Главная
Предметный указатель
МИЛИТАРИЗМ |
176. "Вся конфигурация греческой духовной жизни, которую мы переняли как ренессанс, она аристократической природы (зевсов тип в скульптуре), она есть преобразование теократии Востока и Египта. Она построена на воззрении, что вещи мира открываются не через доказательство, как думали позже, а через откровение: через оракула... но также и через деяния открывается то, что должно править миром; человеку с его рассудком, интеллектом об этих деяниях не следует судить, эти силы стоят вне его, и им подобает выносить решения. В этом выразилось перенятие Грецией военного принципа Востока. Только всe это она преобразовала, и мы не различаем слияния в греческой культуре двух вещей: теократии и милитаризма. А теократия и милитаризм суть элементы аристократизма". В нашей духовной жизни уже в гимназии мы перенимаем этот аристократический элемент, который, с одной стороны, имеет теологию, а с другой — опять же милитаризм. Гречество не может служить всеобщим основанием человеческого образования. "Как милитаризм есть явление, родственное теократическому аристократизму, так юриспруденция —явление, родственное уже выступившему в Риме абстрактному гражданскому принципу. Метафизика и юриспруденция — сестры". 192(15) Перейти к данному разделу энциклопедии
238. "Теологию и милитаризм в восточном смысле мы несeм как наследие в нас, и теперь наступило время, когда нам нужно это уяснить себе. Позже вместо теологии и милитаризма выступит нечто другое. Ибо как родственны теология и милитаризм, именно колеблясь от люциферического к ариманическому, так метафизика в средневековом схоластическом смысле, как еe принимали и кантианцы, хотя и отвергая наполовину, родственна покоящейся целиком в метафизическом настроении юриспруденции, какой она была в римское время. Это, в свою очередь, родственно чиновничеству... доброму мещанству, тогда как теология и милитаризм связаны с аристократией. Эти вещи: теологию как люциферическое, с одной стороны, милитаризм, изживающийся аристократически, — с другой, как ариманическое, — их находишь в колебательном движении ещe в догреческое время. Наследие этого мы несeм в себе. Юриспруденция и стоящая над ней метафизика развивались в эпоху Рима". 192(8) Перейти к данному разделу энциклопедии
631. "Члены дворянской касты — это те души, по крайней мере большая часть тех душ, которые для своего воплощения ищут тел, принадлежащих к дворянской касте". "Дворянин обычно не склонен научно подходить к мировым событиям. Он не против что-то узнать о мировых событиях, но только не на путях научного исследования, научного мышления. Без напряжения мышления — я говорю это без симпатии и антипатии, — полагаясь на авторитет, он мог бы подойти к мировым тайнам, не через познание. По этой причине ... спиритизм имеет много сторонников в классе дворян. ... С другой стороны, то, на что постоянно претендует дворянство, — это военная служба. ... Без военной опоры дворянская каста немыслима". В мире много говорится против и за прусско-немецкий милитаризм. И с той и с другой стороны при этом говорится нечто правомерное. Дело же, однако, заключается в истинных основаниях, которых сегодня не имеет никто. Отвлечeмся от всех за и против и отметим, что более 80% офицеров в прусско-немецкой армии состоит из дворян. Это поможет нам ответить на вопрос. "Всe, что где-либо и когда-либо человечество переживало благодаря дворянству, является проявлением, последствием старой человеческой кармы, последствием импульсов, вступивших тем или иным образом в человеческое развитие. Чтобы определeнные вещи могли постичь человечество за прежние осложнения в совместной жизни людей, для этого на том или ином месте было необходимо, рассматривая это спиритуально, дворянство". "С буржуазией выступает определeнное требование сделать познание научным, представлениям, которые хотят войти в духовный мир, дать научный облик. На этом покоится сила буржуазии во владении средствами производства. ... Для неe особенно характерна склонность перенимать нечто от вышестоящего класса. Например, от дворян она переняла милитаризм. Но интересно, что буржуазия повсюду проявляет тенденцию милитаризм демократизировать. Дворянину нужна армия, которая была бы в его распоряжении, дабы содержать его. ... Буржуа хочет опираться на армию, но она должна набираться из того же народа, который занят и с его средствами производства. Поэтому он горячий сторонник всеобщей воинской повинности". 185-а(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
Расстановка сил в Европе. Вопрос о виновниках войны
842. "Очевидно, что мысль о разоружении, мысль о постепенном устранении милитаризма — прекрасная мысль. Но никогда она не осуществится, если всe сведется к тому, что в каком-либо комитете будет принято решение о разоружении. Она может осуществиться, только будучи взята в соответствующей действительности. Что это означает? ... Идея разоружения существовала ещe до 1870 года ... и если бы тогда ей пошли навстречу, то это было бы исключительно плодотворно для человечества. ... Плодотворно для осуществления идеи о разоружении было одному из государств и именно тому, которое, это может, начать разоружаться. Тогда появилась бы возможность считаться с действительностью. Возьмeм пару государств в Европе, не считаясь при этом с действительностью. Россия — может ли она разоружаться? Нет, и это вне всякого сомнения, ибо за нею стоит Азия, и, разоружись Россия, исчез бы вал, предохраняющий от нападения азиатских народов, которые разоружаться, конечно, не станут; об этом, таким образом, нечего и говорить. Что имелось тогда в Средней Европе — немецкого государства ведь тогда, до 1870 г., не существовало, — могло ли оно разоружаться?... Но государство, которое могло бы разоружиться, дать прекрасный пример и этим осуществить в новое время то, что на словах столь прекрасно звучит в мире, — это Франция. До 1870 г. Франция могла бы прекрасно разоружиться и вследствие этого война 1870 г. ни в коем случае не произошла бы. И Франция с тех пор постоянно могла бы в европейских отношениях — не в колониальных отношениях — идти вперeд с разоружением". 174(15) Перейти к данному разделу энциклопедии
919. "Революционеры постоянно заявляют, что, дескать, прусско-немецкий милитаризм есть большее зло, чем то, которое связано с его преодолением, с его устранением из мира. Так вот, развитие пришло к тому, что прусско-немецкий милитаризм теперь устранeн из мира, но зато милитаризм Антанты за короткое время приобрeл абсолютно господствующее влияние! Но не об этом я хочу говорить, а о том, к чему побуждет сам Троцкий, а именно: какова самая главная задача русской революции, если она хочет сохранить себя? — ответ его на это гласит: создание армии!" 186(6) Перейти к данному разделу энциклопедии
1023. "Путeм работы над внутренним человеческой души должен быть найден путь к Св.Граалю. Такова задача познания, и это задача социальная. И она широкими кругами современности ненавидится. ... Из национального шовинизма приходят духи, которые хотят путь к Св.Граалю сделать непроходимым. Но обязанностью является сделать всe возможное, чтобы души призвать к активности как в сфере познания, так и в социальной сфере". "Повсюду сегодня видно, как из вероисповеданий, из теологии, из того, что всегда было связано с теологией, из солдафонства, из науки — из всего встают сегодня силы, желающие разрушить путь активности". 204(5) Перейти к данному разделу энциклопедии
|