Антропософский форум > Антропософия

Душа Сознательная и Самодух

<< < (5/6) > >>

Сильвестр:

--- Цитата: SWING от 20 Март 2008, 13:59:19 ---А стоит ли так диффериенцировано подходить к этому вопросу? Вот Вам конкретный пример - Лев Толстой. Из сообщений Доктора мы знаем, что в нем как раз Самодух и проявлялся. Но это было в редкие моменты его творческих озарений и т.д. В повседневной жизни это был сложный и противоречивый человек, который обижал свою жену, тиранил детей, а в молодости оприходовал почти всех крепостных девиц из Ясной поляны, пьянствовал и гусарил. И вообще бывал очень желчный, язвительный, суеверный как баба с рынка. Но была и другая сторона, бывал такой настрой мыслей, что он был сродни 6-ой культурной эпохе, т.е. он уже мог совершенно определенно подниматься выше души самосознающей. В разных ситуациях в нем действовало разное. Через мыследеятельность и творчество Самодух как раз в нем и проявлялся. Когда он писал "Исповедь", "О жизни", "Царство Божие внутри нас". А потом он доставал свой костыль и все норовил кого-нибудь ударить прямо в глаз... Т.е. налицо было и перемена сознания и низвержение в пучину страстей.
Подобные же вещи наблюдались у великого духовидца (кто-бы что ни говорил) - Григория Новых (Распутина). Только это было еще в более гротескной форме.

--- Конец цитаты ---
Хотелось бы узнать источники информации о Льве Толстом как представителе Самодуха. Насколько мне известно из сообщений Доктора, он был представителем зарождающегося Жизнедуха. Приведу Вам цитату:
Из лекции в Берлина 30 сент.1905г т 93а
"Пятая подраса (культурный период) имеет задачей, главным образом, развитие Кама-Манаса. Манас можно найти во всём, что поставлено на службу человеческому духу. Однако всё это находится, в сущности, на службу Кама. Наша эпоха поставила высочайшие силы на службу этим потребностям, которые животные удовлетворяют и без этих достижений.
Но теперь должен развиваться уже и БУДХИ-МАСНАС. Человек должен учиться чему-то большему, чем говорение. Он должен соединять с говорением другую силу, которую мы находим в сочинениях Толстого. При этом дело не столько в том, что он говорит, сколько в том, что позади того, что он говорит, стоит элементарная сила, имеющая нечто от БУДХИ-МАНАСА, который должен войти внашу культуру. Сочинения Толстого действуют столь сильно потому, что в сознательном противопоставлении западноевропейской культуре содержат нечто новое, элементарное. Своего рода варварство, которое ещё заключено в нём, будет позже изглажено. Толстой  - это просто маленькое орудие некоторой более высокой духовной силы, стоявшей также позади готского посвященного Ульфилы. Эта духовная сила пользуется Толстым как своим орудием".
(Цитируется по "Рудольф Штейнер о России" изд Дамаск С-Петербург, составитель Г.А.Кавтарадзе)
Будхи-Манас - это не Самодух, а Жизнедух, представителем которого всегда считали Л.Толстого старые антропософы в России. Что касается "творческих озарений", то это состояние было Л.Н.Толстому горазда ближе, чем все негативное, перечисленное Вами в связи с ним.

Сильвестр:

--- Цитата: Sergei от 22 Март 2008, 21:13:30 ---Вот Вадим Вы и высказали одно из качеств души сознательной одиночество, война всех против всех. Это нормально. Через это надо пройти, чтобы выйти на следущий этап. Там это все объясняется и объединяется, там достигается необходимое равновесие. Как в той притче о философах и мудреце, и ты тоже прав.
А Nobody страж, Святогор сайта. Громыхает в форуме, нечисть разгоняет.

--- Конец цитаты ---
Ох уж, не знаю, тянет ли наш ув. Ноубоди на Святогора, разве что на бодигварда. Громыхает порой, это верно, но как говорил В.С. Соловьёв устами одного своего героя "Не из тучи гром...". А разгонял он, главным образом, меня и в общем-то не по делу. Можно согласиться с ием, что одиночество свойственно душе сознательной, но "Война всех против всех", скорее характерна для недоразвитых эгоистических "я", это война самоутверждений, а не рефлексирующих сознаний.

Сильвестр:

--- Цитата: Vadim от 20 Март 2008, 01:01:46 ---Возник такой вопрос. Как в самом себе отличить Душу Сознательную от Самодуха? Ведь в какой-то мере и то и другое в нас имеется, хоть насколько-то, но присутствуют. Как узнать в себе проявления того и другого. Только я бы попросил как-нибудь своими мыслями постараться высказать свое мнение, по возможности обходясь без цитат на труды Доктора.

--- Конец цитаты ---
Есть интересные литературные образы, исторические личности, по которым можно судить. Так, например, для образа души рассудочной - хитроумный Одиссей - главный герой эпоса соответствующей культуры. По "Калевале" Вяйнемейнен-песнопевец  - душа ощущающая, мастер Илмаринен - душа рассудочная, бабник и драчун Лямнискайнен - душа сознательная (так по Р.Штейнеру). В русской литературе  - Онегин, Печорин - явная душа сознательная, или на переходе к ней, также и Ленский, только развиться не успел. В русском эпосе Илья Муромец - явная душа ощущающая (Как в раздор войду, всех прибью), обиделся на князя, напился и стал маковки на церквах сшибать. Добрыня -  явно душа сознательная (дипломат, змееборец - нижний человек, шахматист, личность выдержанная и строгая): Алеша Попопвич  - явно душа рассудочная (не силой возьмет, а хитростью). Пример Самодуха  - Владимир Соловьев, отчасти Ф.Достоевский: Самодух - это как правило гений, ведь гений - существо того же уровня, ангелического. Лев Толстой больше представитель не Самодуха, а Жизнедуха, так его аттестует Доктор. Душа сознательная в русской истории, например, Владимир Мономах, душа рассудочная - св. Ольга. Для Самодуха характерно не замыкание в собственном сознании, а кольцеобразное сознание, то есть состояние, когда сознание одного человека пересекается с другими сознаниями как людей, так и духовных существ. Человек не только инспирируется другими существами или людьми, но и переживает их; отсюда   -  если больно другому, то больно и мне. Вообще для антропософов в России свойственно почему-то принижать уровень собственного сознания и сознания свои соотечественников.

EWC:

--- Цитата: Vadim от 20 Март 2008, 01:01:46 ---Возник такой вопрос. Как в самом себе отличить Душу Сознательную от Самодуха? Ведь в какой-то мере и то и другое в нас имеется, хоть насколько-то, но присутствуют. Как узнать в себе проявления того и другого. Только я бы попросил как-нибудь своими мыслями постараться высказать свое мнение, по возможности обходясь без цитат на труды Доктора.

--- Конец цитаты ---
       Мне кажется, этот вопрос можно задать и так: что такое мудрость?  -  Вопрос нелегкий... 
Могу изложить одну из сторон проблемы. Вот смотрите: мы рождаемся ,проходим через опыт жизни и затем умираем. Соответственно, наше существо в этом процессе разделено на 2 большие половины: 1) собственно мы  2) остальное,"то, что приходит к нам из окружения". С (1) понятно, это 4х-членный человек. А вот (2) - это в чем действуют, собственно, все остальные члены, в т.ч. Самодух. Все познавательные процессы вплоть до ДС упираются в (1), в низшее Я. Даже когда мы мыслим оккультные вещи. Они сколь угодно могут "уходить" в (2), но возвращаются все равно к Я. Как только (2) начинает "участвовать" в этом процессе как субъект, вы имеете проявление Самодуха. Поэтому так сложно описать его, он чем-то сродни бытию... Самодух - это, собственно, ИСТОРИЯ. Там, где внешнее открывается мне как я. Единственный способ примирить внутреннее и внешнее, доверить себя внешнему миру и заставить его излучать жизненный смысл (не тот абстрактный смысл, который в ДС). Как бы возвращение тех времен, когда ответы приходили как природные явления ("И из ручьев и скал звучит..."). Поэтому - без морального его невозможно мыслить, он - морально действующая природа. Я не буду обосновывать, но считаю, что ДС ведет человека к кризису самоуничтожения, но, когда мы подходим к Самодуху, понимаем, что ТОЛЬКО ЭТО способно преодолеть кризис. Как бы та самая Чаша...

Sergei:
Здесь при рассмотрении переживания души сознательной и самодуха хочется затронуть и такую важную сторону, как хождение нехоженнными путями в духе Грааля.
Во истину Воскрес

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии