Антропософский форум > В потоках времени

Календарь Души

<< < (31/111) > >>

Sergei:


“Приветствие солнцу”. (076) Чюрленис

--- Цитировать ---Время подготовления прошло. Михаил сам, в сверхчувственных мирах участвовал в последствиях Мистерии Голгофы. Начиная с последней трети XIX столетия**** Подразумевается наступление в 1879 г. новой эпохи Михаила., Михаил занимает исключительное положение внутри развития человечества. Первым плодом правильного понимания этого положения человека по отношению к Михаилу является проникновение в такие тайны, как та, например, которая касается человеческой головы и остального человеческого организма, о чем идет речь сегодня.
Для человека очень важно уяснить, что, пока он не познает истинного происхождения человеческой головы, он обязательно будет впадать в заблуждение относительно происхождения всего человеческого существа в целом. Ибо, не желая признать, что люциферическое формообразование имело место прежде всего в человеческой голове, люди впадают в то заблуждение, что все, относящееся к человеческой голове, имеет то же происхождение, что и остальное человеческое существо. Человечество должно проникнуть в эти тайны. Оно должно прийти к возможностям смело и отважно противоборствовать заблуждениям знанием того, что через ов¬ладение новыми божественными тайнами оно может как-то исправить в своей внутренней жизни все то, что получено просто через познание головой, посредством просто человеческой, земной мудрости или толковости. И прежде всего должно быть исправлено великое заблуждение, предполагающее поворот вспять, — заблуждение, которое заключается в материалистическом истолковании эволюционной теории о происхождении всего человеческого существа от животного.
Только на этом пути мы снова приходим к возможности вообще в человеке, каким он нам предстоит, узреть не просто духовно-душевное, которое, с одной стороны, только обитает в теле, а с другой — неодушевленное тело, а созерцать то конкретно-духовное, которое работает, хотя и люциферическим способом, в человеческой голове, и то конкретное божественно-духовное, которое работает во всем человеке в целом, но которому противоборствует супостат, находящийся в ариманической натуре человеческой организации, за исключением головы.GA 194
--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---Выражаясь имагинативно, мы можем указать на тот факт, что люциферическое было внедрено в человека через импульс Михаила; через то, чем теперь стал Михаил. Ариманическое, в свою очередь, должно быть отнято у человека. Для нынешней внешней науки истина о человеке представляется слагающейся из анатомических и физиологических данных, или того, что мы имеем как сумму внешних чувственных наблюдений над человеком. Мы должны стать способными так рассматривать человека, чтобы в каждой клеточке его видеть Духовное, конкретно-духовное существо вместе с телесным.
--- Конец цитаты ---

Sergei:


Michael

--- Цитировать ---Я прошу вас не считать маловажным то, что я сейчас говорю. Только подумайте, что это означает, что реальность, в которой живет человечество, сама преобразовалась так, что самый воздух, которым мы дышим, является уже иным, чем он был четыре тысячелетия тому назад. Не только сознание человечества изменилось, о нет! В атмосфере Земли была ранее душа. Воздух был душой. Ныне это больше не так, или, вернее, он является душой, но совсем иной. Духовные существа элементарной природы, о которых я говорил вам вчера, проникают в вас — вы можете вдохнуть их в себя, если вы практикуете сегодня дыхание йогов. Но то, что было достижимо в нормальном дыхании три тысячи лет тому назад, не может быть возвращено искусственно. То, что оно может быть искусственно возвращено, является великой иллюзией восточных людей. То, что я здесь утверждаю, есть описание действительности. Прежней одушевленности воздуха, которая принадлежала человеческому существу, более не существует. И потому существа, о которых я говорил вчера (и назвал бы их антимихаиловыми существами), способны проникать в воздух и через воздух в человека и таким путем проникать в человечество. Мы можем прогнать их прочь только тогда, если вместо йогического применим то, что является правильным сегодня. Следует уяснить себе, что мы должны стремиться только к правомерному, что доступно, если мы осознаем чрезвычайно тонкие взаимоотношения человека с внешним миром, — осознаем, что в нашем эфирном теле возникает нечто такое, что должно все больше и больше входить в наше сознание, подобно процессу дыхания. В процессе дыхания мы вдыхаем свежий воздух с кислородом и выдыхаем негодный воздух с углеродом. Подобный процесс имеет место также во всех наших восприятиях внешних чувств. Вот подумайте: вы видите нечто (возьмем наглядный пример — предположим, что вы видите пламя). В этом случае имеет место процесс, который можно сравнить со вдохом, только он гораздо тоньше. Если вы затем закроете ваши глаза (и вы можете делать подобные опыты с каждым из ваших органов чувств), то у вас останется послеобраз пламени, который постепенно будет изменяться — затухать, как сказал Гёте**Ср. Гёте "К учению о цвете" (т. III, § 105): "Если созерцают ослепительный совершенно бесцветный образ, то он производит сильное длительное впечатление и его угасание сопровождается цветовыми явлениями". См. комментарий Р. Штейнера (ПСС, т. I а-е): "Все такого рода послеобразы являют это угасание в красках, что показывает, даже если это пока анатомически необъяснимо, что глаз содержит образчик всего спектра, вплоть до пурпурного — красного".. Помимо того, что является чисто физиологическим, человеческое эфирное тело в значительной степени принимает участие в процессе восприятия светового впечатления и его последующего затухания. Нечто очень важное содержится в этом процессе: он содержит то душевное, которое три тысячи лет назад вдыхалось и выдыхалось с воздухом. И мы должны учиться прозревать процессы восприятия внешними чувствами в их пронизанности душевным, подобно тому, как прозревали процессы дыхания три тысячелетия назад.
Видите ли, это связано с тем фактом, что человек три ты¬сячелетия назад жил в своего рода ночной культуре. Ягве возвещал через своих пророков в ночных сновидениях. Но мы должны стараться тонкости нашего интимного общения с миром развить так, чтобы получать не просто чувственные восприятия, но также и духовное. Для нас должно стать несомненным, что с каждым лучом солнца, с каждым звуком, с каждым ощущением тепла и с их затуханием мы входим в душевное взаимное общение с миром, и это душевное взаимное общение должно стать чем-то значимым для нас. Мы можем иметь поддержку в достижении этого.
--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---Это преобразование сознания требует большей силы души, чем обыкновенно развитая человеком в наши дни. Пронизать себя таким сознанием означает — дать войти в себя Культуре Михаила. Как было самоочевидным для человека второго или третьего дохристианского тысячелетия думать о воздухе как о содержащем душу (и он содержал душу), так должно стать самоочевидным для нас думать о свете как содержащем душу, мы должны добиться этого, считая свет главным представителем восприятии внешних чувств вообще. GA 194
--- Конец цитаты ---

Sergei:


Демон. Чюрленис

--- Цитировать ---   Михаил — это мощный дух. Вступая в развитие человечества, он должен внести в него то, что мы не станем больше признавать, с одной стороны — абстрактную духовность, а с другой стороны — материальность, которую мы пальпируем, которую мы анатомируем и о которой не имеем ни малейшего предчувствия, что это только внешне проявляющаяся форма духовного; Михаил должен пронизать нас крепкой силой, которая позволит нам прозревать материальное, видеть в материальном повсюду одновременно и духовное.
    Подчеловеческие существа, главный характер которых проявляется в импульсе, очень сильно перекликающемся с человеческой волей, с человеческой силой воли, появляются теперь в некотором смысле снизу, в то время как полчища сил, низверженных Михаилом, пришли сверху. И в то время как последние овладели человеческой способностью представления, первые овладевают человеческой силой воли, соединяются с нею; они суть существа, происходящие из царства Аримана.
Ариманическими были те влияния, которые действовали через помраченное сознание людей.
   Этих существ, которые так же представляют восхождение ариманических существ, как то, что в начале земного развития являлось низвержение люциферических существ, и представляющих вместе с тем захват человеческой силы воли, как другие существа захват люциферизированной силы представления, этих существ нам следует распознать при их вступлении в человеческое развитие. Мы должны уяснить себе, что эти существа приходят и мы должны считаться с таким подходом к природе, который, впрочем, в настоящее время распространяется только на человека, так как царство животных будет только позднее втянуто в собственно земной период развития. Поэтому на животных эти существа пока еще не имеют влияния. Но мы не в состоянии постичь, что такое человеческий род, не принимая во внимание этих существ. 
--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---И эти существа, которые, можно сказать, подстегиваются с тыла, так как позади них стоит собственно ариманическое, которое наделяет их крепкой силой воли, и которое вливает в них направляющие их силы, — эти существа, которые сами по себе суть подчеловеческие существа, в своей массе подвластны высшим ариманическим духам и вследствие этого имеют в себе нечто такое, что значительно превосходит их собственную природу и сущность. Поэтому, если они овладевают человеком, они обнаруживают в своем вмешательстве нечто такое, что действует сильнее, гораздо сильнее того, чем слабое человеческое существо может располагать сегодня, если оно не укрепляет себя духовно. Какова цель этой рати? Если люциферическая рать, которую Михаил низверг вниз, имела целью озарение человека, пронизывание человека разумом, то эта рать имеет своей целью некое проникновение в человеческую волю. И чего эти существа хотят? Они неким образом зарываются в самые глубокие слои сознания, где человек еще спит сегодня в своем бодрствующем состоянии. Человек не замечает, как эти существа входят в его душу, а также и в тело. Здесь они притягивают к себе при помощи своей силы притяжения все то, что осталось люциферическим, — что не стало пронизано Христом. Этого они могут достичь; этим они могут овладеть. GA 194
--- Конец цитаты ---

Sergei:



--- Цитировать ---   Крайне важно, чтобы сегодня мы распознавали природу влияний в числе прочих, которые приходят к нам от внечеловеческих, подчеловеческих существ, в свою очередь находящихся под влиянием других существ. В числе прочих влияний, которые коренятся только в мире людей. Неделю назад я говорил вам о влиянии Михаила. Я характеризовал вам это влияние Михаила. Оно очень необходимо. Ибо как верно то, что через деяние Михаила пришел люциферический захват человеческого разума, так верно и то, что ныне возникает противоположный полюс, восходят известные ариманические существа. И только благодаря продолжающейся деятельности Михаила человек оказывается вооруженным против того, что тут восходит. Даже физиологически опасно ныне придерживаться просто природной необходимости, этого вида фатализма, который выражается в идее природной необходимости. Так как воспитание, полученное в школе и в жизни в понятиях, которые исходят из просто природной необходимости и основываются на всемогуществе природной необходимости, ослабляет человеческую голову, и вследствие этого люди делаются столь пассивными в отношении их сознания, что иные силы в состоянии вторгнуться в это сознание, где недостает как раз тех сил, что необходимы для принятия в человеческую душу импульса Христа в его современной форме.
   Это в некотором смысле мой долг — говорить в такое время о предмете, о котором я начал речь сегодня (и я продолжу еще завтра): о наступлении известных ариманических существ, с которыми мы должны считаться. Самые разные люди на земле знают сегодня об этом наступлении. Но они дают ему ложное истолкование, потому что ничего не знают о реальной троичности Христос — Люцифер — Ариман или же не хотят ничего об этом знать, но смешивают Аримана и Люцифера. Тогда различить их невозможно; тогда невозможно правильно распознать подлинную специфику этих ныне восходящих ариманических существ.
--- Конец цитаты ---

--- Цитировать ---Только если мы отчетливо выделим ариманическое и распознаем его в его противоположности люциферическому — только тогда постигнем мы природу тех сверхчувственных влияний, которые, можно сказать, наступают теперь как противоположность низвергнутому Михаилом дракону. Это есть своего рода вздымание, восхождение из ариманических глубин известных существ. И эти существа находят уязвимые места человека особенно тогда, если он поддается необузданным инстинктивным импульсам и не стремится к их уяснению себе. GA 194
--- Конец цитаты ---

Sergei:


Перун. Чюрленис

--- Цитировать ---   Внешне человечество приближается в настоящее время к тяжким битвам. Против этих тяжких битв, которые еще только начались (я часто напоминал здесь об этом) и которые доведут старые импульсы земного развития до абсурда, не найти никаких политических, экономических или духовных целебных средств в аптеке прошлой исторической эволюции. Ибо как раз из этих прошлых времен происходят те ферменты брожения, которые сначала привели Европу на край пропасти, которые толкают Азию и Америку друг против друга и которые подготавливают борьбу по всей земле. Этим ведущим к абсурду импульсам человеческой эволюции может противостоять единственно и только то, что ведет человечество по пути к духовному: путь Михаила, который находит свое продолжение в пути Христа.
   Наше собственное развитие, конечно, шло параллельно в порядке подготовки к дальнейшему. Если мы вернемся назад, хотя бы только к лунной стадии, то мы должны сказать: "Здесь Ангелы были человеческими существами, конечно, человеческими существами с совершенно отличной от нас внешностью, так как на древней Луне были совершенно иные условия. Но параллельно с этими людьми Луны, т. е. с Ангелами, развивались также мы, достигнув за эти стадии развития, предшествовавшие Земле, очень развитого состояния, так что Ангелы должны были там уже принимать нас во внимание. Особенно в течение нисходящей фазы эволюции Луны мы создавали тягостные заботы Ангелам. То же самое, одна¬ко, происходит также с нами во время нисходящей фазы эволюции Земли; со времени, когда эволюция Земли пошла по нисходящей линии, другие существа дают себя чувствовать". Это очень значительный, очень важный результат духовно-научного исследования, к которому следует отнестись очень, очень серьезно, а именно, что мы уже вступили в ту стадию развития Земли, когда дают себя чувствовать существа, которые на Юпитере — следующей стадии эволюции Земли — продвинутся до формы человека безусловно, иной формы человека, чем наша, но которая, тем не менее, может быть сравнима с существом человека. Ибо мы станем иными существами на Юпитере. Эти, так сказать, будущие люди Юпитера, существуют уже теперь точно так, как мы существовали на древней Луне. Они существуют, понятно, невидимые внешне; но я уже разъяснял вам раньше, что значит быть видимым внешне и что человек есть также сверхчувственное существо. Сверхчувственно эти существа присутствуют здесь очень определенно.
   Я подчеркиваю еще раз: это является исключительно серьезной истиной, что определенные существа, фактически присутствующие в окружении человечества, дают о себе знать. Они дают знать о себе все более и более, начиная с середины XV столетия. Эти существа обладают преимущественно таким силовым импульсом, который очень похож на человеческую силу воли, о которой я говорил вам вчера как о существующей в самом глубоком слое человеческого сознания.
GA 194
--- Конец цитаты ---

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии