Антропософский форум > Мастерские

Антропосарий и дольмены

<< < (13/19) > >>

Галина:
- Ну, пойдемте уж… Чего тут сидеть-то…
   … Мы привели к дольменам одну женщину ВОЗРАСТА МУДРОСТИ. Именно – 74 года.
   Камни и камни, думала она…
Вот – это интересно: плоды каштанов! И сами каштаны – исполины! Во –о –о - н какие корневища-то… Их, что выкорчевывали?
- Так точно – их – выкорчевывали. Спиливали тысячелетние великаны деревья на древесину – и ценная та древесина по своим качествам – а корни корчевали, что бы освободить место для, например, садовых участков… Так и дольмены разворотили, что бы не считать из памятниками древности… Вот этот дольмен: вот передняя стенка, вот две боковые, в от, видимо, сюда стащили крышу… Пробки уж и не найти…


Пробку мы видели у другого дольмена…

Наполненное водицей основание – вот этот дольмен, где мне спокойно и … благостно.


Владимир говорит, у меня с ним связь… Наверное…

…И, притомившись, седела наша старица на краешке дольмена. Прикоснулась я к ее напряженным плечам; гладила ее волосы, плечи, руки… наклонившись, шептала ей успокаивающие, ободряющие слова поддержки – много хлопот и забот на этих плечах…
А Владимиру, СОХРАННИКУ и ПУТЕВОДИТЕЛЮ к ДОЛЬМЕНАМ, а у него день рождения! – подарила – преподнесла книгу Рудольфа Штайнера «Как достигнуть познания высших миров?»



Накануне, когда мы вспоминали год, прожитый в обратном порядке, от этого дня рождения к предыдущему, Володя высказал вопрос: Я хочу узнать, что там, в мире духовном? Как познать его? Как быть самому сильным в духе? Вопрос – задан! Ответ – возможен: вот через эту книгу, через дольмены, через гостей – посетителей…

Галина:

РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР

ПУТИ К НОВОМУ АРХИТЕКТУРНОМУ СТИЛЮ
«И ЗДАНИЕ СТАНОВИТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ»
МАРИЯ ШТАЙНЕР
ПРЕДИСЛОВИЕ К 1-МУ ИЗДАНИЮ 1926 ГОДА   
   
         "...Архитектоника, симфонически распространившаяся из эфирных миров, достигшая гармонии в родившихся под резцом наряженных формах эфирно сгустившейся земной материи, уплотнилась в пространстве благодаря формирующим ее облик силам, которые должны были животворно охватить и преобразовать в метаморфозе человеческие устремления, способные к творчеству. Греза в дереве была столь прекрасна и сладка, чтобы длиться вечно, была столь чиста и невинна, чтобы ни вызвать ненависти вплоть до уничтожения; но эта мечта оказалась сильнее замыслов супостатов и все еще достаточно крепка, чтобы вызвать к становлению новое, схожее с прежним.

           Растущая, заново расцветшая жизнь - таков ответ Духа на уничтожающий удар смерти. Вокруг урны с пеплом Рудольфа Штайнера и вокруг возрождающегося, воскресающего из пепла старого здания растет новая постройка и цветет богатая жизнь. Факел пожара Сильвестровой ночи [1922/23 гг.] на дорнахском холме далеко разбрасывает свои искры и сеет семена Духа. Это пламя превращается в зародышевую силу Духа.

           Как ни слабы наши попытки и усилия наших поступков в завершенном труде наших рук, в законченном произведении сошедшего вниз [Духа] лежит будущее, которое искупит вторую смерть человечества.

           Поэтому я отваживаюсь на публикацию этих лекций, благодаря которым Рудольф Штайнер, когда мы работали вместе с ним в мастерских заново сооружаемого Гётеанума, вводил нас в мастерскую своего художественного духа. Вечерами мы размещались на выструганных досках в огромной столярной мастерской, где соединялись вместе громадные стволы колонн здания, среди только на это время остановленных, а до сего бесперебойно работавших станков.

         Мы вслушивались в его слова, которые в неиссякаемом богатстве раскрывали нам новые области сияющего Духа, открывали нам новые глубины бытия. Мы едва осмеливались допускать, что когда-нибудь все это будет позволено нам переживать. Рядом с Рудольфом Штайнером поистине не предоставлялось повода к наслаждению и смакующим переживаниям. Это было бы непозволительной роскошью по времени, рядом с этической высотой духа его личности, когда своим примером он являл постоянный переход от одного дела к другому, происходивший в спешном порядке.

           Душе надлежало быть во всеоружии, чтобы принять в себя величие и мощь бурно изливающегося при этом гигантского, мощного духовного потока. И если не было бы бесконечно доброжелательной любезности и блага, постоянно дающего, постоянно творящего, созидающего начала, то душа едва могла бы выдержать это, настолько много притекало к ней, что она с трудом могла переработать все это. Но если по своей доброй воле она приносила на службу человечеству необходимую жертву, то оказывалась в силах превозмочь почти сокрушающую мощь наполнения [Духом].

         И тогда она могла парить, как на крыльях.
Работы в возводимом здании настоятельно требовали личного присутствия Рудольфа Штайнера, и это привело к определенному прерыванию предыдущей разъездной жизни во имя духовной науки. В связи с возведением здания перед Рудольфом Штайнером возникло изобилие новых задач, которые он с благодарностью и добровольно принял на себя; но сделал он это только после длительных, неутомимых просьб и настояний друзей из Мюнхена, которые имели там счастье переживаний мистериальных постановок и захотели построить для таких постановок собственный дом, а затем, когда архитектурные планы не были разрешены в Мюнхене, с тем же рвением поддержали их исполнение в Швейцарии.

         При этом Рудольф Штайнер взял на себя большую нагрузку, но его сердце было исполнено благодарности, и эта благодарность и чувство ответственности тепло и проникновенно струились изо всех его слов, которыми он воспламенял нас к работе и познанию.

Галина:
Мои дорогие друзья!

        Иоанново здание, поскольку ему предстоит заключить в себя место действия духовной науки, не может не принять в расчет условия развития всего человечества. И оно либо станет, либо не станет тем, чем, собственно говоря, должно стать. В таком вопросе необходима ответственность по отношению ко всему, что известно как духовные законы, духовные власти, духовные условия развития человечества и что может обращаться к нашей душе.

        Прежде всего это ответственность по отношению к суждению будущего человечества. Чувство такой ответственности в наше время, в современном цикле развития человечества, является чем-то совершенно иным, чем похожее чувство ответственности прошедших веков.

          Повсюду в ходе времен многообразным образом гласят к нам великие, мощные памятники искусства и культуры. В качестве памятников искусства и культуры возвещают они из потока времени о внутренних отношениях человеческих душ в те времена.
         
           Сегодня утром вы могли слышать прекрасное, значительное рассмотрение этого. Если мы должны были бы высказать в нашем смысле нечто, что всем людям, которые были причастны к тем памятникам культуры и искусства, облегчило бы определенным образом их чувство ответственности, как оно помогает в этом нам, если бы мы хотели выразить это на нашем языке, тогда нам следовало сказать следующее:

«У людей в первобытное время была еще и иная помощь, чем в нашем временном цикле; им помогали боги, неосознаваемые человеком. Боги устремляли свои силы в подсознание и неосознанное бытие человека».


          И в определенном роде это майя, когда полагают, что в аппарате мышления или в душе тех, кто возводил египетские пирамиды, строил греческие храмы и создавал другие произведения искусства, выступали только те мыслительные формы, импульсы и интенции, которые в ходе времен встречались в формах, красках и т. д. Ибо боги содействовали людям, «проходя» через руки, мозг, сердца людей.

     .... И нам следует приступать к своей работе лишь тогда, когда мы знаем, из каких законов, из каких основополагающих спиритуальных импульсов должны мы поступать. И нет никакого иного пути, чем тот, на котором мы работаем в созвучии со всеобщей эволюцией человечества.

       ... И можно сказать, что особенно велико различие тех произведений храмового искусства, о которых почти не сохранилось внешних свидетельств, чьи основные формы, древнейшие формы можно лишь предугадывать или реконструировать только из Акаша хроники. И та форма храмов, которую мы могли бы считать перешедшей из второй послеатлантической культурной эпохи в третью и обозначаемой как древнеперсидский храм, от которого затем кое-что перешло в более поздние храмы... [пропуск в записи]... лишь, поскольку они влияли на конфигурацию в каждой окрестности. Кое-что перешло от них в вавилоно-ассирийское, в основном переднеазиатское храмовое искусство.
Что в том строительном искусстве было самым значительным?

      .... «У этих храмов неимоверно многое - да почти все - выходило на фасад; в такой манере храм являет себя тому, кто приближается к его входу». И если пройти через такой фасад вглубь храма, то внутри него - смотря по тому, входит ли невежда, профан или более-менее посвященная личность, -в любом случае возникало ощущение, что фасад высказывал на таинственном языке то, что находилось внутри храма. Там, внутри храма, я нахожу то, что хотело выразиться на фасаде.

Галина:
"... из понимания человеческого микрокосмоса с устремлением вверх каждой его части открывается человеческая архитектура. Этот физический человек имеет свой точный спиритуальный отпечаток во всех странных храмах, от которых сохранились лишь руины и осколки. Во всех деталях, вплоть до крылатых колес и первоформ этих вещей, можно было бы указать, что это так и есть. В чистых тонах возвещают нам времена:
-Храм есть человек!

       ...Мы можем рассматривать и описывать человека не просто с антропософской, но также и с психософской точки зрения, с точки зрения рассмотрения души.
Если мы приближаемся к человеку, останавливаясь на том, что на Земле он выступает в основном как душевное существо, тогда в его глазах, облике, жестах мы, рассматривая его, увидим, что перед нами настоящая загадка! И каждый человек в этом отношении представляет великую загадку!

         Поистине, если в этом отношении мы подступим к человеку, то это будет не что иное как то, что мы встречаем, приближаясь к египетскому храму, предлагающему нам разрешить его загадку. И когда мы вступим в него, то найдем там как Святая Святых человеческое душевное. Но это станет доступным лишь тому, кто сумеет перейти через внешнее и вступить во внутреннее. Как святость бога, как сами мистериальные тайны в египетском храме, в египетской пирамиде в самом внутреннем ковчеге заключена человеческая душа...

       
Но душа в человеке не столь замкнута, чтобы она не могла выразить себя в жесте, во всем, что предстает нам в человеке. Если душа пронизывает тело в его своеобразии, то оно может стать внешним выражением души. Тогда это человеческое тело явится нам в своем совершенстве как нечто в высшей мере художественное, как нечто, пронизанное душой, как совершенная, законченная в себе бесконечность. И во всем видимом творении не существует ничего более совершенного, чем является человеческое тело, пронизанное душой. И как внутри видимого творения не найти ничего более достойного - не в отношении динамики - кроме греческого храма, заключившего в себя бога и служащего ему обителью в совершенной, замкнутой в себе бесконечности, так и человеческое тело служит прибежищем человеческой душе. И поскольку человек является в своем теле микрокосмосом души, так и египетский храм, греческий храм - есть человек".

Галина:
"...Что должны мы строить?
          Нам нужно строить исполнение того, на что было указано выше.
Из того, что может дать нам духовная наука, нужно найти возможность создать такое внутреннее пространство, которое в его воздействии красок, форм и всего, что оно содержит в себе как художественные предложения и начинания, одновременно является изолированным и в каждой своей детали одновременно таково, что изолированность не является изолированностью, что повсюду, куда мы ни взглянем, оно призывает нас проникнуть сквозь стены вокруг нас с ощущением и чувством, что мы замкнуты и в этой замкнутости одновременно являемся клеткой организма, связанной с единством ткущей мировой Божественности.

        «Иметь стены и не иметь никаких стен» - это то, что будет соответствовать храмовому искусству будущего.

         Внутреннее пространство, которое само себя отрицает, не развивает более никакого эгоизма в пространстве, которое бессамостно во всем, что предлагает в красках, формах, по своей воле желает, волит быть лишь тем, что впускает в себя Вселенную. То, как могут исполнить это краски, поскольку они могут стать связью с духами окружения, так как содержатся в духовной атмосфере, я уже попытался представить при открытии нашего штутгартского дома..."

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии