Возвращаясь к исходной точке данной темы.
Некоторые размышления.
1) В "социальных" циклах Штейнер постоянным рефреном проводит: не воспринимать идею социальной трехчленности как некую готовую концепцию, набор готовых рецептов по жизнеустройству... Напротив, он говорит об "
импульсе" социальной трехчленности, о том, что "хочет реализоваться в современности из духовного мира". Причина подобной настойчивости отчасти в том, что то время было особенно склонно к формированию и немедленному внедрению всяческих "идеологий"(Под идеологией вообще я понимаю
использование идей ради политических или иных манипуляций, при этом собственная жизнь и сущность идей намеренно искажается). С другой стороны, имелась ввиду склонность современного сознания мыслить поверхностно и абстрактно.
В ходе изучения циклов по трехчленности у меня постепенно возникало ощущение, что "подобраться" к источнику рассмотрений становится все труднее и труднее, по мере собственного осознания их проблематики. Используемые там понятия требуют крайне осторожного применения, их кажущаяся простота на самом деле иллюзия, они есть как-бы первичные касания
духовного источника, как я могу обозначить импульс идеи трехчленности. Н. Банзелюк в брошюре "Социальная Троица" метко сравнил их с иконной
прорисью. В то же время, эти ощущения позволяют почувствовать, насколько высоко (или глубоко) находится сам Источник.
2) Идеи социальной трехчленности должны мыслиться как глубоко оккультные, требующие всего спектра знаний антропософии и действующие как из прошлого, так и из будущего, имея ввиду всю мировую эволюцию от Сатурна до Вулкана. В этом понимании мы имеем дело с эволюционной метаморфозой прафеномена человеческой социальности (общности) вообще, и в таком контексте происходит необходимое расширение перспектив.
Вопрос актуальности идей трехчленности, в таком понимании, решается однозначно положительно в пределах как минимум 5-ой послеатлантической культуры с последующей метаморфозой в 6-ую.
3) Контраргументы о том, что трехчленность носит сугубо практический характер,что она требует немедленных действий, а все необходимые указания уже даны, и т.п., меня совершенно не впечатляют. [Эту точку зрения можно обсудить отдельно].
Текущая задача антропософии - найти подходы к Источнику идей социальной трехчленности.Подобные подходы могут быть найдены в анализе и разработке проблематики, затронутой в социальных циклах. Она разнообразна и подчас даже вызывает недоумение.
4) Идею трехчленности надо понимать
как реально действующий в мировом свершении импульс, и им определяются прошлые и грядущие социальные отношения. Это как-бы генератор законов становления мирового человеческого жизнеустройства на земле.
Вопрос не стоит: осуществится ли трехчленность или нет? - она де-факто осуществляется. Геополитика невозможна без понимания трехчленности. Западные оккультные братства используют это понимание для манипулирования историей и сознательно искажают
верный праобраз мировой социальной структуры.
5) Мне представляются крайне важными для понимания 2 рассмотрения, данные Штейнером (GA186).
Первое касается
эволюции социальной структуры с 3-ей по 5-ую культурные эпохи как постепенное воплощение каждой из 3-х сфер: 3-я культура - духовная сфера, 4-ая - политическая, 5-ая - экономическая. Каждое новое воплощение добавляет член к предыдущему, но ведущим является тот, который воплощается. До воплощения сфера находится в социуме в качестве неосознанного инстинктивного процесса. Эта картина позволяет увидеть исторически эволюционировавшую конфигурацию 1-2-3, и осознать
кардинальный факт преобладающей силы экономической сферы в 5-ую эпоху. Также можно видеть как намеренно "искривляется" трехчленная конфигурация.
Второе касается
будущего разделения оккультных способностей тел у воплощающихся на Западе, в Европе и на Востоке, а именно, речь идет о т.н. "материальном, или механическом" оккультизме на Западе (Америка), "гигиеническом, или исцеляющем" оккультизме в Ср.Европе и "евгеническом" оккультизме на Востоке (вкл. Россию и некоторые народы вост. Европы). В каком-то смысле это и есть результаты метаморфозы, идущей из будущего в прошлое,о которой шла речь в (2). Без этих перспектив несколько непонятно, что оккультно работает в трех сферах социальности.
Представляет интерес, что именно по этим двум моментам в инете, на одном серьезном аналитическом сайте, посвященном геополитике,
впервые появились цитаты из данного цикла, взятые из Энциклопедии Бондарева, причем авторы кратко и негативно представили самого Штейнера, не преминув приплести известное вранье насчет якобы связей с оккультистами третьего рейха, но в целом оценили информацию...
Такие дела.