Какое качество свободы развил Христос? Христос Жил на Земле как человек, как отдельное Существо. Значит, Он достиг нового качества свободы как отдельное Существо, Возвысил свободу Существа до абсолютной свободы. Это и есть новое качество абсолютной свободы. Однако мы знаем, что есть люди, которые не согласны с путем Христа категорически, всем своим существом. Мы убеждаемся, что вокруг нас в природе все устроено очень мудро, человек и сам отчасти природное существо, отчасти духовное, потому человек чувствует себя призванным к высокому, к абсолютной свободе. У человека есть тело, которое смертно, есть Дух, который еще не может жить в человеческом существе, а что же их объединяет, что живет после смерти? Душа человека. Итак, мы пришли к выводу, душа человека – это существо, которое живет и после смерти человека. Душа человека пала, т.е. в нее проникли отставшие духовные существа. У души человека есть силы освободиться от них, тогда она целиком, сразу входит в Божественный мир, как душа земного существа, индивидуальности. Как душа освобождается из плена? «Вы познаете Истину и в познании Истины обретете свою свободу» (ИН 8:32). В процессе познания мы освобождаемся, так сказано, душе человека необходимо освободиться от отставших существ. Какую деятельность развивает душа? Душа осуществляет: деятельность, или жизнь мышления, чувств, желаний. Как мы уже упоминали, мы рассматриваем эту деятельность как поступки человеческой души. В «Философии свободы» Доктор доказывает, что истинную свободу в современности мы можем развивать в чистом мышлении. Развивая такие чистые мысли, которые ведут к истинной свободе, человек производит количество таких мыслей, которые позже, при жизни на Земле, или в следующей инкарнации, станут новым качеством, постижение чужих мыслей станет собственными мыслями, а собственные правильные мысли постепенно станут собственным здоровым органом духовного восприятия, станут духовными чувствами, чувства – желаниями, волей, которая одухотворяет тело. Человек приобретет новый духовный орган самостоятельно. Такая метаморфоза происходит с человеком непрерывно, но после смерти осуществляется в полной мере. Таков процесс возвышения, таков же и процесс падения. Потому и название – «Философия свободы», Доктор не настаивает, что каждый человек выберет именно Идеал – абсолютную свободу, какую идею выберете, то и получите, в качествах. Мысли человека, его дух, осуществляет свадьбу с душой, становится чувствами, новые мысли – новыми чувствами. Если душа осуществляет свадьбу с Духом человечества, со Святым Духом, этот процесс называется химической свадьбой, душа пропитывается Вечностью, сохраняется для Вечности, значит, и индивидуальность сохраняется. Душа человека пала, в чем это выражается – мы имеем внешние органы чувств, а они нас всегда обманывают, скрывают духовную подоснову мира. Природно, от павших существ мы их получили, от их деятельности в нашей душе. Бодрственное мышление просветляет нас, но и в мышлении мы иной раз ошибаемся, пало и оно. Но способность к бодрственному мышлению мы получили от Святого Духа, это последняя инстанция Божественного в нас. Начало искуплению разума, нашего бодрственного мышления полагает Антропософия. На Земле мы чувствуем себя несвободными от природных законов, в духовном мире, куда человек попадает после смерти, свои законы, где же человек чувствует себя свободным? В своей душе человек чувствует себя вполне свободным, ибо он творец своего внутреннего мира. Мы хотим доказать, что человек в современную эпоху анархически свободен, т.е. человек мыслит, чувствует и поступает так, как он сам того хочет, что соответствует его собственной воле, не взирая ни на что. Как говорится, хоть трава не расти, хоть гром с неба грянет, а я сделаю то, что хочу, если у меня есть возможность.
Р.Штайнер в Х1Х столетии сразу, в начале эпохи свободы говорит человечеству о его свободе: «Итак, современные люди уже столетиями получа¬ли в человеческой жизни то, что ранее они обретали только после смерти: интеллектуальное постижение мира и сознание Свободы. Но они еще толком этого вовсе не заметили. Приме¬чательно то, что современное человечество даже не замети¬ло того, что оно уже однажды получило от неба в земную жизнь. Это вовсе не взволновало мир чувств, элементар¬ное в человеческом мире. Я бы сказал, для человечества это имеет скорее горький привкус. Человечество не рассматрива¬ет чистую мысль так, как я пытался ее рассматривать в моей «Философии свободы», где, собственно, скорее вместо того, чтобы ее только разбирать, хотелось бы уже петь ей гимны. И первоначально сознание свободы побуждало людей ко всяческой суматохе, но не к познанию того, что нечто с неба снизошло на Землю. Даже чисто по-человечески не ощуща¬лась основная сила современного развития человечества», Р.Штайнер, «Земное и небесное познание», 2 лекция.
«Нельзя отрицать, что, прежде чем все остальное может быть понято, должно сначала быть понято мышление. Кто это отрицает, тот упускает из виду, что, как человек, он не начальное звено творения, а его последнее звено», 3 глава, «Философия свободы». Попытаемся понять целостное существо человека, исходя из «Философии свободы». Обратим внимание, что «сущность мышления по необходимости такова, что оно всегда должно быть поволено; речь идет о том, чтобы не было поволено ничего такого, что в момент своего осуществления не представало бы перед "Я" целиком как его собственная, вполне им обозримая деятельность. Приходится даже сказать, что в силу подчеркнутой здесь сущности мышления оно является для наблюдателя насквозь проникнутым волей», 3 глава, «Ф.С.» Итак, мышление есть волевой процесс, но тогда что же есть чувства человека, которые в душевном занимают среднее положение – они объединяют волевую мыслительную жизнь человека и его волю как таковую. Можно утверждать, что чувства – это тоже воля, подобное соединяет подобное, но данная человеку как чувство и которая как бы по среднему соединяет мысли и волевую жизнь человека. Чувства составляют такую часть в нашей организации, которая одновременно «ощупывает» и нашу волю, и наши мысли. Когда чувства «ощупывают» нашу волю и наше мышление, при котором человек образует свои представления, то с каждым представлением связывается наше чувство симпатии или антипатии, которое соответствует нашей воле. «В волевой жизни это происходит так. Здесь материально-физическое захватывается в наибольшей степени, и человек в самой большой степени является только микрокосмом – в своей деятельности он полностью лишается деятельности макрокосмической», «Антропософия как космософия», лекция 17. В своей воле человек лишается Макрокосмического воздействия, он свободен, а благодаря интуиции образует представления. Итак, целостный человек есть его собственная воля, которую в мыслительной жизни человек осознает, в чувствах – грезит свою волю, в глубоких подосновах воли - человек глубоко спит, но осознает ее как свое желание. Душа современного человека есть его воля, ослабленная воля, она анархически свободна. Воля человека живет в его душе как его чувства и мысли, воспоминания и желания, а благодаря телу, действиям, поступкам, благодаря речи, проявляется вовне. Итак, Дух – это воля, и душа тоже воля, но ослабленная, зато обогащенная воспоминаниями и чувствами. Так мы приходим к более глубокому пониманию существа человека: воспоминания, а это – прошлые мысли человека, образуют его эфирное тело, жизнь чувств и страстей осуществляется в астральном теле, а желания составляют ядро человека, его «я», его дух. Физическое тело двойственно, это и материальное, больное и смертное тело, и духовное, силовое тело. А где вы спросите, мышление? Давайте разберемся. Рассмотрим волевую жизнь мышления. В мышлении человек образует представления. «Представление есть не что иное, как отнесенная к определенному восприятию интуиция, некое понятие, которое однажды было связано с восприятием и у которого осталось отношение к этому восприятию». «Итак, представление есть не что иное, как индивидуализированное понятие. И теперь нам понятно, что действительные вещи могут быть репрезентированы для нас представлениями. Полная действительность вещи дается нам в момент наблюдения из слияния понятия и восприятия. Понятие получает через восприятие индивидуальный образ, некоторую соотнесенность с этим определенным восприятием. В этом индивидуальном образе, который содержит в себе, как некую особенность, отношение к восприятию, понятие и продолжает жить в нас, образуя представление о данной вещи», 6 глава, «Ф.С.». Таким образом поймем, что полная действительность предстает нам тогда, когда в наличии восприятие и понятие, которое человек интуитивно воспринимает из глубин своей неосознанной воли, из глубин своей памяти, своего эфирного тела. Человек в своей памяти, в своем эфирном теле имеет знание о внешнем мире, ведь становление человека шло вместе с внешним миром. Каждый человек пережил все прошлые планетарные состояния Земли, и на Земле приходит в каждую культурную эпоху. Поэтому каждое восприятие внешних чувств интуитивно связывается с представлением, уже имеющимся в эфирном теле. Но образование представления не связано ни с материей, ни с материальным телом. Человек не только создает представления, но и образует свои суждения в соответствии со своей скрытой волей, « желание излито в наше человеческое существо как некий смутный, полный таинственности элемент», «из этой, я бы сказал, бездонной глуби желаний человеческого существа волнообразно поднимается то, что обнаруживается в чувствовании». «Все отрицаемое нами в жизни, исходя из суждения, все, что логик называет отрицающим суждением – это является устремлением чувства антипатии, или точнее спящего желания, в жизни представлений», «Антропософия как космософия», лекция 20. Таким образом суждения человека – это его скрытая воля, а рассуждения скрывают эту волю, ибо рассуждать можно по-разному. Человек инстинктивно избирает тот путь рассуждения, так связывает свои представления, как это соответствует его воле, его желанию, его чувствам, а это значит – человек анархически свободен в мышлении. Поступки человека проистекают из его суждений, которые анархически свободны, либо он совершает их инстинктивно, что опять же выражает его собственную волю, либо человек выбирает себе авторитет, но опять же по своему желанию, в соответствии со своей симпатией, по своей воле анархически свободно. «Чувство – это ослабленная воля», лекция от 14.04.23, сборник «Теория и практика медитации». Мы показали – человек анархически свободен во всем своем душевном существе, а значит и в действиях, в речи. «Итак, когда мы имеем представления в жизни мыслей, дело обстоит так: здесь жизнь физического тела отталкивается, человек переживает себя в эфирном теле, в астральном теле и Я – в человеческой голове присутствует Я. Оно вплетает астральное тело, вплетает эфирное тело и выталкивает физическое, и благодаря этому Я с помощью астрального тела переживает в эфирном теле мысли, мышление», «Антропософия как космософия», лекция 17. Столкновение нашего Я с внешним миром пробуждает Я от сна, а через астральное тело в Я – сознании осознается представление, Я-сознание это индивидуальное сознание, соответствующее индивидуальной душе. Так осознается прошлое. Как же образуются новые представления? При чистом мышлении, а это математическое мышление, представлениях о законах природы и т.д, в мышлении действует Я как волевое существо, развивает бодрственность из своего личного энтузиазма и усилия. Как образуются тогда мысли и представления? Для этого надо знать, как действуют в нашем астральном теле Ангелы. «То, чего Духи Формы хотят достигнуть вместе с нами в конце земного развития и далее, они должны сперва развивать в образах; а из образов позже возникает преобразованное человечество, действительность. И эти образы в нашем астральном теле Духами Формы формируются уже сегодня посредством Ангелов. Ангелы формируют образы в человеческом астральном теле, - образы, которые можно постигнуть развитым до ясновидения мышлением», «Смерть как перемена жизни». В ясновидении человек воспринимает духовное существо мышлением и духовными органами восприятия, т.е. как полную действительность. Осознать образ в обыкновенным мышление можно и интуитивно, понять мысль, ее образ как тень. Так создаются различные мировоззрения, которые выражают анархическую свободу разных людей, их волю. Мышление есть духовное чувство человека, его ослабленная воля, которая воспринимает духовный мир. Но духовный мир неоднороден есть падшие существа и Святой Дух. Неосознанно, из своего желания человек воспринимает мысли из одного из источников мыслей в духовном мире. Человек не создает мысли, он их воспринимает из духовного мира, а точнее – от духовных существ, как их образ. То, что скрывает собственная воля человека, в человеке действует инстинктивно. «Я» становится сильным, оно из своего желания интуитивно схватывает из астрального мира образ, мысль, из того источника, который ему близок, который он желает, скажем, любит. При этом нет восприятия полной действительности, есть тень действительности, человек не прозревает существа, стоящего за мыслью, однако пронизывает этот образ своими чувствами и представление, мысль, погружается в эфирное тело человека. Так человек может погрузить в свое существо не только мыслесущество, но и идеи от Архангела, Архая и т.д., может поместить в себя и идеи отставших существ. Таким образом мы видим, что человек не создает мысли, он воспринимает их из того духовного источника духовных существ, который любит, дает представлениям жизнь в своем эфирном теле. Человек дает духовным существам новую жизнь, создавая представления, это есть творчество из Ничего человека. Теперь мы поняли, что такое мышление. Это деятельность «Я» человека, осуществляемая как любовь, как волящая любовь. Я, Дух, есть волящая любовь, подобное притягивает подобное, осуществляет подобное. Человек может творить из духа, и из Святого Духа, из Истины, смотря из какого источника черпает образы. Творчество, познание из источника Святого Духа оживляет человека, оздоравливает его существо, а творчества из духа делает его больным. Мы должны сказать поэтому, что истинно свободным современный человек может быть в чистом, а значит, бодрственном, мышлении, когда он черпает свои мысли из источника Святого Духа, из источника истинной Свободы. Человек – творец своего внутреннего душевного мира, без человека не было бы его представлений, не было его чувств и поступков. Как мы покажем ниже, человек и кузнец своего будущего. Теперь мы можем сказать, что абстрактные мысли – это мысли не из источника Святого Духа, это творчество падших существ, они разрушают эфирное тело человека, потому человек умирает. Мысли от Святого Духа – эфирные, эфирные мысли не разрушают существо человека, неважно, прозревает их человек как действительность, или они имеют теневой характер. Абстрактные мысли – мысли не из общечеловеческого источника, они характерны тем, что человек устраняет свое существо, это называется в науке – быть объективным. Человек при абстрактном мышлении остается внутренне холодным, но холод – это свойство Аримана, падшего духа, за этим холодом скрывается безразличие и, по сути, ненависть к Божественному Миру, переживаемая внутрисознательно. Человек внутренне теплый, не желает, не любит холода, не желает он и слишком горячего, обжигающего, за этим качеством стоят люциферические духи.