АСТРАЛЬНЫЙ КУЛЬТ МИТРЫ-ВАРУНЫ
В Римской империи, до провозглашения христианства официально одобряемой религией, наибольшее значение и распространение имел культ Митры. Митра в тех странах, откуда «он был родом», - в Персии и Индии - был богом правосудия, соглашения и таковым почитался во все времена. Согласно Плутарху и Ксенофонту, персидские цари, присягая, клялись Митрой. Несколько царей Понта, восток Малой Азии, (с 280 по 62 гг. до н.э.) носили имена Митридатов. Культ Митры распространился из Вавилона через Малую Азию и по всей Римской империи от Сирии до Британии. В святилищах Митры всегда присутствуют изображения Знаков Зодиака и планет, а жрецы именовали себя «Последователями астрологии».
Запад с культом Митры воспринял весь зороастрийский мир, из-за чего Митру отождествили с Солнцем (под именем Михр). Удивительно, но даже в Индии, куда бежали потом от мусульман остатки приверженцев зороастризма, этих бывших магов считали потомками солнечной династии, тогда как самих себя индусы относили к лунной династии царей. Причину этому можно видеть не только в центральной роли огня в ритуалах магов, но и в истории самих ариев, религия которых была для Индии привнесенной с севера. Коренное темнокожее население Индостана прочно отождествляло себя с темнокожими предками южной Азии, а арицев – со светлокожими северянами.
Давайте сначала посмотрим на истоки культа Митры на Востоке, а затем уже вернемся к его культу в Европу. Для культа Митры характерно испытание человека огнём. Митра считался правителем пупка, прямой кишки. Он управлял местами злобы, ненависти, смерти. Кроме того, Митре совершали ритуалы ради достижения Небесной жизни. Поскольку Митра считался одним из сыновей космического пространства (Адити), он является олицетворением одной из планет. Своими характеристиками он связан со Знаком Скорпиона и может олицетворять, таким образом, планету Марс и центральную звезду Скорпиона Антарес, сияющую редким красноватым оттенком.
Митра – «Дружба», «Дружеский договор». Митра следит за виной и её отсутствием, карает за грехи, является господином истины, руководит социальным порядком и даже моральным. Он обладает, вместе с Варуной, способностью к чудесным превращениям и вечно юной возбуждающей силой. Очень часто в гимнах Вед эти сыновья Адити появляются совместно и им отдается область производительной силы – яички вселенского Человека.
Варуна – главный из шести Адитья, считающийся в поздней традиции «врачевателем» богов. Варуна наставляет богов, и они следуют его советам. Он – самодержец и царь над богами и людьми. К людям Варуна строг и не столько дарует им блага, сколько следит за ними и защищает их от злого начала, от злых снов, освобождает от страха, сторожит мысли людей, выступает против несправедливости, болезней, смерти, колдовства и даже дарует долгую жизнь. Варуна – хранитель высшего закона, мирового порядка, истины. Он их гарант. Он ищет виновных, карает верёвкой или петлёй и отпускает грехи. Главное качество Варуны – мудрость, а основной связанный с ним мифический сюжет – космические воды во всём их многообразии и клятва на воде. Варуна изливает космические воды, освобождает потоки, прокладывает им путь, наполняет море водой, наблюдает течение рек. Варуна – это владыка кармы, судьбы и закона Сатурн, кольца которого становятся в мифе петлями. Варуна находится в нёбе рта, дает возможность ощущать вкусы, рождает продукты питания и лакомства.
Оба этих Бога воплощают собой справедливость и закон и оба связаны с клятвами и испытаниями. Б.Ван-дер-Варден пишет: «Бог Митра, или Митрас, был во все времена могущественным соперником Ахура Мазды». На самом деле они никогда не соперничали, а шли рука об руку, иногда меняясь своими ролями. Например, в «Авесте» функция огненного испытания перешла от Митры к Ахура Мазде (Асуре Мудрому, что абсолютно тождественно Варуне), а пограничные договоры, подтверждаемые клятвой Митре, оказались связаны с водами рек, которые часто служили естественными границами между племенами. Ясна 34: «Затем твоему огню, о Ахура, могущественный судия, мы желаем быть для верующего человека ощутимо приятным, о Мазда, а для враждебного человека видимо болезненным, согласно мановению твоей руки». Но нельзя сказать, что зороастрийцы сильно ошибались насчет связи Сатурна с огненным элементом. Весь мир происходит от огня, точнее, от теплового начала, границы которого совпадают с современной орбитой Сатурна. Гимн «Авесты» описал это так: «Благотворным я познал тебя, о Мазда Ахура, когда я увидел тебя первым при рождении мира, когда ты совершаешь дела и определяешь им воздаяние, зло за зло и добро воздаешь за добро, своею властью в конечной поворотной точке творения». В центре зороастрийского ритуала находится огонь, и закономерно высшим божеством признается стоящий первым в процессе творения Ахура Мазда. Позднее, два равноправных культа, Митры и Ахура Мазды, приняли форму зерванизма-митраизма. На первое место встал образ Зервана – Бога Времени. Это еще одна ипостась Сатурна, отмеряющего время жизни, определяющего каждому созданию его время и место.
Понимание культа Митры-Варуны может раскрыть тайну одной из фраз апостола Павла: «Огненного испытания не пугайтесь». Не исключено, что именно усилиями Павла, посвященного в мистерии Римской империи, принципы митраизма (вместе с митраистскими общинами) трансформировались в христианские. Известно, что впервые собрания стали называться «христианами» в Антиохии, а ведь именно этот город был известен своим митраистским культом. Павел утвердил свой авторитет в этом городе, и с этого началась его карьера.
Византийский император Юлиан, получивший от христиан эпитет «отступник», был приверженцем этих персидских мистерий, о чем свидетельствует написанный им «Гимн царю Гелиосу». Культ Митры имел множество храмов и святилищ по всей империи, и основной контингент поклонников Митры составляли легионеры. Митра был божеством воинской доблести и братства. Такие качества уместны для божества Марса и особенно ярко подчеркивались еще со времен составления «Авесты»:
Взывают к Митре ратники,
Склонившись к конским гривам,
Прося себе здоровья,
Коням в упряжках силу,
Прося способность видеть
Врагов издалека,
И чтобы побеждать им
Врагов одним ударом,
Всех недругов враждебных
И каждого врага.
Однако большую загадку доставляют исследователям изображения Митры в римских святилищах – в них Митра всегда убивает быка. Астрологический ключ к ней дает всё тот же Марс, который управляет не только Скорпионом, но еще и Овном. А Овен имеет более прямое отношение к солдатам. В греко-римской астрологии над созвездием Овна был помещен образ Персея – смелого юноши, отрубившего голову Медузе Горгоне. Именно Персей олицетворяет мужественный, героический аспект Знака Овен. Причем Персей расположен как бы сверху и над Тельцом – именно так, сверху над быком, в святилищах изображен Митра! Взгляд Медузы Горгоны был способен любого превратить в камень. Это аллегория огрубляющего воздействия Луны. В Тельце Луна экзальтирует, набирает силу, а в Скорпионе она падает – поэтому роль убийства Горгоны принадлежит Митре-Скорпиону. Собственно, над самим Скорпионом этот сюжет повторяется: там Геркулес встает на колено, чтобы поднять над головой Лернейскую Гидру (помещенную под лунным созвездие Рака) и одержать над ней победу.