Антропософский форум > Храм

Представитель Человечества

<< < (3/12) > >>

Sergei:
Судьба новоявленного Икара – это судьба искусства в нашем веке. Ее эзотерический смысл раскрывает скульптурная группа Рудольфа Штайнера "Представитель человечества". Там Христос удерживает сломавшего крылья Люцифера от бесповоротного низвержения в бездну, а духу машин, Ариману, жестом руки показывает, чтобы тот не смел летать. На внешнем пути искусство попыталось совершить нечто невозможное, ненужное и опасное: эклектически соединить принципы Люцифера и Аримана (в указанном состоянии), минуя Импульс Христа. Таков весь поп-арт за очень редкими исключениями, хотя к жизни он был вызван правомерной духовной потребностью. В живописи, например, это бала потребность переживать цвет самостоятельно, вне связи с традиционными принципами построения формы. Потребность была вызвана новым качеством души – способностью переживать жизнь цвета, о чем со всей очевидностью свидетельствуют, например, ранние, исполненные еще в реалистической манере пейзажи Кандинского, Где цвет именно сам, не по произволу художника, стремится "отслоиться" от трехмерной формы и начать вести самостоятельную жизнь. Однако приведенный пример едва ли не единственный. В остальном возобладал человеческий произвол, объявленный свободой духа, массированно подержанный деньгами и рекламой. И теперь, если даже где-то возникает проблеск истинной гениальности, он тонет в цвето-звуковой какафонии формального экспериментирования, которым может заниматься любая посредственность. Подобно эмпириокритицизму в науке, супрематизм стал выражением окончательного тупика в искусстве. Ну а кризис в искусстве и познании неизбежно влечет за собой социальные и психические кризисы.
Однако из кризисов имеются выходы. Их указал Рудольф Штайнер. В области изобразительного искусства он духовнонаучно и экспериментально заложил основы для органического синтеза мировых противоположностей - которые человек находит также и в себе - силою Импульса Христа. В цикле лекций "История искусства как отображение внутренних духовных импульсов" (ИПН. 292)
Рудольф Штайнер говорит о двух путях, которыми пошло развитие искусства в христианскую эпоху. Один из них пролег из Византии - через Фра Анджелико, Джотто и т.д. на запад - в Рим и далее в Европу. Определяющим для творческих импульсов на этом пути было становление я-сознания; это был путь реализма в искусстве. Из того, что осталось в самой Византии и потом было перенесено в славянский мир, в Россию, возникло искусство иконописи, основывавшееся на ясновидческом опыте, которым питалось еще античное искусство.
Герард Вагнер – художник и антропософ Г.А. Бондарев

urga:
Вот видите, вы вынуждены писать "что Христос – Иисус - представитель Человечества". Как же вы можете объединять Иисуса с Христом в Штейнеровском понимании? Ведь у него же четко и недвусмыслено сказано:  Иисус вышел из тела в момент крещения в Иордане, а Элох Христос вошел в тело и ходил в нем 3 года. Вынужден писать эти банальности, чтобы все узловые моменты темы были ясны, не запутывались снова чьими-нибудь усилиями.
Про жест "И" я был в курсе, просто ожидал, что есть нечто большее; ан нет больше ничего (_glad) И что же такого особо примечательного в звуке "И", что он стал главным символом Гетеанума?
Там Христос удерживает сломавшего крылья Люцифера от бесповоротного низвержения в бездну, а духу машин, Ариману, жестом руки показывает, чтобы тот не смел летать.
Замечательно, к этому мы вернемся.

Sergei:

Кроме того, все пространство малого купола в целом было организовано так, что оно поистине являлось духовным средоточием, святая святых всего Здания, его действительным сердцем. А отсюда следует и связь этого малого купола с эфирным сердцем человека, а также с расположенным возле него цветком лотоса. Об этой связи свидетельствует не только положенная в его основу числовая закономерность 12-ти, но, в первую очередь, помещенная в его восточной части Скульптурная Группа (и повторение ее мотива еще раз наверху, в живописи). На ней в пластически-художественной форме изображено действие Существа Христа "в сердечной организации человека", действие сил Люцифсра - в его ритмической системе, и действие "снизу" сил Аримана - из системы обмена веществ и конечностей.
Однако то, что на красном витраже изображено лишь в форме"предвосхищения" духовного значения всего последующего пути через Гетеанум, это, по завершении пути, то есть в пространстве малого купола, предстает нам уже не как образ битвы Михаэля с драконом, а как Образ Представителя Человечества, приводящего в равновесие в космосе и в человеке силы Люцифера и Аримана. Итак, сначала мы имеем воздействие "эфирного отражения Михаэля", очищающего область человеческого сердца, а затем в этом очищенном сердце, как продолжение и высшая метаморфоза михаэлевой битвы, деятельность Существа Христа, удерживающего в равновесии противоборствующие силы. Выражая это словами Рудольфа Штайнера, мы можем сказать, что описанный путь через Гетеанум с запада на восток есть по своей внутренней сущности поистине "Путь Михаэля, который находит свое продолжение в Пути Христа". В этих словах мы имеем еще более глубокое определение основной строительной идеи первого Гетеанума. Ибо"понять Михаэля означает сегодня найти путь к Логосу, Христос(Которого) жил на Земле среди людей".
Также и развитию второго элемента должен был способствовать Гетеанум, прежде всего как художественное целое, однако средоточием сил, пробуждающих в душе человека способность видения кармических последствий совершенных поступков, должно было быть в особенности все содержание пространства большого купола.
И, наконец, все оформление пространства малого купола со скульптурным и живописным изображением Представителя Человечества в его восточной части, должно было постепенно вести человека к переживанию третьего, и самого главного, элемента - Эфирного Пришествия.
С. О. Прокофьев "Построение внутреннего Гетеанума как путь переживания Эфирного Христа"

Sergei:

--- Цитата: urga от 24 Июнь 2009, 22:52:52 ---Вот видите, вы вынуждены писать "что Христос – Иисус - представитель Человечества". Как же вы можете объединять Иисуса с Христом в Штейнеровском понимании? Ведь у него же четко и недвусмыслено сказано:  Иисус вышел из тела в момент крещения в Иордане, а Элох Христос вошел в тело и ходил в нем 3 года. Вынужден писать эти банальности, чтобы все узловые моменты темы были ясны, не запутывались снова чьими-нибудь усилиями.

--- Конец цитаты ---

И что Вас смущает в этом? Предполагаю, что в 1909 году на эфирном плане события в палестине получили продолжение. В Евангелии можем прочитать и родословную Иисуса. И в 12 лет произошло другое, не менее интересное событие. И в чем проблема. Меня смущает слово Элохим. Заменил бы его Логосом. И вошел в тело - зто уже Голгофа. А перед крещением, Я оставило Иисуса.
И давайте опираться на источник, уж больно серьезная тема. Может выделить ее отдельно?
Мне нравится форма мастерской, она позволяет не бояться ляпов.
Специально, из-за сложности, этим вопросом не занимался, потому не могу быть экспертом, на уровне начинающего, устроит?

urga:

--- Цитата: Sergei от 25 Июнь 2009, 20:04:24 ---
--- Цитата: urga от 24 Июнь 2009, 22:52:52 ---Вот видите, вы вынуждены писать "что Христос – Иисус - представитель Человечества". Как же вы можете объединять Иисуса с Христом в Штейнеровском понимании? Ведь у него же четко и недвусмыслено сказано:  Иисус вышел из тела в момент крещения в Иордане, а Элох Христос вошел в тело и ходил в нем 3 года. Вынужден писать эти банальности, чтобы все узловые моменты темы были ясны, не запутывались снова чьими-нибудь усилиями.

--- Конец цитаты ---

И что Вас смущает в этом? Предполагаю, что в 1909 году на эфирном плане события в палестине получили продолжение. В Евангелии можем прочитать и родословную Иисуса. И в 12 лет произошло другое, не менее интересное событие. И в чем проблема. Меня смущает слово Элохим. Заменил бы его Логосом. И вошел в тело - зто уже Голгофа. А перед крещением, Я оставило Иисуса.
И давайте опираться на источник, уж больно серьезная тема. Может выделить ее отдельно?
Мне нравится форма мастерской, она позволяет не бояться ляпов.
Специально, из-за сложности, этим вопросом не занимался, потому не могу быть экспертом, на уровне начинающего, устроит?


--- Конец цитаты ---
В наших словах, и ваших и в моих, наверняка есть ляпы. Но на этот раз вы превзошли даже Штейнера (_wacko) с чехардой Я, тел, Сущностей и времен.
Логос - философское понятие, оно не антропоморфизируется и не входит как Духовная единица в тело, как камень в чашку.
Я пока что остался при мнении, которое уже высказывал в другой теме, что здесь Штейнер спроецировал свои увлечения Фаустом и проявил свою сущность идеального масона. Перед нами все тот же аркан Мага, только модифицированный антропософски.
Можно сказать так, что в мышлении у него было одно, а воля творила внутреннее содержание подсознания. И как буквальный символ эта фигура не передает ничего христианского или возвышенного, как хотелось ее автору. Наоборот, ее буквальное восприятие указывает совсем на другие вещи - на искушение править ариманическими силами, имея над собой осенение люцифером и черпать из этого постижение бытия (звук "И" означает понимание, постижение).

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии