Антропософский форум > Антропософия
Вопрос веры в отношении к Духовной Науке
Ольга:
Vadim, cпасибо за Ваш пост.
Думаю, что к вопросу веры в Духовную науку лучше всего подходят слова, что так часто звучат в антропософии, - размышление сердцем.
Алекс:
--- Цитата: SWING от 25 Июнь 2008, 17:25:35 ---
--- Цитата: Vadim от 25 Июнь 2008, 16:44:04 ---В сообщениях Штайнера всегда есть моменты, которые приходится принять на веру, опорные точки, из которых строится дальнейшее логическое рассуждение. Это вера, основанная на мышлении. Штайнеру, к сожалению, не удалось построить концепцию, которая опиралась бы сама на себя (не знаю, возможно ли вообще такое), но насколько я знаю, он пытался это осуществить.
--- Конец цитаты ---
Насколько я знаю эти вопросы Р. Штейнер оставил для своих последователей. Но в антропософии почему-то эта методолическая основа антропсофии по непонятным причинам очень слабо развивалась. Витценман пытался в своих работах нащупать эти проблемы. Говорят что в работе "Беспредпосылочность антропософии" он сделал шаг к решению этой проблемы. У нас эта работа не переводилась. Это было сразу после войны. Поддержки он в этих идеях не получил. Но помоему только Бондарев сейчас стал заниматься этими вопросами очень плотно. Почему антропософы столько лет не занимались основой основ своей науки?
--- Конец цитаты ---
Для меня несомненно, что антропософия всегда опирается именно сама на себя. Что касается вопроса, надо ли принимать какие-то её положения на веру - здесь дело обстоит точено так же, как и в обычной жизни. Ребенок верит в то, что ему говорят старшие, а потом проверяет сказанное опытом. Антропософ не может моментально освоить колоссальный запас сведений, приобщиться к антропософскому компендиуму. Если он прочёл основные книги и ознакомился с наиболее существенными положениями антропософии, если он убедился в том, что они вполне удовлетворительно объясняют ему мир, то что раньше казалось необъяснимым, он принимает непредвзято и все дальнейшие положения антропософии, какими бы странными они ему не казались сначала; но он принимает их не на ВЕРУ, а как ВОЗМОЖНУЮ ИСТИНУ, качественность которой проверяется и подтверждается только со временем.
Хорошо, что находятся люди, занимающиеся методологией и иными более узкими проблемами в антропософии. В России с антропософией вообще мало кто знаком; нет доступа к Полному собранию сочинений Р.Щтейнера, лишь на немецком языке такой доступ совсем недавно стал реальностью, благодаря данному сайту. Деятельность по переводу трудов Р.Штейнера Запад фактически серьёзно не поддерживает, никакой заинтересованности в проведении этой работы не проявляет, скорее наооборот. За 83 года после смерти Р.Штейнера на русский язвк переведено едва ли 25% его наследия.
Но самое существенное в связи с поднятым вопросом о ВЕРЕ в антропософию; не надо верить!, надо читать, и постепенно убедишься, что всё сказанное верно.
Алекс:
--- Цитата: Ольга от 28 Июнь 2008, 10:36:47 ---Vadim, cпасибо за Ваш пост.
Думаю, что к вопросу веры в Духовную науку лучше всего подходят слова, что так часто звучат в антропософии, - размышление сердцем.
--- Конец цитаты ---
Духовная наука не может и не должна приниматься как ВЕРА ни в каком смысле. Её Р.Штейнер рекомендовал вопринимать как естественную науку -путём анализа и проверки. Отличие в том, что обычная наука как правило рассматривает объект исследования, но мало уделяет внимания суъекту, то есть самому исследователю. В антропософии объект и субъект, в сущности, нераздельны. Размышление сердцем - очень туманная формула, понять её могут только те, кто сам уже владеет отчасти тким размышлением. Антропософию изучают с помощью обычного, связанного с физическим мозгом рассудка, но её тонкие понятия о сверхчувственном постепенно утончают наше мышление, оно постепенно эмансипируется от головного мозга и становится эфирным мышлением.
Навигация
Перейти к полной версии