«Подобно этому и восточно¬европейские народы, жертвенно приняв на себя всю карму мате¬риализма, вместе с нею приняли в себя и возможность однажды в гораздо большей степени, чем другие христианские народы, сделаться живыми свидетелями эфирного явления Христа, осу¬ществив то, что предсказал Рудольф Штайнер: "Жизнь Христа, начиная с XX века будет все больше и больше ощущаться душа¬ми людей как непосредственное личное переживание".
Это новое ясновидческое лицезрение Христа "как непосред¬ственное личное переживание" и есть то положительное, что внутренне, как неистребимое золотое зерно, заложено в самом средоточии русской трагедии XX века и что рано или поздно может и должно явиться ее истинным духовным исходом, пло¬дом жертвенного принятия и терпеливого, безропотного несения поистине неисчислимых страданий.
Не возвращение к тем или иным формам старой традицион¬ной религиозности, а прорыв к новому, сознательному и глубо¬ко личному ясновидческому переживанию Христа в эфирном мире — в этом состоит главная и единственная позитивная воз-можность, кармически проистекающая из страшной судьбы, по¬стигшей русский народ в нашем столетии. "Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца - твоего", — гла¬сит послание к Филадельфийской церкви в третьей главе Откро¬вения Иоанна (ст. 11).
На этот позитивный исход указывает также наиболее извест¬ная и особенно любимая русским народом былина об исцелении Ильи Муромца. На третьем году жизни Илью постигло несчас¬тье, у него открылась болезнь (паралич) ног, из-за чего он не мог ходить вплоть до тридцатилетнего — Христова — возраста. Далее в былине говорится, что эта болезнь была ниспослана ему высшими силами не за грехи его родителей, то есть не за грехи его рода или его страны, но во имя сохранения его сил для грядущей общечеловеческой миссии. Об этом в былине повест¬вуется в связи с описанием всех попыток родителей Ильи Му¬ромца исцелить мальчика: "Они куда, куда ведь только не переездили,/Они объехали все монастыри спасённые,/Они молились везде господу-то богу-то,/Как пречистую ж царицу-ту божью богородицу,/Что простили бы в грехах же они во тяжких-то,/ Не положили бы каких грехов на дитя-то их./В одном-то всё монастыри спасённом-то/Как один -от им затворник -от говорил же:/"Не за грехи ваши ведь и чадышко страдает-то,/Ета так ему на родинах было уписано,/На крестинах-то ведь все было назначено;/Будет, будет ваше дитятко на ногах ходить,/Но ведь только он ведь всё же ведь не скоро-то,/Прийдет времечко же то же вот, подкатит -се,/Божье-то писаньицо не изменица,/Ангель¬ски предсказания не омманят же".
Осуществление этого пророчества о духовно-исторических судьбах русского народа (ибо Илья Муромец может по праву считаться его представителем), в истинности которого начинают сомневаться даже сами родители будущего русского богатыря, но которое, согласно "Божьему писаньицу" и "ангельским предска¬заниям", все равно исполняется, и описано в этой замечательной былине.
Болезнь Ильи — "паралич ног", неспособность управлять ими по своему усмотрению - иносказательный образ той главной трудности в душевной жизни русского парода, с которой в са¬мых различных ее проявлениях ему еще придется бороться до самого наступления шестой культурной эпохи. Это — слабость и одновременно незрелость, юность его воли. Однако в наше
время в мире присутствует сила, способная укрепить ее, сообщив ей новое устремление к духу. Поэтому, обращаясь в Гельсингфорсе (Хельсинки) к русским антропософам, Рудольф Штайнер дал им напутствие, своего рода руководящий девиз для по - следовавшего вскоре основания Русского антропософского общества: "Дайте антропософскому импульсу стать вашей волей! Постарайтесь преобразить страдание в силу, слабую волю в действующую в вас антропософию. Через это вы сможете действительно войти в антропософскую жизнь". Эти слова являются, по сути, призывом к пробуждению высшей спиритуальной воли, еще крепко спящей в глубинах души русского народа, пробуждению посредством современной науки о духе, антропософии, единственно способной принести полное и окончательное исцеление Илье Муромцу, былинному воплощению лучших душевных сил народа. Удивительным образом судьба Ильи напоминает судьбу одного из центральных образов Евангелия от Иоанна на — Лазаря, о "болезни" которого Христос говорит: "...эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий" (11,4). В контексте будущей миссии Восточной Европы ключом к этим словам Христа может послужить высказывание Рудольфа Штайнера, также адресованное русским антропософам: "Придет время, когда Европа начнет — если вы исполните ваш долг по отношению к вашей народной душе — немного понимать, чем, собственно, является импульс Христа в духовном развитии человечества". Иначе говоря, это означало: если русские антропософы, объединявшиеся тогда в Русском антропософском обществе, сумеют действительно исполнить свой "долг" по отношению к русской народной душе, то Европа постепенно начнет понимать все значение импульса Христа в земном развитии, «болезнь Ильи» - изначальная "болезнь" восточных славян, послужит к "прославлению" через нее «Сына Божьего». Это и есть судьба Лазаря, который в результате чуда своего воскрешения сделался главным предвестником грядущей Мистерии Голгофы — исполнения на Земле великой божественной судьбы самого Христа.
Этот важнейший христианский мотив "несения креста" Евангелие от Марка, как и два других синопти¬ческих евангелия, передает еще в следующей форме: "... кто хо-чет идти за Мною, отвернись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (8, 34).
Конечно, этот крест, как мы видели, был принят па себя восточноевропейскими народами не добровольно, но был воз¬можен на них - хотя и с дозволения высших сил - извне. В этом состоит основное отличие этого деяния от его макрокосмического праобраза. Ибо на "повороте времен" Христос взял на Себя крест кармы человечества сознательно и доброволь¬но.» - С.О.Прокофьев «Духовные судьбы России и грядущие мистерии Святого Грааля»