BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ЖИЗНЬ после смерти — и оболочки

305. "Принадлежащее к нашей голове тело на эфирном уровне является телом животного. Там мы поистине имеем вид кентавра. Этот кентавр мудр, поскольку в нем живут космические ритмы, и в то же время в нем живут дикие животные инстинкты. Лишь в следующей инкарнации кентавр превращается в человеческое. И для этого превращения человек нуждается после смерти в связи с животным царством, как низшим из всего, в чем он тогда живет". 179 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

456. "После смерти человек изливает все мыслительное, минерально-мыслительное, которое он взял с собой, в минеральный мир вовне. Благодаря излиянию мыслей постепенно начинают вытесняться во­левые импульсы, содержание чувств. Все это тогда пронизывает человека содержанием растительного со­знания. Человек сначала подходит к соучастию в работе в растительном царстве внешнего мира, а когда он снова начинает втягиваться в себя, то работает с животным сознанием из групповой душевности живот­ных и образует свои органы, которые он окружает оболочкой, сотканной из мыслительной материи. И это уже хочет сойти вниз, в физическое бытие".

     "Животное сознание нам не следует рассматривать так, будто оно действует в обратном направлении, но мы должны сказать, что оно действует снизу вверх, в групповой душевности, в групповых душах животных (красная стрелка)".
     "Как для мира душ человек приносит нечто в своем астр. теле, благодаря чему он совершает странствия в обратном направлении по отношению к его земной жизни, так приносит он с собой нечто из космоса, что затем пронизывает его эф. тело. С астр. телом человек вносит земной плод в космос, с эф.телом — небесный плод в земное; с этим плодом связа­на его карма".
     "Весь космос, нек.обр. втянутый душевно-духовно, становится человеком; то, что здесь становится человеком, снова выдыхается духовно-душевно и распространяется в кос­мосе, пока не достигнет его периферии, а затем снова воз­вращается назад и образует человека. В человеке можно видеть отображение мира, а в мире — тонко растворенное человеческое существо. Так что объемлющее человека и мир познание можно выразить в изречении:

Человек, ты являешься стянутым образом мира.
Мир, ты есть в дали излитое существо человека". 207 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

719. "Древние говорили: из средоточия Земли в Универсум идет линия, которая для каждого человека, даже для каждого момента времени иная, линия, по которой человек выпрямляется, ориентируется в вертикальном положе­нии. Но она постоянно проходит от центра Земли в Универсум. Это важная силовая линия в человеке. Она действует в нашем физ. теле пока длится наша физическая жизнь, ибо здесь физическая сила тяжести нашего тела дает ей равновесие. В тот момент, когда физическая сила тяжести больше не действует так, как она действует в живом теле, с того момента, как живое тело становится трупом, эта силовая линия, идущая от центра Земли в Универсум, развертывается так, что прежде всего вбирает в себя и не­сет частицы нашей материи. Естественно, частицы эти идут также и вслед за своей тяжестью, но если бы мы через долгое время исследовали, что с ними произошло, то обнаружили бы, что они распадаются в направлении этой силы даже столетия спустя. — Вторая сила, которую необходимо рассмотреть в данной свя­зи, есть та, что выражается в человеческой речи. Мы говорим, и всегда это есть определенное понужде­ние в артикуляции речи. Определенная центробежная сила пребывает в выдыхаемом воздухе, когда мы говорим. Эту силу духовно-научный исследователь видит как обвивающую первую линию. ... В основном она имеет спиральную форму, обвивается вокруг вертикальной линии. Имеется еще третья сила ... Если вовне во время речи развивается действие определенной центробежной си­лы, то во время мышления, которое отличает человека от животного, развивается сила, идущая в противоположном направлении. ... Через эти три силы, силу выпрямления и силы, действующие в речи и в мышлении, части человеческого трупа мало-помалу переводятся в Универсум. Навстречу этим силам, естественно, действует тяжесть и другие, например химические, силы. Но те три силы преодолевают их противодействие.
     То, что мы называем эф. телом, или телом образующих сил, также следует за этими силами ... и оно вскоре после смерти растворяется в направлении этих сил. Они необходимы лишь для фиксации момента смерти, чем человеку сохраняется воспоминание о земном Я. Они также являют ему закономерность растворения эф. тела. Без них человек не знал бы, что это его форма, а не чужая". 181 (11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

721. "Голову человек теряет — имеется в виду также и душевно — в самую первую очередь, когда про­ходит врата смерти. Головная организация перестает действовать. ... Но мысли остаются. Только они теперь пронизываются некой жизненностью. Они делаются смутными, сумрачными духовными существами, указывающими на мировые дали".216 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

722. "Во время связи человека с физ. телом внешний мир вступает в сознание в отображениях. После отделения этого тела восприятию становится доступным то, что переживает астр. тело, когда оно не свя­зано с внешним миром при помощи физических органов чувств. Вначале у него нет новых переживаний. Связь с эф. телом мешает ему пережить что-нибудь новое. Но чем оно теперь обладает, так это воспоминанием об истекшей жизни. И эф. тело, которое еще существует, вызывает это воспоминание в виде обшир­ной, исполненной жизни картины. Это первое переживание человека после смерти. Он воспринимает жизнь между рождением и смертью как расстилающийся перед ним ряд образов ".13 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

725. Когда человек переживает после смерти панораму прошедшей жизни, то его эф. тело, астр. тело и Я бывают соединены вместе. При жизни их соединению мешает физическое тело.112 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

769. "Как здесь, в физическом мире, мы присоединяем к себе физ. тело, так между смертью и новым рождением мы присоединяем душевного человека; как здесь мы присоединяем эф. тело, или тело строящих сил, так там мы присоединяем душевную жизнь (Seelenleben) или жизненную душу (Lebensseele); и как в этом мире мы присоединяем астр. тело, душевное тело, так после смерти мы присоединяем индивидуальную душу (Jndividualseele), или душевное Я (Seelenselbst), Душесамость. Я выбрал эти выражения для того, чтобы их не спутали с тем, что иным образом человеком будет присоединено во времена Юпитера, Венеры и Вулкана и что подобно тому, о чем мы теперь говорим". После смерти человек должен вырабатывать жизнедушу и душевное Я. "И именно эти образы вырабатываются все более и более определенно, так что непосредственно после смерти умерший ощущает их как нечто будущее, что он во все большей степени будет разви­вать. Умерший имеет в этом отношении ощущение, что он должен вырабатывать душевного человека, над ним должен он работать; а жизнедуше он должен позволить развиваться. ... Она, естественно, уже здесь, как уже у ребенка присутствует рассудок, но ее нужно развивать, как у ребенка рассудок должен разви­ваться. Благодаря этому у умершего сразу после смерти выступает инспирирующая сила. Развиваясь, она становится все крепче и крепче. И помогая умершему, ему также помогают развивать эту инспирирующую силу. Ибо в образах следует постепенно кое-что говорить умершим. Эти образы должны стать большим, чем воспоминания о жизни, они должны говорить им новое, чего жизнь не могла им сказать. Ибо сказанное теперь должно стать семенем того, что умерший образует как следующую земную жизнь". После смерти че­ловек бывает окружен образами, "... происходящими из переживаний во время между последним рождением и смертью. ... И примечательно, что умерший сначала испытывает определенные трудности в развитии созна­ния, что это суть его образы. ... И деятельность сознания состоит в том, чтобы эти образы полностью признать как правомерно принадлежащие к нему". 181 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

772. "Эф. тело отторгается всеобщим мировым эфиром. Человек идет далее. И отдавая мировому эфиру свое эф. тело, он облекается теперь в то, что называется Самодухом. Это теперь является в некотором роде его внешним членом. В человека проникает неопределенный эфир; он облекает его неким родом Самодуха".
     "Можно сказать: этот Самодух как бы со всех сторон подступает к нам, и мы чувствуем себя в его середине. Затем человек живет далее... ( в своей Камалоке) где мы со своим астр. телом и Я облечены в Самодух. Этот Самодух есть некий род движущей силы. И она ведет нас назад... от смерти к рождению".
     Идя назад, "... мы приходим к пункту нашего рождения. Тогда мы облекаемся тем, что является, можно сказать, духовным противообразом того, что будет развито на Венере: мы облекаемся в Жизнедух.
     И этим Жизнедухом определяется дальнейшая жизнь. ... Самодух имеет дело, главным образом, с нашим существом, с нашей индивидуальностью, и он ведет нас далее ... в духовный мир. Иначе обстоит дело с новой оболочкой, с Жизнедухом. Когда мы слагаем астр. тело, то мы знаем: мы облечены Жизнедухом. Мы теперь замечаем также, что мы были постоянно облечены Жизнедухом и ранее, когда Самодух вел нас назад. Но замечаем мы это впервые только теперь... полностью пройдя Камалоку. И мы сознаем нечто примечательное: лишь благодаря тому, что мы облечены Самодухом, становится возможной наша жизнь между смертью и новым рождением".
     "В духовном мире мы должны постоянно перемещаться. Мы постоянно должны перемещаться с одного мес­та на другое. Это делает Жизнедух. ... Происходит это, конечно, ритмично, так что мы постоянно воз­вращаемся на одно и то же место. ... В духовном мире является правомерным, что нас ведет весь окру­жающий мировой организм. И, т. обр., подобно тому, как на Земле мы живем в одном месте, в духовном мире мы живем во всем окружении земной жизни. И когда мы переводимся с одного духовного места на другое... в нас насаждаются силы, необходимые для подготовки новой земной жизни".168 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

778. "Прежде всего мы имеем одну голову во всем развитии, и к ней причленяется остальное тело, которое завоевывает воля, приближаясь к имагинациям во время прохождения по жизни между смертью и но­вым рождением после момента Мировой Полуночи".205 (3.VII)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

808. "Когда мы после смерти оглядываемся на наше эф. тело, то благодаря определенному ощущению, воз­никающему в связи с этим эф. телом, бросается в глаза, что часть его способностей связана со всем тем, что в сфере Земли подпадает тепловой смерти, растворяется. Эти силы находятся в нашем эф. теле, и это действенные силы, ведущие Землю к тепловой смерти... Второй род сил в эф. теле ... те силы, которые деятельны для Земли на всем протяжении ее существования, до той поры, когда она подпадет тепловой смерти. Это юные силы, связанные с тем, что Землю сохранит как зародыш, как семя в космосе и переведет в следующее воплощение. Но эту как бы обладающую силой семени часть эф. тела можно ви­деть лишь в том случае ... если человек приобрел определенное отношение к Существу Христа, к Импульсу Христа. Ибо она пронизана силами Христа, которые через Мистерию Голгофы излились в духовную сферу Земли".
     "Для людей с отчетливым я-сознанием, которое уже родилось у западных народов, есть нечто безутешное во взирании на свое эф. тело, когда можно видеть в нем лишь силы, разрушительные для земного развития, а не те, которые пронизаны субстанцией Импульса Христа. Это подобно жизни под постоянным страхом землетрясения или извержения вулкана, когда в жизни после смерти человек не видит в своем эф. теле юных зародышевых сил Импульса Христа".148 (11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

885. "Когда человек возвращается с Девахана, то его астральные, эфирные и физические силы организуются вокруг него согласно двенадцатиричным силам кармы. ... Они суть следующие:
1) авидья= незнание;
2) санскара = организующие тенденции;
3) виджнана = сознание;
4) кама рупа = имя и форма;
5) чатаядана = то, что конкретно делает рассудок;
6) спарча= соприкосновение с бытием;
7) ведана= чувство;
8) трич(ш)на= жажда бытия;
9) упадана= удовольствие от бытия;
10)бхава= рождение;
11)джати= то, что тянет к рождению;
12)джарамарана= то, что освобождает от земного бытия". 93-а (14)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

6. Изменения в эфирном и астральном теле

784. Некий род духовной вытяжки из физ. тела берется в посмертную жизнь, тинктура — в терминологии средневековой мистики. "Но эта вытяжка физ. тела во всех жизнях является одной и той же, она репре­зентирует только факт, что Я было воплощено. Эссенция же эф. тела (после его отпадения) в разных жизнях различна, сообразно собранному в нем опыту, сообразно большему или меньшему его развитию".109(1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

785. "Эф. тело рано умершего человека излучает любовь, теплую любовь, теплое эфирное любви. Эф. тело человека, умершего в старости, излучает полное мудрости, полное света аурическое".163 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

791. "Это относится к судьбе нашей души, а также нашего астр. тела и нашего Я, чем они являются в духовном мире, — созерцать то, что человек сам направил в судьбу своего эф. тела, которое теперь не может быть изменено, когда отделено от физ. тела. Как ранее в чувственном мире взгляд человека обра­щался на облака, горы и т.д., так теперь после смерти он созерцает то, что заложил как основу своей душевной конституции и как образ мыслей в своем эф. теле. Оно становится теперь, по мере растворения, все более и более небосводом, на котором является все другое. Такова судьба человека после смерти: созерцать эф. тело".148 (11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1614."Если ребенка постоянно бьют, то это действует не просто на физ. тело ... а на ас. тело. В результате этого ас. тело делается как побитая собака. Вы можете безошибочно отличить собаку, которую часто избивают, от собаки, с которой обращаются хорошо. Так же это бывает и с человеком. ... его ас. тело остается избитым на всю жизнь, ибо оно стоит еще на животной ступени. ... Физическое избиение оставляет в крайнем случае рубцы. Но физическое избиение — это не то, что избивает ас. тело, его избивает моральное впечатление. В ас. теле мы носим моральные впечатления всю земную жизнь". Если кого-то били в детстве, то его ас. тело выглядит как побитая собака, а если его бил воспитатель — случается и такое, — то его ас. тело напоминает льва. Внутренне, астрально человек получает тот или иной облик в зависимости от моральных впечатлений. У одного — рабская натура, в нем выступает что-то собачье, он позволяет делать с собой что угодно. У другого природа свободная, его ас. тело наиболее человекоподобно. Когда человек проходит врата смерти, то он в некотором роде становится тем животным, которое он вырастил в своем ас. теле: битый с детства — собакой, мужественный — львом и т. д. Но это не следует брать совсем в прямом смысле. Во время Камалоки человеческая душа приобретает лишь некое подобие того или иного животного (о реинкарнации же в виде животного не может быть и речи). 349(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru