Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души3 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются
Книжное собрание

И.В. Рождественский

Речь, чтение, письмо - жизнь слова в душе человека

Язык и звучащая речь живут в культуре тройным образом. И в этом речь подобна троичности самого человека. Мы различаем дух, душу и тело, мышление, чувство и волю.

Есть звучащая речь, которую человек произносит в настоящем времени. Существует текст, записанная речь, который (текст) мы читаем. Это как будто привет из прошлого, текст был создан и напечатан какое-то время назад. И есть письменная речь, которую мы сами создаём, использую пальцы рук при написании или наборе текста на компьютере. Это послание в будущее – обращение к современникам и потомкам. Каждый вид речи имеет сою специфику. Мы говорим, воспринимаем речь другого, читаем и пишем благодаря различным чувствам – чувству собственного движения при артикуляции, чувству жизни («от избытка сердца глаголят уста»), чувству слуха, чувству зрения, чувству речи, чувству смысла и чувству Я другого.

Обратимся вначале к произносимой речи. Когда человек говорит, его речь в наибольшей степени связана с ним самим и с настоящим моментом. Я могу говорить с самим собой, но значительно чаще обращаюсь с речью к другим людям. Говорю из внутреннего, из средней ритмической части организма. Речь связана с дыханием. Способности говорить при нормальном развитии ребёнок учится раньше всего. Вначале он говорит, а потом начинает читать и писать. И в детской речи мы замечаем наполненность её чувствами. Дети говорят громче, эмоциональнее, настойчивее, чем взрослые, чаще кричат и плачут по сравнению со взрослыми. Иногда и взрослые наполняют свою речь сильными эмоциями. Речь ребёнка в первом семилетии привязана к настоящему времени, он ещё неспособен к рассуждениям о чём-то отвлечённом, абстрактном. Да и во времени ребёнок живёт иначе, чем взрослый. Лишь постепенно он начинает различать прошлое, настоящее и будущее, понимать различие между вчера, сегодня и завтра и т.д. И так как дети интенсивнее живут в настоящем, то и их речь больше наполнена эмоциями, чем смыслом. Вспомните реакции детей младших классов на дразнилки, обиды, безобидные с точки зрения взрослого шутки.

Следующий этап освоения речи – чтение. Написанный текст вначале необходимо озвучить, «оживить». Вначале дети читают громко вслух, со временем учатся читать про себя. При этом далеко не сразу ребёнок учится и читать, и одновременно проникать в смысл прочитанного. Чтение поначалу отнимает столько сил, что смысл порой ускользает, и ребёнок не может пересказать прочитанное. Ведь пересказ -это схватывание сюжета, процесса, который запечатлён в тексте рассказа. Чтобы подойти к пересказу, нужно в какой-то степени отвлечься от чувства речи и подняться к чувству мысли или смысла. Можно увидеть в тексте только слова, а можно увидеть образы, картины, ряд сменяющихся картин, тогда в пересказе ребёнок будет не только дословно воспроизводить текст, сколько описывать своими словами встающую перед его внутренним взором картину.

Если в звучащей речи ребёнка в большей степени присутствует чувство, то в чтении уже участвует мышление. Вначале стоит задача просто прочитать, потом – понять смысл и пересказать прочитанное. Многие взрослые ловили себя на том, что чтение может стать автоматическим, когда я читаю, а смысл ускользает. Тогда приходится возвращаться к прочитанному, усилием воли концентрировать внимание и вникать в смысл.

И третье – письменная речь. Она появляется у ребёнка в процессе развития позже всего, иногда почти одновременно с чтением, иногда чуть позже и требует больше всего усилий. Нам известны дописьменные культуры народов, у которых есть речь, но нет письменности или письменность ещё не буквенная, а ближе к рисунку как в Древнем Египте или у современных индейцев.

Для письма необходимо волевое усилие – умение держать рукой карандаш или ручку, умение перевести картину события, которое произошло в реальности в текст, нужна зрительно-моторная координация, концентрация. Каждый раз, когда мы пишем, мы делаем своеобразный «перевод» с языка образов на письменный язык, либо описываем свою внутреннюю жизнь словами. В кинофильме происходит обратный процесс – есть сценарий, текст, который режиссёр превращает в подвижную картину. Каждый раз, когда мы предлагаем ребёнку описать то или иное событие, которое с ним произошло, написать сочинение, мы побуждаем его к этой работе «переводчика».

Если, к примеру, состоялась поездка класса в другой город, а впоследствии ученики написали сочинения, можно по их сочинениям понять, насколько тот или иной ученик «присутствовал» во время этой поездки, что он запомнил, что произвело на него впечатление. Жил ли он в большей степени внутри, в своей душе, или выходил во внешний мир. По сочинениям можно заметить, было ли восприятие автора фрагментарным, был ли он эмоционально вовлечён в события, замечал ли других учеников или был погружён в собственные переживания.

Талант, мастерство писателя проявляется в том, что читатель может создать в своей душе образ, внутреннюю картину событий, которую видел автор, когда писал свою книгу. От «мёртвого» текста читатель испытывает живые эмоции, когда радуется и печалится, удивляется и смеётся вместе с героями – испытывает различные эмоции, погружаясь своим сознанием в текст.

Чем меньше ребёнок, тем больше ему необходима помощь в создании образов – в книгах много картинок, которые сопровождают текст, а в книгах для самых маленьких мы видим минимум текста и максимум картинок. Да и толстые книги для взрослых нам приятнее читать, если время от времени появляются картинки, и мы не видим сплошной текст.

Подведём итоги. Мы рассмотрели жизнь слова, как оно живёт в речи, чтении, письме и связали три вида деятельности с тремя способностями человека – мышлением, чувством, волей.



Дата публикации: 16.03.2023,   Прочитано: 631 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.08 секунды