Главная
Предметный указатель
МОРАЛЬ — и окк.ученичество |
621. Когда родился Гаутама Будда, он был еще Бодисаттвой. Это значит, что он явился как существо, до уровня которого он развил себя в своих предыдущих инкарнациях. Так что тот, кого обычно называют Буддой, родился, благодаря своему отцу Суддходане и матери Майядеви, как Бодисаттва. Но благодаря тому, что он родился как Бодисаттва, он уже ребенком "в высшей степени обладал способностью ясновидения". Во времена, когда родился Будда, человеческое ясновидение (в целом) не простиралось далее астр. мира, где пребывают демонические существа, живущие в человеческих страстях. И Будда, благодаря изоляции во дворце отца, смог особенно ясно созерцать этот астральный мир. По выходе из дворца Будда встречает двух учителей. Один из них — представитель философии санкхья, — другой — философии йоги. Он должен войти во всето, что завоевало внешнее человечество. И приходящий в наше время Бодисаттва должен — как дети в школе — познать все, что стало достоянием людей, пока он был в духовном мире. Через изучение санкхья —и йога-философии Будда узнал, что если проникать в духовные миры через логическое мышление, не развив ранее в себе моральность, то человек искушается духом высокомерия и тщеславия (Мара) и становится его жертвой. Когда Будда был у занимающихся умерщвлением плоти монахов, он познал другого демона, который, можно сказать, показывает человеку все царства земные в их славе, чтобы отвлечь его от духовного мира. Мара искушает Будду вернуться в королевский дворец.
114 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
1422. "Истинно моральное действие, истинно моральный импульс исходит из тех же способностей души, которые при соответствующей выработке ведут к ясновидческим способностям. ... Истинно моральным является то деяние, которое хотя и привлекает физическое тело, но только для приобретения представления о моральном деянии; но импульсы, побуждающие к моральному действию, лежат в духовно-душевном и не зависят от телесности". 159 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
677. "Оккультист должен в сравнительно короткий срок изменить свои привычки. Истинное развитие предполагает не изучение, не пребывание в каком-то учении, но вхождение в эф.тело". 96(7)
Перейти к данному разделу энциклопедии
688. Вживаясь в астр.тело, человек чувствует: "я вышел из себя так, как если бы сперва жил в себе и проник в нечто иное; теперь мое физ.тело (а может быть, и эфирное) находится вне меня; я являюсь чем-то таким, в чем я раньше не находился, и мое физ.тело стало чем-то таким, что является для меня объектом, а не субъектом; я смотрю на него извне". С этим связано еще такое чувство: "ну вот, ты в сверхчувственном мире; вот он расстилается перед тобой, уходя в беспредельное. Нельзя даже сказать: "уходя во все стороны", т.к. у него гораздо больше сторон и совершенно иные размеры, чем в физическом мире. Иногда человека при этом охватывает чувство в величайшей степени возросшего одиночества". Преодоление этого чувства дает большие силы для видения. Человек здесь должен быть в состоянии ждать. И от того, насколько много у него нравственных сил, здесь зависит многое. Затем в человеке возникает нечто, схожее о воспоминаниями. В неопределенной темноте встают представления, требующие, чтобы их к чему-то отнесли, а между тем вы их никогда не переживали. И вы чувствуете, что можете вступать в отношение к этим всплывающим представлениям: любить их или относиться к ним высокомерно. Эти переживания полны искушений, т.к. человек, например, ввергается в искушение нечто любить, поскольку оно принадлежит к нему самому. Необходимо побеждать себя и любить подступающее только таким, каково оно само по себе. "Сделать бескорыстным то, что заключается в самом Я — вот в чем задача", задача трудная. "Что человек любит бескорыстно — это удаляется; но он чувствует, что, удаляясь, оно берет его с собой, оно влечет человека по тому же пути, по которому оно идет само. А то, что человек ненавидит или к чему он относится высокомерно, прорывает оболочку и уходит, оставляя человека одного, в одиночестве". Если он захвачен тем, что удаляется от него, то он может подойти к сущности, которую пережил в отображении, и познать ее. Так человек вживается не в астральный мир, а в деваханический. "Ибо было бы полной бессмыслицей думать, что через свое астр.тело, которое ... пробуждает эф. тело, человек попадает в астральный мир, нет, он попадает в настоящий духовный мир... в страну духов". 138(4)
Перейти к данному разделу энциклопедии
690. "Всякое нравственное воспитание есть работа над астр. телом. ... воспитание эстетического вкуса, эстетические наслаждения, религиозные переживания образуют работу над эф. телом. Посвящаемый работает над эф. телом сознательно". 324а, с. 120
Перейти к данному разделу энциклопедии
696. "Сознание возникает не благодаря продолжению той деятельности, которая приходит как результат из физ. и эф.тел, но оба эти тела с их деятельностью должны прийти к нулю, опуститься даже ниже нуля, дабы образовалось место для господства сознания. Они не вызывают сознания, но дают почву, необходимую для духа, чтобы внутри земной жизни вызвать сознание". "Самосознание, постигающее себя в Я, восходит из сознания. Это последнее возникает, когда духовное вступает в человека благодаря тому, что силы физ. и эф. тел разрушают их. Разрушением этих тел творится основа, на которой разворачивает свою жизнь сознание. Но чтобы не разрушился организм, за разрушением должно следовать созидание... В восприятии этого созидания заключается переживание самосознания. Этот процесс можно проследить во внутреннем созерцании. Можно почувствовать,
как сознаваемое переводится в самосознание благодаря тому, что из себя творят отображение просто осознанного. Просто осознанное имеет свой образ в возникшей вследствие разрушения в известной мере пустоте в организме. Оно втягивается в самосознание, когда пустота вновь заполняется изнутри. То сущностное, что способно на это заполнение, переживается как Я". Человек сначала отдается мышлению безвольно. "Если достигли способности воспроизводить при помощи волевого акта... что путем пассивной отдачи было оживлено в сознании, то в этом волевом акте получается восприятие собственного Я". "На пути медитации в дополнение к тому облику, в котором в обычном сознании проявляется Я, можно обрести три следующих формы: 1. В сознании, охватывающем эф.тело, Я является в виде образа, который в то же время есть деятельная сущность, дарующая, в качестве таковой,
человеку облик, рост и силы образования. 2. В сознании, охватывающем астр.тело, Я проявляется как член духовного мира, от которого оно получает свои силы. 3. В сознании, о котором было сказано как о завоеванном последним, Я обнаруживается как относительно независимая от окружающего духовного мира, самостоятельная духовная сущность". 26(10—13)
Перейти к данному разделу энциклопедии
Изменения в моральной жизни 553. "Ближайшее, что может сделать человек, чтобы пробудить ясновидческие силы, — это свести к единству моральность и деятельность". 143(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
553а. "Содержание того, что притекает к медитанту, когда он, завершив медитацию, создает в душе пустоту ... дается по заслугам. Оно каждый раз является другим. Это содержание зависит от нашей моральности, от нашей любви к истине, от того, как мы жили во время между двумя медитациями. Если мы грешили против истины, давали в себе волю гневу, злости, то ничего не придет к нам из духовного мира". 266-3, с. 257
Перейти к данному разделу энциклопедии
598. "Будь человек в состоянии искоренить в себе тягу к удовольствию, он смог бы благодаря этому вызывать рост растений ... что делают йоги, хотя готовятся к этому много лет и даже много инкарнаций". 93-а(21)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|