BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





УПРАЖНЕНИЯ (оккультные) — воли

1715. "Когда в кармический поток вторгается воля, то замутняется наш взгляд, скажем, на то, что с нами произойдет на следующий день. Лишь когда воля полностью молчит, становится возможным разглядеть нечто из того, что происходит не через нас, а с нами".157 (11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     140
. К первой ступени розенкрейцерского пути. "Изучая, человек должен забыть все, отвлечься от все­го, что извне воздействует на чувства, но без того, чтобы стать пустым сосудом. Это возможно сделать, если вы углубитесь в чистое, свободное от чувств мыслесодержание. ... В своих книгах я следовал тем путем, я писал их так, что в них одна мысль органически выходит из другой, как у живого существа один член вырастает из другого. Следует бессамостно отдаться мыслям, и наступает внутренний тренинг. Кто стремится к выводу, должен именно так читать духовнонаучные сообщения. Кто этого не хочет, может чи­тать их как обычные книги".
     К третьей ступени розенкрейцерского пути. "Если вы научите свою душу понимать оккультные знаки (письмена), то ... этим вы закалите свою волю". 97 (22)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     744
. "Мыслительные упражнения, с одной стороны, и упражнения воли — с другой, должен проделывать человек, если хочет открыть дверь в сверхчувственный мир, в который нам следует вступить, если у нас есть желание познать себя как людей в нашем вечном. Мыслительные упражнения, они выполняются как раз благодаря тому, что мы размышляем о том, как волеобразное постоянно действует в мышлении; волевые упражнения — когда мы наблюдаем игру мышления в воле. В обычной жизни мы не замечаем этого волеобразного. Чтобы прийти к современному посвящению, необходимо наблюдать именно тонкую волю, пребывающую в жизни представлений. Мы должны постепенно достичь этого через упражнения, описанные в моей книге "Как достигнуть познания высших миров?". Я хочу указать здесь на следующее: что в обычном случае яв­ляется важнейшим — мысленное содержание, — мы должны дать этому отступить назад и научиться осозна­вать волю в мышлении". Необходимо концентрироваться на каком-либо комплексе представлений, хотя бы треугольника, полностью отвлекшись от всего остального мира; содержание представления не имеет значе­ния. Подобные усилия как бы развивают мускулы души. Через месяц, через год человек ощутит себя способ­ным на совсем иное, энергичное мышление. "В конце концов мы ощутим нашу мыслительную жизнь так живо, так энергично, как мы ощущаем жизнь чувств. Это важный переход на пути человеческого познания, ибо эта мыслительная жизнь тогда выступает не линейно, как в обычном сознании, но так образно, так внутренне интенсивно, внутренне насыщенно, как чувственные восприятия. Человек продвинется ... к имагинативному мышлению".
     "Человек постепенно обнаружит, что благодаря имагинативному мышлению он переживает в себе второго человека, столь же реального, как прежний пространственный человек. ... он откроет в себе второго человека, которого можно назвать 111временным организмом. Это временной организм, не пространст­венный. Как потрясающая панорама стоит он перед нашим душевным взором. ... Если бы его нарисовать, то он имел бы вид молнии, как нечто такое, что мы можем зафиксировать лишь на миг. Именно это я назвал телом формирующихся сил, эф.телом. Так просто оно не может быть нарисовано, но лишь как попе­речный разрез 111временного организма. И мы видим теперь, как в детстве мы были вооружены сверхчувствен­ными силами как врожденными, которые подобно скульптору переработали наш мозг, потом нашли переход от мозга к дыхательному организму, к организму циркуляции, чтобы все более и более врабатываться в пространст­венный организм, пока не обрели над ним господство".
     Теперь я хочу описать, как удается силу мысли постепенно внести в волю. "Сильную волю мы развива­ем благодаря тому, что идем в обратном направлении, отрывая мышление от следования внешнему природ­ному ходу. Мы упражняем нашу волю благодаря тому, что ощущаем события идущими от конца к началу. Так можно прослеживать музыку, драму. Дело заключается в том, что мы через сильную волю порываем с внеш­ним ходом событий. Так усиливаем мы волю и развиваем в нас силу, вгоняющую мышление в волю, как в упражнениях в концентрации и медитации мы вносили волю в мышление. ... Я хочу еще кое-что добавить, что­бы сделать еще понятнее сказанное. Когда так сильно занимаются самовоспитанием воли, то не только от­даются тому, чем является внешняя жизнь, что сделало из людей воспитание и окружение, но свое самовос­питание вырабатывают до зрелого познания... Говорят себе: лишь силой твоего мышления, силой твоей во­ли, пребывающих в жизни твоих представлений, ты постараешься свойства, которых в тебе нет, сделать для себя постоянными, если для этого тебе потребуется даже, может быть, семь лет. И если мы все это выполняем из десятилетия в десятилетие; все вновь повторяем эти упражнения, то наша воля крепнет". В конце концов мы добьемся того, что наше тело сделается душевно прозрачным, мы начнем видеть нашу волю, и это есть интуитивное познание". 211(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Воля

     749. Что может быть дано Духовной наукой профессионально — это не "как достигнуть сил для укреп­ления воли в повседневной жизни", а "как достигнуть познания высших миров". Что дается во втором случае, "ведет и к культуре воли, но не прямо, а косвенно, когда, стремясь в высшие миры, ждут, что затем придет. Развитие воли тогда должно прийти само по себе... "Культивирование воли может при­вести только к нервозности, если этого ищут на ложных путях, когда вместо того, чтобы, придя в связь с миром, закалять волю на преодолении его помех и препятствий, ищут с помощью всяких внутренних средств, которые действуют только в жизни представлений". 61 с.433,456


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     751
. "Душа должна стать властительницей как в мире мысли, так и в области воли. В физически-чув­ственном мире владычество здесь принадлежит жизни. Она вызывает в человеке те или иные потребности, и воля чувствует побуждение удовлетворить эти потребности. Для высшего обучения человек должен при­учиться строго повиноваться своим собственным волениям. Кто приучит себя к этому, тому все меньше и меньше будет приходить на ум желать несущественного. Неудовлетворенность же и неустойчивость в воле­вой жизни проистекает из жажды таких вещей, об осуществлении которых мы не составили себе ясного по­нятия. Такая неудовлетворенность может привести в беспорядок всю душевную жизнь, когда из души долж­но родиться высшее Я. Это будет хорошим упражнением, если человек в течение нескольких месяцев в определенное время дня будет приказывать себе: сегодня в такое-то время ты сделаешь то-то. ... Так под­нимаемся мы над пагубным: мне хочется этого, я хочу того-то, — когда мы совершенно не думаем о выпол­нимости. Один великий человек влагает в уста прорицательницы слова: "Того люблю я, кто жаждет невоз­можного" (Гете, Фауст, II)... требование, которое ставит Гете и его прорицательница (Манто), может выполнить только тот, кто сначала воспитал себя на желании возможного, чтобы потом своим сильным велением уметь обращаться с невозможным так, что оно его велением превращается в возможное". 13(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     754
. Выбор между "да" и "нет", встающими в нашей душе по отношению к каким-либо фактам внешнего мира, усиливает нашу волю. Но если, сделав этот выбор, мы потом лениво устраняемся от поступка, ко­торый из него следует, то это ослабляет нашу волю. Соглашаясь же с мнением другого, мы лишь даем его воле действовать в нас. Есть простое средство усилить волю в обычной жизни. Оно состоит в следу­ющем. Нужно подавлять желания, выступающие с несомненностью, не доводить их до исполнения, если это не приносит вреда, т.е. не давать желаниям осуществиться, но чтобы при этом мы не уклонялись от ис­полнения долга, а только лишались личного удовольствия. "Если систематически подавлять такие жела­ния, то всякое подавление дает воле приток сил, укрепляет Я в его отношении к астр.телу. Этим пу­тем можно наверстать многое из того, что упущено современным воспитанием. Но следует помнить, что подобные запреты можно ставить лишь самому себе. Что касается воспитуемых, то для них такие запреты должны стоять как внешние примеры". 143(1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     759
. Первое, что требуется на пути к посвящению, — это выработка свободного от восприятий чувств мышления; второе — воспитание чувств. "Никому не удастся воспитать чувства, если он не разовьет до некоторой степени свободное от чувственности мышление". Чувства воспитывают образами. "Воля раз­вивается благодаря знакам оккультного письма". (Напр. окк. печати.) 56 с.119,125


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1027
. "Представим себе: мы совершаем просмотр событий дня в обратном порядке. Вот мы поднимались по лестнице. Мы представляем себя сначала наверху, затем на ступень ниже, еще на ступень ниже и т.д. Мы идем в обратном порядке вниз. Сначала мы в состоянии лишь отдельные эпизоды дневной жизни пред­ставить себе т.обр. в обратном порядке, скажем, с шести до трех, с двенадцати до девяти часов и т. д., вплоть до момента пробуждения. Но постепенно мы усвоим технику, благодаря которой в идущей назад панораме вечером или на следующее утро мы сможем провести в образах перед нашей душой всю дневную жизнь. Когда мы окажемся в состоянии — а в этом и заключается все дело — нашим мышлением совершенно отойти от трехмерной действительности, тогда мы увидим, как наступит колоссальное усиле­ние нашей воли. Мы достигнем этого также тогда, когда будем в состоянии мелодию ощутить в обратном порядке или представим себе драму идущей назад от 5 акта к 4-му и т.д. С помощью всех этих средств мы укрепляем волю — укрепляем ее внутренне, а внешне порываем ее чувственную связь с событиями". 214 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1031
. "Через мышление в обратном порядке ... человек отрывает волю от физического и эфирного ор­ганизма и благодаря этому соединяет волю, представляющую собой в ином случае отблеск астрального организма, с этим астральным организмом. И когда астральный организм с помощью других медитаций выходит из физического и эфирного организма, то человек также и волю берет с собой вовне, в спиритуальные миры. И когда, т.обр., волю в астр.теле вытесняют из собственного организма, тогда восприни­мают то, чем, собственно, является духовный человек, или Я, и тогда, выйдя из физического и эфир­ного организма, человек вместе с Я и с астральным организмом может пребывать в спиритуальных ми­рах совместно со спиритуальными существами. Как в физическом мире человек живет один в своем соб­ственном теле, так научается он с помощью подобной выработки душевной жизни жить вовне, в спиритуальном мире, совместно со всеми существами, которые сначала открывались ему в имагинации и инспира­ции. Благодаря этому человек достигает возможности вести жизнь в духовном мире независимо от собст­венной телесности.
     Подобные упражнения могут быть еще усилены благодаря тому, что воля напрягается иным образом. И чем больше напряжения необходимо для этой эволюции воли, тем лучше для переживания духовного мира вне физического и эфирного организма. Человек может преобразовать свои привычки, когда с полным со­знанием говорит себе: ту или иную привычку, которую ты имеешь уже целые годы, ты с помощью энергич­ного упражнения воли преобразуешь в нечто иное, так что в течение четырех, пяти или десяти лет она так изменится, что в отношении ее ты станешь другим человеком. — Это могут быть маленькие, незначи­тельные привычки, настолько незначительные, что человек о них обычно даже мало думает. И когда он над ними работает, то это самое правильное для того рода сверхчувственного познания, о котором я сейчас говорю. Напр., человек имеет какой-либо почерк. И вот со всей энергией он решает: я изменю этот почерк, который выработался во мне с детства. — Когда в течение лет человек отдается таким уп­ражнениям воли, то душа в конце концов делается достаточно сильной, чтобы вне физического и эфирно­го организма жить в спиритуальном внешнем мире совместно со спиритуальными духовными существами, с человеческими душами: как с теми, которые еще не сошли в физическое бытие, так и с прошедшими уже врата смерти и живущими теперь в духовном мире до своего следующего воплощения. ... Т.обр., человек своим ду­шевно-духовным достигает мира, где он переживает то, что является содержанием религиозного сознания ... человек достигает выработки истинных интуиций". 215 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru