BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Именной указатель





БЛАВАТСКАЯ Е.П.

25в. Состояние формы начинается в действительности на плане Рупа. На плане Арупа еще не существует никакой формы, а только задатки к ней, а на плане архетипов форма сама себе дает форму, она там целиком есть жизнь. "Поэтому первое и седьмое состояния формы являются, собственно, состояниями жизни. ... Поэтому имеется, собственно говоря, только 5 Праджапати Формы, поскольку 2 других принадлежат к более высоко стоящим Праджапати Сознания. Вероятно можно сказать, что стадии жизни и состояния формы являются лишь сгущенными состояниями сознания или пассивной стороной активного сознания, или также негативной стороной образа мира, тогда как сознание является его позитивной стороной. ...
     Каждое существо проходит также через царства жизни. Тут мы приходим к Праджапати рунд. Рунд в действительности — шесть, поскольку седьмая рунда является следующим состоянием сознания. Значит и Праджапати Жизни тоже шесть. Праджапати Сознания — семь, но к ним нужно причислить одного Праджапати Жизни и двух Праджапати Формы. В результате получится 10 Праджапати Сознания. Всех их вместе — 21 (10+6+5). Блаватская в "Тайной доктрине" говорит о числе 1065. 21 — ценность Иеговы.
     Существа, переводящие одну глобу в другую, называются Праджапати. Д.71/72, с.29-31.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

52. "Если бы все осталось при люциферической эволюции и Христос не вступил бы в развитие человечества, то со времени, в которое должна была совершиться Мистерия Голгофы — но она, допустим, не произошла бы, — люди в Мистериях смогли бы развиваться до той ступени, где им открывались бы Архаи. А затем они вступали бы в люциферический мир. На Земле же оставалось бы все то, что высшими Богами, например Эксузиаи, создавалось бы в земном развитии как земно-человеческое. ...Люди одухотворились бы аскетически и при этом, вступая в духовный люциферический мир, отвергли бы телесность. Души таких людей нашли бы свое спасение, но Земля потеряла бы свой смысл. Тела ничем не могли бы служить душам. Значение Мистерии Голгофы состоит в том, что она воспрепятствовала этому. ...Люцифер с начала земного развития имел намерение увести людей от Земли в свое духовное царство. Его не интересовало основное земное развитие; он хотел иметь для себя лишь то, что высшие боги соединили с человеком. Это, как душу, он хотел вывести из земного развития после того, как она некоторое время побыла бы в земной форме, пришедшей от Духов Формы. Но почему люди не последовали до Мистерии Голгофы за Люцифером в его мир света?
     В земное развитие было введено то, что называют 8-й сферой. Один из ее аспектов заключается в том, что человек получает такую тягу, склонность к низшей природе, что Люцифер не в состоянии из этой низшей природы извлечь высшую".
     "Если бы Земля не обладала силой притягивать Луну, то духовный коррелят этой силы не сковывал бы человека в низшей природе, ибо, рассмотренные духовно, обе эти силы суть одно... И можно сказать: Луна поставлена в мироздании как противник Люцифера, дабы мешать Люциферу. ...В эпоху материализма, в ХIХ в., эта истина была превращена в свою противоположность. В книге Синнета "Эзотерический буддизм" Луна описана как нечто враждебное человеку".
     "Это материалистично — обозначать Луну 8-й сферой; т.н. 8-я сфера есть та сила, та сфера, которая притягивает Луну. Блаватская среди своих заблуждений имела одно особенно коварное, когда в своей "Тайной доктрине" оклеветала Бога Ягве как просто Лунного Бога и хотела поставить на его место Люцифера как друга духа. ...Бога Ягве она хотела представить как просто Бога низшей природы, а свойственное низшей природе враждебно Люциферу". 172 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


IX. ДУХОВНЫЕ СУЩЕСТВА, СТОЯЩИЕ НИЖЕ ИЕРАРХИЙ


531. «Мы имеем семь ступеней существ (согласно Блаватской): 1. Боги, 2. Питрис, 3. Нирманакайя, 4. бодисаттвы, 5. человек (только), 6. человеческая ступень, 7. элементарные существа».93-а (6)
     «Духи Земли спят в минеральном царстве; растения суть их пробужденные мысли и их жизнь; животные -- их сны».
     «В минеральном царстве спят боги;
     В царстве растений они видят сны;
     В животном царстве они пробуждаются и видят сны».266-2, с. 63, 66


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

601.Из письма Р.Штайнера от 2 января 1905 г. ко вновь принятому члену эзотерической-школы: "...Вы знаете, что за всем теософским движением‚ стоят высоко развитые существа, которых мы называем Мастерами или Махатмами. Эти возвышенные существа уже проделали путь, который остальному человечеству еще предстоит пройти. Они теперь действуют как великие "Учителя Мудрости и Созвучия Ощущений человечества". Они теперь действуют уже на высшем плане, для которого остальные люди смогут организовать себя в ходе дальнейшего развития, в ходе т.н. "рунд". На физическом плане они действуют через уполномоченных ими "вестников", первым из которых была Е.П.Блаватская, первым для теософского движения. Мастера ни основывают внешних организаций или обществ, ни возглавляют их. И хотя Теософское Общество вызвано к жизни его основателями (Е.П.Блаватской и др.) для того, чтобы способствовать работе Мастеров на физическом плане, но на само Общество эти Мастера не оказывают никакого влияния. В своем существе и водительстве оно есть творение людей чисто на физическом плане".93 (с. 301)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

668. "Сейчас (сказано 27 сентября 1911 г.) Христиан Розенкрейц вновь воплощен. От излучений его эф. тела идет инспирация в работу Блаватской "Изида без покрова". Он же влиял на Лессинга в его работе "Воспитание рода человеческого" (1780).130 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Существа зла: азуры, маммон и другие

748. "Зурас = боги (от Азу = дыхание) стали не богами — а-зурас. ... Если мы хотим понять принцип духовной эволюции, то нам необходимо обратиться к одному значительному событию, имевшему место в атлантической расе. Определенные духовные существа явились там как возмутители, как мятежники, желавшие завоевать свою независимость. Зуры стали азурами. До того момента они были сокрыты­ми на Земле. Это те силы, которые как раз в настоящей эпохе подступают к интеллектуальной и духов­ной стороне человечества. ...Эту природу Люцифера содержало в себе в первые столетия, также и Христианство. О чем свидетельствуют два документа — один хранится в Ватикане, а другой — копию с первого — имел Посвященный христианин Европы граф Сен-Жермен" (Этот документ читала в астральном свете Е.П. Блаватская.)93 (Из заметок к лекции от 17 окт. 1904 г.)
     Из записей К. Г. Гаррисон лекции Р.Штайнера от 10 июня 1904 г: "По своей природе азуры — огнен­ные, или динамичные, и их злая сила была ужасна. Через явление Христа Иисуса она была навсегда уни­чтожена... Выражаясь научно, они держатся под постоянным шахом, не будучи в состоянии двигаться ни вперед, ни назад между Землей и восьмой сферой, в латентной точке, где сила притяжения с обеих сто­рон одинакова, до "великого дня" схождения осей, когда они без встречного сопротивления будут втя­нуты в их спираль". Их ошибочно принимали за Люцифера, что отразилось в мифах Мильтона и в мифах средних веков. 93 с.303


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1519. "Мы различаем вместе с Блаватской:

1. Сознание, которым обладают наши органы.
2. Астральное сознание животных, некоторых растений, а также идиотов.
3. Кама-рупа — сознание камня, которое позже приобретает также и человек.
4. Кама-манас — сознание, рассудочное.
     Таким образом расчленяется крест мирового бытия".93-а (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

46. Хираму-Абифу было сказано, что у него родится сын, о котором он не будет знать и от которого произойдeт новый род людей. Это будет не что иное, как новое объединение в будущем обоих полов в один. "Древнюю женскую культуру сменит мужская. Женское как физический облик отомрeт. И мужское должно будет иметь в себе силу производить индивидуума из самого себя. ... Когда человек достигнет силы так развить свою гортань, чтобы слово стало творящим, чтобы словом человек мог производить себе подобного, тогда вся продуктивная сила перейдeт к мужскому роду. Тогда к человеку перейдeт то, что некогда было создано благодаря богам. Когда было потеряно слово? — Когда возникли два пола. Оно погребено, спрятано. Сыновья Каина имели его лишь у своего праотца. Хирам-Абиф должен был, по меньшей мере, получить о том пророчество. Но вскоре после того он был убит.
     Слово погребено, но оно здесь. Если бы оно не было погребено, то человек был бы самотворящим, как Элоим. Поэтому "слово" в масонстве является не истинным, а ложным "словом". Истинное слово сокрыто. Десять заповедей вырезаны на камне, который содержит истинное слово. Что такое десять заповедей? — Это законы нравственного мирового порядка. Они поддерживают внешние отношения, какими они являются теперь под влиянием людей двух полов. Нужда в этих заповедях отпадeт, когда не станет двух полов. Нынешний же человеческий строй возник под влиянием двух полов.
     Так мы имеем в масонстве хранителей памяти о потерянном слове, которое должно быть обретено теми, кто работают как масоны, и оно будет обретено тогда, когда пассивная мужская мудрость в самой себе пробудит активность. Поэтому масон говорит: всe, что не происходит из распространeнной в мире науки, произошло от женского жреческого господства древних времeн. Мы больше не хотим преодолевать этого, но мы хотим образовать новую спираль бытия; мы должны сами мужскому, каинову знанию дать интуицию. Это было бы невозможно сделать, если бы мужчине была дана сила благодаря тому, что женщина стала бы соучастницей в познании тайны. В тот момент, когда это было бы сказано перед женщинами, всe в целом должно было бы утратить свою действенность.
     Таким образом, существовала необходимость не включать женский пол в масонство. Это связано с тем, что орган слова связан с полом, с сексуальностью. Потому-то мужчина претерпевает мутацию голоса с половой зрелостью. Эта мутация выражает не что иное, как древнюю сопринадлежность органа речи и органа пола. Вы также поймeте, что говорит масон: вообще лишь мужчина призван к тому, чтобы произнести потерянное слово и излить его вовне; только по-мужски построенная гортань в состоянии сказать и понять то, что может быть достигнуто через потерянное слово. Если мы понимаем это так, то становится понятным, что женщине не позволено новое произвести устами. — Комично слушать учeных людей, когда они объясняют отказ женщинам в приeме в ложи тем, что они сплетничают. — Женская гортань осталась как рудимент. Мужская гортань преобразуется в орган будущего.
