Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души3 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются


30.12.2022 Каталог ГА

Рудольф Штейнер, GA 337b — Социальные идеи. Социальная действительность. Социальная практика/ Дискуссионные вечера швейцарского союза для трёхчленности социального организма PDF (1.4 Mb), DOC (2.1 Mb)
Перевод с немецкого — В. Гончаров

Предварительный замечания редактора:

Это было в Швейцарии, где Рудольф Штейнер впервые представил идею трёхчленности общественности. Между 3 и 12 февраля 1919 года он прочитал в Цюрихе серию лекций из четырех частей о «Социальном вопросе» (в GA 328), которую он повторил в городах Берн и Базель. И в конце последней цюрихской лекции, 12 февраля 1919 года, Рудольф Штейнер впервые публично упомянул о своём обращении «К немецкому народу и к культурному миру!» за преобразование общества, и призвал аудиторию к активному действию (в СА 24):

«Мы движемся к оздоровлению общественного организма только в том случае, если то новое, которое мы ожидаем, если то оздоровляющее, на которое мы надеемся, мы будем основывать не на старых идеях, а решим смело и энергично направлять наши силы для развития человечества на новые мысли, поскольку только из новых мыслей расцветёт возможность жизни для нового поколения».

Эти новые мысли формируют основу текста Рудольфа Штейнера «Основные пункты социального вопроса в необходимостях жизни настоящего и будущего» (GA 23), разработкой которого он был занят в эти недели. Планировалось, что этот текст должен выйти одновременно в Германии и Швейцарии, но в двух отдельных изданиях. Таким образом, швейцарское издание «Основных пунктов» появилось почти одновременно с немецким, в первой половине мая 1919-го года.

В Швейцарии, однако, движение трёхчленности не достигло такого широкого влияния, как в Германии. Поначалу отсутствовала соответствующая инициативная группа, которая провела бы необходимую организационную работу в этой стране. Только с возвращением в Цюрих в начале мая 1919-го года молодого швейцарского юриста Романа Бооса (Roman Boos), - он внёс существенный вклад в деятельность, посвящённой трёхчленности, в Штуттгарте, - началась самостоятельная работа по трёхчленности в Швейцарии: 16 мая 1919 года в Цюрихе был основан «Швейцарский Союз для трёхчленности социального организма»; Роман Боос взял на себя секретариат Союза, и из Цюриха непосредственно выполнял теперь основную работу по распространению идеи трёхчленности. Когда стало очевидно, что новые задачи сделали необходимым его присутствие в Дорнахе, - например, он был одним из главных инициаторов основания «Futurum A.G.1», - через год он перенёс своё личное местожительство, а вместе с ним и секретариат Швейцарского Союза в Дорнах. Оттуда теперь также организовывались более масштабная лекционная деятельность в регионе Базеля.

Так, с 4 по 6 мая 1920 года Рудольф Штейнер прочитал в Базеле три большие публичные лекции на тему «Духовная наука (антропософия) в отношении духа и не-духа в настоящем» (в GA 334). Чтобы поддерживать интерес людей и после этих лекций, «Швейцарский Союз для трёхчленности социального организма» организовал еженедельные рабочие собрания в помещении Антропософского общества на R?melinbachweg 10 в Базеле. Согласно приглашению, каждый понедельник «с точки зрения антропософски ориентированной духовной науки должны [были] рассматриваться научные, культурно- художественные и тому подобные вопросы». Каждый раз планировалась вступительная речь с последующим обсуждением: «Во все вечера желательны всесторонние дискуссии». Первый такой вечер состоялся 31 мая 1920 года. Рудольф Штейнер, однако, лично на этих встречах не присутствовал, - большую часть времени он находился в Штутгарте. Так как эти вечера обычно посещались хорошо и также хорошо проходили, было решено продолжить их во время летних каникул в столярной мастерской в Дорнахе, - с учётом личного участия Рудольфа Штейнера.

Решение о переносе дискуссионных вечеров в Дорнах было принято довольно быстро; первый вечер состоялся, - хотя и с небольшим опозданием и вне обычного недельного ритма, - в среду, 14 июля. Поэтому в новостной рассылке Швейцарского Союза от 16 июля 1920 года было сообщено лишь ретроспективно: «Первый вечер проводился в прошлую среду Доктором Штейнером». К счастью для организаторов, Рудольф Штейнер мог принимать участие [в таких мероприятиях] относительно часто: в последующие недели по понедельникам было в общей сложности семь вечеров, когда Рудольф Штейнер присутствовал в столярной мастерской лично. Каждый дискуссионный вечер был посвящен определенной теме, по которой задавались вопросы или высказывались мнения. Однако, непосредственно перед обсуждением обычно читалась вводная лекция. Вечером 16 августа такую вступительную лекцию прочёл сам Рудольф Штейнер, - вместе с Романом Боосом: они говорили о «Формировании социального суждения» в трёх жизненных областях, при этом Рудольф Штейнер высказывался относительно духовной и хозяйственной жизни, а Роман Боос - относительно правовой жизни. Эта учебная работа в Дорнахе продолжалась до сентября; 13 сентября 1920 года в столярной состоялся последний дискуссионный вечер.

Первоначально планировалось после переходного периода в Дорнахе продолжить эти встречи по понедельникам в Базеле. Но до этого - из-за перегруженности участников - так и не дошло; соответствующие мероприятия были проведены снова лишь через год. 25 сентября 1920 года было открыто здание Гётеанума. Первым крупным мероприятием, организованным внутри него, стал первый курс антропософской Высшей Школы. Он длился три недели, с 26 сентября по 16 октября 1920 года. Главным инициатором этих курсов Высшей Школы был Роман Боос; одним из номинальных организаторов выступило «Объединение гётеанизма», которое было основано незадолго до этого, 9 апреля 1920 года, и президентом которой был Роман Боос. Во время первого курса Высшей Школы также должна была быть обсуждена область социального. То, что Рудольф Штейнер ожидал от участников, было, по сути, именно тем, что он с самого начала высказывал в Цюрихе, а теперь также требовал в первой лекции своего основного цикла «Границы естествознания» (в GA 322):

«Для ближайшего развития человечества нам нужны понятия, представления, вообще импульсы социальной жизни, нам нужны идеи, посредством реализации которых мы сможем привлечь социальные условия, способные дать людям всех сословий, классов и так далее, достойное человека существование».

В течение следующих трех недель был прочитан ряд лекций по вопросам общественной жизни известными деятелями антропософского движения: сначала Эмилем Мольтом, который выступил на тему «Промышленник в прошлом и будущем с точки зрения духовной науки», затем Романом Боосом, который говорил о «Феноменологической социальной науке», затем Арнольд Ит ( Arnold Ith), который высказывался на тему о «Банковской системе и ценообразовании в их текущем и будущем значении для экономической жизни» и, наконец, Эмиль Лайнхас (Emil Leinhas) о «Светлых и тёмных сторонах современного капитализма». Однако, слушатели не были полностью удовлетворены этими выступлениями, так что возникло пожелание, чтобы Рудольф Штейнер сам прочитал лекцию о трёхчленности и, особенно, об экономической жизни, - такая лекция изначально совсем не планировалась.

Однако, Рудольф Штейнер хотел не просто прочитать лекцию в традиционном смысле; поэтому 9 октября он попросил участников (в этом томе) «сформулировать свои пожелания и вопросы по этому поводу так, чтобы можно было учесть и обсудить именно то, что кажется неясным. Таким образом, я смогу организовать лекцию завтра вечером так, чтобы было представлено именно то, что хотят узнать с разных сторон». На следующий день Рудольфу Штейнеру вручили список из 39 вопросов. Чтобы ответить на них всех, он чувствовал себя обязанным ответить на эти различные вопросы в течение двух вечеров, 10 и 12 октября. Помимо этих двух вечеров вопросов, Рудольф Штейнер также принял участие в трёх семинарах, - они состоялись 5, 7 и 11 октября и были посвящены, прежде всего, вопросам хозяйственной практики. С этой работой была связана надежда на то, что духовно оплодотворенные знания воплотятся в полную жизни хозяйственную деятельность. Рудольфу Штейнеру нужны были настоящие практики, готовые действовать в создавшихся условиях, и готовые преобразовать их в соответствии с новыми идеями. Так, во второй вечер семинара 7 октября 1920 года (в этом томе) он подчеркнул:

«То, о чём сегодня идёт речь, состоит не в том, чтобы мы абстрактным образом рассуждали о законах о выборах и о том, можно ли сравнивать ассоциацию с корпорацией и так далее, а в том, чтобы мы получили как можно больше инициативных людей, поскольку сегодня речь идёт не о том, как мы голосуем, а о том, чтобы на правильных местах оказывались правильные люди».

Правильные люди на правильных местах, - это было самой главной проблемой, с которой боролись оба, основанных в 1920-ом году, «банко подобных института»: «Futurum A.G.» в Швейцарии и «Der Kommende Tag A.G.» в Германии. Собрание 13 октября, последнее мероприятие курса Высшей Школы для тех, кто интересуется экономикой (запланировано на GA 337c), послужило ориентировкой относительно актуального положения обоих предприятий, «которые следует рассматривать как абсолютно практические результаты нашего антропософского движения». К сожалению, через несколько лет стало очевидно, что оба эти предприятия не смогли оправдать возложенных на них ожиданий.

На сердце Рудольфа Штейнера лежала, однако, не только соответствующая действительности хозяйственная практика; в области духовной жизни он также надеялся на получение новых импульсов посредством создания «Всемирного школьного объединения», - идеи, которую он в этой форме впервые представил широкой публике на этом курсе Высшей Школы. Так он обратился к своим слушателям во время вечера вопросов 12 октября 1920 года (в этом томе): «Что нам нужно, так это Всемирное школьное объединение во всех странах цивилизации, чтобы как можно быстрее собрать наибольшую сумму средств.

Тогда на основе этих средств можно будет создать то, что станет началом свободной духовной жизни». Шаг от идеи к действию, - вот чего ожидал Рудольф Штейнер в социальной области.

Это ясно проявилось также и во время второго курса Высшей Школы, который, в свою очередь, был организован «Объединением гётеанизма» («Verein Goetheanismus») и который проходил с 3 по 9 апреля 1921 года. Курс второго курса Высшей Школы отличался от первого тем, что каждый день был посвящен определенной теме. Так, в предпоследний день курса Рудольф Штейнер прочитал вводную лекцию на тему дня «Социальная наука и социальная практика» (в GA 76). Затем Ойген Бенкендорффер говорил на тему:

«Причины нашего социального несчастья в способе производства недавнего прошлого» , а Роман Боос излагал свои мысли на тему: «Социальный вопрос, в зеркале проблемы заработной платы и трёхчленность социального организма». Этот день завершился вечерней дискуссией с соответствующим заключительным словом Рудольфа Штейнера (в этом томе) и повторным призывом к соответствующей действительности социальной практике: «Речь идёт о том, чтобы позитивный дух, как он хотел быть представлен здесь на этой неделе, - как его пытались представить, - чтобы этот свободный дух был внесен в духовную жизнь интернационально».

Этими предложениями Рудольф Штейнер, по сути, повторил требование об основании Всемирного школьного объединения как носителя свободной духовной жизни. Но его стремление не было услышано; такая интернациональная организация создана не была.

Для обеих курсов Высшей Школы был, своего рода, предшественник: цикл лекций «Антропософия и специальные науки», проходивший в Дорнахе с 24 марта по 7 апреля 1920 года, - параллельно с первым медицинским курсом. Рудольф Штейнер прочитал вводную лекцию «Антропософия и современная наука» (запланирована в GA 73a), а другие лекции, касающиеся отдельных профессиональных областей, читали различные соответствующе компетентные лица. Заключительное слово обычно брал Рудольф Штейнер. 6 апреля 1920 года Роман Боос говорил об «Антропософии и юриспруденции». Также и на этом мероприятии присутствовал Рудольф Штейнер; при этом он произнёс в дополнение заключительную речь (в GA 337b).

На всех этих дискуссионных вечерах, вечерах вопросов и семинарах стало совершенно ясно одно: люди с трудом по-настоящему понимали идею трёхчленности, даже те, кто её одобрял. Они постоянно возвращались к привычкам старого образа мышления; возникали неясности и недоразумения, так что Рудольф Штейнер на учебном вечере 13 сентября 1920 года (в этом томе) пришел к выводу: «Похоже, большого понимания этой идеи трёхчленности пока не наблюдается». Он постоянно занимался тем, чтобы сделать слушателям понятно, что есть особенного в этой идее. Но не только это: он также был вынужден указать на непосредственно практическую, жизненно важную сторону этой идеи, которая только и ждала того, чтобы ее немедленно и непосредственно претворить в практику. Но именно с этим у людей было больше всего проблем.


· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.08 секунды