Главная
Предметный указатель
РИТМ |
37. "Всякая мудрость есть форма ритма. ... В человеке все ритмическое, исполненное мудрости, пребывает в эфирном теле. ... Физическое тело есть представитель воли. Воля, в противоположность простому покою, носит творческий характер. Итак, деятельность, мудрость, воля представляют собой три ступени, на которых протекает все бытие".93-а (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
234. "Лемуриец мог общаться с окружающими его людьми, не испытывая потребности в речи. Общение тогда состояло в своего рода "чтении мыслей". Силу своих представлений лемуриец черпал непосредственно из окружающих его вещей. Она притекала к нему из силы роста растений и из жизненной силы животных. Он понимал растения и животных в их внутренней жизни. Таким же образом понимал он и физические и химические силы безжизненных вещей. Когда он что-нибудь строил, ему не нужно было вычислять сопротивление древесного ствола или вес строительного камня: он видел по древесному стволу, сколько тот мог выдержать, и по строительному камню — где будет уместна или неуместна его тяжесть. Так строил лемуриец — без инженерного искусства, основываясь на своей способности представлений, действовавшей с уверенностью инстинкта. При этом ему было в высокой степени подвластно его собственное тело. Он мог, когда было нужно, одним только напряжением воли сделать свою руку прямо-таки стальной. Он мог, например, поднимать огромные тяжести благодаря лишь развитию воли. Если впоследствии к услугам атланта было его господство над жизненной силой, то к услугам лемурийца было его умение управлять волей. Во всех областях низшей человеческой деятельности лемуриец был — пусть это выражение не будет понято превратно — прирожденным магом. Главное внимание у лемурийцев было обращено на развитие воли и силы представления. На это было всецело направлено воспитание детей. Мальчики сильнейшим образом закалялись. Их приучали преодолевать опасности, переносить боль и совершать смелые поступки. Кто не умел переносить мучений и преодолевать опасностей, тот не считался полезным сочленом человечества. Ему предоставлялось погибнуть от сопровождавших воспитание опасностей и трудов. Запечатленное в Хронике Акаши относительно воспитания детей превосходит все, что могло бы нарисовать себе самая смелая фантазия современного человека. Перенесение жары вплоть до опаляющего зноя, прокалывание тела острыми предметами были самыми обыкновенными приемами. — Девочек воспитывали иначе. Правда, закаляли и их, но все остальное было обращено на развитие могущественной фантазии. Так, например, их заставляли выносить бурю, чтобы они спокойно испытали ее большую красоту; девочки должны были присутствовать на состязаниях мужчин и проникаться чувством той крепости и силы, которую они видели перед собой. Благодаря этому у девочек развивались задатки к мечтательности и фантазированию; но это-то и ставилось особенно высоко. А поскольку памяти еще не существовало, то эти задатки не могли и выродиться. Все представления, порожденные грезами или фантазией, длились, лишь пока был налицо соответствующий внешний повод. Таким образом, основание этих представлений было во внешних вещах. Они не терялись в беспочвенном. Это была, так сказать, фантастика и мечтательность самой природы, погруженная в женскую душу". "Развитие, пройденное женщиной во время Лемурийского периода, обусловило ту значительную роль, что ей было суждено сыграть при появлении на Земле следующей коренной расы, атлантической. Она возникла под влиянием высоко развитых существ, которые были знакомы с законами образования рас ... (тем существам) была присуща сверхчеловеческая мудрость и сила. Они выделили из лемурийского человечества небольшую группу людей, которым назначили стать родоначальниками грядущей атлантической расы. Место, где это совершилось, было расположено в жарком поясе. Мужчины в той кучке людей развивались под их руководством в труде над овладением силами природы. Они были сильны и умели извлекать из земли самые разнообразные сокровища. Они умели обрабатывать поля и пользоваться их плодами для своей жизни. Строгое воспитание, которому они были подвергнуты, создало из них крепкие, волевые натуры. Но душа и ум у них были развиты слабо. Зато последние были раскрыты у женщин, которые обладали памятью и фантазией и всем, что с этим связано. Под влиянием означенных вождей эта кучка разделилась на маленькие группы. Организация и устройство групп были возложены на женщин. Благодаря своей памяти, женщина приобрела способность извлекать пользу для будущего из единичных опытов и переживаний. Что оказалось целесообразным вчера, то применяла она и сегодня и понимала, что это будет полезным и завтра. Благодаря этому от нее исходило устройство совместной жизни. Под ее влиянием образовались понятия о добре и зле. Путем своей мыслительной жизни она приобрела себе понимание природы. Из наблюдения природы выросли у нее представления, согласно которым она направляла деятельность людей. Вожди устроили так, что через душу женщины облагораживалась и очищалась волевая природа и избыточная сила мужчины. Конечно, мы должны мыслить себе все это в детских зачатках. Слова же нашего языка тотчас и слишком легко вызывают представления, взятые из современной жизни. Только окольным путем, через проснувшуюся душевную жизнь женщин, вожди начали развивать и душевную жизнь мужчин. Поэтому влияние женщин в означенной колонии было очень велико. К ним должны были обращаться за советом, когда хотели истолковать знамения природы. Но весь род их душевной жизни был еще таков, что он управлялся тайными душевными силами человека. Мы лишь приблизительно верно определим положение вещей, если скажем, что женщины тогда обладали сомнамбулическим зрением. В некотором высшем сновидческом состоянии раскрывались им тайны природы и притекали побуждения к деятельности. Все было для них одушевлено и открывалось им в душевных силах и явлениях. Они отдавались таинственной деятельности своих душевных сил. Побуждением к поступкам были для них "внутренние голоса" или же то, что им говорили растения, животные, камни, ветер и облака, шелест деревьев и т.д. Из такого душевного строя возникло то, что можно назвать человеческой религией, Душевное в природе и в жизни человека стало постепенно предметом почитания и поклонения. Некоторые женщины достигали большого господства, поскольку умели черпать свои истолкования того, что содержится в мире из особенных таинственных глубин. И случилось так, что жившее в их глубине женщины начали переводить в своего рода природную речь. Начало речи лежит в чем-то похожем на пение. Сила мысли превращалась в доступную слуху силу звука. Внутренний ритм природы зазвучал из уст "мудрых" женщин. Вокруг таких женщин собирались люди, и в их певучих речах они ощущали выражение высших сил. Отсюда получило свое начало человеческое богослужение. — Для того времени не может быть и речи о постижении "смысла" произнесенного. Ощущались звук, тон и ритм. Больше того ничего себе не представляли; только впитывали в душу силу услышанного. Все это совершалось под руководством высоких вождей. От них притекали к "мудрым" жрицам звуки и ритмы; но о том, как это происходило, не может быть сказано открыто. Так могли они действовать облагораживающим образом на души людей. Можно сказать, что только таким путем пробудилась вообще подлинная душевная жизнь". "Особенно важным было одно явление, обусловленное в дальнейшем ходе лемурийского развития вышеописанным образом жизни, который вели женщины. Благодаря ему они выработали особые человеческие силы. Сила женского воображения, находившаяся в союзе с природой, стала основой для высшего развития жизни представлений. Женщины вдумчиво принимали в себя силы природы и давали им действовать в своей душе. Так образовались зачатки памяти. А вместе с памятью в мире появилась и способность образовывать первые простейшие нравственные понятия. — Развитие воли у мужской половины первоначально не знало ничего подобного. Мужчина инстинктивно следовал либо побуждениям природы, либо влияниям, исходившим от посвященных. — Из женской сущности возникли первые представления о добре и зле... Только тот может верно понять развитие человечества, кто примет во внимание, что первые шаги в жизни представлений были сделаны женщинами. От них произошло развитие привычек, связанных с вдумчивой жизнью представлений, с выработкой памяти, и образование зачатков правовой жизни, а также своего рода нравов. Если мужчина созерцал силы природы и владел ими, то женщина стала их первой истолковательницей. То, что здесь возникло, было новым, особым родом жизни при помощи размышления, гораздо более личным, нежели тот, который вел мужчина. Надо еще представить себе, что этот род душевной жизни женщин содержал в себе в некоторой мере ясновидение, но отличное от волевой магии мужчин. Женщина в душе своей была открыта духовным силам иного рода, а именно таким, которые больше обращались к элементу чувства, нежели к духовному; мужчина же был подвластен тем силам, которые обращались к духовному. Итак, от мужчины исходило действие более природно-божественное, а от женщины — душевно-божественное". "Описанное здесь относится лишь к небольшой части людей. Все другие жили жизнью животных. Эти люди-животные и по своему внешнему строению, и по образу жизни были совершенно отличны от той небольшой группы. Они не особенно отличались от высших млекопитающих, в некотором отношении походили на них и по виду".11 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
533. «Все, что совершается ритмически, что основано на повторении событий, -- все это направляется Духами кругооборота времен, отпрысками существ первой Иерархии».136 (5) Перейти к данному разделу энциклопедии
435. "Персефона погрузилась в земное, дабы освободить растительный мир от необходимости образовывать себя лишь из земного. Это есть погружение божественно-духовного существа в природу Земли. Но Персефона ежегодно, в ритмической последовательности имеет род "воскресения". Этому, совершающемуся на Земле как космическое событие, противостоит нисхождение Логоса к человечеству. Персефона погружается в земное, дабы вернуть природу к ее первоначальному направлению. В основе здесь должен лежать ритм, ибо процессы природы протекают ритмично. Логос спускается в человечество. Такое совершается однажды в процессе развития человечества. Ибо это развитие есть лишь одно звено в гигантском мировом ритме, в котором человечество до своего земного бытия было совсем иным, чем современное человечество, и после него будет тоже совсем иным, в то время как растительная жизнь как таковая ведь повторяется в коротких ритмах".26 (с. 137-139) Перейти к данному разделу энциклопедии
513. "Видимый духовным взором Сатурн излучает силы. От Сатурна излучается нечто такое, что можно бы было воспринять как форму. ... Духовному взору представляется нечто подобное тому, как если бы кто-то нарисовал на классной доске точку, нарисовал нечто вокруг этой точки, а саму точку затем стер. Это как раз то, что имеет место при духовном зрении. Сатурн стирается, а то, что было вокруг Сатурна, делается все ярче и ярче и рассказывает чудесную историю. Если мы достигнем точки, в которой "стерся" Сатурн, и увидим форму, действующую в эфире, то мы найдем, что эта форма простирается до пределов Юпитера, где повторяется тот же процесс. Юпитер стирается, а то, что возникает в эфире, распространяется очень далеко, до тех пор, пока снова не образуется форма. ... так мы доходим до Марса, и там повторяется то же. Наконец мы приходим к Солнцу. Если физическое Солнце сверкает и ослепляет, то с духовным Солнцем дело обстоит иначе. Весь блеск быстро исчезает, когда мы смотрим на духовное Солнце, и возникает величественная живая картина всего того, что вписано в эфир: картина, простирающаяся до Венеры, Меркурия, Луны. ... Некоторые из вас могут спросить: а что возникает в том случае, когда, например, Сатурн находится в таком месте неба, где он не может войти в контакт с картиной, образуемой Юпитером? — Чудесным образом это также предусмотрено. Взаимосвязь сохраняется следующим образом. Если вы будете исходить из некоторой точки, лежащей на востоке, в Азии, и проведете линию через центр Земли до другой стороны ее поверхности, а затем продлите эту линию в космос, то это будет линия, имеющая огромное значение для всей области духовного видения. Когда Сатурн находится вне этой линии, то мы должны перенести картину, возникающую от Сатурна, к этой линии, она ее фиксирует. Все картины фиксируются при помощи этой линии. Когда мы найдем картину Юпитера и картину, возникающую от Сатурна, к этой линии, это она фиксирует. Все картины фиксируются при помощи этой линии. Когда мы найдем картину Юпитера и картину Сатурна, то они фиксируются для нашего созерцания приведением к этой линии, и мы, таким образом, получаем одну конечную картину. Наша планетная система представляет собой одну полную картину. Знаете ли вы что это за картина?—Это великая космическая картина человеческой кожи вместе с органами чувств. Если вы возьмете кожу человека вместе с органами чувств и попытаетесь нарисовать соответствующую ей картину в небесном, то вы получите то, что я вам описал. ... Затем мы делаем второе открытие. Мы смотрим на планеты в движении. Если мы следим за какой-либо отдельной планетой, то системы Птолемея и Коперника дадут нам различные картины ее пути. Это вполне возможно; картина движения планет может быть интерпретирована различным образом. Но гораздо важнее при этом то, что теперь мы можем видеть эти движения вместе. ... Эта картина не совпадает с астрономическими описаниями движения планет. Как это ни странно, духовное зрение не находит картин эллипсов, что чертятся на астрономических картах. Если мы, например, следим духовным взором за Сатурном, то в сочетании с другими движениями он являет нам свое движение в виде восьмерки. В эту форму заключено множество других планетных движений. Т.обр., мы имеем картину, возникающую из движения планет, и в ней нам открывается небесная картина того, что выражается в человеческом существе, в нервах и железах. ... Когда мы рисуем нервную систему и секреторные железы, то с каждым штрихом мы рисуем физическую картину движений планетной системы, какой она видна духовному взгляду. ... когда мы поднимаемся от имагинации к инспирации, движения исчезают. "Видение" в узком смысле прекращается, начинается духовное "слышание". Что ранее было движением, делается смутным, пока не превратится в картину, как бы видимую в тумане. Но от этой картины начинает течь музыка космоса, начинает слышаться духовно-космический ритм. ... Если мы хотим изобразить это на нашей картине, то мы должны взять кисть и, следуя по ходу нервной системы, быстро сделать здесь мазок красным, там — мазок синим, здесь опять красным, там опять синим и т.д., вдоль всех линий нервной системы. В некоторых местах мы почувствуем побуждение остановиться, мы не сможем идти далее; мы должны теперь на картине нарисовать законченную "форму", чтобы выразить слышимое нами духовно. ... И то, что мы сейчас нарисовали, есть не что иное, как путь, вдоль которого течет кровь. Когда мы доходим до какого-либо органа — сердца или легких, или органов, которые получают нечто из внешнего мира или из субстанций изнутри самого тела, — то мы должны в этих точках нарисовать формы, так или иначе привязанные к руслу потока крови. Т.обр., мы получаем сердце, легкие, печень, почки, желудок. Космическая музыка учит нас, как получать секрецию из этих органов и как включить их на нашей картине в кровеносную систему. Теперь мы перейдем к следующей ступени. Мы приходим от инспирации к интуиции. Нечто новое возникает из космической музыки. Тона начинают смешиваться друг с другом; один тон воздействует на другой, и мы начинаем слышать значение космической музыки, она начинает изменяться в космическую речь, которая говорится Вселенной. ... Мы найдем, что, давая выражение этим космическим словам и нанося его на наш рисунок, мы получаем картину мышечной и костной системы в человеческом существе. Словно кто-то говорит нам нечто, а мы вписываем это в нашу картину. Что мир за пределами Земли говорит нам, мы, т.обр., в состоянии найти в человеческом существе, во всей его совокупности". "Космическое познание раскрывает нам, с другой стороны, во всем, что касается человеческой формы, работу и прядение третьей Иерархии. ... Мы найдем вплетенными в движение планет сущностей второй Иерархии. ... они действуют в формировании космического прототипа нервной и эндокринной систем человека". С другой стороны, эти же сущности ткут в кровеносной системе. Первая Иерархия творит костную и мышечную системы. Это "полночный час" человека в жизни между смертью и новым рождением. "Мы смотрим на ряды Иерархий и на их деяния. И когда мы останавливаем взор на их деяниях — вот, человек стоит там перед нами!" "Планетные формы превращаются в человеке в прототип231 (1) ". Перейти к данному разделу энциклопедии
Роль симпатии и антипатии в процессах душевной жизни