     Как видите, дело заключается в глубоких и значительных взаимосвязях, и выражение "каменщик" можно взять в буквальном смысле. Поэтому во времена Греции и Рима каменщики были строителями того, что выражало собой прекрасное: собор, храм.
     Дело обстоит ещe и так, что, естественно, часть того, что было произведено через объединения масонов, должно было быть воспринято древней жреческой мудростью. Так вы имеете здесь смешение женской мудрости и мужских устремлений. По сути говоря, тайна масонства ещe не открыта, еe нельзя выдать, еe ещe нет здесь. Она представляет собой то, что будет высказано, когда слову станет внутренне присуща сила воспроизводства".
     Ещe в XVIII веке оккультисты среди масонства говорили о подобных вещах, но затем сознание их, с потерей связи с внешним миром, было утрачено. "Но при этом должно быть ясно, что всe существующее в масонстве как символы произошло от древней жреческой мудрости, и содержащееся в символах ещe должно выступить наружу. Собственно женская мудрость постепенно потерялась совсем. Поэтому и исчезли т.наз. высокие градусы, хранители женской мудрости. Осталось лишь то, что называют Иоанновым масонством, которое занимается лишь светскими вещами и лишь в них кое-что понимает. И это, опять-таки, совершенно естественно, ибо, ведь, с развитием материализма жреческая мудрость должна быть утеряна. И что теперь должно произойти? Древняя мудрость ушла. Мы должны жить во внешнем. Что следует из этого? Из этого следует, что снова должно прийти некое улучшение, когда явится мудрость, которая стоит вне пола, которая больше не связана ни с женской, ни с мужской мудростью, ни с женской библейностью, ни с мужской храмовой легендой. И эту мудрость мы встречаем в Антропософии. В этой мудрости понимают себя оба пола. Здесь в женщине работает мужчина, который находится в ней, а в мужчине работает то, что, опять-таки, является внеполовым. Здесь в познании встречается высший план мужского и женского. Поэтому вполне естественно, что оккультные основы принесены как масонство, а теперь должно быть сделано новое начало. Это есть то, что называют спиралью. Так свиваются вещи в наше время. Так должны мы мыслить переход одного в другое. Поэтому Антропософия не опирается ни на библейскую легенду, ни на Храмовую легенду, но во всeм ищет зерно мудрости, которая снова должна стоять вне пола. Итак, вы видите, как Антропософия основывает мир, вносит гармонию.
     Как это соединяется в нашей коренной расе? Наша коренная раса повторит то, что уже было прежде. Противоположность, существовавшая в Лемурийскую эпоху, отчeтливо выразилась в духовной области. Оппозиция должна была проявиться потому, что женский пол древнее и находится на нисходящей линии, тогда как мужской пол находится на восходящей линии и ищет в себе ту семенную силу, которой обладала женщина. Если мы останемся в нижних областях, то благодаря оккультизму должны точно различать: кто является расовым человеком Атлантиды, тому нет нужды быть также душевным человеком Атлантиды. Поэтому также и душа не связана с полом. Души женского пола движутся к тому моменту, где они смогут населить сделанные себе мужчинами тела, и тогда на Земле станет один пол.
     Пока мужчины находились в оппозиции к женщинам, те молчали. Связь полов была подготовлена тем, что в XVIII в. были основаны ложи усыновления. Первая из них была основана в 1775 г. Там масонство занималось другими символами, чем в мужских ложах. Принятием женщин в эти ложи усыновления была подготовлена связь полов". Членом такой ложи была Е.П.Блаватская. И теософия имеет задачу преодолеть одностороннее мужское устремление. "Во всeм средневековье проводилось огромное подготовление к тому, чтобы породить духовным образом в мужчине другой пол. Человек рождал в себе путeм концентрации, вначале как мысль, то, что в будущем должно возникнуть в нeм как бытие. Поэтому во всeм средневековье, как подготовление к этому, был распространeн культ Марии. Он является не чем иным, как концентрацией для порождения женского в мужском, в то время как в культе Иисуса женщина идeт к той же цели. Культ Марии произошeл из этой основы. И, наконец, вы сами видите, какая путаница должна была наступить с появлением известного ордена, который возжелал снова отвоевать женскую мудрость. Дело там сведено к господству над миром. Если хотят остаться со старой мудростью, то для старых сил должен быть завоeван мир. И такой орден существует — это орден иезуитов. Он сознательно поставил себе такую цель. Поэтому так остро противостоят одни другим: иезуиты и масоны". 93(17)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

