Главная
Предметный указатель
СОЦИАЛИЗМ — и марксизм |
492. Буржуазный профессор не в состоянии войти в суть вещей, его критика марксизма несостоятельна. Ему не хватает воли к познанию, "к действительному пониманию трeхчленного человека. А если бы это понимание имели, то пришли бы к основанию, которое необходимо понять и на которое я лишь хочу вам указать. Ибо только тогда, когда это фундаментальное понимание возникнет в отношении двух полюсов, увидят грандиозность теории прибавочной стоимости Карла Маркса и пролетариата. И лишь тогда впервые увидят, где нужно внести поправки, внести то, что ведeт к действительности, а не к марксистской иллюзии. Но понимание этого найти трудно". "О два полюса разбивается марксистский образ мышления. В середине он сидит твeрдо. В середине он выработан диалектически, необычайно остроумно. ... Прежде всего, теория прибавочной стоимости. Она разбивается о неэластичность почвы. (Если построены два дома и каждый имеет земельный надел и нужно построить третий, то где взять для него надел? Земля не растягивается. Если же нужно произвести новые машины, то следует поставить больше станков, и они будут больше производить). Она разбивается о неэластичность почвы в более основательном смысле, чем думают". Размер земли остаeтся тот же при росте населения. Этим меняется шкала ценностей, и этого не исчислить просто марксистским мышлением; не исчислить того, что нельзя ни увеличить, ни уменьшить в хозяйственном процессе. Таков один полюс. Далее, а как быть со средствами производства не для ручной работы, с духовным производством, где средства производства сводятся к перу (бумага включена в обращение)? Поэтому марксистское мышление исключает духовный процесс. Таков второй полюс. "И наиболее опасное в современном социальном хозяйственном эксперименте то, что не считаются с этими двумя полюсами. Всe соответствует индустриально мыслимым марксистско-диалектическим мыслеобразованиям; считаются только с индустриальными понятиями. Остаeтся незамеченным то, что лежит слева и справа от земли: ... одарeнность и случайность" (напр., погода, хищническое отношение к народно-хозяйственным ценностям). "Функция земли и функции духовной деятельности, их труднее понять в народно-хозяйственном процессе, чем то, что остроумно разглядел в нeм марксизм". 185-а(5) Перейти к данному разделу энциклопедии
493. "Сегодняшний социалист, о чeм он думает? Он думает, что нужно выдумать социальные максимы, социалистические максимы или призвать людей во всех странах Земли: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" — и тогда, думает он, можно будет по всей Земле, как говорят, интернационально установить некий род рая. Но это ведь большая иллюзия и настолько гибельная, насколько это только может быть!" 186(7) Перейти к данному разделу энциклопедии
703. "Единственное действительно научное политическое, социальное движение — это современное рабочее движение. Поэтому ему присущи все ошибки, вся безысходность именно современной науки. ... Оно целиком проистекло из мысли. Вы только подумайте, какое колоссальное противоречие современной жизни! Мысль о том, что мысль не обладает ценностью, действует повсеместно в последние 60-70 лет. ... Мысли Карла Маркса особенно действенны. Но при этом утверждается, что содержание мысли не имеет значения, а только — хозяйственное положение. Это нечто чудовищное, если хватает дарования углубиться в это мыслительное противоречие, в это живое мыслительное противоречие, столь много дающее для понимания современности". 188(9) Перейти к данному разделу энциклопедии
706. "Вся колоссальная массивность... современного социального рабочего движения стоит на мыслях Карла Маркса и его приверженцев. ... Этот социалистический образ ощущения не хочет ничего знать об импульсивности мысли и в то же время стоит на импульсивности мысли". 188(9) Перейти к данному разделу энциклопедии
735. "Социализм, производство смотрит только на рабочего — Маркс, Лассаль, — т.к. он производитель. На Востоке на передний план выставляется потребление: Кропоткин, Бакунин, Герцен". 93-а(30) Перейти к данному разделу энциклопедии
Социализм марксистского типа
652. "В то время как у Якова I* развитие носило очень ариманический характер, у Суареса (иезуит, боровшийся с королeм) оно было люциферическим. Их же взаимодействие, борьба сделали многое из того, что живeт и действует в новейшее время. ... от Суареса происходит многое из того, что называется историческим материализмом, марксизмом и социал-демократическим восприятием мира. Но, пожалуйста, не делайте вывода, будто я сказал, что социал-демократы — иезуиты! Хотя эти вещи всe же прекрасно обоснованы. Многие из противоположной партии, люди, противящиеся социал-демократии, возвращаются вновь к тому, что было привито Яковом I". "В оккультных обществах имеются два главных течения; из них исходит то, что не оккультно. Эти два главных течения представлены ... Яковом I Английским с живущей в нeм посвященной, совсем особенной душой и Суаресом". Суарес долго был плохим учеником, но затем внезапно в нeм проснулись гениальные способности. "Это произошло внезапно, следовательно, было разбужено тем, на что я указывал в лекции об упражнениях иезуитов ... которые применял Суарес". (См. цикл лекций ИПН 131. Прим.сост). 169(7)
_______________________________________ * Яков I (1566-1625), английский король с 1603г., сын Марии Стюарт. Суарес Франческо (1548-1617), родоначальник суаресизма( поздняя схоластика), противостоял томизму. Перейти к данному разделу энциклопедии
653. "Воля движется намного медленнее, чем мысли. ... Благодаря этому в эволюции постоянно выступали разногласия между жизнью мыслей и жизнью воли... Обратитесь к древнему состоянию рабов в Риме: там возникла злоба, волевые импульсы, приводившие рабов к восстаниям. Картина совершенно изменилась в XIX и XX веках. Современную социал-демократию не следует сравнивать исторически с восстаниями древних рабов; она представляет собой нечто иное, она рождается из теории, из таких творений, как те, что принадлежат Лассалю, но главным образом Карлу Марксу, из теории классовой борьбы. Нечто чисто критическое, чисто теоретическое, покоящееся на мыслях поставило людей на ноги, поставило агитаторски. Почему? Поскольку люди восприняли марксизм агитаторски, то они имели те же импульсы воли, что и в 40-х годах. С волей они ещe не ушли вперeд. Из разногласия с волей пришло всe то, благодаря чему в XIX в. через водительство определeнных сил чисто интеллектуальное движение масс стало возможным увлечь агитацией. ... В XIX в. — частично, — когда духи тьмы ещe были наверху, а затем — когда они уже были внизу, —в этом XIX в. духи тьмы через определeнное течение хотели опекать материальный рассудок. Здесь вы видите их действующими, здесь вы видите ещe эмоции 30-40-х годов, здесь вы видите их действующими не только в рассудке, чтобы людей в чeм-то убедить, здесь вы видите рассудок действующим прямо в агитации, в революции, в революционных вожделениях и т.д. Ещe никогда рассудок таким образом не приводил к власти". 177(14) Перейти к данному разделу энциклопедии
678. "Сомнамбулы, безразлично, почитают ли их как медиумов или как большевиков, изготовляют теории или как медиумы реализуют в мире всякие вещи; — в обоих случаях они ходят по современному миру и даже не предчувствуют ничего духовного". 243(9) Перейти к данному разделу энциклопедии
|