Антропософский форум > Историческая симптоматология

К вопросу о шестой, русской культурной эпохе

<< < (35/51) > >>

Alrock:
"Разговоры о России

Вскоре после приезда у нас произошел первый разговор с доктором Штейнером, - в крошечной комнате на Моцштрассе, украшенной лишь пестро раскрашенным лепным изображением Архангела Михаила с драконом. Эта беседа, равно как и последующие, состояла в основном из его рассуждений о России; но их точный порядок по прошествии столь долгого времени воспроизвести невозможно.
Разговоры эти начинались со слов о России, которые тогда были доступнее для непосредственного чувства, чем для понимания, и крепче удержались в памяти, чем указания в связи с будущим. И по мере врастания в это будущее смысл этих слов также прояснялся,
"Народ - это организм, имеющий собственные члены. Россия уже достигла состояния живого организма. Россия обладает собственной нервной системой: это Гоголь и Достоевский. У нее есть своя мускульная система - Толстой. Но скелета у нее все еще нет. Для других европейских народов скелет создается естествознанием. Для них это так и должно быть: тем самым они воспитывают свое мышление. Но русские с их мышлением не хотят приближаться к этим знаниям: чувство русским подсказывает, что им следует поберечь свое мышление для чего-то другого. Естествознание не сделается для русских мыслительными подмостками, лесами. Оно - яд для них. Только духовная наука может дать России скелет, стать лесами для нее. Путь к этому - гётеанство, тот способ, которым Гёте наблюдал природу, гётевское природоведение. Россия всегда была готова воспринять лучшее в культурном достоянии Запада. Ныне ей следует открыться навстречу гётеанству. Русским ученым поможет это осуществить определенная одухотворенность мышления; художникам это будет труднее".
Чтобы разъяснить эти мысли, выраженные простыми словами, - мысли, которые из-за их сжатости, возможно, кому-то покажутся странными, - необходимы значительные дополнения. Позднее, во время войны, в лекциях 1917 и 1918 годов доктор Штейнер говорил еще решительней: не нужно было бросать на Россию разрывных бомб, посылать туда революционную литературу, - то же самое действие оказали бы одни безобиднейшие научно-популярные книжки, которыми Россия была завалена в последние десятилетия.
Для меня прежде всего оставался нерешенным вопрос, почему доктор Штейнер считал Гёте столь важным для дальнейшего развития России. Лишь после долгих лет пребывания в Дорнахе мне стало понятнее значение для России гётевского мировоззрения.
В дальнейших разговорах о сущности русского народа доктор Штейнер показал, как это отразилось в его самых значительных представителях.
"Соловьев и Толстой - два столпа, два вождя будущего развития России, Через них России подаются благоприятные импульсы для будущего. Оба они характерны для России. На Западе всегда думают, что нужно что-то делать. Для Толстого "неделание - гораздо важнее "делания". В нем уже можно заметить первые зародыши, - нечто самое изначальное, - шестой культурной эпохи. Так, в своем "Календаре" он пытается включить жизнь в некий космический ритм. Это принадлежит будущему".
Из биографии Толстого, написанной его дочерью, видно, какое большое значение он придавал - вплоть до последнего дня жизни - тем мудрым изречениям, которые он собрал на каждый день.
Еще доктор Штейнер говорил о толстовской книге "О смысле жизни", которую считал одной из важнейших книг благодаря присутствующему в ней моральному импульсу. В "непротивлении злу насилием" он усматривал заслуживающее внимания стремление к новому христианству. - Незабываемым для меня остается то тепло, с каким он сказал спустя много лет в Дорнахе, перед статуей Христа, вырезанной им из дерева: Толстой еще не нашел идеи деятельно-активного отношения христианства ко злу. - "Это я попытался выразить в данном жесте: устремленное вперед, деятельное здесь - бытие христианского начала, причем в движении руки нет ничего воинственно-агрессивного".
... "У русских эфирные тела мягче, подвижнее, чем у людей Запада, Благодаря этому их мышление сильнее открыто навстречу спиритуальному. - Соловьев мог быть только русским. В духовном мире он встречается как странник; после смерти он сделался значительнее, гораздо значительнее, чем был при жизни. После смерти индивидуальность расширяется, растет, и Соловьев, вросший в духовный мир, гораздо крупнее. Однако он должен был и он мог стать гораздо значительнее, чем он есть"... В этих словах слышен оттенок разочарования. "Русские от природы духовны, но им встречаются трудности, препятствия. Соловьев находился на такой ступени духовного развития, когда человек обязан ориентироваться исключительно на сферу чистого духа. Но полностью он этого не исполнил. Это стало препятствием в его развитии. В воззрениях Соловьева есть что-то душное; русским от этого вреда нет, но для других европейцев в известной степени это опасно."

Ася Тургенева. Воспоминания о Рудольфе Штейнере..

happy:

--- Цитата: Alrock от 19 Май 2010, 12:43:43 ---<...> почему доктор Штейнер считал Гёте столь важным для дальнейшего развития России. Лишь после долгих лет пребывания в Дорнахе мне стало понятнее значение для России гётевского мировоззрения.<...>
--- Конец цитаты ---
В моем понимании, гетеанизм - познание, как его видел Гете - рекомендует, оставаясь в пределах феноменологии, находить ответы на животрепещущие вопросы бытия благодаря своей свободной интуиции.
Для русского человека, imho, устоять на поле феноменологии весьма сложно. Скелета, приходится признавать, не выработано. По этой причине русских (не обязательно этнически русских, имеется в виду исполненных русскости) часто сносит с колеи в хляби смуты и блужданий.

Alrock:
Упоминание о календаре Л.Н. Толстого "На каждый день. Учение о жизни, изложенное в изречениях" (Последняя редакция - тт.43, 44 ПСС) в этой теме перекликается с темой "Календарь Души", как проявление русского народного Духа.

urga:

--- Цитата: Alrock от 19 Май 2010, 16:23:08 ---Упоминание о календаре Л.Н. Толстого "На каждый день. Учение о жизни, изложенное в изречениях" (Последняя редакция - тт.43, 44 ПСС) в этой теме перекликается с темой "Календарь Души", как проявление русского народного Духа.

--- Конец цитаты ---
Толстой был чуть ли не единственным "любимым" писателем для меня во всей школьной программе. Потом выяснилось, что у нас одинаковые Солнца в гороскопах (схожесть созанния).
В.С. Соловьева читал только "Русская идея".
Гоголь и Достоевский, согласитесь, это русское подсознательное. Если они - наша нервная система, то мы практически душевнобольные... Думаю, что в России найдутся и представители Манаса, и даже зрелого Я. Просто Штейнер вряд ли был хорошо знаком с русской интеллигенцией.
Перекликается ли Толстой с гётеанством, обращаясь к земле, крестьянству и народу? Сельское хозяйство, оно, знаете ли, заставляет руководствоваться календарем, наблюдать природу и все такое!
К сожалению, новейшая история России это история всемирной ариманизации. Сейчас нужно проделать серьезную работу по заживлению тех ран, которые отрезали Советскую Россию вплоть до наших дней от ее полноисторического "тела", востановить цельность русской истории.
Водолейская природа России - природно ариманическая. Россия имеет черты Плутона, и все плутонические тенденции - люмпены, политизация масс, ядерная сила, крепкий алкоголь и морозы - разыгрались весьма мощно. Водолей осуществляет переход в человеке от инстинкта к интеллекту, либо уже от интеллекта к интуиции. Поэтому в России есть место для всех "адреналинщиков", готовых поумнеть и остепениться. А изначально умные люди могут в России только двигаться в спиритуальные сферы, обычным интеллигентам нет ролей от народной души.
Безусловно, Штейнер ощущал, что именно в России должен воплотиться его "спиритуальный человек между фигурами аримана и люцифера".

Сильвестр:

--- Цитата: happy от 23 Апр. 2010, 20:59:38 ---
--- Цитата: urga от 23 Апр. 2010, 20:26:44 ---Смена полярности: богатырь – Русь-матушка – Христос
<...> надо понимать, что в лампаде должно гореть масло, чтобы слышать Христа за стуком сердца. «Се стою и стучу. И кто слышит меня, к тому войду и буду вечерять с ним, употребляя вместе хлеб и вино земли». <...>
--- Конец цитаты ---
Импульс Мастера Скифианоса, идущий вертикально, вернее сказать, ниспадающий с Севера на плечи Средней полосы. Масло в лампаду "русскости" налил он задолго до Голгофы.
"Русскость" в смысле носителя Христа, Богоносца-Христофора. Термин "народ-Богоносец" не несет никакого указания на этническую принадлежность - указывает только на тех, кто то масло в себе найдет. Масло же это на основе проблематики Атлантиды сделано, чтобы то, что не было проработано в те незапамятные времена, решилось в следующую культурную эпоху.

--- Конец цитаты ---
Почему Вы решили, что импульс Скифианоса действовал с Севера? Он действовал с  юго-востока из района Каспийского залива Кара-Богазгол. Об этом смотрите том 158.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии