Главная
Предметный указатель
ВАЛЬДОРФСКАЯ педагогика |
609. Мальчик из Наина. "В следующей инкарнации он был Манес; о дальнейших его воплощениях можно судить по легендам, напоминающим историю воскрешения Лазаря". "В текущем столетии Манес (Мани) не воплотится; он намеревается сделать это в следующем столетии при условии, что он найдет себе подходящее тело. Обычная система воспитания не дает Мани никакой возможности для развития; здесь может помочь только вальдорфское воспитание. Если необходимые предпосылки сложатся, то он мог бы выступить как Учитель человечества и взять на себя водительство в области искусства и религии. Он будет действовать в силах Мистерий Грааля и подвигать людей к самостоятельному выбору между добром и злом".264 (с. 239-240) Перейти к данному разделу энциклопедии
Как может человек влиять на карму
1141. "Вы скажете: вот, мы переживаем так много страданий, действительно ли все они проистекают из ненависти, испытанной в прошлой жизни? Не могу представить, чтобы я был настолько плохим парнем — так люди легко говорят, — чтобы теперь столько страдать, из-за того, что я так много ненавидел. — Да, чтобы в этой области думать непредвзято, нужно уяснить себе, сколь велика иллюзия — которая доставляет удовольствие, и поэтому ей легко подпадают — в отношении чувства антипатии к людям. Люди несут с собой через мир значительно больше ненависти, чем думают; по меньшей мере, значительно больше антипатии. И происходит так: ненависть, поскольку она ведь дает душе удовлетворение, обычно совсем не переживают. Она вуалируется удовлетворенностью. Когда же она возвращается как страдание, устремляющееся на нас извне, то страдание замечают". Подумайте, друзья, чем наполнены разговоры тетушек и дядюшек за чаем, что говорится там о других людях! Но, конечно, не все страдание обусловлено ненавистью в прошлой земной жизни, но большая его часть. "Когда мы теперь перейдем к третьей жизни, то она явится результатом того, что как страдание устремлялось здесь на нас, то страдание, которое явилось следствием накопленной ненависти. Тогда результатом этого страдания, отложившегося в душе, явится некий род духовной тупости, род тупости во взгляде на мир. Кто равнодушно, флегматично стоит перед миром ... тот эту притупленность выработал причиненными собственной кармой страданиями в предыдущей жизни. ... Можно быть всегда уверенным: глупость в какой-либо земной жизни является следствием ненависти в определенной предыдущей жизни". "Любовь — радость — открытое сердце. Антипатия или ненависть — страдание, глупость. Это безусловная взаимосвязь". Но ее можно регулировать. Например, в Вальдорфской школе педагог, видя притупленного ученика, должен поискать того человека, ненависть к которому обусловила настоящую притупленность, и помочь ребенку полюбить этого человека. Тогда конституция души прояснится. "Любовь может создать противовес антипатии, и в ближайшей инкарнации таким путем глупость может быть предотвращена".235(5) Перейти к данному разделу энциклопедии
340. "В ходе многих столетий для современного земного человечества возникло нечто особенное. В духовном мире всe человеческое непонимание, все силы человеческой ненависти (переживавшиеся людьми в их прежних инкарнациях) не могут быть употреблены на формирование будущих тел (кроме головы) людей. Остаeтся остаток. И такие остатки в ходе последних столетий стремились на Землю. Так что в духовной атмосфере Земли, я бы сказал, в астральном свете Земли как травма находится некая сумма импульсов существующей вне человека человеческой ненависти и человеческого презрения. Эти импульсы не стали человеческими обликами. Они действуют в сфере людей, но теперь уже не в отдельных людях, а в том, что люди формируют на Земле между собой. Они действуют в цивилизации. И внутри цивилизации они вызывают то, о чeм я вынужден был говорить весной 1914 г. в Вене как об охватившем современную цивилизацию раке, о духовном заболевании раком, о духовных нарывах", которые в том году и прорвались. "Современная цивилизация имеет в себе нечто глубоко паразитическое. Она стала как часть организма, пронизанная паразитами, бациллами". С другой стороны, в человеке превращается в яд идущая из высей духовность, спиритуальная мудрость. И не она в том виновата, а человек, в котором, как я говорил, через сильфов и элементарных существ огня вносится яд, вносятся из природы гномами и ундинами паразитические импульсы. Из этого возникают противообразы. И человек в страхе отшатывается от спиритуальной мудрости, изобретая всякие этому объяснения. "Эти две вещи взаимосвязаны: паразитическая культура внизу, не выбравшаяся из элементарных законов, поэтому накапливающая в себе паразитов, и идущий сверху яд, идущая сверху спиритуальность, которая, проникая в человеческую цивилизацию, так воспринимается людьми, что становится ядом. Обдумав все это, вы получите важнейшую симптоматику современной цивилизации. Терапией современного рака, духовного рака, является Вальдорфская педагогика. 230(12) Перейти к данному разделу энциклопедии
975. "...создать свободную школу. Это значит, что должно быть создано течение против того, что своей вершины достигло в большевистской России, против того течения, которое своей вершины достигает в абсолютно принудительной государственной школе, распространяющейся повсюду в Европе, из которой Луначарский лишь вывел последние следствия. ... Луначарский = превращению человека в элемент внутри абсолютного государства-машины". 303(приложение) Перейти к данному разделу энциклопедии
1074. "Если в Средней Европе не поймут необходимости эмансипировать духовную жизнь, особенно в сфере педагогики и воспитания, то придeт очень похожая на эту физическую духовная война между Востоком и Западом". 192(9) Перейти к данному разделу энциклопедии
XII. ОБНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ
1542а. “Вальдорфская школа целиком связана с Антропософией. Некий доцент заявил, что вальдорфская школа стала бы просто прекрасной, если бы отказалась от своих основополагающих взглядов. Наш же принцип, я подчеркиваю, таков: Антропософия есть базис вальдорфской школы, но мы не занимаемся каким-либо антропософским сектантским воспитанием, а через входим во всеобщее воспитание людей”. 345, с. 44 Перейти к данному разделу энциклопедии
Из учебного плана Вальдорфской школы
1634.
I. До 9 лет. | Музыкально-живописно-рисовальное. Письмо-чтение. Иностранные языки. Несколько позже — счет. | географическое | II. До 12 лет. | Грамматика. Учение о слове. Естественная история животного и растительного царств. Иностранные языки. Геометрия. Физические понятия. | географическое | III. До конца школы | Учение о предложении. Минералы. Физическое и химическое. Иностранные языки. История". | географическое | 294(10) Перейти к данному разделу энциклопедии
1185. "В области педагогической судьба уготовила мне особую задачу. Я был рекомендован в качестве воспитателя в одно семейство, в котором было четверо мальчиков. Троих из них мне приходилось готовить сначала к начальной школе, а затем репетировать по курсу средней. Четвертый же мальчик, которому было около десяти лет, всецело был передан мне на воспитание. Ребенок этот был предметом особых родительских забот... К моменту моего появления в их доме он едва владел первейшими элементами чтения, письма и счета. Он считался настолько ненормальным в своем телесном и душевном развитии, что в семье сомневались в его способности к развитию. Мышление его протекало медленно и лениво. Малейшее духовное напряжение влекло за собой головные боли, понижение жизненной деятельности, побледнение, внушающее опасение за душевное состояние. Когда я познакомился с этим ребенком,
во мне возникло убеждение, что пробуждение дремлющих способностей должно последовать от соответственного этому физическому и душевному организму воспитания. Я предложил родителям предоставить мне воспитание этого ребенка. Мать мальчика отнеслась к этому предложению с доверием, и благодаря этому я смог приняться за эту особенную педагогическую задачу. ... Эта воспитательная задача сделалась для меня богатым источником учения. Благодаря применявшейся мною учебной практике мне открылась связь между духовно-душевным и телесным в человеке. Тут я подошел к настоящему изучению физиологии и психологии. Мне стало ясно, что воспитание и преподавание должны стать искусством, в основе которого лежит истинное познание человека. Мне приходилось тщательно придерживаться принципа экономии. Для какого-нибудь получасового урока мне часто приходилось готовиться по два часа, чтобы уложить материал преподавания в наименьшем количестве
времени и с наименьшим напряжением духовных и физических сил и добиться от мальчика наибольшей производительности. Приходилось тщательно взвешивать порядок следования предметов преподавания, целесообразно распределять порядок дня. И я испытал удовлетворение, когда добился того, что мальчик в течение двух лет догнал курс народной школы и смог выдержать экзамен в гимназию. Здоровье его также значительно поправилось. Имевшаяся налицо гидроцефалия быстро уменьшалась. Я предложил родителям мальчика отдать его в общественную школу. Мне казалось необходимым, чтобы его жизненное развитие проходило в общении с другими детьми. ... Мой воспитанник получил возможность пройти курс гимназии; я пробыл около него до седьмого класса. В дальнейшем он уже более не нуждался во мне. По окончании гимназии он поступил на медицинский факультет, сделался врачом и в качестве его стал жертвой мировой войны". "По
рекомендации Шроера я был приглашен в 1882 г. Иосифом Кюршнером принять участие в издании естественнонаучных трудов Гете ... Задача эта заключалась для меня в следующем: с одной стороны, я должен был разобраться в естествознании, а с другой — во всем гетевском мировоззрении. Подобная выносившаяся на общественное суждение работа вынуждала меня довести до известной завершенности все приобретенное мною до сих пор как мировоззрение". 28 (гл.6)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|