скажите, иметь индивидуальные мысли, если мы не владеем эфирами, способными нести мысль?

– На самом деле они в нас присутствуют, их несёт поток эфирной крови Христа, который струится в эфирном теле каждого человека с момента Мистерии Голгофы (см. там же). Опираясь на него, мы можем овладеть индивидуальным мышлением и создавать индивидуальные мысли. Весь вопрос в том, о чём создавать – ведь внешний мир дарит нам универсальные мысли?

– И мысли духовной науки, воспринятые в текстах Р.Штайнера, тоже универсальные, поскольку мы воспринимаем их с помощью органов чувств так же, как все, кто читает эти тексты.

– Но вот слова Р.Штайнера: «Христос есть существо, которое <…> проявляется, реализуется в нас, когда мы усваиваем духовное знание» (GA153, л. от 12.04.1914). Иными словами, усваивая духовную науку, мы получаем реальную возможность использовать струящееся в нашем эфирном теле Слово, химический и жизненный эфиры, и создавать индивидуальные мысли.

– Но ведь очевидно, что когда мы просто читаем тексты, запоминаем феномены, размышляем над ними, мы их не индивидуализируем, они так и остаются универсальными мыслями в эфирном теле.

– И вот вопрос – как усвоить духовное знание, как сделать его своим, то есть принадлежащим самодуху, а не эфирному телу, как индивидуализировать универсальные мысли, воспринятые при чтении текстов Р.Штайнера?

– Ведь в чём особенность мыслей кармы? Мало того, что они несут содержание наших грядущих поступков, они обладают властью воплощать эти поступки в жизнь, осуществлять формообразование во внешнем мире. Это, по определению Р.Штайнера, «мысли, несущие волю».

– Ответ напрашивается сам собой – надо мысли, изложенные Р.Штайнером, оснащать нашей индивидуальной волей. Это должны быть не мысли, почерпнутые из текстов, но мысли, которых в текстах нет, но которые создаются на основе данного в текстах с помощью индивидуальной воли.

– Но воля не там где мысли, а там, где мышление; ведь иметь мысли и мыслить – это принципиально разные вещи, хотя переводы частенько не различают этого. Из текстов Р.Штайнера мы имеем мысли и с этими мыслями необходимо выйти в пространство мышления, то есть привести эти мысли во взаимодействие, комбинировать их, вынуждая открыть тайну их скрытой связи, их взаимосвязи.

– Когда нам это удаётся, мы получаем возможность прояснить неясное в одном феномене через ясное в другом или в других. Это и есть мышление, комбинирующее мышление, интеллект, то, что боги подарили человечеству через Авраама – он первый человек, который обладал комбинирующим мышлением.

– Как говорит Р.Штайнер, «<...> не делать ничего иного, кроме как привести феномен именно к тщательному созерцанию, а затем поставить рядом другой относящийся к нему феномен; так что через эту расстановку феноменов <…> сами феномены побуждаются к тому, что они взаимно проясняются» (GA76, л. от 06.04.1921). Это то, что Р.Штайнер называет гётеанизмом, феноменологией.

– Чтобы конкретизировать сказанное, я сейчас приведу компактный пример, который я уже приводил в своих докладах.

– Как мы знаем, познание должно начинаться с удивления. В рассматриваемом примере удивляло (и не только меня) то, что и дух народа и душа народа принадлежат иерархии архангелов. В чём их отличие? Известно, что архангелы развивают в эоне Земли сознание жизнедуха, а сознание самодуха они развили на древней Луне.

– И вот такое сообщение Р.Штайнера: «Русская культура развернётся тогда, когда русская народная душа соединится с самодухом» (GA159, л. от 09.05.15). Но ведь Самодух архангелы развивали на древней Луне! И как итог комбинирования этих феноменов возникает предположение, гипотеза: душа народа – это архангел, задержавшийся на стадии древней Луны. Эту гипотезу необходимо всесторонне подтвердить или опровергнуть, внося в рассмотрение другие относящиеся к этой проблеме феномены.

– Чтоб не утяжелять текст, мы приведём рассматривавшиеся в дальнейшей работе феномены в конце текста в Приложении 2, опустим детали этой работы и представим её результат в виде схемы.



¬– Как известно, мы несём в себе и человека древней Луны – это тело ощущений и всё, что с ним связано. Следовательно, должны быть существа, сохраняющие характер, присущий им на древней Луне, и обеспечивающие деятельность человека древней Луны в современном человеке. Потому архангел задержавшийся, а не отставший.

– Та часть индивидуальной души человека, которая связана с мыслительной деятельностью – а это душа сознательная и часть души рассудочной, – управляется духом народа через собственный самодух, развитый на древней Луне, и через индивидуального ангела правомерного развития, то есть развивающего самодух.

– А часть индивидуальной души человека, связанная с ощущающей деятельностью – а это душа ощущающая и часть души рассудочной, связанная с внешними восприятиями, – непричастна духу народа. Она управляется душой народа через индивидуального ангела правомерного развития.

– И наконец, ощущающее тело человека управляется душой народа через сохранившего лунный характер, задержавшегося в своём развитии ангела, то есть ангела, развивающего Я, а не самодух.

– Таким образом, вместо того, чтобы жить с этим непониманием и противоречием в душе, я с помощью комбинирующего мышления пришёл к полной прозрачности, к пониманию, пришёл к индивидуальным мыслям, которые я нигде не смог бы почерпнуть, они протканы моей индивидуальной волей. Сейчас я их сделал для вас универсальными.

– Часто люди не различают между знанием и пониманием. Можно знать множество феноменов, но не понимать их так, как это показано в примере. Понимать – это уметь объяснить одно с помощью другого.

– Вся найденная закономерность, разумеется, присутствует в сверхчувственном мире в виде интуиции, инспирации и имагинации, но в виде представления она не существовала. Сейчас мы её имеем как абстрактное представление и потому понимаем. Сила и необходимость абстрактного мышления именно в том, что оно делает законы и явления понятными и обозримыми.

«Вся духовная наука может быть постигнута при помощи той меры интеллекта, какая в наше время имеется у человека. <…> Либо человек стремится к пониманию и употребляет интеллект на понимание духовной науки, и тогда Ариман не может его урвать, <…> либо исходной точкой человека не является понимание духовной науки и он не применяет интеллект, тогда им (интеллектом) могут злоупотребить ариманические духи. (О том, как Ариман может злоупотребить нашим интеллектом, Р.Штайнер подробно рассказал в лекции от 15.11.1919, том GA191. Ключевой фрагмент этой лекции приведён в Приложении 1).

<…> Наша духовная наука обращает всё растущую силу интеллекта, дарованную людям, на построение науки, требующей как раз большей силы интеллекта, чем было раньше» (GA254, л. от 25.10.1915). «Прогресс заключается в том, что человек развивает повышенную интеллектуальность не только для себя, но вносит её также в астральный мир. Через такое интеллектуальное ясновидение перед людьми, продвинутыми в этом отношении, сможет выступить и выступит всё больше и определённее в ходе трёх ближайших тысячелетий эфирно видимый Христос». (GA130, л. от 18.11.1911).

– Эти индивидуальные мысли, оснащённые нашей волей, могут быть восприняты в самодух, пронесены через врата смерти и останутся с нами. Р.Штайнер характеризует это так:

«После смерти имеет значение именно то, что мы поняли, независимо от того, видели мы это или нет». «Центральное существо человека охватывается тем, что мы принимаем в антропософскую мысль. Это кристаллизует духовную субстанцию в человеке, который уносит её с собой после смерти; благодаря ней он обладает способностью восприятия в духовном мире. <…> и, если он это развивает, он переносит это в следующее воплощение <…> и сможет вспомнить об этом образованном Я». (GA117, л. от 13.11.1909).

– Глава «Будущее человечества и деятельность Михаила» тома №26 «Мистерия Михаила» полностью посвящена познанию духовной науки с помощью комбинирующего мышления. «Надо суметь воспринять в себя чисто естественнонаучный способ мышления» говорит там Р.Штайнер. Рассмотрим те аспекты этого способа мышления, которые актуальны для нас, подкрепляя их соответствующими высказываниями Р.Штайнера.

1. Необходимо создать пространство мышления. Этой цели служит гипотеза. В лекции от 18.04.1921 цикла «Духовнонаучные аспекты терапии» (GA313) Р.Штайнер говорит об этом так: «Дело в том, что для составления теории (читай гипотезы) необходимо иметь хотя бы волю. Ибо если мы не можем создавать теории, мы вообще не сможем понять ни одну область явлений. Но необходимо иметь волю и для того, чтобы всегда ставить теорию на место и доходить до той границы, где эта теория уже не имеет силы. За этим нужно следить и в естественных науках».

– Именно гипотеза даёт пространство для осмысленного комбинирования – ведь её нужно подтвердить или опровергнуть. В последнем случае её надо отбросить и создать новую.

2. Создавая гипотезы в естественных науках, исследователи имеют дело с феноменами мира, доступного чувственному восприятию и сознанию, чего не скажешь относительно сверхчувственного мира. Поэтому для создания гипотез необходимо кроме воли обладать воображением, фантазией. В цикле лекций «Пневматософия» (GA115, л. от 15.12.1911) Р.Штайнер говорит об этом качестве так: «Воображение следует законам истины, которые полностью проистекают из мира имагинаций, однако они свободным образом связывают здесь мир восприятий. Так что в настоящем воображении мы действительно имеем нечто, что находится посередине между обычным представлением и имагинацией. <…> Здесь мы способны в обычном мире воспринимать непосредственную эманацию духовного мира». А в лекции «Скрытые глубины душевной жизни» (GA61, л. от 23.11.1911), Р.Штайнер говорит, что воображение ведёт в такие глубины, которые недоступны рассудку и внешней науке, и что человек посредством воображения, фантазии как бы срастается с вещами, если он не предаётся фантастике, а из совместного бытия с вещами творит их всеобъемлющий образ. Чтоб избежать фантастики, говорит Р.Штайнер, мы в работе фантазии не должны уходить так далеко, чтобы уже нельзя было вернуться к фактам (например, при необходимости перехода к новой гипотезе).

– Об этом совместном бытии с вещами Р.Штайнер говорит как о пути, ведущем к истинному ясновидению: «Когда мы решаемся сами в себе творить мысли, которые нам сообщает духовное исследование, мы поднимаемся на первую ступень того, что сегодня по праву называется ясновидением, тогда мы ясновидчески живем в мыслях антропософии». (GA221, л. от 03.02.1923). При этом у нас неосознаваемо формируются органы восприятия в эфирном теле.

«<…> предшествующее понимание и охват со всесторонним суждением <…> подготовят душу и создадут настроение, чтобы можно было войти в созерцание сверхчувственных миров соответствующим образом». (GA138, л. от 31.08.1912).

3. Поскольку в воображении мы связываем себя с миром имагинации, необходимо в процессе феноменологической работы стремиться к образному представлению. «Если вы захотите составить более высокие представления, то должны заметить, что вам также и во внутренней душевной жизни становится хорошо, когда то, что не является чувственным, вы пытаетесь представить образно, одеть это в вещи, которые несут цветовые и звуковые ощущения. <...> Чувственно-наглядная символизация как правило является необходимостью. <...> Только через чувственную символизацию становится возможным прийти к высоким представлениям». (GA115, л. от 01.11.1910). То есть это необходимо, чтобы нас лучше воспринимали в эфирном мире, чтобы осуществлялось именно совместное бытие с вещами.

4. При комбинировании следует опираться на логику. Но здесь необходимо уточнение. Существует логика понятий, так называемая логика убеждения, которая исходит из обозримого, очевидного, и есть логика фактов, которая должна допускать неочевидное и пробиваться к нему, доверяя фактам. Здесь должно быть благоговение перед мудростью мира, скрытой в фактах. А начинается познание, как мы уже сказали, с удивления.

– Так при рассмотрении феномена цветового спектра (GA320) Р.Штайнер говорит, что тёплая часть спектра обусловлена активностью света в тьме в тепле, а холодная – активностью тьмы в свете в химизме.

– Удивляло, что одно в тепле, другое в химизме. Казалось бы, поскольку тьма есть противоположность света она и должна проявлять свою активность в противоположности тепла – в холоде, тем более, что эта часть спектра называется холодной. Стройно и красиво, как всегда, когда действует логика представлений – ведь это такое родное! Но мудрость мира несёт гораздо более высокие стройность и красоту, в предчувствии которых душа должна испытывать благоговение.

– Работа привела к следующему пониманию. Активный свет, то есть внешний свет, несущий приглушающую тьму, возможен только в мире вещества, в мире трёхмерных частиц, где он активирует тепло. Активная тьма, то есть внешняя тьма, несущая просветляющий свет, возможна только в эфирном мире, мире двумерных частиц, мире химического эфира. А спектр холодный, так как в отсутствие активированного тепла выступает его природное свойство – холод. Можно видеть, насколько глубже проникает в суть вопроса комбинирование феноменов, а не понятий. При работе с феноменами сверхчувственного мира логика понятий может завести в тупик.

5. Стремление к деталям, к конкретности. Чтобы не мыслить люциферически, говорит Р.Штайнер, необходимо «...как можно конкретнее придерживаться отдельностей, частностей. В тот момент, когда человек генерализует, унифицирует, он мыслит люциферически». (GA191, л. от 14.11.19). Как мы знаем, логика понятий – это дар Люцифера; то есть уход от деталей, конкретики автоматически уводит от логики фактов к логике понятий.

6. Этот данный через Авраама интеллект достиг предела своих возможностей в 20 веке в способности видеть, охватывать сознанием целое, систему. Необходимость этого свойства заложена в духовную науку. « <…> те из вас, кто имеет терпение и постоянно занят исследованиями, непременно убедятся в том, как разные вещи складываются в одно целое». (GA110, л. от 17.04.1909).


— С окончанием Тёмной эпохи, Кали-Юги, для человечества открылась возможность постепенно прийти к естественному ясновидению. И первое переживание, которое люди должны будут иметь при этом, – это лицезрение Христа во втором пришествии, в эфирном теле. Но человечество надо было готовить к этому и в этом, в частности, была миссия самого Р.Штайнера и создаваемой им духовной науки.

— На первом этапе он как христианский посвящённый высочайшего уровня, с одной стороны, и как мыслитель и учёный, с другой, оснастил плоды своего ясновидения понятийным аппаратом, перевёл их на язык понятий современной науки, чтоб было возможно духовнонаучное обучение. И наряду с этим он направлял развитие ясновидческих способностей у людей, подведённых к нему кармой. Ставилась цель открыть органы чувств для восприятия эфирного мира у людей, уже подготовленных духовнонаучным обучением к восприятию второго пришествия Христа.

— Первый этап развития духовной науки был связан с эфирным миром и устремлён в него. Первый Гётеанум – это земное отображение эфирного мира. Сферичность форм, имагинативная роспись, натуральные материалы – всё творилось в физическом мире как элемент эфирного мира. Он и перешёл в эфирный мир благодаря эфирному телу погибшего мальчика.

— Гибель первого Гётеанума практически закрыла этап непосредственного развития ясновидения, надёжность которого обеспечивалась прямым руководством Р.Штайнера.

— Второй Гётеанум – это символ второго этапа, этапа познания через комбинирующее мышление. По своей форме это, фактически, череп, да ещё и из бетона – самого земного материала. (Вносить туда элементы первого Гётеанума просто нелепо, если не вредно).

— Р.Штайнер поступил так, потому что знал, что с его уходом будет некому здоровым образом направлять развитие ясновидческих способностей. И он ожидал притока людей с достаточно развитой душой сознательной, для которых самым правомерным является мыслительный путь. Разворот к этому он начал в декабре 1919 года чтением своих естественнонаучных циклов.

— Почему с уходом Р.Штайнера по сути дела закрывается здоровый путь непосредственного развития ясновидения? Не вдаваясь в детали, можно сказать следующее. Тем, что Р.Штайнер непосредственно руководил духовным развитием учеников, обеспечивалась и непосредственная связь всего процесса с духовным миром. Это исключало влияние на души людей враждебных сил, действовала истина. И эта защита при соблюдении специальных правил оставалась с учениками и обеспечивала действенность того, что они осуществляли на этом пути самостоятельно. Без Р.Штайнера этой защиты нет. Да, тексты те же, процедуры те же – враждебные силы в общем случае не в состоянии их изменить, они защищены формально. Но души-то не защищены и здесь пространство для вмешательства враждебных сил, наших двойников. Всё зависит от того соотношения симпатий и антипатий, которое человек принёс из прежних воплощений. «Устами каждого воскликну я свобода, но разный смысл для каждого придам». (М.Волошин, «Путями Каина»). В нашем случае прочитанное или услышанное приобретает в каждом человеке свой смысл в зависимости от этого кармического наследия. И что ещё хуже – оно искажает сверхчувственно воспринимаемое. Только скрупулёзное соблюдение всех правил нравственного совершенствования, данных Р.Штайнером, может защитить от ошибок. Но кто на это способен в наших условиях жизни! Тем более, что что-то открывается, а двойники нашёптывают: «Ты всё делаешь правильно, у тебя истина — действуй дальше».

— Эта власть кармического наследия в равной мере актуальна и для пути души сознательной, пути познания. Здесь спасает истина, которая делает нас свободными от этих двойников, истина, которую приносит понимание. Так что феноменология, работа с феноменами сверхчувственного мира с помощью комбинирующего мышления – это путь к свободе, а значит и к нравственному совершенствованию.

— Но чтобы это было возможно, нужна душевная субстанция свободная от этих враждебных сил, от этого кармического наследия. Поток эфирной крови Христа в нашем эфирном теле дарует нам и её – это душевная субстанция человека, которой он обладал до грехопадения и которая, как мы знаем, сохранялась в высших мирах.

— Без стремления к пониманию и этот путь имеет свои опасности. «Может иметься жадность к сообщениям из духовных миров без внутреннего стремления и обязанности испытывать их разумом и логикой. Тогда ложь и склонность к заблуждению проявляются у того человека, который не желает исследовать в своём внутреннем то, что ему сообщили». (GA58, л. от 11.11.1909).

— Медитация камня основы (камень, особенно кристаллической формы, символизирует основу возводимого в физическом мире, для эфирного мира в основе символа должно было бы лежать зерно) – это данная в медитативной форме методология комбинирующего мышления.

— В этой медитации Р.Штайнер употребил глагол «упражнять» не в возвратной форме, тогда как в русском переводе он дан в возвратной. Упражняться, то есть упражнять себя – значит осваивать какое-либо имеющееся качество, упражнять – значит развивать качество, чтобы можно было упражняться. Ведь в совместном бытии с вещами «мы имеем нечто, что находится посередине между обычным представлением и имагинацией», поэтому упражняться в узрении духа мы не можем. Здесь в феноменологической работе мы упражняем это узрение, развиваем органы чувств для сверхчувственного восприятия. Будем ли мы упражняться в этом – зависит, как говорит Р.Штайнер, от нашей кармы.

— Четвёртый стих говорит именно о том, что эта работа возможна, благодаря «повороту времён».

— И упражняться в смысле второго и первого стихов мы сможем, только достигнув узрения духа, интуитивного сознания, развивая инспиративное и имагинативное. Пока же мы должны упражнять память о духе, читая в текстах Р.Штайнера о фактах, свидетелями которых были наши оболочки, и можем упражнять размышление о них как об универсальных мыслях, чтобы, наконец, почувствовать удивление, благоговение и так далее, что возможно при уже достаточно активном обдумывании.

— Так что эта медитация отнюдь не медитация периода эфирного мира, периода непосредственного развития ясновидения; это медитация для физического мира и для тех возможностей, какие он даёт человеку. Об этом говорит и символ камня, и то, что она дана при закладке именно второго Гётеанума. Употреблять возвратную форму всё равно, что вносить во второй Гётеанум колоны первого.

— Накануне смерти Р.Штайнер на титульном листе статутов общества своей рукой зачеркнул слово «эзотерическое» и написал «Объединение строения», то есть объединение черепа. А что делают в черепе? Развивают мышление, познают.

— В заключение я хочу сказать следующее. У каждого человека свои возможности и в части воли, и в части фантазии, и во всё остальном, о чём говорилось. Но раз судьба подвела к духовной науке, значит развивать свою бессмертную душу надлежит именно на её поприще. Р.Штайнер неоднократно говорил, что тот, кто не стремится прийти к пониманию духовной науки на путях комбинирующего мышления, на путях феноменологии просто не может или не хочет преодолеть свою лень. Какие бы ни были способности, продвижение, развитие всегда возможны – главное приступить. Вознаграждением будет радость понимания.

— Путь трудный, но... «Почему же этот путь всё-таки покажется вам более лёгким? Да только потому, что он с исключительной силой возбуждает душевные интересы и отвечает тому, что ближе всего касается каждой души. <…> этот путь должен вести нас к наивысшему в нашей душевной жизни. И не естественно ли, что путь к наивысшему должен быть также и наиболее трудным? Но вас не должны отпугивать трудности этого пути; мы не должны закрывать душу перед неизбежной трудностью духовнонаучного пути» (GA124, л. от 17.10.1910).

— Р.Штайнер многократно говорил о том, что несение в себе неразрешённых противоречий, непонятых фактов весьма чревато для душевного и для телесного здоровья – ведь тогда мы всё равно составляем мнение, но оно уже складывается из системы наших предпочтений, симпатий и антипатий, которые мы принесли из прошлых воплощений, а это уже свободой не назовёшь – это лазейка для двойников, через которую они влияют на нашу душевную и телесную жизнь и, соответственно, на душевное и телесное здоровье. Свободными, как мы знаем, нас делает истина, а она познаётся только через понимание.

— И нерешённые задачи придётся решать в следующем воплощении.


Приложение 1. Фрагмент из лекции от 15.11.1919, GA191. (Перевод Т.Павловой)

<…> В древние времена, мудрость, необходимая для прогресса человечества, могла быть получена только из люциферического источника; следовательно, посвященные должны были получать её из этого источника и в то же самое время брать на себя обязательство не поддаваться стремлениям люциферических существ.

Замыслом Люцифера было передать мудрость людям таким образом, чтобы склонить их отказаться от пути земного развития и избрать путь, ведущий в сверхземную сферу, сферу, отчужденную от Земли. Люциферические существа привили свою мудрость человеку, но они хотели бы отвратить его от Земли, чтобы он не проходил через земное развитие. Люцифер хочет предоставить Землю её судьбе, заполучить человечество для царства, чуждого царству Христа.

Мудрые люди древности, которые получили первоначальную мудрость из рук Люцифера, должны были, как я говорил, не поддаваться его желаниям, а использовать мудрость для добра в земной эволюции. И это, по существу, было тем, что было совершено дохристианскими мистериями. Если спросят, что человечество получило через мистерии, через воздействие люциферических существ, которые в постантлантическое время всё еще инкарнировали в определенных личностей, подобных Риши Индии, и отправляли своих посланцев на Землю, ответом будет: люди получили зачатки того, что в процессе эволюции было развито в способности речи и мышления. Речь и мышление по своему происхождению являются люциферическими, но были выведены из-под влияния Люцифера мудрыми людьми древности. Если вы действительно полны решимости избегнуть Люцифера, вы должны заставить свои мысли умолкнуть и в будущем не думать!

<…> В тот момент, когда мы обобщаем или объединяем, мы приближаемся к люциферическому мышлению.

<…> Но человек устроен так, что этот люциферический принцип унификации больше не может быть действительно полезным человеку на Земле. Это было нейтрализовано тем фактом, что божественнотворческая природа человека последовала на поводу у земной эволюции, стала связанной, тесно соединенной с Землей. А поскольку это так, человек, благодаря своей собственной неотъемлемой сущности, в меньшей степени связан с люциферическим элементом, который всегда стремился увести его от Земли.

Но горе, если бы человек был просто уведен от люциферического элемента без внесения чего-либо другого на его место. Тогда было бы привнесено нечто иное в качестве зла. Ибо тогда человек сросся бы с Землей, то есть с отдельной областью Земли, где он был рождён, и его культурная жизнь стала бы полностью обособленной, полностью дифференцированной. Мы уже видим развитие этой тенденции. Наиболее заметно она укоренилась с начала XIX столетия; но тенденция обосабливаться во всё более и более маленькие группы совершенно очевидно является также результатом катастрофической мировой войны. Шовинизм будет всё больше и больше брать верх и в конце концов он настолько разъединит людей, что в итоге группа будет включать одного единственного человека! События могут дойти до той точки, когда отдельные люди будут вновь расчленены на левого и правого человека и будут воевать внутри себя – левая часть будет пререкаться с правой. Подобные тенденции уже сейчас очевидны в развитии человечества. Чтобы бороться с этим, должен быть создан противовес, и этот противовес может быть создан, только если новая мудрость, приобретенная благодаря свободному решению и свободной воле человека, вольется в земную культуру подобно древней мудрости, присущей язычеству. Эта новая мудрость вновь должна быть мудростью посвящения.

А теперь мы подходим к теме, которая не должна быть исключена из познаний современного человека. Если бы в будущем человек не сделал ничего, чтобы самому овладеть новой мудростью, то, неосознаваемо для него, вся культура стала бы ариманической, и воздействиям, исходящим от инкарнации Аримана, было бы легко пропитать всю цивилизацию Земли. Следовательно, должны быть приняты меры предосторожности по отношению к течениям, продвигающим ариманическую культурную модель. Что бы произошло, если бы люди последовали сильной склонности, которую они имеют сегодня: позволять вещам быть предоставленными своей судьбе такими, каковы они есть, без понимания и направления в правильные русла тех течений, которые ведут к ариманизации культуры? Как только Ариман инкарнирует в назначенное время на Западе, вся культура будет пропитана его силами. Что ещё пришло бы в результате его инкарнации? Посредством изумительной хитрости он принесёт людям всё ясновидческое познание, которое до того могло быть получено только путем интенсивного труда и усилий. Люди могут жить как материалисты, они могут есть и пить – сколько может остаться после войны! – и не будет нужно никаких духовных усилий. Ариманические потоки продолжали бы свое беспрерывное течение. Когда Ариман инкарнирует на Западе в назначенное время, он с величайшей пышностью учредит великую оккультную школу для обучения магическому мастерству, и то, что иным образом могло было быть получено только путём безмерных усилий, излилось бы на человечество.

Никогда не воображайте, что Ариман появится как своего рода мистификатор, разыгрывающий озорные шутки с людьми. Нет и ещё раз нет! Любители праздности, которые не хотят иметь дело с духовной наукой, падут жертвой его магии, поскольку посредством этих грандиозных магических хитростей он сможет превратить огромное количество людей в провидцев, но таким образом, что ясновидение каждого индивидуума будет строго дифференцировано. То, что увидит один человек, второй и третий не увидят. Будет преобладать смятение, и, несмотря на людей, воспринявших ясновидческую мудрость, люди будут впадать в раздоры вследствие полнейшей несхожести их видений. Тем не менее, в конце концов, все они будут удовлетворены своим собственным особым видением, поскольку каждый из них будет способен взирать в духовный мир. Таким путем вся культура Земли падет жертвой Аримана. Люди станут жертвой Аримана просто потому, что они не приобрели ценой своих собственных усилий то, что Ариман готов и может дать им. Нельзя дать более вредный совет, чем говоря: «Оставайтесь именно такими, какие вы есть! Ариман сделает всех вас ясновидящими, если вы так хотите этого. А вы будете желать этого, поскольку ариманическая власть будет очень сильной». Но результатом будет установление на Земле ариманического царства и низвержение всего достигнутого к тому времени человеческой культурой; все губительные тенденции, бессознательно сохраняемые человечеством сегодня, вступят в силу.

Мы озабочены тем, чтобы мудрость будущего – ясновидческая мудрость – была избавлена от когтей Аримана. Пусть будет вновь повторено, что есть только одна книга мудрости, не два рода мудрости. Проблема в том, находится ли эта мудрость в руках Аримана или Христа. Она не сможет попасть в руки Христа, если люди не будут бороться за неё. А они могут бороться за неё, только говоря себе, что ценой своих собственных усилий должны они усвоить содержание духовной науки до появления Аримана на Земле.

Это, вы видите, является космической задачей духовной науки. Она состоит в предотвращении того, чтобы знания становились – или оставались – ариманическими.

<…> Суть не просто в том, получат или не получат люди мудрость в будущем, а в том, будут ли они работать над этим; а те, кто работает над этим, должны взять на себя важное обязательство, подобно тому, как древние Риши и посвященные связали себя обязательством не соглашаться с условием Люцифера, требующим, чтобы человечество было увлечено от Земли. <…> Так же, как перешедшая к посвященным первоначальная мудрость, которая стала человеческим разумом, человеческим интеллектом, вырвана у Люцифера, так и интуиция, которая в будущем должна развиться во внутреннюю сущность вещей, должна быть вырвана из-под власти Аримана. Таковы выводы и эти выводы веско действуют в самой жизни.

Я недавно прочитал некоторые записи, сделанные незадолго до смерти одним человеком, который был другом антропософского движения. Он был ранен на войне и в течение долгого времени лежал в госпитале, где во время операций, которые ему делали, он много раз взирал мельком в духовный мир. Последние строки, которые он написал, содержат удивительный эпизод, описывающий видение, которое пришло к нему незадолго до смерти. В этом последнем переживании атмосфера вокруг него стала, как он выражает это, подобной плотному граниту, тяготившему его душу. Подобное переживание может быть понято в свете знаний, которые мы имеем, о битве за мудрость в будущем, поскольку ариманические силы не позволяют, чтобы эта мудрость была вырвана из-под их власти без борьбы. Не нужно думать, что мудрость может быть достигнута посредством благостных видений. Истинная мудрость должна быть получена «в муках и страданиях». То, что я только что рассказал вам об умершем человеке, является очень хорошим образом подобного страдания, поскольку в этой борьбе за мудрость будущего одним из наиболее часто встречающихся переживаний является то, что мир давит на нас, как если бы воздух внезапно затвердел в гранит. Можно спросить: почему это так? Нам нужно только вспомнить, что ариманические силы пытаются привести Землю в состояние полного затвердения. Если бы это произошло, Земля не смогла бы вновь принять сатурническое тепло, из которого она произошла и которое должно быть получено обратно в эпоху Вулкана; а предотвращение этого является целью ариманических властей. Тенденцией, которая имеет очень большое значение для этого, является недостаток энтузиазма в человеческих душах по отношению к содержанию духовной науки. Если этот недостаток энтузиазма будет сохраняться, первый импульс к отвердению Земли будет исходить из душ самих людей, из их апатии, из их лености и любви к праздности. Если вы поразмышляете о том, что это отвердение является целью ариманических сил, вы не удивитесь, что ощущение уплотнения, будто жизнь становится подобной граниту, является одним из переживаний, которые должны быть испытаны в борьбе за мудрость будущего.

Но помните, что люди сегодня должны подготовить себя к взиранию в духовный мир посредством охватывания своим здоровым человеческим разумом того, может предложить духовная наука. Усилия, прилагаемые для изучения того, что позволяет направлять себя здоровому человеческому разуму, могут быть частью борьбы, которая в конечном итоге ведет к видению духовного мира. Многие наклонности должны быть преодолены, но для людей современности основной трудностью является то, что когда они хотят понять духовную науку, они должны бороться против собственных гранитоподобных черепов. Если бы человеческий череп был менее тяжелым, менее гранитоподобным, духовная наука была бы гораздо более широко признана в наше время. Бесконечно более эффективным, чем любое обывательское избегание ариманических властей, была бы борьба с Ариманом посредством искреннего, истинного изучения содержания духовной науки. Поскольку тогда люди постепенно подошли бы к духовному восприятию опасности, которая, в противном случае, должна была бы постичь Землю, физически уплотняя её до гранитоподобной плотности.

Итак, необходимо подчеркнуть, что мудрость будущего может быть достигнута только через лишения, муки и боль; она должна быть достигнута через терпение, сопровождающее страдание души и тела, ради спасения человеческой эволюции. Таким образом, несокрушимым принципом должно быть следующее: никогда не позволяйте себе быть отпугнутыми страданиями, неотступно следующими за мудростью. Что касается внешней жизни человечества, необходимо, чтобы в будущем опасность застывающего отвердевания – которая, прежде всего, проявляется в моральной сфере – должна быть удалена от Земли. Но это может произойти, только если люди духовно увидят, внутренне прочувствуют то, что в противном случае должно будет стать физической реальностью, и противопоставят этому свою волю.

По существу, это обусловлено просто малодушием, что люди сегодня не расположены подойти к духовной науке. Они не осознают этого, но, тем не менее, это так, они напуганы трудностями, с которыми они будут сталкиваться со всех сторон. Когда люди приходят к духовной науке, они так часто говорят о необходимости «духовного подъема». Под этим они обычно подразумевают комфорт и внутреннее благополучие. Но это не может случиться, поскольку это просто усыпило бы их и отвлекло бы их от того света, в котором они нуждаются. Что является существенным, так это то, что, начиная с нынешнего времени, знания о движущих силах эволюции не должны утаиваться от человечества. Необходимо осознать, что на самом деле человек балансирует между люциферическими и ариманическими силами, и что Христос стал спутником человека, сначала выводящим его из борьбы с Люцифером, и затем вводящим в сражение с Ариманом.


Приложение 2. Феномены, работа с которыми привела к рассмотренной схеме.

– « <…> будучи отдельной душой, человеческая душа будет приобретать в будущем всё более тесную связь с ведущей народной душой из ряда архангелов <…>». (GA158, л. от 11.04.1912).

– «В нашем земном развитии на ангелах лежит задача связывать отдельные души с тем, что мы называем душой народа, душой расы». (GA110, л. от 15.04.1909).

– «Когда в последовательности иерархий мы восходим к отдельным народным духам и говорим в пределах отдельных народных духов о народных душах, <…>». (GA158, л. от 11.04.1912).

– « <…> каждый народ имеет своим вождём одного из тех духов, которых мы причисляем к иерархии архангелов. Архангелы – это высшие предстоятели отдельных народов». (GA158, л. от 05.06.1913).

– «Русская культура развернётся тогда, когда русская народная душа соединится с cамодухом». (GA159, л. от 09.05.1915).

– « <…> на каждой ступени некоторые существа отстают, а затем на следующей ступени не достигают нормальной высоты, сохраняя, таким образом, характер, который был им присущ раньше». (GA121, л. от 08.12.1910).

– «На Луне была полна сил та групповая душа, которая выступает на Земле в качестве народной души <…> и вся планета Луна в высокой степени обладала общим сознанием».

– «Народная или расовая душа и была тем, что направляло кровь в тела тех существ (людей древней Луны), которые летали вокруг Луны».

– «Вливать эти кровяные соки в тела людей было работой ангелов». (GA99, л. от 03.06.1907 и 04.06.1907).

– «Переживания души ощущающей и часть переживаний души рассудочной, связанная с внешними восприятиями, непричастны архангелу (духу народа). Но половина нашей души рассудочной и наша душа сознательная обогащаются изнутри (речь идёт о переживании моральных и эстетических идеалов) <…>. До этой области внутренней человеческой природы могут проникать архангелы (духи народов), и в этой области протекает и их собственная жизнь». Ангелы «<…> внимают распоряжениям народных духов и несут их в единичные людские души <…>». (GA121, л. от 09.06.1910).



Дата публикации: 24.02.2018,   Прочитано: 733 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru       Рейтинг@Mail.ru Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen, Spenden an)
         Яндекс.Метрика
Открытие страницы: 0.05 секунды