Автор Тема: Гамлет нашего времени (Рождественская Драма-мистерия в трех частях)  (Прочитано 5985 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Оффлайн Irina_K

  • Модератор
  • Сообщений: 52
  • Karma: +0/-0
Гамлет нашего времени


Рождественская Драма-мистерия в трех частях с прологом и эпилогом


Цитировать
Hamlet:
...The time is out of joint: - O cursed spite,
That ever I was born to set it right!..
(W. Shakespeare, Hamlet, act I, sc. 5) —

Гамлет:
...Век расшатался, и скверней всего,
Что я рожден восстановить его...
(перевод М. Лозинского)


Пролог (Будущее, конец 21 века)


Явление 1

Ведущий Урок истории старшем классе. Тема: история 21 века. Свободная непринужденная атмосфера, юноши и девушки обсуждают Новое время
Задумчивый ученик произносит: и все-таки что-то здесь непонятно …
Ведущий Учитель, делая вид, что не понимает, хочет, чтобы ученик сам развил свою мысль
Учитель что же тебе непонятно?
Ученик: вот, мы проходили историю 20 века – это был совершенно другой мир, чем сейчас!
Учитель (продолжая «не понимать»): да в чем же другой?
Ученик: ну как же, вот, сейчас все дети на Земле имеют возможность быть собой, учатся в таких школах, что тогда можно было только мечтать, чтобы попасть в такую школу, как она называется, не помню, слово такое чудное?
Учитель: ты хотел сказать, в вальдорфских школах?
Ученик: да, точно, в этих, вальдорфских, от одного только названия уже весело становится…

Явление 2

Бойкая ученица вступает в разговор: а посмотрите на здания школ! Да и не только школ, но вообще большинство зданий: они такие… как будто живые, что хочется туда заходить, как в сказку попадаешь. А в 20-м веке были сплошные унылые серые коробки; как люди только в них находились? Я бы уже через час просто задохнулась жить в таком доме. Добрый хозяин и собаку свою не будет в такой будке держать. А теперь почти у всех дома такой чудной архитектуры, забыла, как она называется?
Учитель: ты имеешь в виду органическую архитектуру?
Ученица: да, органическую, она такая живая, теплая, душевная. В таких домах – так светло и радостно!

Явление 3

Ведущий подходят другие ученики
Ученик 2: А мне бабушка рассказывала, что она еще застала, когда была маленькой, какие тогда были деньги: стоило только их взять в руки, как они подчиняли себе человека, и он уже всю оставшуюся жизнь только и делал, что работал ради денег! – Сейчас бы никому в голову не пришло всю жизнь только и мечтать, чтобы заработать как можно больше денег или чтобы выйти на пенсию и ничего не делать – умрешь же со скуки!
Ученица 2: А мне дедушка рассказывал, какие тогда были врачи: не дай Бог было заболеть, и на тебя уже надвигаются чудовища в белых халатах и плотоядно скалятся: ну что, будем лечить, или пусть живет? – А сейчас, когда человек заболевает, то он имеет возможность переосмыслить всю свою жизнь и потом начать что-то совершенно новое!
Ученик 3: а мне бабушка рассказывала, какие тогда были продукты: похожи на настоящие, но совершенно неживые, и не приносят жизни, если их есть; так все люди и ходили полумертвые. – А у нас каждая трапеза – это целое путешествие в мир волшебных вкусов и глубоких смыслов затрапезной беседы…
Ученица 3: а мне дедушка рассказывал, какие тогда были компьютеры: вроде полезный безобидный прибор, а начинаешь на нем работать, так он тебя засасывает в виртуальное пространство, и что возникала компьютерная зависимость – как от наркотика. А в какой-то момент Искусственный интеллект едва ли не завладел всем человечеством, только чудо какое-то его спасло… - А сейчас мы спокойно общаемся с Искусственным интеллектом, поскольку с ним заключён дружеский договор…
Ученик 2: а мне бабушка рассказывала, что тогда правил людьми непонятно кто: захотел – наслал эпидемии, захотел – войну развязал. А сейчас каждый человек сознательно и свободно строит как свою личную жизнь, так и общую…
Ученица 2: а мне дедушка рассказывал, что тогда людей в школах и университетах учили так, что они были, как слепые котята, и можно было с ними делать всё, что угодно

Явление 4

Бойкая ученица: а сейчас в любом университете на первых трех курсах всех учат, как людям надо и собой владеть, и обществом управлять… так что нам теперь никакие политики, ни олигархи не нужны – прекрасно без них обходимся… Мама сказала, что эти три курса – это три класса Небесной школы Михаила.
Задумчивый ученик: а ведь вся эта ужасная жизнь была не только в прошлом веке, но продолжалось еще и в нашем веке, и лишь в 20-е годы это почему-то прекратилось…Что же там произошло между 2020 и 2030-м годами? Почему мы про это ничего не учим?
Учитель: ну, понимаете, это о-о-очень сложная тема, она не входит в школьную программу. Вы это позже будете учить – в Университете, на этих самых его первых трех курсах.
Ученики хором, (насупились): это непедагогично не отвечать детям на вопросы…, мы не хотим потом, нет-нет-нет, мы хотим сегодня, нет-нет-нет, мы хотим сейчас…
Учитель: ну, все, чего расшумелись, скажете тоже, «непедагогично» - от же детки пошли… А рассказывать то, что вам по возрасту еще рано знать и может нанести вред вашей неокрепшей психике – что, педагогично? Ладно, давайте поступим так: чтобы вы узнали, то что хотите, но, и чтобы это было «педагогично», я вам ничего рассказывать не буду, но помогу это узнать самим…
Ученик: и тогда это не будет вредно?
Учитель: думаю, нет. Вот, например, вы, наверное, знаете, что можно нанести большой вред человеку, если его учить писать и читать в три года? – Но, если он вдруг сам неожиданно как-то этому научится – то, значит, так тому и быть!
Ученица: хорошо, а как же мы сами будем эту тайну раскрывать? Это будет что-то похожее на экспедицию? Но только не в пространстве, а во времени?
Учитель: умничка!  На школьных уроках обычно есть учитель, и он рассказывает то, что предусмотрено школьной программой. Но мы сейчас объявим Рубежную самостоятельную работу, и вы сами по своей инициативе будете искать ответы на свои вопросы. Так овцы будут целы, и волки будут сыты – потому что педагог не может нарушать школьную программу, а вы во время самостоятельной работы можете проводить любые исследования и при том теми методами, которыми захотите и сможете. Но, поскольку машину времени еще не изобрели, то разгадать самостоятельно эту тайну вы могли бы, например, своим творческим воображением через представление. А скажите-ка, какой спектакль вы сейчас репетируете на школьные Рождественские праздники?
Ученики (радостно): Шекспира, Гамлета, Ну, в общем: «быть или не быть – вот в чем вопрос»!
Учитель: Отлично! Так пусть Гамлет и будет главным героем этих событий. Он и поведает вам, как там все происходило.
Ученица: да как же он нам что-то поведает? Этого ж нет в сценарии?
Учитель: минуточку, а какой метод лежит в основе драматического искусства, которое вы изучаете?
Ученик: метод самораскрывающихся персонажей, который разработал Михаил Чехов.
Учитель: ну вот, ты сам и ответил! Значит, нужно главного героя поместить в те обстоятельства, которые вас интересуют, чтобы он там раскрылся, и тогда и вам откроется, что там свершилось…
Ученик: не-а, не получится… Он жил в совершенно другую эпоху, которая к нашему вопросу не имеет никакого отношения… И потом Гамлет – трагический герой, и последняя сцена – вся усеяна убитыми, там даже намека нет на тот светлый мир, в котором мы живем. Давайте возьмем какой-нибудь другой более подходящий сценарий?
Учитель: так, давайте договоримся раз и навсегда: если вы хотите, чтобы я вам помогал, мы не меняем школьную программу. И вообще, если мы хотим чего-то достичь, то всегда делаем это так, чтобы не разрушить то, что существует, а внутри него аккуратно строим свое. Только так рождается по-настоящему Новое. А иначе это будет только прикинувшееся Новым – Старое…
Ученица: а если старый порядок – плохой, неправильный, вредный? – Зачем его нужно поддерживать?
Учитель: ну, во-первых, ваша школьная программа – самая сбалансированная и полезная, какая только может быть, поскольку она строилась не только с учетов вашего возраста, но и с учетом индивидуальностей каждого из вас. Возможно, став старше, вы постепенно поймете, почему она именно такая, и почему что-то другое, что вам хочется, было бы не столь полезно, а может, даже вредно для вас сейчас. А во-вторых, даже когда вы в жизни столкнетесь с чем-то действительно вредным и станете его ломать, а не аккуратно преобразовывать, то оно не исчезнет, а войдет к вам внутрь, станет вами. И тогда даже, если вы, поломав старое, вовне все поменяете, как вам хотелось, то на самом деле все станет еще хуже, чем было, поскольку то вредное, что было видимым, теперь будет невидимо действовать через вас же самих.
Ученик: это как УБИТЬ ДРАКОНА – тогда сам станешь драконом?
Учитель: точно! И, заметьте, пока вы будете созидательно, наш мир будет оставаться таким светлым, каким вы его застали сейчас. Но ведь в мире всегда будет что-то устаревать, и стоит только попытаться разрушить то, что вам не нравится, тогда мир снова погрузится во тьму… Кстати, касательно того, что вы у меня выпытываете: когда мир еще был погружен во тьму, то именно таким, созидательным, образом он был сделан светлым.
Ученики: ну все, мы поняли, мы будем аккуратно обращаться с миром – как с хрустальной вазочкой…  Давайте перейдем к нашему спектаклю: расскажите поскорее, каким образом трагический герой Гамлет поможет нам раскрыть эту тайну?
Учитель: вообще-то, вы правы, он слишком уж трагический, ему самому это будет трудно. Но давайте ему на помощь призовем Существо Космического юмора, слышали про такое?
Ученики: да, родители рассказывали… А у меня дома есть изображение на всю стену целой Скульптурной группы, где оно сверху на все смотрит… Постойте, так вот здесь же есть такое же изображение – на всю стену, можно прекрасно все детали рассмотреть. Но как его можно позвать – это же статуя, это часть Скульптурной группы?
Учитель: ну и что, а как вы Гамлета и всех остальных персонажей призывали во время ваших репетиций? Да, это – невидимые существа, но они приходят и общаются с вами!
Ученик: И благодаря этому мы можем играть так, что сам Станиславский бы сказал: верю!
Учитель: Ну, это еще вопрос, что сказал бы на это Станиславский, не сильно он жаловал Михаила Чехова…
Ученица: а я уже чувствую Существо Космического юмора… Оно вездесущее, оно все видит и все знает и над всем парит…
Учитель: правильно, чувствуется, хорошую драматическую школу вы прошли… Ну что ж, теперь дайте этим героям раскрыть для вас тайну, что вы требовали от меня. Существо Космического юмора будет парить над ситуацией и раскроет вам ее загадку, а Гамлет будет погружен в гущу событий и явит вам ее разгадку.
Ведущий В этот момент Существо Космического юмора сходит с картины и приближается к ученикам.
Учитель (радостно): ну вот, у вас уже все прекрасно получается! (обращается к Существу) - Мы рады приветствовать тебя, о, Существо Космического юмора! У нас сейчас будет Рубежная самостоятельная работа, я поэтому оставляю учеников, чтобы предоставить им свободу познания. Отдаю их в твои надежные руки. Но ты не забывай, что они хоть и задают взрослые вопросы, но все еще дети…
Существо Космического юмора: ну мы вальдорфских семинаров не заканчивали, но с детьми правильный язык уж найдем. (Обращается к ученикам) - ну что, будем репетировать?
Ученики: да-а-а!
Существо Космического юмора: когда?
Ученики: сегодня!
Существо Космического юмора: а сегодня - когда именно?
Ученики: сейчас!
Существо Космического юмора: отлично! Начинаем нашу экспедицию во времени. Ведь эта история началась отнюдь не в 21 века, а гораздо раньше – еще в 15 веке, да еще и не на Земле, а в  Небесной школе Михаила, которую вы недавно упоминали. И сейчас мы вместе туда отправимся (простирает свои крылья над школьниками). Все пристегнулись? Крепче держитесь за поручни! Полетели!


Часть 1 (15 век)


Явление 1

Ведущий 15 век, завязка сюжета в Небесной школе Михаила
Звучит медитация «Силами Солнца, взращенные…» и ее эвритмическое исполнение
Цитировать
Sonnenm?chten entsprossene,
Leuchtende, Welten begnadende
Geistesm?chte: zu Michaels Strahlenkind
Seid ihr vorbestimmt vom G?tterdenken.

Er, der Christusbote, weist in euch
Menschentragenden, heil?gen Welten-Willen;
Ihr, die hellen ?therwelten-Wesen
Tr?gt das Christuswort z?m Menschen.
 
So erscheint der Christus K?nder,
In harrenden, durstenden Seelen;
Ihnen scheinet euer Leuchte-Wort
In des Geistesmenschen Weltenzeit.

Ihr, der Geist-Erkenntnis Sch?ler
Nehmet Michaels weises Winken,
Nehmt des Welten-Willens Liebe-Wort
In der Seelen H?henziele Wirksam auf.

Силами Солнца взращенные,
Светлые, миры одаряющие
Силы Духа: быть Михаэля лучистым одеянием
Вы мыслью Бога определены.
 
Он, Христа Посланец, направляет в вас
Людей несущую Святую Волю Мира;
Вы, светлые миров эфирных Существа,
Слово-Христа несите человеку.
 
Так является Вестник Христа
Ожидающим, жаждущим душам:
К ним лучится ваше Слово-Свет
В мировое время Духочеловека.
 
Вы, ученики Духопознанья,
Воспримите Михаэля мудрый Знак;
Воспримите Мира-Воли Любовь-Слово
Действенно, в высокие душ цели.

Михаил обращается к Духовным существам Солнечной сферы, многочисленным двум группам людей (это платоники и аристотелики), а также к бесчисленным элементарным духам, входящим в Его сонм:
Михаил: итак, подведем итоги. Наступила эпоха души сознательной, и теперь пора человечеству, которое мы нянчили в течение всех прежних эпох, постепенно входить во взрослую жизнь!
Представитель аристотеликов (в его чертах угадывается бойкая ученица): по человеческим меркам, душа сознательная – это 35 лет. Уж точно пора взрослеть!  А то, что ж это на Земле творится: наверху летает Дракон, который перекрыл дорогу в Духовный мир; Ариман захватил всю Землю и стал ее князем; кругом бесконечные войны, эпидемии, да еще инквизиция свирепствует, не дает шагу ступить – ну детский сад, ей-Богу. Точно, пора взрослеть…
Представитель платоников (в его чертах угадывается задумчивый ученик): ну на счет инквизиции: уж чья бы корова мычала? Не вы ли в качестве доминиканцев ее породили?
Михаил: не ссорьтесь, друзья мои, у вас еще будет много возможностей размахивать своей кармой. А сейчас сосредоточимся на нашей общей задаче: построении Будущего – теперь вы впервые становитесь соучастниками этого творения.
Представитель аристотеликов: но мы наполнены исключительно древней мудростью, старинными традициями – вряд ли с этим багажом мы что-то построим для Будущего…
Михаил: Вот именно, для этого и создана Небесная Школа! Поэтому так здорово, что все мы здесь сегодня собрались: Вам предстоит всего несколько веков обучения, и вся ваша древняя мудрость превращается…, мудрость превращается…, превращается… в современное практичное духовное знание, с помощью которое вы сможете принять эстафету творения у Моих коллег – Высших иерархий.
Представитель платоников: так мало, всего несколько веков? Что можно успеть за это время? Надо было хотя бы на пару тысяч лет раньше собраться!..
Представитель аристотеликов: в любом случае, учиться – это очень хорошо, (напевает:) это мы не проходили, это нам не задавали… Но перед тем, как засесть за парты на несколько веков, давайте обговорим, что мы хотим получить на выходе, какой мир мы хотим построить благодаря этому обучению.
Михаил: слышите, платоники, нечего ныть, мы все успеем! Мне нравится деловой подход аристотеликов, только не летите впереди паровоза. Вцелом мы пройдем полную программу обучения к 18 веку; при этом вы периодически будете проходить стажировку на Земле, но не всей толпой, а по очереди: то платоники, то аристотелики. Затем будет дипломный проект: Космический культ, в ходе чего вся программа в имагинативном виде будет транслирована на Землю…
Представитель платоников (встревоженно): как, священное знание мы открыто будем показывать прямо на небесах как в парковом кинотеатре? Так ведь Дракон, который над Землей летает, первый это знание увидит и перехватит его!
Михаил: не успеет, поскольку, начиная с 1841 года, мы будем этого Дракона жёстко щемить, пока не сбросим на Землю в 1879-м…
Представитель аристотеликов: а давайте, мы потом спустимся на Землю и будем его там пресуществлять? – а то он на Земле столько бед натворить может…
Представитель платоников: а мы вас будем из Духовного мира крышевать и готовить Небесные субстанции, чтобы, когда с Драконом будет покончено, можно было ими строить Будущее.
Представитель аристотеликов: ладно, но когда мы с Драконом разберемся, смотрите, чтобы вы там слишком долго не засиживались, потому что нам очень понадобятся ваши небесные субстанции и связь с духовными прообразами, иначе как их воплощать на Земле! Ну что, не подкачаете?
Представитель платоников: смотрите, чтоб вы не подкачали! Еще неизвестно, как вы справитесь с Драконом! Во-первых, родившись на Земле, вы все забудете, что здесь (перекривляет) проходили…, задавали… А, во-вторых, Дракон захватит всю спустившуюся на Землю Космическую интеллигенцию и направит ее против вас, и это к бабке не ходи…
Представитель аристотеликов (потухшим голосом): да, ситуация, прямо скажем, непростая… Ну просто миссия невыполнима…
Михаил: а ну без паники! Мы воссоздадим на Земле нашу Небесную школу с тремя классами, обучившись в которой вы – как Ван Хельсинг – с любой нечистью справитесь, так что к уже 1933 году вы сможете расчистить пути нашему Господу, чтобы он мог явиться в Эфирном для всего человечества.
Представитель аристотеликов: отлично! Тогда в первой половине 20 века мы полностью зачистим Дракона, чтобы во второй половине смогли приходить платоники, и мы вместе к концу века преобразим Землю…
Представитель платоников: стоп-стоп-стоп, неувязочка выходит: мы придем, чтобы действовать к концу 20 века, принесем с собой чудодейственные новые методы из Духовного мира, а к этому времени все аристотелики уже давно покинут земной план – нормальную продолжительность жизни еще никто не отменял. А потом, пока они, как положено, несколько столетий будут готовиться к следующей жизни, что мы будем сами без них делать? Нас же Ариман со свету сживет!
Представитель аристотеликов (обращаясь к Михаилу): а можно нам по такому случаю, очень быстро вернуться обратно: не через несколько столетий, а через несколько десятилетий?
Михаил: хорошо, Я утрясу этот вопрос в Небесной канцелярии. Аристотелики смогут очень быстро вернуться на Землю, чтобы вместе с платониками к концу 20 века достичь кульминации нашего Проекта. Более того, чтобы вы могли действовать на Земле с могуществом Высших иерархий, к вам на помощь придет мой ближайший коллега – Видар…
Все впервые обращают на него внимание.
Представитель аристотеликов (иронично): что ж это он до сих пор ни слова не проронил? Так, что, Видар, ты согласен с таким планом?
Видар: …
Представитель платоников (иронично): ну что ж, молчание – знак согласия…
Михаил: а Я бы не посоветовал здесь острить, потому что догадайтесь с трех раз, кто вступит на мое место, когда я в 1879 году свергну с небес Дракона и пойду на повышение?
Представитель аристотеликов: Архангел Рафаил!
Представитель платоников: да вряд ли, скорее, Архангел Гавриил!
Михаил: трепачи! Эти хоть и мои коллеги, но совсем из другого прайда. А из нашенских на повышение пойдет именно будущий Архангел Видар: прошу любить и жаловать! А то, что он – молчаливый Ас, так это для вашей же пользы – чтоб побольше сил накопить. И когда Рагнарёк закончится, он вступит в битву с Драконом на Земле решающим образом и расчистит путь к Эфирному Христу.
Представитель аристотеликов: ну мы, конечно, дико извиняемся, что над будущим начальником съязвили, просто привыкли мы друг с другом словесные баталии на целые века устраивать…
Представитель платоников: да, извиняемся… Но все равно, здесь неувязочка получается…
Представитель аристотеликов: опять неувязочка, вечно у вас какие-то неувязочки…
Представитель платоников: ну серьезно, нужно сейчас все прояснить, потом поздно будет. Вот придем мы на Землю, все позабываем, что мы здесь «проходили, задавали», и друг друга позабываем.  А ведь только благодаря внутренней связи мы сможем друг друга вспомнить. Так вот, слишком уж чужд нам наш далекий незнакомый северный друг Видар. Если бы хоть кто-то здесь был из Северных стран, где Видара знают с младых ногтей, тогда у нас был бы связной. А так не хватает одного пазла во всей этой Большой Игре. Потеряемся мы, не найдем с ним связи на Земле…
Представитель аристотеликов: постойте, а что это за чел стоит, угрюмый такой, а ведь тоже за все время ни слова не произнес. Что-то мне говорит, что он здесь неспроста… Друг, что ты там стоишь как неродной? Иди к нам! Ты кто по жизни-то будешь?

Явление 2

Угрюмый незнакомец (неохотно): я – Гамлет, принц Датский…
Представитель платоников: вот вам и недостающий пазл!
Гамлет: сам ты пазл! Но на счет связи с Видаром, я только за – мы по характеру с ним полностью сходимся.
Представитель аристотеликов: да, характер нордический стойкий, беспощаден к врагам рейха…
Михаил: Ну, все, хорош болтать! Большая перемена закончилась, все на урок… Гамлет, а ты куда намылился? Что, ты только что закончил Университет? Забудь это гандишапуровское обучение, сейчас будешь учиться по-настоящему! Ты что, не понял, тебе предстоит сыграть решающую партию и при том – в решающий момент всей этой большой Игры.

Занавес

Существо Космического юмора (обращается к школьникам): вот так еще в средневековье началась наша история. Как вы думаете, ребята, удалась ли эта Большая Игра Небесной школы Михаила?  И с кем была эта Игра? Сейчас откроется занавес, и мы увидим противника…


Часть 2 (1924 год)


Явление 1

Ведущий 1924 год, развитие сюжета в подземной школе Аримана
Звучит медитация про зеленых демонов
Цитировать
Da wo das Licht
Vor gr?nen D?monen
Erzittert,
Und die lichtgeboren
Urweltkr?fte
Den ringenden Menschen
Die R?tsel verk?nden,
Die den D?monen
Nur von Menschen entlockt
Und zu G?ttern
Gebracht werden k?nnen
Fand Seele die Seele
Um dereinst wartenden G?ttern
D?monengeheimnis
Zu opfern
An finstrer St?tte, – –
Dass Licht werde,
Wo ohne dieses Tun
Ew‘ge Finsternis waltete.
Solche Stelle giebt es
Sie muss verschwinden
Machet dereinst sie verschwinden.
So spricht mahnend
Michaels Blick.

Там, где свет
Перед зелёными демонами
Дрогнул,
И рождённые в свете
Первобытные силы
Борющимся людям
Тайну возвестили,
Что выманить демонов,
К богам привести их
Могут лишь люди.
Душа душу нашла,
Чтобы некогда ждущим богам
Демонов тайну
Уступить,
В тёмном жилище
Чтоб светом стало,
Где, если это не сделать,
Царила бы вечная тьма.
Есть такие места,
Они должны исчезнуть.
Заставьте их когда-нибудь исчезнуть.
Так говорит призывно
Взгляд Михаила.


Мрачное подземелье с высокими сводами, освещенное факелами
На троне с торжествующим взглядом сидит Ариман, рядом за трибуной стоит Люцифер. Вокруг них многочисленные демоны и человеческие служители.
Люцифер (завершает торжественную речь): на этом всемирный симпозиум Подземной школы Аримана объявляю открытым. И конечно же, почетное право начать наш симпозиум, чтобы поставить для всех нас цели, принадлежит бессменному ректору Подземной школы, профессору всех гандишапуровских наук, страху и ужасу всех существ – встречаем, его Злое величество… Ариман!!!
Ведущий Бурные, долго несмолкающие овации. Ариман терпеливо и гордо ждет, потом бурчит.
Ариман: ну всё, всё, чтоб вы так дело делали, как вы хлопаете. Вот, что я вам скажу: для того, чтобы воцариться на Земле, мало ею владеть из-под Земли, нужно суметь инкарнировать на ней. Вот мой коллега Люцифер, хотя и считается блудным сыном, побывал на Земле в качестве китайского императора. Более того, как я ни противодействовал, но наш Небесный неблудный Брат тоже на Земле побывал, пусть хоть сыном плотника. А я вот, кроме некоторых инкорпораций: писал через Ницше книгу «Антихрист», а через Вудро Вильсона – его знаменитые политические тезисы, но по-серьезному, полностью инкарнировать – не удосужился… Несправедливо... Объявляю целью № 1: подготовить мне условия для как можно более скорейшей инкарнации! (с решительным лицом возвращается на свой трон).
Ведущий С решительным лицом возвращается на свой трон. Снова бурные аплодисменты, орды демонов скандируют: даешь инкарнацию Аримана! Люцифер выходит на трибуну; покровительственно поднимает руку, берет слово
Люцифер: И мы уже немало сделали в этом направлении. Я не умру от гордости, если скажу, что главное – это то, что я делаю на своей вотчине – Востоке. Вы все знаете, что уже почти как полтысячи лет началась эпоха души сознательной. И это очень плохо, потому что если все люди станут сознательными, то нашей власти над ними придет конец. Конечно, цитаделью души сознательной является Европа (вздыхает: да чтоб ее бык похитил!), а тут не я хозяин-барин. Но зато я смог тысячелетием назад создать могущественный центр своих мистерий в Монголии, благодаря чему сплотил огромные орды и бросил их на Европу, чтобы уничтожить ее культуру и предотвратить развитие души сознательной.
Ведущий Ариман вскакивает с трона.
Ариман: и чем ты так хвастаешь? Сильно они продвинулись в Европу?
Люцифер (обиженно): в Центральную и Западную Европу – нет, зато Восточная и по сей день на самом деле является моей Золотой Ордой, хотя моего наместника Хана Батыя уже давно забыли. А это дало возможность тебе, как бы в противовес мне, воцариться в Западной Европе и создать там культуру ариманизированной души сознательной.
Ариман (одобрительно): да, пожалуй, здорово мы с тобой сработали, зажали самую опасную для нас Среднюю Европу в тиски. А кто же все-таки сможет справиться со Средней Европой?

Явление 2

Ведущий Из толпы выделилась темная фигура в балахоне: дайте мне сказать! я – Великий черный маг Клингзор…
Ариман (радостно): А, просим, просим, луч тьмы в светлом царстве! Расскажи нам о подвигах темных сил в Средней Европе.
Люцифер (надменно бурчит): да что он там такого сделал, подумаешь, великий черный маг… (уступает ему место за трибуной).
Ведущий Клингзор решительно выходит к трибуне, не обращая внимания на бурчащего Люцифера, и бодро рапортует
Клингзор: главное, это то, что делают НАШИ служители, а не достопочтимый Люцифер. Вот смотрите, на Востоке уже давно не было бы никакой Золотой Орды, если бы мы вовремя не устранили Царевича Дмитрия. Потому что, став царем, этот Дмитрий развернул бы там Мистерии святого Грааля, тогда Восток перестал бы противостоять Западу и начал бы подготовку к 6 культурной эпохе, что означало бы полный провал всех наших планов. И тут нахрапом, дикими ордами не возьмешь, тут надо уметь работать точечно, чтобы вовремя устранять все опасные элементы.
Ариман (довольно улыбаясь): ну ладно, точечный ты наш, а в Средней Европе-то чего ты достиг?
Клингзор (волнуясь и запинаясь): так я и говорю, как только мы устранили эту помеху, чтобы Восток противостоял Западу, так тот же Дмитрий пришел обходным путем – через Лжедмитрия. Мы и его устранили, и, казалось бы, концы в воду, так тут, как раз в Средней Европе, нашелся один поэт, не помню кто, давно было, друг Гёте, короче, каким-то лешим пронюхал про это все и стал об этом писать монументальную поэму…
Ариман (пренебрежительно): да Шиллер это был, неуч…
Клингзор: вот-вот, мы и этого Шиллера тоже устранили, иначе много шума он бы наделал и сорвал бы нам наш главный проект в Средней Европе.
Люцифер (завистливо): и какой же это, интересно, твой главный проект?
Клингзор (воодушевленно): так вот, теперь переходим к самому главному: там, в Средней Европе, где Боги планировали эпицентр культуры души сознательной через объединение германских земель с последующим основанием там трехчленной социальной организации, мы вонзили нож в горло этим планам.
Люцифер: И как же вам это удалось?
Ведущий Люцифер с сомнением посмотрел на Аримана, но Ариман одобрительно кивнул Клингзору.
Клингзор: мы ликвидировали принца Баденского, а на его место поставили своего человека, который привел к такому объединению германских земель, что возникла Империя, в которой мог воцариться всеми нами любимый господин Ариман. Так что, когда уже в 20-м веке пришел Посвященный из Небесной школы Михаила и построил свой Храм, то, как когда-то в Эфесе, мы нашли подходящего Герострата, чтобы этот Храм разделил судьбу Храма Артемиды.
Ведущий Клингзор торжествующе оглядел зал, но зал ждал, как отреагирует Ариман
Ариман: проект зачтен!.
Ведущий и тогда зал разразился бурными аплодисментами, переходящими в овации
Люцифер (обиженно): только не нужно забывать, что в день сожжения Храма Артемиды родился Александр Великий, и потом немало попортил нам всем нервов… Неизвестно еще что произошло на этот раз…

Явление 3

Ведущий. Раздается стук в дверь, в залу вбегает запыхавшийся черт-вестник.
Черт-вестник: вынужден прервать ваш радостный симпозиум, но есть срочные совсем нерадостные новости, которые не терпят отлагательств.
Ведущий. Ариман раздосадовано смотрит на Люцифера
Ариман : ну вот, накаркал… Обращается к вестнику: ладно, выдавай свои срочные новости…
Черт-вестник: Посвященный, Храм которого вы думали, что сожгли…
Клингзор (обеспокоенно): что значит, думали? – мы сожгли его до тла, там по сей момент сплошное зияющее пепелище…
Черт-вестник (терпеливо, настойчиво): еще раз для тугодумов повторяю (говорит с сильным ударением): думали, что сожгли… Я бы попросил меня не сбивать с мысли, я и так еле понимаю, что происходит… В общем, на этом пепелище с небес спустился невидимый Храм, по отношению к которому видимый Храм был его физической оболочкой, и там произошла Закладка Камня Основы Новых мистерий.
Ариман (в ярости): Что-о-о? Как Новых мистерий? Пока вы мне тут браво рапортуете об успехах в борьбе с Древними мистериями, на Земле уже существуют Новые мистерии? Как вы могли это допустить? Это же конец всем нашим планам!
Люцифер (злорадно ухмыляясь): а я что говорил – перехвалили Клингзора, не так просто поломать об колено Среднюю Европу!
Клингзор (приходя в волнение): Да что вы слушаете глупого черта-журналюгу, что он в этом понимает?! Какие там Новые мистерии, до них еще ка до луны! Дайте, я внесу ясность (берет себя в руки, успокаивается): наш вестник несколько сгущает краски. Для того, чтобы возникли Новые мистерии, они должны культивироваться многими людьми, а не просто самим Посвященным. Но люди для этого вначале ДОЛЖНЫ УСЛЫШАТЬ про Новые мистерии. Когда человек нечто УСЛЫШИТ, тогда он об этом может ЗАДАТЬ ВОПРОС. Скажи-ка нам, любезный (обращается к Вестнику), ты ведь все это видел своими глазами, сколько вопросов было задано Посвященному о сути Новых мистерий?
Черт-вестник (несколько растерянно): ни одного…
Клингзор: то-то и оно! А скажи-ка дружок, что происходит, когда человек попадает в Храм, смотрит на все восхищенно, но не задает ни единого вопроса?
Черт-вестник (как школьник на экзамене): когда такой опасный субъект как Парсифаль не задал ни одного вопроса в Храме Святого Грааля, то на следующее же утро к нашему большому облегчению, его мягко выставили оттуда, и потом ему пришлось о-о-очень долго искать к нему дорогу длиной 60 миль.
Клингзор (набирая уверенность): в наш более быстрый век 60 миль – это сущая безделица; поэтому нам нужно будет сделать так, чтобы все, кто участвовал в Закладке Камня Основы, вообще забыли дорогу в этот Храм.
Черт-вестник (защищаясь от напора Клингзора): с какого перепуга все забудут дорогу в Храм? Да, год назад все были морально убиты устроенным тобой пожаром, но теперь они снова все воспаряли духом!
Клингзор: а с такого перепуга, что если люди не задали вопросов, значит, на самом деле, пока ничего НЕ УСЛЫШАЛИ! А это значит, они спят. А значит, поскольку Посвященный за них поручился, то мы теперь сможем его устранить, поскольку те, за кого он поручился, его подвели. Это нам развязывает руки сделать то, что мы это уже много раз делали в прошлом со всеми мешающими нам элементами. А как только мы устраним Посвященного, то сможем незаметно возглавить этих спящих людей и уж позаботиться о том, чтобы они никогда не проснулись.
Ариман (постепенно успокаиваясь от прежнего крайнего беспокойства): так что же вы его до сих пор не устранили?
Клингзор (уже уверенно и самодовольно): пытались много раз, в том числе и буквально только что – в самом конце этого его мероприятия, но слишком велика его духовная защита. Однако, уверен, что это продлится уже недолго. Мы сейчас готовим магическую операцию, подобно той, как это было с Шиллером.
Ариман: все это хорошо, но одного я не могу понять: если я – князь мира сего, то почему в моем мире сим может столь долго происходить то, что мне не угодно? Почему нельзя просто бульдозерами срыть весь этот Холм, чтобы на нем не возникал никакой Храм, и сама память о нем истерлась с поколений?
Клингзор (подобострастно): осмелюсь возразить, ваше злое величество, что это было бы крайне нецелесообразно…
Ариман (раздраженно): чего-чего? Да ты на чьей стороне??
Клингзор: Я на нужной стороне, поэтому и болею за самый лучший ход нашего дела. Вот в чем закавыка: нам точно известно, что на Землю в 20-м веке должно прийти огромное количество михаэлитов из Небесной школы. И если мы в этом месте всё тщательно зачистим, то они все равно будут свои Храмы создавать, но уже по всей Земле, так что за всеми не уследишь. Так, не лучше ли оставить один-единственный Храм, но под нашим полным контролем, и они будут туда слетаться со всего мира как бабочки на огонь со всеми вытекающими… Более того, мы из этого единственного центрального их Храма издадим запрет на любую самостоятельную деятельность, не согласованную с Храмом, т.е., фактически, с нами, так что нигде и ничего по всей Земле у михаэлитов не будет происходить без нашего контроля!
Ариман (удовлетворенно): ну что ж, на том и порешим – принимаем за основу план Клингзора. (Обращается к Люциферу): а ты не завидуй, лавров на всех хватит, ситуация все еще очень опасная, работаем единой командой.
Занавес
Существо Космического Юмора: вот так, ребята, все наше прекрасное светлое Будущее, в котором мы живем, в этот момент оказалось в большой опасности. И сейчас мы подходим к кульминации нашего спектакля: когда откроется занавес, мы узнаем, как же оно, Будущее, все-таки наступило, в то время как все висело на волоске…


Часть 3 (наши дни)


Явление 1


Ведущий Наши дни. Кульминация на Земле
Звучит концовка медитации Камня Основы
Цитировать
In der Zeiten Wende
Trat das Welten-Geistes-Licht
In den irdischen Wesensstrom;
Nacht-Dunkel
Hatte ausgewaltet;
Taghelles Licht
Erstrahlte in Menschenseelen;
Licht,
Das erw?rmet
Die armen Hirtenherzen;
Licht,
Das erleuchtet
Die weisen K?nigsh?upter -
 
G?ttliches Licht,
Christus-Sonne,
Erw?rme
Unsere Herzen;
Erleuchte
Unsere H?upter;
 
Dass gut werde,
Was wir aus Herzen
Gr?nden,
Aus H?uptern
Zielvoll f?hren wollen.

На повороте Времен
Вступил свет мирового Духа
В земного существа поток;
Ночи тьма
Была преодолена,
Ясный свет дня
Воссиял в человеческих душах:
Свет,
Что согревает
Бедные сердца пастухов;
Свет,
Что просветляет
Мудрые головы царей.
 
Божественный Свет,
Христос-Солнце,
Согрей
Наши сердца;
Просвети
Наши головы;
Чтобы добром стало,
Что мы
Из сердец основать,
Из голов
Исполненным цели свершить
Волим.

Отстроенный Храм Новых мистерий. К нему приближается усталый путник. Он стучит в ворота. Раздается раздраженный голос представителя аристотеликов.
Представитель аристотеликов: кого там еще нелегкая принесла?
Путник удивленно отвечает: это я, Гамлет, принц Датский, вот, пришел, как мы и договаривались, чтобы привести наш План к кульминации…
Представитель аристотеликов (открывает ворота, притворно улыбаясь): ба-ба-ба, какие люди и без охраны! Всё, ты опоздал, кульминация уже без тебя состоялась, возвращайся, откуда пришел…
Ведущий Гамлет внимательно смотрит на представителя аристотеликов и замечает стоящего у него за спиной Аримана, полностью его околдовавшего,
Гамлет (растерянно): это что здесь происходит?
Ведущий Представитель аристотеликов заметил, что Гамлет узнал правду, но не подал виду.
Представитель аристотеликов: здесь все в полном порядке. А, если тебе что-то не нравится, то у нас здесь и без тебя критиканов хватает, так что тебя никто не держит, тебе здесь не рады…
Ведущий Гамлет, постепенно отходя от шока и набираясь решимости.
Гамлет: я никуда не уйду. Если я что-то обещал, то обязательно выполню…
Представитель аристотеликов (нетерпеливо): может где-то ты и принц, но здесь я – главный, а ты здесь – никто. Или ты подчинишься нашим новым устоям, или тебе придется иметь дело с нашей инквизицией.
Гамлет (саркастически): что опять за старое взялся, вспомнил свое доминиканское прошлое?
Представитель аристотеликов (самодовольно): а вот и не угадал, а вот и обознался. Согласно нашему договору, мы действуем на Земле явным образом, а платоники нас невидимо крышуют. Вот теперь я здесь, можно сказать, официальное лицо, а вот он, здесь – официально никем не числится, а на самом деле - серый кардинал! Вот он и выполняет функцию инквизиции.
Ведущий Представитель аристотеликов показывает на подошедшего Представителя платоников. Гамлет обрадовался, с надеждой всматриваясь в знакомое лицо
Гамлет: ты хоть видишь, что здесь творится? (но тут же осекся, поскольку увидел стоящего за ним Люцифера, полностью его контролирующего).
Ведущий но Гамлет тут же осекся, поскольку увидел стоящего за Представителем платоников Люцифера, полностью его контролирующего
Представитель платоников (нетерпеливо): да, что ты ему все наши секреты рассказываешь, он же еще не присягнул нам!
Представитель аристотеликов: да, куда он денется с подводной лодки? В его приходе сюда была его единственная жизненная миссия. Что ему теперь делать, куда он пойдет?
Представитель платоников: короче, принц Датский, неважно, что ты там себе про наши дела вообразил. Решай: или ты принимаешь наши правила, тогда будешь вместе с нами править и жить, как принц. Или будешь докапываться до правды, тогда проблем не оберешься.

Явление 2

Гамлет (в глубокой печали, уходит в себя): из-за того, что 100 лет назад здесь не был задан ни один парсифалевский вопрос, передо мной теперь снова стоит гамлетовский вопрос. Итак, БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? Смириться? Совсем принять их условия, сохранить свой царский титул и все свои привилегии и стать таким же, как они, или потерять все, возможно и жизнь?
Ведущий Тут Гамлету в видении является Видар и испытующе смотрит на него. Гамлет во внутреннем диалоге обращается к Видару
Гамлет: как видишь, наше дело гибнет, а ты всё молчишь?
Ведущий Но Видар еще пристальнее на него смотрит, а главное, с огромной силой СЛУШАЕТ, что решит Гамлет? Гамлет, смотря на своих гибнущих старых друзей, выкрикивает
Гамлет: БЫТЬ!!!
Видар (торжественно и величественно): ты снова сделал свой великий выбор, юный герой! Тем самым ты дал мне возможность ГОВОРИТЬ. Именем Михаила я благословляю тебя и вручаю Камень Основы Добра, которым ты сможешь прикасаться к любому Злу и превращать его в еще большее Добро.
Звучит куплет из песни В. Цоя:
Я ждал это время, и вот, это время пришло.
Те, кто молчал, перестали молчать.
Те, кому нечего ждать, садятся в седло.
Их не догнать, уже не догнать.
А тем, кто ложится спать – спокойная ночь.
Тем, кто ложится спасть – спокойного сна.

Представитель аристотеликов (насмешливо): ты это с кем там общаешься? Неужели снова тень твоего отца пришла к тебе, чтобы открыть правду? – Только на этот раз тебе никто не поможет. Ты здесь не с людскими замыслами имеешь дело, но с очень страшными силами. Покорись им, пока не поздно!
Представитель платоников (обеспокоенно): что-то он мне не нравится… Почему он ничего не боится? Кто за ним стоит?
Ведущий В ответ на это Гамлет протягивает внезапно появившийся в его руках Камень Основы и прикасается к своим визави. С неба сходит мощнейший сноп света, Люцифер и Ариман исчезают в этом свете.
Представитель платоников (изумленно оглядывается вокруг): как же долго я спал! У меня целое море вопросов, главный из которых: в чем был смысл такого опасного испытания? А, если бы Гамлет не устоял?
Представитель аристотеликов (восхищенно глядя на Гамлета): но ведь устоял же… А вот у меня другой вопрос (обращается к Гамлету): как же тебе удалось устоять?
Ведущий Оба бросаются обнимать Гамлета. Незримо над ними возвышается Видар, а за ним – Михаил.
Гамлет: спасибо, спасибо, друзья! Прекрасно, что у вас так много вопросов, так что на этот раз наш Храм не исчезнет, и мы сможем в нем обосноваться и вместе привести Дело Михаила к его кульминации.
Звучит обращение Р. Штайнера о 48 михаэлитах.
Wenn in vier mal zw?lf Menschen wenigstens innerhalb der n?chsten Zeit der Michael-Gedanke voll lebendig wird, in vier mal zw?lf Menschen, die aber nicht durch sich selbst, sondern durch die Leitung des Goetheanum in Dornach als solche erkannt werden k?nnen, wenn in solchen vier mal zw?lf Menschen F?hrer erstehen f?r Michael-Festesstimmung,   dann  k?nnen  wir hinschauen  auf das Licht, das durch Michael-Str?mung und Michael-Taten ?ber der Menschheit in der Zukunft sich ausbreiten wird.
Da? das so ist, meine lieben Freunde, dazu habe ich versucht, mich aufzuraffen, um das wenigstens in diesen kurzen Worten Euch heute zu sagen. F?r mehr w?rde heute noch meine Kraft nicht hinreichen. Aber das ist es, was aus den Worten heute zu Eurer Seele sprechen m?ge: Da? Ihr diesen Michael-Gedanken aufnehmet im Sinne desjenigen, was ein Michael-treues Herz empfinden kann, wenn, angetan mit dem Lichtesstrahlenkleide der Sonne, Michael erscheint, der zun?chst weist und deutet auf dasjenige, was geschehen soll, damit dieses Michael-Kleid, dieses Lichtkleid, zu den Wellen der Worte werden kann, die die Christus-Worte sind, die die Weltenworte sind, die Welten-Logos in Menschheits-Logos wandeln k?nnen.

…Если в четырежды двенадцати людях, по крайней мере, в ближайшее время мысль Михаила станет всецело живой, в четырежды двенадцати людях, которые, однако, смогут быть призваны таковыми не сами по себе, а руководством Гётеанума в Дорнахе, когда в таких четырежды двенадцати людях  возникнут водители для праздничного Михайлова настроения, тогда мы сможем взирать на тот свет, который в будущем распространится над человечеством через течение Михаила и деяния Михаила.
Но пусть это будет тем, что прозвучит сегодня к вашим душам из этих слов: чтобы вы восприняли эту мысль Михаила в духе того, что может ощутить верное Михаилу сердце, когда, облачённый в сияющее световое одеяние Солнца, является Михаил, прежде всего указывая и истолковывая то, что должно произойти, чтобы это одеяние Михаила, это световое одеяние смогло стать волнами слов, являющихся словами Христа, способных превратить Мировой Логос в Логос человечества…

Занавес


Эпилог

Ведущий Возвращается в класс учитель, и застает такую картину: души учеников наполнены тихой радостью. Они благодарят Существо Космического Юмора и прощаются с ним. Ученик и ученица говорят учителю, что теперь они поняли, почему их так взволновал этот вопрос и его разгадка наполнит всю их дальнейшую жизнь. Их лица сияют, и они безмолвно удаляются, взявшись за руки.


Конец драмы