1843. "Представление имеет образный характер. И кто ищет в представлении характер бытия, кто ищет в нем действительное существование, тот подпадает большой иллюзии". Наш глаз или желудок обладают элементом бытия, но ими нельзя представлять. Они идентифицируют себя с элементом бытия. Вернее будет сказать: я мыслю — значит не существую. "И мы должны представить себе, что также и в мыслительной деятельности мы имеем лишь образную деятельность. Т.обр.,все, что является лишь движением в представлении, есть движение образов. Но образы могут быть лишь образами чего-то, не могут быть просто образами в себе. ... Представление — это образ всех переживаний, пережитых нами до рождения, вернее до зачатия". Ваша жизнь до рождения отражается, как в зеркале, в жизни после рождения — и это есть представления. "Для самой себя воля не имеет никакого содержания. ... Она есть не что иное, как зародыш в нас того, что будет существовать после смерти в духовно-душевной реальности. ... Я прошу вас иметь в виду это различие между зародышем и образом. Ибо зародыш есть нечто сверхреальное, образ — нереальное". "Мы носим в себе силу антипатии и с помощью ее превращаем элемент, идущий из (состояния) до рождения, в простой образ представления. А с тем, что как волевая реальность после смерти лучится в наше бытие, мы соединяемся как с симпатией. Эту пару, симпатию и антипатию, мы не осознаем непосредственно, но они живут в нас бессознательно, и они-то и означают наши чувства, что постоянно слагаются из ритма, из взаимной игры симпатии и антипатии. Мы развиваем в нас мир чувств, постоянную взаимную игру — диастола, систола — между симпатией и антипатией. ... Антипатия постоянно превращается в нашей душевной жизни в представляемое; симпатия, с др.стороны, превращает нам душевную жизнь в то, что мы знаем как наши волевые деяния, в зародышевое того, что после смерти является духовной реальностью. Здесь мы приходим к реальному пониманию духовно-душевной жизни: мы творим зародыш душевной жизни как ритм симпатии и антипатии. Что отражаете вы в антипатии? Вы отражаете в ней целую жизнь, которую прожили, целый мир, которым обладали до рождения или до зачатия. Это имеет в существенном познавательный характер. ... Это познание встречает антипатию и ослабляется ею до образа представления. ... Когда вы теперь представляете, то каждое такое представление встречает антипатию, и если антипатия достаточно сильна, то возникает образ представления, память. Т.обр., память есть не что иное, как результат господствующей в нас антипатии. Вы имеете здесь взаимосвязь между чисто чувственным, антипатией, которая неопределенно отражается назад, и определенным отражением, отражением — теперь образным — совершённой деятельности восприятия в памяти. Память — это лишь возросшая антипатия. У вас не было бы никакой памяти, если бы к своим представлениям вы испытывали столь большую симпатию, что "проглатывали" бы их; только отвращение к представлениям обеспечивает вам память... Когда вы представили образно, отбросили это в память и утвердили образное, то возникает понятие. ... Если же достаточно сильна симпатия, то из нее возникает фантазия. ... А если вы развиваете достаточно сильную фантазию — что в обычной жизни происходит лишь бессознательно — если она становится настолько сильной, что пронизывает вас целиком вплоть до органов чувств, то вы тогда обычно приходите к имагинациям, с помощью которых представляете внешние вещи ... Что, напр., мел вы ощущаете белым — происходит от применения воли, которая через симпатию и фантазию стала имагинацией. Зато когда вы образуете понятие, то это имеет совсем другое происхождение, понятие исходит из памяти. ... Все душевное ...все, что выражается в антипатии, памяти и понятии, отпечатывается, открывается в телесном. Это связано в телесной организации с нервами. Когда в теле образовалась нервная организация, то все там действовало из состояния до рождения. ... Это творило нервы. ... Еще в человеке постоянно образуется нечто такое, что постоянно имеет тенденцию одухотворяться. Но поскольку человек хочет утвердиться хотя и в большой, но в эгоистической любви, в теле, то это не может одухотвориться; оно растекается в телесности. Мы имеем в нас нечто материальное, но из материального состояния оно постоянно хочет перейти в духовное состояние. Мы не даем этому одухотвориться; поэтому мы уничтожаем его в тот момент, когда оно хочет одухотвориться. И это есть кровь — противоположность нервов. Эти два полюса должны составлять основу педагогики.
293 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
Тайна речи
1844. "Другая важная для нас встреча симпатии и антипатии происходит в середине человека... в грудной системе. При этом опять-таки деятельным оказывается весь человек, ибо когда симпатия и антипатия встречаются в нашей груди, то мы это осознаем. Но вы также знаете, что эта встреча выражается в том, что мы, скажем, при некоторых впечатлениях совершаем рефлексивные движения: не размышляя о том, угрожает ли нам опасность, отскакиваем инстинктивно. Такие более подсознательные рефлексивные движения отражаются затем в мозгу, в душе, и благодаря этому целое снова приобретает образный характер. Мы сопровождаем образами то, что разыгрывается в нашей грудной организации между симпатией и антипатией. Поэтому мы не особенно распознаем, что это покоится на встрече симпатии с антипатией. Но в груди происходит нечто такое, что исключительно сильно связано со всей жизнью человека. ... Деятельности симпатии в нашем человеке груди мы даем постоянно взаимодействовать с деятельностью космической антипатии. Результатом этого является человеческая речь. В мозгу явственным аккомпанементом этой встречи симпатии и антипатии в груди является понимание речи. Мы следуем за речью с пониманием. Во время речи, по сути говоря, имеет место деятельность, совершающаяся в груди и идущая параллельно деятельности, совершающейся в голове; только деятельность в груди более реальна; в голове она ослаблена до образа. ... Поэтому вы легко можете видеть, что речь, как и чувства, покоится, по сути, на постоянном ритме деятельности симпатии и антипатии. Речь, прежде всего, коренится в чувстве. И что речь обладает совпадающим с мыслями содержанием — это происходит оттого, что чувственное содержание мы сопровождаем познавательным содержанием, содержанием представления. Речь поймут только тогда, когда действительно познают ее как коренящуюся в человеческом чувстве". Двояким образом речь коренится в человеческом чувстве. В одном случае она содержится в чувствах, которые человек несет навстречу миру. Напр., изумление часто сопровождают звуком "О", страх — звуком "У", удивление — звуком "А", желание противостать чему-либо — звуком "Е" (или Э), приближение, слияние в единстве — "И". Весь чувственный процесс такого рода — душевный, покоящийся на симпатии и не встречающий никакой антипатии извне. Симпатия смыкается с антипатией, когда мы гласные сводим к согласным. Наш язык, нёбо, губы существуют для проявления антипатии, для удержания вещей. Речь, состоящая из гласных, содержит в себе музыкальное, состоящая из согласных, — пластическое, живописное. "В речи находится истинный синтез, истинное соединение музыкального с пластическим элементом в человеке".294 (2) Перейти к данному разделу энциклопедии
101. Весьма поучительно рассмотреть исторические события с той точки зрения, что они развиваются в 33-летнем цикле: причины, заложенные в одном году, дают следствия через 33 года. В 1914 г. начались катастрофические события. "И нужно только подумать о том, что было за 33 года до 1914 г., т.е. в 1881 г. Тогда в Петербурге началось правление Александра III (1845-1894), того царя, при котором начались преследования в прибалтийских провинциях, того царя, который воплотил так много несчастий в Европе. Можно также заглянуть глубже в события; я сейчас имею в виду не душевно "глубже". Если вы изучите роль, которую сыграл в 1881 г. Гамбетта (Леон, 1838-1882; в 1881-82гг. французский премьер-министр) во время его двухмесячного президентства, то из этого вы извлечeте сигнатуру того, что подготовлялось в тот момент, когда разразились эти катастрофические события ... ныне симптоматически выражающиеся в настроении, господствующем между северной и южной Россией, в развязывании русско-украинской вражды, являющейся симптомом куда более значительным, если взять события, которые подготовлялись, чем всe то, что сегодня люди, исходя из удобства, хотели бы назвать важными событиями". 180(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
102. "Одно человеческое поколение, 33 года, зреет семя мысли, семя поступка. Когда оно созрело, то действует затем в течение следующих 66-ти лет далее в историческом становлении. Интенсивность импульса, заложенного человеком в историческое становление, распознаeтся в его действии сквозь 3 поколения, сквозь целое столетие". "Может, например, быть так, что импульсы, заложенные в один определeнный год, обладают меньшей пробивной силой в последующие 33 года, чем импульсы другого года для своего периода в 33 года. Это объясняется тем, что время между Рождеством и Пасхой бывает разной продолжительности".180(4) Перейти к данному разделу энциклопедии
104. "Когда в начале 80-х годов выступил магометанский пророк Махди, то он кончил тем, что английское господство распространилось на Египет. В то же время, с французской стороны Индокитай, после войны с Китаем, был завоeван для европейского господства. Потом состоялась конголезская конференция и выступили другие события подобного рода. — Изучите всe это, к чему оно пришло теперь, в 1917 г., через 33 года! Тогда были заложены причины того, что исполняется теперь. Людям тогда следовало бы спросить себя: Какие перспективы это Рождество открывает для Пасхи через 33 года? — Ибо все вещи в истории через 33 года вновь восстают в преображенном облике из могилы силой, связанной с тем святым и целящим, что человечество получило благодаря Мистерии Голгофы". 180(1) Перейти к данному разделу энциклопедии
173. В следующем тысячелетии исследования природы не будут направлены на грубое в природе, а на ее ритмы, ритмический строй. "Этот ритмический строй мы выразили образно в наших семи колоннах, во всей конфигурации нашего строения. Но этот ритмический строй имеется во всей природе. Ритмически растут лист за листом у растения, ритмически организованы лепестки у цветка. ... Ритмически подступает и спадает воспаление у больного". 184 (14) Перейти к данному разделу энциклопедии
266. Когда математики прежних времен говорили о треугольнике и прямоугольнике, то они видели совсем иное, чем мы, некую Мистерию. ... Вся геометрия покоится на внутреннем опыте, пережитом в движении крови. Было время, когда можно было воскликнуть, как Гете: Кровь — совершенно особый сок! — так как эта жидкость, если внутренне ощутить ее активность, из всех геометрических фигур делает нечто активное, превращает их во внутреннее ощущение; человек научается познавать самого себя, получая внутренний опыт от переживания треугольника, прямоугольника и пентаграммы, ощущая переходящие в него силы крови. Это уже мистика. Математики были не только близки к мистике, они представляли в те времена ее внешний аспект, пережитый благодаря впечатлениям от движений крови. Для мистика тех времен все геометрические формы превращались в интенсивную ритмическую жизнь, становились мистическим опытом". 326 (3) Перейти к данному разделу энциклопедии
550. "В человеческих чувствах заключено все то, что является смелостью, присутствием духа, страстным мужеством и т.п.". Что Тацит описывает у древних германцев — это суть та душевность, что основывается на ритмическом человеке. Что восхищает нас в греках как их соразмерность, также обусловлено ритмической системой; восточная же мудрость, чуткость — обменом веществ. Греческая пластика, драма есть результат переживания греками ритма. 334 (II)
Перейти к данному разделу энциклопедии
1264. "В природе ритмически сменяются ночь и день, ритмически следуют времена года и т.д. В человеке ритмически совершается дыхание и кровообращение, смена сна и бодрствования и т.д. Ритмические процессы ни в природе, ни в человеке не являются чем-то физическим. Их можно бы назвать полудуховными. В ритмическом процессе физическое как вещь исчезает. В воспоминании человек перемещается своим существом в свой ритм и в ритм природы. Он живет в своем астр.теле. Индийский йог хочет совершенно раствориться в переживании ритма. Он хочет покинуть область представления, область Я и во внутреннем переживании, подобном воспоминанию, смотреть в мир, лежащий позади того, что может знать обычное сознание. Западная духовная жизнь не смеет для познания подавлять Я. Она должна привести
Я к восприятию духовного. Но такого не произойдет, если из чувственного мира так проникать в ритмический, чтобы в ритме переживать лишь полуодухотворение физического. Надо находить ту сферу духовного мира, которая открывается в ритме. Итак, возможно двоякое: во-первых, — переживание физического в ритмическом, как это физическое становится полудуховным. Это более древний путь, в настоящее время уже не пригодный. Во-вторых, — переживание духовного мира, который имеет своей сферой мировой ритм в человеке и вне человека, как человек имеет своей сферой земной мир с его физическими существами и процессами. А к этому духовному миру принадлежит все, что в настоящий космический момент свершается благодаря Михаэлю. Такой дух, как Михаэль, тем, что своим местопребыванием он избирает ритмический мир, вносит иначе пребывающее в люциферической области в ту область чисто человеческого развития,
на которую Люцифер не имеет влияния. Все это может быть созерцаемо, когда человек вступает в имагинацию. Ибо имагинацией душа живет в ритме; а мир Михаэля — это мир, открывающийся в ритме. Воспоминание, память уже находятся в этом мире, но еще не глубоко. Обычное сознание ничего из этого не переживает. При вступлении же в имагинацию из мира ритма раньше всего всплывает мир субъективных воспоминаний; однако он тотчас же переходит в мир живущих в эфирном, сотворенных божественно-духовным миром первообразов физического мира. Переживается вспыхивающий в космических образах, скрывающий в себе мировое творчество эфир. И деятельные в этом эфире солнечные силы там не только сияют, они начаровывают из света мировые первообразы. Солнце является космическим живописцем миров. Оно есть космический противообраз импульсов, рисующих в человеке образы представления (мышления)". 26 (165-168)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|