Антропософский форум > Храм
Представитель Человечества
Sergei:
Странно, в теме совсем нет фото образа Аримана в пещере. Сравните -
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,435.msg6316.html#msg6316
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,435.msg7541.html#msg7541
--- Цитировать ---Значение «Группы» для нашей эпохи столь же велико, как и значение Изиды для древнеегипетской эпохи. Ее образ там был ключевым, и требовалась большая эзотерическая подготовка, чтобы человек смог заглянуть за покров ее тайны и не умереть на земле. «Новая Изида», наоборот, открыта для всех, но это «открытая тайна» (см. ИПН. 180, 6.1.1918).
В «Группе» даны два парных изображения двух существ. Одно из них мы видим по правую руку от ее центральной фигуры, другое распадается на две отдаленные одна от другой сложные композиции; их разделяет (но и соединяет) фигура центрального облика.
В самом низу всей скульптурной группы в углублении пещеры мы видим существо, говорит Рудольф Штайнер, «которое должно выражать нечто такое, что связано с другим существом, стоящим над ним (т.е. с центральным обликом — Авт.). Это можно увидеть так, что оно как бы излучает силы из своих рук, дает им излучаться» (ИПН. 157, 10.6.1915), и излучение проникает в пещеру, оно принимает форму руки, но в действительности это не рука, а силы.
Существо в пещере головой напоминает человека, но тело у него как у дракона, а крылья как у летучей мыши. Нечто обвивает это существо, сковывает его. И если, говорит далее Рудольф Штайнер, дать всему этому подействовать на душу, то может прийти ощущение, что сковывает его золото, жилы которого находятся в расселинах земли. Но в действительности оно сковано действием, исходящим из простертой вниз руки центрального облика. Оно продолжается в жилах золота.
Существо, скованное действием духа, выражающим себя в жилах золота, — это Ариман. Центральный облик - он назван «Представителем Человечества» — силой и жестом Своей правой руки не карает его, а ограничивает. Он, так сказать, признает мировое статус кво, факт наличия материального мира, на который Он опирается как на данность. Но с законами этого мира связал себя Ариман и они приносят ему муки. Они, можно сказать, не дают ему «выпрямиться», овладеть 4-м принципом, Который являет Себя над ним; и потому Ариман сильно страдает. Макрокосм и микрокосм. Том 3 Бондарев Г.А.
--- Конец цитаты ---
Sergei:
В этих постах видим, какая бездна открывается нашему сознанию на пороге духовного мира и какая безмерная ноша на плечах макро и микро человечества -
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,797.msg9690/topicseen.html#msg9690
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,455.msg9685.html#msg9685
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,440.msg9677.html#msg9677
--- Цитировать ---455a. Существа Элоима Ягве стоят позади нас как наши судьи. Суд состоится на Юпитере.266-3, с. 328, 331-332
--- Конец цитаты ---
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,432.msg9618.html#msg9618
--- Цитировать ---Вы, конечно, знакомы либо по оригиналу, который уже очень попорчен, либо по воспроизведениям и гравюрам, с мощным произведением Микеланджело, находящимся в Сикстинской капелле в Риме, с его "Страшным судом". Если вы рассмотрите композицию этого произведения, изображающего всемирный суд, то что, по-вашему мнению - теперь, когда вы ближе подошли к духовной науке — представляет собой этот образ всемирного суда? Я говорил только что: у того, кто оснащенный тем, чем может стать для него духовная наука, приближается к символу лежащего во Гробе в Страстную Пятницу и Страстную Субботу Христа, у того — если он уже достиг ясновидения — пред душой может встать видение только что описанного мной человека Юпитера, жизни человека на Юпитере. Если он еще не достиг ясновидения, то у него все-таки может возникнуть мысль, которая на определенной ступени столь же оправдана, как и видение. Это будет отвечать нашему времени.
И представьте себе, что какой-нибудь художник отдался бы воздействию символа Мистерии Голгофы и во всеоружии современного искусства живописи попытался в живописной форме дать ответ на вопрос: "Что предстанет предо мной, если, исходя из символа лежащего во Гробе Христа Иисуса и вместе с тем из того, что я получил благодаря этому, я погружусь взглядом внутрь себя? что представится мне? Предо мной предстанет в своем юпитеровом, в своем будущем великолепии Христос, сковывающий Аримана в подземной области узами света, так что тот не сможет достать человека, и преодолевающий Люцифера, чтобы он не смог увлечь человеческую душу на свою стезю". Это соответствует тому, что может усвоить душа человека посредством духовной науки.
--- Конец цитаты ---
--- Цитировать ---Все то, что может явиться душе человека в таком виде, для людей, живших прежде нас, то есть для нас самих в прежних инкарнациях, облекалось в образ "Страшного суда", написанного Микеланджело на стене Сикстинской капеллы. То было лишь пророческое прозрение; настоящий же образ [этого будущего] — тот, который я только что описал. То, что может быть узрено благодаря мистерии Страстной Пятницы, люди, направляемые лишь христианским чувством, но еще не духовной наукой, видели в форме, в какой был написан "Страшный суд". Но мы живем в переходное время, и в большинстве случаев продвинутые души — если они еще не восприняли духовную науку — могут сознавать, что человек живет в настоящем в переходное время, в такое время, о котором надо сказать: сыны человеческие утратили понимание того, каким образом раньше видели Страшный суд как последствие пасхальной мистерии или, лучше, мистерии Страстной Пятницы; однако должно возникнуть новое понимание, такое понимание, которое, как это было описано сегодня, приобретается духовной наукой. С его помощью также и мы празднуем на этот раз здесь Положение во Гроб Христа Иисуса.
Я часто говорил здесь, в этом помещении, о различных вещах, которые так превосходно видел Герман Гримм. Он подробно говорил в своей "Жизни Микеланджело" и о "Страшном суде" Микеланджело в Сикстинской капелле. И так как он был личностью, не похожей на дюжинных ученых, которые все описывают (говорю в кавычках) "объективно", но после основательных исследований всей душой, всем ощущением и чувством оставался при их результатах, то по окончании своего прекрасного разбора "Страшного суда" в "Жизни Микеланджело" Герман Гримм добавил к своему рассмотрению "Страшного суда" следующие слова: "Трудно, если не невозможно, говорить о таких вещах". Он имел в виду то, что представляет для самого существа человеческой души "Страшный суд". Говорить об этом еще не было трудно во времена Микеланджело и прежде всего в живописи, ибо Микеланджело говорил об этом на языке живописи. А те, кто в те времена были посвящены в мистерии религии, могли и говорить об этих вещах. Трудно стало это лишь с дальнейшим течением времени.
GA161
--- Конец цитаты ---
Галина:
СТРАШНЫЙ СУД Микеланджело.
Получается, что МАСТЕР - ХУДОЖНИК писал свое произведение, инспирируясь переживаниями и возникающими образами состояния ЗЕМЛИ!
Рудольф Штейнер предъявил миру М И С Т Е Р И Ю - скульптурное произведение «ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» исходя из интуиций состояния Земли как будущего Юпитера! И ВЫБОРА, стоящего перед человечеством уже сегодня. Во всем его грандиозном значении. Даже внешность все более станет метаморфизироваться под внутреннее состояние человека!
…Видимо, можно найти в наследии искусства то, что трансформирует и предшествующие культурные состояния Земли и Человека, т.е. Др. Луны, др. Солнца, др Сатурна. Или, Лемурийской, Гиперборейской и Полярной эпохи. Или… Аремени Др. Египта, др. Персии и Др. Индии…
urga:
Я уже высказывал свое мнение о том, что скульптура "Представитель человечества..." изображает имагинацию весны и Рафаила (поскольку четыре имагинации содержат образы четырех царств природы, и Рафаилу соответствует человек).
Сегодня могу обосновать, почему такое важное значение для Штейнера имела эта скульптурная группа. Его миссия была связана с тем временем, в которое он родился (астрологические выкладки опущу), следовательно, он работал для "планетарного гения" Меркурия, вдохновляющего период 18-20 веков. Меркурий с кадуцеем то же самое что имагинация Рафаила.
Что связано с мистерией Меркурия? Способность сопровождать души умерших. Антропософская медицина. И слабее всего - астрология. Геомантика и пророчества - вообще отсутствовала.
Из-за Меркурия Штейнер употреблял выражение "духовная НАУКА". Обычная мирская наука тоже развивается благодаря Меркурию: она опирается на показания органов чувств, оперирует информацией, числами, кодами и символами. В оккультизме Меркурий "процветал" в атлантические времена, используя развитие астрального центра между бровями, а также в египетской культуре.
Вероятно, Штейнер хотел навести мосты между меркурием науки и Меркурием мистерий. Мое мнение таково, что без астроллогии это не состоится. а к астрологии обычная наука вернется, скорее всего, через астрономию.
Подводит в наследии Штейнера излишняя сновидческая природа его Меркурия, который не терпит неточности.
Sergei:
--- Цитата: urga от 03 Фев. 2013, 07:20:18 ---Эта заметка, в основном, содержит абстрактные размышления и содержит некоторые допущения, нуждающиеся в дополнительных доказательствах. В основном она касается символизма, а не реальности. Этот символизм пересекается с циклом лекций, посвященным четырем имагинациям годового кругооборота, с рядом утверждений Штейнера о Яхве и Христе, а также с символизмом скульптурной группы «Представитель человечества». Но в начале в качестве отправной точки рассуждений возьмем отрывок из первого тома «Кармических взаимосвязей».
...
Теперь пришло время разобраться с четвертым образом – имагинацией Рафаила. Между прочим, это позволяет понять, как Штейнер пришел к тому, чтобы связать свою скульптурную группу «Представителя человечества» с Христом. Рафаилу в человеке остается область мышления и ясного сознания, область свободы, которая простирается за пределами кармических механизмов. Для Штейнера Христос был таким Существом, которое не принадлежало к уже упоминавшимся девяти Иерархиям и не подчинялось карме. Это Существо должно быть отмечено следующим после Скорпиона знаком – знаком Стрельца. В имагинации Рафаила огненное начало Стрельца представлено жезлом (кадуцеем). Восточные же традиции тяготели к астрологическому символизму, а потому привлекали изображение коня. Так, индуисты ожидают десятого Аватара Калки как Всадника на коне, уничтожающего безбожников в конце «железного века». Этот образ совершенно идентичен Царю царей, Господу господствующих из Книги Откровения. Конь как бы служит заместителем все того же кадуцея, или огненной силы.
Вообще, в индуизме можно найти две доктрины о Существованиях, не подверженных карме. В йоге говорят об Ишваре – особом жителе человеческого тела, не затронутом затемняющими следами памяти, страданием и кармическими последствиями; являющимся для человека семенем всеведения, также являющимся Учителем всех древних и современных духовных наставников. В следующей, религиозной, традиции речь ведут об Аватарах – Существах, которые не имеют отношение к карме мира, в который они «нисходят». Аватары обычно являются «жнецами», подводящими итоги громадных циклов существования миров.
Так вот, образ Рафаила объединяет собой оба этих явления (как их можно разнести, станет ясно в конце этого сообщения). Антропософы то знают, что кроме девяти Иерархий постепенно развивается и десятая, развивается из человечества. Поэтому имагинацию Рафаила Штейнер вполне уместно называет сначала «Представителем человечества». Скульптурной композиции не хватает только кадуцея в вытянутой вниз руке, либо меча, вырывающегося из уст. Когда Штейнер описывает посвященных будущего с пробужденной в сердце кундалини, он подразумевает именно эту огненную силу.
--- Цитировать ---«Но живое ощущение всего этого будет достигнуто в том случае, если после того, как целое стало архитектурой и скульптурой, после того, как все, что я описывал, облеклось в архитектурные и пластические формы, к этому в будущем присоединится также возможность разыгрывать перед этой скульптурой во время Пасхи живую драматическую постановку, живую драму, в которой должны участвовать два главных действующих лица: человек и Рафаил. Именно внутри этой пластинки, внутри этих архитектурных форм должна разыгрываться своего рода мистериальная постановка с двумя главными действующими лицами - человеком и Рафаилом: Рафаил должен быть с жезлом Меркурия и со всем тем, что связано с жезлом Меркурия. Живое искусство требовательно, и, в сущности, не может быть ни скульптуры, ни архитектуры, которые - если они в своем внутреннем представляют собой космическую истину - не требовали бы, чтобы в пространстве, занимаемом этой скульптурой и архитектурой, происходило нечто художественное. И во время Пасхи для этой архитектуры, для этой скульптуры необходимо мистериальное представление: человек, которого учит Рафаил». Из «Имагинаций кругооборота года».
--- Конец цитаты ---
--- Конец цитаты ---
Понравилось предложенное наблюдение. Оно созвучно моим находкам и поискам. Открывает новое видение скульптурной группы.
Навигация
Перейти к полной версии