В недавно изданном первом томе работы "Макрокосм и микрокосм", Г. Бондарев пишет:
" Таким образом, даже географически и этнически конфигурация Европы сложилась как трехчленность, какую каждый человек носит в себе. В ней Россия соответствует головной и нервно-чувственной системе человека и духовной жизни в структуре социальной трехчленности; Средняя Европа - ритмической системе дыхания и кровообращения и государственно-правовому члену; Западная Европа - системе обмена веществ и конечностей и хозяйственной жизни в структуре социальной трехчленности. Эти особенности определяют, так сказать, ментальность народов этих трех областей Европы, характер их дарований, их вклада в общечеловеческое развитие." (ЧастьVII, п.76, стр.323)
Можно добавить, что эта конфигурация и есть прафеномен мирового геополитического организма. Почему это так - достаточно посмотреть на историю XX века. В свете правильных закономерностей становится более чем отчетливо видно, как и с какой стороны ведется искажение развития. Впрочем, эту тему мы развиваем в разделе "геополитика".
Здесь хотелось бы затронуть глобальный вопрос. Что же такое эта самая "духовная жизнь в структуре социальной трехчленности"?
Тут можно подходить с разных сторон, и в данном случае одна из них - это вопрос о роли человеческого доземного бытия, так сказать. Любой социум черпает свою силу и своеобразие в первую очередь в том, какие индивидуальности воплощаются и что они несут из пред-земного существования на землю(пока скажем так, обобщенно). Игнорировать это - значит похоронить любое разумное понимание социального вопроса. И нигде, кроме как в социальной трехчленности, вы не найдете такого понимания. Можно найти все что угодно, но не это. А почему? А вот поэтому-то Штейнер и говорил о "суверенности" духовной сферы, и вовсе не потому, что государство лезет в частную жизнь.
Суверенность эта есть специфика восприятия социальным организмом того потока, в котором из духовного мира нисходят, собственно, главные действующие лица этого организма, а именно люди, космические человеческие индивидуальности, проходящие длительный путь инкарнаций, восходящие до сфер Сатурна, обучающиеся в школах Иерархий и формирующие кармические группы с особыми задачами еще там, в духовном бытии. Вот это и есть, так сказать, данное в духовной сфере. Согласитесь, не слабо.
Разумеется, к таким задачам, как эта, нельзя подходить с принципами типа общего равенства перед законом и т.п. По отношению к духовной сути равенства быть не может. Также, эта задача не может быть, так сказать,формализована. С ней могут работать только из индивидуальной свободы, опыта, понимания, и достоинства. Тем не менее, общественные институты, которые могут быть созданы из такого понимания, способны нести верные принципы как свою методологию. Представьте себе, насколько весомым может быть мнение человека, представляющего духовную сферу трехчленности, владеющую ключами к сказанному выше, в государственных или экономических вопросах. Вот тут станет понятна и актуальность вальдорфской педагогики, и многого другого.
Для России сейчас важнейшая проблема - демографическая. То, что до конца (сами ученые признаются) не могут объяснить причины падения рождаемости из известных факторов, связано с материалистической "слепотой". Изучают не ту науку. Как захочет воплощаться индивидуальность, если в стране, миссией которой является духовная сфера, ее не только не существует, а наоборот, она еще до существования, как бы заранее, в потенции, уничтожается планомерно проводимыми "мероприятиями"? Причем, никто не понимает сути проводимых "мероприятий"... кроме организаторов на западе... На этом фоне православие действительно выглядит как единственное спасение - по крайней мере там запечатлено понимание древних.
Но трехчленность предполагает, что государство сообразуется со значением задач духовной сферы, и этим задачам способствует. Экономически. Правово. И не из филантропических побуждений. А из-за того, что туда (к представителям духовной сферы) приходят с задачами, требующими решения. А она дает ответы в виде людей, способных эти задачи решить. А не всеобщим голосованием избранных уродов, которые потом разрушают все что могут, и, сидя на пепелище, продолжают нести все ту же чушь.
В упомянутой работе Бондарев приводит такой образ: мировой человек как-бы стоит на голове, пытаясь удержать над собой ритмическую систему и систему конечностей, но они все время норовят обвалить сооружение, сломав шею. Я бы предложил другой образ: стараниями западных геостратегов мировой человек, усиленно работая конечностями,пытается открутить и выкинуть подальше свою собственную голову, и последствия этого откручивания уже ощутимо сказываются на координации самих конечностей.