53а. "Е.П.Блаватская еще обладала правильным представлением о том, что такое аватар. Мисс Безант его уже не имеет, поэтому нечего удивляться, что она не поняла Христа".266-3, c. 39-40


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

247. "Е.П.Блаватская была настроена антихристиански, была целиком и полностью ориентирована антихристиански. ... она повсюду показывала, что имеет симпатию ко всем религиям в мире, кроме иудаизма и Христианства; к ним она имела глубокую антипатию". Это удивительно, что в наше время выступает человек, ждущий спасения людей от антихристианской ориентации, и всe это оказывает глубоко проникающее влияние на людей иудейской и христианской ориентации! 258(4)
     Е.П.Блаватская хотела сначала свою работу проводить в духе христианской эзотерики. Но ей сильно помешали оккультные братства, так что "Тайную доктрину" она облекла в восточные одеяния. Но восточная форма мудрости лишь уводит нас от нашей цели, ведет к закату. 266-1, с. 220


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1162. "Если бы то, что жило в душе Блаватской, полностью перешло на Запад, то идеал полезности (дарвинистской) осуществился бы с помощью спиритуализма. "Бюро Юлия" (основано журналистом Вильямом Стидом в Лондоне) является лишь одной из неудачных попыток этого рода в связи с Блаватской. Оно было учреждено для собирания возвещений духовного мира, которые должны были служить обычной физической полезной жизни. Это была карикатура на то, что в высоком стиле должно было совершиться через Блаватскую. Если бы попытки такого рода по отношению к Блаватской полностью удались, то сегодня повсюду существовали бы учреждения, в которых сведения из духовного мира получались бы через медиумов: на какой номер упадет выигрыш, что нужно сделать, чтобы жениться на той либо иной девушке, чтобы произвести на свет такую-то либо такую-то личность. Можно было бы играть на повышение или понижение биржевых ценностей, получая для этого сведения от медиума. Спиритуальная жизнь была бы поставлена на службу потребностям!" Но в нужное время в жизни Блаватской были закрыты врата медиумического проникновения в духовный мир. Журналист отступился, и его место занял Олькотт (1832-1907), "о котором я уже говорил, что он был перевоплощением пирата Джона Кинга из XVII в. Этот Олькотт занимался тем, что из ничего создавал чайные чашки и т. п., когда в них возникала потребность". В этом отразилось столкновение простого принципа потребности с потребностью, удовлетворяемой из спиритуального. 171(10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1163. "Попытка через медиумов испытать человеческую культуру была неудачной. Это видели также и те, кто, переступив старую заповедь неразглашения, соблазненные материалистическими склонностями XIX в., предприняли эту попытку. ... Дверь в духовный мир хотя и была приоткрыта, но не сообразно времени, ошибочно. ... Это была хотя и ошибочная, но честная попытка испытать восприимчивость людей. Но затем (с Блаватской) начинается предательство некоторых членов американских оккультных обществ, которые преследуют свои цели односторонне и для этого используют такие психически к тому расположен­ные индивидуальности, как Блаватская". Свою деятельность Блаватская решила начать в Париже, где она должна была быть принята в оккультное братство вопреки правилу не принимать туда женщин вообще. Но она еще поставила условия, исполнение которых сделало бы братство бездеятельным. И прием не состоялся. Тогда она была принята в одно братство в Америке. Но там действовали в групповых интересах, а это противоречило природе Блаватской. И она была оттуда исключена. Она была не тем человеком, который покоряется судьбе, и пригрозила братству, поскольку много знала о нем, что поставило его под дамоклов меч. В результате американские и европейские оккультисты объединились и создали то, что называется "оккультной тюрьмой". "Это означает, что через определенные махинации в душе вызывается сфера имагинаций, благодаря которым помутняется то, что душа знала раньше; и так она делается до определенной степени бездеятельной. Это процедура, которая никогда не делается честными оккультистами и очень редко — нечестными. Но в том случае она была использована, дабы спасти жизнь, т. е. деятельность того оккультного братства.
     В течение лет находилась Блаватская в этой оккультной тюрьме, пока ею не занялись определенные индийские оккультисты, имеющие свой интерес в деятельности, направленной против американских братств. Как вы видите, здесь все время действуют односторонние оккультные течения. Так Блаватская пришла в этот хорошо вам известный индийский фарватер. ... Индийские оккультисты действовали односторонне, с индийско-патриотической, скажем, точки зрения, против американских братств. Но благодаря всяческим махинациям между определенными индийскими и американскими оккультистами установилось состояние равно­весия. Американцы обещали индусам не вчитываться в то, что они делали с Блаватской, а индусы обяза­лись молчать о том, что было раньше. ... На место старого учителя, руководителя Блаватской, встала личность-маска, в маске махатмы, состоявшая, собственно, на службе у европейских сил и имевшая задачу силы, действовавшие через Блаватскую, поставить на службу определенным европейским силам. ... Что бы произошло, если бы что-то из этого удалось? ...
     Предположим, что Блаватская попала бы в Парижскую оккультную ложу, к чему она стремилась. Тогда она не попала бы под влияние того, кого позже почитали в Теософском Обществе как махатму, каковым он, однако, не был, и тогда свет жизни парижской ложи был бы задут. И тогда многое из того, за чем теперь стоит парижская ложа, не произошло бы, и все бы склонилось на службу другой односто­ронности. Многое тогда приняло бы другой оборот. Ибо существовало намерение психическую личность Блаватской обратить на искоренение парижской ложи. И будь она тогда искоренена, не выступил бы ряд марионеточных фигур. Сильвани, Дуранте, Сержи, Кеккони — вся галерея сеньера Ломброзо и многие другие не имели бы за собой оккультных вдохновителей. Остались бы закрытыми раздвижные двери некото­рых редакций. (Существуют редакции, в которых передние двери ведут в редакцию, а через другие, раз­движные, входят в оккультное братство) ... не произносил бы речей сеньор Д'Аннунцио. Тогда произошло бы что-то другое... (также) одностороннее". 173(11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1283.

"Имеются духовные существа, к которым человек может приблизиться и высшие способности которых, т. е. их способности думать, рассуждать, воспринимать, испытывают притяжение к человеческой сексуальности и т. п. инстинктивным действиям. Если человек указанным образом орудует со всем тем, что имеет отношение к родству, к рождению, блаженству, то он живет некоторым образом в психической ауре таких существ, у которых высшие способности родственны нашим низшим способностям. Поэтому низшие способности человека через это родство возбуждаются, и поэтому также и психоанализ, возникший из материалистических воззрений, действует под влиянием таких существ, возбуждающих главным образом взгляд на низшую жизнь страстей.
     Таким образом, через полюс 1 (см. схему выше) человек попадает в царство таких существ. ... Поэтому в современности основной характер многих стремлений таков, что весь мир они хотят рассматривать с точки зрения низших потребностей. ... от Фрейда до ... Лоуренса Олифанта (1829-1888), который в своих весьма интересных книгах "Sympneumata" и "Науко-религия" выражает тем не менее сублимированное стремление весь мир, все мировое свершение, а также и духовное стремление представить в аспекте сексуального. И хотя у Олифанта все чрезвычайно тонко, духовно, благородно и симпатично, тем не менее это путь, идущий от Фрейда к Олифанту".
     Таков полюс 1. Полюс 2 стремится при созерцании духовной действительности более или менее исчезнуть в ней. Стремление этого полюса находится еще в начале, тогда как 1-й полюс широко распространен в Европе. "Этот, 2-й полюс со своим сакраментализмом приближается к существам, низшие силы которых родственны человеческим высшим силам, силам человеческого разума, рассудка, человеческой психической организации, человеческой спиритуальной организации. ... Следствием этого является то, что при развертывании оккультных сил этого полюса, этого импульса возникает стремление оторвать высшие сверхчувственные члены человеческой природы от чувственного человека.
     Но затем, когда человек вырывается к имагинативной, к визионарной жизни, он входит в ауру, в которой (указанные) существа развивают их низшие потребности. Благодаря этому возникает удивительное явление, состоящее в том, что человек тогда хочет особенно сильно выработать для себя — и к этому он устремляется все больше и больше — роль зрителя, благодаря чему он делает себя связующим членом между сверхчувственными и подчувственными существами... развивает в себе тягу сделать из себя инструмент, с помощью которого некие сверхчувственные существа могли бы воздействовать на подчувственные силы, на те силы, которые сокрыто лежат в чувственных явлениях, в чувственных феноменах. В чувственных феноменах находятся силы, подобные ныне известным силам электричества, магнетизма и др. И человек, односторонне отдающийся этим импульсам, хочет тогда не обращать внимания на чувственный мир, непосредственно на мир феноменов. Но благодаря этому он подпадает опасности предоставить себя в качестве моста сверхчувственному миру, высшим Иерархиям, когда свои силы они посылают вниз, в подчувственный мир. Потребность развивать нечто в сакраментализме, в символическом действе является именно такой потребностью. Ибо всякий раз, когда выступает сакраментализм, когда выступает символическое действие, силы из высших миров устремляются в низшие миры и обратно, устремляются односторонне в этом струении сверхчувственного мира в подчувственный мир, когда чувственный мир исключается и проходит импульс 2-го полюса. Поэтому, естественно, внутри 2-го импульса все снова и снова будет возникать потребность сделать себя носителем духовных существ или духовных сил. ... Синтез должен состоять в соединении обеих односторонностей, когда вы их обе преодолеваете". Эффективно над этим работал Гете. 171(12)

_________________________________________________________
*Псевдоним Эдуарда Бульвера, лорда Литтона.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1433. "Славянские народы России в значительно большей степени, чем широкие массы немецких народов, призваны постоянно стремиться возвышать свою индивидуальность. Они зависят от отдельных личностей, которые обособленно, изолированно от народа открывают то, что должно открываться в среде народа. Поэтому еще долго, до восхода 6-й послеатлантической культуры, русская народная культура будет культурой откровения. Русский более, чем кто-либо другой, зависит от провидца, и он весьма восприимчив к тому, что ему дает ясновидящий". 186(6)
     "Эта душа родилась целиком из русской ауры, со всеми возможными свойствами русской души, хотя по происхождению Блаватская не была чисто русской. Но ее душа вплоть до визионарной жизни, вплоть до ее гениальности, которой Блаватская обладала в столь высокой степени, была русской..." 171(10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1156. "Безгранично боялись того, что Блаватская по-настоящему будет здорова и вынесет на поверхность содержавшееся в ее подосновах. Благодаря ее особым задаткам и особым ее связям с русской народностью это могло бы стать опасным и политически. И совершенно особым стремлением стало выключить это. А если бы жившее в Блаватской могло привиться уже тогда, в 60-е — 70-е годы, то многие вещи пошли бы иным путем, вещи, которые так хорошо видели такие люди, как Милль и Герцен. Но отдельным ариманическим силам удалось тогда многое выключить".
     "Вначале "Великим Востоком" была сделана попытка перехватить Блаватскую, но она не удалась, т. к. не могли быть выполнены условия, поставленные ею". 172(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1157. О Елене Петровне Блаватской: "человек, несущий в себе такого рода посланничество, с необходимостью сначала должен принять на себя непризнание, даже оклеветание. Подобного рода вещи относятся к тем жертвам, которые он должен принести жизни". 262 с.65


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1160. "И как стало возможным, что выступивший на месте майстера Кут-Хуми был обманщиком и насадил в Блаватскую одностороннее мировоззрение, так стал возможным и тот факт, что не увидели серого мага, стоявшего за ее спиной, получавшего жалованье в узко ограниченном человеческом обществе и желавшего пропагандировать определенное человеческое мировоззрение". 162(6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     653
. "Когда Е. П. Блаватская писала "Изиду без покровов", она имела некоторого рода розенкрейцеровскую инспирацию. В этой книге находятся великие истины розенкрейцеров — вплоть до их ошибок (они не знали о реинкарнации и карме); позже она отошла от влияний, исходивших от розенкрейцеров, и была захвачена влиянием ориентализованной теософии".
     "Было бы хорошо взять "Изиду без покровов" и привести ее в систематический и логический порядок и выбросить 5/6 из "Тайной доктрины", а оставшуюся 1/6 часть привести в должный порядок, тогда, желая все же видеть в теософской жизни положительное, можно было бы сказать: это есть нечто мощное, проникшее в оккультную жизнь". 132 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     654
. В "Тайной доктрине" описывается путь в сверхчувственное, проходящий через Луну. Если только отделить в этой книге правильное от неправильного, то в ней содержатся грандиозные истины. Водителем Блаватской был посланец Меркурия. Он сопровождал ее туда, где имеется одна тайная библиотечка, в Ватикан. Там столетиями хранится в тайне одна книга, и Блаватская читала ее. 243 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     655
. В "Тайной доктрине" в строфе 1, 6 (дзян) речь идет о 7 истинах, или откровениях. Р. Штайнер в письме к Г. Вагнеру от 24. ХII. 1903 г. пишет, что четвертая из этих истин "восходит к семи эзотерическим коренным истинам", которые соответствуют семи расам. "В настоящее время дело обстоит так, что четыре первых из этих частичных истин преобразованы в медитативные изречения для учеников Мистерий и не могут быть даны иначе, как в виде таких (символических) медитативных изречений. Но для медитирующего на оккультном пути из них проистекает много высокого. Я привожу четыре из этих изречений, перелагая их с символического языка знаков на немецкий язык:
     1. По смыслу: как точка становится сферой и все же остается самой собой. Если ты постиг, как бесконечная сфера остается всего лишь точкой, то вернись к этому снова, ибо тогда тебе станет ясно, что такое "бесконечное в конечном".
     П. По смыслу: как семя становится колосом, то вернись к этому снова, ибо тогда ты постиг, как живое живет в числе.
     Ш. По смыслу: как свет в темноте, тепло по холоду, как мужское по женскому тоскует, то вернись к этому снова, ибо тогда ты постиг, какой миг явит тебе великий дракон на Пороге.
     IV. По смыслу: как человек в чужом доме наслаждается гостеприимством, то вернись к этому снова, ибо тогда ты постиг, кто зрит Солнце в час полночи* .
     Если медитации были плодотворны, то из 4-х тайн открывается пятая. Позвольте мне пока лишь сказать не более того, что теософия — часть теософии, заложенная в "Тайной Доктрине" и ее эзотерике — представляет собой сумму частичных истин пятой истины. ... Я могу вас заверить, что в словах К. X. (стр. 127): "Когда наука познает, как возникли отпечатки растений на камнях..."** —заключена почти вся пятая тайна, скрытая оккультным образом". 264, с. 47-48
____________________________
* Перевод изречений сделан в соответствии с грамматическими формами подлинника. (Составитель.)
** В прим. дано письмо К. X., где он отвечает на вопрос А. П. Синнета о том, каким образом он пишет свои послания. (Прим. составителя).


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     688
. "Блаватской надлежало указать на истинное ядро в религиях арийских народов, но понимание ветхо- и новозаветных откровений было для нее закрыто". 116 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     689
. Блаватская потому не могла понять Христианства, не могла духовно прийти туда, где следует искать Христа, "что в ее верхнем сознании постоянно жила антипатия, можно даже сказать, страстное нерасположение ко всему христианскому и ко всему еврейскому..." 143 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     690
. "В русской природе Блаватской имелась внутренняя оппозиция стремлению западноевропейской и американской сущности сделать русское зависимым от себя". 167 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Числовой метод познания

     655а
. "Не найти вообще никаких связей в эволюции мира, если принцип числа не использовать как метод рассмотрения". 346, с. 193
     "Все, что инспирирует из духовного мира, открывается в числах". 266-3, с. 318
     "Если число приводят в связь с тем, что происходит, то входят в апокалиптическое мышление, учатся в некотором роде апокалиптически читать Вселенную..." 346, с. 94
     "Одно (единство) в трех (троичность) творит меру, число и отношение (вес).
     Единица есть откровение Абсолюта, божественного бытия!"
     "Единица есть число единства. А когда к одному добавляется два, когда два развивается из него, то мы имеем откровение. Два т.обр. есть число откровения". 266-1, с. 500, 539
     Единство высшего мира в более низком мире выступает как троичность. "Мистерия Трех". Тут необходимо качественное исчисление:


     Такое исчисление имеет дело с внутренней сотворенностью вещей. 1=1, 1=2, 1=3, 1=4 и т. д. Не закон числа, а закон анализа применим практически в душевном мире. Наши синтетические числа есть всегда абстракции.
     Бог сотворил мир сообразно мере, числу и весу, "согласно творческому, качественному, аналитическому порядку чисел". 343, с. 525-527
     "Это всегда имеет место, особенно при переходе от четырех к пяти, что пять приходит в оппозицию к четырем". В древних Мистериях в определенный момент ученик приходил к убеждению, что "... число зла есть число пять. — Повсюду, где во Вселенной согласно тайне числа правит число пять, имеют дело с миром зла; пять восстает против четырех, за чем следует великое решение, ведущее к тому, что к шести взойдет или добро, или зло". 346, с. 99
     Десятистраничная книга Сен-Мартена. "Чтение в духовных прообразах называется в оккультизме чтением в десятистраничной книге".
     1-я страница: переживают внутреннее становление и прехождение. Манвантара — простирание, пралайя — стягивание в точку. Оккультный ученик должен переживать в себе такую точку; в ней — все и ничто. Из ничего возникает все. Об этом можно прочесть на 1-ой странице.
     2-я страница: повсюду в мире переживать двоичность. Нужно научиться мыслить в двоичностях. Дуализм здесь необходим и правомерен.
     3-я страница: троичность. "Продумывать мир в его трехчленности, означает думать мудро".
     4-я страница — это человек как четверичность: тело, душа, дух и самосознание. Четверичность развивается из троичности.
     5-я страница: здесь открывается все то, что человек проецирует из себя наружу. Мифы, саги. Мифы о конях содержат в себе стоящее на этой странице. "Когда человек развивал зачатки умности... из его природы выделилось то, что содержит в себе природа лошади".
     6-я страница: содержит тайны сверхчувственного, познаваемые человеком. Идеалы свободы, равенства, братства. Зародыши будущего в настоящем.
     7-я страница: ученик учится понимать тайну семеричности. Высшая троичность, низшая и сам человек. Д. 32, с. 8-11
     "Для оккультистов семь всегда является совершеннейшим числом... Если жить в числе семь, можно различнейшим образом понимать инспирации. ...откровение числа семь является исключительно сложным. Так сказать, всевозможные вещи в Мироздании организованы в соответствии с числом семь, в меньшей мере — с числом двенадцать и с другими числами"... 346, с. 181-182
     "Если кто-то был посвящен в древних Мистериях, то первое, что он должен был пережить, состояло в том, что его ум, вся его человеческая душевная конституция должны были проникнуться значением семичленно протекающего цикла развития мировой культуры".
     Апокалипсис различным образом — в композиции, содержании — пронизан семичленностью, действием и тканием числа.
     "Также и в органической жизни господствует закон числа семь". 346, с. 88, 93
     О семи медитациях, данных по дням недели: "Их можно делать по несколько раз в день и пытаться по 20 — 30 минут исчерпать глубину таких изречений. В них заключено много такого, что помогает обрести связь с Мистерией всепронизывающей семеричности". 266-1, с.63
    
"Десять или девять взаимнопереплетаясь, образуют совершенное число".


     "Восемь — это эволюционирующее семь. ... Тринадцать приводит планету в состояние, в каком она была в начале, но ступенью выше.
     Мы должны заканчивать двенадцатью. Так что в конституции планетарной цепи мы имеем не 7, а 12 высоких ведущих духов". (Только, начиная с восьмого, они пребывают не в действии; см. табл.) Д. 67/68, с. 16, 23
     "Число 12 всегда остается решающим; повсюду даны 12 ведущих духов: 12 колен израилевых, 12 апостолов, 12 рыцарей Грааля. Так что, как макро-, так и микрокосмически, 12 является святым числом, лежащим в основе всего; 7 — в действии, 5 имеет другие задачи. Для физических планет рассматривается число 7; поэтому из двенадцати принципов учат людей только семи". Д. 67/68, с. 24
     "Если люди хотят разделить свои задачи в мире, то их должно быть 12. Они образуют целое, они представляют 12 нюансов. Если люди в общности, в общине выступают в мир, то действует число 7. ... Но если дело идет о том, чтобы людей как представителей человеческого развития рассматривать в сверхземной жизни, то в действие вступает другое число". — 24. 343, с. 73
    
     Замкнутое в кожу астральное тело обозначается нулем. В такое тело не может проникнуть чужое существо. Так астральное тело человека становится для остального мира ничем, нулем. Но отделившись от остальной астральной материи, закрывшись в кожу, астр. тело стало единством. Это обозначают так, что перед нулем ставят единицу: 10. К нему добавляют число, указывающее на будущее развитие на Юпитере и Венере: 6 и 5. Так получают число Дзян из "Тайной доктрины" Блаватской: 1065. 266-1, с. 464


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     458
. "После опубликования Е.П.Блаватской своих книг тайные общества Запада стали думать, как это обозначить. И тогда было найдено слово "теософия"; оно было найдено совсем случайно, а потому не сле­дует связывать с ним в данном отношении что-либо значительное". 258 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     460а
. "Большая часть трудной кармы Теософского общества возводима к ошибочному взгляду Блаватской на Ягве". 266-3, с. 329


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     465
. "Обязательства ученика Эзотерической Школы Теософии (нач. XX века).
     Я даю ручательство, что буду стремиться делать теософию во мне живой силой и укреплять теософское движение в мире.
     Я даю ручательство неустанно сохранять строгость по отношению к моей низшей природе, не позволять себе ложных и неправильных высказываний и по-доброму обращаться со слабостями других.
     Я даю ручательство делать все, что в моих силах, дабы путем изучения и другими способами двигать себя вперед и учить других.
     В том я даю слово моей чести, призывая в свидетели мое высшее Я".
     Первые данные Р. Штайнером в I904 г. правила для ученика Эзотерической Школы Теософии (сокр. перев.)
     1) Каждое утро сразу после пробуждения ... совершать медитацию. Медитация дается Арх-Варденом (руководителем).
     2) Вечером перед сном размышлять над изречением, данным Арх-Варденом; затем короткий просмотр дня в обратном порядке.
     3) Четверть часа (или полчаса) каждый день посвящать чтению книги, указанной руководителем Школы.
     4) Каждые 14 дней вкратце сообщать Арх-Вардену о выполнении упражнений или объяснять причину их не­выполнения.
     5) Вести дневник и в нем отмечать ежедневно проделываемые упражнения.
     6) Исключить употребление алкоголя, ибо он оказывает вредное действие на мозг и на те органы, которые ведут к спиритуальному познанию. Исключение составляют лишь медицинские цели.
     7) Употребление мяса не запрещается, но следует знать, что оно затрудняет борьбу с низшей природой человека. Все перемены в диете делать с максимальным вниманием.
     Обещание
    
Я даю слово чести, что со всем вниманием прочел правила Ордена* и буду стараться точно следовать им; я также обещаю никому из тех, кто не принадлежит к Школе, не показывать каких-либо бумаг или книг. полученных мною и имеющих подпись: "доверительно выдано Главой Э.Ш.Т.".
     Возраст:
     Религия:
     Имя:
     Адрес: " с.138-140.
     Из правил Э.Ш.Т.: "Каждый ученик должен в определенно установленное (им самим) время, сообразуясь со своим здоровьем и семейными обязательствами, вставать и после умывания, но прежде, чем он что-либо успеет съесть, исполнять медитацию". с. 142
     Когда Е.П.Блаватская писала свою "Тайную Доктрину", то под влиянием западных оккультных братств, всячески противившихся тому, что несла с собой Блаватская, книга получила "восточное одеяние". Они помешали Блаватской вести свою работу в смысле христианской эзотерики. "Здесь, на Западе, находятся на­роды, которым надлежит образовать зародыш будущих рас. Такой, фактически, ответ должен быть дан на все то, что как голоса Майстеров с Востока некоторое время тому назад стало известно на Западе. Наши западные Майстеры также говорили, хотя и с меньшим шумом. И то, что они говорили, мы хотим это впи­сать глубоко в наши сердца. Они призвали нас к сотрудничеству в работе ради будущего развития челове­чества и к стойкости и выдержке во всех битвах, которые нам еще предстоят, к твердости в удержании живой святой традиции, которой мы владеем.
     Этот призыв должен постоянно звучать в нашей душе. Но не следует думать, что существует какая-либо дисгармония между Майстерами с Востока и Майстерами с Запада. Майстеры всегда живут в гармонии. Но тем не менее в последнее время произошли решающие (коренные) изменения в отношении эзотерических Школ Востока и Запада. До самого последнего времени (обе) Школы объединялись в большой круг под об­щим водительством Майстера. Но теперь западная Школа сделана самостоятельной..." (из лекции от 1.VI.1907 г.) с.328-329
     "Следовать путем восточного эзотерического обучения для Запада означает идти к закату".
     "Отмирающие расы на Востоке еще нуждаются в восточном обучении. Западная (эзотерическая) Школа предназначена для будущих рас".
     Эзотерические Школы Востока и Запада стоят в равновесии одна возле другой. "Каждая имеет двух Майстеров: Махатма м(ория) и Махатма К(утхуми); Майстер Иисус из Назарета и Майстер Христиан Розенкрейц**. 264 с. 332-333

___________________________
*Школа состояла из "Ордена испытаний" и ряда последующих ступеней.
** В течение дальнейшей жизни Р.Штайнера в водительстве западной эзотерической Школой произошли еще некоторые изменения, обусловленные развитием Антропософии и продвижением самого Р.Штайнера по ступе­ням посвящения. Уже в конце жизни им было сказано, что у врат нового Посвящения стоят Христиан Розенкрейц и Рудольф Штайнер. (Прим.перев.)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

X. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ РУДОЛЬФА ШТАЙНЕРА*

     1178
. К середине XIX в. человечество особенно глубоко низошло в материалистическое воззрение. Это вызвало большую тревогу в среде оккультистов, серьезно и искренне заинтересованных в развитии чело­вечества. Возник вопрос: а не следует ли, в противовес успехам материализма, раскрыть людям кое-что из сокровенных знаний о духовном мире?
     Часть тех оккультистов, которых называли эзотериками, возражала, что на это откликнутся лишь наиболее легковерные, а серьезные ученые останутся при своих материалистических взглядах; что прежде, чем да­вать такие знания, придется проводить большую подготовительную работу, на которую мало кто согласит­ся. И эти возражения, несомненно, были основательны. Другая часть оккультистов — экзотериков, кото­рые, однако, были не меньшими эзотериками, чем первые, — настаивала на том, чтобы знания о духовном ми­ре все же сообщались людям и совершенно открытым образом. Между обеими группами в конце концов был заключен компромисс, который сводился к тому, что о духовном мире они будут говорить людям через ме­диумов. Так был открыт путь спиритизму. Полагали, что медиумы смогут способствовать открытию тайны элементарных законов природы. Но это было большим заблуждением. Поскольку Я и астр.тело медиума подавляются гипнотизером, или инспиратором, то он не может здоровым образом войти в царство умерших. Поэтому через медиумов стало выступать чисто люциферическое учение, связанное с одними только ари­маническими наблюдениями; и от спиритизма пришлось отказаться. В то же время сообщения Духовной нау­ки находятся в связи с намерениями и надеждами т.наз. экзотериков середины XIX в. При этом Духовная наука дает способ правильного общения с умершими. (Лекция 1).
     В духе заключенного между экзотериками и эзотериками компромисса действовали и ведущие личности Теософского Общества, т.е. они получали свои знания о сверхчувственном через медиумов.
     Когда д-р Рудольф Штайнер опубликовал свои исследования об Атлантиде в журнале "Люцифер-гнозис" .(см. ИПН 11), то одной влиятельной личностью из Теософского Общества ему был поставлен вопрос: ка­ким способом он приобрел это знание. Это было в 1904 г. И та личность совершенно не поняла д-ра Штайнера, когда он ответил, что свои знания он получает в результате индивидуальных духовных исследований, считаясь при этом в полной мере с методами естественнонаучных исследований. Та личность не могла понять, как мог сам исследователь быть одновременно и тем, кто проникает в духовный мир. Так в мире наступила новая эпоха духовнонаучных исследований, начало которым было по­ложено д-ром Рудольфом Штайнером. Однако те из прежних эзотериков, которые, так сказать, стояли осо­бенно далеко слева, не пожелали отказаться от спиритизма и в этом своем намерении возобладали над мнением экзотериков. Они стали внушать медиумам также и свои идеи и намерения, и те сообщали их на спиритических сеансах как исходящие из духовного мира.
     Когда среди оккультистов выступила Е.П.Блаватская, то те из них, которые из совершенно честных намерений пошли на вышеуказанный компромисс, попытались воспользоваться ее способностями для дока­зательства существования духовного мира. Сама же Блаватская была не просто пассивным медиумом, а об­ладала колоссальной силой воспоминания о том, что она возвещала из духовных миров. Поэтому ее рас­сматривали как особенно значительную индивидуальность, появившуюся в столь критический момент разви­тия. Оккультисты же, стоявшие далеко "слева", попытались использовать ее в достижении своих специа­льных, не общечеловеческих целей. 254 (2)

________________________________________
* Содержание этой главы в основном представляет собой краткое изложение автобиографии Рудольфа Штайнера, опубликованной им под названием "Мой жизненный путь". Жизнь Рудольфа Штайнера — это жизнь ве­личайшего посвященного нового времени. Через все, что он дал как учение о новом пути посвящения, он прошел сам. Его жизнь есть совершенная реализация этого пути, и потому она — составная часть антро­пософской науки посвящения. Для углубляющегося в эту науку все этапы жизненного пути Рудольфа Штай­нера приобретают совсем особое значение по сравнению с жизнью просто выдающихся людей культуры. Нуж­но только суметь в нее вникнуть и понять ее глубинный смысл.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru