Антропософский форум > Храм

Облик Христа!

<< < (10/11) > >>

Sergei:
Нашел новый материал, дополняющий озвученное в теме. Лучше ему быть здесь.



--- Цитировать ---Пока доктор Штейнер совершал свои бесчисленные поездки по Германии, мисс Марион подготавливала работу для него. Но едва он возвращался и вновь начинал трудиться, словно буря разражалась в мастерской и все множество поверхностей и граней приходило в движение, вовлекалось в некое событие, выражающее сверхчеловеческую драму. Глаз больше не мог покоиться на самой прекрасной форме: он жил с ней одной жизнью, проходил сквозь нее - и сама форма исчезала, чтобы сделаться чистым движением, выражением, существом. Трагедия мировых существ - Люцифера и Аримана - противостояла здесь Богочеловеческому образу.
Однажды доктор Штейнер забрал с репетиции госпожу Штейнер и нескольких эвритмисток, чтобы показать им модель группы. "Господин доктор, группа же опрокидывается вправо, она не в равновесии", - такой была первая реакция Миеты Валлер.
Она обладала бесценной способностью свободно высказывать то, что думала, - уместно это было или нет. "Вы правы, - ответил он после короткого размышления, - для выравнивания мне надо слева еще что-то изобразить". - "Господин доктор, Вы должны рассказать нам сказку о группе", - сказала госпожа Штейнер, и вскоре мы услышали легенду о "новой Изиде". - Наверху скалы слева появилось в качестве "наблюдателя" некое существо, "которое не имеет дела с Землей. Оно пришло из Космоса и всматривается в земное событие". Иногда его называли также "мировым юмором".
http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=7501
--- Конец цитаты ---

Denken:
Из воспоминаний Фридриха Риттельмайера о встречах с Рудольфом Штайнером:
В разгаре лета 1915 года, когда из близкого Эльзаса доносился грохот канонады, а по вечерам над ландшафтом играли прожекторы, я сидел в Дорнахе перед изображением Христа. Это был бюст из пластилина, смоделированный в конце концов самим Рудольфом Штайнером. Он предупредил скульпторшу, и она в любое время впускала в свою мастерскую и разрешала сидеть перед этим изображением. Я пользовался разрешением, стараясь не мешать хозяйке мастерской. Медитируя перед бюстом, я вживался в Евангелия. Иногда я сравнивал изображения с Евангелиями, иногда Евангелия с изображением Христа. А потом обсуждал свои впечатления с Рудольфом Штайнером:
-   Но, я не вижу в этом портрете семитских черт, - говорил я.
-   Вы ошибаетесь, - был ответ. – Линия рта и подбородка – семитские, а верхняя часть лица арийская.
-   Так, значит, Чемберлен и прочие правы, когда утверждают, что в Христе есть нечто арийское?
-   Конечно, в Нем есть оба начала.
В своих лекциях Штайнер развивал мысль о  том, что в далеком прошлом берут свое начало два ниспосланных свыше человеческих потока.  Один возник в среде арийских народов, которым суждено искать Божественное Откровение во внешних сферах бытия. Другой сохраняется семитскими народами, которые обращены к Божественному откровению своей внутренней сутью. Оба эти течения соединяются в Христианстве. Именно это и отразилось в смоделированном Штайнером образе Христа.
-   Я долго рассматривал этот бюст и вполне допускаю, что так выглядел Христос Евангелий. Но все-таки одного мне не хватает: выражения доброты.
-   Тут вы совершенно правы, - ответил Штайнер. – Я пытался изобразить Христа в момент искушения. Но доброту вообще не удается передать в скульптуре, из-за отсутствия глаз. Поэтому я попытался вложить выражение доброты в жест поднятой левой руки. Когда-нибудь люди поймут, что под впечатлением этой доброты Люцифер добровольно бросается в бездну.



И он рассказал мне, почему смоделировал этот бюст. Ему стоило больших усилий признаться самому себе, что в Христе Микеланджело проступают черты Люцифера. Поэтому он дерзнул создать новый образ Христа, больше соответствующий действительности, открытой его духовному взору.



http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,329.msg3251.html#msg3251

urga:
Нда, вот это уже откровение. Не часто удается узнать о Штейнере его человеческое, внутреннее.

Sergei:

--- Цитата: Сильвестр от 19 Май 2009, 08:44:32 ---
--- Цитата: Irina от 19 Май 2009, 08:02:02 ---Простите, не хотела вас обидеть.
Тема про растительность на голове очень интересная. Сейчас нет времени найти ту лекцию, где Доктор говорит про волосы (по-моему там еще и про ногти шла речь), но через недельку буду в отпуске и обязательно поищу.
--- Конец цитаты ---

--- Конец цитаты ---


--- Цитировать ---45. "Иссохшие астрально-эфирные потоки — вот что такое наши теперешние волосы".117 (10)
http://www.bdn-steiner.ru/a1/parset1.php?id_page=200450&level=-1
В Библии выбор делается между безволосым Иаковом и волосатым Исавом. В древнееврейском языке волосы и свет обозначались почти одним словом. 117 (5)

Может быть, у кого-то есть совсем небольшой вопрос?
Господин Бурле спрашивает о волосах человека и говорит: Сегодня многие девушки отрезают себе волосы. Может ли господин доктор сказать, полезно ли это для здоровья? Моя младшая дочь тоже охотно подстригла бы себе волосы, но я ей этого не позволяю. Я хотел бы узнать, вредно ли это или нет?
Доктор Штайнер: Тут дело вот в чем. Рост волос так мало связан со всем остальным организмом, что не так уж много зависит от того, отращивает ли человек длинные волосы или стрижется коротко. Вред не настолько велик, чтобы его можно было воспринять. Но есть разница в этом отношении между мужчинами и женщинами. Не правда ли, одно время было так — сейчас это уже иначе, — что очень часто видели, как антропософы ходят друг с другом, господа и дамы — господа с нестриженными волосами, с длинными локонами, а дамы — с короткой стрижкой! Люди, конечно, говорили об этом: эти антропософы выворачивают мир наизнанку; у этих антропософов дамы стригутся коротко, а мужчины отращивают волосы. Теперь это уже не так, по крайней мере, не так бросается в глаза, не так заметно. Но можно спросить, как обстоит дело с разницей полов при обрезании волос.
В общем, дело это обстоит так, что у мужчин пышное ращение волос является чем-то чрезмерным; а у женщины это нечто необходимое. В волосах всегда содержатся сера, железо, кремниевая кислота и еще некоторые иные вещества. Эти вещества тоже нужны организму. Например, мужчине очень нужна кремниевая кислота, поскольку мужчина из-за того, что он приобрел в теле матери мужской пол, теряет способность производить кремниевую кислоту самостоятельно. Свежеподрезанные волосы всегда всасывают кремниевую кислоту, находящуюся в воздухе; через подрезанные волосы мужчины вбирают кремниевую кислоту из воздуха. Следовательно, в этом случае в подрезании волос нет ничего плохого. Плохо только, если они выпадают, так как тогда они не могут ничего всосать. Поэтому раннее облысение, которое отчасти связано с образом жизни человека, не является для человека чем-то предпочтительным.
Но вот для женщины отрезание волос все же не совсем хорошо по той причине, что женщина обладает способностью производить кремниевую кислоту по большей части в своем собственном организме, и, следовательно, нет необходимости слишком коротко стричься, поскольку в данном случае волосы дополнительно всасывают из воздуха кремниевую кислоту, которую женщина и так имеет, и возвращают эту кремниевую кислоту в организм. Тогда женщина становится внутренне «волосатой», колючей; у нее «вырастают волосы на зубах», то есть она становится зубастой, бойкой. Но это не бросается в глаза очень сильно; надо обладать некоторой чувствительностью, если хочешь заметить это, но все-таки что-то происходит. Образ действий становится более колючим, женщина становится внутренне «волосатой», колючей; так что обрезание волос, особенно в юношеском возрасте, тоже оказывает влияние.
Но эта история может повернуться и обратной стороной, не так ли, господа? Может быть так, что появляющееся нынче в нашем окружении нынешнее, новое поколение людей — ведь дети сегодня организованы иначе, нежели мы в нашей юности — это люди, которым не хватает их внутренней кремниевой кислоты, так как им хочется быть позадиристей, быть более колючими. Они хотят быть слегка колючими, сварливыми. Тем самым они приобретают инстинкт подрезать себе волосы. Затем это становится модой: один подражает другому, и тут вся история оборачивается вспять: детям хочется стать колючими и они подрезают себе волосы. Если кто-то хочет бороться с этой модой, то тут нет ничего дурного, если мода не переходит меру. В конечном счете, вопрос решается так: одному подходит мягкость, нежность, другому — нечто колючее: это может меняться в зависимости от вкусов. Но особенно большого влияния это не имеет. Однако если у кого-то есть дочь, и она хочет выбрать себе партнера, которому нравятся «колючие», то уж лучше ей остричь волосы. Правда, тогда ей не удастся заполучить мужчину, который неравнодушен к нежным: может и так случиться. Итак, эта история в большой степени захватывает перипетии жизни.
http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/353.doc
--- Конец цитаты ---

Sergei:

--- Цитировать ---И мы можем сказать: как явление изумления или удивления, так и явление совести, а также явление сострадания и любви в ходе человеческой эволюции показывают, что во время четвертой послеатлантической культурной эпохи появляются все признаки того, что в человеческое развитие действительно вливается нечто, что мы можем назвать смыслом земного развития....
Откуда же импульс Христа возьмет для себя три оболочки? Из того, что может быть взято только от Земли. Ибо все, что со времени четвертой послеатлантической культуры изживается на Земле в развитии человечества после мистерии Голгофы, все, что изживается как изумление, удивление перед вещами, все, что может жить в нас как изумление и удивление, все это в конце-концов направляется к Христу и образует астральное тело для импульса Христа. Все то, что выступает в душах людей как любовь и сострадание, образует эфирное тело для импульса Христа. И что живет в людях, как совесть, одушевляя их со времени Мистерии Голгофы до конца земных путей, образует для импульса Христа физическое тело или то, что ему соответствует.
Так впервые получают свое истинное значение евангельские слова: «Что вы сделали одному из братьев Моих меньших, то Мне сделали» (Матфей 24-40). Этим показано, как то, что исходит от человека к человеку, Христос ощущает как непрерывный ряд крупиц своего эфирного тела, и как все, что развивается как сострадание и любовь, образует эфирное тело Христа, так что в конце развития Земли Он будет троекратно облечен тем, что жило в людях, и что станет оболочкой Христа, когда они поднимутся над своим «я».
Заметьте, что люди живут вместе с Христом. Начиная с Мистерии Голгофы и до конца земного развития они будут становиться все более и более совершенными, развиваясь к тому, что может явиться в них, когда они будут Я-существом. Но они будут связаны с существом Христа, вступившим в их среду, и через свое удивление, изумление строить астральное тело Христа. Ибо Христос не строит сам себе своего астрального тела, но всем тем, что люди находят в себе как удивление или изумление, они будут содействовать построению астрального тела Христа. Его эфирное тело будет построено тем состраданием и любовью, которые будут действовать от человека к человеку, а его физическое тело будет построено тем, что развивается в человеке как совесть. И то, чем человек грешит в этих трех областях, тотчас же лишает Христа возможности полного развития на Земле, то есть, благодаря этому развитие Земли остается несовершенным. Люди, которые равнодушно идут по Земле, которые не хотят признать то, что может открыться им на Земле, отнимают своим равнодушием у астрального тела Христа возможность его совершенного развития; люди, которые проходят по жизни без сострадания, не развивая в себе любви, задерживают эфирное тело Христа в возможности его полного развития; а те, которые не имеют в себе совести, задерживают в том же его физическое тело. Но это значит: тогда Земля вообще не может прийти к цели своего развития.
--- Конец цитаты ---


--- Цитировать ---Так должны мы ввести в развитие Земли преодоление эгоистического начала. Поэтому импульс Христа будет все более и более вживаться в человеческую культуру, и то, что было показано в последней лекции, когда мы говорили, что, например, на картинах Рафаэля импульс Христа вживается в человечество независимо от того, какую веру исповедовали те или иные люди, это же самое будет продолжаться и дальше. Ибо даже внешнее образное изображение Христа, каким он должен быть дан во внешнем изображении, является вопросом, который требует своего разрешения. Еще много чувств должно пройти через людей на Земле, чтобы к тем многим попыткам, которые уже делались в ряде эпох, присоединилась бы та, которая показала бы, что импульс Христа есть тот сверхчувственный импульс, который вживается в развитие Земли. В прежних попытках нет даже намека на такое изображение. Ибо здесь должно выступить то, что дает образ становящейся внешности, образ, сплетенный из импульсов удивления, сочувствия и совести. И то, что выражается в них, должно быть выражено так, чтобы лик Христа ожил, преодолевая, одухотворяя то, что делает человека земным существом, – чувственное страстное начало, которое должно быть преобразовано в этом лице. В нем должна быть наивная сила, ибо все то, что можно помыслить, как высшее раскрытие совести, будет выражено в особенной форме подбородка и рта, как они предстают для изображения художника, скульптора, – рот, относительно которого можно почувствовать, что он создан не для принятия пищи, а для выражения всего, что когда-либо развивалось в человечестве как совесть, или моральная сила. Для этого вся система костей, зубов и нижней челюсти принимает форму рта, – вот что будет выражено в этом лице. С этой формой нижней части рта будет связана такая сила, которая пронижет, раздробляя и разбивая все остальное человеческое тело так, что оно примет совершенно другой образ, благодаря чему будут побеждены известные силы. Так что Христу, имеющему такую форму рта, нельзя придать такую телесную форму, как у современного физического человека. Но у этого лица будут такие глаза, из которых будет говорить вся сила сострадания, с которой только глаза могут взирать на другие существа, – но не для того, чтобы только получить от них впечатления, но чтобы всей душой войти в их радость и страдания. Этот лик будет иметь такой лоб, относительно которого нельзя предполагать, что он мыслит в чувственных впечатлениях Земли, – лоб, который будет несколько выступать над глазами, выпукло поднимаясь над передней частью мозга, – не лоб «мыслителя», перерабатывающего то, что уже есть, но удивление будет говорить из этого лба, выступающего над глазами и мягко откинутого назад, над головою, выражая этим то, что можно назвать удивлением перед мистериями мира. Такова должна быть эта голова, которую человек не может еще найти в физическом человечестве.
Всякий истинный образ Христа должен быть изображением Идеала, воплощенного в Нем. Человеческое чувство стремится к этому Идеалу, который ищут в развитии, который все больше и больше будут искать в человеческом развитии. Поскольку человечество будет художественно работать над изображением этого высочайшего Идеала с помощью духовной науки, это чувство как бы скажет: «Ты не должен смотреть ни на что уже существующее, если хочешь изобразить Христа; ты должен укрепить себя, дать действовать в себе, внутренне пронизать себя всем тем, что может принести тебе духовное углубление в становление мира через три великих импульса: Изумление, Сострадание и Совесть». GA 133 Берлин 14 мая 1912 г.
--- Конец цитаты ---

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии